Майнкрафт что развивает у детей
Вы хороший родитель, если ваш ребенок играет в «Майнкрафт»: и вот почему
Если у вас есть ребенок школьного возраста, вы наверняка слышали об игре «Майнкрафт». Возможно, слова «редстоун», «блоки» и «Крипер» звучат в вашем доме куда чаще, чем вам хотелось бы. Как и многих родителей, вас может беспокоить, сколько времени ребенок проводит за игрой, которая выглядит так, будто на дворе 98-й.
Что это такое?
Mojang Studios
«Майнкрафт» — это компьютерная игра, в которой создаются целые миры из блоков, похожих на гигантские пиксели. Это не новое увлечение подростков: проект существует с 2009 года, а количество проданных лицензий давно перевалило за 200 миллионов. Игровой процесс «Майнкрафта» нелинеен: задания можно выполнять в любом порядке, а «правильного» прохождения или конкретной единой цели просто не существует.
Базовый мир «Майнкрафта» представляет собой сочетание различных биомов — экосистем, работающих в соответствие с реальными законами природы. В игре несколько режимов. Первый — творческий. Здесь игрокам ничего не угрожает, при этом у них есть бесконечное количество ресурсов. Второй режим — выживание. В нем все ресурсы приходится добывать, к тому же есть монстры, от которых нужно защищаться. Есть еще несколько режимов, но они не так принципиально выделяются, как эти два.
Многие преподаватели и учебные заведения по всему миру увидели в этой концепции большой образовательный потенциал, и в 2016 году была запущена одноименная образовательная платформа, которая позволяет работать вместе с одноклассниками, получать задания от преподавателя и делать домашнюю работу.
Так какую пользу может принести ребенку время, проведенное за игрой в «Майнкрафт»?
Mojang Studios
«Майнкрафт» учит детей решать проблемы
Способность решать проблемы определяет, насколько хорошо человек может преодолевать препятствия — как гипотетические, так и реальные. Игровой процесс «Майнкрафта» поощряет и расширяет этот тип мышления. «Режим выживания» очень похож на симуляцию реальной жизни: игрок уязвим, он работает, копит ресурсы, тратит, преодолевает трудности. Это стимулирует критическое мышление ребенка, учит быстро и эффективно реагировать на любую ситуацию.
«Майнкрафт» тренирует любознательность
Вы можете обнаружить, что ребенок стал намного более любопытным и хочет исследовать новые для себя темы. Дети могут выполнять задания, требующие огромного количества исследований в области разных наук. Зачастую чтобы прогрессировать в «Майнкрафте», приходится сходить на «Википедию» или в YouTube, а иногда даже открыть книгу (похоже на школьные проекты, правда?). Кстати, очень популярное среди пользователей игры направление — это реконструкция достопримечательностей, исторических событий и сюжетов из литературы.
«Майнкрафт» учит решать математические и инженерные задачи
В процессе игры дети изучают сложные формы, решают геометрические и физические задачи, исследуют химические реакции. Все это серьезно влияет на успехи в учебе. При правильном использовании «Майнкрафт» может дать вашему ребенку солидный опыт в основных предметах STEM (наука, технология, инженерия и математика). Во многих школах мира «Майнкрафт» активно используется для изучения химии, физики, биологии и даже гуманитарных дисциплин вроде истории или литературы (см. предыдущий пункт).
«Майнкрафт» учит детей управлять ресурсами
Mojang Studios
Играя в «Майнкрафт», дети учатся рассчитывать, сколько стоят вещи и сколько времени требуется для выполнения определенных задач. Например, нужны дрова, чтобы построить часть дома. Можно сделать это вручную, но топором будет быстрее. Проблема только в том, что за топор нужно заплатить, а со временем он затупится. Умение ценить, рассчитывать, добывать и эффективно использовать ресурсы является ключевым аспектом в развитии ребенка.
«Майнкрафт» учит детей командной работе
Игра предполагает сотрудничество: фактически иногда это единственный способ достичь определенных целей. Можно объединяться с друзьями или с любыми другими игроками со всего мира. В мире «Майнкрафта» очень быстро становится понятно, что в команде можно достичь значительно большего, чем в одиночку. Строя совместные планы, вместе собирая ресурсы и делясь ими, дети учатся полагаться друг на друга.
«Майнкрафт» помогает улучшить творческие способности и воображение ребенка
В творческом режиме игры фантазия пользователя ничем не ограничена. Хочешь — строй парк развлечений, хочешь — памятник собственной бабушке высотой с десятиэтажный дом. Этот режим обучает пространственному мышлению, навыкам моделирования и проектирования. А главное — позволяет ставить любые эксперименты без угрозы для жизни, здоровья и окружающего мира.
«Майнкрафт» помогает научиться программировать
предоставлено организаторами
Игра вносит огромный вклад в обучение навыку программирования — одному из самых ключевых в современном мире. Игрокам со всего света доступна опция редактирования исходного кода. Это позволяет создавать моды — различные объекты, которые делают игровой мир разнообразнее, предметы: от мелочей до огромных зданий, новых существ и целые новые измерения. Правило простое: хочешь добавить в мир «Майнкрафта» что-то особенное — запрограммируй это. Так игроки всего мира изучают Python, JavaScript, Java и другие языки.
«Майнкрафт» помогает осваивать soft skills
Игровой процесс «Майнкрафта» способен обучить не только техническим, но и бизнес-навыкам. Ваш домашний геймер станет очень опытным в продажах, переговорах, планировании проектов и командной работе. Все это навыки, которые работодатели ищут и будут искать у потенциальных соискателей.
«Майнкрафт» — это платформа, где у ребенка есть возможность проявить себя так, как ему хочется: бродить и ставить эксперименты, программировать и создавать, работать и богатеть. Ключевые принципы этой игры до боли напоминают реальную жизнь, но проще и безопаснее — чайлд-френдли, другими словами.
Это не та игра, которая стремится «привязать» к себе игрока, но, конечно, если ребенок склонен слишком увлекаться, у него получится это сделать и тут. К счастью, по сравнению с другими играми, «Майнкрафт» предоставляет родителям значительно больше возможностей разобраться с проблемой и установить правила цифровой гигиены. Но для этого нужно «знать врага в лицо»: пусть ребенок покажет, чем он так увлечен, объяснит основные принципы. Наконец, попросите его организовать совместную игру — чем не вариант семейного досуга в плохую погоду? Когда вы сами побываете в мире «Майнкрафта», разговор об ограничениях обязательно перейдет на другой уровень.
Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр
Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.
Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.
Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.
По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.
Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.
Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?
Последствия игры в Minecraft
Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.
Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.
А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?
В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!
Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.
Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.
Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.
1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает
В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.
2. Дети должны играть самостоятельно каждый день
Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.
3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых
Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.
Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.
В произвольной игре не окружающая среда контактирует с детьми, а наоборот. Ребенок увлечен своим миром, но при этом понимает, что не является его центром.
Вместо заключения
Безусловно, мы не можем просто поставить коробку с деревянными кубиками посередине комнаты, усеянной более интересными игрушками, и ждать, когда ребенок сам увлечется развивающими игрушками. Сперва нужно сформировать потребность в этом — дитя должно ощутить скуку.
Родители же должны стать для ребенка примером, оказаться в фокусе детского внимания, но не вмешиваться в сам процесс. Таким образом и дети будут заняты, и родителям не придется ломать голову в поисках нового развлечения для ребенка.
5 причин, по которым ребенку нужно немедленно прекратить играть в Майнкрафт!
Майнкрафт – игра, при взгляде на которую у взрослого возникает недоумение, а у детей живой интерес. Создатели игры позиционируют ее как игру, вырабатывающую усидчивость и развивающую сообразительность, но не все дети знают меру в передвижении кубиков и путешествуя по вымышленному миру. Игра по каким-то причинам увлекает малышню, превращая их в геймеров, с трудом отрывающихся от мониторов для выполнения бытовых задач в реальном мире.
Влияние компьютерных игр на мозг ребенка
Появление компьютерных игр дало почву для исследований целой отрасли медицины и психологии. В конце 90-х было установлено, что игры на компьютере развивают только те области мозга, которые отвечают за зрение и движение. При этом такие области как обучение, эмоциональность и поведение, могут существенно отставать в развитии. Подтвердили данные и китайские ученые, которые обследовали мозг геймеров, проводящих за компьютерными играми до 2 –х часов. Как показало МРТ, серого вещества в мозгу игроманов было меньше, чем у обычного человека.
Также исследования показали, что Майнкрафт вызывает поведенческую зависимость. Треть обследуемых заявила, что теряет счет времени в игре, испытывает жжение в глазах и боли в спине. А теперь перейдем к пяти причинам, по которым необходимо запретить играть ребенку в Майнкрафт.
Зависимость
Зависимость интересная штука, которая пытается вернуть человека поскорей к тому делу, от которого зависит. Но дело в том, что это не обязательно должна быть игра, это может быть книга, хобби или любое другое, более полезное дело. Игра в Майнкрафт формирует зависимость, которая постоянно вызывает у ребенка ощущение «незаконченного дела», заставляя раз за разом возвращаться в пространство бесконечной игры. Время протекает медленно и игрок не замечает, как создатели игры буквально манипулируют сознанием игроков.
Усталость
Специфическая графика Майнкрафт отрицательно сказывается на глазах, вызывая усталость. Однообразие игры утомляет мозг, а продолжительность игры способствует затеканию спины и рук.
Негативные эмоции
Майнкрафт – игра сетевая, подразумевающая общение с людьми из разных социальных прослоек. Иногда добродушная переписка может выходить из под контроля и приводить к ссорам в сети, возникающих из-за безнаказанности удаленных пользователей. Игроков не интересует дружба, ведь каждый из них стремиться к значимости собственных достижений в игре. В том случае, если этого достигнуть не удается, начинаются оскорбления и конфликты.
Также общение в интернете никогда не заменит социальный контакт в реальной жизни.
Искаженное представление о реальности
Глядя на «квадратный мир» Майнкрафта, взрослый с трудом привыкает к тому, что происходит. А теперь представьте, как реагирует мозг ребенка, находящийся в стадии формирования. Это может привести к тому, что область отвечающая за мышление и восприятие мира, деформируется, а вместо этого у ребенка сложится упрощенная схема восприятия действительности.
Трата времени
Организм человека достаточно вынослив, но все равно имеет определенные физиологические потребности. Во время игры, ребенок утрачивает связь с реальным временем и не следит за его течением. В итоге, малыш не торопится удовлетворять свои первичные потребности. Нарушаются приемы пищи, походы в туалет не осуществляются как только поступает сигнал в мозг, ребенок перестает следить за чистотой в доме, а игра на ночь перевозбуждает мозг и нарушает режим сна.
В итоге ребенок вроде бы находится в семье, под присмотром, но мысленно «улетает» в игру, даже во время общения в семейном кругу. Это может привести к утрате взаимопонимания и конфликтам в дальнейшем.
Советы психолога
На самом деле, запрещать играть и пользоваться компьютером в наше время нелепо. Интернет плотно вошел в нашу жизнь, и теперь, умение использовать его, приравнивается к навыку ходить или говорить. Забрать все гаджеты и отключить интернет, это все равно что веревкой связать ему руки и ноги, а рот заклеить скотчем.
Ваша задача научить его пользоваться интернетом и гаджетами правильно! Гаджеты и интернет необходимы нам для достижения целей, а не как замена реальности.
Если ребенок «подсел» на Майнкрафт – то это уже не его вина, а родителей, которые не позаботились проследить за тем, чем увлечен ребенок. Есть очень понятный пример: представьте, что вы купили самую крутую, мощную и быструю машину своему ребенку на совершеннолетие. Вы ставите жирную галочку в графе «крутой родитель» и совершенно не интересуетесь, как же он на ней ездит. А можно поступить наоборот, показать гараж, рассказать об устройстве машины, познакомить с правилами дорожного движения, ответственностью и тогда вероятность того, что подросток влетит в неприятную ситуацию снизиться. То же самое и с компьютерными играми.
Не оставляйте ребенка наедине с беспощадной и бездушной компьютерной игрой, увлекайте его, открывайте прекрасные стороны реального мира, а компьютер пусть использует только для развития.
“Как показало МРТ, серого вещества в мозгу игроманов было меньше, чем у обычного человека.” Это ложь! На эту тему (влияния игр) проведены ТЫСЯЧИ исследований и нифига не нашли ничего такого! Более того, ложь и в том, что “При этом такие области как обучение, эмоциональность и поведение, могут существенно отставать в развитии.” Это именно, что ложь, ибо как раз выводы часто противоположные у таких исследований и игры стали рекомендовать в медицинских целях. Я в своё время вроде даже давал ссылку на статью, где впервые конкретная игра вошла в официальные рекомендации американской организации здравохранения… И про конкретно майнкрафт – ничего, что именно на его базе выпускают для американских школ образовательную версию?”.
Игра в Майнкрафт формирует зависимость, которая постоянно вызывает у ребенка ощущение «незаконченного дела», заставляя раз за разом возвращаться в пространство бесконечной игры.” – как раз майнкрафт этим не очень грешит, так как там нет целей удержать аудиторию, в отличии от мобилок, где это вопрос платежей и микротранзакций…
“Специфическая графика Майнкрафт отрицательно сказывается на глазах, вызывая усталость.” И это ложь! Это мог написать только человек, один раз увидевший его. А мы в своё время играли в тетрис или такие игры. где графика была вообще…
Ладно, дальше всё в таком же духе, там такие опусы продолжаются, просто нет желания комментировать. Это просто личное неприятие игры человеком, у которого конкретно эта больная любимая мозоль, ни ни разу не академическое исследование. На википедии такие статьи без ссылок дипломатично помечают “Оригинальное исследование” и это ни разу не положительная характеристика.
И дело тут не конкретно в майнкрафте – дело в качестве подачи статьи и её безапеляционности.
ЛОЖБ У ТЕБЯ! Ты просто любишь майнкрафт и бесишся, что кто то у тебя его отнимает!
Как и зачем Minecraft применяют в образовании
Рассказываем, как онлайн-конструктор превратился в инструмент для обучения.
Методы интерактивного обучения становятся всё более популярными. Специалисты называют одним из главных трендов современного образования геймификацию — систему приёмов, которые превращают образовательный процесс в игровой.
Некоторые эксперты мечтают о том, что через несколько лет школьное образование можно будет полноценно перенести в видеоигру и обучать детей математике и литературе с помощью, например, Fortnite. Подобные идеи не выглядят фантастикой, хотя бы потому, что первые эксперименты уже начались — во многих школах США и Европы в образовательный процесс активно внедряют Minecraft.
С помощью нескольких примеров и комментариев от эксперта в Minecraft-образовании из проекта Shkolakola Максима Сыныцы мы разобрались, как популярная среди школьников игра помогает им в учёбе.
Во-первых, потому что Minecraft — самая популярная игра в мире. Ежемесячно в неё играют порядка 112 миллионов человек, конструктор лидирует по просмотрам на YouTube за 2019 год (видео, связанные с Minecraft’ом посмотрели более ста миллиардов раз), а сайт Polygon вообще признал её игрой десятилетия. У Minecraft огромная фан-база, а значит среди учеников наверняка есть те, кто хорошо знаком с игрой — лишний раз правила объяснять не придётся.
Во-вторых, Minecraft даёт простор для фантазии и почти не ограничивает возможности. В нём можно строить, добывать ресурсы, создавать и проходить квесты, заниматься совместной деятельностью или просто бродить по миру. Чем больше свободы, тем больше идей, как её можно использовать. В этой игре нет линейного повествования, но есть множество инструментов для творчества, — поэтому свобода игрока ничем не ограничена. Во многом именно она заставляет многих возвращаться в Minecraft снова и снова.
Я недавно начал играть в Metro Exodus, и это потрясающий кинематографический опыт в виртуальном мире, — но игра стоит на сюжетных рельсах. Я могу пойти туда-то и сделать то-то, но всё равно должен следовать сюжетной линии. Думаю, Minecraft несёт в себе такую ценность, особенно для работы в классе, потому что в нём нет основной сюжетной линии, и учитель может сам её определять.
В-третьих, Minecraft — это конструктор: форма развлечения, понятная детям с раннего возраста. Давно доказано, что работа с конструктором развивает в детях логику, пространственное мышление, память и фантазию. Привыкнув создавать миры из кубиков или деталей Lego, ребёнок легко перестраивается на онлайн-конструктор и схватывает его правила интуитивно.
Minecraft — это большая платформа, которая работает как игровой движок. Внутри игры можно делать кучу разного контента, механик, добавлять интерактивные элементы. Это полноценный геймдев: здесь и левел-дизайн, и гейм-дизайн, и даже иногда саунд-дизайн.
Кроме того, Minecraft понятен детям. Его легко освоить за счёт простоты и доступности, — плюс, удобно, что у игры есть большая детская аудитория. Поэтому Minecraft и стал популярным инструментом в образовании: это удобная платформа для создания контента, а интерес детей по всему миру к ней огромен.
На сегодня более 400 школ из США, Индии и скандинавских стран применяют Minecraft в обучении, а в Швеции даже ввели обязательные уроки по игре.
Простота и универсальность позволяют применять Minecraft практически во всех базовых школьных предметах: решать математические задачи, иллюстрировать химические и физические эксперименты, моделировать органические системы в биологии и погружать в литературные или исторические миры.
Особенно Minecraft полезен для школьников из сёл или небольших городков — с помощью онлайн-платформы они могут получить новый опыт, больше узнать о мире и познакомиться с ровесниками из других стран. Важная составляющая успеха Minecraft — это сообщество, образовавшееся вокруг игры: как блогеры, так и преподаватели отмечают, что многие дети регулярно общаются на форумах в поисках советов и знакомятся со взрослыми игроками, которые помогают им освоить новые знания и виды деятельности.
Поэтому Minecraft — не только инструмент для обучения, но и платформа, которая помогает подготовиться ко взрослой жизни в современном обществе. Преподаватели, которые применяли игру на уроках, замечают, что Minecraft помогает детям почувствовать ответственность и дают возможность выступать в руководящей роли, потому что любой играющий в Minecraft ребёнок разбирается в нём лучше преподавателя и всегда готов подсказать.
Это, в том числе, помогает выстроить партнёрские отношения учителя с учениками — очень важный элемент образовательной коммуникации. Например, учитель математики Стивен Элфорд провёл эксперимент: попросил учеников сформировать в игре сообщества с собственными правилами и самостоятельно их регулировать. Результаты оказались впечатляющими: группы учеников построили совместные клубы, поровну распределив управление ими.
Понятно, что дети заходят в Minecraft с желанием поразвлекаться и побеситься, но Minecraft, являясь не только игрой, но и платформой для разработки, позволяет эти вещи ограничивать: можно ограничить действия игрока, можно выдавать конкретные цели.
Minecraft может быть полезен. Для этого мы делаем контент таким, чтобы дети фокусировались на задаче. Есть задача в формате квеста, а в квесте есть цель: соответственно, чтобы этой цели достичь, нужно пройти несколько этапов и решить несколько подзадач. То есть, мы ограничиваем обычную деятельность детей в Minecraft так, чтобы сфокусировать их внимание на чём-то конкретном.
Польза есть и от неструктурированной игры. Главное — правильно выстроить мир и дать ученикам свободно изучать его. Исследуя различные части карты самостоятельно, ребёнок лучше запоминает информацию и понимает, как можно применить в дальнейшем.
Это касается не только базовых школьных знаний, но и социальных навыков. При правильном подходе Minecraft может воспитать в ребёнке эмпатию. Учитель Бенджамин Келли создал урок по сохранению живой природы, чтобы наглядно показать, к каким последствиям приводят браконьерство, загрязнение диких пространств и нерациональное использование ресурсов. Преподаватель Стивен Рейд сфокусировался на ещё более узкой проблеме и с помощью Minecraft рассказал детям о проблеме беженцев: он построил карту так, чтобы каждый мог увидеть мир глазами ребёнка-беженца.
Пока Minecraft в образовательных целях применяют в основном среди детей младшего и среднего школьного возраста. Но простота и универсальность платформы открывают возможности для более широкого Minecraft-обучения — в том числе и для взрослых людей.
На текущий момент мы ориентируемся только на школьников, причём больше на начальную школу: первый-четвёртый класс и, может быть, пятый-шестой. Но мы работаем с тренинговой компанией и также разрабатываем контент для взрослых людей. Конкретно — для сетевых инженеров. Minecraft — очень непривычный мир для взрослого человека, но, тем не менее, они быстро адаптируются. Мы помогаем решать более взрослые задачи — в таком же игровом формате, как и детям. Например, они решают задачи, связанные с роутерами и сетями — мы интегрируем их в игровой процесс, где задача подаётся как преграда: ответишь правильно — идёшь дальше.
Minecraft подходит для обучения не только школьников, но и старших возрастов. Недавно мы проводили большое исследование о том, кому интересен Minecraft сейчас. Понятно, что в основном это школьники до 12 лет или чуть старше. Но, поскольку Minecraft существует уже больше десяти лет, у людей студенческого возраста, 20–24, Minecraft остался в памяти как что-то приятное из прошлого. Поэтому если сказать, что в Minecraft происходит что-то необычное и крутое, их тоже легко туда привлечь.
Для преподавания с помощью Minecraft Microsoft создала специальную платформу — Minecraft: Education Edition. Она почти идентична стандартной версии, а основное отличие — набор новых инструментов, созданных специально для учителей. В игре появились классные доски, телепорты для быстрого перемещения по карте и возможность следить за перемещением учеников. Также в игре есть инструменты «камера» и «портфолио», которые позволяют ученикам быстро фиксировать и отправлять результаты дистанционно.
Minecraft: Education Edition — это, в первую очередь, инструмент, с помощью которого преподаватель может проиллюстрировать лекцию. Специально для этого в системе есть несколько карт-шаблонов по конкретным темам уроков. Их можно предварительно скачать и отредактировать на своё усмотрение — регулировать сложность, создавать NPC, переставлять локации, менять задачи.
Присутствие внутри симуляции исторического периода или сюжета классического произведения помогает ученикам запомнить информацию, а различные квесты стимулируют к решению задач и уравнений. Такие уроки превращаются в совместную работу, которую учитель может отслеживать онлайн, сразу анализируя результаты каждого ученика.
Minecraft Education Edition — это официальная образовательная платформа для преподавателей. Они могут создавать уроки и по школьным предметам, и, например, по программированию. Они могут создать карту, загрузить её на сервер и пригласить туда учеников через Minecraft Education Edition.
Это именно инструмент для преподавания, потому что кейсов по самостоятельному обучению учеников, насколько мне известно, там нет. Есть возможность запускать сервер удалённо, но это всё равно вариант занятия с преподавателем. Там мало интерактива и квестов — это простой контент, который преподавателям будет удобно доносить детям.
Minecraft Education Edition распространён за рубежом, особенно в США. В России есть попытки проводить подобные уроки, но их очень мало. Во многом это связано с тем, что официально у нас в стране Minecraft: Education Edition не продаётся.
На сегодня преподавание с помощью Minecraft напрямую связано с Minecraft: Education Edition. Конечно, игра позволяет разным энтузиастам адаптировать её под любые лекции и презентации, но зарубежные учителя давно перешли на специализированную платформу.
Это, пожалуй, первый случай, когда популярная игра превратилась в полноценный инструмент для школьного образования.
В России есть несколько примеров применения Minecraft в школе — как удачных, так и не очень. Преподавательница биологии из Йошкар-Олы Светлана Садакова предложила детям, которые всё время играли в Minecraft на уроках, создать в игре кровеносную систему, но после нескольких попыток у школьников ничего не получилось. А учительница иностранного языка из Свердловской области Елена Дегтярёва предложила целый проект по внедрению игры в образовательную программу.
Теоретически с помощью Minecraft’а можно преподавать что угодно. Но на практике всё немного сложнее. Для отдельных дисциплин вроде математики Minecraft: Education Edition подходит идеально — квесты и геометрические формы дают большой простор для идей. Физику и другие предметы для более взрослых учеников адаптировать под Minecraft сложнее.
Конечно, всегда можно ограничиться серией квестов, в которых школьник должен решить задачу, чтобы продвинуться дальше по карте, но это самый простой и наименее эффективный путь. Практика показывает, что адаптация возможностей игры под конкретную науку работает лучше, — те же квесты можно сделать максимально разнообразными.
Уроки математики для Minecraft: Education Edition рассчитаны в основном на начальные классы, — то есть на правила сложения, умножения и деления с помощью игровых блоков. Для старших классов есть более сложные квесты и задачи по геометрии, в которых нужно построить фигуру или рассчитать площадь. Обучение математике с помощью Minecraft в первую очередь тренирует логику и пространственное мышление — дети не только осваивают базовые правила, но и сразу же учатся применять их на практике.
Мы считаем, что адаптировать можно любой материал по любому предмету. С какой-то дисциплиной это проще, как с математикой, а с какой-то сложнее, как с физикой. Математика — простой предмет для адаптации, особенно если это материалы для начальной школы.
В сети много примеров уроков математики в Minecraft. Пользовательница Pikabu, которая работает репетитором по математике, рассказала, как с помощью игры заинтересовала отстающую ученицу предметом, который ей всегда тяжело давался. Девушка обнаружила, что её ученица любит играть в Minecraft, и решила самостоятельно освоить игру для создания математических квестов.
В итоге у неё получилось построить большой замок с предысторией и внутренними правилами. Чтобы изучить все помещения замка и открыть все двери, нужно решать математические задачи разной сложности. Таким образом, через интерес к исследованию яркой игровой локации, ученицу удалось заинтересовать предметом, который ей никогда не нравился.
Minecraft за счёт формы конструктора и правил мира — игра очень математическая. Поэтому преподавание начальной математики с помощью Minecraft’а открывает перед учителями множество возможностей — именно уроки по математическим дисциплинам в Minecraft: Education Edition наиболее распространены.
Максим Сыныця приводит несколько примеров базовых математически задач, которые компания Shkolakola осуществила в рамках образовательных проектов в Minecraft:
1.Перед героем стоят призраки-стражники, над каждым написан отдельный пример. Чтобы пройти, нужно взаимодействовать с каждым стражником и правильно решить пример. Затем ребёнку нужно расставить стражников в порядке возрастания полученных чисел. Если выстроить правильно, стражники исчезнут.
2. Игрок встречает на пляже призрака, которого нужно освободить — для этого нужно сыграть с ним в игру. Призрак где-то закопал клад и озвучил условия, которые помогут этот клад найти. Условия — это типичные задачи на расчёт пути: скорость, время, расстояние. Он сообщает два параметра, а ребёнку нужно вычислить третий. Над каждой локацией на карте написаны варианты ответов. Соответственно, нужно найти точку, над которой написан правильный ответ, добраться до неё и откопать клад.
3. Задача на нахождение объёма фигуры. В таверне есть персонаж, который просит игрока помочь знакомому фермеру. Игрок приходит к фермеру, тот рассказывает, что строит башню для хранения сена и ему нужна помощь в подсчётах объёма.
Для решения этой задачи мы создали специальный инструмент для измерения длины блока сена: ребёнок нажимает на блоки, и на экране всплывает расстояние между ними. Сложенные вместе блоки образуют фигуру параллелепипед. Игрок нажимает на блок внизу, взбирается по лестнице наверх, нажимает на блок вверху — и вся сторона параллелепипеда подсвечивается вместе с информацией о её размере. Чтобы найти объём, остаётся умножить ширину на длину и на высоту. Игрок сообщает полученный результат фермеру, тот благодарит, и башня достраивается.
Литература — второй по популярности предмет для преподавания с помощью Minecraft. В этом случае речь в основном идёт о воссоздании миров из классической детской литературы, внутри которых школьники могут лучше познакомиться с персонажами и проходить квесты на основе сюжетов.
Американские преподаватели Саймон Бадделей и Бен Шпильденнер специально объединили усилия, чтобы создать несколько квестов на основе литературы. Их главная задача: помочь детям в изучении языка с помощью знакомых им персонажей. Один из примеров их работы — мир по сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь».
Самый популярный пример воссоздания сказки в Minecraft — это мир по «Фантастическому мистеру Фоксу» Роальда Даля. Он призван обучать не только литературе, но и английскому языку. Например, по итогам прохождения ученикам дают задание написать газетную статью об этом мире с точки зрения любого животного. С миром можно полноценно взаимодействовать — строить целые деревни, откапывать тайные послания и общаться с персонажами.
Разработчики Shkolakola тоже активно занимаются воссозданием литературных миров в Minecraft. Их дебютной работой стала адаптация «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина, а прохождение ориентировано не только на литературу, но и на междисциплинарное обучение.
Идея была в том, чтобы создать сюжет, который будет близок аудитории и родителей, и детей. Дети это читают в школе, а родители, когда слышат, что это сказка Пушкина, становятся более благосклонными.
У нас получился целый набор: виртуальный мир, 20-минутный Minecraft-мультфильм и книга с иллюстрациями. Это достаточно хорошо зашло — фидбэк был положительным и от родителей, и от детей.
Мы создали большую локацию с древнерусским городом, воссоздав всё по описаниям Пушкина. Тут есть ключевые локации и ключевые персонажи сказки. Но это мультидисциплинарный проект. Идея Skolakola не в том, чтобы создавать миры по произведениям: мы хотим, чтобы дети непрерывно получали знания по разным предметам. Ребёнок погружается в этот мир и решает разные задачи: сначала по математике, потом по русскому, дальше по литературе. Складывается траектория, которая, по нашей задумке, выстраивается исходя из его потребностей и интересов.
Мы погружаем детей в мир для лучшего восприятия сказки, но параллельно внутри него обучаем и другим дисциплинам.
Конечно, прежде всего, это литература, но внутри есть много заданий по русскому языку и другим дисциплинам.Например, игрок встречает царя, а тот пишет письмо царице. Но по каким-то причинам царь неграмотный и ему нужно помочь написать это письмо — расставить запятые. Царь спрашивает, нужно ли ставить запятую, игрок отвечает — если правильно, идёт дальше и получает ещё один вопрос. Есть аналогичные задачи по математике в виде диалога с персонажем, где нужно что-то посчитать, — но не просто так, а в формате сеттинга.
Самый известный проект Shkolakola, связанный с литературой, — это недавние Minecraft-спектакли, поставленные совместно с Большим драматическим театром. Это экспериментальное краткое изложение двух классических произведений — «Вишнёвого сада» Чехова и «Моцарта и Сальери» Пушкина. О том, как эти спектакли связаны с образованием, Максим Сыныця подробно рассказал нам в недавнем интервью.