Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Что такое «матриархат» в современном понимании?

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Матриархат — это социальная система, основной чертой которой является главенствующее положение женщин в социальной структуре и органах власти, включая политическую и экономическую сферы, а также контроль над собственностью. Соответственно, именно женщина обладает ключевыми социальными привилегиями и моральным авторитетом в обществе такого типа, а сам термин переводится с греческого как «власть (господство) матери».

При этом в матриархальном обществе никто не станет принуждать мужчину брать на себя выполнение сугубо женских обязанностей (вроде домашней работы или ухода за детьми) — этими делами по-прежнему занимаются женщины. Однако, одновременно с этим женщина выполняет и обязанности главы рода, следовательно, именно она разрешает любые внутриродовые споры и другие важные вопросы, может одновременно иметь сразу нескольких мужей, а имущество наследуется исключительно по женской линии.

Термин «матриархат» был введен в научный обиход в 19 столетии, впервые он появился в работах И. Я. Бахофена и Ж.-Ф. Лафито, утверждавших, что эпоха матриархата действительно господствовала на одном из этапов в древней истории человечества. Но ни один из них не смог привести веских доводов в защиту своей теории, из-за чего существование матриархата так и не было научно доказано и обосновано, оставаясь открытым вопросом и по сей день.

Характерные особенности

К числу специфических черт матриархата, отмечаемых многими теоретиками, относят:

Разновидности матриархата

Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:

История развития

Первым исследователем матриархата считается И. Я. Баховен, швейцарский ученый, живший в 19 столетии. Он является автором ряда научных работ, посвященных первобытным сообществам, и, в частности, феномену матриархата. Именно Баховен первым вывел тезис о главенствующей роли женщины в первобытной общине.

Первопричиной возникновения матриархата ученый считал неразборчивые сексуальные связи, крайне распространенные в первобытном обществе. По его гипотезе, в те времена женщина могла вступать в половые отношения со значительным числом мужчин, включая даже собственных родственников, что обуславливалось низким уровнем культуры, невысоким качеством жизни и значительной мужской смертностью. Естественно, установление отцовства в таких условиях становилось практически неразрешимой задачей, но все знали мать ребенка, что и привело к установлению порядка наследования имущества по материнской линии. Указанная деталь стала, вместе со счетом родства по линии матери, одной из ключевых черт матриархального общества, которое, по мнению Баховена, было характерно для любого народа на раннем этапе его развития. Женщины возглавляли семьи и роды, что отразилось и на религиозных практиках первобытных сообществ — в древности женская сущность прочно ассоциировалась с Матерью-Землей, женщиной-матерью, породившей все живое на планете.

У разных народов матриархат имел и имеет сейчас свои характерные черты и особенности. Так, живущий в Индии народ «Тода» и по сей день практикует полиандрию, несмотря на законодательный запрет многомужества индийским законодательством. Эта особенность обусловлена условиями проживания данной этнической группы — «Тода» живут в горной местности и занимаются преимущественно скотоводством. Горное скотоводство требует максимального количества мужских рук, от чего прямо зависит выживание семьи. По этой причине любая женщина стремится завести не одного, а двух-трех мужей (при этом, ее авторитет среди мужей будет высоким).

Еще одной характерной особенностью матриархального общества стало наследование имущества по линии матери, это явление было очень распространено в древности и прослеживается у самых разных народов нашей планеты. Ярким примером матриархального племени принято считать ирокезов, североамериканских индейцев, у которых имущество всегда наследовалось по материнской линии.

Со временем существовавшие на протяжении тысяч лет матриархальные порядки и правила становились все более устаревшими, а мужчинам уже не хотелось делить одну женщину, еще и занимавшую главенствующее положение среди них, между собой. Итогом такого развития событий стали многочисленные проблемы, появившиеся в матриархальном обществе. Во многом их возникновение обусловили новые реалии жизни людей возникшие, к примеру, в производственных и экономических отношениях. Постепенно человечество стало переходить к моногамным семьям, главенство в которых закреплялось за мужчиной, а наследование шло уже по линии отца, старавшегося не дробить свое имущество, передавая его лишь старшему сыну, тем самым оставляя младших практически ни с чем.

Завершая исторический обзор матриархата необходимо отметить и еще один важный аспект — немалое количество этнографов и историков считает теорию о существовании матриархата в первобытном обществе научно необоснованной и практически недоказанной, относя ее к гипотезам, а то и вовсе к околонаучным мифам.

Матриархат в наши дни

Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.

Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет. На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.

Что лучше: матриархат или патриархат?

В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.

Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.

Заключение

В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности. Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье. По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.

Источник

Что такое матриархат и есть ли он в современной России

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Что такое матриархат

Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.

Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.

Составляющие матриархальной культуры

Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:

Как устроена матрилинейность

Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.

Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.

Когда и почему общество перешло к патриархату

После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.

Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Существует ли современный матриархат

На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:

Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.

Возможно, древний матриархат — это миф

Что не так с концепцией Бахофена

«Материнское право» Бахофена всегда воспринималась научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.

Дискуссия между патриархистами и матриархистами

В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.

Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».

Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Как дискуссия о матриархате стала политической

На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как естественная данность. О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».

Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.

Мы можем неверно представлять древний матриархат

Многие сторонники концепции первобытного матриархата описывают его как эквивалент существующей патриархальной культуры. Однако, поскольку мужчины и женщины по-разному проявляют себя во власти, если матриархальное общество действительно существовало, оно могло быть более равноправным, чем патриархальное. Об этом, в частности, пишет американская антрополог Риан Айслер. Она утверждает, что матриархат предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые были разрушены с появлением «технологий войны», утвердивших превосходство грубой силы.

Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения, поскольку их результаты показывают, что женщины, которые занимают лидерские позиции, склонны вести себя более демократично и проявляют заботу о подчиненных, тогда как мужчины чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с разницей в эмоциональном интеллекте у мужчин и женщин. Однако, нельзя сказать однозначно, какие факторы больше влияют на управленческое поведение — биологические или социальные.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Почему Россия — не матриархальная страна

В русскоязычной общественной дискуссии можно встретить мнение, что Россия — страна победившего матриархата. У сторонников этой концепции есть несколько популярных аргументов:

Бытовой матриархат не делает жизнь россиянок лучше

В одном из своих выступлений политолог Екатерина Шульман заявила: «Мы — страна бытового матриархата. Причем это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живет семья, как живет, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну».

Высказывание быстро стало аргументом в пользу «ненужности феминизма в России», однако позже Шульман объяснила, что люди неверно восприняли ее слова. «Когда говоришь «бытовой матриархат», люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее», — объяснила политолог.

За детьми ухаживают женщины

На практике «бытовой матриархат» оборачивается для женщин «второй сменой». По статистике, россиянки тратят на неоплачиваемый домашний труд в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины — в три раза меньше: 1 час и 23 минуты. Сюда входит, в том числе, и уход за детьми (только 2% отцов уходят в декретный отпуск, хотя по закону у мужчин есть такое право).

После развода мужчины и сами не всегда хотят, чтобы дети оставались с ними — точных цифр по России нет, но в соседней Украине 70% отцов добровольно отказываются от воспитания. К тому же, судьи в своих решениях тоже могут полагаться на гендерные стереотипы, которые отводят женщине роль сиделки с детьми.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Женщины во власти представлены только на низших уровнях

Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются стеклянный потолок и разрыв в доходах — он составляет до 24%. При этом, даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше, например в школах, с повышением уровня власти гендерное распределение меняется — в сфере образования женщины руководят 42% компаний.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Чем выше уровень власти, тем меньше становится женщин

Сколько женщин-политиков в России:

Среди министров только одна женщина — министр культуры Ольга Любимова.

Доброжелательный сексизм

Часть женских «привилегий» и вовсе являются доброжелательным сексизмом. Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские».

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

На уровне государства беспокойство о женщинах приводит к спискам запрещенных профессий — например к запрету управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных ограничений связаны с риском для репродуктивного здоровья. При этом никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери. Заботой о женщинах, чей организм подорван родами, в Госдуме объясняют и разницу в возрасте выхода на пенсию.

С доброжелательным сексизмом связано и отсутствие женского призыва. Стереотипно мужчины воспринимаются как защитники Родины, а армия считается опасным местом, где нужна физическая сила — поэтому женщинам там, якобы, не место.

В избыточной мужской смертности виноват патриархат

Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность. К тому же они не склонны заботиться о здоровье и вдвое реже проходят профилактические осмотры. В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса.

Источник

Матриархат: что это такое, для какой эпохи характерен

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Что такое матриархат простыми словами?

Матриархат (гинекократия) — так называют главенствующую роль матери в политике, в своём доме, семье и общественной жизни. Учитывая тот факт, что большинство здоровых женщин могут стать матерями (и становятся ими) они обладают определённой властью над всеми людьми. В том случае, когда им предоставлены определённые льготы и привилегии в управлении государством, то такое общество называют матриархальным.

Своему появлению термин обязан двум греческим словам. «μήτηρ» («μάτηρ»), которое можно дословно перевести на русский язык, как «мать» и «ἀρχή» — «власть», «господство» или «начало».

Как можно определить основные свойства и признаки? Здесь всё просто. Если мы видим, что командиром является женщина, а мужчины у неё в подчинении, то это самый настоящий матриархат. Так сложилось с доисторических времён. Не зря же существует такое выражение, как «хранительница домашнего очага».

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Они всегда занимали высокое положение в обществе. Вспомним цариц в Древнем Египте и Вавилоне. Жрицы в храмах и монастырях, предсказательницы и пифии, знахарки и ведуньи. Мужчинам не нравилось такое положение дел. Они вечно пытались всё изменить и взять власть в свои руки.

Всё это существовало с очень древних времён. Можно вспомнить мифы и сказания о воинственных амазонках. Они активно участвовали в легендарной Троянской войне. После того, как они попали в плен к грекам, оставшихся в живых, вывезли на 3-х кораблях в Грецию.

По пути они смогли перебить охрану, но управлять кораблём не умели. Ветер и течение принесли их к берегам теперешнего Крыма. Именно там они сошлись со скифами и основали племя савроматов.

Каковы основные признаки и свойства?

Если мы выйдем на улицу, то сразу поймём, кто стоит во главе угла в той или иной семейной пары. И дело тут даже не в том, кто несёт полные пакеты и сумки. Это может быть просто врождённым чувством такта и желании помочь с тяжёлой ношей. Всё ясно по манере общения и принятию решения. За кем остаётся последнее слово, тот и самый главный.

Учёный из Швейцарии И. Я. Бахофен считает, что всё началось ещё в Древнем Египте. Исида – Верховная Мать (женское начало), доминировала над своим мужем и одновременно братом Осирисом. Он использовал тогда другие термины «материнский закон» и «гинократия».

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Он поделил ту раннюю историю становления человечества на несколько этапов. Самым первым, по его мнению, был «гетеризм». Тогда самую большую роль отдавали богине Афродите. Институт брака полностью отсутствовал. Процветали беспорядочные половые связи. Вполне нормальным считали «промискуитет».

Вторым он считает такую форму отношений, когда стал важен брак. Но при этом преимущество положения женщин сохранялось. Бахофен назвал это «гинократией». Это был период эры Деметры. Богини, которая была главной ответственной за сельское хозяйство и брак. Женщину представляли аналогом земли, а мужчина был пахарем, который её оплодотворяет.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Тот переход между этими этапами он характеризовал «бунтом материнства» — «амазонством». Для того чтобы улучшить условия проживания и упорядочить свою личную жизнь, дать отказ желаниям похотливых кобелей, они решили взять власть в свои руки.

Наши дни

Не стоит путать такие понятия, как матриархат и феминизм. Феминистки борются за равноправие во всех отраслях. Ведь ни для кого не секрет, что существуют условия при которых выполняя одну и туже работу, женщины получают гораздо меньшую заработную плату. Существует дискриминация в разных сферах жизнедеятельности.

Буквально совсем ещё недавно им даже не давали право голоса на выборах. «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) именно этими тремя словами до недавнего времени ограничивали их круг интересов.

В современное время в социальной сфере этот термин нигде уже практически не используют. Он фигурирует лишь только в историческом контексте. В широком значении слова так называют доминирующее господство прекрасной половины человечества в хозяйственной, общественной, а также и семейной жизни. Некоторые считают его отражением в мировоззрении и духовной культуре.

Источник

Матриархат – первобытная демократия

Классический матриархат

В научном контексте более правильно называть матриархат термином гинекократия (от греческих слов gyne – женщина и kratos – власть). То есть, дословно – женовластие. Этот термин был введен в научный оборот в XIX веке швейцарским учёным И. Я. Бахофеном. Но в этой статье, чтобы не путаться в научных дебрях, мы будем пользоваться старым добрым словом матриархат.

Первое, что приходит на ум при слове матриархат – это увесистая дубина женской диктатуры в человеческом сообществе доисторического периода. Но на самом деле все далеко не так просто. И вообще – все не так.

Мать, как основа мироздания

Матриархат вовсе не являлся диктатурой, и, тем более, не был некой противоположностью патриархату в смысле власти женщин над мужчинами, как это примитивно трактуют современные предубеждения. Напротив, матриархат – это очень свободное в своем природном начале общество, ориентированное на мать, как на основу мироздания, и построенное на ценностях материнства: заботе о ближних, воспитании потомства, обеспечении межплеменного мира. Эти ценности были применимы ко всем членам тогдашнего социума: к матерям, отцам и детям конкретного рода, к женщинам и мужчинам вообще. То есть, это было очень демократичное, даже по современным представлениям, общество.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Великая богиня-мать. 7000 лет до н.э. Источник: Roweromaniak. CC BY-SA 2.5 Сommons.wikimedia.org

Многие культуры древнего мира основывались на матриархальных принципах. И это объяснимо: женщина воспринималась как окутанный божественной тайной источник плодородия. Она, как бы, взращивала в себе человеческие плоды и приносила их в мир в виде новорожденных младенцев. Роды воспринимались непостижимым и высшим таинством, перед которым логика бытия оказывалась бессильной. По этой причине все члены социума преклонялись перед женщиной-матерью и считали ее высшим существом на Земле. Мужчины, хотя и были равными членами общества, воспринимались как нечто второстепенное, хотя и необходимое в жизни сообщества и в механизме продолжении рода.

Матриархат и смутная роль мужчин

Кстати, долгое время люди не вполне понимали роль мужчин в процессе зачатия. Они не связывали факт беременности напрямую с сексом, считая его просто удовольствием и выражением привязанности, но не обязательной причиной. Дети родятся, как бы, сами по себе, когда этому приходит время. Смутно они догадывались, что без мужчин почему-то нельзя, но как всё происходит на самом деле, им было неясно. Все мужчины и женщины были свободны в сексуальных отношениях и на добровольных началах взаимно принадлежали друг другу. Дети в таких отношениях считались общими. Более того, чем больше сексуальных контактов было у женщины до беременности, тем более полноценным считался ее будущий ребенок, поскольку он собирал в себе все самое лучшее от всех мужчин сообщества. По этой простой причине не было понятия ревности – ведь практически каждый участвовал в процессе деторождения! Дети воспитывались сообща без деления на своих и чужих. Естественные различия, существовавшие между полами и поколениями, уважались и почитались, но они не использовались для создания привилегированных групп или иерархий.

Экономика матриархата

На экономическом уровне матриархат представлял собой натуральное хозяйство, которое состояло из первичных хозяйств семей или родов. Те сосуществовали с такими же соседними и не соприкасались с ними в более или менее значимых формах. Все необходимые продукты и предметы быта производились и потреблялись внутри одной семьи, рода или племени. Земли достаточно всем, поэтому не было вражды на этой основе, соответственно, не было войн.

Совокупное имущество семьи принадлежало всем и каждому на равноправных условиях пользования. Понятие частной собственности отсутствовало, территориальные распри обществу были неведомы, и оно мирно развивалось, не подозревая о том турбулентном будущем, которое ожидает его на историческом пути впереди.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Женщина – глава большой матриархальной семьи. Источник: meme-arsenal.com

Женщины руководили незатейливым процессом семейной жизни; в их распоряжении было сосредоточено все самое необходимое: поля, кров, еда. Глава семьи – женщина-мать – управляла товарным распределением произведенных или добытых на охоте продуктов поровну между членами семьи пропорционально естественной потребности.

Идеальная форма экономической жизни – это распределение, а не накопление. Обмен необходимыми продуктами и предметами быта происходил на различных межплеменных празднествах, выполнявших роль ярмарок. Таким образом осуществлялся товарный обмен вместо накопления излишков в одних руках, и это уравновешивало товарные отношения.

Роль родового клана

Социальная структура матриархального общества была построена на родовом клане. Жившие в нем люди передавали свое родство по материнской линии. Родовое имя, социальная значимость, привилегии членов семьи переходили от одних поколений к следующим по материнской линии. Это называется матрилинейностью. Вся семья женщины-матери, состоявшая из ее детей, внуков и правнуков, всех мужчин и женщин клана жила под одной крышей общего большого жилища или в нескольких жилищах поменьше. Такое распределение называется матрилокальностью.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Жилище древних людей. Источник: goodhotels.ru

Дочери и сыновья всегда оставались в материнском доме. Брак как таковой отсутствовал. Вместо него практиковались периодические любовные связи, происходившие на территории возлюбленных, относившихся к другим материнским кланам. Члены одного материнского клана отправлялись в дом другого на одну или несколько ночей для соития, после чего возвращались в свой дом. Это был так называемый «гостевой брак». Однако, брачные сожительства не являлись редкими и под крышей одного клана среди близких родственников. Со временем люди заметили биологическую ущербность потомства от таких связей и стали искать партнеров исключительно на стороне.

Кому принадлежали дети?

Рожденные от свободных отношений дети принадлежали исключительно матерям. Они носили общую для всей семьи фамилию женщины-матери – главы клана. При этом братья в семье считали детей сестер своими детьми, поскольку все они принадлежали к семье женщины-матери. Мужчины в равной степени заботились об этих детях и участвовали в их воспитании. Это являлось формой социального, а не биологического отцовства, которое невозможно было достоверно определить. Матриархальную семью по указанным признакам можно классифицировать как эгалитарное общество (от французского égalité – «равенство», «равноправие»).

Все значимые для жизнедеятельности сообщества решения принимались на основе единогласия. Процесс его достижения начинался с обсуждения в каждой отдельно взятой матриархальной семье, продолжался на уровне поселения и выходил на всеобщее обсуждение. Если проблема серьезно затрагивала жизнь всего рода или племени, делегаты от отдельных семей собирались на общем совете и сообщали о том, какие решения были предложены в семьях. Затем они обходили семьи поселения в поисках общего, приемлемого для всех, решения.

Безоблачный мир матриархата

В культурном отношении матриархальные общества были весьма религиозны. Их религии состояли из верования в языческих богов. Основой являлась вера в возрождение человека после смерти, и его вхождение в новую жизнь в новом теле. Люди понимали человеческое существование как цикл жизни, смерти и реинкарнации. Дети считались вернувшимися к жизни образами умерших предков семьи. Небо и земля в их представлении составляли мир, давший приют людям. Это – женский мир, и он по-женски божественен и безупречен. Только никто ещё не догадывался, что на смену этому раю уже шел его убийца – патриархат.

Современный матриархат

Представления современного общества о мужественности кардинально изменились за последние 40-50 лет. В странах Запада лишь около 2% молодых мужчин в возрасте до 25 лет считают себя достаточно мужественными, чтобы считаться мужчинами в классическом смысле слова: сильными, выносливыми, решительными, бесстрашными и т.д. Остальные 98% даже не помышляют ассоциировать себя с такими типажами, поскольку считают их морально устаревшими. Сейчас в моду вошел мужчина в чем-то женоподобный: мягкий, отзывчивый, сострадающий, физически нейтральный, душевно неустойчивый, иногда плаксивый и т.д.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Женоподобные мужчины. Источник: Яндекс Дзен

В разных странах представление о мужественности разное. Социальный менталитет более «мужских» стран по-прежнему отдаёт предпочтение таким качествам, как амбициозность, богатство, власть. В них четко разграничены взаимоотношения полов, в то время как более «женские» страны разыгрывают гендерные роли поровну между мужчинами и женщинами, а также придают бóльшее значение таким вещам, как скромность, толерантность и качество жизни.

Мачизм и женоподобие

Например, в Мексике поколениями взращивалась культура мачизма, которая ассоциируется там с мужской гордостью и могуществом. Однако, дошло до того, что общество смертельно устало от бесконечного насилия и требует изменения устоявшихся порядков. Напротив, в Южной Корее многие мужчины перенимают повадки женщин и активно пользуются косметикой и прочей женской атрибутикой, вроде массажа лица или пилинга кожи. Это стало их жизненной потребностью и частью повседневного ритуала по уходу за собой.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Современный матриархат. Шведская семья. Источник: bagnet.org

В Швеции популярна политика гендерного равенства. Отпуск по уходу за ребенком в стране делится между родителями, и все больше мужчин, известных по прозвищу «молочные папаши», примеряют на себя роль няньки собственных, а часто и посторонних, отпрысков.

А как в России?

Если говорить о России, то тенденции нового матриархата проявляются главным образом в больших мегаполисах, тесно связанных через средства современных коммуникаций со всем остальным мировым социумом. Этому же способствует концентрация населения в больших городах и, как следствие, концентрация либеральных настроений, которые созвучны общепланетарному тренду. Российский креативный класс сейчас ничем не отличается внешне и внутренне от такового в Америке, Европе или продвинутой части Азии. И напротив, в провинции сильны проявления традиционного общества с четко обозначенными представлениями о женщине, мужчине и их жизненных ролях. Это, как бы, две России, которые противостоят друг другу, словно исторические антиподы. Какая их этих Россий победит, та и определит дальнейшую судьбу российского общества, растерянно стоящего на перепутье дорог.

Кризис мужественности

Несмотря на новые тенденции в так называемых развитых странах, многие мужчины, тем не менее, не желают расставаться с прежними представлениями о мужественности. Это заставляет их прятаться под маской толерантности, маскируя свои истинные чувства и эмоции. Такое положение дел вызывает рост мужской депрессии и самоубийств на почве раздвоения личности. Очевидно, что общество столкнулось с кризисом мужественности или даже – самоидентификации.

Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Смотреть картинку Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Картинка про Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства. Фото Матриархат в чем состоит общественная значимость материнства

Мужчины в новом мире женщин. Источник: primechaniya.ru

С позиций западной психологии как науки традиционные мужские ценности вроде стоицизма способны разрушать психику мужчин и вредить их отношениям в обществе и в семье. Наука призывает общество поощрять новую модель мужественности – более терпимую, либеральную и многомерную. Но она же и признает, что это чревато психическим и физическим вырождением мужчины, а вслед за ним и самого человечества, поскольку природу обмануть невозможно. Следовательно, придется искать компромисс между желаемым и возможным.

Приживется ли новый матриархат?

Сейчас в либеральном социуме активно обсуждается гипотеза о частичном возрождении матриархальных отношений. Это может произойти только если тенденции развития общества сами двинутся в этом направлении. Как выяснилось, проявлениями нового матриархата можно умело манипулировать, если это кому-то нужно. Яркий пример – сексуальные скандалы в Голливуде, когда женщины выдвигают обвинения своим бывшим боссам в якобы совершенном моральном или физическом насилии над ними много лет назад. И такие явления входят в моду по всему миру, что не сулит ничего хорошего, поскольку лишь дезориентируют общество и ставят ему ложные цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *