Материал холст что это
Что важно знать о холсте
Сегодня хочу рассказать о холсте, о способах его натяжки на подрамник, составе и нюансах ухода.
Стандартная натяжка
При такой натяжке холст крепится скобками по бокам подрамника. Работы написанные на холстах такой натяжки требуют оформления в багет, для того чтобы закрыть места крепления по бокам. Конечно же багет нужен не только для этой цели, в раме картина выглядит более дорого, богато, закончено. При помощи грамотно подобранного багетного оформления можно придать лоск, старой картине, сделать так, что она совершенно по-другому заиграет в вашем интерьере.
Галерейная натяжка
Скобки при таком виде натяжки закреплены с обратной стороны подрамника, это позволяет художнику прокрасить бока полотна, сделав их продолжением картины, а владельцам картин вешать полотно без багета, как это сейчас модно.
Состав холста
Так же холсты различаются по своему составу: есть чистый лен, есть смешанные, есть чистый хлопок, а есть и с синтетическим волокном. Каждый мастер отдает предпочтение разным производителям и материалам, из которых изготовлен холст.
Лен, как материал для холста :
Хлопок как материал для холста :
Синтетическое волокно, как материал для холста:
Натуральность — это прекрасно и актуально, а вот для наружных работ и полиграфии большей популярностью пользуются синтетические, искусственные холсты. Почему? Всё просто!
Почему холст провисает?
Провисает холст любой и это норма, потому как главная его ценность при написании картины — эластичность, за это приходится платить возможностью провисания полотна в некоторых случаях. К тому же натуральные волокна впитывают воду из воздуха, лен в небольшой степени, хлопок во много раз больше, это увеличивает вес полотна и как следствие — растяжение и провисание.
Факторы влияющие на провисание холста:
1. Размера полотна. Чем полотно больше по размеру, тем этот «дефект» просто заметнее.
2. Плотности холста: чем плотнее полотно, тем его провисание менее заметно.
3. Техники письма: зависит от типов разбавителей, лаков и красок, на каких они сделаны основах и в каких количествах используются.
4. Изначальной неправильной или некачественной натяжки холста.
Как устранить провисание или складки, заломы на холсте
Подробный обзор ткани холст и ее свойств, виды материала
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
Одна из популярных тканей растительного происхождения, о которой знают все, — холщовая. Она обладает отличными физическими характеристиками, позволяющими использовать ее в технических целях. Также материал подвергается химической обработке, после которой его можно использовать в быту. Рассмотрим особенности ткани подробнее в статье.
Что это за тип ткани?
Холст – это ткань, которая преимущественно состоит из волокон растительного происхождения (льна и хлопка), которые соединены между собой перпендикулярным ткацким переплетением. Такая техника плетения обеспечивает прочность и износостойкость материала, поэтому холщовая ткань часто используется в промышленности.
Изготавливаются холсты сейчас автоматизированным способом на специальном оборудовании. Располагаются фабрики по производству этого типа ткани во многих городах и странах.
Основа холста – волокна растительного происхождения, поэтому на фабрику они поступают в виде спрессованных блоков. Чтобы превратить их в единые плотные полотна, сырью приходится пройти несколько этапов обработки:
История происхождения
Первое подобие холста существовало еще в Древней Греции, когда римляне использовали коноплю для изготовления из нее одежды путем обычного переплетения волокон.
Однако с 16 века европейские живописцы уже начали официально использовать такой материал, как «холст», для живописи. Тогда он изготавливался преимущественно из льна. Эта идея настолько им понравилась, что быстро разошлась по миру, и в 17 веке практически все художники использовали именно этот материал для написания своих картин.
В 19 веке холст начал активно популяризироваться, и европейские реставраторы начали переносить произведения искусства в музеях с деревянной основы на холщовую.
В 20 веке использование холста расширялось, и в церквях его использовали для создания двусторонних икон – «полотенец».
Состав ткани и его свойства
Изначально холст изготавливался из конопли, однако массовое распространение получила именно льняная ткань, которая имела высокую прочность и была более доступной.
Сейчас состав холста может быть 3 видов:
Небеленая ткань из натуральных волокон.
Ткань с полипропиленом, полиамидом, полиэстером в составе.
Сочетание натуральных волокон с химическими дополнениями.
Чаще всего холст изготавливается из волокон натурального происхождения (с добавлением химических):
Перпендикулярное переплетение нитей в холщовой ткани делает из нее особо прочный и жесткий материал, который неприхотлив в уходе и обслуживании.
Виды ткани
Свойства и назначение холста напрямую зависит от того, какие волокна входят в его состав. Так, выделяют 7 видов холщовой ткани:
Достаточно мягкое полотно, которое сохраняет зернистость и рельефность даже после обработки. Материал практически не тянется и не подвергается деформации.
Из-за малой длины нитей материал подвержен деформации и не так устойчив к внешней нагрузке, поэтому используется чаще всего в технических целях в качестве подкладочного или уплотняющего.
Материал похож на льняной, однако имеет характерный окрас с коричневым или зеленоватым оттенком. Из-за этого ткань обычно не используется художниками, а также при пошиве одежды. Зато она нашла применение при изготовлении предметов дизайна и интерьера в «эко» стиле.
За счет тонкости волокон, получается мягким и хрупким, быстро поддается деформации и мнется. Из-за этого используется джутовый холст для пошива одежды или текстиля.
Также похож на льняной холст, но более ровный и равномерный, без четко выделяющейся структуры. Боится влаги и хорошо пропускает воздух, имеет светлый натуральный оттенок. Используется в основном для пошива одежды.
За счет химического происхождения, волокно универсально, не поддается деформации и устойчиво к влаге. Оно хорошо показывает себя в качестве сырья для пошива одежды, однако не так износостойко, как предыдущие.
Используется, когда нужно снизить гигроскопичность льняного холста, но повысить его эластичность и упругость. Применяется при изготовлении одежды и текстиля.
Плюсы и минусы ткани
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Производство холста ориентируется на ГОСТы 16430-83 и 10232-77:
Для каких целей может использоваться эта ткань?
Холщовая ткань получила широкое распространение во многих отраслях:
Несмотря на жесткость и неравномерный цвет, комбинированные ткани используются для изготовления одежды. Особенно популярен холст при пошиве вещей в стиле «бохо».
Сюда можно отнести различные полотенца, покрывала, занавески и салфетки для дома.
Как выбрать холст для рисования. Виды холстов
Качество будущей картины зависит не только от мастерства художника, выбранных кистей и красок, но и от основы для рисования. Именно этот фактор определяет, насколько комфортно вам будет работать и как долго проживет ваше творение.
Холст для живописи – не просто какая-то ткань, это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.
Содержание
Подрамник и виды основы для холста
Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.
Пример холста в подрамнике
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.
Они отличаются и по конструкции.
У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.
У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.
Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.
Какую ткань выбрать для холста?
Художники используют для своих работ самые разные ткани из натуральных, искусственных, смесовых волокон, однако они не одинаково пригодны для живописи. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных вариантов.
Хлопковый холст
Хлопковая основа – гарантия приятной работы. Это очень послушный и довольно долговечный материал. Дело в том, что на нем начали писать относительно недавно, и испытание временем он еще не прошел.
Плюсы:
Минусы:
Хлопковые холсты предназначены в основном для ученических и любительских работ.
Льняной холст
Льняные холсты считаются классикой и предназначены для профессиональных работ. Их используют в живописи столетиями. После такого испытания временем они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Холсты делают из волокон стебля льна, и потому они имеют характерный серый или желтоватый оттенок. Лен – очень прочный материал, устойчивый к деформации и механическим повреждениям, отлично сохраняет фактуру и форму, поэтому качество рисунка никак не страдает.
Плюсы:
Минусы:
Льняные холсты нужно уметь выбирать, и здесь новички могут попасть впросак. Дело в том, что полотно ткут как из длинного волокна, так из отходов обработки пряжи – короткого волокна и очеса.
Суровое и театральное полотно изготавливают как раз из коротких волокон и очеса, они имеют очень низкое качество, поэтому их лучше для живописи не использовать. Это технические ткани.
Синтетический холст
Холсты из искусственного волокна (100% полиэстер) появились не так давно, и о том, насколько они надежны и смогут ли обеспечить картине долгую жизнь, пока говорить рано.
Плюсы:
Минусом синтетических холстов считается их малое использование, то есть они еще не проверены временем, а потому профессиональные художники выбирают их редко.
Смесовые ткани
Это холсты, которые сотканы из нитей разных видов. Наиболее популярна комбинация хлопка и льна. Полотно объединяет плюсы обоих материалов:
Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и полиэстеровых (лавсановых) нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости
Плюсы:
Минусы: в различных условиях и хлопок, и синтетика будут вести себя по-разному, кроме того, смесовые ткани используются сравнительно недавно, и как долго картина сохранит свое первоначальное состояние, не скажет никто.
Опытные художники советуют выбирать холсты известных производителей и тщательно изучать состав полотна.
Зернистость холста
Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой. Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.
Существуют и специфические виды холстов, например:
Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.
Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
Как проверить качество грунтованной основы?
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Видео как загрунтовать холст:
Более подробно как загрунтовать холст вы сможете узнать, посмотрев вот это видео:
Решение проблем с холстом
Если вы начинающий художник, обязательно прислушайтесь к советам опытных товарищей. Итак, что делать, если…
Подоткните клинья-колышки в свободные пазы, и полотно выровняется.
Такое случается при неправильном хранении, когда на картину опираются подрамником работы меньшего формата. В этом случае сбрызнете полотно с обратной стороны водой из пульверизатора. При высыхании холст снова натянется без изъянов.
Практические советы при выборе холста
Вот и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах. Желаем творческих успехов!
Холсты — как выбрать идеальную основу для живописи
Любите работать маслом и акрилом, но не можете разобраться в многообразии холстов? Всё намного проще, чем кажется, сейчас расскажем!
Холсты представлены в виде грунтованных и негрунтованных полотен — можно приобрести в виде рулона или отреза, а также натянутые на подрамник или наклеенные на картон. С виду может показаться, что все холсты одинаковые, но при этом выбор материала и вид плетения могут повлиять на результат работы.
Одна из главных характеристик холстов — зернистость. Существует три вида: мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Различаются по плотности, размеру фактуры и толщине нитей в плетении.
Ещё одним важным различием является тип плетения полотен — рассмотрим их подробнее.
Репинский холст — имеет прочное полотно с ярко выраженной фактурой. В плетении используется пряжа из длинного волокна, переплетение идет рогожкой 4 на 4 нити.
Театральный холст — отличается редким плетением, изготавливается из короткого волокна. Хорошо подходит как для масла, так и для акрила.
Живописный холст — рекомендуется использовать в масляной живописи и избегать темперы и акрила, так как полотно пропускает воду. Производится из льняного волокна, благодаря чему менее подвержен растяжению и провисанию.
Этюдный холст — хлопковый холст, покрытый эмульсионный грунтом. Отличается от всех видом особой фактурой и подходит для всех видов живописи, даже для аэрографии.
Материалы, из которых производят холсты, также могут различаться. Рассмотрим основные виды:
Хлопковый холст — изготавливается из волокон хлопковой ткани, имеет гладкую равномерную фактуру. Прочность ниже чем у льняного, а при долгом натяжении на подрамник холст быстрее и сильнее деформируется.
Льняной холст — самый распространенный вариант. Волокна холста равномерны по длине и ширине, полотно имеет высокую прочность, гидрофобность и независимость от колебаний температуры. При натяжке на подрамник хорошо переносит толстые красочные слои и не провисает на раме.
Смешанные холсты — в составе скомбинированы волокна хлопка и льна, имеет неоднородную фактуру и высокий порог износостойкости.
Синтетический холст — изготавливается из полиэстера, может быть с добавлением хлопка. Чаще всего используется при печати так как имеет слабое сцепление между волокнами и с красочным слоем. При работе в живописи рекомендуется пользоваться синтетическими грунтами и красками, например, акрилом.
При выборе холста стоит учитывать, что вы планируете изобразить.
Для учебных работ и тренировочных этюдов чаще всего используют холсты на картоне или грунтованный картон.
Для более масштабных работ рекомендуем выбирать холст на подрамнике. Что касается зернистости холста, то выбирать стоит исходя из размеров и характера вашей задумки.
Если вы планируете рисовать тонкими мазками, то они будут лучше ложиться на мелкозернистые и среднезернистые полотна. Для насыщенной пастозной живописи больше подойдут прочные крупнозернистые полотна, они выдержат густой слой красок и не деформируются.
Но не забывайте, что всегда можно отступить от правил и немного поэкспериментировать. Переходите по ссылке и выбирайте холсты для реализации ваших самых смелых идей.
Ткань для холста: характеристика разновидностей и советы по выбору
Ткань для холста – натуральная материя с характерным перпендикулярным плетением. Изначально производство осуществлялось изо льна. Постепенно стали использоваться другие природные и синтетические волокна. Различаются по толщине нитей и степени отбеливания.
Что из себя представляет
Холст – специфических материал, который выделяется на фоне остальных особым перпендикулярным расположением нитей. Технология изготовления корнями уходит в древний Египет. Первоначально плотное полотно использовалось для пошива одежды людям низшего сословия.
В настоящее время применяется в производстве домашнего текстиля, обуви, рабочей одежды. Однако, особую ценность полотно имеет в художественной среде.
История материала в искусстве
Ткань тесно связана с творчеством. Полотна используются преимущественно в живописи. Холстовая материя является оптимальной основой для рисования. Благодаря прочности переплетения волокон картина сохраняется в первозданном виде не один десяток лет (бумажные носители выцветают, рвутся). Сворачиваются в рулон, поэтому их легко транспортировать. Достаточно снять картину с подрамника для перевоза в тубусе. Качество сохранится даже после случайного намокания. Краски не растекутся, сохранится яркость.
Первые упоминания о применении полотен в живописи датируются 16-м веком. На смену деревянным подложкам пришла гибкая и, одновременно, прочная материя. В Древней Руси использовалась иконописцами.
Виды холстов
Холсты для рисования пользуются особой популярностью. Для создания картин материя натягивается на деревянный подрамник. В отличие от монолитной конструкции отличается небольшим весом и легкостью транспортировки.
Полотна имеют ряд преимуществ перед бумажным носителем. Прочная материя устойчива на разрыв, передает глубину и насыщенность красок. Устойчива к перепадам температур и влажности. Это облегчает условия хранения.
В художественной деятельности используется несколько типов волокон. Специфические нити наделяют холст определенным набором свойств.
Волокно | Свойство |
---|---|
Лен | Универсальный материал, который классифицируется по толщине нитей и степени зернистости. Благодаря переплетению длинных волокон отличается устойчивостью к разрыву. Льняной холст провисает после растяжки на подрамнике. Среди минусов выделена ярко выраженная фактура. Это усложняет нанесение изображения. |
Хлопок | Капризный материя уязвима к перепадам температуры и влажности. При изменении условий провисает. Подвержен деформации за счет низкой эластичности. Плюсы – ровная поверхность, низкая цена. |
Смесовые | Сочетание натуральных и искусственных нитей усиливают прочностные характеристики полотен. Отличается прочностью, гладкостью поверхности и неуязвимости к процессу гниения. |
Синтетические | Использование синтетических волокон менее распространено. Холст преимущественно используется для нанесения фотоизображения. |
Для информации! Выбор качественного материала – сложный процесс. Однако, неверно подобранный холст может привести к негативному результату.
По составу
Изначально в качестве сырья использовались преимущественно натуральные волокна. Постепенно стали использоваться синтетические компоненты для усиления качественных характеристик.
Ткань холст изготавливается из следующих материалов:
Для информации! В смесовых моделях лен и хлопок переплетаются с синтетическими нитями. Это необходимо для исключения гниения полотен.
Варианты зернистости
Степень шероховатости определяется назначением холста. Выделено 3 основные группы: