Массовый психоз что это
Массовый психоз
Содержание
Массовый истерический психоз
Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия.
Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы. [2]
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:
Распространенные феномены массового психоза XXI века
Производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости.
Мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.
Весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение.
Инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество.
«Вы не на поле чудес, вы скорее в «стране дураков». Неужели нет повода собрать семью, сказать всем родным, друзьям, соседям пожелания от души в течение года. Службы 03 и 02 внутри подсознательно уже настраиваются в эти дни на активную работу» [11]
Механизм формирования массового психоза
Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
— публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
— контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
Мяукающие монахини и исчезающие пенисы: что такое психические эпидемии и в чем их причина
Мы привыкли считать психическую болезнь драмой, развивающейся в индивидуальном сознании. На самом же деле такие расстройства могут охватывать целые города и быть такими же заразными, как ветряная оспа. История знает немало примеров, когда люди страдали от одинаковых бредовых идей и схожих галлюцинаций. В самых тяжелых случаях коллективная экзальтация охватывает сотни и даже тысячи человек, и массовые психозы приобретают характер эпидемии.
Танцевальная лихорадка в Средние века, массовая истерия в Танганьике и похищения пенисов в Нигерии: Роман Королев — о самых известных эпизодах коллективного помешательства.
Средневековье: танцевальная лихорадка и мяукающие монахини
В XIV–XVII веках континентальную Европу охватило явление, известное как пляска святого Витта или хореомания (от греч. χορεία «вид танца»). Сотни, тысячи и даже десятки тысяч людей одновременно начинали двигаться в такт воображаемой музыке и перемещались так из города в город, пока наконец не падали от изнеможения. Некоторые из них получали во время плясок тяжелые травмы или умирали от разрыва сердца. Самое раннее упоминание о танцевальной эпидемии датировано VII веком, и в дальнейшем вплоть до середины XVII столетия массовая истерия такого рода много раз охватывала разные уголки континентальной Европы.
В одних случаях помешательство длилось несколько часов, в других продолжалось месяцами. При этом пляшущие находились в бессознательном состоянии и не могли себя контролировать.
Некоторые во время танца умудрялись заниматься сексом, другие раздевались догола и делали непристойные жесты или просто прыгали как животные.
Средневековые историки также утверждают, что участники плясок святого Витта болезненно реагировали на красный цвет и могли совершать жестокие поступки при виде алой одежды.
Самая известная вспышка танцевальной лихорадки произошла в июле 1518 года в Страсбурге. Всё началось с того, что некая фрау Троффеа на протяжении нескольких дней выделывала па на центральных улицах. Постепенно к ней стали присоединяться и другие горожане. В течение первой недели их число увеличилось до 34, а затем и до 400 человек. Обеспокоенные странными событиями страсбургские власти решили дать людям танцевать до тех пор, пока они не устанут, и даже наняли музыкантов, чтобы те, не переставая, играли на городской площади. Это привело к настоящей катастрофе: несчастные бились в пароксизмах бесконечной пляски до тех пор, пока не падали замертво от истощения или сердечного приступа. Историк Джон Уоллер утверждает, что никакой современный спортсмен не смог бы вынести изнурительных нагрузок, которым они подвергали себя на протяжении многих дней.
В средневековой медицинской литературе описан еще один типичный сценарий массовой истерии. В одном из источников, например, сообщается о некой французской монахине, которая однажды начала мяукать как кошка.
Такое поведение оказалось очень заразным — вскоре ежедневные приступы мяуканья стали охватывать других сестер и иногда продолжались по несколько часов. Только пригрозив массовыми порками, духовенство смогло прекратить этот кошачий концерт.
В XV веке послушница германского женского монастыря начала кусать своих сестер. Непреодолимая тяга к этому богомерзкому занятию распространилась по всей обители, а затем и по другим монастырям Германии, Голландии и даже Рима.
Некоторые девушки демонстрировали симптомы одержимости демонами (странное поведение и использование обсценной лексики), так что приходилось призывать священника, чтобы провести обряд экзорцизма.
Исследователи обращают внимание на то, что страдавшие от истерии девушки, как правило, отправлялись в монастыри не по своей воле. Поведение, напоминающее одержимость демонами или животными инстинктами, было для их психики единственной возможностью выразить протест против нищеты, тяжелого труда и строжайшего соблюдения церковных канонов.
Нападе на нее бес, учала собакой лаять
Пока Европа постепенно избавляется от танцевальной лихорадки, Российская империя переживает настоящую эпидемию кликушества — истерических припадков, во время которых человек, якобы одержимый бесами, издает страшные и пронзительные крики. Сообщения о подобных происшествиях встречаются еще в Средневековье, но само слово «кликуша» появляется в XVII–XVIII веках, когда и начинается настоящая психическая эпидемия. Умы россиян того времени бродили под влиянием церковного раскола, что и могло спровоцировать рост истерических настроений.
«Нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать», — описывал встречу с кликушей протопоп Аввакум в своей автобиографии.
Во время таких истерических припадков люди нередко выкрикивали имя того, кто навел на них порчу и подселил беса, что в условиях сельской общины легко могло закончиться расправой над этим человеком. Еще Петр I подозревал кликуш в притворстве и требовал привлекать их к суду за лжесвидетельство и клевету. Но административными мерами пресечь беснование не удалось, и вплоть до начала ХХ века оно всё еще встречалось в русских селах.
В 1879 году в деревне Врачево Новгородской губернии кликуша обвинила крестьянку в наведении порчи и болезней на людей. Муж одной из «будущих жертв» собрал люд, «ведьму» заперли в избе и подожгли. Трех участников этого самосуда приговорили к церковному покаянию, а остальных признали невиновными.
«Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает „кричать на голоса“ — симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками… В других случаях кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова…
Содержание выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: „Ой, лихо мне, ой тяжко, страда-а-аю“ и т. д.
В случаях, бывших под моим наблюдением, кроме описанных явлений, я должен отметить еще особенное кривляние лица во время кликушного припадка. Действительно, наблюдая кликушу во время припадка, можно поражаться иногда теми отвратительными гримасами, которые она проделывает» — так описывает этот феномен знаменитый психиатр Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни».
ХХ век: кусачие жуки и исчезающие пенисы
Одна из самых известных массовых истерий Новейшего времени охватила в 1962 году жителей Танганьики — небольшого государства в Восточной Африке, которое впоследствии вошло в состав Танзании. Приступы заразительного хохота начались 30 января у трех девочек, а вскоре от них сотрясались уже 95 из 159 воспитанниц миссионерского интерната в деревне Кашаша в возрасте от 12 до 18 лет. Истерические взрывы смеха продолжались от нескольких часов до 16 дней. Хотя со стороны могло показаться, что всем этим детям очень весело, сами они испытывали страдания. Приступы хохота сменялись плачем и криками, сопровождались жалобами на проблемы с дыханием, метеоризмом, обмороками и сыпью.
На учителей эпидемия не распространялась, но они могли только развести руками и констатировать, что в таком состоянии ученицы точно не способны сосредоточиться на уроках. 18 марта школу закрыли.
Обучавшиеся там девочки разъехались по домам, и эпидемия смеха проникла в новые населенные пункты. В апреле и мае 1962 года 217 жителей деревни Ншамба (преимущественно юных) сотрясались от приступов конвульсивного хохота. Охватила истерия и среднюю школу для девочек в Рамашанье, затронув 48 учениц. В результате руководству интерната в Кашаше выставили иск за то, что оно позволило «носителям инфекции» разъехаться по близлежащим населенным пунктам и распространить ее.
Полтора года спустя эпидемия сошла на нет так же внезапно, как и появилась. За это время было закрыто 14 школ и около тысячи человек обратились с жалобами на «попавшую в рот смешинку».
Ученые находили разные объяснения произошедшего в Танганьике. Например, социолог Роберт Бартоломью и психиатр Саймон Уэссели выдвинули гипотезу культурно обусловленной эпидемической истерии. Они обращали внимание на то, что в этой стране обществом в то время правили суровые старейшины, придерживавшиеся крайне консервативных взглядов, а эпидемия охватывала преимущественно учащихся миссионерских школ. Разительный контраст между тем, что они слышали дома и на уроках, мог вызвать такую истерику.
Кристиан Хемпельман, в свою очередь, писал, что в начале 1960-х Танганьика только-только завоевала независимость, и ученики испытывали сильный стресс, связанный с огромными ожиданиями, которые на них возлагали учителя и родители.
По его мнению, массовая истерия для людей с низким социальным статусом оставалась единственным способом заявить, что в обществе что-то пошло не так.
В том же 1962 году загадочная болезнь, сопровождавшаяся сыпью, лихорадкой, головокружением и рвотой, охватила работников текстильной фабрики на юге США. Сотрудница, первой пожаловавшаяся на эти симптомы, уверяла, что ее укусил майский жук. Вскоре от них же начали страдать еще 59 женщин и трое мужчин, многих пришлось госпитализировать. Чтобы справиться с нашествием агрессивных жуков, на завод вызвали энтомологов, но те обнаружили там лишь пару безобидных насекомых, чьих сил и коварства было явно недостаточно, чтобы учинить такие бедствия.
Проведя более детальное исследование и опросив пострадавших, медики пришли к выводу, что имеют дело со случаем массовой истерии. Большинство «укушенных» женщин работали сверхурочно, должны были содержать ребенка или испытывали другие жизненные трудности, но делали вид, что у них всё в порядке. Это, по мнению медиков, снижало их стрессоустойчивость. Свою роль в распространении истерии сыграла и пресса, сообщившая об атаке ядовитых насекомых.
В период с 1973 по 1978 год по крайней мере шесть вспышек массового психоза были зарегистрированы на фабриках Сингапура. Одни работники жаловались на охвативший их без причины холод и страх, другие утверждали, что в них вселился дух или джинн, третьи кричали и вели себя агрессивно. Транквилизаторы этим людям не помогали, а попытки знахарей изгнать демонов только вредили. К счастью, спустя неделю симптомы, как правило, исчезали сами собой.
Нигерийский психиатр Санни Илечукву еще в 1975 году сообщал о нелепом случае из своей практики, когда полицейские привели к нему мужчину, утверждавшего, что у него украли пенис. В 1990-х годах такие жалобы приобрели массовый характер. Воры гениталий, «свирепствовавшие» в то время в нигерийских городах, якобы, дотронувшись до человека, могли похитить у него половой орган. Чтобы наказать незнакомца, случайно задевшего кого-то в общественном месте, зачастую собирались агрессивные толпы, и некоторые такие случаи даже заканчивались линчеванием.
Когда же недоумевавшие врачи справедливо указывали «пострадавшим» на то, что гениталии на месте, «потерпевшие» утверждали, что это не их половой орган, он стал другим, уменьшился в размерах, был заменен духом пениса, вернулся на место только что или что его удалось возвратить, избив похитителя.
Приезжавшие в те годы в Лагос туристы могли наблюдать странную картину: нигерийские мужчины идут по улице, вцепившись рукой в гениталии, а женщины прижимают грудь к телу, чтобы ее тоже не похитил и не уменьшил проклятый колдун.
Психические эпидемии до сих пор продолжают вспыхивать в разных странах при не менее диковинных обстоятельствах. Так, некоторые ученые уверены, что исключительно психогенный характер носили жалобы сотрудников американского посольства на Кубе: они утверждали, что недруги истязают их акустическими атаками. Правительство США, впрочем, предпочло от греха подальше эвакуировать большинство своих дипломатов, а вскоре на загадочные аудионападения стали жаловаться и сотрудники американского посольства в Китае.
В августе 2019 года девочкам, обучавшимся в средней школе малайзийского султаната Келантан, начало являться «лицо чистейшего зла», заставляя их кричать от ужаса. То, что больше похоже на сюжет молодежного хоррора, на самом деле имеет вполне рациональное объяснение. Академик Афик Нур предположил, что вспышку коллективных галлюцинаций вызвали строгие исламские обычаи заведения (Келантан считается одним из самых консервативных штатов страны) и обстановка, в которой находились девочки. Пространство вокруг школы было засажено густыми деревьями, а они в малайзийском фольклоре считаются традиционным местом обитания злых духов и призраков. После того как их вырубили, страшные видения прекратились.
Список таких историй можно продолжать еще долго. В него пришлось бы добавить и «похищения пришельцами», и десятки тысяч обращений к врачам ипохондриков, «обнаруживших» у себя симптомы птичьего гриппа или сибирской язвы. Бредовые идеи могут развиваться как вследствие повышенной внушаемости людей, так и из-за невыносимых условий жизни, когда коллективная одержимость становится единственным способом сбежать от реальных проблем. По всей видимости, до тех пор, пока человек поддается внушению, мы будем узнавать о новых и всё более странных эпизодах массовой истерии.
Массовый психоз. Или о бредовых расстройствах, индуцированных и массовых
О БРЕДОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ – ИНДУЦИРОВАННЫХ И МАССОВЫХ
Бредовое расстройство (или психоз) – это четко определяемое нарушение психической деятельности человека, при котором его поведенческие реакции противоречат реальной ситуации. Существует весьма обширная их классификация по различным критериям. В этой статье мы обсудим один из типов – а именно – индуцированный психоз (индуцированное бредовое расстройство).
Визитной карточкой индуцированного психоза является наличие симптомов душевного расстройства у вполне психически здорового человека. Откуда берутся эти симптомы? Давайте разбираться.
Стать жертвой индуцированного бреда деле гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если донор психоза и реципиент находятся в достаточно близких отношениях и первый пользуется авторитетом у второго, то рано или поздно бредовые идеи получат шанс затмить голос разума психически здорового человека, вызывая тем самым состояние психоза.
Кроме того жертвами индуктора могут стать одновременно несколько человек и даже целые толпы. В истории множество примеров, когда психически неуравновешенный правитель заражал своим бредом преимущественное большинство жителей своей страны. Ярчайшие из них – диктатура Иосифа Сталина и теория о превосходстве арийской расы Адольфа Гитлера.
Индуцированный бред, распространенный на большое количество людей именуется массовым психозом. Под этим понятием подразумевается состояние толпы людей, находящихся под влиянием любой общей идеи, веры.
Все человечество веками живет в состоянии то одного, то другого массового психоза.
Человек, по сути, продукт своей среды обитания, ему проще мыслить так, как большинство.
Существуют определенные категории людей, подверженных индукции более других. Качества, присущие жертвам массовых бредовых состояний – агрессия, внушаемость и фанатичность, низкий уровень интеллекта. Рассмотрим каждое из них отдельно.
Агрессия
К ней прибегают в тех случаях, когда угроза физического насилия становится единственным способом доказать свою правоту. Если толпа требует расправы с оппонентами (войны, пыток, лишения свободы), оправдываясь некой высшей целью – это однозначно массовый психоз.
Низкий уровень интеллекта
Примером могут послужить демонстрации безработных, бездомных, которые противопоставляют себя кругу людей с более высоким уровнем интеллекта. Примечательно, что работники культурной сферы, успешные предприниматели, ученые и даже студенты ВУЗов менее подвержены массовым состояниям, чем представители рабочего класса, не говоря уж о люмпенизированных слоях населения.
«Все мы тут не в своем уме»: что такое массовый психоз
В Средние века в одном из женских монастырей во Франции началась странная «эпидемия». Неожиданно одна из монахинь стала мяукать, как кошка. К ней присоединились другие, и вскоре все монахини в этом монастыре стали регулярно в течение нескольких часов устраивать «кошачьи» концерты. Это при том, что кошки в средневековой Франции считались нечистыми животными, якобы они якшались с дьяволом. Остановить эпидемию удалось лишь местным блюстителям правопорядка, которые пригрозили монахиням силой.
Этот случай — одно из первых описаний явления, известного как массовый психоз, или массовая истерия.
Массовые психозы многогранны, их проявления бывают самыми разными, поэтому сложно в двух словах объяснить, что это такое. Ученые предложили пять основных критериев:
В чем причина массовых психозов?
Массовая истерия — это своего рода ментальный вирус. Его жертвы теряют способность к адекватным суждениям и становятся одержимыми. Возникают конверсионные расстройства: человек испытывает симптомы, которые не имеют физической причины — из-за нарушения работы нервной системы. Это могут быть головные боли, головокружения, спазмы в животе, кашель, сонливость, усталость, боли в горле, раздражение глаз и пр.
Ученые пытались разобраться, могут ли личностные черты или нарушения душевного здоровья сделать человека более предрасположенным к вовлечению в массовый психоз. По большей части эти попытки не увенчались успехом.
Выделяют две разновидности массовых психозов. Более легкая форма — тревожная массовая истерия, ее причина — сильный стресс в сплоченном коллективе. В большинстве случаев люди начинают чувствовать неприятный или незнакомый запах, возникает ощущение опасности. Характерные признаки тревожной истерии: головная боль, головокружение, усиленное дыхание, обмороки. Обычно они проходят в течение 24 часов.
Моторная массовая истерия — результат нервного напряжения в течение долгого времени. В данном случае среди симптомов преобладают различные подергивания, тики, пляски, смех, плач, выкрикивание определенных слов и звуков. Эти проявления усиливаются в течение недель, месяцев и также долго исчезают.
Возможно, в случае с французскими монахинями сыграл роль факт, что женщин в Средние века часто отправляли в монастырь против их воли. Монашеская жизнь предполагала обет безбрачия, бедность и физический труд.
Случаи массовой истерии описаны на протяжении всей истории, и сегодня подобные эпидемии, видимо, не стали происходить реже.
Примеры массовых психозов — из истории и современности
Пляски святого Вита
С XVII столетия в Европе стали происходить инциденты, когда люди собирались группами и совершали беспорядочные движения — своего рода танец. Например, в 1020-х годах в немецком городе Бернбурге 18 крестьян пели и танцевали вокруг местной церкви, помешав службе в канун Рождества. Во время самых крупных вспышек десятки тысяч людей могли танцевать часами, днями, неделями и даже месяцами, пока не падали от истощения. Иногда участники плясок украшали себя, раздевались догола, показывали неприличные жесты и занимались сексом. В середине XVII века «эпидемия» неожиданно прекратилась.
Кликушество
В России массовые истерические припадки проявлялись в виде кликушества. Первые описания этого явления встречаются еще в XI веке. Считалось, что кликушами становятся женщины, на которых наслали порчу, во время припадков они общаются с дьяволом и могут предсказывать будущее. Распространенность кликушества достигла апогея в XVI–XVII столетиях. Вероятно, во многом этому способствовал раскол церкви. Петр I считал кликуш притворщиками, приказал их разыскивать и допрашивать.
Великий страх
С 17 июля по 3 августа 1789 года, в преддверии Французской революции, среди крестьян Франции началась паника. Урожай в этом году был бедным, стали распространяться слухи, будто аристократы вступили в заговор, чтобы заставить простой народ голодать и устроить пожары. В одних регионах рассказывали, что грабители сжигают поля, в других говорили о поджогах зданий. Крестьяне и горожане начали вооружаться, чтобы защититься от мнимой опасности. Это явление позже было названо Великим страхом. Оно так напугало власти страны, что 4 августа 1789 года во Франции был официально отменен феодализм.
Есть версия, согласно которой Великий страх был вызван галлюциногенным грибом спорыньей из зараженной пшеницы. Из-за плохого урожая крестьянам пришлось есть пораженные колоски, которые раньше выбрасывали.
Фабричные психозы
Промышленная революция в XVIII–XXI столетиях вызвала новую волну массовых психозов. Один из самых интересных инцидентов произошел в 1962 году, когда 62 рабочих (из которых 59 были женщинами) одной из текстильных фабрик в США стали испытывать сильную тошноту и жжение кожи. Все они утверждали, что их укусил жук, который якобы завелся в тканях. Руководство фабрики вызвало специалистов, они искали возможный патоген, но так и не нашли. Жуков в ткани не было, но выяснились некоторые другие факты. Практически все рабочие, предъявившие жалобы, трудились сверхурочно, были основным источником доходов в своей семье и имели детей. Они жили в условиях высоких нагрузок и хронического стресса. Эксперты заявили, что виноваты не жуки, а одержимость, которая распространяется как зараза.
Эпидемия смеха
Пенис-истерия
В 1967 году среди мужчин Сингапура распространился слух, что употребление мяса вакцинированных свиней может привести к уменьшению или полному исчезновению половых органов, а иногда даже к смерти. Чтобы опровергнуть эти слухи и ликвидировать психоз, властям страны пришлось приложить немалые усилия.
В 1990 году в Нигерии началась массовая истерия, которая иногда приводила к убийствам. Обычно это происходило так: мужчина случайно касался незнакомца, после чего объявлял, что тот похитил его пенис. «Вора» начинали избивать до тех пор, пока «жертва» не почувствует, что гениталии «вернулись». На улицах в городах страны можно было увидеть многих мужчин, держащихся за половой член и женщин, держащихся за грудь. Считалось, что так можно предотвратить кражу.
Последствия катастроф
Заражение через интернет
В 2012 году среди девочек-подростков в городе Лерой (США) началась эпидемия симптомов, напоминающих проявления синдрома Туретта — неврологического заболевания, при котором отмечаются тики и выкрикивание разных звуков. Врачи разводили руками и не могли объяснить, чем вызвана эта неведомая болезнь. Причиной оказался видеоролик, на котором были запечатлены аналогичные симптомы. Этот случай показал, что сеть может способствовать распространению массовых истерий.