Материалисты считают что психика возникла

Материалистическое понимание психики

Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла

Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла

Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла

Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?

Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).

Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.

Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.

В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.

Борьба между материалистическим и идеалистическим пони­манием и объяснением психических явлений происходила и про­исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на­ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа­таторских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле­кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее буду­щее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.

Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но не­лепо доказывать независимость психических процессов от деятель­ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалисти­ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно­шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие за­рубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.

Материалисты считают что психика возникла. Смотреть фото Материалисты считают что психика возникла. Смотреть картинку Материалисты считают что психика возникла. Картинка про Материалисты считают что психика возникла. Фото Материалисты считают что психика возникла

Правильное и подлинно научное решение вопроса о проис­хождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек­тического материализма. Диалектическим материализм называ­ется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.

Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате­рии. Психика является результатом длительного развития мате­рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.

Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз­вития материального мира — на стадии появления живых су­ществ: животных и человека.

Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси­хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас­но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой ма­терии отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб­раться в этой формуле. «Особым образом организованная мате­рия» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?

Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и тор­можения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве­сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи­ка — порождение, продукт материи, но не материальный продукт.

Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без­волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.

Диалектико-материалистическое понимание психики как свой­ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль­гарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упроще­ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.

Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» [1].

Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.

Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.

Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.

Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.

Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.

В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.

В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.

Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.

Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, этиобразы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.

Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.

Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материимозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

Источник

Сущность психики с разных философских позиций.

МОДУЛЬ 3

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

Лекция № 1 (7)

Тема: «Сущность психики и ее функции»

1. Сущность психики с разных философских позиций.

2. Происхождение психики.

3. Определение и характеристика психики.

Сущность психики с разных философских позиций.

Психика очень необычное и сложное явление, раскрытие сущности которого до сих пор вызывает полемику среди ученных. Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика» или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или материалистическому толкованию.

Понимание сущности психики во многом определяется решением основного вопроса философии: «что первично – психика, сознание или материя?»

Материалисты считают, что первичным является материя, а психика сознание – вторичны, появляется на определенной стадии развития материи.

Идеалистическое понимание психики заключается в том, что изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека. Активность сознания позволяет создавать образы материального мира, которые носят субъективный характер и не имеют ничего общего с реальной действительностью.

Каждый человек благодаря своему сознанию создает субъективную материальную действительность. Исходя из этого, идеалисты отрицают возможность существования объективной истины, т.е. становятся на позицию агностицизма.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

С идеалистической точки зрения психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С дуалистической точки зрения –– у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).

Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С материалистической точки зрения –– феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Как известно, существует целый ряд попыток решения вопроса возникновения психики. Прежде всего, это точка зрения получившая название «антропопсихизм», в истории философской мысли связана с именем Р.Декарта. Cущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека.

Другая противоположная теория называется учением «о панпсихизме», т.е. всеобщей одухотворенности природы. Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды, наиболее популярные, в первую очередь «биопсихизм». Сущность биопсихизма заключаются в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

Существует и еще один взгляд на решение данной проблемы: психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения называет концепцией «нейропсихизма».

По материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, к примеру: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнею активность биологически значимые раздражители, также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Происхождение психики.

Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во Вселенной.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействие. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи. Каждой форме движения материи (механической, физической, химической, биологической) присущи свои специфические формы отражения.

Простейшими примерами механического отражения являются выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, колебание воздушных волн в виде эха.

Однако такое взаимодействие отдельных вещей в неживой природе еще не является условием, необходимым для их существования. Скала может существовать независимо от воды, а вода – независимо от того берега, который она омывает.

Существенный скачок происходит при переходе к живой материи.

В процессе развития Земли появились особо сложные углеродные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские белковые молекулы появились около 2 млрд. лет назад при охлаждении земной поверхности. Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученные (академик А.И.Опарин) связывают происхождение жизни, были названы коацерватами. Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимулировать) продукты распада во внешнюю среду. Таким образом, само существование этих гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой.

Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни

Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не являлся пассивным процессом. Он осуществлялся в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул. Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток. Характерная особенностью существования этих клеток заключалось в том, что они всегда обнаруживали известную раздражимость проявляется в активности к веществам, необходимым для поддержания существования, оставаясь индеферентными к веществам, которые не принимали непосредственного участия в их жизнедеятельности. Иначе говоря, уже на этом уровне существования жизни возникли известные «потребности» живого существа, и из всех явлений внешней среды выделялись существенные для поддержания жизни биотические влияния и не существенные для нее – абиотические влияния, к которым живая клетка оставась безразличной.

Это явление обмена веществ и возникновения раздражимости по отношению к биотическим веществам и составляла существенную черту нового этапа развития материи – этапа появления жизни.

Если мы подробнее рассмотрим эволюцию жизни, то можно выделить в ней ряд существенных ступеней.

Первой ступенью существования жизни является та форма, которую можно назвать растительной жизнью. Эта форма встречается на всех этапах эволюции.

Многие исследователи считают одно из основных особенностей растительной жизни тот факт, что растения связаны с определенным местом и не имеют подвижности. Это определение недостаточно и относительно. Более существенным является тот факт, что растительная жизнь исчерпывается основными упомянутыми выше процессами обмена веществ и что жизнедеятельность растения проявляется в наличии раздражимости по отношению к одним биотическим факторам при безразличии к другим, не входящим в обмен веществ ( абиотическим) факторам.

Существенная особенность сложных форм растительной жизни заключается лишь в том, что в число биотических факторов входят не только те вещества, которые непосредственно усваиваются растениями (например, углекислота), но и те условия (например, солнечный свет), без которых такое усвоение не может протекать. Поэтому растения становятся чувствительными и к целому ряду условий, входящих в сложный процесс обмена веществ.

Однако, что является очень существенным, растения активно ведет себя лишь по отношению к непосредственно воздействующим на него биотическим условиям; оно не ищет этих условий, если они не действуют непосредственно, и совершенно не реагируют на иные, небиотические факторы, не входящие в процесс обмена веществ.

Это можно показать на очень простом примере.

Известно, что для жизнедеятельности растения необходим свет. Посадим горошину в землю в темной комнате и обильно смочим эту землю водой. Естественно, что под влиянием происходящего обмена веществ у горошины появится корень, уходящий в землю, и возникает росток, который начнет расти вверх. Поместим рядом с развивающимся ростком пучок света. Несмотря на то, что наличие света жизненно необходимо растению для его дальнейшего роста, — росток не будет искать света, растение не будет делать никаких активных попыток ориентироваться в окружающей среде с тем, чтобы найти те условия, которые необходимо для его дальнейшего существования. У него нельзя наблюдать никаких поисковых движений, никакой в подлинном смысле этого слова ориентировочной деятельности.

Презентация на тему: Психика и организм

Можно, следовательно, сказать, что жизнедеятельность растений ограничивается явлениями обмена веществ и раздражимости к биотическим веществам, но что она еще лишена характера активной ориентировочной деятельности.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам называют тропизмами. Разновидностью таких тропизмов являются фототропизм (тенденция двигаться к свету), термотропизм (тенденция двигаться по направлению к теплу), хемотропизм (тенденция двигаться по направлению к определенным химическим воздействиям), сюда же относятся явления геотропизма (корешок растения всегда движется по направлению к центру земли) и т.д.

От этапа растительной жизни коренным образом отличается следующим этап эволюции – этап животной жизни.

Новая особенность, которая проявляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что у животного возникает новый вид раздражимости: даже наиболее просто построенное животное в известных условиях начинает реагировать не только на непосредственные, входящие в процесс обмена веществ биотические раздражения, но и на те раздражения, которые обычно были индеферентными, но которые могут сигнализировать появление биотических раздражений. Это новая форма раздражимости была названа А.Н.Леонтьевым – чувствительностью.

Наличие этой новой формы жизнедеятельности можно показать на ряде опытов, которые неоднократно проводились уже над простейшими.

Поместим простейшие одноклеточные животные в трубку с водой. Одна сторона этой трубки нагревалась, другая оставалась холодной. Одноклеточные, обладающие положительным термотропизмом, очень быстро сосредотачивались в теплой части трубки. Затем нагревания одного из концов трубки сочеталось с его освещением; свет был раньше индеферентным для данных одноклеточных агентом, простейшие никогда не реагировали на свет. Если, однако, несколько раз подряд освещать нагретую часть трубки, свет начинает приобретать для животного положительное значение: после этого опыта достаточно бывает осветить один конец равномерно нагретой трубки, чтобы одноклеточные сосредотачивались на этом освещенном конце.

Этот переход к реакциям на ранее индеферентным раздражителям знаменует собой целую важнейшую эпоху в эволюции жизни. Начиная реагировать на абиотические условия, которые приобрели сигнальное значение, животное получает новые формы отражения объективной действительности. Животное начинает ориентироваться во внешней среде, активно искать те воздействия, которые сигнализируют жизненно полезные условия, и избегать тех раздражений, которые сигнализируют вредные для жизни условия. Возникает активное поведение животного в окружающей среде, возникают зачатки того, что можно назвать психической жизнью. На первых этапах она носит еще элементарные формы, в дальнейшем она все более и более усложняется, начиная составлять сложную и многообразную форму поведения животного.

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

Споры о происхождении психики не прекращаются до сих пор. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии ит.д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

Определение и характеристика психики.

Определение психики с позиций материализма можно сформулировать следующим образом: психика – это особое свойство высокоорганизованной материи направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Психика присуща не только человеку, но и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным.

Сознательная психикасвойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественой среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направленны на то, чтобы обнаружить эти объекты и упортребить для осуществления жизнидеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находится в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чеоловек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики – сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией – или системой взглядов Леонтьева-Фабри.

Основные функции психики.

Согласно методологии психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции:

· отражения воздействий окружающей действительности,

· регуляции поведения и деятельности людей,

· осознания ими своего места в окружающем мире.

Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

• при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

• психическое отражение – правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

Основные подходы к пониманию структуры психики человека

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Психическое «отражение», выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представления и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.).

Т.е. мы видим, что само по себе «отражение», как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. «Отражение» (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда «работает» на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность «отражательных» процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

Основные понятия и ключевые слова:психика, душа, дуализм, антропсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, отражение, механическое отражение, биологическое отражение, консерванты, обмен веществ, раздражимость, биотическое влияние, абиотическое влияние, ориентировочная деятельность, тропизмы, фототропизм, хемотропизм, термотропизм, геотропизм, животная жизнь, чувствительность, психическая жизнь, сознательная психика, функции психики.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов – М.: ЧеРо, 1987.

3. Лентьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. 1 – М., 1983.

4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высшей пед. учебн. заведений: В 3-х кН. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

8. Психология: Підручник для педагогічних вузів / За ред. Г.С.Костюка. – К.: Радянська школа, 1968.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимают сущность психики идеалисты и материалисты?

2. Какие существуют направления в попытках решения вопроса возникновения психики?

3. В чем заключается сущность отражения и какие существуют виды отражения?

4. Что означает обмен веществ со средой и в чем проявляется раздражимость к веществам?

5. Что свойственно для растительной жизни?

6. В чем проявляется тропизм и каковы их виды?

7. Что свойственно этапу животной жизни?

8. В чем отличие чувствительности от раздражимости?

9. Что можно назвать психической жизнью?

10. Дайте определение понятию «психика».

11. Какие суждения являются основополагающими о природе и механизмах проявления психики?

12. Чем отличается сознательная психика человека от психики животных?

13. В чем заключаются основные функции психики?

14. В чем выражается психическое «отражение»?

1. Как понимают сущность психики идеалисты?

А) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Б) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

В) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;

Г) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).

2. Как понимают сущность психики материалисты?

А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.

3. Какова позиция дуалистов при определении психики?

А) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы.

4. В чем заключается сущность антропсихизма?

А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.

5. Какое утверждение относится к нейропсихизму?

Психика животных и человека

А) учение о всеобщей одухотворенности природы;

Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;

В) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

6. Что относится к биопсихизму?

А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;

Б) учение о всеобщей одухотворенности природы;

В) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.

7. Какое утверждение относится к панпсихизму?

А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;

Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;

В) учение о всеобщей одухотворенности природы.

8. Какое утверждение относится к отражению как свойству психики?

А) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Б) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

В) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;

Г) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо.

9. Какое высказывание относится к механическому отражению?

А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

10. Какое утверждение относится к коацерватам?

А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

Б) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

В) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

11. Какое утверждение характеризует обмен веществ?

А) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;

Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Г) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни.

12. Какое высказывание характеризует раздражимость как свойство клеток живой материи?

А) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

Б) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;

В) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Г) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток.

13. Что относится к биотическим влияниям?

А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Б) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

В) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.

14. Какое утверждение относится к реальной жизни?

А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.

15. Что относится к ориентировочной деятельности?

А) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;

Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

Г) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни.

16. Что относится к определению тропизма?

А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;

Г) тенденция двигаться к свету.

17. Какое утверждение характеризует фотосинтез?

А) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

Б) тенденция двигаться к свету;

В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;

Г) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям.

18. Какое высказывание относится к хемотропиму?

А) тенденция двигаться к свету;

Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

В) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.

19. Какое утверждение относится к геотропизму?

А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Б) тенденция двигаться к свету;

В) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.

20. Какое высказывание относится к этапу животной жизни?

А) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

Б) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

В) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

Г) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности.

21. Какое утверждение относится к определению психики?

А) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

Б) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

В) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

Г) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными.

22. Какое высказывание характеризует сознательную психику?

А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

Б) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

Г) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.

23. Какое утверждение характеризует особенности психического отражения?

А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

Б) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

Г) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим.

24.Что относится к функции регуляции поведения и деятельности?

А) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;

Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;

В) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

25. Какое утверждение относится к функции осознания человеком своего места в окружающем мире?

А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;

Б) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;

В) создает осмысленный образ собственного «Я».

26. Что относится к главной функции психики?

А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;

Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;

В) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

Примеры похожих учебных работ

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

Психика, психические явления, поведение человека

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности

Роль психологии в жизни человека

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *