Мастер или эксперт что выше
Для начала прочтите притчу 🙂
Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки (см. дилетантизм)
Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего уровня знаний, навыков
Профессиона́л — человек в совершенстве владеющий своим ремеслом
Мастер — суперпрофессионал(эксперт), человек в совершенстве владеющий своим ремеслом, знающий все секретиы и тонкости профессии, сделавший определённый вклад в свою профессию
Рекомендую к просмотру документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», которое многое скажет, что такое мастерство.
Еще один наглядный пример, как мастерство в любом деле может быть доведено до совершенства
Равновесие, доведённое до крайности от японки Мийоко Шида, актриса показывает уровень мастерства, которого можно достичь шлифуя простые действия.
На данный момент не существует оценочного стандарта, шкалы градаций по профпригодности, но они есть 🙂
Уровни мастерства, которым я пользуюсь :
Дилетант
Специалист
Профессионал
Мастер(эксперт, гуру)
Удел мастера работать на уровне 5+ или выше, «или выше» означает, что качество мастерство настолько филигранно сделано, что обыватель не может ее оценить. Обыватель может оценить качество только до уровня 4+, выше этого не обладает «инструментами измерения», не хватает измерительной шкалы. Обыватель не может правильно оценивать, т.к. не имеет ПРАКТИКИ, он не видел много и разных работ, тем более разных и ХОРОШИХ работ. Обывателю сравнивать особо нечего. Понятия «обыватель» и «дилетант», в нашем случае это оно и то же.
Качество Мастера может оценить только Мастер и Профессионал, даже Специалист не в состоянии дать оценку уровня мастерства Мастера.
Есть еще одна интересная особенность.
Специалист не может прыгнуть выше уровня 3+. Хуже может делать, лучше нет.
Профессионал может делать на 4+ или 5, но хуже делать не может в отличие от специалиста, но выше уровня 5 тоже не может, т.к. это шкала, которою он может разобрать, дальше идет «неопознанная область», это уже не его уровень.
Мастер может сделать работу любого качества, от 2 до 5+ или выше, как захочет 🙂
Возникает вопрос, допустим это так, ну и что 🙂 для чего все это нужно знать, в чем зерно этой сортировки, спросит другой читатель?
Этой градации есть вполне практичное применение, хотя оно НЕочевидное, но тем не менее, имеющий практическую пользу.
Ситуация№2. Данная ситуация по содержанию схожа с предыдущей, по содержанию, но отличается по форме. Вам требуется выполнить какую-то работу в компании, не важно что, установить кафель в ванной или дизайн новой упаковки. Вы нашли подходящего исполнителя, посмотрели отзывы/рекомендации, вроде то что надо. Тут исполнитель спрашивает нас: «Хозяин, а сколько вы платите за работу?». Вот тут нам нужно сообщить оплату исполнителю за предстоящую работу, а не знаем какую сумму назвать. Особенно такая проблема возникает при выполнении творческих, разовых заказов. Придерживаясь выше изложенной градации разделения уровней мастерства можно назвать сумму. Данный критерий оценки облегчает нам решение данной проблемы.
Уровни мастерства, которые сейчас употребляются при оценке компетенций( в частности в интернете), расширенная версия:
Чем отличается МАГИСТР от СПЕЦИАЛИСТА
Поступая в вуз, необходимо различать ступени, которые придется пройти студенту на пути в науку.
В Российской Федерации законодательство о высшем профессиональном образовании определяет три ступени высшего образования. Первая называется «бакалавр», вторая – «дипломированный специалист» и третья – «магистр».
Для получения степени специалиста студент учится пять лет и в результате получает диплом специалиста-практика: экономиста, инженера, механика, педагога, агронома. После получения диплома человек готов приступить к практической деятельности.
Первые два года будущие специалисты получают базовое высшее образование, а начиная с третьего курса, программа сужается и ориентируется на профессиональную деятельность в конкретной отрасли.
Для того чтобы получить степень магистра, необходимо уже иметь диплом бакалавра или специалиста. Обучение в магистратуре длится два года. Программа предполагает узкую специализацию по профессии с уклоном в теорию.
То есть обучение в магистратуре необходимо для углубления обобщенных знаний, которые были получены на более низких ступенях высшего образования.
Так, в дипломе специалиста будет написано «история», а в документе об окончании магистратуры укажут более точное направление: «этнология», «археология» или «архивоведение». Как правило, в магистратуру довольно жесткий конкурс. В нее поступают не более двадцати процентов абитуриентов.
Большинству достаточно диплома специалиста, поскольку он дает право заниматься профессиональной деятельностью по профилю, продвигаться по карьерной лестнице, а также занимать любые должности, которые предполагают наличие высшего образования. Специалистов готовят практически все вузы, а магистратура существует далеко не везде потому, что далеко не все желают продолжить обучение с уклоном на научную деятельность.
Одно из предназначений магистратуры – подготовка научных работников. Потому после ее окончания многие остаются на кафедре в должности преподавателя и продолжают обучение в аспирантуре для дальнейшего соискания ученой степени.
Выводы:
Ресурсы:
В Российской Федерации законодательство о высшем профессиональном образовании определяет три ступени высшего образования. Первая называется «бакалавр», вторая – «дипломированный специалист» и третья – «магистр».
Этимологический иллюстрированный интерактивный Словарь
научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней
научно-популярная монография о развитии русского, украинского, английского, французского, итальянского, испанского, немецкого языков, эсперанто, хинди, латыни и древнегреческого на основе более чем 600 праиндоевропейских корней
Эксперт vs Мастер своего дела.
Сейчас, куда ни глянь, советуют: «Стать известным? Повысь экспертность!» Статьи, вебинары, курсы, тренинги и коучинги раскручивают вас как эксперта. «Чем выше экспертность, тем больше денег«. А денег хочется… А вот экспертить — как-то не очень. Так может, заставить себя? Или есть другой путь?
Я задумался о разнице между экспертом и мастером своего дела. Чем они сходны? Есть ли вообще отличия, или это тупо синонимы? Приглашаю изучить вопрос вместе. Начнём с этимологии и Этимологического Словаря.
Происхождение слова ЭКСПЕРТ.
Эксперт — от лат. expertus «проверенный, доказанный, опытный». От ex- «из-, вы-» и peritus «бью, повреждаю, изведываю на опыте».
Эксперт — тот самый битый, за которого двух небитых дают.
Второй вариант происхождения слова эксперт — peritus «ходивший». Получается, эксперт — тот, кто выходил, выбродил. Тот, кто бывал там, где другие не ходят. И тот, кто может рассказать, как ходить — и вернуться. Возможно, даже, провести.
Эксперт везде побывал, всё видел, многое заметил. Он расскажет вам, чем питаются людоеды Суматры — если он эксперт в этом деле. Он посоветует, как лучше приготовить ваши сапоги, если он — эксперт в выживании. Он объяснит, чем шотландская поэзия 12 века отличалась от нормандской поэзии 11 века — если он в этом эксперт.
Этимология слова МАСТЕР.
Мастер — от слова магистр. На латыни magister — превосходная степень слова magnus «большой». Магистр — самый большой. Старший. Начальник и хозяин. Учитель.
Помните обращение «Мистер»? Раньше так говорили холопы своим господам: «Хозяин». Потом различия забылись, и мы вежливо называем собеседника «мистер», и уже забыли, что это. Примерно как у нас используют «господин» или «пан».
Определение слов МАСТЕР и эксперт.
Определения из английского викисловаря:
Эксперт — чрезвычайно способный и знающий.
Мастер — тот, кто управляет кем-то или чем-то. Владелец животного или раба. Работодатель. Капитан или глава. Хозяин.
Наши толковые словари заявляют:
Эксперт — сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела, вопроса.
Мастер — специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.
Мастер — ловкий, искусный в каком-либо деле человек.
Мастеров как начальников не рассматриваем пока, нам интересен именно мастер своего дела. Но держим в уме — вдруг, пригодится?
Мастер связан с управлением. Причём исторически он управлял людьми и имуществом, а потом уже, в средние века — своим делом. Значит, в основе мастерства лежит хорошее, уверенное управление.
Эксперт, будь то битый или ходивший — его привлекают ради редких и специфических знаний и умений.
И мастер, и эксперт — специалисты. А в чём отличия? Интересно, что значений у слова эксперт на порядок меньше, чем у слова мастер.
Дело мастера боится. Выходит, эксперта — нет?
Знания за плечами не носить. Так мне говорили в школе… И растили кого? Мастера или эксперта?
Главное отличие мастера своего дела от эксперта:
1. Эксперт высказывает мнение — чтобы ему поверили.
2. Мастер своего дела изменяет что-то так, чтобы что-то заработало.
То есть, у них разные задачи. К ним обращаются по разным вопросам — если понимают разницу. А когда не понимают — начинаются проблемы. Но о проблемах — ближе к концу. Сейчас пройдёмся по отличиям более подробно.
Что будет, если эксперту и мастеру задать вопрос «Как это работает?»?
Мастер — он может и не объяснить. Показать — возможно, если захочет. А вот объяснить — не обязательно. У меня есть знакомый мастер-плиточник. Он горд собой, и если дать ему повод — он не остановится, пока подробно не объяснит, как он круто делал крутую кучу крутых ремонтов для крутых хозяев и круто выбивал из них круто денег.
А вот спроси его: «А как плитку укладывать в ванной?», и он: «Ты чего, Ютубом пользоваться не умеешь?»
Он же: «Ко мне просятся в ученики… А я не беру. Не хочу обучать».
Мастер — он опасается, что его технологию украдут. Он заставляет вещи работать — и это его хлеб. Если кто-то подключится, такой же мастеровитый, в такой же области — он останется без половины заказчиков.
Спроси эксперта «Как это работает», и если это его тема — то берегись! Он и покажет, и нарисует, и объяснит…
Один мой знакомый — эксперт по самоварам. Настоящий самовар на угле он не то что никогда не топил, но и не видел вживую. А кто видел? Да никто 🙂
Но вот если он (не самовар, эксперт) выпьет — вы попали! Вы уже сами — эксперт по работе самоваров. А он всё не успокоится 🙂
Эксперт — он не боится, что его знания украдут. Он их добыл. Он был там, где никто не был — и никто не побывает. А если побывает — он не будет знания красть. Эксперту не жалко, он исследует ещё и ещё.
Эксперт — он высказывает мнение. Его мнение не совпадает с мнением другого эксперта. Поэтому какая разница, сколько экспертов в этой нише? Свои люди, которым нравится именно этот стиль подачи, именно этот способ выражения именно этого мнения — они никуда не уйдут. А если уйдут — вернутся. А не вернутся — придут новые.
Эксперт разбрасывает знания. Чем больше людей знают его как эксперта — тем больше его статус эксперта.
Мастер собирает людей. Чем больше у него лично людей, чем больше штук он заставил работать — тем больше он ценится, как мастер.
Кто склонен балагурить — мастер или эксперт?
Эксперт — это статус. Эксперт серьёзен. Если эксперту хиханьки-хаханьки — это шут гороховый, а не эксперт. Если эксперт мнётся, хихикает, заикается — он не уверен. А значит — он не эксперт. Почему-то в нашем обществе ожидается: раз эксперт — значит, говорит бодро, уверенно, неспеша, с царственной спиной и строгим взглядом прямо в глаза.
За эксперта говорит он сам. Знания без его уверенности — просто слова.
За мастера говорит его дело. Мастер может угрюмо молчать, высокомерно зыркать, балагурить и зашучивать. Может горбится, смотреть в сторону, вонять перегаром или непристойно шутить. Вне зависимости от обрамления, дело будет сделано. Ведь его главная цель — чтобы вещи заработали.
К эксперту по воспитанию детей приводят «сложного» подростка. А эксперт такой «хахаха, шо это за барана вы привели? Ваша проблема в том, что он — лох и вы лохи. Советую вам трижды в неделю общаться со своим ребнком по 10 минут — а не со своим телефоном. За два года в таком режиме вы найдёте точки пересечения. Но должен предупредить: если бы вы привели ребёнка раньше…».
Вы так смотрите на него и говорите: «Чи не эксперт… Пойду другого найду… А ещё всем расскажу, что он с придурью».
И бах — статус эксперта зашатался.
К мастеру по воспитанию детей приводят «сложного» подростка. Мастер такой: «Хахаха! Шо это за бугай? Ему не к психологу надо, а в бордель! Заходи, крендель, сейчас посмотрим, что тут можно сделать». Через полчаса объявляет: «Случай запущенный, но справиться можно. Потребуется 1, 2, 3, 4 и 5 от него. От вас — 6, 7, 8, 9 и 10». Вы, такие: «А точно можно справиться?» Мастер: «Да я впятеро сложнее исправлял! Вот фотки на телефоне».
Мастеру мы простим многое — если дело сделано.
Эксперт нас не убедит, если он не серьёзен.
Эксперт ссылается на авторитеты. Он заставляет экспертов более высокого уровня работать на свой статус.
Мастер ссылается на свои достижения — что он заставил работать. Его достижения усиливают его.
Вспомните мастера-плиточника. У него полный телефон, как он плитку клал. Вспомните мастера-сантехника: полный телефон, как он трубы паял и фильтры ставил.
Вспомните эксперта-плиточника. У него одна-две фотки его ремонта, и тысячи картинок, как делают другие эксперты. У эксперта-водопроводчика — та же история. Он был в сложных местах, он там выжил — и может дать экспертный совет, что делать, если зимой замёрзла и канализация, и водопровод, и отопление в доме. Но это было один раз. И повторения он — не хочет.
Сравнительная таблица мастера и эксперта:
Эксперт — больше по теории.
Эксперт советует методики.
Ссылается на авторитеты
Цель эксперта — чтобы поверили в его знания и умения.
Стремится разбросать знания как можно большему количеству людей — рост статуса эксперта.
Мастер — больше по практике.
Мастер использует рецепты.
Ссылается на свои работы
Цель мастера — заставить что-то работать.
Стремится ограничить знания и охватить на себя как можно больше людей — рост признания как мастера.
У мастера и эксперта взаимная ненависть.
А ведь работает. Например, был я как-то на тренинге по энергетике и управлению телом. Дядька-ведущий заявляет: «Существуют древние славянские руны. Например, в О — крест, получаем вокрест. Или в О — круг, получаем вокруг. Руна в О — кал, получаем — вокал».
Смешно? Странно? А потом он ведёт занятие, управляет, ставит движения, получается сделать натяжку, тело бодреет, силы прибывают…
Он заставил нас работать и получать результат.
Примечательно, что после тренинга мне не удалось достичь даже десятой доли такого подъёма настроения и состояния тела. Имеем дело с мастером 🙂
Белое пальто vs Грязный халат
На ком мы ожидаем увидеть белое пальто — на мастере или на эксперте? А на ком — грязный халат, в смазке и подпалинах?
Одно из отличий — мастер погружён, он внутри, в работе. Помните Фиксиков? «Проблема понятна изнутри». Похоже, Фиксики — мастера своего дела, а не эксперты. И поэтому у них грязный халат.
Но когда мастер внутри — мы не видим общей картины, а за деревьями — леса.
Когда эксперт снаружи — прекрасно даются советы со стороны. Идеальные советы. Но вот вблизи… Зато пальто белое 🙂
Как будто разделились функции людей — работать руками и осматривать со стороны.
В идеале, эксперт должен регулярно путешествовать по своим областям, и пачкать белое пальто.
Мастеру неплохо было бы отстраняться периодически от катавасии, делать выдох — и снова за работу. Грязный халат, кстати, снимать не обязательно.
Если учесть, что новые открытия делаются на стыке дисциплин — умение отойти и посмотреть со стороны — золото, а не умение. Брулиант 🙂
Проблемы с мастерством и экспертностью.
Проблема начинается тогда, когда эксперт начинает нарабатывать мастерство. Его статус уменьшается — чисто механически, он меньше времени уделяет выражению экспертного мнения, он меньше общается с широкой публикой, он делает ставку на себя, а не на чужую экспертность. У эксперта начались тернии: он познал, что теория, когда становится практикой, изменяется и мутирует, не работает и сбоит.
Легко сказать: «Если ваш сын не даёт маме спокойно поработать, то он просто не понимает, что маме тоже нужна свобода. Сядьте и поговорите с сыном, убедите, что вы — такой же человек, как и он, и что вам, как и ему, нужны моменты выдоха».
Теория прекрасна! А на практике мы видим: «Мама! Ты меня не любишь! А если любишь — то давай сюда, дорогой!»
Эксперт хмурится — теория должна была сработать. Эксперт трепещет — его экспертность дала трещину. Он даёт новый совет: «Маме не хватает ресурса. Просто выделяйте в день несколько часов, чтобы наполниться новыми силами».
Мама смотрит на эксперта, крутит мысленно пальцем у виска (часы? На себя? Ну и ну…») и уходит разносить анти-пиар. Эксперт вздыхает и думает: «Действительно ли я хочу становится мастером?».
Проблема начинается тогда, когда мастер начинает нарабатывать экспертность. Тут вообще страх и ужас: вместо чтобы заставить что-то работать, он даёт советы. Но он часто даже близко не представляет, почему это работает и каковы теоретические основы!
Мастер: «Смотрите, уважаемая. Когда у вас ребёнок встаёт? В 7.20? Вы ставите будильник на 7.20 утра. Вы просыпаетесь вместе с ним. Вы вместе с ним чистите зубы, готовите завтрак. Вы спрашиваете его 1) как прошёл его день в школе — 5 минут, 2) как он собирается провести сегодняшний день — 6,5 минут, 3) рассказываете, что планируете вы — 3 минуты. Затем вы подтверждаете его слова и желаете счастливого дня».
Вы так, недоумённо: «Почему 5 минут? Почему 6,5? Почему именно эти вопросы? Что такое подтверждение? Обязательно ли желать счастливого дня?»
Мастер: «Ну как вы не понимаете! В 7 утра активируется мередиан общительности, и именно в это время…»
Да, этот мастер именно так оценивает, что делать и когда — чтобы заработало. У него работает. Значит, и у вас должно. Вы не можете так сделать? Вы идиот! Дайте, я сам сделаю. Видите? Меня ребёнок любит, общается, делится. И вы так делайте. Не можете? Блин, ну ёлки палки. У меня же работает! Вокруг меня одни дибилы.
Ещё и потому, что математическим добавлением недостающего делу не поможешь.
Родится недоэксперт-недомастер.
Как выйти из положения? И существуют ли они вообще, мастера-эксперты?
Вероятно, это как-то связано с изменением состояний… С переменой ролей… Или эксперту нужно найти своего мастера, а мастеру — свою маргариту, и всё будет пучком?
Эксперт — уверенность. Мастер — работа.
Для себя на данный момент решил: хочу уверенности в знаниях — иду к эксперту. Хочу сделанную работу — иду к мастеру.
Читал книгу «Помощь» Эдгара Шейна. Существует несколько ролей помогания. Среди них — две, которые нам могут помочь разобраться:
И таки правда — если путаются роли помощника, начинаются беды. Мы хотим, чтобы нам унитаз починили — а тут советчики роем советуют. «Повбивав би!»
Нужен совет, чтобы развить свой навык работы с Эксель — а он мышку вырывает и норовит сам всё сделать. Да пошёл он, такой помощничек!
Буду копать в этом направлении.
А пока сижу и думаю: «Мне к умным или к красивым?» «Эксперт я или мастер своего дела?» или «рыбу заворачивали» 🙂
А вы что думаете про отличия мастеров и экспертов?
Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр
Рассказываем, чем различаются бакалавр, специалист и магистр и в чём плюсы и минусы каждого из них
История профессионального образования в России
Уровни образования в России
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Что лучше — бакалавр или специалист
Как выбрать уровень обучения
Чем отличаются бакалавриат и специалитет, что выбрать и как это повлияет на трудоустройство и учёбу за рубежом, рассказывает эксперт.
руководитель направления по академическим партнёрствам школы «Фоксфорд»
История профессионального образования в России
Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.
В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.
Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.
Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.
Уровни образования в России
Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Что лучше — бакалавр или специалист
Какой диплом больше ценится при трудоустройстве
В России уровни подготовки магистра и специалиста признаются примерно равными.
В крупных компаниях и за границей степень магистра ценится больше. На западе бакалавриат и специалитет воспринимаются как одинаковый уровень. А вот уровень магистра считается более высоким уровнем знаний, компетенций и осознанности.
В то же время специалитет топового вуза, участника российских и международных рейтингов, ценится выше магистратуры вуза среднего уровня.
На каком уровне обучения можно продолжить учёбу в Европе
Как выбрать уровень обучения
После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter