Майкрософт проджект что это
В помощь менеджеру: планируем проект в MS Project
Инструменты для планирования в digital — вечная тема для споров. Не весь софт одинаково полезен, а нужный бывает сложным. MS Project как раз такой.
Знакомьтесь, это Microsoft Project, сложное ПО для управления проектами. Помогает менеджеру в текущих задачах: планировать, распределять ресурсы, анализировать сложность проекта. Автоматически делает отчеты и считает сметы. Если в нем разобраться, может стать незаменимым.
Программа похожа на MS Excel, но содержит больше функций. Визуально выглядит так: в левой части — таблица с данными: задачи, время и трудозатраты. В правой — графики, например, диаграмма Ганта.
Как строить планы в MS Project
Создайте новый проект
В программе есть разные шаблоны, например, Простой план проекта, Запуск нового продукта или Гибкое управление проектами. Выберите подходящую структуру или откройте Новый проект.
Определите задачи
Они зависят от типа проекта. Сначала пропишите общие этапы, а потом разделите на конкретные. Для примера будем делать простой интернет-магазин. Этапы могут быть такими: аналитика, главная страница, каталог товаров, интеграция с сервисами оплаты и доставки, личный кабинет.
На верхней панели выберите блок Задача и найдите кнопку Суммарная задача. С ее помощью создайте все общие этапы. Позже добавьте подробностей.
Конкретизируйте задачи
Подумайте, какие войдут в каждый этап. Добавьте их в таблицу с помощью кнопки + Задача. Или дважды кликните мышкой по пустой графе, куда хотите вставить задачу. Откроется такое окно.
В этом окне отредактируйте сведения о задаче. Например, название или длительность, если она уже известна. Когда нет точных данных, ставьте галочку в графе Предварительная оценка. Примерная длительность задачи отобразится в таблице со знаком вопроса.
Добавьте задачи в таблицу. У нашего интернет-магазина они будут следующие.
Для главной страницы и каталога товаров:
Для оплаты и доставки:
Для личного кабинета:
Определите длительность задач
Для этого слева от каждой из них есть графа, в которой можно выбрать тип планирования. При автоматическом программа определяет длительность задачи, при ручном вы сами меняете даты. Выберите подходящий.
Установите зависимости между задачами
Пока вы вносите начальные данные о проекте в таблицу слева, справа автоматически строится диаграмма Ганта. Чтобы она отображалась корректно, установите зависимости между задачами. Например, чтобы сделать прототип интернет-магазина, сначала нужно собрать требования. То есть, третья задача списка зависит от второй. Все задачи программа нумерует автоматически по мере их появления.
Проставьте зависимости в графе Предшественники. Получится так.
Распределите ресурсы
Теперь раздайте задачи команде и отразите это в таблице. В правом нижнем углу есть пять разных вкладок. Диаграмма Ганта (большую часть времени вы будете проводить в ней), Использование задач, Визуальный оптимизатор ресурсов, Лист ресурсов и Отчет.
Выберите Лист ресурсов. В него внесите всех сотрудников, которые работают на проекте, их ставки за час работы и график. Укажите должности или фамилии, если в команде несколько сотрудников занимают одинаковую позицию. Так вы сможете избежать путаницы.
Допустим, что в команде по одному сотруднику на каждую должность. Вот, что получится.
Вернитесь во вкладку Диаграмма Ганта. Найдите графу Ресурсы и проставьте должности исполнителей напротив каждой задачи.
В проекте по созданию интернет-магазина аналитик отвечает за все задачи по аналитике, дизайнер — за дизайн, верстальщик — за вестку, программист — за разработку.
Если какой-то ресурс перегружен, программа это покажет: слева от задачи появятся красные человечки.
Устраните проблему перегрузки
Для этого перейдите в Визуальный оптимизатор ресурсов. Он выглядит так.
Видно, что перегружен программист. Вернитесь назад в Диаграмму Ганта. На верхней панели выберите вкладку Ресурс, а потом кнопку Автоматическое выравнивание ресурсов. Программа сама перераспределит задачи так, чтобы разгрузить программиста. Но учитывайте, что время работы над проектом при этом увеличится.
Заключение
Мы немного познакомились с MS Project. Теперь с ее помощью вы можете планировать, распределять задачи и анализировать работу. Это только базовые навыки. Программа сложная, в ней много разных функций, некоторые никогда не пригодятся. Другие здорово упрощают жизнь, но не так просто их найти и научиться ими пользоваться.
Начинающему менеджеру проектов не обойтись без опытного наставника. На курсе Skillbox вас научат правильно работать с программой MS Project. Покажут, как ее использовать, чтобы упростить не только планирование, но и весь контроль над проектом.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Использование MS Project для управления проектами по разработке ПО
Небольшое введение
Вся методология — это просто набор простых методов и рекомендаций по использованию MS Project для решения прикладных задач руководителя проекта. Сразу оговорюсь, что методология не претендует на универсальность, и применима только при некоторых ограничениях, которые я буду упоминать по ходу повествования.
Для начала, давайте вспомним, что обычно требуется от руководителя проекта. Для опытных руководителей это очевидно, а начинающим (или только собирающимся стать руководителями) будет полезно лишний раз вспомнить. Итак, проект по разработке программного обеспечения — это создание некоторое уникального продукта. На разных этапах жизненного цикла проекта от РП требуется решать различные задачи.
Перед началом проекта
Примечание. Мне никогда не приходилось иметь дела с явными денежными оценками проекта, и, как я сейчас понимаю, это серьезное упущение. Все проекты, которыми я руководил, исполнялись сотрудниками компании. Команда проекта формировалась на всё время проекта, некоторые специалисты привлекались на определенное время. Фактически, от меня требуется оценка количества требуемых исполнителей, а также сроки их привлечения. Как мне кажется, это достаточно типичная ситуация для компаний, занимающихся разработкой ПО. В итоге все сводится к оценке трудозатрат, которая, с использованием эмпирических формул, превращается в оценку стоимости проекта. Как видим, присутствует прямая зависимость стоимости проекта от его сроков.
В процессе выполнения проекта
В условиях упомянутых ограничений, основной задачей руководителя проекта является обеспечить выполнение проекта в заявленный срок, а это непосредственно
влияет на его стоимость. Непредвиденные обстоятельства, которые обязательно сопутствуют любому проекту, могут привести к срыву сроков. Строго говоря, сроки проекта могут неожиданно и сократиться, но, честно говоря, я такого никогда не видел. От руководителя требуется своевременно реагировать на такие события, чтобы уменьшить негативные последствия. Единственный известный мне способ решения этой задачи — это аккуратное планирование, регулярное отслеживание надвигающихся проблем и корректирование планов.
При завершении проекта
При завершении проекта руководитель обычно оглядывается назад и подводит итоги проекта. Чаще всего требуется оценить насколько проект выбился из плановых графиков и почему это произошло.
Что умеет MS Project
Несмотря на внешнюю сложность, MS Project очень прост в идейном плане. Он оперирует тремя сущностями — задачи, ресурсы, календарь и связи между ними. По сути — это база данных, пользовательский интерфейс для создания и редактирования сущностей и минимальная, довольно простая автоматизация (то, что Project делает сам, в ответ на введенные данные).
Разберем вкратце свойства сущностей.
Задача имеет длительность, объем, назначенный ресурс и еще чертову уйму различных свойств. Если встроенных свойств не хватает, можно добавить свои — этим мы потом воспользуемся. Задачи могут быть связаны между собой различными отношениями (предшественники, последователи и т.п.).
Ресурс имеет много описательных свойств, но самое главное — для него можно
задать доступность во времени, для этого используется календарь. Ресурс может быть
назначен на задачу.
На основе этих данных Project умеет делать различные представления с использованием
фильтров, группировок, сортировок и т.п. Кроме этого он умеет по некоторому алгоритму
вычислять сроки начала и окончания задач с учетом доступности назначенных ресурсов
и связей между задачами. Вот, собственно, и почти все что он умеет.
Давайте посмотрим, какую пользу можно из этого извлечь
Как это использовать
Примечание Чтобы было понятнее, я уточню некоторые общие свойства проектов,
с которыми я работал. Итак, речь идет о проектах по разработке программного обеспечения,
которые состоят из нескольких этапов. В конце каждого этапа мы должны получить некоторый
осязаемый результат, который будет предъявлен заказчику, поэтому для нас важно оценить
срок не только проекта в целом, но и каждого этапа. Повторяю, единственный вид ресурсов
который требуется — это люди, причем мы не нанимаем специалистов со стороны, а используем
возможности уже работающих сотрудников.
Подготовка плана
Общие рекомендации
Балансировка проекта
Самым главным в методике является именно балансировка. Цель этого процесса — подготовить план, в котором работы достаточно равномерно разделены между исполнителями на всем протяжении.
После первичной подготовки плана обычно получается полное безобразие, а не проект. Поэтому начинаем приводить его в порядок. Приведение в порядок заключается в ручной балансировке назначений исполнителей и разделений на этапы. Для этого используем группировку задач по исполнителям, чтобы увидеть как разложились задачи. Для удобства просмотра рекомендую сортировать задачи по дате начала.
Группировка задач по исполнителям
Примечание. Теоретически, для оценки загрузки полагается использовать графики
загрузки пользователей. Эти графики хороши (наверное) для начальства, когда они
оценивают готовый проект. Но они непригодны на этапе создания плана, так как показывают
что все плохо, но совершенно не дают информации почему это так и что можно сделать.
Задача, которая приводит у удлинению срока этапа, но при этом не является необходимой
для получения результата этапа может быть перенесена на этап позже. И наоборот,
если в этапе присутствуют «дыры» в загрузке исполнителей, а изменить исполнителей
не получается, то можно попробовать взять задачи из следующего этапа.
Делать все это, к сожалению, приходится вручную, выполняя выравнивание загрузки ресурсов после каждого изменения. Несмотря на кажущуюся сложность, этот процесс обычно занимает конечное время. Проект на год из 8 участников, разбитый на 4 этапа я приводил в порядок менее чем за час.
Теперь еще раз внимательно смотрим на проект, убеждаемся, что связи между задачами расставлены правильно, что ничего не забыто, а назначения исполнителей соответствуют их специальностям и квалификации.
Учет рисков
Теперь — последний штрих: учет рисков. Честно признаюсь, я не занимался серьезным управлением рисками, но учитываю возможность возникновения определенных форсмажоров (таких как болезни исполнителей, забытые работы и т.п.). Для этого я добавляю в каждый этап фиктивную задачу с минимальным приоритетом, под названием «прочие работы» для каждого ресурса. После выравнивания ресурсов эти задачи оказываются в конце этапа. Длительность этих задач зависит от вероятности возникновения и степени вляния рисков, она зависит от способа определения оценок длительностей задач, здоровья членов команды и степени паранойи руководителя проекта. Обычно я выставлял длительность «прочих работ» примерно от трети до четверти длины этапа.
В результате всех перечисленных манипуляций у нас получается план выполнения проекта, с которым можно работать.
Работа с планом
Отслеживание выполнения с группировкой по компонентам
Примечание. Обычно я не двигаю задачи по календарю, а только отмечаю насколько они выполнены. Отклонение от плана я отслеживаю по отклонению суммарной задачи проекта от текущего момента.
Есть другая стратегия — внесение изменений в сроки задач, «выталкивая» невыполненные задачи вперед. При таком подходе для отслеживания отклонений от плана можно использовать другую полезную функцию MS Project — базовый план. Базовый план — это просто сохраненный снимок состояния задач. Его можно сделать в начале проекта. Для сравнения текущего плана с базовым, открываем «диаграмму Ганта с отслеживанием». Для динамичного плана, когда порядок выполнения задач часто меняется, это может оказаться неудобным, поэтому я вставляю в проект контрольные точки, отражающие некоторые важные результаты проекта, и отслеживать отклонения от базового плана только для них.
Диаграмма Ганта с отслеживанием
Управление структурой задач с помощью пользовательских полей
Я категорически рекомендую не использовать суммарные задачи в MS Project для функциональной декомпозиции или категоризации задач. Дело в том, что иерархия задач в MS Project сильно завязана на их последовательность. А часто хочется посмотреть на задачи в разной последовательности, при этом вся структура «рассыпается». Для управления структурой задач я рекомендую использовать Пользовательские поля. MS Project имеет предопределенный набор полей с неопределенным заранее поведением, которые мы можем использовать так, как нам удобно. Например, для разбивки задач по компонентам нужно на основе текстового поля Текст1 создать поле Компонент и задать для него список значений, соответствующий компонентам системы.
Создание пользовательского поля
После этого мы получаем возможность указать для каждой задачи компонент, к которому она относится, и, используя группировку задач по компонентам, отслеживать как идут дела.
Группировка задач по компонентам
Пользовательские поля позволяют разделять задачи по нескольким категориям, например, я разделял задачи по типу работ: Разработка, Тестирование, Документирование.
Упомяну для любопытных, что в MS Project также можно задать правила рисования диаграмм на основе свойств задач. При желании, можно сделать так, что задачи по разным компонентам будут иметь разные цвета, причем цвет будет определяться только свойством задачи, его не нужно задавать вручную для каждой задачи. Такие настройки не требуют написания сриптов, а делаются штатными средствами настройки диаграмм.
Использование пользовательских полей, а также встроенные в MS Project функции фильтрации, сортировки и группировки задач позволяют получить самые разные представления, которые позволяют получить ответы на многие вопросы, которые возникают у руководителя проекта.
Завершение проекта
В конце проекта мы получаем план, в котором все задачи выполнены. Обычно я стараюсь сохранять также и исходный план, хотя бы в качестве базового. Честно говоря, на этом этапе от MS Project мало проку, так как интересуют не плановые значения, а фактические. Какие-то решения этой проблемы предлагает MS Project Server, там есть возможность учитывать фактические трудозатраты, но это уже за пределами данной статьи.
Заключение
Я попытался обобщить свой опыт использования MS Project для практического решения задач, которые возникали передо мной, когда я руководил проектами по разработке ПО. Описанная методика не претендует не универсальность, но она, как мне кажется, достаточно проста и логична, при этом позволяет решать практические задачи руководителя проекта.
Использование этого подхода позволило мне успешно и в срок завершить не один проект.
Правда, случались и сбои. Это происходило, как правило, тогда, когда плохо была проведена подготовительная часть проекта, а именно — постановка задачи. Т.е. в результате проекта получалось не совсем то, что требовалось, а понимание этого приходило слишком поздно.
Наверняка я что-то упустил, не стесняйтесь задавать вопросы.
Microsoft Project
Встречайте простой, мощный и обновленный проект Microsoft Project для всех.
Получите Microsoft Project от 720,00 ₽ в месяц.
Работайте четко, сосредоточенно и ответственно. Успешно справляйтесь с любыми задачами: от небольших проектов до крупных инициатив. Даже если вы не руководитель проекта, почувствуйте себя главным с помощью простого, но функционального приложения.
Простое управление проектами
Легко начинайте работу — легко управляйте проектом
Работайте уверенно с помощью мощного инструмента для управления проектами. Вам одинаково легко будет как приступить к работе, так и управлять проектами.
Без труда справляйтесь с трудоемкими проектами
Даже сложными проектами легче управлять, если вы можете выбрать наиболее подходящие для вас методы и инструменты.
Microsoft Project и Microsoft Teams — в единстве сила
Используйте Project и Teams, чтобы наладить эффективную совместную работу и управление проектами, включая обмен файлами, общение в чатах, проведение собраний и многое другое.
Работайте в тесном контакте даже на расстоянии
Работайте вместе над проектами, даже находясь на разных континентах. Обеспечьте всем участникам команды возможность одновременно обновлять задачи, чтобы ваша коллективная работа была еще продуктивнее.
Microsoft Project: для чего нужна, как работать с программой
MS Project – узкоспециализированное, но достаточно сложное и комплексное ПО, представляющее собой средство управления проектами. Такое определение содержит мало конкретики, поэтому о назначении и основных функциях программы, входящей в состав Microsoft Office, стоит рассказать более детально и подробно.
Что это за программа, её основные функции и возможности MS Project
Управление проектами предполагает контроль над комплексом мероприятий, направленных на управление ресурсами в рамках проекта, анализ объёмов выполненных работ и отслеживании достигнутого прогресса. Механизм планирования основан на использовании метода расчёта критичного пути с визуализацией с помощью диаграммы Ганта.
Существует несколько вариантов программы:
Хотя MS Project входит в состав офиса, на официальном сайте софтверной корпорации можно скачать любой вариант программы.
На первый взгляд может показаться, что это сложный в освоении продукт, но на самом деле пугаться не стоит – принципы, заложенные в основу пакета, сами по себе достаточно просты. Рассмотрим схематическое описание программы Project, и тогда многое станет ясно.
Задача
Любой проект ставит перед собой определённые цели, которых нужно добиться. Поэтому процедура планирования начинается с составления перечня задач, которые и являются основными объектами проекта
Ресурс
Раз есть цель, нужны и средства для её достижения. Это могут быть материалы, оборудование, финансовые потоки. И, конечно же, людские ресурсы.
Назначение
Собственно планирование означает составление (расчёт) шагов/, направленных на реализацию поставленных задач, с указанием сроков и задействованных ресурсов.
Таким образом, используя Microsoft Project, можно не только разработать проект, но и распланировать время его выполнения с трудозатратами, выполнить оптимизацию этого плана и отслеживать его выполнение.
Как скачать MS Project
Если у вас нет офисного пакета, вы можете скачать программу с сайта производителя (office.com). Но для начала нужно войти, используя данные учётной записи Microsoft – в этом случае можно скачивать версии, не требующие подписки, а если это ваша рабочая учётная запись, то будут доступными и версии с подпиской.
Итак, выбираем пункт меню «Установка Office». Для рабочей учётки при наличии подписки нужно будет прокрутить перечень продуктов, установленных в компании, а если подписка типа Microsoft 365, выберите опцию «Службы и подписки» — там будут присутствовать все приобретённые вашей организацией продукты офисного пакета.
Ищем в этом списке Project и жмём кнопку «Установить».
Установка и настройка Microsoft Project
В разных браузерах процедура установки инициируется нажатием кнопки с разными названиями: «Запустить» в продуктах Microsoft (IE, Edge), «Сохранить» в Firefox, «Настройка» в Google Chrome. Во время установки может появиться надпись, требующая ваше разрешение на внесение изменений на ПК устанавливаемой программой, следует ответить утвердительно.
Инсталляция завершится, когда на мониторе появится надпись «Готово», после чего запустится небольшой презентационный ролик с указанием, как запустить MS Project.
Собственно настройки производить не нужно – программа полностью рабочая.
Как пользоваться MS Project
Программа скачана, установлена, запущена. Что дальше? Рассмотрим основные этапы формирования собственного проекта.
Создание нового проекта
Поскольку мы новички, без использования шаблона не обойтись. Можно, конечно, нажать кнопку «Новый проект», но мы лучше выберем что-нибудь наполовину готовое, например, «Простой план проекта».
Определите задачи
Пускай мы хотим создать интернет-магазин. Первое, что нужно сделать, – определиться с этапами. Можно начать с укрупнённых, а затем их конкретизировать. Пример разбиения проекта на этапы:
Добавление общих этапов производится кнопкой «Суммарная задача», расположенной на верхней панели программы. Позже этапы можно будет разбить на более мелкие.
Конкретизируйте задачи
Когда общие задачи сформулированы, пришла пора подумать, как их реализовать, то есть конкретизировать перечень мероприятий пол каждому этапу. Для внесения каждого подэтапа жмём кнопку «+ Задача» или делаем двойной клик по пустой графе нужного этапа.
Откроется новое окно, в котором следует указать некоторые параметры этапа:
В нашем случае разбиение на более мелкие задачи может иметь следующий вид:
Определите длительность задач
Каждый этап и подэтапы имеют колонку (слева от наименования), в которой указывается тип планирования. При выборе автоматического способа длительность задач, начальная и конечная даты проставляются программой, в ручном режиме длительность и даты устанавливаются вами.
Установите зависимости между этапами
По мере внесения данных в левой панели Project начинает строить временную диаграмму Ганта, но без учёта взаимосвязи отдельных задач, что будет неправильно. Скажем, личный кабинет и каталог между собой практически не связаны, их можно разрабатывать параллельно, а вот прототипирование интернет-магазина не начнёшь, пока не будут определены требования, то есть вторая задача может быть начата только после завершения первой. Вот такие связи и нужно проставить, установив в колонке «Предшественник» номер задачи, без завершения которой приступать к реализации текущей невозможно.
Распределите ресурсы
Теперь, когда построена временная диаграмма Ганта, можно назначить ответственных за выполнение каждой задачи. Для этого внизу справа имеются 4 других вкладки, кроме диаграммы.
Нас интересует «Лист ресурсов». Вносим в таблицу имена сотрудников, участвующих в реализации проекта, с указанием фамилии, должности, графика работы, часовой ставки, надбавок и других сведений, необходимых для контроля над ходом выполнения проекта.
Теперь снова возвращаемся в диаграмму и проставляем должности исполнителей, закреплённых за каждым этапом. Скажем, аналитик должен разрабатывать аналитику интернет-магазина, веб-дизайнеры – отвечать за внешний вид сайта, программисты – за задачи, требующие кодирования.
Устраните проблему перегрузки
Может так случиться, что определённых специалистов будет не хватать по графику работ, и тогда на диаграмме Ганта слева от проблемной задачи будут высвечиваться красные фигурки человечков.
Для решения коллизии предназначен «Виртуальный оптимизатор ресурсов».
Скажем, если программист один, то он будет однозначно перегружен. Для исправления ситуации возвращаемся в Диаграмму и жмём на вкладке «Ресурс» в верхней панели, после чего выбираем пункт «Автоматическое выравнивание ресурсов». MS Project перераспределит время выполнения задач так, чтобы устранить коллизию, но общее время выполнения проекта при этом увеличится.
Итак, мы познакомились с инструкцией, как работать в программе Microsoft Project. Безусловно, возможности этой программы выходят далеко за рамки описанной последовательности, многие из функций никогда не будут вами востребованы, но некоторые позволят вам добиться впечатляющих результатов в деле управления проектами любой сложности. Описать все возможности пакета в рамках небольшой статьи весьма проблематично, да мы и не ставили перед собой такую задачу. Для этого имеются довольно увесистые печатные издания и мануалы. Но зато вы уже можете себе представить, с чем столкнётесь, а опыт – дело наживное.