Материальная культура что относится
Виды и формы культуры
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
Материальная культура
Доклад на тему: Материальная культура
В развитии материальной культуры выделяют четыре страта: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и постиндустриальное информационное хозяйство.
Присваивающее хозяйство существует на основе энергии сжигаемых дров и домашнего воспитания. Для присваивающего хозяйства характерно собирательство, охота и домоводство как образ жизни. Присваивающее хозяйство создало основу материальной культуры.
Производящее хозяйство характеризуется в энергетеке использованием силы ветра и падающей воды и силы животных, а в образовании – созданием школ. Использование стихийных сил природы сочетается с созданием сельского хозяйства. В данном хозяйстве создаются культура почв, появляются различные сорта растений, породы животных. Наряду с этим получают дальнейшее развитие остальные категории материальной культуры. Происходит разделение земли на возделываемые участки, почва удобряется, поливается. Происходит строительство городов. Создаются различные механизмы. В металургии, машиностроении применяются законы механики и алхимии.
Индустриальное хозяйство характеризуется разделением образования на ступени обучения и на общее и профессиональное. Это хозяйство характеризуется созданием двигателя и использованием невозобновляемых источников энергии. Продолжается выведение новых пород животных и сортов растений, расщиряется пространство культивируемых почв. Создаются станки, станочные линии.
Появляются Железные дороги. Создается международная почта.
Постиндустриальное информационное общество складывается на основе образования. Выделяются технические науки. Развивается энергетика. Вводятся в оборот новые виды растений, особенно кормовых. Создаются закрытые грунты,робототехника, телемеханика, авиация. Появляется спутниковая связь, радиосвязь. Происходит автоматизация научных исследований.
Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей, который сохраняет свои признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью.
Развитие стереотипов проходит поэтапно. Каждый этап отличается от другого определенными признаками.
Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, которые продвигают другие области материальной культуры.
Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.
Анализ стратификации материальной культуры показывает возростающую роль семиотики в формировании искуственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искуственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Это значит, материальная культура существует в двух вида предметная материальная культура и семиотическая материальная культура. Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид материальной культуры — слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. становятся предметами архивного хранения.
Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся теперь не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы этих предметов, которые не риализованы по тем или иным причинам.
Вхождение в материальную культуру обусловлено пользованием объектов техники. Пользование объектами техники имеет сложную природу, содержащую следующие виды деятельности: материальное производство; торговля; финансы; управление; развлечение; изобретение; информация; образование. Все виды деятельности характеризуют пользование объектами техники и материальной культуры и обуславливают друг друга.
8. Материальная культура
Развитие материальной культуры начинается вместе с появлением человека умелого (homo habilis) примерно 2,5-2,6 млн. лет назад. Основными его потребностями являются пропитание и убежище. Материальная культура представлена просто и универсально – каменные орудия труда и простейшее благоустройство гротов и пещер, что использовались в качестве жилища. В качестве факторов блокирующих развитие, были малая продолжительность жизни, тотальная зависимость от окружающей среды и примитивная социальная организация. Многократные климатические изменения тоже сдерживали развитие материальной культуры первых людей. Длительные временные периоды потеплений, а затем похолоданий изменяли облик земли и ее биологическое разнообразие. Флора и фауна претерпевали изменения. Вымирало большое количество животных и растений. Человеку, в борьбе за свое существование, приходилось все больше экспериментировать с окружающей средой. Новая парадигма внешнего мира вынуждала людей осваивать новые материалы, использовать различные природные ресурсы, совершенствовать меры адаптации к окружающей среде и расширять область своего влияния на нее. Одновременно с этим произошли явные эволюционные процессы разума и социальных отношений, образовывались первые зачатки языка. Быт людей очень медленно, но совершенствовался, появлялись новые навыки, орудия труда и атрибуты жизни. В ходе своего «очеловечивания», люди постепенно выделились из звериного бытия, сформировали социокультурное пространство и расселились в разных уголках земного шара. Для этого понадобилось более чем 2,5 млн. лет.
Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к переменам, искать новые решения и способы обеспечения себя необходимыми ресурсами. Около 10-12 тыс. лет назад (в зависимости от региона) человечество осуществляет неолитическую (сельскохозяйственную) революцию. Люди стали использовать растения в качестве постоянного возобновляемого и контролируемого источника пищи. Среди первых культивируемых растений – ячмень и пшеница, выращиваются на территории Ближнего Востока и Азии. В это же время происходит одомашнивание животных (коз и овец). Материальная культура вступает в новую фазу своего развития (событие во многом стало возможным из-за окончания последнего ледникового периода, длившегося на протяжении 100 тыс. лет). К этому времени люди подошли, имея развитое физическое тело, и генофонд, мало чем отличающийся от генофонда современного человека. Необратимое потепление способствовало количественному и качественному изменению состава флоры и фауны. К наиболее значительным достижениям материальной культуры, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока), что положительно сказалось на жизни людей. Распространялось рыболовство, использовались новые типы охотничьего вооружения (лук и стрелы). Существенные изменения произошли и в организации жилища. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Технологические новшества коснулись и изготовления одежды. Появляются и распространяются способы получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Одежду шили с помощью костяных игл – их часто находят при раскопках древних поселений.
Темпы технического и культурного прогресса в разных регионах земного шара были неоднородны – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. На Ближнем Востоке, медь – стала известна уже в 7–6 тысячелетиях до н. э., а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до н. э. В 3 – 2 тысячелетиях до н. э. на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии (Кавказ, Южная Сибирь). Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.
В тех районах земного шара, где навыки раннего земледелия сочетались с освоением металлов – сначала меди, а затем бронзы – в 3-2 тысячелетиях до нашей эры расцвели первые государства с развитой экономикой, яркой своеобразной культурой, сложной структурой социальной организации. Так, долина великой африканской реки Нил в ее среднем и нижнем течении – это территория Древнего Египта, ставшего самым знаменитым из всех древнейших государств благодаря своей высочайшей культуре (3000 г. – 525 г. до н.э.). Междуречье двух крупных равнинных рек Ближнего Востока Тигра и Евфрата (Ирак) стало родиной последовательно сменявших друг друга государств (Ассирия, Персия). В Восточной Азии, на территории современного Китая, на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ на севере и Янцзы на юге, во 2 тысячелетии до нашей эры существовало сильное государство Шань (1700 – 1050 гг. до нашей эры), достижения которого в различных технологиях и ремеслах и сегодня составляет гордость не только китайской нации, но и всей мировой культуры. К ранним государствам относятся Крито-Микенское царство на юге Балканского полуострова (3–2 тысячелетия до н.э.), ставшее историческим и культурным предшественником античной Древней Греции, совсем небольшое по территории, но ставшее известным благодаря своей развитой культуре государство Финикия на северо-востоке Средиземноморья (там сегодня находится Ливан), Древняя Индия на полуострове Индостан и ряд других.
Наиболее яркие свидетельства уровня развития материальной культуры ранних государств дошли до нашего времени в виде памятников архитектуры. Особенно богат ими Египет – пирамиды и храмовые комплексы. Иные архитектурные и строительные традиции характерны для древних государств Месопотамии. Здесь освоили технологию изготовления обожженного кирпича. Распространенным типом строительной конструкции была ступенчатая башня (зиккурат). Не менее знамениты «висячие сады» царицы Семирамиды и крепостная стена Вавилона. Их остатки были обнаружены при раскопках этого древнего города в конце 19 – начале 20 века. Архитектура и строительство древнего государства Шань представлены остатками царских дворцов и гробниц, раскопанных в некоторых районах Восточного Китая. Они представляли собой подземные сооружения сложной конструкции с камерами, лестницами, узкими переходами. А древнеиндийские города-государства, существовавшие во 2 тыс. до н. э. (Мохенджодаро и Хараппы) открыли миру архитектуру с поквартальной планировкой и улицами, пересекающимися под прямым углом. Благодаря ритуалам древних цивилизаций, запечатанные в гробницах, до наших дней сохранились артефакты старого мира. Погребальный инвентарь позволяет нам судить о ремесленно-производственной деятельности. В усыпальницах царей, членов их семей, вельмож, жрецов, чиновников находят бесчисленные предметы быта, одежду, хозяйственную утварь, мебель – изделия мастеров, воплотившие уровень развития техники, технологические навыки и эстетические каноны людей былых времен.
Цивилизации древности представляли собой богатый предметный мир, созданный руками человека. Города-государства, царские дворцы, аграрные объекты и бесчисленные мастерские – стали символом нового века. Усложнение системы социальных взаимоотношений привело к появлению торговли, политики, выделению отдельного социального класса жрецов, священнослужителей, пророков и святых. Наряду с глобальными изменениями происходят и внутриэтнические эволюционные процессы: совершенствуется язык, письменность, правовое поле, формируется чувство самоидентификации и принадлежности к этносу. Быт человека обогащается новыми предметами: разнообразными столовыми приборами, керамическими изделиями, ювелирными украшениями, декоративной мебелью, новой одеждой, транспортными средствами и т.д. Новые элементы быта, постепенно заполнили прежние пустоты своим значением и названиями.
Античный мир стал вершиной развития древних цивилизаций. Города воплотили в себе символ эпохи и имели высокоорганизованные архитектурные сооружения. Одновременно с этим, в повседневную жизнь входили предметы искусства. Зарождалась музыка, скульптура, живопись (в их современном понимании), изобретались новые инструменты творчества. В эпоху античности среди музыкальных инструментов наиболее распространены струнные (лира-гитара, треугольник-арфа, пандура), духовые (флейты, свирели), широко использовались барабаны, трещотки, погремушки. В тоже время античность была богата интеллектуальными трудами, для передачи которых использовались папирусные свитки, холсты, шкуры животных, глиняные дощечки. Развитие материальной культуры античности упрочило наследственно-преемственную традицию передачи знаний и ускорило созидательные процессы людей на разных уровнях социальной организации.
Материальная культура Нового времени характеризуется изменениями происшедшими в социальной сфере человечества. Новое отношение к жизни возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. В искусственно создаваемом мире бизнеса важнейшими становятся такие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Стремление к непрерывному росту бизнеса ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы. К XIX в. развитие бизнеса стало представляться устремленным в бесконечность процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Важнейшим фактором постоянного расширения бизнеса становится техника. Ткацкие и швейные станки XVIII в. заменяют человека. Теперь его роль заключается в обслуживании машин. Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: речного (1807г.), наземного (1814г.) и морского (1819г.). А также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры к машинной индустрии. К концу XIX в. развитие техники сделало жизнь людей в новоевропейской цивилизации отличной от жизни всех прежних исторических эпох. Человек исключается из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени.
Новейшее время протекает под влиянием научно-технической революции, космических и информационных технологий, киберпространства и робототехники. Использование продуктов нового времени вписано в жизнь человека повсеместно. Объем информации превосходит совокупность знаний всех предыдущих периодов жизни. Разнообразие предметов быта и обихода значительно больше, чем в любое время нашего существования. Бесчисленное множество предметов быта, интерьера, техники, микроэлектроники, строительных и производственных материалов, инструментов производства, десятки тысяч вещей прямо или косвенно влияют на жизнь современного человека и участвуют в процессе его жизнедеятельности. Многоформатность социокультурной среды способствует усложнению трудовой и интеллектуальной деятельности. Появляются новые виды труда, новые профессии, области знаний, научные дисциплины. То, что еще несколько десятилетий назад казалось нереальным и фантастичным, сегодня органично вписывается в нашу повседневную жизнь.
Эволюция материальной культуры отражает основные тенденции развития человека, начиная с первых шагов нашей истории. Так в антропогенной среде с течением времени можно отметить общую прогрессивную направленность изменений. Темпы исторического процесса в рассмотренных хронологических рамках были в целом достаточно медленными, особенно на ранних его стадиях. Соответственно, медленными являлись и изменения в материальной культуре. Первый настоящий, хотя и простейший, механизм – колесо – появился в эпоху ранних государств пять тысяч лет назад и оставался важнейшим в производственно-трудовой сфере вплоть до начала 18 века. Вместе с тем, в древнейших цивилизациях, достигнут высочайший уровень во многих видах ремесел и производстве.
Условия окружающей среды вынуждали применять новые меры для повышения жизнестойкости и гармоничного сосуществования человека с природой. Под натиском внешних факторов совершенствовалась разумная деятельность, приходилось применять новые способы благоустройства жизни, создавать новые предметы быта и обихода. Постепенное увеличение количества предметов, способствовало их качественному преображению. Разумная деятельность совершенствовалась. Появлялись пространственно-смысловые пустоты, которые человек стремился заполнить новыми предметами или их образами. Прикладная деятельность непосредственно производила и совершенствовала материальную культуру древности. Неэффективные методы жизнедеятельности вытеснялись более продуктивными, уровень общесоциального развития повышался. Каждая эпоха наполняла быт чем-то особенным, делая его более разнообразным. Происходили эволюционные процессы социальных отношений. Формировались общественные институты, целью которых являлось сохранение и передача образа жизни и традиций своего народа. Несмотря на бурные процессы трансформации общественных институтов, эти основы сохранились и до наших дней.
Материальная культура эволюционирует наравне с человеком. Разумная деятельность способствует ее совершенствованию. Но и разум совершает качественное преображение благодаря накопленным артефактам предыдущих поколений. Современный человек осуществляет процесс социализации, во многом, по средствам материальной культуры. Формирование личности, мировоззрения, и моделей поведения зависят от качества взаимодействия с материальной культурой современности. Результатом отсутствия контактов с материальной культурой современности выступает наличие такого феномена как «дети-маугли». Наиболее взрослые представители, будучи изъятыми из «естественной» среды, не имеют возможности социализации, а прямохождение для них – непосильно. Они не просто не имеют возможности научиться быть человеком, эта способность у них основана на инстинктах, а не разумной деятельности. Феномен «детей-маугли» подтверждает тот факт, что человек вне антропогенной среды не многим отличается от других представителей живой природы.