Математика это сложно хорошо что я стал музыкантом
Композитор Алексей Шор рассказал, как изменил математике с музыкой
Скромный ученый превратился в звезду мировой классической сцены
Сегодня его произведения исполняют мировые звезды классической музыки. При этом Алексей Шор не учился игре ни на каких инструментах и не посещал музыкальной школы, а всю теорию освоил по книжкам. Математик с докторской степенью большую часть жизни отдал точным наукам, пока однажды — волею случая — не поменял профессию и не стал композитором. Партитуры Алексея, которые он писал для себя, в стол, случайно попали в руки известному альтисту Дэвиду Карпентеру, и тот сыграл их на публике. Слушатели рукоплескали, а вскоре и другие музыканты начали исполнять произведения Шора. Так скромный ученый превратился в звезду мировой классической сцены. О том, как сказка стала былью и насколько сложно поменять свою жизнь после 40 лет, «МК» побеседовал с Алексеем Шором в Дубае, на юбилейном X Международном фестивале классической музыки InClassica, резидентом которого он является уже четвертый год.
Автор: Alikhan Madzaev. Фото: ru.wikipedia.org
— Вы окончили механико-математический факультет МГУ в Москве и именно математикой занимались в России, Израиле и США. Вы не преподавали, а занимались теорией?
— Я недолго преподавал после получения докторской степени, но большую часть жизни занимался чистой математикой — динамическими системами. Чтобы было понятнее для широкой публики — это часть геометрии. Самая известная моя работа в этой области о том, как в пустом пространстве сталкиваются обычные шарики и разлетаются в разных направлениях. Задача по описанию простая, а по решению, наоборот, сложная. И здесь возникает много вопросов: сколько раз шарики могут столкнуться, как долго это будет продолжаться или в каких именно направлениях они разлетятся? Это математическая модель, которая описывает очень многие физические процессы в нашем мире, и сравнительно новый раздел в математике. При этом у моей работы есть прикладные функции. Но в первую очередь я был теоретиком. Музыка потихоньку вытесняла математику.
— А на какой музыке вы росли? Дома слушали классику?
— Да, классику дома слушали. Насколько ее можно было слушать на бобинных магнитофонах, которые ужасно скрипели. Музыка всегда была частью моей жизни, но я не занимался ею, потому что всегда считался талантливым в технических науках. Мои родители иногда предпринимали попытки обучать меня музыке, но я сильно возражал, и они смирились.
— Вы учились играть на каком-нибудь инструменте?
— Нет. Во взрослом возрасте научился чуть-чуть играть на рояле, но очень плохо.
— А как же нотная грамота?
— Вы пишете ноты как формулы — в голове?
— Не совсем как формулы. Многим удивительно, что я не играю на фортепиано. Все композиторы хорошо играют, а я плохо. Но ведь все композиторы пишут для инструментов, на которых не играют. Например, Брамс не играл на скрипке, но написал великий скрипичный концерт.
— Принято противопоставлять гуманитариев и технарей. Как в вас сочетается и то и другое? Ваше сочинение «С моей книжной полки» похоже на алгебраическое уравнение, где переплелись разные стили — кажется, из Прокофьева, Гершвина, Минкуса и разных кинофильмов. Вы изобрели свою формулу, чтобы соединять любимые мелодии в новые композиции?
— Никакой математической составляющей в моей работе нет. Математика очень полезна, когда нужно запомнить что-то новое. Помню, как изучал теорию музыки, и мой математический опыт мне очень пригодился для того, чтобы в голове все уложилось в какую-то систему. Сейчас от математики никакой пользы нет. Она мне не помогает написать хорошую мелодию. Переход происходил постепенно: сначала я немного писал музыку для себя по вечерам, а математикой занимался в течение дня. Теперь я занят только музыкой.
— Легенда гласит, что однажды альтист Дэвид Карпентер увидел у вас на столе одну из партитур, сыграл ее публично, и сразу пришел успех. Как вы познакомились с Карпентером, когда подружились?
— Случайно. Познакомились на каком-то фестивале, где я был зрителем, а он исполнителем. Потом снова встретились в нью-йоркском музее и узнали друг друга, договорились о встрече — так завязалась дружба. Через год, будучи у меня в гостях, он увидел на столе ноты, потом попробовал сыграть мою музыку на своих концертах, его несколько раз вызвали на бис. «Смотри, как публика принимает, пиши больше!» — сказал мне тогда Дэвид и стал чаще играть мои произведения. Некоторые видео своих выступлений Дэвид выложил в Сеть, а потом у него возникла идея снять отдельный видеоролик, клип. После этого и другие музыканты стали исполнять мои произведения.
— Такая быстрая популярность возможна только в современном мире. Было ощущение, что слава обрушилась на вас и вскружила голову?
— Нет. Все происходило плавно и логично. Я все больше писал музыку, а музыканты все чаще ее исполняли. Потом было празднование 50-летия дипломатических отношений между Мальтой и Россией, и я получил предложение написать балет, приуроченный к этому событию. Тогда я, наверное, и осознал, что музыка для меня стала делом жизни.
— А где вы работали на тот момент?
— В прикладной математике. Математики нужны и тем, кто рак лечит, и тем, кто нефть ищет. Математики всем нужны.
— Вы уволились и посвятили все свое время музыке. Как теперь устроен ваш рабочий день композитора? Какой образ жизни вы ведете?
— Я довольно дисциплинированный человек. Все время, которое я не занят с детьми или не иду куда-то с друзьями, я работаю. Если есть вдохновение, пишу музыку, если нет, то занимаюсь черновой работой — проверяю старые партитуры. Все свободное время я занимаюсь музыкой.
— Как писался балет «Хрустальный дворец», российская премьера которого состоялась в Кремлевском дворце в 2018 году?
— Писался в большой спешке. Проект начался в ноябре 2016 года, а премьера была намечена на июль следующего на Мальте. Ноты должны были быть готовы к апрелю. Все происходило с огромной скоростью. Поэтому в «Хрустальном дворце» я использовал некоторые вещи, которые были написаны ранее. Все это было очень увлекательно, потому что это был для меня первый такой опыт.
— Когда вы пишете, то думаете о конкретных исполнителях, кто будет играть ваши произведения?
— Конечно. Если я пишу концертные вещи, я кого-то представляю, ведь у каждого своя манера: кто-то играет с напором, а кто-то легко. Пишу какую-то вещь и думаю, что если бы это играл вот этот человек, то оно прозвучало бы вот так…
— Вашу музыку исполняли Плетнев, Венгеров и Шахам. Кого бы вам обязательно хотелось увидеть в этом списке?
— Есть много замечательных музыкантов, которых я очень люблю, и я, конечно же, всегда очень рад, если кто-то из них решает включить мою музыку в свой репертуар. Но это их решение, а мои «мечты» большого значения не имеют.
— Какую классическую музыку вы сами предпочитаете?
— А каковы ваши вкусы в современной популярной музыке? Джаз, рок, рэп?
— У меня старомодные взгляды. Что касается рока, то я застрял где-то в 1960–1970-х. После «Beatles» меня мало что интересовало. С джазом тоже — чем старше, тем лучше для меня. Современных я не знаю.
— А что дети слушают?
— Дети еще маленькие, 8 и 10 лет. Они пока слушают то, что им дают послушать взрослые.
— Чем занимаетесь помимо музыки и математики? Есть хобби?
— Раньше математика была профессией, а музыка хобби, теперь наоборот. Если неохота музыкой заниматься, я листаю математическую книжку. Хотя я, конечно, уже не в той математической форме, чтобы серьезно заниматься. Но могу посмотреть задачи какой-нибудь математической Олимпиады. Просто книжки читаю, всегда увлекался историей и пытаюсь детей увлечь.
— Классическая музыка кормит лучше, чем математика?
— Нет, намного хуже. Как я говорил, математики нужны всем.
— Как относитесь к критике? «Мурку» в вашей интерпретации некоторые считают принижением высокого искусства, другие, наоборот, хвалят за популяризацию классического жанра с помощью всем известной мелодии…
— Вся эта история с «Муркой» была шуткой для друзей, которая потом стала жить своей жизнью. Я Дэвиду говорил, что, может быть, не стоит ее играть на крупных концертах. Он, наоборот, настаивал: «Смотри, как здорово нерусскоязычная аудитория воспринимает!» И продолжает играть до сих пор. Для не русскоязычной аудитории это просто виртуозное классическое произведение, в духе «Чардаша» Монти. Что касается русскоязычной публики, то мне, конечно же, хотелось бы, чтобы она относилась к вариациям «Мурки» с юмором, как это делаю я сам.
— Есть ли у вас амбиции на классической сцене? Какой след хотите оставить в истории музыки?
— У меня нет долгосрочных амбиций. Я хочу написать хорошо ту вещь, над которой работаю сейчас. Потом буду мечтать, чтобы следующая композиция хорошо получилась.
— И что вы сейчас пишете?
— Пандемия изменила вашу жизнь? Как, на ваш взгляд, она повлияла на классическую музыку?
— Мир классической музыки изменился кардинально со всех точек зрения. Играть для полупустого зала — не слишком, наверное, приятно. Для меня лично пандемия мало что изменила: я сидел один в комнате и писал — до, во время и после. Во время карантина получилось написать больше. Я написал виолончельный концерт, скрипичный, концерт для бандонеона. Сидение дома в кругу семьи оказалось полезно для творческой энергии.
— Есть тоска по родине?
— В Москву я приехал впервые спустя 20 лет после отъезда, и — теперь уже как туристу — мне было приятно увидеть, как преобразился город. Когда я уезжал, столица была серым и несчастливым городом, а сейчас, по крайней мере в центре Москвы и С.-Петербурга, я увидел совсем другую историю: красиво, чисто и приятно. Люди вежливые, в отличие от того, что я помню. Я понимаю, что взгляд приезжего это не то же самое, что взгляд изнутри, но как у туриста и меня остались исключительно положительные впечатления.
— Как считаете, у русской музыки свой особый путь?
— Среди знаменитых музыкантов совершенно непропорциональное количество русских: великая русская школа продолжает жить.
Хорошо, что я стал музыкантом
Судя по количеству «форте» тут надо херачить молотками
Музыку можно описать математикой, а математику музыкой нет
Добавлю «баянной» классики)))
Приходит девушка устраиваться на работу секретаршей. Шеф спрашивает:
— А с какой скоростью вы можете печатать на машинке?
— Ну. 1000-1200 знаков в минуту.
— Разве можно с такой скоростью печатать.
— Печатать-то можно, но такая херня получается.
— Оставьте, санитары, всё нормально,
я щас найду, кто это написал.
Не, бить не буду, придавлю роялью,
и пусть играет это дело сам!
Диалог пианиста и композитора А.Троицкий
Было же как-то. Вальс призраков вроде
Здесь что-то на эльфийском
Очевидно, что тут отсылка не на математику, а на программирование.
Прелюдия и последняя надежда на си и си-шарп.
Когда пишешь в гтп, но как только берешь инструмент по клавиатуре носится кот
Ну C знаю, а C# minor это новый язык такой?
Это новая песня Шарлота?
Дочка вот училась в музыкальной школе, разбирает эти закорючки, а я так и не смог. На слух сыграю любую мелодию, а так. Честно, не понимаю, хотя и пытался.
Кому-то когда-то в древности показалось удобным зарисовывать музыку непонятными значками, потом кто-то ленивый добавил еще кучку непонятных значков, затем от неимения ничего лучшего и чтоб хоть как-то понимать друг друга и размножать свои произведения музыканты массово начали осваивать эту премудрость, дальше ее стали считать стандартом де-факто и вдалбливать всем желающим научиться в музыку. В результате получился этакий узкоспециальный волапюк.
Возможно, в далеком будущем профессиональные лингвисты или более изобретательные музыканты придумают другую форму записи звуков, более внятную и удобную. А может, посмотрят на эту вавилонскую боль и скажут:
Может быть здесь и безсмысленный набор нотных знаков, но любой музыкант прочтет их как нефиг делать
Уточнение в свете последних событий
Про холодец
Знаете, когда-то давно, в моём сопливом детстве, мы держали скотину.
На семью из пяти человек, в самом начале зимы мы забивали двух свиней.
Это как минимум 200 кг мяса, не считая голов, ливера и копыт.
Гдет в конце декабря мы резали бычка или тёлку.
Это ещё 150-170 кг чистого мяса.
Жена частенько меня подъёбывает по поводу моего «голодного детства»..
Конечно, можно было зайти домой и тебя бы накормили, но ведь потом тебя на улицу не выпустят..
Ладно, сейчас разговор не об этом..
После разделки туш, оставались три головы, 12 ног, 12 мотолыжек, два свинячих хвостика и один бычий хуй хвост.
В один из дней отец говорил:
— 4iLiSH, сходи в сарай. Наруби там на холодец.
К тёще поедем, холодца сварим, тестя угостим.
Видя нас на пороге, бабушка всегда расплывалась в самой искренней улыбке.
Да, во времена моего детства, газа не было и зимой печь топилась круглосуточно.
Вставай, пошли. Поможем немножко старикам..
— Ну ты чего к ребёнку пристал?! Тебе сказали уже, не надо ничего, мы сами всё сделаем! Сиди, внучок! Вот, ещё пирожок возьми..
— Нет, ну правда, пошто мальчишку тиранить, пусть с бабкой сидит, сами управимся..
Отец же, не обращая внимания на пламенные речи деда с бабкой просто смотрел на меня.
Я нехотя поднимался из-за стола и под причитания бабушки о том как сильно заебали её внука физическими нагрузками мы выходили из дома во двор.
Там мы втроём, я, мой батя и мой дед, чистили снег.
Высказывания отца, типа:
— Смотри, дед, стареешь.. Внук-то, быстрее тебя лопатой орудует..
Придавали мне сил и я кидал снег как тот роторный снегоуборщик.
Закончив кидать снег, мы шли колоть дрова.
Дед старый, пусть он и носит! Я же сильнее деда, я и буду колоть.
Дед с отцом улыбались и после недолгих попыток уговорить меня на работу полегче, соглашались с тем что я уже взрослый мужик.
Отец колол чурбаки на плахи. Я колол плахи на поленья, дед носил их в сарай.
Иногда мы заходили домой погреться, отдохнуть, покушать или попить чай.
Бабушка тщетно взывала к совести двух здоровых мужиков, которые маленького мальчишку уже совсем заморили.
Отец с дедом улыбались.
— А мы разве его заставляем?
Если устал, так пусть сидит и отдыхает, мы сами доделаем.
Закончив колоть дрова, я еще успевал помочь деду перетаскать их в сарай.
А потом мы садились за стол разбирать сварившийся к тому времени холодец.
Мы все вместе отделяли мясо от костей.
Бабушка, отрезав кусок хлеба и отщипнув самый смачный кусочек мяса протягивала мне.
— Держи. Больше всех сегодня работал. Устал?
Я мотал головой и говорил что не устал.
Игрушек, вон, полный магазин..
А мы раньше вот эти кости, от холодца, сушили и потом ими в бабки играли..
Отец разливал из привезённой бутылки в две рюмки и они с дедом долго сидели за столом, обсуждая совершенно неинтересные мне вопросы.
Глаза мои постепенно закрывались и бабушка уводила меня в соседнюю комнату, на диван.
А утром, на столе, стоял холодец.
Не знаю кто как, а я холодец люблю.
Вот и сейчас, закусил рюмаху кусочком холодца, прикрыл на секунду глаза, и на меня нахлынули эти воспоминания.
Наглость
Требования
Москалї
Только вот давайте без политоты хоть здесь.
У меня получилось
У меня получилось. В этом году у меня получилось два очень больших дела. Вот конкретно для меня прям гигантских дела. Первое. Я бросил курить. Стаж курения больше 20 лет. Как бросил, спросите вы? Отвечаю. Жалко стало деньги. Сигареты стали стоить все дороже и дороже. Раньше я курил Кент 8, потом Винстон, потом Бонд, Филлипс Моррис, и даже это уже стало дорого. А куда дальше. Вот и решил ну нах. Лучше вообще не буду курить. И не курю уже с 1 сентября. Почему именно с первого. Не знаю так получилось. Не было привязано к магии чисел. А второе дело. Я уехал на работу в Чехию! И теперь буду пытаться наладить жизнь и быт тут. Вот такое замечательное завершение года. Который начинался как урод.
Дерзкий боксёр из казанского ЖК «Голливуд»
По словам подписчиков, этот персонаж терроризирует весь дом уже несколько месяцев: держит в страхе жильцов, ломает общедомовое имущество, ходит с ножом. В полицию, говорят, обращались: звезду «Голливуда» забирают в отдел, но потом снова отпускают.
Ответ на пост «Наконец то стоящая организация»
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ОБВИНИЛИ В ОСКОРБЛЕНИИ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ?
1. Пишите заявление о закрытии уголовного дела за отсутствием пострадавших. От следователя это заявление потребует сбора заявлений от «так называемых верующих» заявлений о том, что они пострадали, в письменном виде. Установление факта, что человек является пострадавшим согласно УПК должно быть основано на экспертизе, в основу экспертизы должно лечь научное исследование.
2. Пишите встречное заявление о клевете, сообщение о заведомо ложном преступлении, о лжесвидетельстве и мошенничестве с целью использовать судебную систему с целью обогащения.
3. Если верующий относит себя к православию или христианству в целом, просите его процитировать Евангелиe от Матфея глава 17 стих 20. В этом стихе чётко указывается критерий по которому человек обладает верой, т.е. является верующим, а именно: человек должен обладать телекинетическими способностями и двигать горы или хотя бы исходя из пропорции «горчичное зерно / гора» (минимальный размер во вселенной, т.е. и для веры) — кирпич весом 1 кг 600 граммов. Требуйте проведения научной экспертизы по сдвиганию силой слова или молитвы этого кирпича в суде. Если человек не может этого сделать — значит он никакой не верующий со всеми вытекающими последствиями как для вас (вы оправдываетесь), так и для так называемого верующего — тюремное заключение за заведомо ложный донос, лжесвидетельство и мошенничество.
Гении, которые плохо учились в школе
«Опять двойка!»… Произнося эту фразу, мы думаем не о знаменитой картине Решетникова, а о том, почему наш сообразительный, разносторонне развитый и, безусловно, неглупый школьник никак не найдет общий язык с образовательной системой или точными науками.
Современные родители уже не ставят на неуспевающих отпрысках крест слишком рано, а ищут иные способы проявить детские способности и возможности. И все-таки напомним о том, что история знает много примеров, когда «двоечники» по общепринятым стандартам добивались многого во взрослой жизни, более того – история признавала их гениями, и при жизни, и посмертно. Итак, 16 гениев, которые плохо учились в школе…
Уинстон Черчилль
Это гораздо позднее он дважды становился премьер-министром Великобритании и ее колоний он, и спустя многие годы был признан одним из величайших политиков 20 века, сыгравшим важную роль в победе над фашизмом. А в детстве Черчилль считался отъявленным шалопаем: иначе и не скажешь об отпрыске аристократической семьи, который совершенно не понимал, зачем ему учиться. В 9 лет мальчик пошел в частную школу Святого Георга в Аскоте, где регулярно получал по всем мягким частям тела за пробелы в успеваемости – уж такова была тогдашняя система английского образования. Уинстон отказывался проявлять стандартную старательность в учебе, но глупым или недоразвитым никогда не был – учителя часто заставали его за чтением книг «не по возрасту». В 11 лет он провалился на экзаменах, и родители забрали его домой, впрочем, ненадолго: уже в 13 лет мальчика вновь отдали в частную школу – на этот раз в Хэрроу. К тому времени Черчилль научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что «успешно» дорос до троечника. Забавный факт из биографии: будущий знаменитый политик считался настолько глупым, что его «отлучили» от престижных занятий по латыни и греческому языку, а вместо этого назначили дополнительные занятия по родному английскому. Вероятно, факультатив пошел ему на пользу, ведь впоследствии Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе.
Отто фон Бисмарк
Наполеон Бонапарт
Ричард Брэнсон
Мультимиллионер Ричард Брэнсон уже при жизни был признан гением бизнеса, став основателем корпорации Virgin Group и частного космического туризма, а также заслужив титул почетного рыцаря Великобритании. Его школьные учителя, вероятно, этого не ожидали: на уроках Ричард мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, когда приходилось отвечать на вопросы программы. Одноклассники считали его дебилом – и не скрывали своего отношения. Позднее выяснилось, что Брэнсон страдал дислексией – неврологически обусловленной неспособностью распознавать письменную речь. Жаль, что в то время о дислексии ни врачи, не педагоги еще не знали. Кстати, став взрослым, Брэнсон сумел справиться с этим нервным расстройством.
Билл Гейтс
Еще один бизнес-гуру уже в школе посчитал, то большая часть программы не только не интересна, но и совершенно бесполезна для жизни, так что незачем и стараться. Подобные выводы плохо отразились на успеваемости Билла. Родители не теряли веру в его способности и математический талант, прибегая к нетрадиционным поощрениям: так, однажды они предложили платить Гейтсу за каждую полученную им пятерку, но даже это не помогло. Ленивый, но талантливый подросток был принят в Гарвард, но спустя 2 год отчислен оттуда за неуспеваемость и пропуски. Нелады с образовательной системой не помешали Биллу Гейтсу основать успешную компанию и стать богатейшим человеком современности.
Людвиг ван Бетховен
Один из величайших композиторов тоже был двоечником. Вполне вероятно, это было связано с развивающей глухотой – если так, ребенок просто плохо слышал учителя, а значит, и плохо усваивал материал. В любом случае, успеваемость Бетховена была не на высоте: он допускал много орфографических ошибок, а деление и умножение так и не осилил. Впрочем, нотную грамоту он освоил достаточно хорошо, чтобы написать пятую и все свои остальные гениальные симфонии.
Александр Сергеевич Пушкин
Каждый школьник среднего звена знает, что самый знаменитый русский поэт был двоечником. Он очень слабо успевал в престижном для его сословия Лицее, и тяжелее всего ему давалась арифметика. По окончании Лицея, Пушкин оказался вторым с конца по успеваемости. К счастью, способность складывать стихи с талантом складывать в уме не связана.
Оноре де Бальзак
Мать будущего писателя сына не любила и отдала сразу после рождения кормилице, под крылом которой Бальзак уютно прожил младенчество. Но удача вскоре ему изменила: отец отправил его в Вандомский колледж-интернат, которым руководители священнослужители. Интернат представлял собой нечто среднее между тюрьмой и монастырем: даже на каникулы воспитанников не забирали домой. Оноре был обижен на мир и родителей и так одинок, что учиться просто не хотел, даже не понимал, зачем ему это. Неудивительно, что вскоре к нему пристали клички «лентяй» и «тупица». Тупицей он, конечно, не был – просто не испытывал страсти к точным наукам, но обожал читать. Тем и занимался, целыми днями просиживая в чулане-карцере, куда попадал за плохие оценки. За 7 лет такого экзотического досуга Бальзак подорвал здоровье, и отцу пришлось забрать его домой. Он пытался учиться еще в двух учебных заведениях, но без особых успехов, так что отец махнул на него рукой и оставил в покое – что, как известно, кончилось хорошо не только для Бальзака, но и для мировой литературы.
Владимир Маяковский
Первые три класса Володя учился на одни пятерки, но в 1905 году город Кутаис, где жил будущий поэт, захлестнули революционные настроения. В 11 лет Маяковский попал в революционный кружок, и учеба просто стала ему неинтересна. После смерти отца в 1906 году и переезда в Москву, поэт бросил школу за ненадобностью. Презрение к «сокровищнице человеческой культуры» сохранилось в нем на всю жизнь, но отразилось в ярком творчестве, окрашенном подростковым максимализмом.
Антон Павлович Чехов
Будущий мастер короткого рассказа в третьем классе остался на второй год из-за двоек по арифметике и географии. Спустя два года задержался из-за греческого языка. Любопытно, что даже по русскому языку и литературе у него были тройки. Объяснение было простым: отец писателя держал мелкую лавочку, и мальчик был вынужден все свое свободное время (которое предполагалось тратить на выполнение уроков) проводить за конторкой, следя, чтобы продавцы не воровали. Только в старших классах ситуация изменилась: отец разорился, семья переехала в Москву, где Чехов поступил в Медицинский институт и заинтересовался литературой.
Лев Николаевич Толстой
До 16 лет будущий автор «Войны и мира» учился дома – если можно так сказать, потому что мальчик не воспринимал недалеких учителей-приживалов всерьез и всячески отлынивал от занятий. Затем Толстой поступил в Императорский Казанский университет, но уже на первом курсе его оставили на второй год из-за плохих оценок по Российской истории и немецкому языку. На третьем курсе Толстой увлекся трудами французских философов, разочаровался в формальном образовании и бросил университет, а диплом так и не получил.
Дмитрий Иванович Менделеев
Ученый ненавидел образовательную систему и рутину и перебивался с двоек на тройки просто потому, что не понимал, зачем ему все эти абстрактные знания. Только математика и физика интересовали будущего создателя таблицы химических элементов.
Константин Циолковский
Будущий основатель современной космонавтики с детства страдал от тугоухости. Она стала последствием скарлатины, перенесенной ученым в возрасте 10 лет. Мальчику было сложно воспринимать обрывки фраз учителя, и без слуховых аппаратов он был обречен на плохую учебу. В Вятской мужской гимназии Циолковский слыл хулиганом и часто попадал в карцер. Во втором классе остался на второй год, а из третьего вообще был исключен за неуспеваемость. Впрочем, дело, видимо, было не в отсутствии способностей, а в нехватке мотивации, так как спустя 6 лет Циолковский успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
Томас Эдисон
Альберт Эйнштейн
Энциклопедический случай. Основатель современной физики, будущий лауреат Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн молчал до 4 лет, а читать научился только в 7. В школе он учился плохо, и был исключен в 15 лет за неуспеваемость. Затем образованием будущего гения занимался дядя, который давал знания, опережавшие школьный уровень. По другой версии, учился Эйнштейн хорошо, а вот авторитет учителей совсем не уважал, за то и был исключен. Существует и версия о том, что Эйнштейн был аутистом. Даже в зрелые годы гениальный физик не интересовался гуманитарными науками, он плохо писал и читал, что не помешало ему открыть теорию относительности.
Исаак Ньютон
Мальчик был одним из худших учеников в школе, причем труднее всего ему давались физика и математика. Но однажды его поколотил одноклассник, и Ньютон решил доказать, кто на самом деле «круче». Уже через несколько месяцев он стал первым в классе по успеваемости. Вероятно, именно вложив колоссальные усилия в изучение «неподдающихся» предметов, он заинтересовался ими настолько, чтобы посвятить им жизнь.