Мастика что это такое
Мастика для торта в домашних условиях
Ни один магазинный тортик не способен заменить того тепла и заботы, которые вкладываются в домашнюю выпечку. Но при всей душевности домашних сладостей, они редко так же радуют глаз, как произведения профессиональных кондитеров. Исправить это положение вещей поможет приготовление мастики для торта в домашних условиях. Мы расскажем о том, что это, как ее использовать, и предложим тебе несколько рецептов и кулинарных лайфхаков.
Что это?
Мастика — это сладкая податливая масса, напоминающая по консистенции пластилин. С ее помощью можно изготавливать объемные или плоские украшения для тортиков, а также полностью покрывать один или несколько ярусов торта, получая эффект гладкой, сатиновой поверхности. Основу мастики составляет сахарная пудра, именно поэтому ее выбору стоит уделить огромное внимание: чем тоньше помол, тем более гладкой и эластичной получится масса.
Как приготовить мастику?
В первую очередь, необходимо определиться, для чего ты планируешь ее использовать, ведь разные составы обладают разной эластичностью: например, медовая отлично подходит для обтяжки тортов, но фигурки из нее хуже держат форму, особенно в жарких помещениях. А сахарная превосходна для создания украшений, но при несоблюдении пропорций или слишком тонком слое может крошиться и трескаться. Цели поставлены? Тогда, вперед, за дело! Если ты хочешь сделать свою мастику цветной, то на этапе замешивания теста можно добавить гелевые пищевые красители.
Сахарная мастика
Тебе понадобится:
Как приготовить:
Мастика из маршмеллоу
Тебе понадобится:
Как приготовить:
Медовая мастика
Тебе понадобится:
Как приготовить:
Способы декорирования мастикой
Обтяжка торта
Мастика для обтяжку торта должна быть максимально эластичной, поэтому, если твоя мастика хранилась в холодильнике, перед обтяжкой ее стоит подогреть или хотя бы дать полежать при комнатной температуре около часа. Если мастика липкая, смажь скалку и доску, на которой будешь раскатывать массу, растительным маслом.
Раскатай мастику равномерно, добиваясь однородного слоя в 3-5 мм, затем возьми готовое полотно и накрой им торт. Начни аккуратно выгонять воздух из пространства между бисквитом и мастикой, если образуются складки, достаточно будет их просто пригладить лопаточкой или кондитерским шпателем. Обрежь излишки мастики с помощью ножа для пиццы и пригладь массу у основания. Тортик готов!
«Кружевной» декор
Для этого вида дизайна понадобятся уже обтянутый торт и дополнительные материалы: например, каттеры. Каттер — это формы для обрезки теста или мастики, они бывают разных форм: от простых, больших и круглых, до сложных и маленьких. Мастика для кружева должна быть чуть более плотной и хорошо держать форму.
Раскатай массу на смазанной маслом или присыпанной крахмалом доске до достижения слоя в 3-4 мм и обрежь ее по высоте бортика торта. Внутри получившегося прямоугольника начни вырезать каттерами «кружево», например, цветы. Очень красиво смотрится сочетание цветной обтяжки с белым кружевом по бортику. После того, как дизайн вырезан, остается только аккуратно отделить мастику от доски и пригладить к борту торта. Кусочки вырезанного декора можно использовать для оформления топа твоего кондитерского шедевра!
Розы из мастики
Тебе понадобятся несколько круглых каттеров разного диаметра от 3 до 6 см (можно использовать рюмки), скалка, доска, кукурузный крахмал, вода, кисточка, зубочистки.
Перед работой мастику нужно как следует размять в руках, чтобы она стала более податливой, рабочую поверхность присыпь кукурузным крахмалом, раскатай мастику в тонкий слой не более 2 мм и вырежи с помощью форм кружки — 5 меньшего диаметра и 5 большего.
По краю каждого кружка нужно пройтись пальцами, чтобы сделать его тонким и немного волнистым как настоящий розовый лепесток. Оставь лепестки подсушиться 10-15 минут и приступай к сборке цветка.
В центре каждого цветка должен находиться «бутон» — небольшой конус из мастики. Теперь каждый лепесток нужно немного смазать водой у основания и аккуратно пригладить к конусу, формируя цветок от центра к краям. Насади основание розы на зубочистку, немного отогни лепестки и оставь цветок подсушиться. После розу можно снять с зубочистки и декорировать торт.
Как покрасить мастику, если нет красителя?
У тебя вышла отличная мастика, но в доме нет гелевых красителей? Добавить немного цвета можно используя продукты, которые найдутся у тебя на кухне!
Красный цвет обеспечат сок клюквы, пропущенный через сито или малиновый сироп. Розового поможет добиться свекла. Желтый получится из настая куркумы или шафрана. Морковный сок придаст мастике оранжевый цвет. Ягоды черники или черной смородины создадут красивый оттенок фиолетового, а коричневый получится с помощью какао-порошка или крепкого кофе.
Вот и все, теперь ты в полной кондитерской боеготовности и можешь сражать своими кулинарными талантами домашних и баловать их не только вкусными, но и красивыми сладостями!
Мастика для торта в домашних условиях — 6 пошаговых рецептов
Легкая 30 мин. 1 порц.
Не всегда в домашних условиях тортик получается красивым и ровным. Чтобы сладкие изделия всегда радовали глаз, многие хозяйки используют мастику – эластичную и тягучую массу, в основу которой входит сахарная пудра. Давайте разберемся, как приготовить ее у себя на кухне.
Домашняя мастика для торта из маршмеллоу
Маршмеллоу – это зефирные конфеты небольшого размера, суфле. Работать с таким «материалом» для приготовления мастики – одно удовольствие. Маршмеллоу легко принимает нужную форму и не липнет к рукам.
Мастика для торта из сгущенки и сахарной пудры
Если у вас нет готовой сахарной пудры, сделайте ее самостоятельно. Для этого нужно засыпать несколько ложек сахара в кофемолку и перетереть до состояния пудры.
Время готовки – 7 ч. 45 мин.
Время приготовления – 15 мин.
Количество порций – 1.
Ингредиенты:
Процесс приготовления:
1. Вымываем свежий лимон проточной водой и обтираем бумажным или кухонным полотенцем. Отрезаем небольшой ломтик и выдавливаем сок. Нам нужна 1 чайная ложка.
2. В отдельной глубокой емкости смешиваем ингредиенты: сухое молоко (по желанию его можно заменить сухими сливками), сахарную пудру и лимонный сок.
3. Открываем банку со сгущенным молоком и выливаем необходимое его количество к остальным ингредиентам. Тщательно перемешиваем массу до однородности.
4. Когда смесь начнет густеть и тяжелее перемешиваться ложкой, переносим ее на рабочую поверхность стола, обильно присыпанную сахарной пудрой. Продолжаем месить, пока мастика не начнет легко скручиваться в комок и не перестанет прилипать к рукам.
5. На ощупь мастика должна получиться эластичной и упругой. Заворачиваем комок в пищевую пленку и помещаем в холодильник на ночь. Перед тем, как лепить из мастики фигурки, даем ей стать мягче (разворачиваем и оставляем на полчаса).
Мастика из желатина и сахарной пудры в домашних условиях
Для чего в мастику добавляют желатин? Есть украшения, которые требуют ювелирной работы. Например, если вам необходимо слепить из мастики цветы или изобразить лицо человечка.
Время готовки – 35 мин.
Время приготовления – 35 мин.
Количество порций – 1.
Ингредиенты:
Процесс приготовления:
1. В нагретую емкость выкладываем 2 чайные ложки желатина. Заливаем его водой в размере десяти чайных ложек. Выжидаем некоторое время – желатин должен впитать всю воду и разбухнуть. Получится что-то наподобие каши.
2. Теперь желатин необходимо растопить. Берем две емкости. Одна должна быть больше, а другая меньше в диаметре. В большую емкость вливаем воду до середины. В емкость поменьше помещаем желатин. Опускаем кастрюлю поменьше внутрь большей так, чтобы она висела на краях большей емкости, а не полностью погружалась в нее. Желатин должен раствориться, но не закипеть, иначе потеряет свои свойства.
3. В другую кастрюлю (чистую и сухую) засыпаем заранее просеянную сахарную пудру. Ни в коем случае не допускайте попадания воды ни в сахарную пудру, ни в мастику, а также крошек и других частиц. В первом случае продукты тают, во втором – при раскатывании мастика будет рваться.
4. Промываем лимон. Обтираем его насухо полотенцем и отрезаем от целого плода небольшой ломтик. Выжимаем в сахарную пудру несколько капель сока.
5. Затем добавляем в массу подсолнечное масло. Разбиваем яйцо и отделяем желток от белка. Ни в коем случае не делайте этого над кастрюлей с сахарной пудрой. Вливаем белок в смесь.
6. Выливаем растопленный желатин и начинаем вымешивать массу руками до загустения. О полной готовности мастики можно судить по следующим признакам: она легко скручивается в шар и не прилипает к рукам.
7. Закручиваем мастику в пищевую пленку и оставляем на хранение в холодильнике.
Как приготовить шоколадную мастику для торта?
Мед придает шоколаду необычную вкусовую нотку. Шоколадно-медовой мастикой можно обтянуть торт или слепить из нее различные украшения для изделия – цветочки, листья, фигурки.
Время готовки – 35 мин.
Время приготовления – 35 мин.
Количество порций – 1.
Ингредиенты:
Процесс приготовления:
1. Сначала разломаем плитку горького шоколада на две части в соотношении 1/3 к 2/3. Отдельно друг от друга разбираем кусочки плитки на более мелкие кусочки. Большее количество кусочков выкладываем в кастрюлю. Растапливаем шоколад, используя паровую баню (в большую емкость наливаем воду до середины, внутрь нее ставим кастрюлю с шоколадом – она должна повиснуть на краях большей емкости).
2. Когда продукт расплавится, перемешиваем его достаточно энергично, чтобы не образовывалось комочков. Не держите шоколадную массу на огне слишком долго, иначе она свернется.
3. Высыпаем оставшуюся порцию шоколада. Перемешиваем ее с растопленной массой до полного растворения.
4. Отправляем в кастрюлю с шоколадом мед. Перемешиваем сладкую смесь, пока она не загустеет (потребуется около трех минут).
5. Затем начинаем перемешивать массу руками до момента образования единого комка. Он будет легко отставать от рук. На это нам понадобится 20 минут. Мастика готова! Заверните ее в пищевую пленку и подержите в холодильнике.
Розочки из мастики для торта в домашних условиях
Чтобы розочки получились более реалистичными, используйте для приготовления мастики желатин. Это будут элегантные цветы, которые украсят любой свадебный или другой праздничный торт.
Время готовки – 1 ч. 40 мин.- 2 ч. 20 мин.
Время приготовления – 1 ч. 20 мин.
Количество порций – 1.
Ингредиенты:
Процесс приготовления:
1. Засыпаем желатин в небольшую кастрюльку и заливаем его очищенной водой комнатной температуры. В зависимости от скорости растворения ингредиента понадобится от 20 до 60 минут.
2. Просеиваем сахарную пудру через мелкое сито в отельную глубокую емкость. Делаем по центру небольшую лунку, в которую постепенно вливаем желатин. Параллельно перемешиваем ингредиенты друг с другом.
3. Вымываем лимон среднего размера. Убираем всю влагу кухонным полотенцем. Отрезаем ломтик от целого плода и выжимаем из него сок в количестве одной чайной ложки. Вливаем сок в емкость с массой из желатина и сахарной пудры.
4. Перемешиваем массу с помощью деревянной ложки. Когда смесь начнет густеть, перемешиваем ее руками. Скатываем мастику в единый комок и разрезаем на несколько небольших частей. Придаем им слегка приплюснутую форму, заворачиваем в пищевую пленку и помещаем в холодильник.
5. Перед тем, как начать лепить розы из мастики, достаем кусочки из холодильника и разминаем руками до необходимого размера. Если розочки не будут белыми, добавляем краситель и разминаем мастику до момента получения единого оттенка. Тонко раскатываем комки и начинаем формировать лепестки.
6. Разрезаем тонкие полоски мастики на небольшие прямоугольники. Заламываем их края так, чтобы прямоугольники стали похожи на лепестки. Первый «лепесток» плотно скручиваем в бутон, затем таким же образом, оборачиваем вокруг него другие «лепестки».
Простой рецепт приготовления мастики из зефира для торта
Мастика – отличный вариант украшения кондитерских изделий. Она боится влаги, поэтому ее обязательно нужно хранить в сухом месте: фигурки лучше поместить в контейнер, а мастичные пласты – в пищевую пленку или целлофан.
Время готовки – 2 дн. 4 ч.
Время приготовления – 3 ч. 30 мин.
Количество порций – 1.
Ингредиенты:
Процесс приготовления:
1. Зефир помещаем в глубокую миску. Вливаем к нему пару столовых ложек очищенной воды. В другую глубокую емкость вливаем обычную воду до половины, размещаем в ней миску с зефиром и ставим конструкцию в микроволновую печь. Растапливаем зефир 30 секунд. Размешиваем зефир ложкой и повторяем процедуру с растапливанием до тех пор, пока масса не станет однородной. Добавляем в зефир жидкий ванилин и снова перемешиваем массу до однородности.
2. Освобождаем рабочую зону для дальнейших манипуляций с зефиром. Протираем стол. Через мелкое сито просеиваем сахарную пудру. По центру насыпи делаем углубление и вливаем зефир. Присыпаем руки сахарной пудрой и замешиваем мастику. В итоге получаем мягкую воздушную массу, из которой хорошо будут лепиться фигурки. Отрезаем необходимое количество мастики от целого куска. Остальную часть заворачиваем в пищевую пленку.
3. Кусок мастики, который будем использовать сразу, разрезаем на кусочки. Оставляем каплю красителя на одном кусочке и разминаем его до тех пор, пока весь кусок не покроется ровным цветом. Если нужен более яркий цвет, продолжаем капать красителем на кусочки и перемешивать. Оборачиваем цветную мастику пищевой пленкой.
4. Окрашенную мастику раскатываем и начинаем формировать из нее фигурки. Сначала формируем капельки для частей тела, головы и других составляющих. Чтобы склеивать части между собой, используем кулинарную кисть и воду, в которой будем ее смачивать. Готовым фигуркам даем обсохнуть пару дней, а затем красим их.
5. Пищевыми красителями придаем фигуркам из мастики законченный вид. Декорируем кондитерские изделия мастикой полностью или только украшаем фигурками. Если вы сразу не используете мастику, храните ее в холодильнике.
Мастика
Масляные М. готовятся на высыхающих маслах (главным образом на льняном и олифе) и содержат известь, окись цинка, глет и проч.; процесс затвердевания этих М. состоит в том, что входящие в состав М. основания (известь, окись цинка, глет и проч.) обмыливают масло и образуют твердые, не растворимые в воде соединения. Этот процесс обмыливания требует известного, иногда продолжительного времени; замена льняного масла олифой ускоряет затвердевание. Необмыленное масло, пропитывая М., делает ее водонепроницаемой. Сюда относится всем известная оконная замазка (см.), суриковая и цинковая (с цинковыми белилами) замазки. Приготовление последних такое же, как и оконной замазки. Так как сурик и белила сравнительно дороги, то обыкновенно к ним примешивают мел или гашеную известь (к негашеной извести прибавляют лишь столько воды, чтобы она распалась в порошок), или даже индифферентные вещества, например песок. Пропорции очень разнообразны, и содержание сурика или белил доходит только до 10—20%. Берут, например, для цинковой замазки 60 частей мела, 20 частей белил, 25 частей олифы (для большей мягкости и пластичности иногда прибавляют сюда около 1 часть скипидара); для суриковой замазки: мела 50 частей, цинковых белил 25 часоей, сурика 12,5 и олифы 25 частей. Вместо олифы берут иногда какой-нибудь масляный лак, напр. копаловый; это значительно повышает достоинство замазки. Служит такая замазка для соединения стекол или стекла с металлом, а также металлических труб, для замазывания трещин в дереве и проч. В архитектуре играют большую роль М., окаменевающие с течением времени, например для замазывания пазов, соединения камней, формовки орнаментов, и проч. Можно указать: «французскую М.» (песка 300 частей, известняка 100 частей, глета 50 частей, льняного масла 35 частей); М. Поже (песка 315, мела 105, свинцовых белил 25, сурика прокаленного 10, раствора свинцового сахара 45, льняного масла 35 часией и каких-либо веществ для окраски, например угля) или М. такого состава: трепела 10 частей, глета 8 частей, сурика 1 часть, цинковых белил 1 часть, гашеной извести 5 частей, олифы 3,5 части. Эти М. затвердевают вполне только через довольно продолжительное время (требуя месяцы). М. Девилля, быстро затвердевающая, готовится из свинцовых белил с гипсом поровну, на льняном масле (лучше нагретом). Для замазывания паровых труб можно привести несколько рецептов М., например: графита 12 частей, тяжелого шпата 16 частей, гашеной извести 6 частей, вареного масла льняного 6 частей; или глета 25 частей, извести (распавшейся на воздухе в порошок) 10 частей, песка 10 частей и смешивают в нагретой ступке с горячим маслом.
М. со смолами. Смолы (канифоль, шеллак, мастика [Mastix — смола дерева Pistada lentiscus L. и др.; см. Смолы.], копал, янтарь, элеми и проч.) употребляются частью в расплавленном виде, частью в растворе, частью в смеси с веществами, которые обмыливают их подобно маслам. Вообще, они отличаются большой непроницаемостью для воды и газов, но температурным изменениям они сопротивляются очень плохо. В этой категории М. на первом месте нужно поставить сургуч. Для приготовления высших сортов его идет шеллак, к которому прибавляют некоторое количество терпентина, чтобы сделать его более пластичным, и различных минеральных веществ (магнезии, мела, гипса), а для самых высших сортов — цинковых и висмутовых белил. Низшие сорта сургуча делаются на канифоли и даже на обыкновенной смоле (из каменноугольного дегтя). Для окраски сургуча берутся различные минеральные вещества (органические могут измениться при нагревании). Красный цвет достигается прибавлением киновари, сурика, окиси железа и пр., черный — сажи, голубой — ультрамарина (кобальтового) и пр. Из рецептов можно привести следующие: красный сургуч высшего сорта: шеллака 550 ч., терпентина 740 ч., магнезии или мела 300 ч., киновари 130 ч.; или шеллака 760 ч., терпентина 410 ч., баритовых белил 320 ч., киновари 540 ч., скипидара 40 ч. Сургуч обыкновенный: шеллака от 600 до 700 ч., терпентина 500-600 ч., какой-либо смолы (древесной) 200—400 ч., мела или баритовых белил 200—500 ч., киновари 200—500 ч. Сургуч для бутылок: канифоли 16 ч., сосновой смолы 16 ч., воска или парафина 2 ч., терпентина 1 ч., окиси железа 1 ч. и охры 2 ч. При составлении физических приборов применяется М. Менделеева, служащая для соединения стеклянных или металлических поверхностей или для соединения стекла с металлом. Для приготовления ее берут 1000 ч. канифоли, 250 ч. воска, 400 ч. мумии, 1—10 ч. льняного масла. Прежде всего, плавят воск в объемистой железной кастрюле на медленном огне; если выделяется осадок или появляется пена, то их нужно отделить сливанием. В расплавленный воск бросают по кускам канифоль и размешивают, чтобы она растворилась. Когда все растворилось, жидкость нагревают при помешивании еще часа 3, пока она не перестанет издавать терпентинного запаха (при 150—200°). Затем при постоянном помешивания сюда постепенно прибавляют мумии. Последняя должна быть по возможности чиста; ее хорошо прокаливают, чтобы удалить из нее воду, и просеивают. Если мумия плохо высушена, М. получается ноздреватая. После прибавления мумии вливают льняного масла. При изготовлении М. нужно избегать сильного нагревания и хорошо размешивать жидкость. Чтобы узнать, готова ли М., берут пробу, охлаждают и пробуют ногтем: если она мягка, продолжают нагревание, если же она ломается под ногтем, ее выливают в плитки (делают из пергамента коробки и их наполняют М.). Хорошая М. не должна давать в изломе раковин. Если при изготовлении взять немного больше канифоли, М. получится тверже; если больше воска, то мягче. При употреблении М., напр. для соединения стеклянных трубок или для укрепления на трубках металлических кранов и пр., прежде всего, смотрят, чтобы покрываемые М. поверхности были чисты (не покрыты жиром и пр.); потом они должны быть нагреты (градусов до 100) и сухи. Трубки вставляются одна в другую или на пробке (если нужно, конец одной из них оттягивают или расширяют, или же берут третью трубку, которая примастичивается к взятым, и пр.), или свободно. В 1-м случае, расплавив слегка М., вливают ее в кольцеобразное пространство между трубками. М. дают медленно остыть при слабом подогревании, чтобы из нее мог выделиться растворенный воздух. Если концы трубок лежат свободно один в другом, то самое лучшее, нагрев, покрыть их слоем М., а потом, при осторожном нагревании, руками втискивать между трубками слегка размягченную М. и в месте стыка образовать некоторое утолщение из нее. Мастика Менделеева прекрасно держит пустоту и не сдает при довольно высоких давлениях, если температура невысока (при 35° она уже размягчается). К этой группе М. принадлежат также много различных растворов смол. Напр. спиртовой раствор шеллака (100 ч. шеллака, 45 ч. спирта) часто применяется при изготовлении электрических приборов, для склеивания дерева, которое может подвергаться действию влаги и пр. В этом случае между склеивающими поверхностями, которые смазаны М., кладут обыкновенно тонкий листочек какой-либо ткани и сильно сжимают их. М. для стекла готовится из 60 ч. шеллака и 40 ч. терпентина, при осторожном нагревании; М. для рога, китового уса — 10 ч. мастики (Mastix), терпентина 4 ч., льняного масла 12 ч.; или мастики 30 ч., шеллака 90 ч., терпентина 6 ч. и 90% спирта 350 ч. Для склеивания янтаря берется крепкий раствор копала в эфире или мастики (Mastix) в льняном масле. Для склеивания фарфора (нагреваемого) очень хороша мастика из 10 ч. янтаря, 10 ч. сероуглерода и 5 ч. бензина. Янтарь предварительно осторожно плавят и нагревают до тех пор, пока он не перестает выделять летучие пары, потом, охладив, его измельчают и всыпают в раствор сероуглерода с бензином. Склеивание нужно производить как можно быстрее. Для склеивания кожи берут 1 ч. асфальта, 1 ч. канифоли, 4 ч. гуттаперчи, 20 ч. сероуглерода. Твердые смолы, расплавленные, тоже дают М., напр. мастика (Mastix) одна или с терпентином (10 ч. мастики, 1 ч. терпентина). Из других М. укажем М. для керосиновых ламп: канифоли 12 ч., крепкого щелока 16 ч., воды 20 ч., гипса 20 ч. Прежде всего кипятят канифоль в щелоке, пока не растворится, охлаждают, приливают воды и прибавляют гипс; М. для вделывания ножей в ручки: канифоли 20 ч., серы 5 ч., железных опилок 5 ч. Все это плавится и заливается в ручки. Множество М. дешевых готовится на асфальте и обыкновенной смоле (сапожном варе). Напр. для закрепления железа в камне: вара 40 ч., терпентина 5 ч., серы 30 ч., железн. опилок 20 ч. и пр.
М. на каучуке и гуттаперче отличаются сравнительной эластичностью, непроницаемостью для жидкостей и неизменяемостью от действия многих хим. реагентов. Здесь прежде всего нужно назвать глю-марин (glue marine). Он бывает твердый, эластичный и жидкий; служит для склеивания дерева, металлов, в особенности подвергающихся действию воды, и пр. Он в большом ходу у моряков. Для приготовления твердого глю-марина берут 1 ч. каучука, 120 ч. летучего каменноугольного масла или очищенного керосина, 20 ч. асфальта или шеллака. Прежде всего заставляют каучук разбухнуть в масле (требуется 10—14 дней); потом плавят асфальт и приливают сюда каучуковый раствор, хорошо размешивают и выливают в жестяные формы, смазанные салом. Для употребления глю-марин очень осторожно, плавят, лучше всего в парафиновой бане при 150°; лучше, если и склеиваемые поверхности будут тоже нагреты. В продаже наз. жидким глю-марином просто раствор каучука с асфальтом в различных растворителях (бензине, сероуглероде, петролейном эфире и пр.); иногда примешивают сюда мел. Он служит для покрывания предметов, подвергающихся действию воды, для изготовления непромокаемых тканей. Его применяют для окраски подводной части кораблей и тогда примешивают к нему иногда раствор сулемы в спирте, чтобы истреблять садящихся на корабль моллюсков и водоросли (хотя это мало помогает). Примешивая к каучуку разные красящие вещества, можно получить каучуковые краски различных оттенков: зеленые, красные, желтые и пр. Для стекла существует несколько каучуковых М., например каучука 12 ч., хлороформа 600 ч., мастики (Mastix) 120 ч.; или каучука 2 ч., хлороформа 100 ч., мастики 6 ч. Для починки резиновых калош употребляют следующую М.: готовят раствор 10 ч. каучука в 280 ч. хлороформа, потом плавят 0,1 ч. мелко изрезанного каучука с 4 ч. канифоли, прибавляют сюда 2 ч. терпентина и 40 ч. скипидара. Оба раствора соединяют вместе. Чтобы заплатать калошу, берут кусок полотна, покрывают его этой М. и приклеивают его к разорванному месту внутри калоши; после того замазывают М. наружную трещину и сглаживают поверхность. Твердую каучуковую М. получают, сплавляя каучука 150 ч., сала 10 ч., сурика 10 ч. Из М. с гуттаперчей можно указать следующие: М. для кожи — раствор гуттаперчи в сероуглероде с некоторым количеством керосина; М. для склеивания кожаных ремней: нагревают при 100° асфальта 12 ч., канифоли 10 ч., гуттаперчи 40 ч., с 60 ч. очищенного керосина, несколько часов охлаждают и приливают 150 ч. сероуглерода. Смазанные этой М. ремни сильно сдавливаются между горячими вальцами. Для склеивания каучуковых гребней сломанные части смазывают крепким раствором гуттаперчи в сероуглероде и соединяют; после высыхания смачивают раствором серы в сероуглероде. Для стекла и кожи хороша М.: гуттаперчи 100 ч., асфальта 100 ч., скипидара 15 ч.; употребляется нагретой. Для приготовления непромокаемых тканей и для склеивания кожи очень удобна эластичная М.: гуттаперчи 10 ч., бензина 100 ч., олифы 100 ч. Для склеивания дерева, стекла, фарфора, рога и пр. удобна М.: гуттаперчи 100 ч., сосновой смолы 200 ч.
В довольно большом употреблении М. на казеине, клее и крахмале. Приведем несколько рецептов М. на казеине. Для склеивания фарфора — 10 ч. казеина и 60 ч. растворимого стекла; для дерева — 10 ч. казеина и 5 ч. буры с водой; для металлов — песка 10 ч., казеина 8 ч., гашеной извести 10 ч. с водой. Для получения долго сохраняющейся М. к казеину прибавляют камфару, напр. казеина 200 ч., камфары 1 ч., гашеной извести 40 ч. Китайская М. для дерева, бумаги и проч.: гашеной извести 100 ч., дефибринированной бычачьей крови 75 ч., квасцов 2 ч. Клеевые М. О приготовлении столярного и жидкого клея см. Клей; из других можно указать следующие. Клей для этикеток — рыбьего клея 25 ч., сахара 12 ч., воды 36 ч. и несколько капель карболовой кисл. против плесени. Клей для стекла: 200 ч. клея распускают в 100 ч. воды при нагревании и прибавляют гашеной извести 50 ч.; его употребляют горячим. Алмазный, или ювелирный, клей для стекла или драгоценных камней, т. наз. «армянский» и «турецкий клей», готовится на воде со спиртом из рыбьего клея с примесью смол (Mastix, Galbanum, Aminoniakharz), присутствие которых делает клей мало изменяемым от воды; этого же достигают прибавкой терпентина, олифы и пр. Для склеивания хрусталя или фарфора пользуются нагретым раствором желатины в 50% уксусной кислоте. Для склеивания стекла пользуются способностью клея с хромовой кислотой делаться на свету не растворимым в воде: берут 5—10 ч. желатина, 90 ч. воды, и раствор 1—2 ч. двухромовокалиевой соли в 19 ч. воды. Склеенное этой М. стекло выставляется на свет на продолжительное время. Применима также способность клея давать с танином не растворимое в воде соединение, например для приклеивания кожи к металлу кожу смачивают крепким горячим раствором клея и прижимают к металлу с шероховатой поверхностью, потом ее пропитывают отваром чернильных орешков. Относительно крахмальных М. см. Клейстер.
Глицериновая М. Глицерин с глетом дает прекрасную М., быстро застывающую и не изменяющуюся от действия многих химич. реагентов (кислот, щелочей, хлора, паров спирта и проч.). Она может служить для склеивания дерева, металла, стекла и пр. Для приготовления ее берут, по возможности, концентрированный глицерин и смешивают его с тонким порошком глета, пока не получится густое тесто. Затвердевание массы происходит вследствие образования глицерида свинца.
Сахарная М. Растворяют 12 ч. сахара в 36 ч. воды и при нагревании прибавляют сюда 3 ч. гашеной извести, нагревание продолжают при помешивании около часа, потом сливают прозрачную жидкость с нерастворившейся извести; полученный раствор, содержащий сахара кальция, служит для приготовления очень известной М. «синтетикон». Берут 15 ч. его и размачивают в нем 3 ч. клея в течение суток, потом нагревают, чтобы клей растворился, и кипятят несколько минут.
В большом ходу М. с гипсом. Сернокислый кальций, обезвоженный около 150°, как известно, при размешивании с водой (так, чтобы образовалось тесто), быстро разогревается и твердеет. Если вместо воды взять насыщенный раствор квасцов, то затвердевание идет гораздо медленнее. При изготовлении этого рода М. к гипсу примешивают негашеной извести, железных опилок, белок, гуммиарабик и проч. Например, для склеивания металла, стекла и проч.: 21 ч. обожженного гипса, 3 ч. железных опилок, 10 ч. воды, 4 ч. яичного белка или гипса 50 ч., негашеной извести 10 ч., белка 20 ч. Хорошая М. получается от прибавки к гипсу гуммиарабика, который берется или в растворе, или примешивается в твердом виде.
Растворимое стекло служит для получения быстро твердеющих водоупорных М. Оно употребляется в смеси с мелом, известью, окисью цинка или перекисью марганца. Затвердевание обусловливается образованием не растворимых в воде силикатов. Таковы М. из 80 ч. перекиси марганца, 100 ч. цинковых белил и 20 ч. растворимого стекла. Эта М. быстро твердеет и служит для соединения труб, подвергающихся накаливанию, при чем она образует стеклообразную массу. Другая М.: мела 100 ч., растворимого стекла 25 ч. или, например, негашеной извести 10 ч., мела 100 ч., растворимого стекла 25 ч. и пр. Большое значение для практики имеют М., сопротивляющиеся действию высокой температуры, при чем они образуют стеклообразную массу. Состав их самый разнообразный, напр.: 20 ч. железных опилок, 45 ч. глины и 10 ч. перекиси марганца смешивают с водой, содержащей 5 ч. буры и 5 ч. поваренной соли, или 100 ч. опилок, 50 ч. глины, 10 ч. поваренной соли, 20 ч. песка растирают в тесто с водой. Для склеивания фарфора употребляют М., состоящую из 80 ч. сурика, 80 ч. безводной буры, 10 ч. мела, размешанных с водой в виде теста; им смазываются склеиваемые предметы и нагреваются в муфеле при высокой температуре.