Майндсет что это значит
Mindset в подготовке к неприятностям, самообороне и выживании
Что важно в первую очередь, когда речь идет о самоподготовке к чему либо? Не имеет значения, что это будет — конфликт на улице, самооборона дома, участие в боевых действиях или суровое выживание в условиях нашествия лютых зомби. Так вот, когда об этом заходит речь, всплывает замечательное английское слово — mindset.
Mindset в подготовке к неприятностям, самообороне и выживании
В переводе mindset может означать мышление / мировоззрение / образ мыслей / тип мышления / образ мышления. Всё в зависимости от контекста.
От определенного контекста, в котором вы воспринимаете мир. Это определенная система отношений с самим собой и с внешним миром, в которой вы начинаете адекватно воспринимать окружающее пространство как место, которое может нести потенциальную угрозу. А себя и то, что у вас с собой есть — как средство противодействия этой самой угрозе. При всем при этом эти вещи ложатся на природные инстинкты, которые присутствуют в каждом из нас.
Так, например, женщина, которая защищает своего ребенка, может ничего не знать и не уметь, в быту не представлять никакой угрозы и бояться проявлять агрессию. Она будет совершенно не соответствовать своей привычной модели поведения. И из робкой и пугливой превращается в фурию, которая, невзирая на возможные последствия и уровень угрозы, встает на защиту. Такая же история и с интеллигентными мужчинами, которые ничего не умеют и никогда не дрались, но в ситуации угрозы жизни близких преображаются и лезут, условно говоря, в драку. Да, последствия таких действий бывают очень и очень печальными. Как раз таки именно потому, что люди ничего не умеют и ведут себя сугубо на инстинктивной основе.
В действиях таких людей нет этого самого mindset. Есть только рефлексы.
А вот уже mindset начинает появляться уже в тот момент, когда человек озадачивается получением неких знаний для защиты себя от возможных угроз. При этом самого mindset еще нет. Есть только МОТИВАЦИЯ, которая приводит человека к пониманию того, что ему нужны некоторые навыки.
Вообще, единицы людей приходят именно для того, чтобы создать у себя то, что любят называть warrior mindset. Вначале они очень далеки от этого, и более того — не знакомы с этим понятием. И многие, получив эти самые знания и навыки, в итоге не вырабатывают этот самый mindset.
Да, они приобретают навыки и понимание, что они могут сделать в той или иной ситуации. Но умеют ли они в итоге комплексно рассматривать возникающие ситуации и так же комплексно их решать? Нет.
Что же такое mindset?
Mindset — это в большей степени про тактику и поведение. Это про то, как быстро на месте создать ситуацию, в которой вы окажетесь в максимально выигрышном положении.
И вот когда это понимание приходит, взамен просто заученным движениям и действиям, вот тогда в голове у человека и начинает возникать minset. Именно в этот момент его взгляд на мир меняется. Он начинает смотреть на мир не только как на место, которое полно угроз. Но и на место, которое, несмотря на это все, полно возможностей.
После того, как у человека формируется mindset, не возникает ситуаций, связанных с угасанием навыка.
Просто потому, что он воспринимает самого себя именно как навык. То есть навыки становятся некоей неотъемлемой частью самого человека, и он перестает быть зависимым от многих факторов, которые в обычной ситуации могли бы как-то повлиять на него и его эффективность.
Что такое продуктовый майндсет и как его развивать
Майндсет — это набор правил, убеждений, подходов, которыми человек руководствуется при принятии решений. Продуктовый майндсет очень важен для предпринимателей, стартаперов, ведь позволяет не просто запустить продукт, а развивать его и делать успешным. Co-founder Improve Your Product Наталья Никитюк ( тренер курса «IT Product Management» ) специально для Web Academy рассказывает, что такое продуктовый майндсет и как его развивать в себе и команде.
Из личного опыта
В своем первом стартапе я все зафакапила, потому что у меня не было продуктового майндсета. Это было около пяти лет назад, когда я работа в маркетинговом агентстве.
Компания решила запустить собственный продукт — это было для нас впервые. Идея заключалась в том, чтобы создать мониторинговую систему, которая помогала бы узнавать, что о бренде или конкретном человеке сказали в интернете и в каком ключе: позитивном или негативном. Мне дали роль продукт-менеджера.
Мы получили инвестиции под идею и дедлайн — год на то, чтобы показать результат. Все, что я могла сделать неправильно, я тогда сделала. Мы разработали гигантские ТЗ по 50 страниц на каждую фичу, но никто в команде полностью не понимал, как работает система. Мы наняли много людей — в разные периоды у меня в подчинении было 100-150 сотрудников. Я следила за мотивацией людей, думала, какие зарплаты ставить, как обучать, но совершенно не думала, кому нужен продукт, и как он будет работать. Я ни разу не общалась с пользователями, исследования проводила не я. В итоге спустя год, мы потратили все инвестиции, продукта не было, инвестор отказался с нами дальше работать, мы вышли выгоревшие.
Что такое продуктовый майндсет
Майндсет — это способ мышления, то, что помогает определить, как вы смотрите на мир. Представьте раненое животное, например, свинку. Если рядом будет ветеринар, он будет думать, как ее вылечить. Но мясник будет мыслить иначе. То, как мы думаем, определяет наши будущие действия. Майндсет основывается на ряде принципов, убеждений, подходов. Это то, что мы можем поменять.
Термин «продуктовый майндсет» используют в трех разных контекстах. Чаще всего его используют в связке с проджектовым майндсетом. Например, есть человек, который работает в аутсорс компании, занимается разного рода проектами. У него есть сроки, бюджет, рамки. В таком случае можно сравнить подходы, которые использует человек в рамках работы над проектом, с подходами, которые использует человек в рамках работы над продуктом.
Второй контекст — когда сравнивают продуктовый майндест тех, кто работает над продуктом впервые, и тех, кто уже создавал свой продукт. В данном контексте говорят, что начинающие стартаперы чаще всего не общаются с пользователями, не являются гибкими, верят в свою идею, но никак ее не проверяют.
Третий — при сравнении продуктового майндсета и сервисного. Сервисный майндсет означает, что мы воспринимаем опыт пользователя при пользовании нашим продуктом не только в рамках продукта, но и еще до того, как он им воспользовался, и после.
Принципы, которыми руководствуется человек с продуктовым майндсетом
Зачем продакт-менеджеру нужен продуктовый майндсет
Зачем продуктовый майндсет команде
В итоге непонятно, зачем что-то делается, страдает качество решений — мы дольше доставляем ценность для пользователя. Но самое ужасное — продукт перестает (или так и не становится) нужным на рынке.
Как развивать проудктовый майндсет у себя
1. Разобраться с базовыми продуктовыми подходами/моделями/принципами, которые продакт-менеджер использует в работе:
2. Применять продуктовые подходы ко всему в жизни. Говорят, что продуктовый майндсет — это не про профессиональное качество, а про лайфстайл.
3. Тренировать «напользованность». Если хотите развиваться в сфере мобильных приложений, каждую неделю ставьте себе новое и попробуйте понять, как оно работает, почему так делали, какую метрику хотели вырастить.
3. Запускать свои продукты или поучаствовать в стартапе. Это поможет прочувствовать все на своем опыте.
4. Поработать с ментором.
5. Брать на себя ответственность, которая не входит в основную деятельность.
Как развивать продуктовый майндсет в команде
Вариант № 1 — собрать команду и рассказать, как это работает.
Плюс этого варианта в том, что все стартуют с одной точки понимания — что это, зачем нужно. Но важна поддержка менеджмента и команды, иначе сотрудники будут либо игнорировать, либо сопротивляться нововведениям.
Вариант № 2 — начать постепенно со своей команды или с энтузиастов.
Минус — это очень долго. Плюс — такой метод более органичен и имеет долговременный эффект.
И несколько правил:
1. Начинать с простого и растить веру команды в себя, в подход.
2. Всегда задавать вопрос команде «Зачем?» (или «Чтобы что?») и отвечать, когда «Зачем?» спрашивают вас. Когда вы объясняете, зачем нужно то или иное действие, вы помогаете понять, что важно, и какие идеи можно предлагать.
3. Собрать тестовую/виртуальную кросс-функциональную команду — попробуйте собрать минимальную команду из разных команд, которые между собой будут общаться. Так люди начнут говорить между собой, а не только с менеджерами
4. Звать на демо или планирование своей команды коллег из других команд.
5. Постоянно транслировать цели продукта на всю команду. Когда человек понимает, на что влияет то или иное решение, получается другой подход.
6. Создавать возможности, в которых команда может быть ближе к пользователю: приглашать на интервью, давать выжимки из интервью, проводить воркшопы про пользовательские исследования и т.д. Не заставлять, а создать возможности — тот, кто будет готов, воспользуется ими.
8. Давать членам команды больше свободы и возможность ошибаться. Не гнобите, не говорите, что они плохие, если что-то не так. Чем больше инициатив, тем качественнее они будут.
9. Не указывать, что делать, а дискутировать. Даже если вы уверены, что ваше решение правильно, попытайтесь понять, почему другой человек считает иначе, его логику.
10. Подключать команду к работе еще на этапе исследования идеи.
11. Вписывать все это в обычный день с помощью ритуалов: парные «синки», демо с пользователями, командные аудит-сессии раз в месяц, проведение регулярных хакатонов и т.д.
Как не стоит делать
Барьеры при смене майндсета на продуктовый
Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно
О концепции Growth Mindset
Профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк одной из первых в мире начала изучать мотивационный компонент человеческого сознания. На лекциях, которые она проводила во многих ведущих университетах, Кэрол рассказывала о психологии развития. То, что мышление определяет нашу жизнь, — давно известный факт. Но до Дуэк ни один видный психолог не рассматривал типичные речи профессиональных лайф-коучей (в стиле «Действуй, ты сможешь!») в качестве объекта исследования. Она задалась вопросом: действительно ли мотивацией можно управлять, и если да, то как? Так зародилась концепция Growth Mindset, или мышления роста. Это особый взгляд на мир, в соответствии с которым все происходящее — не угроза, а возможности для развития, и поражение — всего лишь очередная ступенька к прогрессу, а не повод заниматься самокопанием. Growth Mindset также предполагает непрерывное образование или life-long learning. Идея в том, что жизнь и успех не предопределены стартовыми условиями. У каждого человека есть возможность освоить любые навыки — правда, до определенной степени, в зависимости от базовых характеристик. Например, если по вашим ушам «прошелся медведь», это не значит, что музыкальный слух развить не получится. Пласидо Доминго вам не стать, но музыкантом среднего уровня или звездой караоке — вполне.
В соответствии с концепцией Growth Mindset людей условно можно разделить на тех, кто привык к самообучению, и тех, кто считает, что все качества «даруются» природой. Люди с «фиксированным» мышлением боятся неудач как огня, поэтому используют только известные и надежные способы решения проблем. Отсюда и нежелание брать на себя ответственность за новые задачи — они попросту не хотят бросать вызов собственной компетентности. В то же время люди с гибким мышлением всегда готовы к поражениям, открыты для поиска новых решений и ради собственного развития готовы выйти из зоны комфорта.
Почему мышление роста работает
Команда исследователей под руководством Кэрол Дуэк провела множество экспериментов в поддержку концепции Growth Mindset. В одном из них она разделила 400 детей на две группы и попросила их собрать простые головоломки. Одну группу хвалили только за достижение цели, а вторую — за старания. В группе, где детям прививали ценность результата, укреплялось фиксированное мышление: они получали удовлетворение только от итога, а не от самого процесса, и на следующем этапе выбирали головоломку попроще. В другой группе, где детей хвалили за старание, формировалось гибкое мышление, они не останавливались на достигнутом, брались за более сложные задачи и пытались найти новые способы их решения. Это и есть мышление роста, которое движет нашим развитием.
Фото: Mark Fletcher-Brown/ Unsplash
Как культивировать в себе мышление роста и постоянно развиваться
Мозг любит тренировки. Но развиваться в одной области недостаточно, нужно постоянно бросать себе вызовы в новых направлениях. Из собственной жизненной практики и наблюдений за известными людьми я приметил одну интересную особенность: большинство выдающихся личностей развиты всесторонне. Знаменитый финансист оказывается знатоком астрофизики и геологии, а выдающийся ученый — ценителем искусства и музыки.
Если постоянно насыщать свой мозг знаниями из различных областей, то он будет находить нестандартные решения проблем. В результате мышление становится не просто гибким — появляется творческий подход к делу. Это и есть основа новаторства — возможность смотреть на проблему с другого ракурса, недоступного людям с фиксированным мышлением.
Будьте открыты новому опыту. На рассвете карьеры, когда я менял место работы, старался не выбирать вакансии с перечнем компетенций, которыми я уже владею, потому что осознавал пагубность профессионального застоя. Меня привлекали уникальные случаи и условия работы, которые бросали мне вызов. Так я ушел в digital, когда понял, что за ним будущее и что это очень интересно. У меня не было знаний и опыта, но я бросил все и пошел учиться с нуля.
Не бойтесь новизны, приветствуйте ее в вашей жизни. Будьте открыты не только к экспериментам, но и к здоровой критике. Если вы полюбите сам процесс поиска решения, то не будете стремиться к самоутверждению за счет одобрения со стороны общества. Например, вы побежите марафон прежде всего потому, что получаете удовольствие от процесса, а не ради лайков в Инстаграме.
Анализируйте свои мысли и действия. Фиксируйте свои эмоции через размышления или личный дневник. Так вы сможете контролировать свои чувства, а не идти у них на поводу. Учитывайте прошлые ошибки и не превращайте их в трагедию, которая приводит к тупиковой ситуации. Делайте выводы, но не зацикливайтесь на собственной оплошности.
Формируйте положительные привычки. Приведу простой пример с диетой: человек может похудеть за месяц и достичь желаемого результата. Но без привычки закрепить его не получится — встав на весы и удовлетворив свое эго, он отправится устраивать пир в ближайшем заведении фастфуда. У вас должна быть изначально позитивная установка и явный интерес к новому знанию, а привычка — хорошее подспорье для развития дисциплины.
Делайте и ошибайтесь. Вы можете регулярно слушать мотивационные речи и хвалить себя за старые результаты, а можете трудиться, экспериментировать и двигаться дальше. Работоспособность — основа любой мотивации. Недостаточно просто верить в то, что все получится, — необходимо именно пробовать варианты на практике. Важно понимать, что мышление роста можно привить — это не абстрактная категория или врожденное свойство.
Выступайте на конференциях и читайте лекции. Трансляция своих знаний помогает постоянно развиваться и не останавливаться на достигнутом. Если вы начнете делиться опытом с другими, то заметите положительный эффект для себя — вся информация в уме станет структурированной и ясной. Именно поэтому я стараюсь найти время для преподавания — сейчас я веду курс «Директор по интернет-маркетингу» в «Нетологии».
Фото: Sigmund/ Unsplash
Каким специалистам не обойтись без гибкого мышления
В условиях современной экономики почти каждая отрасль интенсивно развивается. Адаптация стала важнейшим качеством любого специалиста. Яркие примеры — IT и маркетинг. Программист, как и маркетолог, не может остановиться в развитии — он должен осваивать новые технологии, софт и методики решения задач. Меняются тренды, и человеку необходимо идти в ногу со временем. Мышление роста не только является фундаментом для саморазвития в бурно растущих отраслях, но и помогает адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Руководителям стоит прививать гибкость в решении проблем еще на этапе создания бизнеса — это позволяет команде быстро адаптироваться в критических условиях, например, в период пандемии и режима самоизоляции. Вместо бездумной расстановки ежедневных задач, порождающей рутину и выгорание, лучше всего держать обратную связь с сотрудниками, вовлекать их в контекст новой задачи и просить предложить возможные решения. Совместный поиск вариантов гораздо эффективнее, чем одиночная расстановка «приказов» с дедлайнами. Если у сотрудников ничего не получается, хоть они старались, не нужно воспринимать ситуацию в штыки, лучше поблагодарить их за проделанный труд и креативность.
Где учиться мышлению роста
Если у вас уже достаточно развита сила воли, то изменить свою жизнь в лучшую сторону и настроить себя на мышление роста можно самостоятельно, для этого необходимо понять суть подхода и прививать себе дисциплину, хорошие привычки и правильное отношение к неудачам. Но если на начальном этапе у вас возникают трудности, попробуйте начать с курсов, в основе которых отдельные блоки по развитию soft skills, а также различные форматы обучения: групповые задания, тренажеры, тьюторская поддержка.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь
Как развить командный growth mindset
Если мы сосредоточены на проблемах, боязни проиграть и выглядеть неудачником в глазах окружающих, то до исполнения дело и вовсе может не дойти. Если же мы сконцентрированы на самой цели, то планируем, каким образом мы можем ее достичь. Да, мы знаем о возможных трудностях, но мы их не боимся.
Если коротко, то в этом и состоит суть понятия growth mindset: мы преодолеем множество препятствий, но добьемся цели. В этой статье для Startup Jedi расскажу, что такое growth mindset, почему этот тип мышления — ключевая составляющая успеха стартапа и как его развить в своей команде.
Термин ввела профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк, автор книги Mindset.
Growth mindset, или мышление роста, — убеждение человека в том, что его интеллектуальные способности могут совершенствоваться в течение всей жизни, если прилагать для этого усилия.
В отличие от fixed mindset — убеждения в том, что интеллект человека — это фиксированная черта, growth mindset основан на том, что человек может развиваться постоянно.
Люди, у которых сформировано мышление роста, не боятся трудностей и неудач, а наоборот, относятся в таким вещам позитивно. Негативный опыт — важнейший опыт, без которого движение к цели часто невозможно. Growth mindset — это позитивное отношение к переменам, возможность человека легко выходить из зоны комфорта. Чего боятся люди с мышлением роста, так это застоя и отсутствия развития.
Если привести пример, то, наверное, у каждого из нас был период в жизни, связанный с видеоиграми. Мы развивали и прокачивали своего персонажа, делали его своего рода совершенством — в вымышленном мире. Growth mindset — это все то же самое, но в реальной жизни, и прокачиваете вы не вымышленного персонажа, а себя.
Другой пример мышления роста в вашей реальной жизни — это когда вы ставите перед собой какую-то труднодостижимую цель и идете к ней. Пример из моей жизни.
Я всегда немного завидовала людям с хорошей физической подготовкой. Они более энергичны, довольно уравновешены, у них хорошее настроение и, как правило, отличная фигура. Из-за того, что в школе у меня были проблемы с физкультурой — почти все нормативы я сдавала либо на среднем уровне, либо даже ниже среднего — я с предубеждением относилась к занятиям спортом.
Когда-то пробежать кросс для было посильной, но очень утомительной задачей. Помню, как через пару минут ноги становились тяжелыми, появлялась одышка… Если бы мне кто-то сказал тогда, что я смогу пробежать без остановки 12–13 километров, ни за что бы не поверила.
Тем не менее, теперь я без труда пробегаю такую дистанцию — и чувствую, что это не предел. Как я этого достигла? Регулярными тренировками, настойчивостью и верой в свои силы.
Однажды в конце февраля я отправилась на вечернюю прогулку и решила попробовать интервальный бег: несколько минут бега сменялись быстрым шагом. Мне понравилось. В течение недели я ходила на такие пробежки, и уже где-то на пятый день я вдруг поняла, что мне не нужно останавливаться — я не устала и могу бежать дальше.
Постепенно я начала увеличивать дистанцию, и теперь одышка не появляется даже на двенадцатом километре!
Эйфория от первых положительных результатов не давала мне сойти с пути, а цель — стать стройной и красивой — давала мотивацию.
Если обобщить, то мы получим три фактора, лежащие в основе мышления роста.
Первый — желание. У вас есть труднодоступная цель, скорее даже мечта, но вы очень хотите, чтобы она сбылась и готовы меняться ради нее. Из пассивной позиции мечтателя вы переходите в активную позицию делателя.
Второй фактор — неудачи. Они будут устилать ваш путь к успеху, их будет очень много — вы должны быть готовы к ним и — самое главное — не бояться их, а относиться как к уникальному опыту. Важно оставаться настойчивыми и решительными: помните о цели-мечте и не бросайте ее на полпути.
Вместо “я не могу это сделать” говорите — и думайте — “как я могу это сделать”.
Третий фактор — работа. Цель без реализации — всего лишь фантазия. Разбивайте большую задачу на маленькие подзадачи и действуйте.
В последние годы в маркетинге набирает популярность стратегия growth hacking, или стратегия взлома роста. Суть ее в том, что благодаря налаженному процессу постоянного экспериментирования проект будет интенсивно развиваться.
Как можно понять из предыдущей части, growth mindset — гораздо более широкое понятие, нежели growth hacking. Последний, как правило, является методикой-инструментом для маркетологов, работает на основе измеримых метрик и служит для кратного масштабирования продукта.
Growth mindset — это не стратегия или методология, а разновидность мышления.
Когда мы внедряем growth hacking, мы перестраиваем свою команду в команду роста и постоянно экспериментируем, затем анализируем результаты и масштабируем успешные эксперименты.
Когда мы работаем по growth mindset, мы идем к цели, постоянно совершенствуясь и извлекая уроки из неудач. Мы задаем себе следующие вопросы:
Что стоит привнести в процесс, чтобы он работал идеально?
Как мотивировать команду, если случился очередной провал?
Как сделать больше с меньшими затратами?
Как узнать, правильный ли у нас продукт, отвечает ли он запросам потенциальных клиентов?
Как определить, когда запускать свой продукт?
Growth hacking является частью мышления роста. Так, в рамках growth mindset мы можем работать по growth hacking. Однако вряд ли реально создать команду для работы по этой маркетинговой стратегии из людей, которые не придерживаются мышления роста.
Примечательно, что сама по себе стартап-среда стимулирует мышление роста. Стартап — проект, который изменяется, растет благодаря постоянным усилиям, которые прилагает команда и, конечно же, любой стартап нацелен на успех.
Growth mindset в мире стартапов выходит за рамки личностного роста и реально помогает проекту добиться поставленных целей. Что же может дать мышление роста стартапу?
1. Высокую производительность и эффективность в работе команды. Это самое банальное, что приходит на ум в этой связи, но и, наверное, самое важное для проекта. Мышление роста предполагает постоянное обучение, открытость новым идеям. Члены команды, получив новые знания, будут стремиться превратить их в новый опыт.
2. Возможность переработать неудачи в бесценный опыт. Мышление роста предполагает, что без неудач невозможно достичь успеха. Если вы никогда не проигрывали, скорее всего, вы никогда не пытались. Поэтому, пробуя и экспериментируя, вы, безусловно, будете терпеть неудачи. Однако каждая неудача научит вас чему-то новому и в результате это пойдет на пользу проекту.
3. Growth mindset дает возможность сделать слабые стороны стартапа площадкой для новых возможностей. По аналогии с цитатой Зигмунда Фрейда: “Из уязвимостей выйдет ваша сила”, из проблем на проекте может родиться его успех.
4. Мышление роста дает команде стартапа — в перспективе — гибкость в адаптации к новым условиям. Благодаря тому, что вы привыкнете постоянно выходить из своей зоны комфорта, вы сможете быстро и эффективно внедрять на проекте инновации — это не будет стрессом для команды.
5. Счастливую и мотивированную команду. В 2015 году ученые сравнили настроение сотрудников в компаниях из списка Fortune 1000. Исследования показали, что сотрудники, работающие на проектах, ориентированных на мышление роста, более счастливые, чем их коллеги из традиционных компаний с fixed mindset.
Именно в стартапах и просто маленьких компаниях проще и эффективнее внедрить growth mindset. Почему?
Во-первых, скорее всего, у каждого участника вашей команды — гибкое, нацеленное на рост мышление. Часто люди приходят работать на небольшие проекты, так как ожидают, что там не будет бюрократии и они смогут развиваться, проявлять себя. А это важная составляющая мышления роста.
Во-вторых, маленькая команда стартапа сможет быстрее договориться о планах работы на отдаленную и ближайшую перспективу и будет лучше координироваться, чем большая команда крупной компании.
В-третьих, стартаперы не боятся неудач, а просто делают их частью своего опыта. Эксперименты порождают ошибки, но и успехи тоже, а значит, проект будет двигаться вперед.
С чего же начать переход на командный growth mindset? Конечно же, с формирования команды. Это должна быть не просто группа людей, которая вместе с вами работает над стартапом. Это должно быть сообщество людей, идущих к общей цели, болеющих за дело. Празднуйте общие победы и извлекайте полезные уроки из каждого провала, разрабатывайте совместные планы на неделю, месяц, квартал — и выполняйте их.
У каждого из вас — своя роль и каждый вносит свою лепту в успех, каждый в команде знает, какова цель проекта и каким способом вы можете ее добиться. Представьте успех своего проекта в мельчайших деталях, попросите, чтобы каждый из коллег поделился своими мыслями на эту тему. Нарисуйте картину идеального будущего вашего проекта — и идите к нему, причем, обязательно всей командой.
После того, как вы укрепили командный дух среди сотрудников, можно переходить к командному мышлению роста. Как ни парадоксально, тот факт, что люди, работающие над стартапом, обладают мышлением роста, не гарантия того, что сам стартап работает по этому же принципу. Перейти к командному мышлению роста можно на основе трех шагов.
Первый — вы просите каждого сотрудника установить личные цели в его работе над стартапом и взять на себя ответственность за их достижение.
Второй — дайте людям возможность учиться, они должны верить, что их поддерживают в этом начинании.
Третий — поощряйте нестандартное мышление и инициативу.
Вот какие советы дают стартапы, которые уже работают на основе мышления роста.
Хвалите свою команду, но делайте это разумно. Хвалите усилия, хороший результат, но не талант. Безусловно, последнее — очень важно, но талант — ничто без работы и результата. Дайте возможность всем участникам команды делиться идеями, проявлять инициативу. Покажите, что именно из задумка может сделать проект лучше.
Сформируйте в команде культуру принятия риска. Так люди не будут бояться, что их идея может потерпеть поражение.
Работайте с дисциплиной. Рост — это дисциплина в действии. Пусть вы и ваша команда открыты новому, нацелены на результат и не боитесь трудностей, но если вы будете работать без дисциплины, результат, скорее всего, будет незаметен.
Наймите в команду нужных людей: ищите не “звезд”, но людей, готовых развиваться и работать на результат. Квалификация и, как упоминалось чуть выше, талант очень важны. Но не менее важна заинтересованность и мотивация. Команда, состоящая из людей с мышлением роста поможет стартапу пережить не одно падение и в конце концов приведет его к успеху.
Работайте по философии Agile. Это собирательное название гибких методик в менеджменте, в переводе agile означает быстроту и ловкость в движении. Для стартапа работа по этой методике предполагает быструю адаптацию к изменению ситуации, работу с учетом потребностей клиентов, а не первоначальных задумок.
Будьте настойчивыми. Это определяющая характеристика успешных стартапов. Учитесь использовать все доступные возможности и преодолевать трудности, помните об “идеальной картине успеха” вашего проекта.
Выходите из зоны комфорта — не бойтесь неизвестного, пробуйте это. Применяйте необычные стратегии, реализуйте нестандартные идеи — в конце концов что-то из этого принесет результат.
Постоянно учитесь и побуждайте учиться команду. Цель — каждый день становиться чуточку лучше. Каждый участник команды должен быть нацелен на самообразование. Это могут быть бесплатные курсы, или платные семинары, вебинары за счет компании — главное, чтобы в команду приходили новые знания и, как итог, новые идеи по совершенствованию продукта.
Growth mindset — осознание того, что каждый из нас может развивать свои способности в течение всей жизни. В отличие от fixed mindset, суть которого в том, что каждый из нас рождается с определенным уровнем интеллекта и повлиять на это никак нельзя, мышление роста предполагает, что у человека, по сути, бесконечные возможности, если у него есть цель и он настойчиво идет к ней.
В стартапах мышление роста предполагает командную работу, нацеленную на постоянное тестирование, внедрение новых методик, сбор данных об успешных и неуспешных попытках. В отличие от маркетинговой стратегии взлома роста — growth hacking, мышление роста предполагает активную работу всей команды. Все находятся в равноправных условиях, имеют свои цели и вместе ведут проект к успеху.
Внедрение мышления роста в стартапе дает возможность повысить продуктивность и эффективность работы, мотивацию сотрудников, учиться на ошибках и переосмыслить слабые стороны проекта.
Чтобы сформировать growth mindset team важно, чтобы на проекте уже существовала команда людей, которые не только работают определенное количество часов в неделю, но и объединены общей целью, заинтересованы в успехе проекта. Важно, чтобы каждый член команды понимал, что именно от него зависит, взлетит ли стартап, и делал все от него зависящее для этого. Фаундерам стартапа следует всячески поощрять инициативу и эксперименты, развивать культуру риска на проекте — работники не должны бояться, что их идея окажется неуспешной. При грамотном развитии внутри команды такой философии, Growth mindset не только повышает шансы того, что стартап будет реализован, но и делает участников проекта счастливыми, довольными своей жизнью и работой людьми.