Маяковский что такое окна роста маяковский
Окна РОСТА
Полезное
Смотреть что такое «Окна РОСТА» в других словарях:
Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 191922 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)
Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Aгитационное искусство » Окна РОСТА
Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).
Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.
«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.
Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.
Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:
Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».
Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:
Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.
«Лучших сосок не было и нет», или Рекламный гений Маяковского
Рекламные стихи, что писал Маяковский, вызывали споры, шокировали, смешили, продавали и учили. Забыть их было невозможно.
«Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!» Разве можно такое забыть, особенно в 1923 году? Такая реклама и сегодня вызвала бы не просто споры, а настоящую бурю негодования многих людей. Что уж говорить о той, куда более чувствительной публике. Но Маяковский знал, что делал. Сам поэт вспоминал: «Против этого были возражения, на я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». И оказался прав. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.
Но тогда Маяковский — уже опытный «рекламист». А начиналось всё в годы Гражданской войны с политической и околополитической агитации.
ОКНА РОСТА — красная сатира и агитация
«Моя работа в РОСТА [Российское телеграфное агенство — прим. авт.] началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки (…) первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свёл меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе [совместное с Черемных] окно мы делали вместе. Дальше пришёл И. Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие…». Так Маяковский устроился работать в плакатный отдел РОСТА — сочинял доступные широкой публике сатирические стихи и рисовал плакаты о последних сводках с фронта.
Дело шло хорошо. Художники работали от зари до зари, рисовали вручную, и уже в 1920 году выпускали по несколько плакатов в день. А затем Гражданская война закончилась, и ОКНА РОСТА остались в прошлом — на своё законное место на витринах вернулась торговая реклама.
Маяковский и Родченко — «реклам-конструкторы»
И пускай писатели считали рекламу делом чуть ли не недостойным, и пускай Борис Пастернак называл такие стихи «бессодержательностью», Маяковского это не смущало. Он относился к рекламе как к искусству, которое оказывает действенную помощь людям. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы», — говорил он. И первым из больших поэтов ворвался в рекламу.
В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко — талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий. Поэт писал веселые, хлёсткие и императивные слоганы, а художник оформлял их в оригинальном и незабываемом конструктивистском стиле. Советский плакат тех лет с «лесенкой» Маяковского ни с чем не перепутать.
Особенно удачным получился слоган для разных товаров треста «Моссельпром» — «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — папиросы, хлеб, масло, пиво, квас и лимонад, макароны и колбасы, кофе и какао, конфеты и шоколад… Всё, что производил трест.
За несколько лет работы «реклам-конструкторы» создали около полусотни плакатов, сотню вывесок, фантиков и упаковок. Брали при этом немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
Не забывал поэт и о Гражданской войне. На фантиках карамели «Красноармейская звезда» красовались строки: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул», или: «Врангеля шлют помещики вскоре — скинули Врангеля в Чёрное море».
От торговой рекламы середины 1920-х Маяковский перешёл к социальной. Писал «санитарные стихи» — «Мой руки», «Сор — в ящик», «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны»; «То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты»… Поэт призывал не опаздывать на работу, проветривать комнату перед сном, мыть руки, бросить курить, пить. Участвовал в кампании за трезвость:
Алкоголики, —
воспряньте!
Неуместна
ваша паника!
Гляньте —
пиво хлещет
анти-
алкогольная компанийка.
В 1930 году Маяковский представил на выставке «20 лет работы» своё наследие, в том числе афиши и плакаты. Словно предчувствовал, что настало время подводить итоги. Из трёх залов один был полностью занят рекламой.
Маяковский что такое окна роста маяковский
«Окна» РОСТА (1920). Владимир Владимирович Маяковский
Тачку в руки красноармейцам плечистым!
и гладким и чистым
первую поздравим: «С новым годом!»
зажатого мором и голодом,
броней закован в борьбу,
сквозь рокоты бурь.
приветствуем: «С новым годом!»
кто белым продался барам,
и — в могилу за годом старым!
Кому не ясен истории ход?
мировое русло революции
БУРЖУЯМ ЕЛКА РОСТА
ПОДАРКОВ ДАРИТ ПО СТО…
1. Как и у всяких елок,
2. Красив и раззолочен,
3. Вот это белых пушки,
весь толк, как из хлопушки —
4. Игрушки все изломаны,
5. От нашей елки выйдя,
гнет шапку, лишь завидя,
Роста б/№ («Рождественский номер»)
К СЛЕДУЮЩЕМУ РОЖДЕСТВУ
Новую легенду строит
история взамен той.
за красной звездой
светлой Коммуны волхвы!
Роста б/№ («Рождественский номер»)
НОВЫЙ СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЕЛКИ
1. Раньше для увеселения толстопузых взора
на елку навешивали горы сора.
2. Другая работа у нашей елки:
наши елки для сора метелки[6].
ЖАЛОБЫ БЕЛЫХ НА РСФСР
«А говорят, в России все равны».
1. Хорошенькое «равны»:
у одного на елке нет ничего[7],
2. а у другого на елке подарков целые груды[8].
ГРУСТНАЯ ЕЛКА МЕНЬШЕВИКА
У глупых детей на елке
ни гость рабочий не будет,
ни игрушка, ни шишка.
У голой ветки сиди,
Роста б/№ («Рождественский номер»)
КАКУЮ ЕЛКУ ГОТОВИЛИ НАМ ОНИ
И КАКУЮ ЕЛКУ ПРИГОТОВИЛИ ИМ МЫ
1. Такой иллюминацией хотел отпраздновать Деникин рождество.
2. Такими елочными украшениями хотела порадовать Антанта Россию.
3. Такими играми хотели скрасить фабриканты елочный досуг.
4. Такими хлопушками хотели развеселить детей голодной России.
5. Такие хотели развесить на радость буржуям подарки.
6. И такую елку приготовила им всем славная Красная Армия.
Роста б/№ («Рождественский №»)
1. На Двине ль, на Днепре ль, на Дону ли —
гниль и прель с дороги спихнули.
На широкую выйдем дорогу!
дорога закрыта Разрухой!
Как же быть нам с треклятой старухой?
4. Растревожен рабочий наш улей:
не возьмешь ни штыком,
на фронте бескровном!
и свободным и ровным!
Прочь с дороги, трутни и слизни!
Последние усилия на чашу сыпь,
чтоб навсегда перевесились истории весы[10].
НЕДЕЛЯ ФРОНТА — НЕДЕЛЯ ПОБЕДЫ
военной звезды не надели,
пополните Красных Армий счет
на зов фронтовой недели.
Все и вс для победы!
и рухнут блокады беды.
от наших ударов смелых!
Разбившись об твердость советских скал,
враги подчинятся силе!
сомкнитесь последним усилием.
военной звезды не надели,
пополните Красных Армий счет
на зов фронтовой недели.
1 Не хотят подписывать мир пером —
2. так сами его подпишем штыком.
1. Вот «национальное отечество», за которое сражались солдаты при царях[11],
2. Вот социалистическое отечество, за которое сражается красноармеец[12].
Из рук красноармейца белым не выйти.
Чтоб его окончательно добить,
силой фронтовой недели![13].
Вот что такое «единый демократический фронт».
И вот что такое фронт красных[14].
1. Рот разинув шире ворот,
ждет, что мир ему свалится в рот.
2. Не скоро дождешься в положении таком.
Эй, подымись! Достань штыком.
1. Зажали империалистические гады
Советскую Россию в кольцо блокады.
2. Спасение одно — дело ясное!
Идти сражаться под знамя красное.
3. Мы за свободу стоим на фронте —
вы свободы в тылу не провороньте.
1. Разбив Деникина, не разобьем поляка ли?
Матушка Антантушка, денежки плакали.
2. Попробуй штык! Ну как, не шершавый?
Как бы вместо Москвы не распрощаться с Варшавой.
СТАРАЯ БАСНЯ С НЕКОТОРЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЯМИ
По улицам слона водили,
как видно, на показ…
Не будем продолжать известной басни сказ.
Фамилью лишь откроем Моськи,
Фамилия той Моськи — Дмовский.
Ведет на нас поляков он.
раздавит моську слон.
1. Скульский с Патеком нам пишут,
и весельем оба пышут:
«Мир такой загнем Советам,
что они не взвидят света…
2. Если нужен мир вам с Польшей,
дайте нам земли побольше.
А война, — нам наплевать,
в Кремль приедем пировать.
3. Мы рабочих скрутим тварей.
4. Чешет Патек в голове:
«Не судьба, знать, нашей славе.
Думал гнуть Совет в Москве,
а Совет-то уж в Варшаве…»
5. Ах, подобный видя вид[15],
горько Скульский заскулит.
1. Происшествие чрезвычайно неясное:
снесено яичко, да не простое, а красное…[16]
4. Мышка бежала, хвостиком махнула[19],
5. И мышь едва лапки не протянула[20].
ЧТО ДЕЛАЛА РАБОТНИЦА
И ЧТО РАБОТНИЦЕ НАДО ДЕЛАТЬ
1. Всю жизнь перемывала белье прачка,
2. чтоб грязной смотреть на раскрахмаленного буржуя.
3. Всю жизнь ткала ткачиха,
4. чтоб только глядеть на разодетых модниц.
5. Всю жизнь сеяли и жали крестьянки,
6. чтоб, хлеб продавая, жирели кулаки.
7. Работница, если ты не хочешь быть вот этой грязной рабой,
8. если ты хочешь быть такой — свободной и сытой женщиной,
9. иди записываться в Российскую Коммунистическую партию.
10. И вместе с другими рабочими вывези из России всю капиталистическую нечисть.
ДЕНЬ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
на благо выстроить мира.
2 Коммуну смял Галифе
3. Расстрелов дымом объят горизонт,
шабаш буржуев неистов:
4. буржуйка парижская
в простреленный глаз коммуниста.
сквозь горечь смертей и ран
НЕДЕЛЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
Стали хмурые в ряд:
2. Не поспей к ним Совет,
Чем стоять так в грязи,
3. Хлеб мужик в город вез,
Тут собрался народ,
стал кругом и орет —
Слёз чем лить целый Нил,
Быть нам, бедным, в тифу
прямо делай что хошь,
6. Санитар к ним опять
(им в могиле бы спать
«Ты повыскреб бы вошь,
сразу лет доживешь
7. Электрический ток
стал вздымать молоток
8. Каждый сыт и здоров,
вволю хлеба и дров!
1. Революция — истории красный локомотив —
над Германией мчись!
Всех хватающихся за колеса мети,
долготерпенью рабочему последние капли.
3. Отвернется от России свора их, придется заняться работой иной,
у самих Коммуна встает за спиной.
4. Эй, господа, с Германии слазьте!
Место очистите советской власти.
5. Вот что будет вскоре
С Версальским договором[21].
Кто за Эбертом рейнского
не увидит Керенского?
7. А за Каппом — буржуазии милого
8. На это рассчитывали[22].
ПЕРЕВОРОТ В ГЕРМАНИИ
1. Вильгельму, насевшему на немецкую нацию,
рабочие такую устроили коронацию[24].
2. Видит меньшевик — бочка.
и пошел зубы заговаривать:
«Эй, товарищ рабочий-ка…»
3. Один втирает очки рабочему миру,
а другие чистят-начищают порфиру.
4. И пришла опять Германия к тихой пристани — к грязному самодержавному порту.
рабочие, заранее меньшевиков гоните к черту.
1. Коммунисты, все руки тянутся к вам,
ждут — революция? Не она ли?
Не красная ль к нам идет Москва,
звеня в Интернационале?!
2. Известие за известием, революция, борьба,
забастовка железнодорожных линий…
Увидели в Берлине большевика, а не раба —
бьет буржуев в Берлине.
3. Ломая границ узы,
шагая горами веков,
и к вам придет, французы,
красная правда большевиков.
4. Все к большевизму ведут пути,
не уйти из-под красного вала.
Коммуне по Англии неминуемо пройти,
рабочие выйдут из подвалов.
5. Что для правды волн ворох,
что ей верст мерка!
вспыхнет рабочая Америка.
6. Есть ли страна, где рабочих нет,
где нет труда и капитала?!
Рабочее сердце в каждой стране
большевистская правда напитала.
дней пройдет гряда,
и будут жить под властью труда
все страны и все города.
8. Не страшны никакие узы.
Эту правду не задуть, как солнце никогда
ни один не задует толстопузый!
НА КОГО ОПИРАЮТСЯ ПАРТИИ
1. Монархистов опора в царской могиле,
быть в ней и всей монархической гили.
2. Что сказать о бедном кадете?
На проливы опираючись, утонут, как дети.
3. Меньшевики в интеллигенции ищут опору,
а ей самой удержаться впору.
4. На кулака опирается эс-эр.
Да кулаки обломает об РСФСР.
5. Анархистов опора — дыра, нуль.
Их не свалить в минуту одну ль?
6. И только коммунистам, опирающимся на армии труда,
9-й ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД
КАК ПРАВЯТ ПАРТИИ, КОГДА ОНИ У ВЛАСТИ
1. Так управляют, вернее управляются, с рабочими в Турции, где у власти монархисты[25].
2. Так правят рабочими в Англии, где у власти либералы[26].
3. Еще лучше правят рабочими в Америке, где у власти демократы[27].
4. Чуть до этого не доправились в Германии, где у власти меньшевики[28].
5. Вот куда бы правили всюду, где у власти оказались бы анархисты[29].
6. Только большевики под красными парусами к Коммуне направят рабочий мир.
7. Беспартийный рабочий — рабочий без головы.
8. Куда хотят ведут его буржуи.
9. Партия дает рабочему голову.
10. Не проведут буржуи глазастого.
1. Нам бы только вот это воскресити, — [30]
2. а там хоть трава не расти.
3. Скулит спекулянт:
4. Вот это не воскресло б — не было бы спеси[31].
5. «Учредилка, воскресни!» — меньшевик орать готов…
6. Стоит крест на ней тяжелый, 97 пудов.
7. «Коммуна воскресла!» — поют рабочие[32].
8. Расступитесь перед ними, которые прочие![33].
БУРЖУИ МОГУТ НЕ НЕСТИ
1. Буржуи и без того трудились вело жизнь: таскали тяжести[34].
2. Делали научные открытия: «А все-таки вертится!»[35].
3. Выводили искусство на улицу[36].
4. Занимались математикой[37].
5. Словом, всю жизнь проводили в ручном труде[38].
6. Заслужили буржуи отдых[39].
7. Пролетарию же не до работы было за войной[40].
8. Поэтому за работу теперь, пролетарии![41].
Раньше были писатели белоручки.
Работали для крохотной разряженной кучки.
А теперь писатель — голос масс.
Станет сам у наборных касс.
И покажет в день писательского субботника,
что Россия не белоручку нашла, а работника.
Маяковский что такое окна роста маяковский
таких «окон» исчислялся многими десятками строк, а рисунки имели, как правило, самостоятельное значение.
Маяковский отказался от многотемности, присущей «окнам-страничкам». Содержание каждого «окна» было подчинено только одной теме, одной конкретной агитационной задаче — разъяснению сущности партийной недели, проводимой в эти дни, призыву пополнять ряды Коммунистической партии, обращенному к трудящимся. Текст и рисунки взаимодополняли друг друга, работали на главную цель плаката.
Первое «окно» сатиры РОСТА, выполненное Маяковским, подсказало ростинцам, что в определении их тематики главным должно быть действенное участие художника-агитатора и поэта в важнейших политических, партийных, военных и народнохозяйственных кампаниях, проводившихся партией и правительством, что содержание «окон сатиры» должно определяться важнейшими политическими лозунгами и призывами партии, черпаться из самых последних решений и постановлений партии, выступлений ее вождя и главы первого в мире рабоче-крестьянского государства В. И. Ленина, его ближайших соратников по партии и революционной борьбе. В этом же «окне» Маяковский успешно решил проблему связи художника с читателем и зрителем, доступности и доходчивости главной мысли, выраженной им в плакате.
Особая форма бытования плаката, вынесенного на улицу, требовала новых форм обработки агитационного материала, поисков новых выразительных средств как в тексте, так и в рисунках. Главным достоинством этой новой формы должна была стать простота, четкость и сжатость, присущие «телеграфному стилю». Это важно было прежде всего с точки зрения восприятия такого плаката рабоче-крестьянской и красноармейской массой, которая в основном была малограмотна. Лаконизм выразительных средств, четкость и определенность мысли позволяли, помимо всего прочего, успешно решать и проблему тиражирования таких ручных плакатов, а следовательно, эффективности их воздействия на самые широкие массы. Такие «окна» можно было легко размножать с помощью трафаретов. Этот старый прием мастеров малярного дела был усовершенствован ростинцами и оказал им большую услугу в дальнейшей работе над «окнами сатиры». Таким способом можно было в течение нескольких дней размножать «окна» в количестве 200–300 экземпляров. Уже на второй день «резчики» изготавливали до 50 комплектов трафаретов, которые немедленно рассылались во все 47 (а в дальнейшем и больше) местных отделений РОСТА, где они размножались и распространялись своими силами. Такая практика сложилась уже к весне 1920 года.
Оценивая позже «окна», В. В. Маяковский писал в статье «Только не воспоминания…»: «Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Фантастической казалась сама затея: восполнить ручным трудом то, что не в состоянии был дать печатный станок. Еще более фантастической казалась эта затея, когда речь заходила о масштабах страны, читательской аудитории. Но на деле все оказалось вполне реальным. Фантастическими были лишь масштабы, интенсивность труда горстки художников и поэтов, тот общественный резонанс, который вызывала их работа как в Москве, так и по всей стране.
Как вспоминал В. В. Маяковский, пять московских художников-ростинцев давали ежемесячно 50 000 экземпляров «окон» сатиры РОСТА (см. статью «Революционный плакат»). Количество всех ручных плакатов, делавшихся ростинцами разных городов и отделений, измерялось многими сотнями тысяч экземпляров, А это по тем временам уже было делом нешуточным. Можно без всяких преувеличений говорить о большом значении «окон» сатиры РОСТА в общей системе средств массовой информации и пропаганды первых лет советской эпохи. Таким образом, читательская аудитория «окон» сатиры РОСТА, проникавших в самые отдаленные уголки страны, насчитывала уже не только сотни тысяч, но и многие миллионы. Ростинские плакаты успешно восполняли то, что не могли дать массам газеты той поры, общее количество которых, а особенно тиражи сокращались из месяца в месяц. Больше того, ростинские плакаты порою даже превосходили ежедневные газеты по своей оперативности.
Отмечая эти достоинства «окон» сатиры РОСТА, В. В. Маяковский писал: «Вместе с получением телеграмм (для газет, еще не напечатанных) поэт, журналист тут же давал «тему» — язвительную сатиру, стих. Ночь ерзали по полу над аршинными листами художники, и утром, часто даже до получения газет, плакаты — «окна сатиры» вывешивались в местах наибольшего людского скопища: агитпункты, вокзалы, рынки и т. д. Так как с машинами считаться не приходилось, плакаты делались огромных размеров, 4×4 арш., многоцветные, всегда останавливающие даже бегущего» («Революционный плакат»). Оперативность «окон сатиры» подчеркивает Маяковский и в такой характеристике ростинского плаката: «Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой» («Только не воспоминания…»).
В тех же статьях Маяковский дает представление и о трудовой атмосфере в плакатной мастерской РОСТА, у себя дома, где продолжалась за полночь работа над «окнами». «О качестве работы судите сами, — писал он. — Количество ее было непомерно. У меня комната на Лубянском проезде; я работал в ней часов до двух ночи и ложился спать, подложив под голову не подушку, а простое полено, — это для того, чтобы не проспать и успеть вовремя обвести тушью ресницы разным Юденичам и Деникиным» («Только не воспоминания…»).
Еще полнее характеризует он атмосферу самоотверженного труда и энтузиазма, царившую в плакатной мастерской РОСТА, в другой статье «Прошу слова…».
«Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.
Придя домой, рисовал опять…
С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией.
По часам Сухаревки, видневшимся из окна, мы вдруг втроем бросались на бумагу, состязались в быстроте наброска, вызывая удивление Джона Рида, Голичера и других заезжих, осматривающих нас иностранных товарищей и путешественников. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут — час уже висело по улице красочным плакатом.
«Красочным» — сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов. И эта часть общей агитации подымала на фронт».
В «окнах» сатиры РОСТА Маяковский и его товарищи использовали все многообразные формы смеха — от гневной бичующей сатиры до безобидного добродушного юмора. Беспощадная истребительная война с классовыми врагами, с силами мировой реакции и империализма соседствовала в «окнах» с лояльной критикой ошибок, предрассудков и заблуждений, от которых не свободны были и сами трудящиеся массы и новый управленческий, государственно-хозяйственный аппарат. Вместе с тем сатира и юмор в «Окнах РОСТА» постоянно сочетались с героикой, с пафосом утверждения нового, передового в жизни страны и народа, с открытым агитационным мобилизующим призывом, с конкретной агитацией фактами этой новой жизни и борьбы советского народа. Все это многообразие художественных средств и приемов обусловлено было содержанием «окон», той тематикой, которая подсказывалась Маяковскому и его товарищам по РОСТА непосредственно жизнью или, говоря словами самого поэта, «бешеным темпом революции».
Характеризуя тематику «окон сатиры», Маяковский писал:
«Диапазон тем огромен:
Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации» («Прошу слова…»).
По этим плакатам, писал он в другой статье, повторяя ту же мысль, «день за днем можно было в стишках и карикатурах проследить всю историю революции» («Собирайте историю»).
Особое место в галерее «Окон РОСТА», созданных Маяковским, занимают плакаты, посвященные коммунистической партии, показу ее организующей и мобилизующей роли в революционной борьбе народа, пропаганде ее решений. Органически связаны с этой темой «окна», посвященные пропаганде ленинских идей, выступлений вождя на съездах и конференциях, на собраниях, в печати. Тема партии, тема торжества ленинских идей звучит и в «окнах», посвященных годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции.
Здесь, в «окнах» сатиры РОСТА, начинает Маяковский создавать свои первые гимны партии большевиков, делает заготовки к своей будущей Лениниане: