Матушка весна всем красна что значит
Матушка-весна всем красна
Световой день значительно прибавился. Солнце восходит уже в половине седьмого, а закатывается в 18.50. Как говорят в народе, весна урвала у ночи час. В предстоящую субботу мы переведем стрелки часов на летнее время – на час вперед.
Всем хороша эта пора. Да вот только сверху печет, а снизу морозит. Что весна, что осень – на дню бывает погод восемь.
Название этого месяца к нам пришло от римлян. Мартусом он назывался в честь бога войны Марса. Мартом именуют этот месяц у нас и в Болгарии. Однако многие славянские народы называют его по-своему: поляки – мажец, сербы – ожуйак, словаки – бржзень, чехи – бженень и бржезень.
В Древней Руси март величали березенем – злым для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. Березень – он до сих пор на Украине. И еще соковик – как напоминание о березовом соке. В Беларуси созвучно – сакавик.
Понемногу оттаивают поля и луга. Природа начинает пробуждаться от зимнего сна. В этом месяце и апреле деревья набираются сил. До распускания листвы – самое время для сбора березовых почек, целебных грибных наростов на березах. Мир животный от прибавления тепла и света оживает, становится жизнерадостным и активным. А вот на человека нападает кумоха – сонливость. Чаще всего это происходит от недостатка витаминов и переутомления. Врачи рекомендуют больше дышать свежим воздухом. В любую погоду хотя бы пару часов в выходные дни посвящать пешим прогулкам в чистых лесах, парках. Старайтесь ложиться спать ежедневно в одно и то же время, но не позднее 23 часов, тогда вы будете быстро засыпать. Перед сном пейте горячее молоко, оно полезно всем как безвредное, эффективное сно-творное. Курящим хорошо бы сократить количество «поглощаемых» сигарет; даже если уменьшите обычную дозу на две-три сигареты в день – это победа, и большая. Ежедневно натощак пейте «весенний укрепляющий нектар»: полстакана кипяченой остуженной воды, в которую выжата половина лимона и подмешана ложка меда.
Одеваться, конечно же, надо по погоде. Ведь ранней весной ничего не стоит простудиться. Существует много народных примет, относящихся к этому времени года. Вот некоторые из них.
Облака плывут быстро и высоко – к хорошей, солнечной погоде. Ясные ночи обычно кончаются заморозками. Днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде. Если затянет свою заунывную песенку птичка свирочек (её научное название – сверчок обыкновенный), через несколько часов жди снегопада или дождя. К ненастью и потеплению подтягиваются к человеческому жилью снегири.
По поведению птиц земледельцы предугадывают, какими будут сев, сенокос и урожай. Если кочующие и перелетные птицы дружными стайками летят, то и весна будет дружная (быстрая). Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
Частые туманы в марте обещают дождливое лето. Если в весенние метели снег ложится на поля неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба. Сухой, недождливый март – к плодородию.
Пословицы и поговорки о весне с объяснением смысла для детей дошкольного возраста. картотека по художественной литературе (средняя, старшая группа)
Пословицы про весну для детей (школьников, дошкольников)
В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Марток — надевай двое порток. И в марте мороз на нос садится. В марте день с ночью меняется, равняется.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. В апреле ясные ночи кончаются заморозками. Солнышко с апрельской горки в лето катится. Апрель с водой, а май с травой.
Апрель с водой, а май с травой. Май холодный — не будешь голодный.
Что говорили об осени наши предки?
Нередко при этом она сопоставляется с весной:
— Весна красна цветами, а осень снопами (хлебами); — Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта; — Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди. Другой вариант еще более выразителен: осень-то матка: кисель да блины; а весна — мачеха: сиди да гляди; — Весна говорит: уклочу, осень говорит: а вот я еще погляжу.
Иногда, правда, это сравнение имеет «наоборотный» смысл: — Осень прикажет, а весна свое скажет. — Осень говорит — я поля уряжу; весна говорит — я еще погляжу! — Осень хвастлива, весна справедлива.
В Корее же говорят совсем по-иному: «Весна красна моллюсками, а осень — каракатицами». Азербайджанцы считают так: «Бойся осени — за нею зима; не бойся зимы — за нею весна».
Часто в пословицах и поговорках об урожайности осени сложены меткие выражения с использованием зооморфных образов:
— Осенью и воробей богат; — Осенью и у воробья пиво; — В осень и у вороны копна, не только у тетерева; — Осенью и у кошки пирог.
Важность хлопот, связанных с запасами до следующего урожая, отражена как в в назидательных мыслях (осень всему счет ведет; осень — запасиха, зима — подбериха; не будь в осень тороват, будь к весне богат), так и в полушутливых: — Не плачь, овес, что осенью продавать повез, — втридорога заплачу да весной ворочу; — Не плачь, рожь, что продал за грош; весна придет — вдвое заплачешь. — Осенью работник краснеет, а хозяин бледнеет.
Не обойдена вниманием и погода: — В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет; — Осень идет и за собою дождь ведет; — Осень — перемен восемь.
Причем и каждый месяц отмечен особо: — Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает; — Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! — В октябре каждый знает, что из большой тучи маленький дождь бывает; — В октябре на одном часу и дождь, и снег; — Плачет октябрь холодными слезами; — В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся; — Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат (вариант: родной батюшка); — Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
А пушкинское утверждение о том, что дороги — одна из двух напастей России в народной молве выражалось таким образом: — В сентябре ложка воды делает два болота; — Октябрь ни колеса ни полоза не любит. Зато ноябрь характеризовали иначе: ноябрь и колесо и полоз любит.
Поэтично представлены в народных присловьях и фенологические приметы: — Коль рано лист опадает, зима ранняя бывает; — Грибные дожди осенью — зима с проседью; — Журавли рано и высоко летят — зимы холодные стоят; — Урожай на рябину — грей получше спину.
Про осень вспоминают в иносказаниях философского характера: — От осени к лету поворота нету; — Лето дает корни, а осень — семена; — Осенняя муха больнее кусает.
Подчеркивая ненужность чего-либо, японцы, в отличие от нашего «как рыбе зонтик», заявляют: «как веер осенью». Про то, что «цыплят по осени считают», наверняка слышали все, — больно уж распространено выражение. Кстати, германский аналог той же мысли к осени «не привязан».
— Man soll den Tag nicht vor dem Abend loben, — говорят немцы, что в дословном переводе означает: не следует хвалить день до вечера.
Но на Руси у цыплячьей пословицы были родственницы. Например та, что выделяет роли хозяев: считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне. Или другая, более прозрачного содержания: осенью и цыплята курами будут.
Ну, и как у вас с цыплятами? Осень на дворе. Пора считать!
Теги: ноябрь, сентябрь, осень, приметы, фольклор
Про осень и весну
Весенний дождь растит, осенний гноит. Весной, что рекой прольёт — капли не видать; осенью ситцем просеет — хоть ведром черпай. Весной беспольище, летом страдные работушки, осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная. Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи. Весной дождь парит, осенью мочит. Весна красна цветами, а осень снопами. Весна красна цветами, а осень — пирогами. Весна да осень – на дню погод восемь. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна. Весна не мясна, осень не молочна. Корми с осени коров сытнее, весна будет прибыльнее. Готовь сани с весны, а колёса с осени. Кто весной потрудился, тот осенью повеселился.
– это радостное время года. Природа просыпается и оживает после долгой зимы. Дни становятся длиннее и теплее. Все вокруг поет, цветет и пахнет.
Про эту пору года составлено много загадок, стихов, сказок. Также распространены поговорки и пословицы о весне. Они создавались путем многолетнего наблюдения за погодой, животными, природными явлениями, записывались и передавались из поколения в поколение. Пословицы — это жизненный опыт и народная мудрость.
оформление пословиц о труде
русские и казахские пословицы
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
10.10.2013 zagadky 72 комментария
В радости родственников много.
(Армянская пословица. Означает, что когда у тебя все хорошо и ты успешный человек, то всегда вокруг тебя много людей. А когда наоборот?)
В рогожу одеться — от людей отречься.
(Пословица о том, что если оденешься в грязную рваную одежду, или имеешь неряшливый вид, то люди вряд ли будут с тобой нормально общаться.)
В родном доме и стены помогают.
(Пословица означает, что в своем родном доме, все дела делать удобнее, все получается, все на своих местах, все спокойно, приятно и радует глаз. Родной дом дает силы и энергию человеку в любом деле, в том числе и во время выздоровления.)
В семье не без урода.
(Пословица означает, что практически в любом коллективе, или общности людей, не могут быть все хорошие, обязательно будет плохой человек, который совершает плохие поступки.)
В тесноте, да не в обиде.
(Русская пословица. Говорят, когда рады приютить у себя человека. Означает то, что здесь тебе рады и никогда не обидят, а комфорт уходит на второй план.)
В тихом омуте черти водятся.
(Такой пословицей говорят о скрытном человеке, который с виду тихий и скромный, но способен на поступки, причем поступки, не всегда хорошие, так как упоминают чертей.)
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Пословица означает, что если ты пришел или приехал куда — либо, где ты являешься всего лишь гостем, то не стоит навязывать свои правила, порядки, нормы, а следует уважать хозяина и его правила.)
В чужих руках ломоть больше кажется.
(Пословица о завистливом человеке, которому все кажется, что у других все лучше.)
(Поговорка. Говорят о человеке, который ничего не делает, или делает дело специально плохо, или притворяется, чтобы меньше делать.)
Ваши-то речи да Богу в уши.
(Русская пословица. Говорится в ответ на хорошее пожелание или приятные слова, чтобы это хорошее сбылось.)
Везде хорошо, где нас нет.
(Пословицу говорят люди, которые считают, что они живут плохо, бедно, им не везет. Они всегда думают, что абсолютно все вокруг живут лучше, чем они.)
Велика фигура, да дура.
(Русская пословица. Означает что в Жизни очень важно быть умным, мало толку от силы, если нет мозгов.)
Век живи — век учись.
(Пословица означает, что человек учится на протяжении всей своей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость. Говорится после какого — либо события, которое дало человеку знание или жизненный опыт.)
Веревка хороша, когда длинна, а речь — когда коротка.
(Грузинская пословица. Означает, что нечего болтать лишнее и ненужное, нужно говорить коротко, четко и по делу.)
Вернемся к нашим баранам.
(Поговорка говорится после того, как разговор отступил от своей сути и беседующие увлеклись тем, что к данному разговору не относится. Ее говорят для того, чтобы вернуться к основной сути беседы или дискуссии.)
Весна красна цветами, а осень — снопами.
(Смысл пословицы в том, что весной природа красивая цветами и цветением, а осень по своему красива и полезна, потому что осенью собирается большинство урожаев и осень кормит людей.)
Взлетел орлом, прилетел голубем.
(Пословица о человеке, который высокомерно хвастался тем, чего у него нет, или он это не может сделать.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Весна цветами красна, осень снопами.
Смотреть что такое «Весна цветами красна, осень снопами.» в других словарях:
- Гречиху сей, когда роса хороша. Гречиху сей, когда рожь хороша. Гречиху сей, когда трава хороша. За бороною пыль (сухо), будет блин (о гречихе). Гречиху сей, когда покажутся гречишные козявки. Как скворцы из гнезд, так и пора гречу сеять… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Муж. цвета мн. род или вид краски, масть, колер. Любимый цвет мой голубой, а желтого ненавижу. Обои веселого цвета, светлые. Купчихи рядятся в яркие цвета, они скромных цветов не любят. Шелка разобраны по цветам. Лицо болезненное, зеленоватое,… … Толковый словарь Даля
Это неустанное спряжение глаголов «есть» и «быть поедаемым». Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда: то, во что превращается природа, если ее не охранять. Мы не можем ждать милостей от… …
Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * … Сводная энциклопедия афоризмов
— (Святцы) годовой круг русского крестьянина, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни месяцеслова… … Википедия
Пословицы и поговорки о весне очень ярко выражают и подчеркивают наблюдения народа за природой с давних времен. Весна, время когда природа оживает, расцветает, наступает новый природный цикл развития всего живого. Это время таяния снега, прилета птиц и появления первых цветов.
Смысл пословиц и поговорок о весне
выражает не только красоту и значимость этой поры, но и важность весеннего дня для всего года, к примеру весенний сезон был очень важен для крестьян, сеявших хлеб (что посеешь, то и пожнешь; весенний день год кормит). Также в этих пословицах сосредоточено много народных примет и наблюдений за весенней погодой.
Музыкальное занятие для старшей группы «Матушка весна всем людям красна»
Ольга Шестакова
Музыкальное занятие для старшей группы «Матушка весна всем людям красна»
«Матушка весна – всем людям красна!»
Шестаковой Ольги Генриховны
музыкального руководителя
МО «Тахтамукайский район»
Цель: Научить детей искусству слушать музыку, развивать интерес к природе, формировать положительное эмоциональное отношение к ней; желание беречь и заботиться об окружающем мире, воспитывать чувство сопереживания через музыку.
-формировать умение видеть красоту природы в музыку.
-закреплять и расширять знания детей о весенних явлениях, о лесе.
-воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе.
-разучить игры, песни, танцы о весенних явлениях.
-продолжать знакомить с творчеством художников.
-учить самостоятельно, определять музыкальные жанры.
-развивать чувство ритма, координацию движений, речь.
-вызвать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия.
-воспитывать коммуникативные навыки, дружеское отношение.
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал.
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята!
Муз. рук. : Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте мы с вами улыбнемся и с ними тоже поздороваемся.
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
А давайте мы с вами познакомимся поближе. Меня зовут Ольга Генриховна. Но когда я была маленькая, меня все называли Оля, а как ласково звучит мое имя?
Муз. Рук. : давайте познакомимся. Сначала начну я, а потом по очереди вы.
Игра «Назови свое имя»
Оля- два хлопка в ладоши, Оленька все вместе хлопки по коленям.
Муз. Рук. : Молодцы, вот и познакомились.
Ребята, отгадайте загадку.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Дети: Весна.
Одеваю венок и беру корзину.
Поздоровайтесь со мной
Веселой пальчиковой игрой.
Здравствуй, солнце золотое! (кисти рук перекрещены, пальцы растопырены)
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (плавные движения руками над головой)
Здравствуй, дерево тополек! (соединить вместе предплечья, кисти развести в стороны)
Здравствуй, утро! (жест- вправо)
Здравствуй, день! (жест- влево)
Нам здороваться (обе руки на груди) не лень (разводят руки в стороны)
Я сейчас зову вас в лес
Много он таит чудес.
Вы готовы? Ну вперед,
Лес весенний всех нас ждет!
Идем в лес под песню «Весна – Красна»
Ребята, что это за звуки?
Давайте с вами присядем, послушаем музыку и посмотрим внимательно на экран. И вы мне скажите, какое время года изобразил композитор.
Слушание музыки А. Вивальди «Весна».
Дети: Весна.
Муз. рук. : А какая здесь весна по характеру?
Дети: Ласковая, нежная, теплая, задумчивая, напевная.
Муз. Рук. : Это произведение называется «Весна», а написал его композитор Антонио Вивальди. Это итальянский композитор, педагог, дирижер, скрипач.
А вы знаете кто такой композитор?
Дети: Это человек, который пишет музыку.
Муз. Рук. : Молодцы, ребята. Мы не только с вами послушали, но и посмотрели на весну. Кто нам помог ее увидеть.
Муз. рук. : А как они ее изобразили?
Дети: В живописи, в картинах.
Муз. рук. : Ребята, а вы знаете, что картины могут помочь не только услышать музыку, но и выучить песню? Хотите, попробуем.
Но сначала послушайте песенку и скажите про что она?
Муз. рук. : Вот какие молодцы, теперь я предлагаю пройти на полянку и поводить наш весенний хоровод.
Муз. рук. : Посмотрите какие необычные на нашей полянке цветочки. Ребятки, давайте посчитаем, сколько цветочков у нас на полянке. А что здесь под цветочками спрятано?
Дети: Музыкальные инструменты.
Муз. рук. : А как называются эти инструменты?
Дети: бубен, колокольчик, деревянные ложки.
Муз. рук. : Хотите мы с вами поиграем на этих инструментах?
Муз. Рук. : Как называется группа людей играющая на музыкальных инструментах?
Внимание на экран, нам картинки помогут сыграть.
Муз. рук. ; Молодцы хорошо, дружно сыграли. Ребята, скажите, пожалуйста, какие насекомые у нас просыпаются весной?
Муз. рук. : Я предлагаю вам сейчас превратиться в бабочек и поиграть.
В бабочку ты превратись.
Под спокойную музыку полетаем над цветочками.
Игра «Найди свой цветок»
Муз. рук. : Какие вы сегодня были молодцы. И от меня вам подарок, эти весенние цветочки.
Музыкальное занятие «Нотки в гостях у ребят» для детей старшей группы «Нотки в гостях у ребят» Цель: • Познакомить детей с музыкальными звуками • Развивать звуковысотный и ритмический слух Задачи: • Формировать.
«Весна-красна и Кощей Бесцветный». Праздник к 8 Марта для подготовительной группы Праздник, посвящённый Международному Женскому Дню 8 Марта для детей подготовительной группы «Весна-красна и Кощей Бесцветный» Дети заходят.
Конспект открытого занятия по развитию кругозора для детей подготовительной группы «Весна-красна» Цели: 1. Продолжать учить детей слушать воспитателя; 2. Закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях; 3. Развивать эстетическое.
Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Капустница» Цель: Познакомить детей с русским народным праздником «Капустница», с народными традициями и играми. Задачи:- Закрепить представления детей.
Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Школа пешехода» Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Планируемые результаты: интегративное качество «Любознательный, активный»:.
Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Весна-красна» Открытое интегрированное занятие в старшей группе. «Весна – красна» Интеграцияобразовательныхобластей «Познавательное развитие» «Речевое.
Презентация к уроку чтения «Матушка весна всем красна».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 487 г. Санкт-Петербург Загадки. Презентация к урокам чтения для учащихся 2 – 4 классов VIII вида. Составитель: Крестовникова Г.Е.
Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (В…а) Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла…(В…а).
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц…(М..т). Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель В гости к нам пришел… (А….ь).
Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (П……..к). Белые горошки На зеленой ножке. (Л….ш).
Наконец река проснулась, С боку на бок повернулась – Затрещал, ломаясь, лёд – Значит скоро… (Л…..д). Весна поет, звенит капель, Почистил крылья воробей. Кричит скворцу он: Не робей! Иди купаться Вот… (Р…й).
Этот домик – из фанерки, У него насест и дверки. Птичек ждет удобный дом, Им уютно будет а нем. (С……..к). Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы… (С……..к).
За окном звенит она И поет: «Пришла весна! И холодные сосульки Превратила в эти струйки!» Слышно с крыши: «Шлеп-шлеп-шлеп!» Это маленький потоп. (К….ь). Снег в лесу. Сугробов много. Но слышна синицы трель. С крыши, прямо на дорогу Звонко капает… (К….ь).
Пробиваюсь я в апреле – Все поля позеленели! Покрываю, как ковер, Поле, луг и школьный двор. (Т…а). На окне она в горшочках, Есть томаты и цветочки. Только началась весна, А она уж зелена! (Р…..а).
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает… (М.й). Звонкий, громкий и веселый, Прозвучит он в мае, Детвору из средней школы В зрелость выпуская. (Последний з….к).
Весна идет (конспект образовательной деятельности по художественному развитию для детей старшего дошкольного возраста)
Цель:формирование навыков восприятия различных видов произведений искусства: поэзии, живописи, музыки; приобщение к миру прекрасного.
— учить детей замечать выразительные средства поэтического, живописного, музыкального художественного образа;
— упражнять детей в выразительном чтении стихотворений о весне, обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
— развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу;
— развивать умение чувствовать характер музыки, соотносить музыкальный образ с художественными образами других видов искусства и явлениями природы;
— воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за поэтов, художников, композиторов, прославляющих красоту русской природы.
Оборудование:репродукции картин: И. И. Левитан «Весна. Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; отрывки из цикла П. И. Чайковского «Времена года. Апрель»; стихотворения русских поэтов о весне (Ф. И. Тютчев, А. С. Пушкин, И. С. Никитин, Е. А. Баратынский, народные приметы о весне, закличка «Весна»; портреты художников: И. И. Левитана и А. К. Саврасова;портреты поэтов: Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, И. С. Никитина, Е. А. Баратынского; портрет композитора П. И. Чайковского; материал для изобразительной деятельности: плакат с нарисованной берёзкой, вырезанные из картофеля оттиски листьев берёзы.
Дети входят в группу.
— Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу справа,
Руку дайте другу слева.
И скорей вставайте в круг.
Ребята, в группе я нашла письмо. Оно написано в форме загадки.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
— Молодцы, загадку вы отгадали.
Беседа о весне:
1. После какого времени года наступает весна?
3. Назовите весенние месяцы.
4. Назовите народные приметы о весне.
5. Мы с вами знаем пословицы о весне.
— Как зима не злится, а весне покорится.
— Щедра весна на тепло, да скупа на время.
— Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно – к мокрому лету. – Мокрый апрель – хорошая пашня.
— Матушка Весна всем красна. Перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.
— Послушайте стихотворение Н. И. Рыленкова.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Кто же нам поможет увидеть и услышать, какая весна?
Это её друзья. Кто пишет о весне стихотворения?
Кто рисует красоту весенних пейзажей? Что означает слово «пейзаж»? Кто помогает нам услышать различные звуки весны? Сейчас мы отправимся к друзьям весны – поэтам, которые воспели весну в своих стихотворениях. Они нас приглашают в гостиную Поэзии. (Выставка книг о весне, портреты поэтов). Русский народ обращался к весне, как к девушке-красавице. Послушаем закличку о весне.
Весна, весна красная!
Приди, Весна, с радостью!
Приди, Весна, с милостью!
Принеси урожай в наш богатый край!
Как на Руси называли весну? Что означает слово «красная»?
А теперь послушаем стихи русских поэтов о весне.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят. (И. С. Никитин)
— Какие картины вы представляете, прослушав это стихотворение?
— Какой рисует весну поэт И. Никитин?Что означает выражение: «В ярком золоте утопает день»? Значит день – солнечный.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд. (Ф. И. Тютчев)
Какие чувства испытываете, слушая это стихотворение?
Кого Ф. Тютчев называет гонцами весны?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А. С. Пушкин)
— Почему А. С. Пушкин назвал весну «утро года»?
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! (Е. А. Баратынский)
В стихотворении много восклицательных знаков? Как надо читать это стихотворение? (с воодушевлением, с радостью).
— Что такое «лазурь небосклона»?
— Какой вы увидели весну в стихотворениях русских поэтов? (Русские поэты называют весну красавицей, румяной, молодой, шумной, звонкой, всё просыпается весной, оживает.)
— Какое настроение передали нам поэты? (Все поэты передали нам радостное, весёлое настроение. Ведь весной вся природа пробуждается от зимнего сна. И все начинают жить ожиданием тепла, света. Весна несёт всем радость жизни, творчества, деятельности)
Физкультминутка «Веснянка»
— Солнышко, солнышко (дети идут по кругу)
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, (взмахи руками)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки расцветают. (встать на носочки, руки – вверх)
— Весна приходит к нам со своей палитрой красок. А кто нам поможет увидеть красоту весны, её особенные краски? Мы с вами отправляемся в Художественную Галерею.
— Ребята, всмотритесь в картину А. К. Саврасова.
Какое время года изображено на картине?
По каким признакам вы догадались, что художник изобразил весну? Как бы вы назвали эту картину? А. К. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Каким художник изобразил снег? Где ещё лежит снег?
Как художник передал пробуждение весны?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие краски использовал художник?
— Устали глазки? Медлить нельзя!
Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть.
Упражнение для глаз.
Быстро, быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай,
Чтобы зоркими нам быть,
Нужно глазками крутить.
Глазки – влево, глазки – вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Зорче глазки, чтоб глядели,
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
— Ребята, всмотритесь в картину И. И. Левитана.
Какой период весны изобразил художник на этой картине?
Что вы видите на картине И. И. Левитана?
Одинаково ли изображено состояние природы с картиной А. К. Саврасова?
Как бы вы назвали эту картину?
Одинаковые ли краски использовали художники?
Как вы думаете, какая картина самая громкая?
В каком из этих уголков вы хотели бы побывать?
Мы с вами рассмотрели две картины великих художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года. Но все мы, глядя на эти картины, получили огромное удовольствие. Все мы испытываем чувства радости от увиденного.
— Ребята, я повторю строки Н. И. Рыленкова.
— Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Кто нам поможет услышать мелодии и звуки весны?
Мы с вами отправимся в Музыкальный Салон. Здесь нас встречает композитор П. И. Чайковский. Сейчас мы с вами прослушаем отрывки из цикла «Времена года». Прослушивание из альбома «Времена года. Апрель» П. И. Чайковского.
Какое время года вы представили, слушая эту музыку?
Какое чувство вызвала эта музыка?
Какие картины возникали перед вами при слушании этой музыки?
— Ребята, как вы думаете, созвучна ли музыка другим видам искусства?Все вместе: поэты, художники, композиторы со всей полнотой раскрывают образ весны. Поэты это делают словом, художники – красками, композиторы – весенними звуками. А мы с вами окунулись в мир прекрасного. И только человеку присуще так всесторонне приблизиться к этому замечательному миру.
Кто нам помог почувствовать красоту русской весенней природы?
Как мы должны относиться к природе, чтобы не испортить её красоту?
— Бережно. Нужно защищать и охранять всё живое. Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка. А этому нас учат люди искусства.
— А вы хотите сами создать что- то прекрасное. Весна приглашает нас в творческую лабораторию.
— Ребята, на плакате нарисовано дерево,отгадайте загадку об этом дереве:
— Стоит красавица на поляне,
В зелёном полушалке. (берёза)
Прежде чем приступить к творческой деятельности, мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «В гости к пальчику большому».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Постучался на порог
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя!
Мы сегодня подарим берёзке зелёный наряд. Для этого у нас есть оттиски с рисунками листочков берёзки. Окунаем оттиск в краску и печатаем листочки на плакате.
Берёзка говорит вам: «Спасибо!»
Понравилось вам рисовать таким методом?
Весна дарит вам книгу. Ведь вы скоро пойдёте в школу и вам надо ещё многое узнать.
— Ребята, вот наше с вами путешествие в мир прекрасного закончилось. Но вы ещё узнаете много интересного, познаете красоту других времён года. Если вы сегодня получили радость и удовольствие от прослушанного и увиденного, то выберите себе солнышко, а если вы считаете, что вы не узнали ничего нового, то выбираете тучку.
— Скажем гостям: «До свидания!»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Задачи: Закрепление понятия – предложение; Развитие умения конструировать предложение; Овладение грамматическим оформлением предложения.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание Образовательные задачи: Учить составлять рассказ о зиме, используя мнемодорожку. Учить согласовывать прилагательное.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе комбинированного вида «Весна идет» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе комбинированного вида «Весна идет» Составила и провела воспитатель.
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Цветы» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: » Цветы» Интеграция образовательных областей: «Познание»,.
Конспект образовательной деятельности по ОО «Физическая культура» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну СЕМИТОНИЮ» (интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Сладкие опыты» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Кубани» Цели: Воспитание гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала. Задачи: 1. Познакомить детей с историей.
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Весна идет» в средней группе Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Весна идет» в средней группе Образовательные области: 1. Познавательное.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Картинная галерея» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Картинная галерея» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе нахождения и.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна-красна идет» Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Цель: Создать условия для развития.