Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

География. 5 класс

Зарождение географии
Необходимо запомнить

На уроке мы изучили историю географических открытий в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии. Начальными географическими знаниями люди обладали еще в древности. Древнему человеку необходимо было познавать природу, так как от понимания её процессов зависело его существование. При расселении и в поисках пищи люди вынуждены были продвигаться вглубь континента, тем самым открывая новые земли. Расширяя свое жизненное пространство, люди обнаружили водные просторы, омывающие сушу. Для их преодоления необходимо было находить средства и люди изобрели корабль.

Географические открытия
Что знали о нашем мире древние?

Географические знания являются для человека одними из первых об окружающей среде. У всех народов мира, независимо от их уровня развития, имеются элементарные географические представления. Эти представления присутствуют в местных географических терминах. Например, в таких терминах, как «река», «гора», «болото», «лес», «луг», «бор» на любом языке отражаются представления о географических различиях местностей, хозяйственной ценности угодий. Систематические географические знания впервые сложились у древних греков в философском истолковании природы. Это было характерно для философских школ Древней Греции.

Мысленный образ Вселенной, созданный греками и римлянами, превосходил масштабы наземных исследований. В стремлении объяснить окружающий мир география древнего мира опиралась на знания в области астрономии, математики, физики, астрологии и философии.

В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы – описания берегов, периэгезы – описания суши, периоды – объезды земли. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе древнего автора Гекатея (ок. 546 – 480 до н. э.) проявляется «известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы её назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно».

Источник

Конспект к уроку. Развитие географических знаний о Земле

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок: Развитие географических знаний о Земле

Целью урока является узнать о процессе формирования географических знаний о Земле.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.

Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Смотреть картинку Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Картинка про Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями. Фото Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями

Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.

В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.

Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.

В XVII веке была открыта Австралия.

Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.

Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).

Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Источник

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны)

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса)

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.

Метеостанция Владивосток, Россия

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.

Передача и обмен знаниями

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!

Система географических наук (Источник)

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Источник

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

История развития географических знаний

Географические знания до эпохи великих географических открытий пополнялись благодаря торговле, а также земледелию и скотоводству.

Купцы Финикии, нагружали корабли товарами и уходили в плавание. В одном из таких плаваний были открыты Канарские острова.

Корабль финикийских купцов

Предпосылками эпохи великих географических открытий явились труды ученых Древней Греции. Их работы переводились на общепринятый научный язык – латинский. Известна «История в 9 книгах» Геродота, в которой он приводит описание стран Средиземного моря.

Не менее важна заслуга Аристотеля, который наблюдал за затмением Луны и Солнца. Из этих наблюдений он вывел, что Земля должна быть шарообразной.

Первое описанием всех знаний о Земле приводится в труде «Географика». Автором ее был ученый Эратосфен. В этой работе изложена история географии, описаны форма и размер Земли, также он предположил деление земного шара на климатические и природные зоны. Им была составлена и географическая карта.

В эти века на развитие науки сильно влияла религия. Карты составлялись монахами, а представление о Земле основывалось на Библии. Однако быстрыми темпами развивается судостроение. Плавание облегчается с появлением компаса в Средиземноморье, а изобретен он был еще в Древнем Китае.

В средневековье были сделаны важные открытия. Например, норманны [1] осваивали Исландию и Гренландию. Немаловажными считаются и путешествия венецианских купцов, которые не только занимались торговлей, но и описывали природу той местности, где побывали. Одним из таких знаменитых купцов, внесших вклад в развитие науки, считается Марко Поло.

Эпохой великих географических открытий называют период Возрождения науки, культуры и искусства, который длился с 15 по 17 в.

Для мореплавателей большое значение имело ориентирование в пути. В средние века они смотрели на звездное небо и компас. Впоследствии появился компас, который был необходим в эпоху великих географических открытий мореплавателям.

Самый первый глобус сконструирован в 15 веке Бехаймом. Данный глобус использовали не только мореплаватели, но и ученые при составлении карт.

Глобус Мартина Бехайма

В 15 веке произошло большое количество морских экспедиций. Началом эпохи великих географических открытий считают плавание испанской экспедиции, которую возглавил Христофор Колумб. Цель путешествия состояла в поисках пути по морю в Индию. Колумб по истечении 2 месяцев подошел к берегам Америки. Однако до конца жизни был уверен, что побывал в Индии. Путешественники эпохи великих географических открытий, под руководством Колумба, открыли много новых земель. Например, острова Вест-Индия или Западно-Индийские.

Вслед за Колумбом к берегам нового материка направились многие экспедиции европейских завоевателей. В нескольких из них принял участие Америго Веспуччи. Он первый осознал, что Америка – это не Индия, а новый континент. В честь него была названа новая часть света.

В эпоху великих географических открытий европейцы отправляли экспедиции, стремясь найти путь в Индию по океану. Португальцы исследовали западное побережье Африки и достигли южной ее части. Сначала этот выступ был назван мыс Бурь, потом переименовали его в мыс Доброй Надежды.

Все-таки этот путь был найден. Впервые португальский мореход и исследователь эпохи великих географических открытий – Васко да Гама – обогнул Южную Африку, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.

Известным путешественником эпохи великих географических открытий был Фернандо Магеллан. Его экспедиция совершила первое плавание вокруг света. В этом путешествии приняли участие 5 кораблей, отплывших от берегов Испании. Плыли они к Южной Америке, обогнув которую попали в воды, показавшиеся им очень тихими. Так был открыт Тихий океан.

Известный мореплаватель эпохи великих географических открытий достиг островов Юго-Восточной Азии, где погиб в стычке с местными жителями. И лишь 18 человек из его команды вернулись на родину. Путешествие Фернандо Магеллана – это величайшее событие 16 века, в котором было доказано единство Мирового океана.

Эпоха великих географических открытий знаменита своими путешественниками, каждый из которых внес свой вклад в изучение Земли. Так в 1577-1580 гг. английский пират Френсис Дрейк отправившись в плавание, совершил второе кругосветное путешествие. На его счету открытие пролива, отделяющего Антарктиду и Огненную Землю. Назван был в честь пирата – пролив Дрейка, расположен у мыса Горы Южной Америки.

Если внимательно проследить хронологию событий, то можно прийти к выводу, что начало Великих географических открытий принадлежит именно Испании и Португалии. Цели их путешествий были меркантильными – все экспедиции совершались ради достижения выгоды. Однако все их плавания по океану привели к быстрому развитию экономики в стране.

Помимо этого, очень велико значение эпохи Великих географических открытий для формирования целостной географической картины.

Роль России в открытии новых материков и океанов

В то время как европейцы в 15 – 17 веках вошли в эпоху Великих географических открытий и начали исследовать Землю, Российская империя проходила путь своего становления. На территории Российского государства господствовало татаро-монгольское иго, все княжества не были объединены между собой. Поэтому географические открытия России были совершены намного позже.

Однако, несмотря на все это, в середине 15 века было положено начало русских географических открытий.

В 1466 г. тверской купец Афанасий Никитин с грузом товаров для торговли в Индии направился из Твери вниз по Волге до Каспийского моря. В Индии он прожил более двух лет. В своих записках он дает краткое описание городов, где он побывал. Его главная заслуга состояла в том, что, не имея никакой поддержки, он совершил поход в Индию и дал ее правдивое описание.

В 15-16 веке Сибирь не принадлежала Российскому государству, а была татарским ханством. Поэтому нельзя обойти стороной такое крупное событие как завоевание Сибири, которое стало первым русским географическим открытием 15 – 17 веков.

Большой вклад внес Ермак Тимофеевич, проложив путь в Сибирь. В результате этого похода возникли новые города, и появилась возможность освоения новых земель.

Спустя полвека после прорыва русских через Уральские горы они достигают Охотского моря. Экспедиция осуществлялась в 1639-1640 гг. и возглавлял ее Иван Москвитин.

В 17 веке Семен Дежнев проходит практически через всю Россию и совершает важные географические открытия. Были исследованы северная и восточная части Сибири, открыта р. Колыма, пройден пролив, отделяющий Евразию от Америки. Русский путешественник первым положил начало открытию северо-восточного прохода.

Географические открытия и исследования на территории России были продолжены двумя путешественниками в разные годы. Хабаров Е.П. и Поярков В.Д. изучали Дальний Восток.

В 18 веке были организованы исследования востока и севера, вошедшие в историю географических открытий России как Великая Северная экспедиция.

Начало ей было положено первой камчатской экспедицией. Кто был в России организатором данного путешествия, результатом которого стали поистине великие географические открытия?

Руководил этой экспедицией Витус Беринг, а организовывалась она по указу Петра I.

Русские путешественники в экспедиции совершили ряд географических открытий: достигли западного побережья Северной Америки, проложили северный путь в Японию, нанесли на карту Курильские острова и остров Сахалин. Северные отряды изучили береговую линию России и нанесли ее на карту. Результаты Северной экспедиции столь значительны, что являются Великими географическими открытиями России. Эта экспедиция послужила предпосылкой организации шведами плавания по северо-восточному проходу. В 1878 году А.Э. Норденшёльд возглавляет экспедицию и становится первым мореплавателем, преодолевшим северо-восточный проход.

В 1802 г. Российско-Американской компанией организуется экспедиция с целью доставить припасы на Аляску и забрать товар. Командование приняли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, совершившие первую русскую кругосветку.

В 1819 г. было совершено еще одно грандиозное путешествие, получившее название первая русская антарктическая экспедиция. Руководили ей Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, исследовавшие воды Антарктики. Они на кораблях «Восток» и «Мирный» подошли к берегам Антарктиды, но высадиться на материк не позволила погода. В результате этого путешествия были открыты 29 островов, многие из которых получили русские названия. Географическое открытие Антарктиды датируется 1820 г. и принадлежит русским мореплавателям.

В России продолжается исследование Сибири и Дальнего Востока и происходит ряд географических открытий. В 1849 году снаряжается амурская экспедиция под руководством Геннадия Николаевича Невельского.

В 19 веке русские путешественники совершали многочисленные экспедиции в Центральную Азию. Путешествие на Тянь-Шань в 1856 – 1857 гг. П.П.Семенова послужило началом географических открытий в этом районе.

Он первым описал высотную поясность [3] Тянь-Шаня, установил высоту снеговой линии, исследовал озеро Иссык-Куль.

В 1870 году Русское географическое общество организовало еще одну экспедицию в Центральную Азию, в которой также было совершено немало открытий. Начальником был назначен талантливый офицер Н.М.Пржевальский, уже известный своими исследованиями Уссурийского края.

Во время путешествия к озеру Лобнор участники экспедиции повстречали новые виды млекопитающих.

Великие путешественники России и их географические открытия внесли большой вклад в изучение Земли. Карта северного полушария формировалась по их открытиям. Однако и на других материках немало географических открытий было сделано великими русскими путешественниками.

Результатом стало развитие науки, пополнение знаний в ее различных областях. Появились новые торговые пути, и стремительно развивалась экономика России.

Русские путешественники оставили свой след в истории – в их честь были названы географические открытия.

Развеивание мифов об Ойкумене по мере накопления знаний

Ойкумена (в перевод с греческого «заселённая») – это населенная часть суши, может означать обитаемая земля. В русском языке слово ойкумена означает «обитаемая Вселенная».

Ойкумена появилась как ареал местообитания людей, и с течением времени происходило расширение ее границ.

Центром появления человека считается экваториальная Африка. Отсюда происходило расселение людей по ойкумене. Сначала в пределах Европы и Азии, позднее заселяются территории Австралии и острова Тихого океана. Самыми последними заселили свои материки индейцы, заняв Южную и Северную Америки.

С появлением и развитием науки «географии» происходит изучение ойкумены и документальное ее подтверждение.

В древние времена ойкумена в переводе с греческого означала «земли, заселенные греческими племенами». Поэтому и развитие знаний о населенной части суши ведется именно отсюда.

Первое изображение ойкумены было представлено Птолемеем.

В предыдущих пунктах мы проследили хронологию мировых географических открытий. Постепенно представление древних греков об ойкумене заменяют современные карты. Населенная часть суши начинает делиться на новый и старый свет, открывают неизвестный до того времени материк – Антарктиду.

Однако жажда открытий не ослабевала, на карте еще очень много неизученного. Люди стремятся познать Мировой океан, попасть вглубь материков, изучить непроходимые леса и бескрайние пустыни, а еще остаются непокорённые горные вершины. Так постепенно происходит расширение границ ойкумены, в современном мире в основном за счет регионоведческих исследований.

Тогда возникает вопрос: «Чем обусловлено стремительное расширение границ ойкумены?»

В первую очередь, это связано с возрастанием потребностей человека, что в свою очередь привело к поиску и добыче полезных ископаемых. Из других стран завозились растения, животные, которых не было в этих странах. Во-вторых, формируется мировой рынок торговли, бурно развивается промышленность и происходит научно-техническая революция. Человек все больше начинает оказывать влияние на окружающую среду.

Несмотря на такой прогресс, до сих пор есть «белые пятна» на мировой карте и необжитые участки суши. Как дать современное определение ойкумене, что же это такое?

Ойкумена – это в современном понимании, часть суши со всеми заселенными и освоенными землями.

Современная география

Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.

Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.

Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.

Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.

Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.

Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.

Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».

Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.

Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.

Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века. Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.

В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.

Перелет Москва – Антарктида

В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.

В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.

Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.

Словарь

1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.

2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.

3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.

4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.

5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *