Мавзолей в галикарнасе что это

Мавзолей в Галикарнасе – уникальное творение лучших древнегреческих архитекторов

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира. Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.

Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.

Описание мавзолея в Галикарнасе

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми. Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что этоВ колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.

Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).

Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?

К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.

Каким же образом Британский музей, расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции. По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.

Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.

Источник

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Мавзолей в Галикарнасе — надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооруженный в 359—353 гг. до н. э. неподалеку от современного Бодрума (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он представлял собой сложное сочетание династического памятника Гекатомнидов (потомков правителя Карии Гекатомна), героона (античного святилища, посвященного герою) и усыпальницы самого Мавсола.

Это уникальное строение изначально задумывалось не только как гробница, но и как храм, в котором местные жители могли бы во время общения с богами воздавать почести также и усопшим правителям.

Величественную усыпальницу, чья площадь основания — 66х77 м, а высота — 46 м, строили выдающиеся архитекторы Античности Сатирос и Пифей Приенский. Ее пышное скульптурное убранство создавали легендарные мастера греческой пластики Скопас, Леохар, Бриаксис и Тимофеос. Реконструированные фрагменты мавзолея и сегодня по праву можно считать одним из самых привлекательных для туристов чудес древнего мира.

Как выглядел мавзолей?

Основание состояло из пяти ярусов размером 33—39 метров. Его венчала усеченная пирамида огромных размеров, состоявшая из 24 ступенек. Общая высота по стройки при этом составляла 22 метра. Сверху возвышалась квадрига, сделанная из мрамора. С ней высота здания увеличилась до 49 метров, что можно сравнить с 15-этажным зданием. Вот так мавзолей — только королевская особа могла позволить себе такой! Усыпальница царя находилась в верхней части сооружения в окружении 39 колонн высотой 11 метров. По краям шёл богато украшенный карниз. У подножия храма стояли мраморные статуи всадников и львов.

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Роскошь эклектики

Мавзолей стал первым в мире зданием, стиль которого можно назвать эклектичным, — в его декоре были использованы все известные в Элладе того времени архитектурные приемы. Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий многоколонный храм.

Цоколь пирамиды, на которой покоился храм, стены храма и еще одну, венчающую его, пирамиду украшали рельефы со сценами амазономахии.

Мемориальное сооружение было столь непохожим на все прежние усыпальницы правителей не только Эллады, но и Азии, что по имени создателя получило особое название Мавзолей, вошедшее во многие языки мира.

Дошли до наших дней

На основании размещался многоколонный храм-периптер с целлой — помещением для жертвоприношений, окруженный 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига — мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со статуями Мавсола работы скульптора Пифея и его жены Артемисии работы ваятеля Скопаса (обе сохранились до наших дней и считаются одними из лучших образцов греческой пластики IV в. до н. э.).

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Что такое квадрига?

Так называли колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, располагавшихся в один ряд. Подобные скульптурные композиции часто использовали в качестве украшений различных сооружений древности, также изображение квадриги можно встретить на старинных и современных монетах и медалях.

Источник

История мавзолея в Галикарнасе

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Кто такой Мавсол

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время — это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.

Источник

Как гробница древнего тирана стала популярным курортом Турции

Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть фото Мавзолей в галикарнасе что это. Смотреть картинку Мавзолей в галикарнасе что это. Картинка про Мавзолей в галикарнасе что это. Фото Мавзолей в галикарнасе что это

Незадолго до восхождения Александра Македонского как полководца и завоевателя Карией (нынешняя Турция) правил наместник персидского царя Артаксеркса II — Мавсол. История его правления, как и история его смерти, полна удивительных и неожиданных моментов: начиная от налогов на волосы и заканчивая поеданием сестрой Мавсола праха своего же собственного брата. В итоге 24-летнего правления персидского сатрапа в Карии столица государства была перенесена из древнего города Милас в более современный порт Галикарнас. Мавсол хоть и облагал граждан большими налогами, но украшал новую столицу, развивал морскую торговлю и даже успел проявить себя как завоеватель. И, как и большинство чрезмерно уважающих себя тиранов древности, Мавсол решил красиво и громко умереть, поэтому поручил построить знаменитый Мавзолей в Галикарнасе, который достраивала уже его жена, а после её смерти — зодчие.

Здание настолько впечатлило древних любителей искусства, что стало нарицательным: само слово «мавзолей» пошло от имени гробницы Мавсола. Как так вышло, что нынешние, в частности российские, туристы ежегодно толпами «танцуют на костях» карийского тирана — будем разбираться в этой статье.

Жадный Мавсол и скорбящая Артемисия

В 385 году до нашей эры царь Персии Артаксеркс II отправил в одну из провинций — Карию своего сатрапа Гекатомна. Наследники того самого Гекатомна правили государством вплоть до 334 года до нашей эры, когда эту область захватил Александр Македонский со своим войском. У Гекатомна было три сына: старший Мавсол, средний Идрей и младший Пиксодар. Также у персидского наместника родились две дочери: Артемисия и Ида.

В то время браки между членами семьи не считались чем-то противоестественным, поэтому, недолго раздумывая, Мавсол женился на Артемисии, а Идрей на Иде, в то время как для Пиксодара сестры не нашлось. Их отец, Гекатомн, просидел на престоле не очень долгие 8 лет, после чего скоропостижно скончался, оставив царское место старшенькому. Тот, в свою очередь, перенёс столицу из Миласа в Галикарнас и начал обустраивать город по своему повелению.

В первую очередь стоит отметить, что Мавсол всячески выказывал верность Артаксерксу II, своему повелителю, несмотря на то, что по версии Диодора именно он возглавил Великое восстание сатрапов против персидского владыки. Карийский тиран был жестоким, но справедливым: он увеличивал владения Артаксеркса, собирал налоги, содержал дорожные тракты и отправлял войска своему сюзерену. Он находился в хороших отношениях со многими близлежащими городами. В ионийских Эрифрах ему даже дали гражданство и воздвигли бронзовую статую на главной площади в его честь. По некоторым данным, под обаяние Мавсола попал даже крупнейший город Ионии Милет. Дело в том, что серебряные монеты, которые чеканились в Галикарнасе, производились по тому же принципу, что и ионийская валюта.

В целом Мавсол поддерживал олигополию — режим, при котором в полисах, регионах или государствах правящей властью обладали только местные богачи. Свою внешнюю политику он развивал не очень широко, но достаточно мудро, оплетая дипломатическими щупальцами доверчивые умы наместников близлежащих городов. Так, ему удалось подавить восстание против себя в городе Иасосе: заговорщиков вычислили, сослали в изгнание, а их собственность распродали, чтобы добру не пропадать. При поддержке Мавсола на островном полисе Книде удалось установить такой любимый правителем Карии олигархический режим.

Помимо этого, Мавсол облагораживал новую столицу, смешивал греческую, карийскую и ионийскую культуры, развивал искусство и, так сказать, проводил выгодную экономическую политику, извращаясь в сборе налогов с собственных граждан всеми возможными методами. Как писал французский писатель Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света». Царствование Мавсола было активным, жёстким и противоречивым, но его до сих пор считают самым именитым и достойным из всех правителей Карии.

330 статуй на могиле тирана

Мавсол активно насаждал в Карии греческую культуру, да и сами карийцы вдохновлялись эллинами, вступая с ними в брак и награждая своих детей исконно греческими именами. Карийцы даже переименовывали города: к примеру, Латмос стал Гераклеей, в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали к своему двору греческих философов, писателей, ремесленников и прочих мастеров, которые могли бы оставить часть своей культуры в Карии.

Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти карийского тирана — в 353 году до нашей эры. Очевидно, Мавсол во многом вдохновлялся египетскими фараонами, которые начинали облагораживать свою могилу ещё при жизни, выстраивая огромные пирамиды ради вознесения души к звёздам. В работе над мавзолеем были задействованы шесть основных действующих лиц: греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофеос. Согласно античным записям, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемисия, которая, в общем-то, старалась и для себя в том числе — её похоронили рядом с мужем.

В работе над мавзолеем в Галикарнасе скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфские стили, что в совокупности дало необыкновенный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго отведённой ему частью света: восток достался Скопасу, Бриаксиду — север, Тимофеосу — юг, ну а западной частью занимался Леонхар.

Внутренняя планировка трёхэтажного комплекса выглядела следующим образом: на первом этаже площадью в 5 тысяч квадратных метров располагался траурный зал, на втором этаже находилась мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а третий этаж — конусовидная могила Мавсола и Артемисии, стены которой были украшены барельефами с изображениями военных походов монарха. На самой верхушке находилась та самая колесница, на которой правитель Карии мчался прямиком в загробное царство.

Общая идеологическая концепция усыпальницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в утверждении преемственности власти его наследников: архитектура была подчинена идее того, что династия Гекатомнидов будет ещё долгое время править Карией, что и произошло: на карийском престоле успели отсидеть свой срок все сёстры и братья покойного Мавсола, даже после захвата области Александром Македонским.

Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому её достраивала Артемисия, которая так скорбела по мужу, что смешивала с едой и питьём его прах, чтобы поскорее отправиться вслед за Мавсолом в загробный мир, и помочь ему в управлении той самой пресловутой колесницей. Оставшись без непосредственного руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе — уже не просто заказ, а очередной шедевр греческой архитектуры, а значит, оставлять его незаконченным — всё равно, что унизить себя как творца, поэтому творческая команда всё-таки довела гробницу до ума спустя несколько лет после смерти Артемисии, которую захоронили рядом с мужем.

Прощальный подарок Мавсола современным туркам

Мавзолей в Галикарнасе простоял 16 веков, что достаточно долго по сравнению с другими чудесами света (Колосс Родосский, например, простоял всего полвека). В 13-ом столетии нашей эры гробница Мавсола рухнула из-за прогремевшего в Галикарнасе землетрясения, однако, на останки храма никто не обращал внимания до тех пор, пока туда не пришли рыцари-иоанниты в начале 15-го века.

Европейский архитектор Генрих Шлегелот задумал соорудить крепость для обороны от турков и в качестве строительного материала решил использовать останки галикарнасского мавзолея, потому что, а почему бы и нет. Бравые госпитальеры, они же в будущем — Мальтийский орден, сначала соорудили часовню, а через 30 с небольшим лет справились и с замковой стеной.

Однако крепость Святого Петра, построенная госпитальерами, в некотором роде дала вторую жизнь разрушенному Македонским Галикарнасу. После завоевания султаном Сулейманом Родоса и Галикарнаса, рыцари были вынуждены отступить на Мальту, а сам город навсегда (с редкими перерывами) закрепился в турецких владениях. В 2021 году большинство туристов, в особенности российских, даже не осознают, что посещая современный Бодрум, они стоят на той самой земле, на которой скорбящая Артемисия ела прах своего мужа-брата-Мавсола, и воришки-рыцари растаскивали статуи с гробницы жадного тирана во имя Христа.

От храма Святого Петра сейчас остались лишь камни, которые и близко не отражают былого величия мавзолея в Галикарнасе, но тем не менее являются главной достопримечательностью Бодрума. Из наиболее видных артефактов, сохранившихся с того времени, можно выделить статую Артемисии, и, предположительно, Мавсола, которую собирали из 74 различных фрагментов. Сейчас брат с сестрой снова воссоединились в Британском музее в качестве оригиналов разрушенных статуй мавзолея. Русскую копию Мавсола, изготовленную в 19-ом веке, можно увидеть в музее имени Пушкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *