Матанализ с чего начать
Как выучить математический анализ с нуля?
Прежде чем составить план работы, надо уточнить, куда вы идете и откуда.
Куда.
Вот три основных направления: матанализ как инструмент (и тогда достаточно строить и анализировать графики функций, брать производные и интегралы); матанализ как часть математики (и тогда нужно углубиться в основания); матанализ как часть культуры (и тут хватит хорошей книжки с картинками, чтобы получить общее представление).
Откуда.
Очень странно, что с нуля.
(Обычно математику желают изучать с нуля те люди, которые учили-учили, но так и не выучили. Разобраться «что я знаю, а что нет» они не могут, потому что вконец запутались, и думают, что проще начать с нуля. Это самообман. Не проще. Устройте себе самодиагностику и разберитесь, какие темы действительно уже понимаете. Это часть умения учиться, без этого все равно не обойтись и в дальнейшем.)
В школе сейчас изучают основы анализа, обязательно геометрический смысл производной. На ЕГЭ требуется умение по графику производной определить свойства функции и наоборот. У вас действительно ноль знаний по программе средней школы? Лучше бы ее осилить, и притом на профильном уровне, прежде чем переходить к высшей математике. По дороге вы не только освоите азы анализа, но разовьете умение учиться, без этого подходить к анализу несколько опрометчиво.
(Буду теперь рассказывать коллегам, что объясняла Фихтенгольцу, как учить матанализ.)
Высшая математика для чайников, или с чего начать?
Нагромождение страшных формул, пособия по высшей математике, которые откроешь и тут же закроешь, мучительные поиски решения казалось бы совсем простой задачи…. Подобная ситуация не редкость, особенно когда учебник по математике последний раз открывался в далеком 11 классе. А между тем, в ВУЗах учебные планы многих специальностей предусматривают изучение всеми любимой высшей математики. И в этой ситуации нередко ощущаешь себя полным чайником перед нагромождением ужасной математической абракадабры. Причем, похожая ситуация может сложиться при изучении любого предмета, особенно из цикла естественных наук.
Что делать? Для студента-очника всё значительно проще, если, конечно, предмет не сильно запущен. Можно проконсультироваться у преподавателя, одногруппников, да и просто списать у соседа по парте. Даже полный чайник в высшей математике при таких раскладах сессию переживет.
А если человек учится на заочном отделении ВУЗа, и высшая математика, мягко говоря, в будущем вряд ли потребуется? К тому же совсем нет времени на занятия. Так-то оно, в большинстве случаев так, но никто не отменял выполнение контрольных работ и сдачу экзамена (чаще всего, письменного). С контрольными работами по высшей математике все проще, чайник ты, или не чайник – их можно заказать. И по остальным предметам тоже можно заказать. Но выполнение и сдача на рецензию контрольных работ еще не приведет к заветной записи в зачетной книжке. Часто бывает, что произведение искусства, выполненное на заказ, нужно защищать, и объяснить, почему из этих буковок следует вон та формула. Кроме того, предстоят экзамены, а там уже придется решать определители, пределы и производные САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если, конечно, преподаватель не принимает ценные подарки, или нет нанятого доброжелателя за стенами аудитории.
Позвольте, дам очень важный совет. На зачетах, экзаменах по точным и естественным наукам ОЧЕНЬ ВАЖНО ХОТЬ ЧТО-ТО ПОНИМАТЬ. Запомните, ХОТЬ ЧТО-ТО. Полное отсутствие мыслительных процессов просто бесит преподавателя, мне известны случаи, когда студентов-заочников заворачивали по 5-6 раз. Помнится, один молодой человек сдавал контрольную работу 4 раза, и после каждой пересдачи обращался ко мне за консультацией. В конце концов, я заметил, что в ответе вместо буквы «пи» он писал букву «пэ», за что и последовали жесткие санкции со стороны рецензента. Студент ДАЖЕ НЕ ХОТЕЛ ВНИКАТЬ в задание, которое он небрежно переписал
Можно быть полным чайником в высшей математике, но крайне желательно знать, что производная константы равна нулю. Потому что, если Вы ответите какую-нибудь глупость на элементарный вопрос, то велика вероятность того, что на этом учеба в ВУЗе для Вас закончится. Преподаватели гораздо благосклоннее относятся к тому студенту, который ХОТЯ БЫ ПЫТАЕТСЯ разобраться в предмете, к тому, кто, пусть и ошибочно, но пробует что-либо решить, объяснить или доказать. И это утверждение справедливо для всех дисциплин. Поэтому следует решительно отмести позицию «я ничего не знаю, я ничего не понимаю».
Второй важный совет – ПОСЕЩАТЬ ЛЕКЦИИ, даже если их немного. Об этом я уже упоминал на главной странице сайта Математика для заочников. Повторяться нет смысла, почему это ОЧЕНЬ важно, читайте там.
Итак, что же делать, если на носу зачет, экзамен по высшей математике, а дела плачевны – состояние полного, а точнее говоря, пустого чайника?
Один из вариантов – нанять репетитора. С крупнейшей базой репетиторов можно ознакомиться здесь (преимущественно, Москва) или здесь (преимущественно, Санкт-Петербург). По поисковой системе вполне вероятно найти репетитора в своем городе, либо посмотреть местные рекламные газеты. Цена на услуги репетитора может варьироваться от 400 и более рублей за час в зависимости от квалификации преподавателя. Следует отметить, что дёшево – это не значит плохо, особенно если у Вас неплохая математическая подготовка. В то же время за 2-3К рублей Вы и получите НЕМАЛО. Зря таких денег никто не берёт, и напрасно таких денег никто не платит ;-). Единственный важный момент – старайтесь выбрать репетитора с профильным педагогическим образованием. И в самом деле, мы же не ходим за юридической помощью к стоматологу.
В последнее время набирает популярность сервис онлайн репетиторов. Он очень удобен, когда необходимо срочно решить одну-две задачи, разобраться в теме или подготовиться к экзамену. Безусловным преимуществом являются цены, которые в несколько раз ниже, чем у оффлайн репетитора + экономия времени на проезд, что особенно актуально для жителей мегаполисов.
В курсе высшей математики некоторые вещи без репетитора освоить весьма трудно, нужно именно «живое» объяснение.
Тем не менее, во многих типах задач вполне можно разобраться самостоятельно, и, цель данного раздела сайта – научить Вас решать типовые примеры и задачи, которые практически всегда встречаются на экзаменах. Более того, для ряда заданий существуют «жёсткие» алгоритмы, где от правильного решения вообще «никуда не деться». И, в меру моих знаний, я попытаюсь Вам помочь, тем более есть педагогическое образование и опыт работы по специальности.
Начнем разгребать математические абракадабры. Ничего страшного, даже если Вы чайник, высшая математика – это действительно просто и действительно доступно.
А начать нужно с повторения школьного курса математики. Повторение – мать мучения.
Прежде чем, Вы приступите к изучению моих обучающих материалов, да и вообще приступите к изучению любых материалов по высшей математике, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ, прочитать нижеследующее.
Для того чтобы успешно решать задачи по высшей математике НЕОБХОДИМО:
– Уметь складывать, вычитать, умножать и делить. Вспомнить, что любая дробь, например , обозначает деление, «три делить на семь» в данном случае. Вспомнить, что такое квадратный корень, например: .
ЗАПАСИТЕСЬ МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ. Оффлайновым. Это важно. Желательно, чтобы он был с функциями (синусами, логарифмами и т.д.) и умел считать обыкновенные дроби. Если его пока нет, пользуйтесь экселевскими калькуляторами проекта.
Кстати, Эксель. Отличный выбор и практически незаменимое приложение для решения многих задач! Мануал для «чайников» (пусть старенький) я загрузил в библиотеку.
– От перестановки слагаемых – сумма не меняется: .
А вот это совершенно разные вещи:
Переставлять «икс» и «четверку» просто так нельзя. Заодно вспоминаем культовую букву «икс», которая в математике обозначает неизвестную или переменную величину.
– От перестановки множителей – произведение не меняется: .
С делением такой фокус не пройдет, и – это две совершенно разные дроби и перестановка числителя со знаменателем без последствий не обходится.
Также вспоминаем, что знак умножения («точкy») чаще всего принято не писать: ,
– Вспоминаем правила раскрытия скобок:
– здесь знаки у слагаемых не меняются
– а здесь меняются на противоположные.
И для умножения:
Вообще, достаточно помнить, что ДВА МИНУСА ДАЮТ ПЛЮС, а ТРИ МИНУСА – ДАЮТ МИНУС. И, постараться при решении задач по высшей математике в этом НЕ ЗАПУТАТЬСЯ (очень частая и досадная ошибка).
– Вспоминаем приведение подобных слагаемых, Вы должны хорошо понимать следующее действие:
– Вспоминаем что такое степень:
, , , .
Степень – это всего лишь обычное умножение.
– Вспоминаем, что дроби можно сокращать: (сократили на 2), (сократили на пять), (сократили на ).
– Вспоминаем действия с дробями:
а также, очень важное правило приведения дробей к общему знаменателю:
Если данные примеры малопонятны, смотрите школьные учебники.
Без этого ТУГО будет.
СОВЕТ: все ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ вычисления в высшей математике лучше проводить в ОБЫКНОВЕННЫХ ПРАВИЛЬНЫХ И НЕПРАВИЛЬНЫХ ДРОБЯХ, даже если будут получаться страшные дроби вроде . Вот эту вот дробь НЕ НАДО представлять в виде , и, тем более, НЕ НАДО делить на калькуляторе числитель на знаменатель, получая 4,334552102….
ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правила является конечный ответ задания, вот тогда как раз лучше записать или .
– Уравнение. У него есть левая часть и правая часть. Например:
Можно перенести любое слагаемое в другую часть, сменив у него знак:
Перенесем, например, все слагаемые в левую часть:
Или в правую:
Обратите внимание, что части уравнения можно безболезненно поменять местами:
, рАвно, как и произвольно переставить слагаемые в пределах ОДНОЙ части.
– Правило пропорции:
(считаем, что отличны от нуля)
То, что находится внизу одной части – можно переместить наверх другой части.
То, что находится вверху одной части – можно переместить вниз другой части.
, , , , ,
– И, наконец, стОит вспомнить о существовании некоторых функций, таких как, синус, косинус, тангенс, котангенс, логарифм.
При этом в качестве аргумента функции может выступать не только буковка «хэ» (например, ), но и сложное выражение, например , и, рвать функцию на части категорически нельзя!
Не лишним будет вспомнить графики основных функций, предаться воспоминаниям можно на странице Графики и свойства элементарных функций. Там же освежаем в памяти актуальный технический вопрос – Как правильно построить график любой функции?
Кроме того, на складе математических формул и таблиц есть справочный материал Горячие формулы высшей математики.
И, наконец, через долгие-долгие годы я создал:
Кратчайший курс школьной математики
Где мы повторим именно то, что потребуется в высшей математике! Уникально кратко и уникально полезно! Доступна веб версия курса, а также pdf-книга.
Что дальше?
Дальше целесообразно изучить/повторить основы «трёх китов» высшей математики:
алгебры (статьи о множествах и уравнениях);
аналитической геометрии (вводный урок о векторах);
математического анализа (пределы, производные и упомянутая статья о графиках).
После чего можно смело приступать к другим урокам. Используйте левое навигационное меню и закомментированную карту сайта; почти все материалы расположены в логическом порядке их изучения. Также ориентируйтесь по ссылкам в статьях – как правило, я достаточно щепетильно (и даже занудно) останавливаюсь на том, что нужно знать и уметь для освоения той или иной темы.
И ещё одно важное напутствие: старайтесь выполнять ВСЕ предлагаемые мной задачи. Это не разрозненные примеры, а целостный и методически продуманный курс обучения, цель которого – НАУЧИТЬ.
С наилучшими пожеланиями, Александр Емелин
(Переход на главную страницу)
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам
cкидкa 15% на первый зaкaз, прoмoкoд: 5530-hihi5
Tutoronline.ru – онлайн репетиторы по математике и другим предметам
Лекции и уроки по высшей математике
Карта сайта mathprofi.ru
Спокойно-спокойно – не удивляемся, такой «небоскрёб» «возведён» для удобства мобильных пользователей. Приветствую тех, кто зашёл на эту страничку с поисковика, меня зовут Емелин Александр и я рад представить вам свой курс высшей математики. Лекции и уроки носят практическую направленность и, кроме того, позволяют разобраться в теории. Поехали:
Если Вы хотите найти что-то конкретное, то имеет смысл сразу же воспользоваться поиском по сайту:
Поиск >>>
Не нашлось нужного материала?
Зайдите на страницу с тематическими архивами или посетите нашу библиотеку mathprofi.com, в которой можно раздобыть методички, лекции, контрольные, и др. учебные материалы.
Совсем-совсем дела плохи? Задайте вопрос на форуме!
Есть вопрос лично ко мне? Посмотрите часто задаваемые вопросы и если что – обращайтесь! Оставить свой отзыв можно в гостевой книге.
Для людей, начинающих изучать высшую математику, а также желающих восстановить свои знания/навыки предназначена организационная статья, которая так и называется:
Рекомендуемые математические ресурсы здесь >>>
Список доходчивой литературы здесь >>>
«Кладовка» со справочными материалами – здесь.
Кликаем по интересующему разделу и «спускаемся на лифте» к его подробному описанию! Все статьи в той или иной теме (и сами темы) я старался расположить в логической последовательности их изучения:
Аналитическая геометрия
Высшая алгебра
Пределы
Производная и некоторые её приложения
Функции и графики
Функции нескольких переменных
Однократные интегралы
Дифференциальные уравнения
Числовые ряды
Функциональные ряды
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
Элементы векторного анализа
Комплексный анализ
Теория вероятностей
Я не хочу оформлять карту сайта «штабелем ссылок» и составляю её вручную, поэтому в настоящий момент здесь могут быть представлены не все темы. В том случае, если Вы не видите нужных разделов, пользуйтесь Поиском либо ориентируйтесь по левому навигационному меню, например, главной страницы
Аналитическая геометрия
В данном разделе можно выделить несколько блоков:
Векторы. «Альфа» и «омега» аналитической геометрии. Начинаем с двух базовых уроков:
и продолжаем следующими статьями:
Здесь наиболее трудной является 2-я лекция (о переходе) и поэтому я не рекомендую спешить с её изучением
Прямая на плоскости представлена следующими страницами:
Уравнение прямой на плоскости
Основные задачи с прямой на плоскости
Линейные неравенства
и Задача с треугольником, где я разбираю не только её, но вручаю вам «ключ» к решению многих задач по теме, да и не только по этой теме.
Линии второго порядка. Данный цикл лекций-уроков примечателен тем, что в него удалось ненавязчиво вместить значительное количество теории:
Полярная система координат. С ней целесообразно ознакомиться после изучения предыдущей темы, ибо окружностей и иже с ними тут хватает:
Полярные координаты – теоретические азы и простейшие примеры;
Практикум по построению типовых кривых в ПСК
И, наконец, геометрия пространства, где, наоборот – ярко выражена практика:
Высшая алгебра
Данный раздел также делится на несколько подразделов:
Вводные лекции, которые имеют огромное значение для изучения ВСЕГО курса высшей математики:
Комплексные числа. Любимая многими тема!
Комплексные числа для «чайников» – понятие и действия с числами;
Выражения уравнения и системы с комплексными числами – добротный и насыщенный практикум по теме.
Матрицы и определители. Уроки для «самых маленьких»:
и более серьёзные практические занятия:
Системы линейных алгебраических уравнений.
Опять же – базовый уровень:
Линейные преобразования. Собственно:
Линейные преобразования – интереснейшая и одна из самых важных лекций по алгебре, на которой я рассмотрел не только основы темы, но и обобщил понятие вектора.
Собственные числа и собственные векторы – наиболее известная и популярная задача.
Квадратичные формы. Держат нас в форме!
Понятие квадратичной формы, обычная и матричная запись, а также знакоопределенность и критерий Сильвестра;
Приведение формы к каноническому виду. Метод Лагранжа
Ортогональное преобразование квадратичной формы и геометрическое приложение – приведение уравнения линии 2 порядка данным методом.
Пределы
Пределы без предела =)
Базовые уроки для прожжённых гуманитариев:
и тотальный «разгром» лимитов для угорелых технарей:
+ более чем доступная лекция по теории, открывающая дверь в удивительный мир математического анализа:
Производная и некоторые её приложения
Как обычно – «песочница»:
и несколько уроков для отработки техники дифференцирования:
После чего целесообразно ознакомиться с теоретической лекцией Что такое производная? и потренироваться в нахождении производной по определению (нужно уметь находить пределы – см. выше)
И заключительная порция статей посвящена некоторым приложениям производной:
Уравнение нормали
Приближённые вычисления с помощью дифференциала (здесь волею судьбы оказалось рассмотрена и аналогичная задача для функции двух переменных)
Метод касательных
Функции и графики
Две справочно-прикладные статьи, без которых никуда! Причём во всей вышке:
Основной же цикл статей посвящён исследованию функции:
По материалам перечисленных уроков создан удобный справочный конспект:
Схема исследования функции
+ Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке
(самостоятельная задача и иногда «довесок» к полному исследованию)
Функции нескольких переменных
Один из предметов моей гордости – пожалуй, наиболее трудный в создании раздел. Его можно условно разделить на две части:
Область определения и линии уровня функции двух переменных – intro;
Основные поверхности пространства – не только справочная статья, но и ценное руководство по технике ручного построения поверхностей.
+ три «ласточки» на пределы и непрерывность:
Вторая часть раздела касается дифференцирования ФНП. Сначала отрабатываем технику решения:
после чего окончательно разбираемся в сути частных производных:
Производная по направлению и градиент – отличная лекция, не пропустите!
И наиболее распространённые приложения:
Однократные интегралы
В этот обширный раздел включены лекции-уроки о неопределенных, определённых и несобственных интегралах.
Неопределенные интегралы. Осваиваем «интегральный минимум студента»:
и укрепляемся на завоёванных рубежах:
Определённые интегралы. Тактика та же – изучаем вводную статью по теме + два «заштатных», но очень важных приложения:
Примерно здесь находится Рубикон раздела – знакомимся с лекцией, в которой я раскрыл суть интегрирования:
Несобственные интегралы представлены статьёй:
мануалом для более подготовленных читателей:
и темой для готовеньких:)
На следующих уроках закрепляем навыки решения интегралов:
И ставшие уже традиционными, статьи по численным методам. Как вычислить определённый интеграл приближённо:
Дифференциальные уравнения
Один из самых увлекательных и любимых мной разделов! Чего и вам желаю:
Сначала осваиваем основы темы и ДУ первого порядка.
Как повелось, «скорая помощь»:
а также незаменимый урок о линейных ДУ первого порядка.
И менее распространённые, но не менее важные:
После чего можно перейти к изучению следующего подраздела:
ДУ второго и высших порядков. Эти уравнения делятся на две «ветви»:
И на десерт:
Числовые ряды
Одна из самых простых и прозрачных тем:
Числовые ряды для «чайников» – понятие числового ряда и его сходимости, необходимый признак сходимости ряда, признаки сравнения;
Нахождение суммы ряда
Признак Даламбера, радикальный и интегральный признаки Коши
Знакочередующиеся ряды и признак Лейбница
+ Числовые ряды повышенной сложности – классифицированы!
Функциональные ряды
Для изучения этого раздела нужно освоить числовые ряды (см. выше).
Две статьи для «чайников»:
Ряды Фурье – в конце лекции есть много дополнительных материалов!
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
Распространение идеи интегрирования на дву- и трёхмерные области.
Уроки по двойным интегралам:
Уроки по тройным интегралам:
Следующую тему изучаем не поверхностно:
А эту – не криво:)
Элементы векторного анализа
Захватывающая, но достаточно трудная тема, требующая знания, в частности криволинейных и поверхностных интегралов:
Основы теории поля – понятие скалярного и векторного поля, векторные линии, градиентное поле, ротор векторного поля, потенциальное поле;
Поток векторного поля, в том числе через замкнутую поверхность;
Дивергенция векторного поля и формула Гаусса-Остроградского
Циркуляция векторного поля и формула Стокса
Комплексный анализ
Статей пока немного, но они в тельняшках:
Рабочий справочный материал по двум нижеследующим статьям:
Таблица оригиналов и изображений
Теория вероятностей
Данную тему можно разделить на две большие главы
Случайные события
Случайные величины (СВ)
Здесь можно выделить три блока.
Дискретные случайные величины:
Непрерывные случайные величины:
Система случайных величин (двумерная случайная величина):
И будьте уверены:
(переход на главную страницу сайта)