Материал подтверждающий то что люди обладали географическими знаниями
География. 5 класс
Зарождение географии
Необходимо запомнить
На уроке мы изучили историю географических открытий в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии. Начальными географическими знаниями люди обладали еще в древности. Древнему человеку необходимо было познавать природу, так как от понимания её процессов зависело его существование. При расселении и в поисках пищи люди вынуждены были продвигаться вглубь континента, тем самым открывая новые земли. Расширяя свое жизненное пространство, люди обнаружили водные просторы, омывающие сушу. Для их преодоления необходимо было находить средства и люди изобрели корабль.
Географические открытия
Что знали о нашем мире древние?
Географические знания являются для человека одними из первых об окружающей среде. У всех народов мира, независимо от их уровня развития, имеются элементарные географические представления. Эти представления присутствуют в местных географических терминах. Например, в таких терминах, как «река», «гора», «болото», «лес», «луг», «бор» на любом языке отражаются представления о географических различиях местностей, хозяйственной ценности угодий. Систематические географические знания впервые сложились у древних греков в философском истолковании природы. Это было характерно для философских школ Древней Греции.
Мысленный образ Вселенной, созданный греками и римлянами, превосходил масштабы наземных исследований. В стремлении объяснить окружающий мир география древнего мира опиралась на знания в области астрономии, математики, физики, астрологии и философии.
В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы – описания берегов, периэгезы – описания суши, периоды – объезды земли. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе древнего автора Гекатея (ок. 546 – 480 до н. э.) проявляется «известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы её назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно».
Конспект к уроку. Развитие географических знаний о Земле
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок: Развитие географических знаний о Земле
Целью урока является узнать о процессе формирования географических знаний о Земле.
История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.
Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.
Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.
Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.
Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.
Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.
Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.
В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.
Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.
В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.
Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.
В XVII веке была открыта Австралия.
Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.
Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).
Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества
Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.
Метеостанция Владивосток, Россия
Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.
Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.
Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.
Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.
Передача и обмен знаниями
Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.
Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!
Система географических наук (Источник)
Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.
С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.
Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.
Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.
Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:
В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.
Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:
Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:
Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
История развития географических знаний
Географические знания до эпохи великих географических открытий пополнялись благодаря торговле, а также земледелию и скотоводству.
Купцы Финикии, нагружали корабли товарами и уходили в плавание. В одном из таких плаваний были открыты Канарские острова.
Корабль финикийских купцов
Предпосылками эпохи великих географических открытий явились труды ученых Древней Греции. Их работы переводились на общепринятый научный язык – латинский. Известна «История в 9 книгах» Геродота, в которой он приводит описание стран Средиземного моря.
Не менее важна заслуга Аристотеля, который наблюдал за затмением Луны и Солнца. Из этих наблюдений он вывел, что Земля должна быть шарообразной.
Первое описанием всех знаний о Земле приводится в труде «Географика». Автором ее был ученый Эратосфен. В этой работе изложена история географии, описаны форма и размер Земли, также он предположил деление земного шара на климатические и природные зоны. Им была составлена и географическая карта.
В эти века на развитие науки сильно влияла религия. Карты составлялись монахами, а представление о Земле основывалось на Библии. Однако быстрыми темпами развивается судостроение. Плавание облегчается с появлением компаса в Средиземноморье, а изобретен он был еще в Древнем Китае.
В средневековье были сделаны важные открытия. Например, норманны [1] осваивали Исландию и Гренландию. Немаловажными считаются и путешествия венецианских купцов, которые не только занимались торговлей, но и описывали природу той местности, где побывали. Одним из таких знаменитых купцов, внесших вклад в развитие науки, считается Марко Поло.
Эпохой великих географических открытий называют период Возрождения науки, культуры и искусства, который длился с 15 по 17 в.
Для мореплавателей большое значение имело ориентирование в пути. В средние века они смотрели на звездное небо и компас. Впоследствии появился компас, который был необходим в эпоху великих географических открытий мореплавателям.
Самый первый глобус сконструирован в 15 веке Бехаймом. Данный глобус использовали не только мореплаватели, но и ученые при составлении карт.
Глобус Мартина Бехайма
В 15 веке произошло большое количество морских экспедиций. Началом эпохи великих географических открытий считают плавание испанской экспедиции, которую возглавил Христофор Колумб. Цель путешествия состояла в поисках пути по морю в Индию. Колумб по истечении 2 месяцев подошел к берегам Америки. Однако до конца жизни был уверен, что побывал в Индии. Путешественники эпохи великих географических открытий, под руководством Колумба, открыли много новых земель. Например, острова Вест-Индия или Западно-Индийские.
Вслед за Колумбом к берегам нового материка направились многие экспедиции европейских завоевателей. В нескольких из них принял участие Америго Веспуччи. Он первый осознал, что Америка – это не Индия, а новый континент. В честь него была названа новая часть света.
В эпоху великих географических открытий европейцы отправляли экспедиции, стремясь найти путь в Индию по океану. Португальцы исследовали западное побережье Африки и достигли южной ее части. Сначала этот выступ был назван мыс Бурь, потом переименовали его в мыс Доброй Надежды.
Все-таки этот путь был найден. Впервые португальский мореход и исследователь эпохи великих географических открытий – Васко да Гама – обогнул Южную Африку, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.
Известным путешественником эпохи великих географических открытий был Фернандо Магеллан. Его экспедиция совершила первое плавание вокруг света. В этом путешествии приняли участие 5 кораблей, отплывших от берегов Испании. Плыли они к Южной Америке, обогнув которую попали в воды, показавшиеся им очень тихими. Так был открыт Тихий океан.
Известный мореплаватель эпохи великих географических открытий достиг островов Юго-Восточной Азии, где погиб в стычке с местными жителями. И лишь 18 человек из его команды вернулись на родину. Путешествие Фернандо Магеллана – это величайшее событие 16 века, в котором было доказано единство Мирового океана.
Эпоха великих географических открытий знаменита своими путешественниками, каждый из которых внес свой вклад в изучение Земли. Так в 1577-1580 гг. английский пират Френсис Дрейк отправившись в плавание, совершил второе кругосветное путешествие. На его счету открытие пролива, отделяющего Антарктиду и Огненную Землю. Назван был в честь пирата – пролив Дрейка, расположен у мыса Горы Южной Америки.
Если внимательно проследить хронологию событий, то можно прийти к выводу, что начало Великих географических открытий принадлежит именно Испании и Португалии. Цели их путешествий были меркантильными – все экспедиции совершались ради достижения выгоды. Однако все их плавания по океану привели к быстрому развитию экономики в стране.
Помимо этого, очень велико значение эпохи Великих географических открытий для формирования целостной географической картины.
Роль России в открытии новых материков и океанов
В то время как европейцы в 15 – 17 веках вошли в эпоху Великих географических открытий и начали исследовать Землю, Российская империя проходила путь своего становления. На территории Российского государства господствовало татаро-монгольское иго, все княжества не были объединены между собой. Поэтому географические открытия России были совершены намного позже.
Однако, несмотря на все это, в середине 15 века было положено начало русских географических открытий.
В 1466 г. тверской купец Афанасий Никитин с грузом товаров для торговли в Индии направился из Твери вниз по Волге до Каспийского моря. В Индии он прожил более двух лет. В своих записках он дает краткое описание городов, где он побывал. Его главная заслуга состояла в том, что, не имея никакой поддержки, он совершил поход в Индию и дал ее правдивое описание.
В 15-16 веке Сибирь не принадлежала Российскому государству, а была татарским ханством. Поэтому нельзя обойти стороной такое крупное событие как завоевание Сибири, которое стало первым русским географическим открытием 15 – 17 веков.
Большой вклад внес Ермак Тимофеевич, проложив путь в Сибирь. В результате этого похода возникли новые города, и появилась возможность освоения новых земель.
Спустя полвека после прорыва русских через Уральские горы они достигают Охотского моря. Экспедиция осуществлялась в 1639-1640 гг. и возглавлял ее Иван Москвитин.
В 17 веке Семен Дежнев проходит практически через всю Россию и совершает важные географические открытия. Были исследованы северная и восточная части Сибири, открыта р. Колыма, пройден пролив, отделяющий Евразию от Америки. Русский путешественник первым положил начало открытию северо-восточного прохода.
Географические открытия и исследования на территории России были продолжены двумя путешественниками в разные годы. Хабаров Е.П. и Поярков В.Д. изучали Дальний Восток.
В 18 веке были организованы исследования востока и севера, вошедшие в историю географических открытий России как Великая Северная экспедиция.
Начало ей было положено первой камчатской экспедицией. Кто был в России организатором данного путешествия, результатом которого стали поистине великие географические открытия?
Руководил этой экспедицией Витус Беринг, а организовывалась она по указу Петра I.
Русские путешественники в экспедиции совершили ряд географических открытий: достигли западного побережья Северной Америки, проложили северный путь в Японию, нанесли на карту Курильские острова и остров Сахалин. Северные отряды изучили береговую линию России и нанесли ее на карту. Результаты Северной экспедиции столь значительны, что являются Великими географическими открытиями России. Эта экспедиция послужила предпосылкой организации шведами плавания по северо-восточному проходу. В 1878 году А.Э. Норденшёльд возглавляет экспедицию и становится первым мореплавателем, преодолевшим северо-восточный проход.
В 1802 г. Российско-Американской компанией организуется экспедиция с целью доставить припасы на Аляску и забрать товар. Командование приняли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, совершившие первую русскую кругосветку.
В 1819 г. было совершено еще одно грандиозное путешествие, получившее название первая русская антарктическая экспедиция. Руководили ей Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, исследовавшие воды Антарктики. Они на кораблях «Восток» и «Мирный» подошли к берегам Антарктиды, но высадиться на материк не позволила погода. В результате этого путешествия были открыты 29 островов, многие из которых получили русские названия. Географическое открытие Антарктиды датируется 1820 г. и принадлежит русским мореплавателям.
В России продолжается исследование Сибири и Дальнего Востока и происходит ряд географических открытий. В 1849 году снаряжается амурская экспедиция под руководством Геннадия Николаевича Невельского.
В 19 веке русские путешественники совершали многочисленные экспедиции в Центральную Азию. Путешествие на Тянь-Шань в 1856 – 1857 гг. П.П.Семенова послужило началом географических открытий в этом районе.
Он первым описал высотную поясность [3] Тянь-Шаня, установил высоту снеговой линии, исследовал озеро Иссык-Куль.
В 1870 году Русское географическое общество организовало еще одну экспедицию в Центральную Азию, в которой также было совершено немало открытий. Начальником был назначен талантливый офицер Н.М.Пржевальский, уже известный своими исследованиями Уссурийского края.
Во время путешествия к озеру Лобнор участники экспедиции повстречали новые виды млекопитающих.
Великие путешественники России и их географические открытия внесли большой вклад в изучение Земли. Карта северного полушария формировалась по их открытиям. Однако и на других материках немало географических открытий было сделано великими русскими путешественниками.
Результатом стало развитие науки, пополнение знаний в ее различных областях. Появились новые торговые пути, и стремительно развивалась экономика России.
Русские путешественники оставили свой след в истории – в их честь были названы географические открытия.
Развеивание мифов об Ойкумене по мере накопления знаний
Ойкумена (в перевод с греческого «заселённая») – это населенная часть суши, может означать обитаемая земля. В русском языке слово ойкумена означает «обитаемая Вселенная».
Ойкумена появилась как ареал местообитания людей, и с течением времени происходило расширение ее границ.
Центром появления человека считается экваториальная Африка. Отсюда происходило расселение людей по ойкумене. Сначала в пределах Европы и Азии, позднее заселяются территории Австралии и острова Тихого океана. Самыми последними заселили свои материки индейцы, заняв Южную и Северную Америки.
С появлением и развитием науки «географии» происходит изучение ойкумены и документальное ее подтверждение.
В древние времена ойкумена в переводе с греческого означала «земли, заселенные греческими племенами». Поэтому и развитие знаний о населенной части суши ведется именно отсюда.
Первое изображение ойкумены было представлено Птолемеем.
В предыдущих пунктах мы проследили хронологию мировых географических открытий. Постепенно представление древних греков об ойкумене заменяют современные карты. Населенная часть суши начинает делиться на новый и старый свет, открывают неизвестный до того времени материк – Антарктиду.
Однако жажда открытий не ослабевала, на карте еще очень много неизученного. Люди стремятся познать Мировой океан, попасть вглубь материков, изучить непроходимые леса и бескрайние пустыни, а еще остаются непокорённые горные вершины. Так постепенно происходит расширение границ ойкумены, в современном мире в основном за счет регионоведческих исследований.
Тогда возникает вопрос: «Чем обусловлено стремительное расширение границ ойкумены?»
В первую очередь, это связано с возрастанием потребностей человека, что в свою очередь привело к поиску и добыче полезных ископаемых. Из других стран завозились растения, животные, которых не было в этих странах. Во-вторых, формируется мировой рынок торговли, бурно развивается промышленность и происходит научно-техническая революция. Человек все больше начинает оказывать влияние на окружающую среду.
Несмотря на такой прогресс, до сих пор есть «белые пятна» на мировой карте и необжитые участки суши. Как дать современное определение ойкумене, что же это такое?
Ойкумена – это в современном понимании, часть суши со всеми заселенными и освоенными землями.
Современная география
Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.
Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.
Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.
Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.
Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.
Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.
Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».
Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.
Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.
Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века. Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.
В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.
Перелет Москва – Антарктида
В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.
В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.
Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.
Словарь
1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.
2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.
3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.
4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.
5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.