Мастер бюджета что это
Мастер бюджета что это
Бюджет доходов и расходов
Бюджет доходов и расходов (БДР) – список статей доходов и расходов на предстоящий период, который заполняется прогнозными значениями объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по кредитам и займам, налоги к уплате и т. д.). Результатом формы БДР является расчет прогнозной величины прибыли, а также оценка рентабельности предприятия в заданном временном интервале. Форма и состав статей БДР определяются произвольным образом в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.
Бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств (БДДС) – основной финансовый документ по управлению потоками денежных средств. Периодичность его составления может быть произвольной (например, месяц, квартал или год). С помощью БДДС обеспечивается оперативное управление финансированием всех хозяйственных операций предприятия – например, планирование величины поступления собственных средств и оценка потребности в заемном капитале. Результатом данной формы бюджета является оценка величины остатков денежных средств предприятия в заданном интервале планирования.
Бюджет балансового листа
Бюджет балансового листа (ББЛ) или прогнозный баланс – предназначен для целей планирования остатков по основным показателям управленческого или бухгалтерского баланса (внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, долгосрочные и краткосрочные пассивы, кредиторская задолженность, собственный капитал и т. д.). Результатом является оценка прогнозной величины стоимости имущества (активов) и источников их возникновения (пассивов) у предприятия.
Бюджетное планирование
12.2. Мастер-бюджет организации
Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения полной системы планов организации на долго-, средне- и краткосрочную перспективу схематически изображен на рис. 12.3.
Рассматривать возможные аспекты стратегического и тактического планирования сейчас в наши задачи не входит, и поэтому обратим основное внимание на систему бюджетов, формирующих мастер-бюджет и изображенных на рис. 12.3 заштрихованными блоками.
Безусловно, в каждой конкретной организации необязательно формировать полную систему бюджетов именно таким образом. Возможно, каких-то блоков, в зависимости от особенностей деятельности организации, в системе бюджетов может не быть в принципе (например, в организациях сферы услуг не будет бюджетов закупок и расходов прямых материалов), однако для понимания всей картины рассмотрим содержание каждого из приведенных на рис. 12.3 блоков и их взаимоувязку.
Бюджет производственных затрат. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков в соответствии с методикой калькулирования себестоимости, принятой в организации (по полным или по переменным затратам).
Бюджет коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на реализацию продукции. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании. Часть коммерческих расходов может быть переменной (например, комиссионные агентам), часть условно-переменными ( затраты на транспортировку), условно-постоянными ( реклама и продвижение продукции) или просто постоянными (твердый оклад сотрудников коммерческой службы).
где | Sконеч. | — | конечное сальдо (целевая, желаемая величина); |
Sначал. | — | начальное сальдо (прогнозная оценка; обычно в период разработки бюджетов она уже бывает примерно известна); | |
Tдеб. | — | оборот по дебету (прогнозная оценка); | |
Tкред. | — | оборот по кредиту (прогнозная оценка). |
Бюджет движения денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). Этот документ, пожалуй, наиболее важен для обеспечения текущей финансовой деятельности организации, и поэтому мы уделим особое внимание его разработке и представлению в следующем разделе.
Бюджетное планирование
12.2. Мастер-бюджет организации
Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения полной системы планов организации на долго-, средне- и краткосрочную перспективу схематически изображен на рис. 12.3.
Рассматривать возможные аспекты стратегического и тактического планирования сейчас в наши задачи не входит, и поэтому обратим основное внимание на систему бюджетов, формирующих мастер-бюджет и изображенных на рис. 12.3 заштрихованными блоками.
Безусловно, в каждой конкретной организации необязательно формировать полную систему бюджетов именно таким образом. Возможно, каких-то блоков, в зависимости от особенностей деятельности организации, в системе бюджетов может не быть в принципе (например, в организациях сферы услуг не будет бюджетов закупок и расходов прямых материалов), однако для понимания всей картины рассмотрим содержание каждого из приведенных на рис. 12.3 блоков и их взаимоувязку.
Бюджет производственных затрат. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков в соответствии с методикой калькулирования себестоимости, принятой в организации (по полным или по переменным затратам).
Бюджет коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на реализацию продукции. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании. Часть коммерческих расходов может быть переменной (например, комиссионные агентам), часть условно-переменными ( затраты на транспортировку), условно-постоянными ( реклама и продвижение продукции) или просто постоянными (твердый оклад сотрудников коммерческой службы).
где | Sконеч. | — | конечное сальдо (целевая, желаемая величина); |
Sначал. | — | начальное сальдо (прогнозная оценка; обычно в период разработки бюджетов она уже бывает примерно известна); | |
Tдеб. | — | оборот по дебету (прогнозная оценка); | |
Tкред. | — | оборот по кредиту (прогнозная оценка). |
Бюджет движения денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). Этот документ, пожалуй, наиболее важен для обеспечения текущей финансовой деятельности организации, и поэтому мы уделим особое внимание его разработке и представлению в следующем разделе.
Мастер-бюджет: характеристики, для чего он нужен, виды
Содержание:
В основной бюджет Это документ, который используется в компании для планирования бюджета. Он включает в себя все другие оценки более низкого уровня, сделанные различными функциональными подразделениями компании. Он соответствует финансовому периоду компании и может быть разбит на кварталы или месяцы.
Это бизнес-стратегия, которая документирует ожидаемые будущие продажи, объемы производства, закупки, будущие понесенные расходы, капитальные вложения и даже займы, которые будут приобретены и погашены.
Основной бюджет также включает бюджетные финансовые отчеты, прогноз движения денежных средств и план финансирования. Другими словами, основной бюджет включает все остальные финансовые бюджеты.
Если планы компании по генеральному бюджету должны быть непрерывным документом, который будет обновляться каждый год, месяц обычно добавляется в конец бюджета для облегчения планирования. Это называется скользящим бюджетом.
Разработка бюджета
Бюджетный комитет обычно разрабатывает основной бюджет на каждый год под руководством директора по бюджету, который обычно контролирует компанию.
Перед тем, как начать процесс планирования общего бюджета, компания должна разработать стратегический план и ряд целей, основанных на этом стратегическом плане, на следующие пять лет. Стратегический план станет основой для различных бюджетов, которые готовит компания.
После того, как основной бюджет будет окончательно оформлен, бухгалтерский персонал может ввести его в бухгалтерское программное обеспечение компании, чтобы программное обеспечение могло выпускать финансовые отчеты, которые сравнивают запланированные результаты с фактическими.
Небольшие организации обычно формируют свои основные бюджеты с помощью электронных таблиц. Однако электронные таблицы могут содержать ошибки формул, и им также трудно построить сальдо бюджета.
В более крупных организациях используется специальное бюджетное программное обеспечение, в котором нет ни одной из этих проблем.
характеристики
Пояснительный текст может быть включен в основной бюджет, в котором излагается стратегическое направление компании, как основной бюджет поможет достичь конкретных целей, а также действия руководства, необходимые для достижения бюджета.
Также может быть обсуждение кадровых изменений, необходимых для достижения бюджета.
Кроме того, он также включает финансовое планирование, прогнозирование денежных потоков, а также бюджетные отчеты о прибылях и убытках и баланс организации.
Основные проблемы с бюджетом
Когда компания реализует основной бюджет, высшее руководство имеет сильную тенденцию заставлять организацию его придерживаться, включая целевые показатели бюджета в планы вознаграждения сотрудников. Это дает следующие эффекты:
— При составлении бюджета сотрудники склонны оценивать низкие доходы и высокие расходы, чтобы можно было легко уложиться в бюджет и, таким образом, достичь своих планов компенсации.
— Если от организации требуется соблюдение бюджета, ей потребуется группа финансовых аналитиков для отслеживания и составления отчетов об изменениях бюджета. Это порождает ненужные расходы для компании.
— Менеджеры склонны игнорировать новые возможности для бизнеса, потому что все ресурсы уже выделены для удовлетворения бюджета, а их личные стимулы привязаны к бюджету.
— Основной бюджет изменить непросто. Небольшие изменения требуют многих шагов в рамках бюджета. Общий бюджет не может быть понят для всех.
— Применение основного бюджета может исказить операционные показатели компании. Возможно, лучше всего использовать основной бюджет только в качестве ориентира для краткосрочных ожиданий управления бизнесом.
Для чего это?
Мастер-бюджет используется руководством компании для принятия «масштабных» стратегических решений на основе долгосрочной стратегии и прогноза на текущий год.
Главный бюджет также позволяет оценить результаты деятельности компаний в период планирования.
Инструмент планирования и контроля
Он служит инструментом планирования и контроля для управления, поскольку бизнес-деятельность можно планировать в течение периода на основе основного бюджета.
В конце каждого периода фактические результаты можно сравнить с основным бюджетом, что позволит принять необходимые меры контроля.
Обычно управленческая команда проверяет основной бюджет и вносит изменения, пока не достигнет бюджета, в котором выделяются средства для достижения желаемых результатов.
Показатели основного бюджета
Набор KPI, рассчитанный на основе информации о бюджете, может быть включен в основной бюджет.
Например, он может отображать оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов или прибыль на акцию. Эти индикаторы полезны для проверки действительности основного бюджета по сравнению с фактическими результатами в прошлом.
Например, если показатель оборачиваемости дебиторской задолженности намного ниже исторических результатов, это может означать, что компания переоценивает свою способность быстро взыскивать дебиторскую задолженность.
Типы
В первую очередь готовится операционный бюджет, поскольку информация в этом бюджете необходима для составления финансового бюджета.
Операционный бюджет
Он показывает прибыльную деятельность компании, включая доходы и расходы.
Операционный бюджет фактически состоит из восьми вспомогательных бюджетов. Они взаимосвязаны и вместе составляют бюджетный отчет о прибылях и убытках.
Бюджет продаж
Все закупки, потребности в персонале и административные расходы основаны на продажах.
Сначала определяется количество продаваемых единиц и их цена за единицу. На этой основе рассчитывается стоимость продаж. Бюджет продаж составляется с учетом следующих факторов:
— Оценка рыночного спроса.
— Служба текущего снабжения.
Бюджет производства
Хотя производственный бюджет в первую очередь основан на бюджете продаж, следует учитывать следующие факторы:
— Инвентаризация на начало года.
— Инвентаризация на конец года.
— Количество произведенных единиц.
— Резервировать инвентарь в течение года.
Бюджет на закупку материалов и непосредственную рабочую силу
Бюджет производственных накладных расходов
Бюджет производственных накладных расходов включает фиксированные и переменные накладные расходы.
Бюджет инвентаризации готовой продукции
Необходимо заполнить стоимость бюджета проданных товаров и бухгалтерский баланс. Этот бюджет присваивает стоимость каждой произведенной единице продукта на основе сырья, прямых затрат труда и производственных накладных расходов.
Бюджет коммерческих и административных расходов
Он берет на себя расходы, не связанные с производством, такие как фрахт или различные расходные материалы. В дальнейшем его можно разделить на бюджеты отдельных отделов, таких как отделы бухгалтерского учета, проектирования, технического обслуживания и маркетинга.
Бюджетный отчет о прибылях и убытках
Финансовый бюджет
В финансовой части основного бюджета есть три бюджета. Это кассовый бюджет, капитальный бюджет и финансовый результат бюджета, который представляет собой бюджетный баланс.
Кассовый бюджет
Для всех бюджетов подразделений организации требуются наличные деньги. Вы должны убедиться, что у вас не закончатся деньги в течение года из-за плохого планирования при подготовке бюджета.
В кассовом бюджете указываются ежемесячные поступления и оттоки денежных средств, задолженность и ожидаемые инвестиции.
На основании бюджета продаж и производства определяются ожидаемые доходы и выплаты. На этом этапе организация решит, нужен внешний долг или нет.
Бюджет капитальных затрат
В нем указаны бюджетные показатели на приобретение дорогостоящих для компании основных средств.
Завод, машины и оборудование требуют периодического обслуживания и замены. Если цель продаж выше, чем в предыдущем периоде, следует закупить новую технику. Следовательно, необходимо тщательное планирование основных средств.
Бюджетная финансовая отчетность
Бюджетные финансовые отчеты объединяют финансовые отчеты за предыдущий период с результатами бюджетного процесса, чтобы завершить прогнозируемые финансовые отчеты в конце года.
Этот процесс важен для компаний, у которых есть кредитные соглашения или которые обязаны поддерживать определенные финансовые коэффициенты в рамках своих обязательств.
Заполняя предусмотренную в бюджете финансовую отчетность, компания может предвидеть несоблюдение этих требований и пересмотреть условия соглашения или предпринять другие шаги, чтобы соблюдать их.
Важность
Компании используют основной бюджет для облегчения планирования и контроля в рамках коммерческого предприятия, чтобы они могли управлять финансовыми аспектами бизнеса и планировать будущее расширение новых продуктов.
Управленческое планирование
Главный бюджет считается одним из наиболее важных инструментов планирования для организации. При планировании высшее руководство анализирует общую прибыльность и положение активов и пассивов компании.
Измерение производительности
Главный бюджет измеряет производительность организации в целом. Помогает в контроле и установлении ведомственной ответственности, повышая эффективность.
Межведомственная координация
Главный бюджет используется для координации между подразделениями организации. Помогите и убедитесь, что координация с другими подразделениями выполнена хорошо.
Мотивация персонала
Основной бюджет служит мотивационным инструментом, на основе которого сотрудники могут сравнивать фактическую производительность с заложенной в бюджет. Помогает сотрудникам получать удовольствие от работы, способствуя росту бизнеса.
Сводка бюджета отдела
Главный бюджет функционирует как сводный бюджет для общего представления владельцев и руководства бизнеса. Он показывает в целом, сколько зарабатывает организация и какие расходы она несет.
Планировать заранее
Генеральный бюджет заранее определяет необычные проблемы и исправляет их. Например, если одно из подразделений компании не работает хорошо и понесенные расходы превышают установленный лимит бюджета.
Помощь в достижении целей
Общий бюджет помогает достичь долгосрочных целей организации. Все ресурсы организации направляются и контролируются для оптимизации выгод.
Непрерывное улучшение
Примеры
Например, в каждой компании есть группа сотрудников, отвечающих за административные задачи внутри компании. Если бы компания была куплена, не было бы необходимости содержать два набора административного персонала. Руководство компании-покупателя должно принять решение о том, кто должен уйти.
Руководство также может использовать основной бюджет для планирования расширения.
Например, механический цех должен учитывать текущие денежные потоки, текущие ставки по кредитам, текущие лимиты долга и будущие ожидаемые продажи, прежде чем руководство планирует крупное расширение. Главный бюджет включает подробные бюджеты со всей этой информацией.
Ссылки
Как сэкономить (30 советов по контролю над расходами)
Южный щит Нижней Калифорнии: история и значение
Бюджетное планирование
12.2. Мастер-бюджет организации
Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения полной системы планов организации на долго-, средне- и краткосрочную перспективу схематически изображен на рис. 12.3.
Рассматривать возможные аспекты стратегического и тактического планирования сейчас в наши задачи не входит, и поэтому обратим основное внимание на систему бюджетов, формирующих мастер-бюджет и изображенных на рис. 12.3 заштрихованными блоками.
Безусловно, в каждой конкретной организации необязательно формировать полную систему бюджетов именно таким образом. Возможно, каких-то блоков, в зависимости от особенностей деятельности организации, в системе бюджетов может не быть в принципе (например, в организациях сферы услуг не будет бюджетов закупок и расходов прямых материалов), однако для понимания всей картины рассмотрим содержание каждого из приведенных на рис. 12.3 блоков и их взаимоувязку.
Бюджет производственных затрат. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков в соответствии с методикой калькулирования себестоимости, принятой в организации (по полным или по переменным затратам).
Бюджет коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на реализацию продукции. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании. Часть коммерческих расходов может быть переменной (например, комиссионные агентам), часть условно-переменными ( затраты на транспортировку), условно-постоянными ( реклама и продвижение продукции) или просто постоянными (твердый оклад сотрудников коммерческой службы).
где | Sконеч. | — | конечное сальдо (целевая, желаемая величина); |
Sначал. | — | начальное сальдо (прогнозная оценка; обычно в период разработки бюджетов она уже бывает примерно известна); | |
Tдеб. | — | оборот по дебету (прогнозная оценка); | |
Tкред. | — | оборот по кредиту (прогнозная оценка). |
Бюджет движения денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). Этот документ, пожалуй, наиболее важен для обеспечения текущей финансовой деятельности организации, и поэтому мы уделим особое внимание его разработке и представлению в следующем разделе.