Математический уголок в старшей группе по фгос что должно быть
Что должно быть в уголке математики
Елена Акулинина
Что должно быть в уголке математики
Задачи организации уголков занимательной математики:
1. Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы- стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.
Организация уголков занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют о возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления,подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др. ; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики;- лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал («Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер», «Искорка», «Барвинок», «Затейник», «Пионерская правда» и др.). Выбрать занимательный материал можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые, более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты,действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатель вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает их и помогает освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу; стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, организация вечеров досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх. Осуществление всестороннего развития детей, решение задач индивидуальной работы с детьми, отстающими от сверстников в развитии, и детьми, проявляющими повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей в период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе. Воспитатель рекомендует родителям сбор занимательного материала, организацию совместных с детьми игр, постепенно создавать домашнюю игротеку, изготовлять игры, приобретать игры промышленного производства. Единство в направлениях работы детского сада и семьи по данному вопросу будет способствовать развитию у детей интереса к занимательному материалу, умственных способностей.
Консультация для педагогов и родителей «Что должно быть у ребёнка в шкафчике? Одежда детей в детском саду» В детском саду на каждого ребёнка имеется индивидуальный шкафчик. В большинстве случаев случается так, что в них находится и хранится очень.
Консультация для родителей «Что должно лежать у ребёнка в шкафчике в детском саду» Очень важно с ранних лет прививать детям навыки самообслуживания. Ребёнок учится самостоятельности. А это значит, в детском саду он сам.
Консультация для родителей «Что должно лежать в шкафчике для одежды?» Консультация для родителей «Что должно лежать в шкафчике для одежды?». У каждого нашего малыша в детском саду есть свой шкафчик, который.
Мастер-класс: папка-передвижка «Что должно быть у ребенка в шкафчике?» Оформление информации папки-передвижки, которые нужно донести до родителей детей посещающие дошкольное учреждение. В последнее время все.
Презентация «Что значит быть здоровым?» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое.
Эссе «Что значит быть воспитателем?» эссе «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?» В детстве каждый из нас еще бессознательно начинает примерять на себя те или иные.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем на.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада?» Свою профессию я выбрала, когда впервые пришла в школу. Учитель проводил опрос: кем бы мы хотели стать, когда вырастем, и я сказала, что.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада?» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Эссе «Что значит быть воспитателем детского.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС
Наталья Степанова
Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС
Мы приобрели коврограф Ларчик по Воскобовичу со всем дидактическим материалом к нему. Детям очень нравится самостоятельно прикреплять счетный материал, либо другой дидактический материал, изучать цвета с гномиками, изучать цифры с животными цифроцирка и т. д. Он легко сворачивается и открывается учебная зона с доской, где мы пишем мелом.
Для изучения плоскостных геометрических фигур у нас на стене расположены забавные фигуры с мордашками, что очень оценили дети
Приобрели всеми любимые блоки Дьенеша и палочки Кюизенера и пособия к ним. Все находится в свободном доступе для детей и пользуется успехом у них
По Воскобовичу у нас так же присутствует счетовозик
Так же мы приобрели деревянные конструктора, различные блоки, кубики Никитина, вкладышы. Они у нас не в единственном экземпляре. Каждый ребенок находит для себя то, что ему по душе
Пластмассовые конструктора и мозаики, развивающие логику, мышление, мелкую моторику рук
Для развития количественных представлений и счета у нас имеются карточки с цифрами, наборы счетных материалов «Касса счетных материалов» на каждого ребенка, счетный материал деревянный, резиновый, пластиковый, а так же бумажный, сделанный своими руками
Для развития мелкой моторики рук у нас так же имеются игры «Шнурочки», «Бусы» и деревянные
и пластиковые. Есть математические планшеты, а так же математическое лото, домино и пазлы
Все это, повторюсь, у нас находится в свободном доступе для детей.
Конечно, это не все, что у нас имеется, я показала наиболее востребованный, эстетичный материал, с которым приятно играть и учиться играя не только детям, но и воспитателям. У нас имеются картотеки дидактических игр, которые мы используем каждый день в своей работе. Мы не останавливаемся на достигнутом и идем в ногу со временем. Благодарю за внимание!
Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОС Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада в соответствии с ФГОС 1 слайд: «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС» Подготовила: воспитатель Карнаухова О. А. 2.
Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.
Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе с учётом ФГОС Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.
Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС. Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.
Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает.
Предметно-развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС до Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета Презентация предметно-развивающей среды в.
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе по ФГОС до центр музыкального развития Для успешного художественно-эстетичексого развития детей дошкольного возраста, является наличие в групповых комнатах, музыкального центра,.
Родительское собрание «Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС» (Слайд №1) Добрый вечер! Тема нашего собрания «Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС.
Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Задачи: Ознакомить с требованиями.
Оснащение математических уголков в ДОУ
Татьяна Спиглазова
Оснащение математических уголков в ДОУ
Актуальность данной тематики состоит в том, что в наше время, кото-рое по праву считается временем технологического прогресса, который идет огромными шагами, каждый человек просто обязан уметь считать, знать числа, думать логически, перерабатывать огромный поток информации, оставляя только нужное. Ведь без математики невозможно представить современное общество. Без нее невозможно развитие техники. Она встречается в гуманитарных науках, например в экономике много цифр и расчетов. Поэтому необходимо знакомить с данным предметом с раннего детства и впоследствии на протяжении всей жизни поддерживать полученные навыки.Ребенку необходимо привить такие качества как: желание учиться, уметь грамотно применять полученные знания на практике и уметь мыслить творчески, нестандартно и т. д. Принимать и обрабатывать информацию, отсеивая ненужное, строить логические цепочки помогают детям логико-математические навыки, которым начинают обучать в дошкольном возрасте с помощью математических уголков в детских садах.
1 Задачи математических уголков в дошкольном образовательном учреждении и требования предъявляемые к ним
1.1 Задачи организации математических уголков
Математические уголки создают для детей с трех лет и старше. Основ-ная цель этих уголков – активизировать познавательную деятельность в об-ласти математики, приобщить к числам, цифрам и по возможности действи-ям, связанными с ними, в соответствии с возрастным психофизиологическими особенностями.
Основные задачи математического уголка в детском саду:
— Предоставление необходимых знаний в области математики каждой группе в соответствии с ее возможностями. По возможности информация должна быть краткой и простой в усвоении. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
— Разложение материала по определенным критериям, для удобства се-бе и малышам. При этом воспитатель ясно видит, что в математическом уголке необходимо обновить, а что убрать.
— Повышение интереса у детей к области математикиразличными спо-собами: игры, раскраски, яркое оформление уголка и т. д. Также можно завуалировано подходить к изучению математики. Например,сказать детишкам: «А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?» или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Данный способ приносит хорошие результаты.
— Способствование развития одаренных детей и подтягивание слабень-ких в области математике детишек. Всем понятно что все мы разные и у всех разные способности, поэтому для одаренных нужно давать что то посложнее, а для догоняющих полегче.
— Развитие у детей такой способность как мыслить логически, стараться выстраивать логические цепочки.
ФГОС ДО устанавливает определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде как к одному из базовых критериев ос-новной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно этим требованиям ребенок должен учится работать как в ко-манде, так и с преподавателем, а также и самостоятельно, но под наблюдением воспитателя.
Вследствие чего в группах ДОУ создаются центры занимательной ма-тематики, которые включают в себя материалы и атрибуты, которые позво-ляют детям усваивать навыки, закреплять уже имеющиеся знания и позна-вать что – то новое для себя в области математикичерез детские способы: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
1.2 Требования к организации математических уголков
Создавая уголок математики в группе, педагог должен думать, прежде всего, о безопасности. Чтобы в данном уголке ничего не навредило ребенку. Требования, которыми должен обладать уголок:
— Безопасность и охрана здоровья детей. Материалы и оборудование не должны быть слишком мелкими, острыми. Пластиковые или металлические фигуры заменить на бумажные, картонные или мягкие. Уголок должен быть хорошо освещен, мебель подобрана в соответствии с ростом ребенка и полки должны находится на уровне головы ребенка или ниже, чтобы он мог спокойно достать игрушку.
— Уголок должен соответствовать каждой группе, то есть для старшей группы содержание должно быть более сложное и информативное, чем для младшей группы.
— Разнообразие. Должна отсутствовать монотонность материала. Например, фигуры должны быть разных цветов, форм и т. д. Это касается и раскрасок, рисунков, конструкторов, альбомов и так далее.
— Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности. Ребенок должен учится мыслить, творить, запоминать полученные знания и применить их на практике.
2 Виды математических уголков для разных групп дошкольного возраста
2.1 Сенсорное восприятие детей ясельного возраста
Актуальность данной тематики в данной группе является активизиро-вать сенсорное восприятие и приобщить к дидактическим играм.
В этом возрасте ребенку просто показывают картинки и смотрят за его реакцией. Иногда дают что – то потрогать, пощупать. Это развивает ощущение и дает зачаток к развитию памяти, мышлению, речи.
Популярностью пользуются игры с игрушками, игры – забавы, словесные игры. Например, выстроить башню из кубиков, что лежит в мешочке, сделаем бусы кукле и т. д.
2.2 Математический уголок для детей младшей группы
Актуальность математического уголка в данной группе является под-нятие активности детей, появление интереса к математическому миру и же-лание узнать что – то новое.
Дети, которым исполнилось 4 года уже стараются осваивать и позна-вать мир с помощью всех органов чувств, благодаря практическим занятиям, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому в математический уголокв данной группе включают такие предметы как:
— Пирамидки, имеющие разные габариты, с кольцами. На их верх могут быть одеты фигурки зверят, сказочных персонажей. Ребятишки не только складывают их, но и сравнивают по высоте, обыгрывают, рассматривают и сравнивают отдельные кольца пирамидок, пытаются надеть по порядку, радуются положительному результату.
— Матрёшки. Наверное, у каждого в детстве была такая игрушка. Их дети учатся собирать и разбирать сначала под присмотром воспитателя, а потом и самостоятельно. Они их сравнивают по размеру, выставляют в ряды в порядке убывания и возрастания по размеру.
— Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). В наше время такие игры распространены, и они пользуются большим спросом. Данные игры встречаются и с математическим уклоном, когда втулки изготовлены в виде геометрических фигур имеющие разный цвет или размер. Эти игры приходятся по душе детям,а также они несут в себе много полезного: развивают цветовосприятие, знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику. Существуют также игры с втулками в виде мягких ковриков из вспененной резины, ими можно играть и за столом, и на полу. Втулки, вкладыши можно применять и отдельно от основы, делая узоры, картины как того желает ребенок.
— Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Данный вид направлен не на создание логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а он используется в качестве ишрушки для создания несложных конструкций, картин. При рассмотрении и изучении блоков Дьенеша, дети получают знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый). Палочки Кюизенера в свою очередь познакомят их с другими цветами (розовый, фиолетовый, оранжевый, что по своей сути уже начинает опережать их развитие, а также дают возможность выстраивать палочки по длине.
— Конструкторы, которые бывают пластиковые и деревянные с кубика-ми, конусами, цилиндрами, шарами, но зачастую используются мягкие, что-бы не травмировать ребенка. Сначала сам педагог показывает детям, что может получиться из этих фигурок, а затем малыши самостоятельно их исследуют. Например, какие из них стоят устойчиво, какие катятся и т. д.
— Мозаики и пазлы. Они должны быть крупными. При складывании из них картинок, детишки осваивают не только цвета, но и изучают такие понятия как «много», «мало», «один», практикуют размещать элементы на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика же в свою очередь развивает творческое воображение, способность оценивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.
— Печатное наполнение уголка. Это могут быть обучающие плакаты, на которых изображены числа, фигуры, интересные картины и т. д.
Также большое внимание уделяют играм, где нужно сравнивать пред-меты по величине, форме,составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».Также пользуются популярностью дидактические игры: «Лото», парные картинки, наборы из порезанных на кубики картинок картинки,представляющие из себя трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.
2.3 Особенности подбора материала для средней группы[/b]
Актуальность математического уголка в данной группе является по-держание активности детей, поддержание интереса к математическому миру и желание узнать что – то новое.
Дети пятого года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математическойзоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом.
В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятель-ности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные пред-меты, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схе-мы, пиктограммы.
Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».
Интересны детям и такие игры и пособия:
— «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффек-тивного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.
— Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки расклады-вают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
— Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.
— Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).
— Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. Повысит интерес детей к такому виду деятельности использование игрушек-зверят, белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом.
— Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.
— Детские музыкальные инструменты, например, ксилофон, металлофон, треугольник. С их помощью можно не только развивать детский слух, но и обучать счету (по количеству ударов палочкой или нажатий клавиши).
К вышеперечисленному еще можно добавить дидактические игры:
игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой», модели, связанные с числовой лесенкой, рядом величин, спиралевидными моделями на познание временных отношений, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор», игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.
Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, воз-вращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.
2.4 Математический уголок в старшей группе ДОУ
Актуальность математического уголка в данной группе является по-держание активности детей, поддержание интереса к математическому миру и желание узнать что – то новое.
У детей 6 лет уже начинает формироваться абстрактное вербальное мышление,дети приобретают такие качества как: организованность, собран-ность, стремление к результату. Поэтому в данном случае используются игры и пособия посложнее. Например,игры на смекалку:
«Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?». Игры на сопоставление размеров приобретают иной харак-тер. Например, если в средней группе дети могут сопоставить по росту 5–6 домашних животных, то в старшей группе они уже могут построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).
Игры с блоками Дьенеша также претерпевают изменения. Они стано-вятся сложнее и разнообразнее.
В старшей группе математический уголок начинает пополняться по-знавательной литературой. Это могут быть как обычные книги, в которых дети ищут ответы на вопросы, которые задал воспитатель, так и головоломки, лабиринты.
2.5 Математический уголок в подготовительной группе ДОУ
Детям в этойгруппе уже дают решать простейшие примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они применяют не только для самостоятельного изучения математических навыков, но и иногда проверяют друг друга, заключают небольшие состязания. Например, кто быстрее решит пример, или соберет фигуру, или ответит на вопрос. Это вырабатывает в детях не только знание, но и быстроту реакции, что тоже пригодится им в жизни.
Дошкольников начинают знакомить с часами и календарем, в которых присутствует не только числа, но и счет времени. Дети учатся определять дату, время, месяц, время года. Это также будет сопровождать его всю жизнь.
Также в математическом уголке в подготовительной группе дошколь-ного возраста могут встречаться трафареты, линейки и другие измерительные эталоны. Дети учатся формировать группы предметов по размеру, цвету, назначению и т. д., умение устанавливать последовательность различных событий.Также имеют место быть дидактические игры: игры, в которых что – то делится на части или из частей собирается в единое целое («Дроби», «Составь круг», игры с цифрами, монетами, игры, направленные на развитие числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери», игры, связанные с алгоритмами («Вычислительные машины»). Необходимо включить и развивающие игры. Например, шах-маты, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
Подводя итоги, хочется сказать, что размещение математического уголка в дошкольном образовательном учреждении положительно сказыва-ется на воспитании детей. Ведь математика хоть и сложна наука, но она пре-следует нас всю жизни особенно в эпоху технологического прогресса. При освоении математических навыков ребенок получает не только знания, но и способность рационально мыслить, принимать быстро решения, выстраивать логические цепочки, работать самостоятельно, искать ответы в литературе и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.