Матриархальные отношения что это
Матриархат
Матриархат – это система, в которой доминирующая роль в социально-политическом укладе, экономической сфере, социальной жизни, государственном управлении, семье отведена женщине. Именно женщина в этой системе обладает властью в социуме, наделена правами и основополагающими социальными привилегиями. Данное понятие означает дословно власть матери. При этом матриархат или гинекократия не подразумевает, что мужчина берёт на себя выполнение исконно женских обязанностей (заботу об отпрысках, бытовые дела). Женщина занимается всеми хозяйственными хлопотами и одновременно выполняет обязанности, связанные с её главенствующим положением в брачном союзе, доме, социально-политической жизни социума.
Что это такое
Рассматриваемая модель уклада социума существовала с древности. Ряд исследователей первобытного устройства общества утверждают, что свидетельства о существовании матриархата можно найти в античной мифологии, повествующей об амазонках.
В истории рода человеческого описываемый социальный строй подразумевал главенство мужественных женщин, которые жили обособленно. Мужчин такие женщины использовали исключительно с целью получения потомства. При этом мальчиков они отдавали другим племенам, а девочек воспитывали сами.
Проще говоря, в те времена матриархат означал полное и безраздельное доминирование женского рода над мужчинами.
Матриархат характерен для эпохи развития организованного первобытнообщинного строя. Считается, что все народности в историческом прошлом прошли через гинекократию.
В первобытном матриархальном социуме люди обоготворяли женское начало. Считалось, что человека породила Мать-Земля, поэтому ей поклонялись и устраивали в её честь празднества. Вследствие этого подобное почитание переходило и на обычную женщину, поскольку именно женщина даёт жизнь, благодаря чему род продолжается. Женский авторитет в первобытном социуме был неоспоримым.
Сущность матриархата заключается в передаче прав наследования по линии матери – матрилинейность. В период перехода от собирательства к возделыванию земли практика матрилинейности существовала у большинства народов мира. Именно женщины по преимуществу занимались земледелием.
Также и на уровне бытовой гинекократии женский авторитет в семье непреложен, а супруг должен безоговорочно ей подчиняться.
Если при патриархальном укладе главенствующая позиция в социуме безраздельно принадлежит мужчинам, то при матриархальном устройстве, наоборот, женщина первична над мужчиной. Женские интересы превалируют над мужскими. Прекрасная половина здесь авторитет, а сильная половина должна подчиняться лидеру.
Что такое матриархат простыми словами в семье? Брачные узы, скрепляющие мужчину и женщину, в которых главенствующая роль отведена супруге, именуется матриархатом. К особенностям такого семейного уклада относят следующие моменты:
– главой «ячейки» выступает супруга;
– ответственность за семью лежит на жене;
– принятие значимых решений, относящихся к жизнедеятельности семьи, также прерогатива супруги;
– отпрыски от матери получают значительно меньше внимания.
Почему в современных брачных союзах женщины занимают главенствующую позицию? Современный матриархат, как правило, обусловлен материальным положением невесты, её возрастом, умственными способностями или социальным статусом. Другими словами, если барышня богаче будущего супруга, либо занимает в социальной иерархии ступеньку выше, либо старше, то в таких взаимоотношениях вполне возможен матриархат.
Также такой семейный уклад возможен в брачных союзах, где супруг – творческая личность (музыкант, актёр, художник). У него времени на семью просто не остаётся, поэтому главенствующую роль приходится примерять на себя супруге.
Итак, отвечая на вопрос, что значит матриархат, можно заключить, что это форма социального уклада, при которой доминирующая роль в хозяйственных и общественных отношениях, отводится женщине-матери.
Признаки матриархата
Прежде чем перейти к признакам гинекократии, необходимо немного остановиться на антиподе данного уклада – патриархате. В частности на ценностях этих двух формах социального устройства. Их ценности завязаны на функции воспроизводства. При этом патриархат силится подчинить себе опцию воспроизводства свойственную женскому роду, тогда как матриархат желает подчинить все функции воспроизводства.
Проще говоря, патриархат представляет собой чистую, ничем неприправленную, мужскую власть, которая для этой формы уклада является самоцелью. Изначально власть заключает в себе благие намерения. Однако в дальнейшем власть ради власти приводит своих приверженцев к тоталитаризму, узурпации, отсутствию рационального управления и разделения ресурсов.
Ключевая ценность матриархата заключается в продолжение рода, что включает рождение потомства и заботу о его выживании.
Женские социальные роли в матриархальном обществе от мужских при патриархате не отличаются. Мужчина является снабженцем и защитником, тогда как основополагающая женская функция – это воспроизведение потомства и воспитание. При этом власть, наследство, ценности передаются по линии матери. Нуклеарной семьи в общем понимании ни при патриархальном социуме, ни при матриархальном укладе не существует. При матриархальном социуме дочери Евы получают материальные блага не от супругов. Они имеют собственный доход, имущество и другие ресурсы.
Социумом управляют женщины – матриархи. Они вырабатывают стратегию, намечают цели, распоряжаются ресурсами, награждают и наказывают. Для девушек престижно иметь большое потомство. Вероисповедания связаны с женским естеством, началом. Все важные управленческие посты и религиозные должности принадлежат женщинам.
В матриархальных сообществах блага всех членов ставятся выше желаний одного индивида. Отпрыски женского рода являются ценностью, а особи мужского – считаются расходным материалом, который служит для обслуживания нужд матерей.
Считается, что первобытные общины изначально были матриархальными. А формой половых взаимоотношений был промискуитет. Родственные узы определялись по матери. Об отпрысках заботилось всё сообщество. При этом функции прекрасного пола не ограничивались деторождением. Женщины занимались земледелием, собирательством.
Матриархату свойственен гуманизм, рабство и деспотизм больше присущ патриархальным сообществам. Общество совершило переход от матриархата к патриархату вследствие механизации земледелия, неготовности людей мирно сосуществовать и развиваться.
Однако сегодня превалирует воззрение, отрицающее существование матриархальных общин в чистом виде. При этом всё же признаётся факт, что в эпоху воцарения земледелия матрицентрированные сообщества существовали.
В каких странах матриархат
Считается, что в современных обществах главенствующая роль отдана сильной половине. И даже, невзирая на влияние эмансипации и усилий феминистского движения, мужчины не сдают собственных лидирующих позиций. Практически во всех государствах большая часть государственных постов занята мужчинами. Но всё же и по сей день на планете можно найти уголки, где сохранился «режим» гинекократии в различных вариантах его проявления.
Сегодня матриархат, а также его составляющие матрилокальность (новосозданная ячейка общества переходит жить в семью супруги и на её территорию) и матрилинейность (наследование совершается по линии матери), наблюдается в отдельных районах Азии, Тибета, Африки и у народов Микронезии. Кроме того, на этих территориях наряду с гинекократией наблюдается полиандрия и промискуитет.
Так, например, народность мосо, проживающая вблизи границы Тибета (провинции Юньнань и Сычуань) часто описывается в литературных источниках в качестве сообществ, сохранивших матриархальное устройство. Института брака как такого у них не существует. Женщины этой народности имеют право выбирать себе партнёра, который не живёт с ними в качестве законного супруга. Само сообщество характеризуется матрилинейностью и матрилокальностью. Большую часть значимых решений принимают женщины. Также они занимаются изготовлением одежды и производством тканей для продажи. К мужским функциям относится ловля рыбы, скотоводство, забой скота.
Матрилинейные супружества также встречаются у:
– индейских народов, проживающих в резервации Хопи, и у группы племён (ирокезы), обитающих в Канаде (провинциях Квебек и Онтарио) и Северной Америке (в штатах Нью-Йорк и Оклахома);
– туарегов – народа, относящегося к группе берберов и проживающих в Мали, Нигере, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо;
– сереров, обитающих в Республике Сенегал;
– минангкабау – народности, населяющей остров Суматра и иные территории Индонезии.
При этом сереры и народности восточной Шри-Ланки имеют, как матрилинейные сообщества, так и патрилинейные кланы.
Кроме того, отдельно следует выделить матрилинейность в иудаизме – принадлежность к семитскому народу определяется не по отцу, а по линии матери.
Матриархат в современном мире можно наблюдать при расторжении брака. Как правило, в превалирующем большинстве случаев, при разводе суд передает опеку над детьми именно матери. Даже если у бывшего супруга лучше жилищные и материальные условия, все равно суд оставит детей женщине. Таковы современные реалии.
Кроме того, зачастую именно женщины решают, сколько в браке будет детей. Супруг влияет на это весьма слабо. В руках супруги сосредоточены все рычаги управления. Ведь, если женщина решит оставить малыша или, наоборот, сделать аборт, то она это совершит независимо от мнения биологического отца.
Также в соответствии с общепринятыми нормами именно сильной половине необходимо уступать женщинам места в транспорте, открывать двери перед прекрасной половиной, пропускать вперед. Хотя современные феминистки неистово пытаются изменить традиционный уклад, постсоветский социум не склонен принимать подобные перемены.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое «матриархат» в современном понимании?
Матриархат — это социальная система, основной чертой которой является главенствующее положение женщин в социальной структуре и органах власти, включая политическую и экономическую сферы, а также контроль над собственностью. Соответственно, именно женщина обладает ключевыми социальными привилегиями и моральным авторитетом в обществе такого типа, а сам термин переводится с греческого как «власть (господство) матери».
При этом в матриархальном обществе никто не станет принуждать мужчину брать на себя выполнение сугубо женских обязанностей (вроде домашней работы или ухода за детьми) — этими делами по-прежнему занимаются женщины. Однако, одновременно с этим женщина выполняет и обязанности главы рода, следовательно, именно она разрешает любые внутриродовые споры и другие важные вопросы, может одновременно иметь сразу нескольких мужей, а имущество наследуется исключительно по женской линии.
Термин «матриархат» был введен в научный обиход в 19 столетии, впервые он появился в работах И. Я. Бахофена и Ж.-Ф. Лафито, утверждавших, что эпоха матриархата действительно господствовала на одном из этапов в древней истории человечества. Но ни один из них не смог привести веских доводов в защиту своей теории, из-за чего существование матриархата так и не было научно доказано и обосновано, оставаясь открытым вопросом и по сей день.
Характерные особенности
К числу специфических черт матриархата, отмечаемых многими теоретиками, относят:
Разновидности матриархата
Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:
История развития
Первым исследователем матриархата считается И. Я. Баховен, швейцарский ученый, живший в 19 столетии. Он является автором ряда научных работ, посвященных первобытным сообществам, и, в частности, феномену матриархата. Именно Баховен первым вывел тезис о главенствующей роли женщины в первобытной общине.
Первопричиной возникновения матриархата ученый считал неразборчивые сексуальные связи, крайне распространенные в первобытном обществе. По его гипотезе, в те времена женщина могла вступать в половые отношения со значительным числом мужчин, включая даже собственных родственников, что обуславливалось низким уровнем культуры, невысоким качеством жизни и значительной мужской смертностью. Естественно, установление отцовства в таких условиях становилось практически неразрешимой задачей, но все знали мать ребенка, что и привело к установлению порядка наследования имущества по материнской линии. Указанная деталь стала, вместе со счетом родства по линии матери, одной из ключевых черт матриархального общества, которое, по мнению Баховена, было характерно для любого народа на раннем этапе его развития. Женщины возглавляли семьи и роды, что отразилось и на религиозных практиках первобытных сообществ — в древности женская сущность прочно ассоциировалась с Матерью-Землей, женщиной-матерью, породившей все живое на планете.
У разных народов матриархат имел и имеет сейчас свои характерные черты и особенности. Так, живущий в Индии народ «Тода» и по сей день практикует полиандрию, несмотря на законодательный запрет многомужества индийским законодательством. Эта особенность обусловлена условиями проживания данной этнической группы — «Тода» живут в горной местности и занимаются преимущественно скотоводством. Горное скотоводство требует максимального количества мужских рук, от чего прямо зависит выживание семьи. По этой причине любая женщина стремится завести не одного, а двух-трех мужей (при этом, ее авторитет среди мужей будет высоким).
Еще одной характерной особенностью матриархального общества стало наследование имущества по линии матери, это явление было очень распространено в древности и прослеживается у самых разных народов нашей планеты. Ярким примером матриархального племени принято считать ирокезов, североамериканских индейцев, у которых имущество всегда наследовалось по материнской линии.
Со временем существовавшие на протяжении тысяч лет матриархальные порядки и правила становились все более устаревшими, а мужчинам уже не хотелось делить одну женщину, еще и занимавшую главенствующее положение среди них, между собой. Итогом такого развития событий стали многочисленные проблемы, появившиеся в матриархальном обществе. Во многом их возникновение обусловили новые реалии жизни людей возникшие, к примеру, в производственных и экономических отношениях. Постепенно человечество стало переходить к моногамным семьям, главенство в которых закреплялось за мужчиной, а наследование шло уже по линии отца, старавшегося не дробить свое имущество, передавая его лишь старшему сыну, тем самым оставляя младших практически ни с чем.
Завершая исторический обзор матриархата необходимо отметить и еще один важный аспект — немалое количество этнографов и историков считает теорию о существовании матриархата в первобытном обществе научно необоснованной и практически недоказанной, относя ее к гипотезам, а то и вовсе к околонаучным мифам.
Матриархат в наши дни
Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.
Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет. На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.
Что лучше: матриархат или патриархат?
В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.
Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.
Заключение
В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности. Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье. По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.
Семья: патриархат, матриархат или равноправие?
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Отдохнём от права, предлагаю порассуждать о семье. Типы строения семьи, в зависимости от верховенства в ней мужчины или женщины, можно подразделить на: матриархат, патриархат и равноправие. Поговорим немного о каждом из этих типов, просто порассуждаем, без углубления в дебри социологии и истории.
Патриархат
Патриархат в семье предполагает авторитете и единовластии мужчины. Многие исследователи считают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования).
Так, английский социолог Э. Гидденс писал, что большинство известных обществ являлись патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин.
«Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины»
Всеобщая распространенность патриархата, по мнению исследователя, обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.
Домострой
Наиболее ярко модель патриархального уклада семьи, можно рассмотреть на примере средневековой Руси:
Жена: «Богу и мужу угодить»
Подробно расписывалось, как женщина должна вести себя в разных жизненных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:
Патриархальные принципы отношений мужчины и женщины по Домострою:
1. Родовой принцип устройства семьи – глава и члены семьи в иерархичных отношениях: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.
2. Мужчина доминирует во всех сферах семейной жизни, без него не принимается ни одно решение, он обеспечивает и содержит семью, решает все вопросы и нужды жены.
3. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но вовсе не равноценных ролей:
По мнению многих социологов, например, Р. Айслер: выстроенные вышеизложенным образом «гендерные» (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип «глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции».
Матриархат
Матриархат – форма социального устройства, в которой семейная власть принадлежит женщинам. По мнению большинства учёных, реальных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили.
Аргументы в пользу существования матриархата основываются на следующих моментах: древние мифы о правлении женщин; упоминания об обществах, в которых была матрилинейная система наследования; интерпретация женских божеств как «глав пантеона» и тому подобное.
Не планирую спорить с исследователями и социологами, тем более, что речь у нас сегодня не о типах общества в целом, а о его ячейке: семье.
Думаю, никто не будет отрицать, что в отдельных семьях матриархат еще как присутствует. Кроме того и в самом обществе в целом последние десятилетия, присутствует неосознанный матриархат: государственная система всячески старается защитить женщин от мужчин, речь о законодательных перекосах в области семейного права.
Матриархальные принципы отношений женщины и мужчины:
Попробуем сформулировать принципы матриархальной семьи, по аналогии с Домостроем:
1. Женщина – Богиня, мужчина человек, без женщины ничего хорошего в его жизни не будет.
2. Женщина в семье – хозяйка, мужчина – добытчик и исполнитель воли женщины: необходимо пресекать любые его попытки самостоятельных решений. Последнее слово должно быть всегда за женщиной.
3. Все деньги семьи должны быть у жены. Мужчины в таких семьях заработную плату безропотно отдают в руки жены, получая в лучшем случае на бензин и сигареты. Свободные деньги мужчине не к чему, а то мысли еще неправильные появятся, да и куда ему тратить деньги, как не на свою Богиню.
4. Свободного времени у мужчины тоже быть не должно (всякие там бани, посиделки с друзьями). Когда у него высвобождается свободное время, желательно занять его работой по дому: ведь мусорное ведро никогда не бывает совершенно пустым, а ковёр совершенно чистым. Всю тяжёлую и грязную работу по дому должен делать мужчина.
5. Функция женщины – красота, гармония и любовь. Нет, ну естественно, если Богиня захочет работать – она будет работать.
6. Забыла главное: мужчина должен быть верен одному Божеству, при этом сексуальные отношения – тогда, когда хочет Богиня.
7. Да, не исключены крайние варианты матриархата: когда мужчины Богиням не нужны в принципе
Равноправие полов
С патриархатом и матриархатом, вроде, разобрались, поговорим о равноправии.
Равноправие по своей сути предполагает одинаковые права, возможности и обязанности для женщин и мужчин. На первый взгляд – все хорошо, все равны, все довольны. Но так ли все просто на самом деле?
Так ли это хорошо когда стираются природные сущности полов:
И не приводит ли равенство к искусственной «бесполости»: когда женщины недостаточны в женской силе, а мужчины – в мужской. В романе Герберта Уэллса «Машина времени» путешественник во времени попал в мир будущего и увидел, что «научно-технический прогресс» (материализм) на Земле привёл к тому, что бесполое человечество достигло состояния «абсолютного покоя», то есть баланса («полной гармонии») как застоя и вымирания.
Ведь при равноправии: отношения между мужчиной и женщиной строятся не по принципу взаимодополняемости, а по принципу взаимозаменяемости. Нужно ли такое равенство?
Не берусь критиковать ни один из типов построения семьи:
Главное – считаю, чтобы взгляды женщины и мужчины на построение отношений совпадали. Ведь все мы разные: кому-то нравится командовать, кому-то подчиняться, один привык быть сильным, другой – по натуре слаб. У каждого свой выбор: по какому типу строить свои отношения и нет тут правильного или неправильного. Главное, чтобы это устраивало обоих.
А какая из этих трех систем: матриархат, патриархат, равенство – кажется более привлекательной вам, уважаемые читатели? Предлагаю поделиться своим мнением в комментариях.
Благодарю за внимание.
Использована информация источников:
Вам может быть интересна публикация:
Матриархат в истории человечества и современном мире
Что такое матриархат, основные черты, отличия от патриархата. Гинекократия в Европе, Азии, Африке и России.
Матриархат (гинекократия) — это первая из известных форм правления, подразумевает власть женщин в обществе. На бытовом уровне подразумевается ситуация, когда в семье всем заправляет жена.
Что такое гинекократия или матриархат?
Матриархат существовал с древнейших времен. Некоторые исследователи первобытного общества считают, что свидетельства о нем можно почерпнуть из древнегреческих мифов об амазонках.
Амазонки участвовали в Троянской войне, греки взяли их в плен и на трех кораблях везли в Грецию. Воинственные женщины перебили охрану, но не смогли управлять кораблями. Течения и ветра прибили их к берегам Азовского моря. Так амазонки появились в Крыму и в союзе с мужчинами-скифами положили начало племени савроматов.
Матриархат в истории человечества означал первенство мужественных женщин, жили они обособленно, мужчины были нужны им только для продления рода. Девочек воспитывали в своем духе, а мальчиков отдавали на воспитание в иные племена.
Так что если говорить об эпохе матриархата, под этим следует понимать безраздельное властвование женского пола над мужским.
Причинами матриархата нужно считать низкий уровень производительных сил в первобытном обществе. Женщина-мать считалась хранительницей домашнего очага, она воспроизводила в детях свой род, ей приписывалась магическая сила. В древности у многих народов существовал культ Матери-Земли, она представляла верховное божество в пантеоне языческих божеств.
В первобытном матриархате обожествляли женское начало жизни. Людей родила Мать-Земля, ей поклонялись, в ее честь устраивали праздники. Такое почитание автоматически переходило на простую земную женщину: она рожает, жизнь рода не угасает. Авторитет женщины-матери в первобытном обществе был непререкаемым.
Суть матриархата в том, что права наследования передавались по материнской линии. Называлось это матрилинейностью. Такая практика существовала у многих народов мира в эпоху перехода от собирательства даров природы к земледелию, когда стали выращивать пшеницу и рожь, другие полевые и овощные культуры. Занималась этим преимущественно женщина.
Основные черты матриархата
Впервые времена матриархата исследовал швейцарский ученый, исследователь первобытного общества Иоганн Якоб Баховен (1815-1887). В книге ««Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире» он выдвинул несколько тезисов о преобладающей роли женщины в давнее время.
По его мнению, возникновению матриархата служили неразборчивые половые связи (гетеризм по Баховену). В первобытном обществе женщина вступала в близкие отношения со многими мужчинами, даже ближайшими родственниками. Низкий уровень жизни и высокая мужская смертность обуславливали такую «любовь». Установить в этаком случае, кто же являлся отцом ребенка, не представлялось возможным. Зато мать была налицо. Наследование по материнской линии стало основным признаком матриархата. Так было у всех народов на начальном этапе развития человеческого общества. В эту эпоху женщина стала главой семьи, хранительницей домашнего очага. В религиозном понимании древних женская сущность ассоциировалась с культом Матери-Земли. Прародительницу всего живого обожествляли, это поклонение перед ней перенесли на женщину-мать.
Развитие матриархата в разных сообществах имело свои особенности. Например, в Центральной Индии живет народ «тода», у него до настоящего времени практикуется полиандрия, хотя официально в стране многомужество запрещено. Связано это с тяжелыми условиями жизни: люди занимаются скотоводством в горах. Такой труд посилен только мужчинам, чтобы семья жила в достатке, нужно много мужских рук. Женщина заводит несколько мужей, которые способны прокормить семью, ее авторитет среди них высок.
Отличительной чертой матриархата служила передача по материнской линии титулов и имущества. Так называемая матрилинейность распространена была в древности у многих народов. Примером племен с матриархатом можно назвать американских индейцев — ирокезов или тробрианцев. У них наследование шло по матери, допустим, умирал бездетный брат женщины, ее сын унаследовал имущество своего дяди.
Правила матриархата существовали тысячелетия, по мере развития человеческого общества, с улучшением условий жизни, они стали архаичными. Человек по своей природе собственник, мужчинам надоело делить одну женщину на «всех», которая к тому же командует «парадом». Каждому хотелось иметь одну-единственную, и чтобы безоговорочно подчинялась его прихотям, а дети от нее наследовали по мужской линии. Так возникли проблемы матриархата, которые сказались на развитии общества и цивилизации в целом. Подтверждением могут служить мифы разных народов о женщинах-воительницах, которые, сторонясь мужчин, жили обособленными сообществами. Амазонкам мужская компания нужна была только для акта деторождения, а там — «гуляй себе парень!». Романтику любовных отношений они не признавали.
Последствием матриархата стал переход к моногамной семье, когда все семейные права стали закрепляться за мужчиной, он передавал их по наследству своему старшему сыну. Иные сыновья были ущемлены в привилегиях. В средневековой Европе существовал так званый «майорат», когда наследство отца отходило к старейшему по годам отпрыску, а младшие фактически оставались бедными, нередко уходили в монастырь или становились «рыцарями с большой дороги», а попросту — грабителями.
Переход от матриархата к более высокой ступени развития первобытного строя характеризовался сменой отношений между мужским и женским полом. Мужчины постепенно стали «прибирать» женщин к рукам.
Связано это с развитием орудий труда и переходом к оседлому скотоводству и пашенному земледелию. Большую роль сыграло изменение отношения мужчины к конечному результату своей работы. Пищу теперь стало добывать легче, ее стало больше, а это в свою очередь привело к увеличению продолжительности жизни.
Женщина стала терять свою исключительную роль в семье и обществе как хранительница семейных традиций, когда происхождение и наследственные права учитывались по женской линии (матрилинейность). Собственно, в этом и заключалось главное отличие матриархата от патриархата.
На определенном этапе развития первобытного общества возникли большие противоречия между властью женщин и лишенными такого могущества мужчинами. Последние начали бороться за свои мужские права.
Мужчины считали себя первыми добытчиками семейного благополучия. Их уже не устраивало делить одну женщину на несколько мужских особей. Инстинкт мужского эгоизма стал проявляться в попытке закрепить за собой исключительные права на женский пол.
Борьба полов закончилась установлением такой организации общества, когда мужчина возглавил общественную и политическую жизнь, перехватил авторитет в семье и стал диктовать женщине свои права. По сути он превратился в семейного деспота.
Это радикальным образом коснулось семейных отношений. Брак стал моногамным, хотя мужчина оставил за собой право иметь на стороне любовниц. Женщине заводить любовников запрещалось законом, прелюбодеяние жестко наказывалось.
Советский историк и этнограф Марк Косвен в работе «Переход от матриархата к патриархату» считал, что женская форма организации первобытного общества стала сдавать свои позиции с появлением авункулата — таких отношений между племянником и его дядей по матери, когда последний отставляет ему наследство.
Матриархат и патриархат мирно сосуществовали друг с другом в течение многих веков, пока окончательно на смену материнскому праву не пришло отцовское.
Господство матриархата в Европе
Матриархат в Европе получил широкое распространение в эпоху раннего неолита (6000-5500 гг. до н. э.). На европейских просторах от берегов Атлантического океана до Уральских гор, заселенных разнородными племенами, широко распространился культ Богини-Матери. В это время власть женщины в семье становится полной и непререкаемой.
В каких странах матриархат был распространен? Здесь следует назвать Украину, Румынию, Венгрию, Молдавию. Именно на территории этих современных государств была широко распространена Трипольская культура.
Матриархальные черты сохранились до нашего времени в культуре карпатских гуцулов. Примером может служить ярко расцвеченный праздничный наряд гуцульских мужчин, обязательным элементом их костюма являются кружевные панталоны и шляпы с цветами.
Среди стран с матриархатом можно выделить Чехию. Считается, что основательницей Праги была княгиня Либуше. Хронист Козьма Пражский в своей «Чешской хронике» рассказывает легенду о замке Девин, где в 739 году воительница Власта образовала женскую республику, просуществовавшую 7 лет.
Пережитки матриархального времени, когда женщине принадлежала руководящая роль в обществе и семье, сохранялись долгие века. Об этом свидетельствует средневековый культ «прекрасной дамы», царивший во многих европейских странах. Мужчина обожествлял свою избранницу, посвящал ей стихи и пел серенады, дрался за ее честь на дуэли.
Если говорить о матриархате в Италии, нужно понимать современные семейные отношения итальянцев. Они очень почитают свою мать. Фактически, она является главой дома. Чтобы удачно выйти замуж, девушка обязательно должна понравиться маме своего парня. Иначе о свадьбе говорить не приходится.
Гинекократия в Азии и Африке
Матриархат или гинекократия на территории Азии имеет древние корни. Об этом свидетельствует индийский эпос «Махабхарата». Принцесса Кунти с помощью волшебной мантры могла заманить в свои объятья любого бога и заниматься с ним любовью. Ее многочисленные сыновья стали мужьями царицы Драупади, которая безраздельно управляла ими.
Фактически, такой полиандрический брак, когда одна женщина имеет несколько мужей, подтверждает существование матриархата в древнем индийском обществе.
О матриархате у евреев, когда почиталась власть женщины, говорит Библия. В Священном Писании Тора (часть Библии) упоминается несколько женщин, имевших большое влияние и власть над своими подданными. Например, Мириам спасла еврейский народ от гибели во время египетского пленения.
Царица Шломит (Саломея) Александра правила 9 лет после смерти своего мужа и снискала славу мудрого правителя. Эсфирь, жена персидского царя Атраксеркса I, спасла еврейский народ от гибели, когда его хотели уничтожить враги. В честь ее евреи отмечают праздник Пурим.
Когда говорят о матриархате в Израиле современном, подразумевают большое традиционное влияние женщины в еврейской семье. Она — «корень дома», заправляет всеми домашними делами. По Талмуду «кошерной считается жена, умеющая сделать желание мужа». Именно «сделать». Умная супруга управляет своим мужчиной неназойливо и мудро, предоставляя ему право считать, что в семье все благополучно благодаря его воле.
О матриархате в Египте можно говорить относительно. В древности египетская женщина обладала правами наравне с мужчинами. Имела право наследования, могла составить завещание, подать иск в суд, вольно передвигалась по стране, после свадьбы оставалась лично свободной.
Черты матриархата можно увидеть в наследовании земельной собственности, она переходила по женской линии. Большая власть подразумевала много земли. В таких случаях женились на богатых женщинах, возраст и степень родства не играли никакой роли. Фараон Рамзес II, чтобы удержаться у власти, женился на своей дочери.
Во Вьетнаме матриархат сохранился у многих народностей, каждая имеет свои отличия по отношению к женщинам. У народа Эдэ они занимают главное положение в семье и обществе, самобытные Джарай ограничили свой женский пол в общественной жизни.
Ярким представителем вьетнамского матриархата является народность Чам. Отношения у них регулирует материнское право. Родство и наследование идет по матери. Все девочки живут с мамой, младшая дочка получает большую долю наследства. Девушка сама выбирает себе жениха и распоряжается деньгами в семье.
Мальчики лишены участия в дележе имущества, а потому часто уходят в монастырь. Монахи среди чамских мужчин — явление распространенное.
Матриархат в Китае, где живет много разных народностей, сохраняется до настоящего времени. Характерен в этом отношении народ Мосо, хотя у него свои особенности «власти» женщин, которые не совпадают с классическим описанием матриархального общества.
Мосо не заключают традиционные в европейском понимании браки, у них практикуется «гостевой брак». Такие вольные отношения подразумевают, что одна женщина может иметь несколько мужчин. В таком случае отца ребенка установить трудно. Недаром в языке этого народа отсутствует слово «ревность».
Наследство у мосо передается по материнской линии, но не всегда. Если один из «гостевых» мужей был богатым, сын от него наследовал отцовское имущество и становился знатным. Участь дочерей такого папаши была более печальная, они оставались крестьянками.
Когда говорят о матриархате в Японии, подразумевают сегодняшнее состояние дел. Борьба за равенство полов привела к доминированию женщин в обществе. Даже появились такие термины, как «травоядные мальчики» и «плотоядные девочки». Это значит, что девочки берут на себя более активную роль, которой были лишены во времена патриархата.
Мальчики стали более пассивными, у них появилось нечто женское в обличье и поведении, они начали уклоняться от интимных отношений. Японец занимается сексом в среднем раз 36 за год, тогда как американец 124 раза. Лучше уж имитировать сексуальную жизнь за компьютером, так считают японские юноши! Феминизация мужского пола в Японии налицо.
Значение мужчины в семье упало. Японская женщина достаточно защищена юридически. Высокий уровень жизни позволяет одиноким матерям успешно решать свои проблемы. Таких в стране достаточно, и называют их «семья мать и дитя». Можно говорить о возвращении матриархата в японское общество, но уже в новых современных условиях.
Матриархат на территории России
Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.
Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.
Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Что такое матриархат — смотрите на видео:
В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.