Мастер дпи что это
Декоративно-прикладное искусство — бесценное творческое наследие древних мастеров прошлого
Декоративно-прикладное искусство — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства. Декоративно-прикладное искусство имеет давние исторические корни, оно неразрывно связано с традиционными художественными ремеслами и старинными промыслами.
Декоративно-прикладное искусство издавна играло значимую роль в жизни человека. С помощью разнообразных техник и материалов мастера стремились создавать не просто полезные, но и красивые вещи, вкладывая в них эстетическую и художественную ценность.
Виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство включает множество всевозможных разновидностей, которые можно сгруппировать по следующим основным критериям:
К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:
При изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства креативные художники нередко используют комбинации нескольких техник. Созданные мастерами предметы также могут значительно отличаться по стилю и жанру, цветовому решению и размерам, объемно-пространственной структуре и типу орнамента.
История декоративно-прикладного искусства
История декоративно-прикладного искусства берет свое начало с древнейших времен, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные археологические находки. Задолго до появления первых цивилизаций люди научились создавать разнообразные предметы быта, совмещающие в себе утилитарные и эстетические функции. Для украшения посуды, утвари, одежды и снаряжения древние мастера использовали различные орнаменты и символы, а накопленные знания передавались от учителя ученику на протяжении тысячелетий.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно взаимодействовало с различными сферами хозяйственной деятельности человека, в которых используется ручной труд, в том числе, в гончарстве и столярном деле, производстве одежды и обуви, обработке металла и кожи. В разных уголках Земли постепенно формировались и в течение многих лет совершенствовались своеобразные народные промыслы, основанные на уникальных техниках обработки доступных материалов. На развитие ремесел огромное влияние оказывали культурные, религиозные, социальные и климатические особенности каждого региона.
На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство развивалось автономно в разных регионах нашей планеты. Более того, каждый народ стремился сохранить в тайне секреты своих мастеров. Китайцы тщательно оберегали от иностранцев технологию производства фарфора, арабы — искусство чеканки металла, венецианские мастера — тайны производства муранского стекла.
Только в эпоху промышленной революции в середине XIX века ситуация кардинально изменилась. Появились новые материалы, доступными для широких масс стали книги с описанием культурных ценностей и знаний разных народов, огромных масштабов достигло промышленное производство, в том числе и предметов декоративно-прикладного назначения. Значительная часть секретов древних мастеров стала общедоступной, что предоставило огромному количеству творческих людей широкие возможности для самореализации.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает подлинный расцвет. В эпоху интернета любой человек может с легкостью овладеть старинной техникой интарсии, чеканки или художественной росписи, воспользовавшись ресурсами специализированных форумов и наглядными видеоуроками мастеров. Такая ситуация, несомненно, способствует дальнейшей популяризации, развитию и сохранению для потомков большинства видов декоративно-прикладного искусства.
Мастер дпи что это
Творчество — процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.
Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему.
Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.
Где можно увидеть декоративно-прикладное искусство в Данковском районе?
В Данковском районе более 100 мастеров ДПИ, каждый по-своему уникален. Лучшие работы мастеров представлены в Данковском краеведческом музее, на областных выставках. Каждый сельский Дом культуры имеет уголок, где представлены поделки местных мастеров.
Большая экспозиция декоративно-прикладного искусства представлена в районном Доме культуры. Данковские мастера ДПИ постоянные участники подворий на областных и районных туристических маршрутах.
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон», межрегиональный праздник русской псовой охоты «Отъезжее поле», День района, Дни сел и еще десятки событий, все это большие площадки, где представлено данковское декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство как часть культуры
Сохранении традиционного декоративно-прикладное искусства в Данковском районе играет важную роль: материальность, мастерство и эстетика дизайна играют важную роль в глубоких культурных процессах. Мастера ДПИ активно поддерживают самобытность территории, идентичность народов проживающих в районе. Декоративно-прикладное искусство в Данковском районе, это наследие, без которого немыслимо творчество и историческая правда.
Традиционное декоративно-прикладное искусства в Данковском районе играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В течении года для школьников организуются экскурсии на выставки мастеров ДПИ, нередки встречи с мастерами, а специалисты РДК проводят мастер-классы для молодежи.
Поделки мастеров, которые представляют декоративно-прикладное искусство на территории Данковского района, представляет собой ремесла, требующее использования художественных навыков. Продукты декоративно-прикладного искусства создаются мастерами, используя традиции ремесел сформировавшихся историческим опытом, а так же по их собственным конструкциям, что делает поделки уникальными (авторский продукт).
Родилась 16.04.1955 в семье учителей. В 1972 году окончила среднюю школу, поступила в Шахтинское кулинарное училище. После получения диплома начала свою трудовую деятельность в ресторане г. Данкова кондитером. С 1977 года работала бухгалтером, заочно закончила Лебедянский сельскохозяйственный техникум, бухгалтерское отделение.
С младших классов школы Тамара Сергеевна начала вышивать «крестом», а в 1977 году вязать крючком. Этому искусству ее обучила мама и старшие сестры, которые владели техникой вышивки, вязания и занимались этим много лет.
С годами круг интересов у Тамары Сергеевны все расширялся. В 2005 году она начала осваивать технику плетения бисером, через три года вышивать иконы, плести на тенерифе, вышивать лентами, гладью, пайетками, в стиле рококо по трикотажу, ковровой техникой по страмину, вязать игрушки амигуруми, делать игрушки из помпонов, делать топиарии, освоила алмазную живопись.
В 2002 году Тамару Сергеевну отметили Дипломом за участие в областном фестивале «Я радость нахожу в друзьях». В 2003 году в связи с 15-летием ВОИ награждена Почетной грамотой администрации г. Данкова.
В 2005 году за участие в культурной жизни Данковского района отмечена Почетной грамотой. Диплом за участие в 4 областном фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше», посвященном 20-летию ВОИ был вручен в 2008 году.
Благодарственное письмо администрации Перехвальского сельского совета вручила Тамаре Сергеевне за участие в выставке в день проведения престольного праздника «Ильин день» в 2010 году.
Тамара Сергеевна участница межрегиональных фестивалей и конкурсов, районных и областных мероприятий:
Родилась в 1954 году в г. Данков в семье рабочих. Мама очень любила вязать и к своему увлечению прививала любовь и дочери Галине. Учась в школе(1961-1971г.г.), наряду с вязанием увлеклась и вышивкой. Приобретенные навыки пригодились, когда в семье появились дети. Галина Петровна вязала им кофточки, шарфы, юбочки и платья.
Интерес к другим видам декоративно-прикладного искусства появился в связи с посещением выставок. Другие направления ДПИ осваивала с удовольствием. Это: модульное оригами, квилинг, картины на принтах и с чистого листа, рисование пастелью, акварелью и гуашью.
Родился 17 февраля 1950 года в г. Губаха Пермской области. Затем семья переехала в Данков. Здесь Ермаков окончил среднюю школу №4. В Данкове сложился его взгляд на жизнь, удивительная способность видеть красоту во всем.
В 1977 году Аркадий Викторович закончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института, в котором учился у известных преподавателей: народного художника СССР, действительного члена Академии художеств России, профессора Курнакова А.И., членов Союза художников России Дышленко Г.В., Хабленко М.С., Дудченко В.А.
Работал учителем изобразительного искусства, оформителем в различных организациях и учреждениях г. Данкова, в художественной мастерской районного отдела культуры.
Его творчество перекликается с поэтикой И. Бунина, К. Паустовского, В. Солоухина. Художник отдает предпочтение творчеству В.А. Серова, И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.Э Борисова-Мусатова, С.Ю. Жуковского, К. Коровина. Ему близка манера французских импрессионистов.
Все свое свободное время он целиком и безраздельно отдает любимому искусству. А. Ермакова привлекает скромная красота русской природы, маленьких провинциальных городков, с любви к которым начинается настоящая любовь к Отечеству. Его холсты звучат гимном Родине.
Картины художника всегда востребованы зрителем. Они находятся в собраниях коллекционеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Орла, Одессы, а также ценителей русской живописи из Германии, Нидерландов, США.
Аркадий Викторович как профессиональный художник неоднократно выступал на вечерах живописи, в литературно-музыкальном клубе «Лира» с серией материалов о мастерах живописи, графики, скульптуры первой половины 19 века.
В июне-августе 2008 года в залах Данковской картинной галереи были представлены работы местных художников и мастеров декоративно-прикладного творчества. Картины Аркадия Викторовича были признаны лучшими, получили высокую оценку среди ценителей живописи.
В октябре-ноябре 2008 года здесь же прошла его персональная выставка живописи и графики. Им было представлено 75 картин, среди которых пейзажи, портреты, натюрморты, а также серия работ, посвященных «Старому Данкову», на которых воссоздается облик нашего города 19 века.
1955г.р. с. Спешнево-Ивановское
В 2008 году Сергей Михайлович начал с азов постигать науку лозоплетения. Первой работой его была «Жар-птица». Она вышла хоть и небольшого размера, но хороша собою. После участия в мастер-классе по лозоплетению, где были другие мастера этого вида ДПИ, он перенял от них что-то новое для себя. Целеустремленность и любознательность дали свои положительные результаты. Сергея Михайловича стали приглашать на районные и областные выставки со своими необыкновенными работами.
Его заметили и о нем заговорили. СМИ районного и областного уровня в своих статьях отзывались о нем, как о мастере с золотыми руками. Ни одно мероприятие не обходится без работ Сергея Михайловича. За участие в районных, областных, международных выставках мастер имеет свои достижения.
1) Благодарственное письмо за сохранение и развитие ДПИ, за активное участие в выставке в рамках 8 Всероссийского фестиваля народного творчества им. заслуженного деятеля искусств России А.П. Мистюкова 2009 год.
2) Благодарственное письмо за участие в выставке ДПИ «Древо жизни» на 14 фестивале российского искусства в Каннах, 2011 год.
3) Благодарственное письмо Областного Центра романовской игрушки, 2011 год.
4) За сохранение лучших традиций народных промыслов, активное участие в районных и областных мероприятиях и большой вклад в дело сохранения и развития культуры Данковского края отмечен Почетной грамотой в 2012 году.
Работы Сергея Михайловича вызывают интерес не только у местных жителей, но и гостей районных, областных, межрегиональных праздников. Ни одно мероприятие не проходит без заказа на работы Сергея Михайловича.
В настоящее время два ученика Сергея Михайловича постигают тонкости этого вида декоративно-прикладного творчества.
Лидия Михайловна родилась в с. Воронежской области Аннинского района в 1945 году в с. Хрущево-Подлесное.
Начала вышивать в 1957 году, будучи учащейся школы. Научила ее этому виду творчества приезжая украинка, которая вела кружок вышивки. Поступила в Воронежский сельскохозяйственный техникум, после окончания которого по распределению жила в г. Саратов. У проживающих там казахов и татар дальше постигала секреты вышивки.
Выйдя замуж, переехала в село Хрущево-Подлесное Данковского района. Лидия Михайловна и здесь продолжает заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества. По заказу жителей окрестных сел и города Данкова «гладью» и «крестом» вышивает рушники, дорожки, скатерти.
Лидия Михайловна постоянный участник районных и областных выставок. Неоднократно работы Лидии Михайловны выставлялись в г.Липецке, г.Данкове на различных мероприятиях.
За постоянное участие в областном конкурсе «Организация досуговой деятельности населения и развитие народного творчества», представляя свои работы на выставках с 2008 по 2016г.г., не раз отмечалась Благодарственными письмами администрации района.
За участие в областной выставке к 65-летию Победы «Салют Победы» в 2010 году была отмечена Благодарственным письмом и ценным подарком.
Родилась в 1954 году.
Мастерство кукольника Инна Викторовна начала постигать 15 лет назад, когда по выслуге лет уволилась из органов внутренних дел в звании «майор милиции». Более 20 лет работала в инспекции по делам несовершеннолетних, а затем возглавляла паспортно-визовую службу ОВД. Дефицит свободного времени не давал развернуться одаренной натуре, хотя с детства она любила шить, вязала, увлекалась макраме.
Свои работы представляла на районные выставки, посвященные Дню города, Дню культуры, Дню инвалидов.
В 2009 году на областной выставке ДПИ была награждена Дипломом в номинации «Авторская кукла» за высокий профессиональный уровень представленных работ.
Имеет 2 Благодарности и 4 Почетные грамоты: от администрации района, администрации города, от РО ВОИ, ОЦКНТ г. Липецка.
Родилась 18.10.1974 году в селе Хрущево-Подлесное в многодетной семье. После окончания 9 классов, в 1990 году поступила в ЛО КПУ г. Задонск. Получив диплом специалиста, вернулась в родное село.
Наталия Васильевна имеет Благодарственные письма от главы Данковского муниципального района. Хороших результатов добились и ее ученики, радуя учителя своими достижениями.
Родилась в 1973 году.
Начала заниматься шитьём кукол с 2012 года, освоив технику «скульптурный текстиль», в основе которой лежит создание кукол из синтепона и капрона при помощи утяжек. Однако полученный результат заставил пойти дальше, и к технике утяжек добавилось валяние. Это позволило создавать кукол с более реалистичными лицами, а также портретных кукол. Помимо кукольного творчества освоила такие техники, как вязание, сухое валяние, создание цветов из фоамирана, топиариев.
На сегодняшний день работы мастера выставляются в музее кукол г. Чаплыгин. При шитье куклы обычным способом чаще всего невозможно достичь с помощью ткани эмоций, необходимых кукле. В этих случаях мастер использует краски или вышивку. Скульптурный же текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носка «картошкой» (при необходимости, конечно).
Родилась 2 июля 1967 г. в г. Данкове.
После окончания средней школы поступила в Липецкий государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. Будучи студенткой, писала натюрморты, автопортреты.
В 1990 г. окончила институт с красным дипломом и вернулась домой.
Искренность и правдивость изображения картин природы, особый внутренний свет её полотен находит отклик со стороны почитателей таланта художницы. Работает она в технике лессировки, батика, гобелена, пишет маслом и темперой.
Родился 13 сентября 1940 г. Его работы неоднократно демонстрировались на различных выставках, находятся они и в экспозиции краеведческого музея (участник областной выставки в Доме ремёсел, дважды выставлялся в областном выставочном зале, на выставке в Нижнем парке, на фестивалях в Скопине).
Керамика данковчанина заслужила очень высокую оценку жюри и посетителей выставки, что явилось огромным энергетическим зарядом для Якушкина. Сейчас Якушкин является свободным художником, работает в домашней мастерской. Летом сам заготавливает глину в заветных копанцах (так деревенские гончары в прошлом называли яму или карьер, где добывали глину). Потом эта глина ждёт часа, когда идея, рождённая фантазией художника, обретёт своё очертание в эскизе. Лишь затем он возьмёт её в руки и сядет за гончарный круг или кружало. Анатолий Алексеевич работает в технике «томлёная терракота» (неглазурованная керамика), используя старинную тонировку и пропитку.