Маяковский за что был арестован
«Голос пролетариата» — биография Владимира Маяковского
Сегодня — 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Его стихи изучают в школе, но подробности личной жизни почему-то оставляют за кадром. Пятый канал вспомнил все самое интересное.
Один из крупнейших поэтов XX века появился на свет 19 июля в грузинском селе Багдати. В семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского и его жены Александры Алексеевны Павленко было пятеро детей. Кроме маленького Володи еще дочери Людмила и Ольга. Также у Маяковского-младшего были двое братьев. Константин умер в трехлетнем возрасте, а Александр во младенчестве.
Владимир Маяковский с семьей. Фото: wikimedia.org
Смерть буквально сопровождала Маяковского все его детство. Когда ему было 12, от заражения крови умер отец — он уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги. Маяковским овладела страшная фобия. Всю жизнь он терпеть не мог булавок и заколок, — да и вообще боялся заразиться какой-либо болезнью. Из-за этого он постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобном случае мыл руки. Через полгода после смерти отца мать увозит Маяковского и его сестер в Москву. Володя поступает в пятый класс гимназии на Поварской улице. Однако, уже к концу года его исключают за неуплату — семья жила бедно.
Маяковский в юности. Фото: sites.google.com
Предоставленный «вольной жизни» Маяковский не стал тихо сидеть во дворе, а начал свои первые революционные шаги. В нелегальном журнале «Порыв», издававшиеся Третьей гимназией, он опубликовал свое первое «полустихотворение». Как он позже признавался, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В том же 1908-м Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, увлекся марксистской литературой и вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Стал пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, за что в 1908-1909 трижды был арестован — по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Первый раз юного бунтаря освободили как несовершеннолетнего с передачей под надзор родителей. Привлечь его по второму и третьему делу просто не получилось — не хватило улик.
К слову, в тюрьме юный Маяковский постоянно устраивал скандалы, из-за чего его переводили в разные учреждения. В «Бутырке» он провел 11 месяцев в одиночной камере под номером 103. В тюрьме Маяковский писал стихи, но был ими недоволен.
Регистрационная карта Московского охранного отделения, составленная на Маяковского после ареста в 1908 году. Фото: tassphoto.com
Фото: tassphoto.com, 1918 год
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, после чего успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — это было единственное место, куда молодого человека приняли без свидетельства о благонадежности. Там он познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея». Вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. В этом кружке в 1912 году Маяковский публикует стихотворение «Ночь», которое вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу».
30 ноября того же года Маяковский впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».
Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 год. Фото: tassphoto.com
В 1913 году выходит первый сборник — «Я». Написан от руки, внутри — всего четыре стихотворения. И рисунки Василия Чекрыгина и Льва Жегина. Сборник был размножен литографическим способом на 300 копий. Три года спустя он вошел в качестве первого разделе в книгу стихов Маяковского «Простое как мычание». С этого времени поэт начал активно печататься. А также обратился к драматургии. Написал и поставил программную трагедию «Владимир Маяковский», где и исполнил главную роль.
В феврале 1914-го Маяковского вместе с товарищем Бурлюком исключают из училища за публичные выступления. В 1915-м Маяковский работает над поэмой «Облако в штанах». А после начала Первой мировой — публикует стихотворение «Война объявлена». А после «Вам!» — как ответ на то, что его не взяли в добровольцы, заклеймив «неблагонадежным».
«Лиличка» и другие женщины
Параллельно Маяковский гастролирует. В июле 1915-го происходит роковая встреча — Маяковский знакомится с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками на даче ее родителей в Малаховке под Москвой. Пара не имела никакого отношения к искусству, однако с Лилей Маяковский связал свою жизнь на 15 лет. В конце июля в петербургскую квартиру на Жуковского к Брикам поэта привела сестра Лили Эльза Триоле, у который был поверхностный роман с Маяковским. Тот был крайне популярен у женщин, чем и пользовался. К слову, тогда он только приехал из Финляндии, где оставил очередную «даму сердца». В гостях Маяковский читает «Облако в штанах». Окрыленный произведенным фурором, он посвящает поэму хозяйке — «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее он сам назвал «радостнейшей датой».
Осип Брик, Лилия Брик, Владимир Маяковский. Фото: eg.ru
Осип Брик закрыл глаза на страстный роман Лили и Владимира. Маяковский, вопреки всем условностям общества, поселился в их квартире. В то же время Лиля, хоть и принимала ухаживания Маяковского и стремилась быть его музой, открыто надсмехалась над ним. Не раз говорила, что между Владимиром и извозчиком нет никакой разницы. Они оба чем-то управляют. Только один — лошадью, а другой — словом.
Влечение Маяковского к замужней и при этом открытой для новых связей женщине было неестественным и болезненным. И сам Маяковский это понимал. Он пытался разорвать эти отношения. Заводил романы на стороне. Так, в результате отношений поэта с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт даже родилась дочь — Патрисия Томпсон (урожденная Елена Маяковская). Доктор философии, автор более чем 15 книг (в том числе и об отце) умерла в 2016 году.
Что же касается чувств самой Лили — в зрелые годы, отвечая на вопросы о любви, Брик сообщала:
— Я всегда любила одного. Одного Осю… одного Володю… одного Примакова… одного Ваську…
Умерла женщина в 86 лет. Как и Маяковский, жизнь она закончила самоубийством, будучи прикованной к кровати из-за перелома шейки бедра.
Презентация книги Патрисии Томпсон «Маяковский на Манхеттене. История любви» в Институте мировой литературы им. Горького, 2003 год. Фото: tassphoto.com
Узами брака поэт себя так и не связал ни с одной из любовниц. Впрочем, часто это было сделать попросту невозможно — Маяковский вторгался в уже существующие союзы. Так он закрутил роман с замужней Елизаветой (Лилей) Лавинской в 1920 году. После у женщины родился сын. Когда мальчик подрос все стали замечать его поразительное сходство с поэтом, особенно, когда он читал грудным голосом стихи. Ребенка звали Никита Антонович Лавинский. За такое подозрительное сходство ребенка недолюбливал и родной отец, скульптор и живописец, мастер русского авангарда Антон Лавинский. К слову, именно он сделал «футуристический гроб» Маяковскому, в котором его похоронили. Они дружили с Маяковским. А мальчик, как и «официальный отец», стал скульптором.
Никита Лавинский за работой. Фото: eg.ru
В бытность совместного сожительства с Бриками Маяковский превратил их квартиру в богемный салон, в котором часто бывали не только его друзья-футуристы, но и Максим Горький, киновед Виктор Шкловский, лингвист Роман Якобсон и другие литераторы, филологи и художники. Бурный роман с Лилей Брик нашел свое отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» и «Человек» (1916 год) и в стихотворениях «Ко всему», «Лиличка! Вместо письма». И после все свои произведения, за исключением поэмы «Владимир Ильич Ленин», Маяковский посвящал Лиле Брик. А в 1928-м при публикации первого собрания сочинений заодно посвятил ей и все произведения, созданные еще до их знакомства. Брик действительно была музой поэта. Ее можно видеть на его плакатах и в фильмах, которые Маяковский снимал по собственным сценариям. Так в 1918-м они вместе снялись в ленте «Закованная фильмом». Фильм сохранился лишь фрагментарно.
Репродукция с фотографии «Лиля Брик и Владимир Маяковский в фильме «Закованная фильмом»» (1918 г.). Фото: tassphoto.com
В этом же году Маяковских снялся в трех фильмах по собственным сценариям.
А 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте следующего года Маяковский переехал в Москву, где три года сотрудничал с Российским телеграфным агентством (РОСТА). Оформлял для них как художник и поэт агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). И снова она — девушка с плаката — Лиля Брик.
Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За это его критиковали Пастернак, Катаев и Светлов.
Ну и излюбленный прием Маяковского — «лесенка», ставшая его визитной карточкой. Из-за нее коллеги поэта обвиняли его в жульничестве. Ведь газеты тогда платили гонорары именно за количество строк…
С 1919-го года Маяковский публикует одно произведение за другим. А годы гражданской войны поэт и вовсе считал лучшим временем в жизни. В 20-х годах он много путешествует за границу, где успешно выступает. Речь идет не только о Латвии, Франции и Германии, но и о самом длительном его путешествии — в 1925-м он побывал в Америке. Посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США со стихами и докладами.
В 1928 году Маяковский пишет автобиографию под названием «Я сам». В декабре того же года — очередное путешествие за границу по маршруту Берлин — Париж.
Маяковский на выставке рисунков сатиры. Фото: tassphoto.com
1930 год. Последний год жизни поэта был самым тяжелым. Произведения, написанные в конце 20-х, носят трагический оттенок. Критики называют его «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.
В 1930 году Маяковский организовал выставку, посвященную 20-летию его творчества. И столкнулся с рядом преград. Экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил, хотя Маяковский очень на это рассчитывал. Одна за другой проваливаются и подвергаются критике его сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», поставленные Мейерхольдом. Сам Маяковский много болеет. В феврале Брики уехали в Европу.
В начале апреля 1930-го из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах муссируются разговоры о том, что Маяковский исписался. За два дня до самоубийства поэту отказали в визе для заграничной поездки. 12 апреля Маяковский встречается с читателями в Политехническом институте, но вместо рукоплесканий из зала, полного комсомольцами, доносятся нелестные выкрики с мест.
Маяковский на выставке «20 лет работы». Фото: tassphoto.com
Маяковский застрелился, направив дуло пистолета в сердце, 14 апреля 1930 года. Последней спутницей поэта была актриса Московского академического театра Вероника Полонская, также замужняя женщина. На момент самоубийства пара встречалась второй год.
В 1990 году в интервью журналу «Советский экран» 82-летняя Поклонская рассказала, как развивались события в то утро — она собиралась на репетицию к Немировичу-Данченко.
Вероника Полонская. Фото: izbrannoe.com
— Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали. » Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету скорой помощи… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»
В предсмертном письме, заготовленном двумя днями ранее, Маяковский называл Лилю Брик и Полонскую членами своей семьи. Просил все стихи и архивы передать Брикам. Последние успели прибыть на похороны, срочно прервав европейское турне. Полонской на прощании не было, мать и сестры поэта считали женщину виновницей его гибели. В Доме писателей три дня непрерывно прощались с Маяковским. После его смерти в 50—60-е года машина советской власти пыталась предать имя Брик забвению. Ее не упомянали в биографиях, как и то, что глашатай революции добровольно покинул этот мир. Однако, роковой роман все же вошел в историю.
«Он хотел заняться любовью». Тюрьма, женщины и гибель Маяковского
Почему детей Маяковского разделял океан? За что он сидел в тюрьме? И кто из его многочисленных женщин был с поэтом в последние минуты?
«Пошли швырять в московские тюрьмы». Молодость за решеткой
Обо всём этом поэт впоследствии написал:
«Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы».
Судя по автобиографии, Маяковский реально был связан с подготовкой побега: «Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы». Тем не менее, через 11 месяцев его отпустили за недостатком улик.
Позднее революционер Исидор Морчадзе вспоминал довольно смелое поведение юноши на дознании:
«Во время составления протокола, когда Владимиру Маяковскому пристав задал вопрос, кто он такой и почему пришёл сюда, Маяковский ответил каламбуром: «Я, Владимир Маяковский, пришёл сюда по рисовальной части, отчего я, пристав Мещанской части, нахожу, что Вл. Маяковский виноват отчасти, а посему надо разорвать его на части»».
«Прежде чем идти к невесте, побывай в Резинотресте!» Гений рекламы
Также Маяковский известен рекламной деятельностью. Особенно прославились плакаты, где его стихи работали в унисон с новаторской по тем временам изобразительной манерой петербургского художника Александра Родченко.
При этом сам Родченко подводил под эту деятельность именно идеологическую базу:
«Я голодал. Но я презирал буржуазию. Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали.
И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам. Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов.
Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией».
А вот Маяковский отзывался об этом деле более прагматично: «Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Думайте о рекламе. Здесь мы ещё щенки. Надо поучиться. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!».
«Барышня и хулиган». От мата до киноаппарата
Бывали в творчестве Маяковского не только двусмысленные, но и вполне себе откровенно-нецензурные стихи:
«Все люди бл. ди,
Весь мир бардак!
Один мой дядя
И тот муд. к».
«Надо мной луна,
Подо мной жена,
Одеяло прилипло к ж. пе,
А мы всё куём и куём детей,
Назло буржуазной Европе».
Ну а полёт мысли одарённейшего поэта оставался грандиозным при любой лексике:
«Не голова у тебя, а седалище.
В твоих жилах моча, а не кровь.
Посадить бы тебя во влагалище
И начать переделывать вновь!»
Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган»
«Он хотел заняться любовью». Любовь и женщины Маяковского
Существует версия, что информацию распространил Максим Горький, влюбленный в барышню. Дошло до того, что спустя годы Маяковский собирался устроить драку с Горьким, но конфликт уладила Лиля Брик. По другой версии, клевету распространил Корней Чуковский.
Элли Джонс. Фото из личного архива
«Он хотел заняться любовью. Я знала, что поцелуями это не ограничится, потому что перед ним невозможно было устоять! Даже в первый вечер он не отпустил меня домой. Ты была совсем маленькой. Ты заснула. Он положил тебя на свою кровать. Он сказал, удивленно посмотрев: «Она дышит!» Ты спала, а мы разговаривали. Потом мы оба легли на кровать, обнялись – и заплакали».
Татьяна Яковлева. Кадр из д/ф «Владимир Маяковский. Третий лишний»
Маяковский даже предлагал Татьяне жениться, посвятив ей сихотворение, прямо названное «Письмо Татьяне Яковлевой». Оно заканчивалось строками:
Одной из главных версий, почему брак всё-таки не состоялся, называют нежелание Яковлевой возвращаться в Россию, на чём Маяковский горячо настаивал. По другой версии, женщину обидел роман поэта с актрисой МХАТа Вероникой Полонской (с которой, по некоторым версиям, Маяковского опять же свела Лиля Брик).
Также в жизни поэта были две женщины, с которыми у него не было романа в привычном понимании слова. В 1921 году художница Елизавета Лавинская родила сына, названного Глебом-Никитой. Много лет спустя стало известно, что отцом мальчика является не её муж, скульптор и живописец Антон Лавинский, а именно Владимир Маяковский. Рассказывается, что сначала супруг художницы воспринял произошедшее негативно, но позже успокоился, так как в их окружении была широко распространена идея свободной любви.
Елизавета Лавинская. Кадр из д/ф «Владимир Маяковский. Третий лишний»
Тем не менее, периодические контакты, рабочие и любовные, продолжались у них до конца жизни Маяковского. Свою последнюю встречу с поэтом Брюханенко описывает так:
«Редакция поручила мне съездить к Маяковскому, чтобы тут же, при мне, он сделал исправления и подписал рукопись к печати. Я приехала к нему в Гендриков переулок.
«Поздно. Умер…» Как погиб Маяковский
«Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей…
Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали. «
Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи…» Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»»
Проводя обыск, в квартире поэта нашли предсмертное письмо, подготовленное два дня назад и содержавшее его последнее стихотворение:
«Как говорят-
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид».
125 лет со дня рождения Маяковского: как поэт жил в Москве
Несчастливое число
В возрасте 15 лет Маяковский вступил в РСДРП, получил партийную кличку «товарищ Константин» и был направлен пропагандистом в Лефортовский район. После первого ареста полиция стала усиленно следить за молодым большевиком и дала ему кличку «Высокий».
Переломным в судьбе поэта стал третий арест в 1909 году. «Его семья участвовала в побеге 13 каторжанок из Новинской женской тюрьмы. Маяковский с мамой и сестрами смолили канат и готовили им сменную одежду. Девушки из-за ужасного обращения собирались покончить с собой. Побег стал единственным успешным за всю историю женских тюрем», — рассказал «Газете.Ru» Данил Мухаметов, специалист Музея В.В. Маяковского.
Владимира очень скоро выследили и отправили в Басманный полицейский дом, а после допроса –– в Мясницкий, «где заключенные за зычный бас избрали его старостой».
Здесь 16-летний парень стал авторитетом и всколыхнул привычный образ жизни заключенных. Смотритель Мясницкого писал о нем в Охранное отделение: «16 сего августа в 7 часов вечера [Маяковский] был выпущен из камеры в клозет, он стал прохаживаться по коридору, подходя к другим камерам и требуя от часового таковые отворить, на просьбы часового войти в камеру — отказался.
Маяковский стал кричать по коридору, дабы слышали все арестованные, выражаясь: «Товарищи, старосту холуй гонит в камеру», чем возмутил всех арестованных, кои, в свою очередь, стали шуметь.
Сообщая о сем Охранному отделению, покорно прошу не отказать сделать распоряжение о переводе Маяковского в другое место заключения».
Учетная карточка Маяковского в Московском охранном отделении, 1908 год
После такой яркой характеристики условия заключения Маяковского стали гораздо жестче: его перевели в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру №103, и лишили прогулок.
«Камера — шесть шагов в диагонали. Откидной стол, откидная койка. Табуретка. Параша. В шесть утра свисток, подъем, уборка. Приходит уголовник, выносит парашу. В дверную форточку подают хлеб, через двадцать минут кипяток, в одиннадцать часов водянистые щи, иногда с куском мяса, гречка или пшенка. По средам и пятницам — только постное: горох. В шесть жидкая каша и вечерняя поверка. Иногда прогулка — не общая, под надзором, двадцать минут во внутреннем дворе. Раз в две недели баня. Любое нарушение режима, громкое требование, недовольство — карцер», –– пишет биограф поэта Дмитрий Быков.
Сам Маяковский в своих воспоминаниях называет 11 бутырских месяцев важнейшим временем. За это время у него набралась целая тетрадь стихов, которые он впоследствии называл «ходульными и ревплаксивыми», и радовался, что тетрадь отобрали при выходе из тюрьмы: «А то б еще напечатал!».
Поэт не любил вспоминать время своего заключения и с тех пор терпеть не мог число 103: никогда не останавливался под ним в гостиницах и всегда менял в гардеробе номерок, если на нем были ненавистные три цифры.
Красная Пресня: от революции до дочери
Квартира поэта на Красной Пресне является последней сохранившейся из 15 квартир, в которых семья Маяковских успела пожить с момента переезда из Грузии в Москву в 1906 году. Причем шесть из них находились в одном и том же районе, ставшем символом революции.
В первой от входа комнате жил Владимир, следующая принадлежала матери – Александре Алексеевне, которая обустроила в своей комнате еще и столовую. Угловая комната оставалась двум сестрам Маяковского — Ольге и Людмиле. В квартире также имелась комната с отдельным входом, которую Маяковские сдавали.
«Семья тогда жила очень бедно, поэтому это было неплохим способом заработка. Снимали комнату, как правило, их знакомые, приезжие из Грузии, студенты. Одно время постояльцем был Велимир Хлебников», — рассказывает Мухаметов.
1913-1915 годы, когда Маяковский жил на краснопресненской квартире, стали определяющими для него как для поэта. В это время он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с одним из основоположников русского футуризма Давидом Бурлюком. Однажды, прогуливаясь ним по Сретенскому бульвару, Маяковский смущенно рассказал ему свои стихи, которые выдал за творчество своего дальнего родственника.
Проницательный Бурлюк сразу его раскусил, сказав: «Да это ж вы сами и написали. Да вы же гениальный поэт!»
С тех пор он поддерживал Маяковского морально и материально — давал 50 копеек в день на еду, чтобы поэт мог заниматься творчеством.
Именно из квартиры на Красной Пресне Маяковский в конце 1913 года уедет в знаменитое турне футуристов по южным городам России, а потом и вовсе начнет самостоятельную жизнь в отдельной квартире в Санкт-Петербурге. С 1915 года семья тоже переезжает на новое место, уже без Володи. Эта квартира станет последней из тех, где Маяковский жил с мамой и сестрами.
В 60-х годах старшая сестра поэта Людмила взялась за обустройство квартиры, чтобы сделать из нее музей. Сейчас здесь располагается экспозиция, посвященная американской семье Маяковского –– переводчице Элли Джонс и их дочери Патриции Томпсон, которых поэт был вынужден скрывать от НКВД.
«Наконец-то мы были у себя»
С 1915 года Маяковский посвящает все свои стихи женщине, превратившей его личную жизнь в самый скандальный роман советского времени – «брак втроем». Поэт встретил Лилю Брик, когда она уже была замужем.
Лиличка разделяла его чувства, однако и с супругом расставаться не планировала. Да и муж Лили, Осип Брик, воспринимал свободные отношения нормально, считая ревность и собственничество признаком мещанства.
Именно поэтому Маяковский довольно скоро переехал к ним в квартиру в Полуэктовом переулке (сейчас Сеченов переулок). Жили в тесноте да не в обиде –– «семья на троих» умещалась в одной маленькой комнате: «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».
В 1926 году Брики и поэт переехали в четырехкомнатную квартиру в Гендриковом переулке (сейчас переулок Маяковского). На ремонт помещения с ободранными обоями и клопами на потолке пришлось потратить внушительную сумму: Маяковский взял все расходы на себя и составил смету на 3000 рублей.