Мастер и специалист в чем разница

Эксперт, специалист, исполнитель (или как выделить профи)

В таких случаях, на помощь руководителю приходит служба персонала, которая может привлечь эксперта в данной области, для проведения оценки уровня квалификации и профессионализма кандидатов на вакантную должность, либо пригласить консалтинговую компанию, которая может, к примеру, провести профессиональное тестирование.

Все мы знаем, что при встречи с претендентами прежде всего нам необходимо будет сформировать свое мнение:

а) с кандидатами на руководящую должность – об их квалификационном уровне (образованности, опыте работы), личностных качествах, мотивации и поведенческих компетенциях (шаблонов поведения в различных рабочих ситуациях), развитости навыков руководства подчиненными (каков он как руководитель, каковы навыки построения эффективного взаимодействия с подчиненными и умение организовать их работу)
б) с кандидатами на должность специалиста – все вышесказанное, соответственно кроме навыков руководства.

В данной посте я остановлюсь на том, как оценить квалификационный уровень кандидат и научить отличать экспертов от добросовестных исполнителей. Для этого нам необходимо ответить фактически на три поставленных вопроса:

1. каков данный кандидат в роли непосредственного исполнителя специализированных работ (например, в качестве бухгалтера, мерчендайзера, логистика и т.д.)

2. каков данный кандидат в роли специалиста

3. каков данный кандидат в роли эксперта.

Кратко опишем отличия и особенности каждой из представленных ролей:

б) специалист – это профессионал, который фактически владеет различными способами выполнения рабочих задач. Он обладает как опытом решения аналогичных задач (т.е. знает возможные готовые решения), так и может выработать потенциальные решения поставленной ему задачи, разработать средства и методы выполнения. Также он может определить способ выполнения работы в новых, нестандартных условиях, которые, как правило трудно формализовать. Квалификационный уровень определяется вариативностью возможных решений задач. Чтобы продемонстрировать данный уровень кандидату необходимо ответить на ваши поставленные вопросы – «как бы вы достигли…», «какие варианты решения…» и т.п.

в) эксперт – это сотрудник, который умеет решать проблемы, другими словами, в проблемной ситуации, он самостоятельно анализирует условия и факторы, влияющие на ситуацию, далее вырабатывает цель и задачи, которые необходимо достичь для решения проблемы. Он фактически определяет направление, в котором необходимо двигаться и вырабатывает лучший вариант их всех возможных в данной проблемной ситуации решений. Квалификационный уровень определяется фактически числом проблем, которые знает эксперт или может описать при заданных условиях. То есть для того, чтобы оценить его уровень нужно описать ситуацию, а потом уточнить у него какие проблемы необходимо будет решить в такой ситуации. Например, вы описываете состояние проекта, а потом интересуетесь у кандидата какие проблемы могут возникнуть на пути реализации проекта, что необходимо изменить, дабы не столкнуться с данными проблемами, какой возможный лучший выход из ситуации и почему и т.д.

Как вы можете построить саму встречу с потенциальными кандидатами:

1. вначале опишите саму ситуацию, в которой окажется данный кандидат, и постарайтесь четко сформулировать, чего вы ждете от него

2. постарайтесь выяснить у него «как» (оценка роли «специалист») он будет решать поставленные ему задачи в случае его выхода на работу

3. далее, «каким образом» может быть реализовано то, что он назвал из п.2. (оценка роли «исполнитель» – имеет четкое представление о процессе)

4. предложите ему назвать потенциальные проблемы, с которыми он может столкнутся при выполнении своих обязанностей (оценка роли «эксперт»), если он не может назвать, то назовите ему пару проблем из числа тех, которые называли предыдущие кандидаты и переходите к следующему пункту

5. уточните у него возможные сценарии развития ситуации и что определяет их (факторы, влияющие на рабочую ситуацию) (оценка роли «эксперт»), какие задачи необходимо будет решить, чтобы предотвратить возникновение названных им проблем

6. запросите у него возможные варианты решений названных им задач (оценка уровня «специалист»)

В процессе разговора вы можете постоянно опускаться как бы «сверху вниз» – от проблем и формализации задач к потенциальных решениям и конкретным способам реализации данных решений и выполнению процедур и операций, и наоборот. Строя разговор подобным образом, вы сможете получить полное представление о широте и глубине знаний и опыта данного кандидата.

Данную технологию оценки уровня квалификации, вы можете использовать и для оценки уровня развития навыков руководства и оценки поведенческих компетенций потенциальных претендентов на вакантную должность в вашем подразделении, компании. Также данную технологию вы можете использовать при оценке подчиненных, проводя с ними периодические беседы, по результатам которых вы сможете четко представлять – кому необходимо точные указания и распоряжения, кому достаточно поставить четкую задачу, а кому просто предоставить возможность самому оценить ситуацию и принять решения, что предпринять.

И последний совет, всегда помните, что лучший способ убедиться в компетентности кандидата – это испытательный срок, когда вы сможете сопоставлять «слова» и «дела» кандидата, и принять окончательное решение

Источник

Для начала прочтите притчу 🙂

Мастер и специалист в чем разница. Смотреть фото Мастер и специалист в чем разница. Смотреть картинку Мастер и специалист в чем разница. Картинка про Мастер и специалист в чем разница. Фото Мастер и специалист в чем разница

Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки (см. дилетантизм)

Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего уровня знаний, навыков

Профессиона́л — человек в совершенстве владеющий своим ремеслом

Мастер — суперпрофессионал(эксперт), человек в совершенстве владеющий своим ремеслом, знающий все секретиы и тонкости профессии, сделавший определённый вклад в свою профессию

Рекомендую к просмотру документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», которое многое скажет, что такое мастерство.

Еще один наглядный пример, как мастерство в любом деле может быть доведено до совершенства

Равновесие, доведённое до крайности от японки Мийоко Шида, актриса показывает уровень мастерства, которого можно достичь шлифуя простые действия.

На данный момент не существует оценочного стандарта, шкалы градаций по профпригодности, но они есть 🙂

Уровни мастерства, которым я пользуюсь :

Дилетант

Специалист

Профессионал

Мастер(эксперт, гуру)

Мастер и специалист в чем разница. Смотреть фото Мастер и специалист в чем разница. Смотреть картинку Мастер и специалист в чем разница. Картинка про Мастер и специалист в чем разница. Фото Мастер и специалист в чем разница

Удел мастера работать на уровне 5+ или выше, «или выше» означает, что качество мастерство настолько филигранно сделано, что обыватель не может ее оценить. Обыватель может оценить качество только до уровня 4+, выше этого не обладает «инструментами измерения», не хватает измерительной шкалы. Обыватель не может правильно оценивать, т.к. не имеет ПРАКТИКИ, он не видел много и разных работ, тем более разных и ХОРОШИХ работ. Обывателю сравнивать особо нечего. Понятия «обыватель» и «дилетант», в нашем случае это оно и то же.

Качество Мастера может оценить только Мастер и Профессионал, даже Специалист не в состоянии дать оценку уровня мастерства Мастера.

Есть еще одна интересная особенность.

Специалист не может прыгнуть выше уровня 3+. Хуже может делать, лучше нет.

Профессионал может делать на 4+ или 5, но хуже делать не может в отличие от специалиста, но выше уровня 5 тоже не может, т.к. это шкала, которою он может разобрать, дальше идет «неопознанная область», это уже не его уровень.

Мастер может сделать работу любого качества, от 2 до 5+ или выше, как захочет 🙂

Возникает вопрос, допустим это так, ну и что 🙂 для чего все это нужно знать, в чем зерно этой сортировки, спросит другой читатель?

Этой градации есть вполне практичное применение, хотя оно НЕочевидное, но тем не менее, имеющий практическую пользу.

Ситуация№2. Данная ситуация по содержанию схожа с предыдущей, по содержанию, но отличается по форме. Вам требуется выполнить какую-то работу в компании, не важно что, установить кафель в ванной или дизайн новой упаковки. Вы нашли подходящего исполнителя, посмотрели отзывы/рекомендации, вроде то что надо. Тут исполнитель спрашивает нас: «Хозяин, а сколько вы платите за работу?». Вот тут нам нужно сообщить оплату исполнителю за предстоящую работу, а не знаем какую сумму назвать. Особенно такая проблема возникает при выполнении творческих, разовых заказов. Придерживаясь выше изложенной градации разделения уровней мастерства можно назвать сумму. Данный критерий оценки облегчает нам решение данной проблемы.

Уровни мастерства, которые сейчас употребляются при оценке компетенций( в частности в интернете), расширенная версия:

Источник

Кто вы – специалист, профессионал или мастер?

На этот и многие другие неожиданные вопросы пришлось ответить педагогам на одной из самых необычных конференций по повышению профессионального мастерства

Конференция, прошедшая 15–16 апреля в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства на кафедре педагогики и андрагогики, была посвящена особенностям профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. Такое серьезное название могло настроить человека неискушенного на меланхолический лад в ожидании академически скучных докладов и лекций. Ибо образование – дело серьезное, а образование взрослых, в частности учителей, серьезное вдвойне. Что ж, такого человека ждало разочарование (или приятная неожиданность), потому что в первые же минуты конференции заведующий кафедрой Семен Григорьевич Вершловский, доктор педагогических наук, сообщил всем присутствующим, что образование взрослых не должно быть скучным.
Собственно, вся конференция стала учебным пособием, демонстрацией того, как можно растормошить более восьмидесяти взрослых солидных людей, заставить их спорить, высказывать свою точку зрения, писать эссе и сочинять фантастические проекты. Темп и характер работы менялся: когда ведущие чувствовали, что внимание зала притупляется, тут же затевали какую-нибудь блиц-игру. Например, предложили расшифровать слово МАСТЕР, то есть написать слова-ассоциации, начинающиеся на м-, а-, с-… а потом все участники по цепочке называли свои варианты, и центральное слово конференции всего за десять минут наполнилось множеством смыслов. (Кстати, отличная разминка для педсовета, например, или семинара.)
Очень важно, что каждому гостю конференции все время предоставлялся выбор темы группового обсуждения или мастер-класса, да и заключительная дискуссия строилась на вопросах слушателей. (И не пятерых, самых активных, а быстренько раздали карточки каждому: «Напишите, пожалуйста, вопрос, к которому хотели бы вернуться» – тоже, между прочим, хорошо использовать для планирования следующего педсовета, если, конечно, обсуждать то, что важно для учителей, а не только то, что положено…)
Темы групповых дискуссий о проблемах постдипломного образования были сформулированы так, что невозможно было оставаться в стороне во время обсуждения. Например, одной из групп под руководством кандидата педагогических наук Людмилы Башариной было предложено вообразить ситуацию «Если бы не было системы повышения квалификации (например, учителей)…». Участникам пришлось заново переосмыслить, в чем же состоят реальные потребности педагогов, а не спущенные сверху нормативы, а заодно спроектировать, как эти образовательные запросы можно удовлетворить: индивидуально или кооперируясь с коллегами. Получилась структура, довольно сильно отличающаяся от существующей официальной системы. Похожим проектированием занималась группа кандидата педагогических наук Олега Эрлиха, обсуждавшая «Каким видится постдипломное образование в середине XXI века». Конечно, они помечтали о том, что система повышения квалификации будет опираться на здравый смысл, а не на официальные предписания. (Хотя представитель группы Галина Сухобская честно предупредила, что ответственности за точность прогноза не несет.)
Те, кто предпочитает проектированию работу с понятиями, могли выбирать, что им интереснее: «Специалист. Профессионал. Мастер. Как соотносятся эти понятия?» – группой руководила кандидат педагогических наук Марина Ермолаева – или группу кандидата педагогических наук Ольги Владимирской «Чем отличается постдипломное образование от повышения квалификации?».
Оказывается, понятие последипломного образования гораздо шире и более неформальное. Повышение квалификации – это курсы, которые каждый из нас обязан проходить раз в пять лет и где не всегда, к сожалению, учитывают наши интересы и образовательные запросы. (Тут же, кстати, припомнили, что 85% специалистов учатся, минуя официальные структуры повышения квалификации.) Совсем другое дело, когда учитель по собственной инициативе читает периодику или книги, потому что эти знания необходимы ему для работы; изучает компьютерные технологии, осваивает Интернет или обучающие программы; едет на семинар или на тренинг, выбрав их самостоятельно, потому что это необходимо для профессионального роста. Вот это и есть постдипломное образование, помогающее специалисту стать профессионалом, а потом и мастером.
Именно эти три ступени обсуждались в последней группе. Сначала абстрактно, как термины, а потом и применительно к себе: а кто же я – специалист, профессионал или мастер? Сначала каждый сформулировал все три определения для себя. Потом желающие прочитали их, не указывая, какую ступень имели в виду. Если большинство группы понимали, о ком – специалисте, профессионале и мастере – идет речь, то есть выступающий понятен большинству, он читал следующую формулировку. А потом каждый желающий мог написать признаки и качества всех троих и разместить на больших листах: С, П, М. Причем по степени убывания: это качество встречается на этой ступени всегда, часто, иногда. И когда разложили листки, все стали читать и соглашаться или возражать (когда не согласен, переворачиваешь листочек). И снова обсуждать. Теперь уже те качества, что были на перевернутых листках.
В общем, высказать свое мнение и возразить, то есть согласовать позиции всех участников дискуссии, можно было на нескольких этапах. Полтора часа интенсивной работы пролетели, как короткая перемена… С этим можно спорить, но многие утверждали, что специалист – это прежде всего диплом и профессиональные приемы, освоенные до автоматизма (тут возникла небольшая дискуссия: можно ли говорить об автоматизме в педагогике, где сама профессия предполагает взаимоотношения между субъектами). Для профессионала главным сочли опыт, осознание необходимости самосовершенствования и передачи опыта и профессиональную культуру. Прозвучала мысль о том, что хороший специалист, чувствуя, что достиг своего предела (профессиональное выгорание) и не сможет стать мастером, часто уходит из профессиональной сферы и начинает осваивать другую.
Труднее всего было договориться, кто же такой мастер. Сошлись на том, что для этого этапа важны стабильно высокие результаты, стремление к творчеству, профессиональная интуиция, способность к рефлексии. И только для мастера – решили участники дискуссии – на первый план выходят личные качества, очень важно их совпадение с профессиональными требованиями. В конце концов всех примирила И.А.Мухина, сказавшая, что наша профессия так многогранна, что каждый в какой-то области педагогики специалист, в другой – профессионал, а в чем-то обязательно мастер.
А на следующий день, представляя педагогическую мастерскую, Инна Алексеевна показала себя истинным мастером-педагогом. В ее группе собрались слушатели – от молодых учителей до маститых докторов наук из Центра образования взрослых, которые два часа напролет размышляли о том, что же такое ученичество, ученик и учитель. А ведущая не читала лекций, а просто (не так-то это просто) организовала работу так, что каждый задумался о вечных вопросах, выступил как соавтор Борхеса (ни больше ни меньше), нашел единомышленников, участвовал в дискуссии, отрефлексировал, что с ним произошло… и стал горячим сторонником технологии французских мастерских.
А в это же время другие гости конференции участвовали в деловой игре вместе с Амвиной Панфиловой, осваивали технологию критического мышления в группе Ирины Муштавинской или постигали премудрости игры и творчества в мастер-классе Марины Ермолаевой. Жаль, что нельзя было успеть во все мастерские сразу. Зато, собравшись в конференц-зале, участники рассказали о своих впечатлениях.
А потом обсуждали итоги конференции и меморандум, подготовленный рабочей группой, чтобы известить Министерство образования о выводах и результатах, к которым пришли участники конференции. Не даром же участвовали в ней педагоги из Санкт-Петербурга, Ульяновска, Оренбурга, Смоленска, Москвы, Иркутска и Литвы. И никому из нас не было скучно…

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Источник

Мастер и специалист в чем разница

…Вот в армии все просто: майор по чину старше лейтенанта, а генерал-майор младше генерал-лейтенанта 🙂 А можно ли сравнить «крутизну» математика и слесаря, повара и чиновника? Врачи, учителя, слесари, − у всех у них есть свои иерархии, категории и разряды. «Табель о рангах» в профессиях выглядит как сочетание разрядов, категорий и квалификационных требований.

Зачем нужны категории и разряды?

В ЕКДС (Единый квалификационный справочник должностей служащих) написано, что «присвоение квалификационных категорий специалистам осуществляется для более полного учета в должностных окладах различий в уровнях квалификации, сложности и ответственности, повышения заинтересованности специалистов в росте профессионального мастерства, улучшении качества труда. Присвоение категории не требует изменения характера труда, тем самым создаются лучшие возможности для роста профессионального мастерства в пределах своей квалификации».

Мастер и специалист в чем разница. Смотреть фото Мастер и специалист в чем разница. Смотреть картинку Мастер и специалист в чем разница. Картинка про Мастер и специалист в чем разница. Фото Мастер и специалист в чем разница

В ряде профессий от категории зависит оплата труда.

Да, и еще категории «сгорают» и «протухают», — обычно через 5 лет.

Чем категория отличается от разряда?

Если совсем просто: это синонимичные понятия, но для профессий с высшим образованием характерны «категории», а для среднего специального образования – разряды.

Или так: разряды – для профессий, в которых надо работать в основном руками, телом, а категорию присваивают тем, кто работает в первую очередь мозгом.

Но это не точно. Например, у кассиров почему-то категории, а не разряды, хотя эта профессия требует среднего специального образования. Что поделаешь – традиция плюс бюрократия!

Но на самом деле все еще сложнее. по определенным профессиям закреплены одновременно и разряды и категории. Например, охранник может быть 1-6 разряда, в которых 1 разряд относится к категориям Б и В, 2–3 разряды — А, Б и В. Для 4–6 разрядов категории не определены.

«Водитель автотранспортных средств» определяется и категориями (А, В, С, Е и D), согласно которым означен также и вид транспортного средства, и классами (1, 2, 3). 3 класс – просто достаточно иметь права. 2 класс – стаж «три года в третьем классе» + права категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. 1 класс = В, С, Д, Е одновременно + два года во втором классе + умение ремонтировать машину в полевых условиях. Все вместе это называется «классность водителя».

Вы еще не уснули? Сделайте короткую разминку, и читайте дальше.

Какие бывают разряды

Со времен Советского Союза у нас есть шесть «квалификационных уровней/разрядов».

Наивысший квалификационный разряд — шестой. Скажем, у слесаря эта цифра означает, что он может то же, что и слесарь пятого разряда, плюс дополнительно ему по силам работа с экспериментальными соединениями, которые никто до этого еще не варил, выбор расходных материалов, режима и прочих параметров. Переводя на человеческий язык — «не просто крутой, а очень крутой, на пять с плюсом».

Пятый разряд − «просто крутой». Слесарь пятого разряда работает с любым материалом в любых положениях.

Четвертого — работа средней сложности, третьего — простая (но добросовестная).

Первый разряд присваивается ученикам, второй — выпускникам соответствующих учебных заведений.

Но, как мы уже писали в статье «Оптимальный квалификационный разряд», существует «новая система тарифных разрядов», отличная от «старой» (она введена труда в 2014 году). И в этой новой системе наивысший разряд – 8-й, а каждый новый разряд соответствует не одному старому, а целому диапазону!

2 = 1-3 старые разряды (новичок)

3 = 2-3 (новичок, но не совсем зеленый)

4 = 2-4 (вчерашний новичок, но есть шанс, что уже разбирается в теме)

5 = 2-6 (ура, мы просто знаем, что этот работник может как-то работать, может, даже хорошо)

6 = 3-6 (от простого исполнителя до мастера-виртуоза, круто)

7-8 разряды в «новой» системе оба соответствуют 4-5 разрядам старой и означают просто желание работодателей взять на работу сотрудников «на четверку» или «на пятерку» 🙂 А в некоторых случаях 7 и 8 разряды предполагают получение неполного (!) высшего образования и статуса «младший специалист».

Мастер и специалист в чем разница. Смотреть фото Мастер и специалист в чем разница. Смотреть картинку Мастер и специалист в чем разница. Картинка про Мастер и специалист в чем разница. Фото Мастер и специалист в чем разница

Проблема нестыковок разрядов, категорий и прочих элементов ЕТКС/ЕКС с профстандартами — настоящая головная боль для предприятий: квалификационные справочники (ЕТКС/ЕКС) не только лежат в основе наименований штатных единиц у сотен тысяч российских предприятий, но составляют каркас системы оплаты труда миллионов работников.

Интересный факт

Как повысить разряд

Обычно повышать разряды на более высокие можно через каждые 2 года на квалификационной комиссии. Однако если специалист имеет несколько образований или высшее образование — периодичность сдачи на разряд как правило уменьшается до 1 года.

Какие бывают категории

В разных профессиях – разная сетка категорий. Единой – нет!

Для учителей, врачей и специалистов культуры, искусства, предусмотрены следующие группы: без категории, 2 категории, 1 категории, высшей категории.

Для органов госуправления: без категории, 2 категории, 1 категории, ведущие специалисты, главные специалисты.

У техников две категории (плюс «без категорий»), а у конструкторов – пять: 1-3, без категории и «ведущий специалист».

Давайте для простоты разберем на мышах на инженерах.

А у бухгалтеров иначе:

У артистов иерархия еще сложнее, она разная для драматических артистов и кукольных, для балета и оркестра…

А ведь есть еще и звания! «Заслуженного артиста» дают через 20 лет работы при наличии заслуг (артистам балета – через 10 лет), а «народного» — еще спустя 10 лет. И тоже при наличии особых заслуг и народной любви.

В общем, хотите изучить категории и разряды конкретной профессии – это можно сделать здесь: https://classinform.ru/eksd.html

Зависит ли качество работы от категории?

Казалось бы, все просто: образование, стаж работы, аттестации. Но де-факто мы ждем, что вместе со стажем инженер (врач, учитель) прокачивает и свою фактическую квалификацию, умение качественно выполнять работу. Что врач 1 категории лечит лучше, чем врач 2 категории (почему-то ведь за визит к нему в частных клиниках берут дороже!). Так ли это?

Нет, конечно. Недавний выпускник медвуза может вкалывать с азартом, чувствовать больного, обладать врачебной интуицией и неравнодушием, зарываться в книги,− и в итоге лечить лучше, чем честно отсидевший срок в клинике врач с большим стажем.

Учтем еще, что квалификационную категорию специалистам устанавливает наниматель «на основании рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств специалиста. Присвоение очередной квалификационной категории производится при условии профессионального роста и способности выполнять работу более высокой степени сложности».

У педагогов категория зависит не только от стажа, но и от успехов и самого педагога, и его учеников, измеренных в проектах, наградах, «положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов», и т.п.

У медиков раньше категория зависела еще и от должности (руководитель, заведующий отделением), но сейчас это требование убрали (о должностях и специальностях мы вскоре расскажем вам отдельно).

В итоге категория говорит скорее о целеустремленности человека и его стаже в профессии, чем о качестве его работы. Врач, учитель, артист может быть отличным специалистом, но не иметь высоких категорий.

Как повысить категорию

С помощью аттестации. Это проверка уровня профессиональных знаний и навыков обязательна для работников определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации. При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в трудовом договоре допсоглашением.

Как правило, категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти аттестацию «на следующую категорию» и раньше. Действует категория независимо от места работы. Прокачал уровень – молодец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *