Майков что изучает история

Майков что изучает история

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История России

Вы стоите в начале большого пути, который приведёт вас в мир исторических знаний. Как и ко всякому увлекательному путешествию, к изучению истории необходимо подготовиться, и поможет в этом учебник, который вы держите в руках. Он расскажет вам, как работают историки и какие науки помогают учёным изучать прошлое, как работать с учебными материалами и как читать историческую карту.

Вы узнаете, что изучает история и какие существуют источники исторических знаний. История окружает нас — она в названиях улиц и городов, стран и континентов, именах и фамилиях, гербах и гимнах, флагах и знамёнах. История — в великом прошлом всего человечества, его свершениях и открытиях.

Учебник состоит из 12 параграфов, часть из которых отмечена звёздочкой (*). Эти параграфы вы сможете изучать самостоятельно, на факультативных занятиях, исторических кружках и так далее.

Надеемся, что разнообразные вопросы и задания, сопровождающие параграфы учебника, помогут вам закрепить полученные знания, отработать навыки самостоятельной исследовательской работы. Доброго вам начала!

§ 1. Что изучает история

История — наука о прошлом

Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. Смотрели фильмы о том, как создавались первые автомобили или летательные аппараты. Наверное, читали книги о древних государствах мира и событиях, которые произошли много лет назад.

Посмотрите на иллюстрации (с. 4-5). Что их объединяет?

Такие автомобили можно увидеть только в музее. Такую одежду теперь не носят. Вид Московского кремля времён великого князя Ивана Калиты, который правил с 1325 по 1340 г., далёк от современного. На всех этих иллюстрациях изображено то, чего сейчас уже нет. Всё это было в прошлом.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Автомобиль начала XX в.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1897 г.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

A.M. Васнецов. Московский кремль при Иване Калите. 1921 г.

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей. История помогает узнать, как жили люди когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали. Люди творят историю.

Вы начинаете знакомиться не с отдельными рассказами о знаменательных и поучительных событиях прошедших лет, а с наукой, которая всесторонне изучает прошлое человечества. У этой науки есть свои правила и законы. С некоторыми из них вы познакомитесь в этом учебнике, он поможет вам подготовиться к изучению истории.

2. Как работают историки

Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Геродот

Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древности. Один из первых историков — Геродот* — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.

Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина». Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить, как и почему именно так происходили события в действительности. Кроме того, обязательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть назвать дату (день, месяц, год, столетие).

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

В. Хит. Битва при Ватерлоо. 1816 г.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1828 г.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

А.П. Бубнов. Утро на Куликовом 1943-1947 гг.

События, которые изобразили художники на своих полотнах (см. с. 6—7), действительно имели место в истории. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо (1815 г.), извержение вулкана Везувий (79 г.), засыпавшее Помпеи пеплом, Куликовская битва (1380 г.) — исторические факты. Знакомясь с картинами на историческую тему, всегда обращайте внимание на то, какие события на них изображены, где и когда они происходили. Учебники, словари и справочники по истории помогут вам лучше разобраться в событиях прошлых лет.

Участниками важных событий могли быть ваши родители, бабушки, дедушки и близкие вашей семье люди. Они сообщат вам много интересного из своей жизни. Это тоже история. Наиболее значительные факты запишите в тетрадь, укажите, где и когда они произошли. Не торопитесь сделать это к следующему уроку. Эта серьёзная работа займёт у вас несколько дней. Так вы сохраните часть истории близких людей.

1. Что изучает наука история?

2. На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?

Источник

Урок в 5 классе «Путешествие в страну История»

Предмет: Введение в историю

Тема: Путешествие в страну История.

Учебник: История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Майков.- 2-е изд., дораб.-М.: Вентана- Граф, 2016.

Презентация по теме.

Обязательный минимум содержания : что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Из чего складываются исторические знания?

Планируемые результаты урока

1.1Определяют на элементарном уровне задачи исторической науки.

1.2.Раскрывают значение терминов история, факт.

2.1Познавательные: владение смысловым чтением самостоятельно вычитывание актуальной информации, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

2.2.Регулятивные: определяют цель и проблему учебной деятельности, планирование деятельности в учебной ситуации, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

2.3 Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

3.1Проявляют интерес к новому учебному материалу .

3.2.В ысказывают суждения о роли археологии в изучении прошлого.

3.3Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю, определении проблемы урока

Технологическая карта урока:

-Ребята к нам пришло письмо. В нем зашифрована тема урока.3.1.

Записывает тему урока на доске: Путешествие в страну История.

-Поможет нам в этом путешествии ваш сверстник – любознательный пятиклассник Антошка. Он побывал в гостях у интересных людей.

-Работа с текстом по памятке (форзац учебника)

– Что хотят доказать учёные-историки, проводя археологические раскопки?

-Найдите и прочитайте мнение Антошки. 2.1.

Один из учеников читает текст на раздаточном листе

«Когда появился древний город.»

– Для учёных-историков важно установить когда появился древний город.

-Антошка считает, что совсем необязательно знать о том, что было в прошлом.

-Сравните мнение учёных – историков с мнением Антошки. В чём противоречие? 2.2.

-Какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске учебную проблему урока:

Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

-Записывает ключевые слова :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так.

-Предлагают любые версии (даже самая абсурдная). 3.1

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

1.Поиск решения проблемы (открытие нового знания

– Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? 2.1.2.

-Чтобы узнать о прошлом; понять, почему это происходило именно так нам необходимо познакомиться с наукой –историей. Что для этого нужно сделать сегодня на уроке?

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Работа с понятиями

Объясните, что означает слово «история».

— Согласны ли вы с этими определениями? Какое слоао пропущено? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3.3

Наука,
которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом , называется историей

Обобщая ответы детей, записывает их в виде пунктов плана на доску:

-все это было в прошлом

— Выбирают средства достижения цели 2.3

-Наука,
которая изучает прошлое, называется историей.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

— Наука,
которая изучает жизнь и деятельность людей называется историей

(Ответы иллюстрируются) Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Выясняют два значения слова:

1) история– процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

2.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Предлагает выполнить задания:

— работа с биографией Геродота (составить схему –работа в парах в тетради)

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает историяМайков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает историяМайков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

страна занятия время

-работа с отрывком из «Истории» Геродота 2.1.2.3

-Почему Геродоту не всегда верят современные историки?

— Найдите значение понятия факт. Работа с учебником.стр.6-7

-Объясняют, что можно узнать о жизни Геродота

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает историяМайков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает историяМайков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Греция писатель до н.э.

-Определяют, что является фактом.3.

Выражение решения проблемы.

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

— Чьи версии подтвердились? 3.3

Предполагаемый вывод по проблеме:

-История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания. 2.2

-люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. 1.1

Высказывают аргументировано своё мнение. 1. 1.

Алгоритм «Самооценки» 3.3

-Как вы думаете, можно ли заглянуть в прошлое?

-На какие вопросы отвечают историки? 2.

Высказывают свои предположения. 2.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

-Здравствуйте! А что вы здесь копаете? – спросил Антошка.

— Да вот мой друг, историк археолог, ищет здесь древние развалины и хочет доказать, что уже 2500 лет назад на этом месте был город.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история1. Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает историяМайков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

2.А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история3.

Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

4. Майков что изучает история. Смотреть фото Майков что изучает история. Смотреть картинку Майков что изучает история. Картинка про Майков что изучает история. Фото Майков что изучает история

Источник

Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс. Майков. Годер

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

Конституция Российской Федерации, 1993 г.;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

Фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»);

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по истории;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;

Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru);

Основная общеобразовательная программа основного общего образования;

Примерная программа по учебным предметам по истории. М.: Просвещение, 2011;

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и другие]. — 2-е издание, доработанное. — Москва: Просвещение, 2014. — 144 страницы;

Требование к рабочей программе МБОУ «Новопавловский УВК»;

Образовательная программа МБОУ «Новопавловский УВК» утверждённая педагогическим советом №1 от 31.08.2015;

Учебный план на 2015 – 2016 учебный год МБОУ «Новопавловский УВК»;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях — СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189, зарегистрированном в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);

Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

Рабочая программа предполагает изучение курса всеобщей истории в 5 классе общеобразовательной школы. Содержание программ соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра, составлена на основе примерной программы и авторской программы Вигасина А.А., Годера Г.И. издательство «Просвещение», 2014 г.

Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5 класса. В ней конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курса: «История Древнего мира» (5 класс), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

информационно-ориентировочную функцию, которая обеспечивает понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение высокого качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения истории в современной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программ реализуются три основные функции истории:

познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;

практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливают на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия — человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа предполагает использование в учебнике по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, нацеленного на выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсе всеобщей истории для 5 класса основной школы. Для поиска общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход должен быть основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание Примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Этот подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:

принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое пиление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;

принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Основные ценностные ориентиры программы.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся научиться:

создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Школьный курс «Всеобщая история» в 5 классе должен ввести учащихся основной школы в науку, т. е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Базисный учебный план (БУП) для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет 70 ч (2 ч. в неделю) на изучение всеобщей истории в 5 классе основной школы. Из них 11 ч отведено на пропедевтический курс, 59 на Историю Древнего мира.

В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по отельным разделам, повторение всего изученного за курс «История Древнего мира».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений;

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС (11 ч)

Тема 1. Введение в историю (11 ч)

Что изучает история? (1 ч). Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом (1 ч). Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. Архивы и библиотеки. Музеи.

Историческая карта (1 ч). Отличия географической карты от исторической. Чтение карты. Легенда карты. Работа с контурными картами по истории.

Археология — помощница историков (1 ч).

Наука о народах и наука о прошлом (1 ч).

Знать своих предков — знать историю (1 ч). Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Моё имя.

Географические названия — свидетели прошлого (1 ч).

О чём могут поведать герб, флаг и гимн (1 ч). Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамёна. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

Как работать с учебными материалами по истории (1 ч).

Повторение и контроль по теме: «Введение в историю» (1 ч).

РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч)

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Древнейшие люди (1 ч). Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей (1 ч). Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований (1 ч). Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Возникновение земледелия и скотоводства (1 ч). Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати (1 ч). Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение и контроль по разделу: «Жизнь первобытных людей» (1 ч). Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (16 ч)

Тема 4. Древний Египет (5 ч)

Государство на берегах Нила (1 ч). Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы, ремесленники и вельможи в Египте (1 ч). Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов (1 ч). Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса 111. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия и искусство древних египтян (1 ч). Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Письменность и знания древних египтян (1 ч). Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Тема 5. Западная Азия в древности (6 ч)

Древнее Двуречье (1 ч). Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1 ч). Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Финикийские мореплаватели (1 ч). География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное морс и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Библейские сказания и Древнееврейское царство (1 ч). Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава (1 ч). Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей» (1 ч). Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч)

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии (1 ч). Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты (1 ч). Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой.

Чему учил китайский мудрец Конфуций (1 ч). Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая (1 ч). Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: Глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение и контроль по разделу: «Древний Восток» (1 ч). Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Тема 7. Древнейшая Греция (4 ч)

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне (1 ч). Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя (1 ч). В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (1 ч). Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэм ы.

Религия древних греков (1 ч). Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1 ч). География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах (1 ч). Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта (1 ч). География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей (1 ч). Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности (1 ч). Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве (1 ч). Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу (1 ч). Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (3 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.

В гаванях порта Пирей и городе богини Афины (1 ч). В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах, гимнасиях и театре (1 ч). Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле (1 ч). Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии (1 ч). Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток (1 ч). Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской (1 ч). Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение и контроль по разделу: «Древняя Греция» (1 ч). Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ VI. ДРЕВНИЙ РИМ (16 ч)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим (1 ч). Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии (1 ч). Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики (1 ч). Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном (1 ч). Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме (1 ч). Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (3 ч)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов (1 ч). Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака (1 ч). Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря и установление империи (1 ч). Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи (1 ч). Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

В Риме при императоре Нероне (1 ч). Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение (1 ч). Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. и. э (1 ч). Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Вечный город и его жители (1 ч). Все дороги ведут в Рим. Город Рим — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

Римская империя при Константине (1 ч). Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами (1 ч). Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)

Итоговое повторение и контроль по курсу: «История Древнего мира» (2 ч). Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *