Майские указы что выполнено
«Майские указы» стали обманкой для народа?
Максим Шевченко: «У Путина и Медведева ещё есть время довести зарплату россиян до 1760 долларов, как они обещали»
В свое время стратегия развития России, созданная в 2012 году и получившая название «Майские указы», стала для страны настоящей идеологической мантрой. Оппозиционеры сразу сделали ее поводом для инсинуаций, а лояльные чиновники принялись рапортовать в стиле «Успели! Сдали! Выполнили!»
Рапортовали-критиковали, а тем временем страна и мир изменились за восемь лет просто до неузнаваемости. Россия приросла новым субъектом, появились западные санкции, образовались ответные наши, а потом пришел коронавирус и отправил всю мировую экономику в нокдаун. Все эти обстоятельства в стратегию модернизации державы заложены не были, но о принципиальной корректировке Указов разговор никто не вел.
Остаются ли актуальными и выполнимыми «Майские указы» или это хорошая мина при плохой игре? Ответы мы получаем частями, легким шепотом, на незаметных официальных сайтах.
Например, на днях на странице Счетной палаты РФ был опубликован материал под названием «Подходы к оплате труда бюджетников необходимо пересмотреть». Начинался он, как и положено любой конструктивной критике, с тезиса о том, что «Майские указы 2012 года обеспечили опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе».
С такими монументальными формулировками спорить трудно в принципе. И ради справедливости нужно сказать, что с 2012 по 2019 год зарплата бюджетников действительно выросла в 1,8 раза. В том числе в образовании — в 1,95 раза, а в области здравоохранения и социальных услуг — в 2,1 раза. Но все-таки наша реальная жизнь плохо поддается описанию сухим языком статистики. Или, точнее, требует включения в анализ огромного количества сопутствующих факторов. Ведь не было в этой стратегии развития заложено, что к 2021 году доллар будет стоить 75 рублей. А нового «железного занавеса» пока никто не объявлял. Не является ли цинизмом высчитывать показатели жизни только для замкнутой системы рублевой зоны? Но проблемы имеются и внутри страны.
Вот на том же сайте госструктуры отмечается, что указы президента «реализовывались в условиях децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере». То есть с 2005 года на федеральном и региональном уровне применялись различные системы расчета и выплат. В частности, регионы самостоятельно определяли размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличались в разы. Например, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае — 2 755 рублей.
Если перевести это с языка чиновничьего на человеческий, то во многих субъектах — в зависимости от внутренней социальной и экономической ситуации — местные и региональные власти подгоняли систему формирования заработной платы бюджетников под конечный желаемый результат. Отсюда выплывали все эти истории в ленинском же духе: по форме все правильно, а по существу — издевательство. Врачи, учителя, воспитатели стали получать больше, но работы у них тоже прибавилось кратно.
На Коллегии Счетной палаты аудитор Сергей Штогрин констатировал: «По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. Наибольшие проблемы отмечены в сегменте „младший медицинский персонал“: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент — „педагогические работники дошкольных образовательных учреждений“: показатели не достигнуты в 43 регионах».
Анализ ситуации также показал, что рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников. Так, по данным того же Росстата, младшего медицинского персонала за 2013−2019 годы стало меньше на 61,3%. А социальных работников — на 32,6%. Общая численность по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%.
Это тот самый «логичный» метод поведения местных властей в условиях финансовых ограничений и волюнтаристской политики государства. Зарплату надо увеличивать, а денег остается примерно столько же. Выход один — сокращать число работников. Стоило ли удивляться, что в 2020 «пандемийный» год в стране был такой жесткий дефицит санитаров и медсестер?
В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из указных категорий переводились в другие категории. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», — отметил аудитор. При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника — на 66,7%.
Какие будут последствия?
Такие цифры и комментарии к ним выглядят каким-то специальным расследованием журналистов, не правда ли? Но все эти данные размещены на главной странице Счетной палаты. Что же будет итогом таких нерадостных выводов? Ведомство уже рекомендует Минтруду установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда.
Если подвести итог
А что с другими отраслями?
Похожая неоднородная картина в разных регионах наблюдается со многими другими указами от 7 мая 2012 года. И нельзя однозначно сказать, что региональные власти только и занимаются тем, что рапортуют о формальном исполнении. На протяжении пяти лет на Ямале, где особенно остро стоит вопрос с переселением из ветхого и аварийного жилья времен комсомольской стройки, власти умудрялись по факту исполнять возложенные на них обязательства. Но переселение из «деревяшек» шло там еще при СССР. А вот ямальская медицина под напором возрастающих потоков вахтовых работников начинала трещать по швам. И кончилось дело тем, что ЯНАО вырвался на второе место по заражаемости на 100 тыс. человек в России. То есть выполнение Указов в принципе очень сильно зависело от местной конъюнктуры и иногда по объективным причинам. В Новом Уренгое больницы, где очереди в коридорах не меньше, чем в «застое» за колбасой, разгружать было никак нельзя. Но строили перинатальные центры, кстати, тоже во исполнение тех же указов.
С подобными патовыми ситуациями столкнулись многие отрасли. Приведем еще один пример — Указ № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Он закрепил ежегодную индексацию военных пенсий на 2% выше уровня инфляции. Но мера проработала два года, в 2014 пенсию военных проиндексировали на 5,5%, а с 2015 из-за сложной экономической ситуации действие пункта закона об индексации «заморозили», решение оставалось в силе и на 2018 год.
Экономика
Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предписывал создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Производительность труда, согласно тому же указу, к 2018 должна была вырасти в полтора раза. Теперь это читается, как «письмо из прошлого». И вспоминаются невольно фильмы середины века о будущем: 2020-й год — костюмы из фольги, летающие машины, лазеры.
К огромному сожалению, ни первого русского компьютера, ни достойного народного автомобиля, ни даже бюджетной версии смартфона нам пока собрать не удалось. И все повышение производительности труда до сих пор происходит по схеме: чтобы коровы меньше ели и давали больше молока, их надо меньше кормить и больше доить.
При этом нельзя не добавить, что без хоть сколько-нибудь стабилизирующей рамки «Майских указов» ситуация в стране к эпохе коронакризиса могла быть куда хуже. Вопрос лишь в том, как Россия использовала ресурсы «жирных» нулевых и начала десятых.
Все это разговор о прошлом. Но ведь «Майские указы» на повестке и сегодня
Россия-2012 и Россия-2020 — это две реально разные страны: и по размеру, и по количеству субъектов Федерации, и по своей внешней политике, и по своим финансовым возможностям. Так актуальны ли «Майские указы» из прошлого сегодня?
Журналист и политик Максим Шевченко ответил на этот вопрос «Свободной Прессе»:
— Были провалены все программы стратегические, которые в путинское и медведевское время намечались для преобразования страны. Программа «2020» провалена, «Майские указы» президента провалены. Сформированные на основе «Майских указов» нацпроекты провалены. Провалено абсолютно все. Они реализуют только то, что выгодно крупному капиталу.
Вот пенсионную реформу они провели. Это была часть программы 2020. Кроме пенсионной реформы из программы 2020 не реализовано ничего. Напомню, мы должны сейчас получать порядка 1 760 долларов, это средняя зарплата россиянина должна такая быть. Вот до конца 2020 года остается пять дней. У Путина и у Медведева еще есть время, как говорится, поднапрячься и успеть. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли они успеют. Отчитаться они должны. Но я не верю, что эта власть вообще способна реализовать какие-то стратегические программы развития.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Гуманизация уголовного законодательства может быть выгодна для бюджета
Американцы хотят заставить «унылых москалей» завидовать гордым громадянам
В 2022 году начнут вводится в оборот новые купюры и тестировать цифровой рубль
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по выполнению настоящего Указа, направленные письмом Минкультуры России от 7 марта 2013 г. N 24-01-39/13-ГИ
О реализации настоящего Указа см. информацию Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г.
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N АКПИ18-4, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N АПЛ18-205, подпункт «а» пункта 1 настоящего Указа признан не противоречащим действующему законодательству
доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ мер, направленных на создание условий для повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, направленные письмом Минтруда России от 25 ноября 2013 г. N 14-0/10/2-7222
См. Перечень мероприятий по увеличению к 2020 г. числа высококвалифицированных работников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 2108-р
создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
ГАРАНТ:
См. Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р
г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;
д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:
подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N АКПИ18-4, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N АПЛ18-205, подпункт «е» пункта 1 настоящего Указа признан не противоречащим действующему законодательству
е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:
установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:
подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;
и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;
к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;
н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:
создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети «Интернет» фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
ГАРАНТ:
См. Методику расчета целевого показателя «Рост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации (по отношению к 2012 г.)», утвержденную приказом Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. N 1503
увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.
ГАРАНТ:
См. методику расчета целевого показателя «Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях от общего числа детей», утвержденную приказом Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. N 1504
См. Рекомендации о порядке направления Минфину России информации о достигнутых (фактических) значениях целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений для учета при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 888н
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;
б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;
в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
ГАРАНТ:
См. методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, утвержденные приказом Минтруда России от 11 марта 2013 г. N 94
3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
ГАРАНТ:
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Для совершенствования государственной социальной политики Правительству РФ следует реализовать ряд мер.
К 2020 г. число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от количества квалифицированных сотрудников.
Ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. необходимо создавать до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
До 1 декабря 2012 г. следует принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. При этом следует предусмотреть, что к 2018 г. средняя зарплата соцработников, включая сотрудников медорганизаций, младшего медперсонала, среднего медицинского (фармацевтического) персонала увеличивается до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе. Что касается работников медорганизаций с высшим образованием, предоставляющих медуслуги (обеспечивающих их предоставление), то повышение должно быть до 200%.
До 1 апреля 2013 г. нужно сформировать независимую систему оценки качества работы организаций, оказывающих соцуслуги, включая определение критериев эффективности работы и введение публичных рейтингов их деятельности.
Уделено внимание также сохранению и развитию российской культуры. В частности, к 2015 г. в малых городах должно появиться не менее 5 центров культурного развития, а количество госстипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов следует увеличить до 4 тыс.
Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования
Что положено бюджетникам: поручения Путина правительству
Последствия удара пандемии коронавируса экономика начала преодолевать так, что снова требуются дополнительные решения. Доходы бюджетников нужно будет поднять, чтобы выполнять майские указы президента.
Ожидалось, что средняя зарплата в стране вырастет примерно на 6%.
«Фактический темп роста заработной платы в экономике несколько выше. Он превышает 9% – 9,3. Соответственно, четко мы понимаем, что у нас происходит разрыв в рамках соотношения заработной платы в бюджетном секторе и в экономическом», – подчеркивает министр труда и соцзащиты России Антон Котяков.
А в майских указах четко сказано: зарплаты бюджетников должны быть 200% от средней зарплаты по экономике региона.
«До конца текущего года, чтобы получили зарплаты в том объеме, как это предусмотрено параметрами майских указов 2012 года», – настаивает глава государства.
«Дополнительный ресурс, который необходим для сохранения этого баланса, будет выплачен в течение этого года до конца. То есть, в декабре-месяце», – заверяет президента министр Котяков.
Внутрироссийских вопросов на совещании обсудили много. Масштабная модернизация почтовых отделений стартует по всей стране.
И для людей в селах или деревнях почта – это вообще центр жизни, где и магазин, и аптека. Модернизация будет идти, как сказал вице-премьер Чернышенко, в геометрической прогрессии.
Ответ на вопрос, конечно, последовал очевидный.
Повышение зарплаты до конца года бюджетникам в России в 2021 году: последние новости и подробности повышения зарплаты врачам и учителям
Последние новости о том, каким бюджетникам будет повышение зарплаты в 2021 году в России до конца года и на сколько, о доведении зарплат бюджетников до таких уровней, расскажем далее в этом материале.
Президент: «Майские указы» по зарплатам бюджетников должны быть выполнены до конца года
Согласно указам, медики, педагоги, социальные работники и сотрудники учреждений культуры должны получать не менее 1 или 2 средних зарплат по региону.
Принятые еще в 2012 году «Майские указы», кроме прочего, предполагают доведение зарплат отдельных категорий работников бюджетных учреждений до определенного уровня. Однако на практике с этим все 9 лет возникают проблемы – расчет зарплат передан на уровень конкретных учреждений, из-за чего возникали разночтения между разными сторонами трудовых отношений.
Решения, как потребовал президент, должны быть приняты максимально оперативно – чтобы уже до конца этого года работники бюджетной сферы получили зарплаты в полном объеме, предусмотренном указами. Если же правительство не выделит дополнительные ресурсы, зарплаты бюджетников могут отстать от требований указов, сказал глава государства. А это – недопустимо, учитывая, в насколько тяжелых и экстраординарных условиях сейчас трудятся медицинские и педагогические работники.
Напомним, «Майские указы» предполагают доведение зарплат бюджетников до таких уровней:
При этом основная проблема в том, что сами по себе «Майские указы» не очень четко прописывают, как именно власти должны обеспечивать повышение зарплат – идут ли в расчет средние суммы заработка по одном учреждению или по всему региону, или же требования обязательны буквально для каждого конкретного сотрудника бюджетных учреждений.
Помочь выполнить указы могли бы новые системы оплаты труда педагогов и медработников – однако на данный момент они лишь планируются к внедрению в режиме пилотного проекта, а полноценный переход на использование этих систем планируется лишь за несколько лет.
Путин обещает врачам и учителям по две средние зарплаты до конца года
Врачам и учителям пообещали до конца года выплатить зарплаты с учетом обязательств, которые государство взяло на себя еще в 2012 году, когда по майским указам было установлено правило: эти категории бюджетников должны получать не менее чем два размера средней зарплаты, установленной в регионе.
Правило до сих пор выполняется со скрипом, и главным индикатором этого является нарастающий дефицит кадров как в медицине, так и в среднем образовании.
А в итоге в российских школах не заполнены треть вакансий преподавателей, математику преподают учителя физкультуры, библиотекари – литературу.
Глава государства обратил внимание правительства и руководителей регионов на то, что майские указы должны быть исполнены на 100%.
Работники бюджетной сферы до конца текущего года должны получить зарплаты в том объеме, как это предусмотрено майскими указами от 2012 года, заявил президент. С учетом итогов текущего года, добавил он, «нужно предусмотреть потребность в средствах на исполнение майских указов и на будущий год».
Хотя чиновники уверяют, что майские указы в основном выполняются и учителя с медиками якобы получают не меньше 200% от средней зарплаты по региону, несправедливое распределение в каждом конкретном коллективе, когда руководители получают неоправданно больше, чем линейные сотрудники, необходимость брать по 1,5–2 ставки, чтобы выйти на достойный уровень оплаты, – все эти проблемы, о которых наша газета писала в начале года (см. «НГ» от 14.02.21), пока сохраняются, если судить по сообщениям с мест.
И именно низкие зарплаты становятся основной причиной другой беды – просто нехватки учителей и врачей. Причем если в феврале основной причиной проблемы называлась нехватка средств у регионов, то теперь, похоже, доходы у них растут, и бюджетных причин не выполнять указы без всяких уловок (например, включения в учет выплат за ведение классов, на что обратил внимание в среду Путин) стало меньше.
Судя по данным института «Центр развития» ВШЭ, рост доходов регионов в январе-сентябре составил 19,6% (год к году), даже несмотря на сокращение объема трансфертов из федерального бюджета на 2%. Однако в этот же период регионы сократили расходы на здравоохранение почти на 11%. Расходы по разделу «социальная политика» в номинальном выражении выросли на 4,7%; но в неизменных ценах они сократились по сравнению с 2020-м на 1,6%. Рост расходов на образование составил 10,5%, однако учителя продолжают жаловаться на низкие зарплаты, а в школах не хватает учителей.
По данным доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, из 1,5 млн требуемых учителей есть только 1,1 млн, то есть 400 тыс. позиций не заняты (в прошлом году глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко оценивала дефицит в сфере школьного образования в 250 тыс. человек). В стране наблюдается также дефицит врачей. По состоянию на 2020 год дефицит составлял 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала. По данным Росстата, дефицит врачей по регионам составляет до 20%.В самарских школах не хватает 600 учителей, отмечают местные СМИ. Платить нужно достойно, тогда и учителя не будут разбегаться, комментируют читатели.
«Работаю учителем 37 лет, имею высшую категорию. Ставка высшей категории, соответственно квитку, 9,3 тыс. руб. плюс доплаты по баллам. При нагрузке 38 часов получаю чистыми 24 тыс. О каких средних 33 тыс. руб. может идти речь?» – задает вопрос читательница Ирина. «Знакомая учитель русского языка и литературы работает в магазине хозтоваров. Говорит, заплата больше, а нервов мотать меньше», – пишет другой. «Оптимизировали: директор 250 тыс. руб., учитель 15 тыс. руб.», – объясняет причины удовлетворяющей чиновников средней статистики третий. В Новосибирске из школы уволились 14 учителей за полгода. Родители винят директора в слишком большой нагрузке на учителей. «Из-за нехватки один учитель ведет по два-три предмета, но они не по своей специальности работают. Библиотекарь вела литературу, например», – жалуются они. Во Владивостоке проявилась новая проблема: трех учителей средней школы отстранили от работы из-за отсутствия прививок от коронавируса, и уже неделю из-за этого не ведутся занятия по нескольким предметам, учебные часы сократили до трех в день. На 350 старшеклассников, многим из которых скоро сдавать экзамены, приходится всего шесть учителей-предметников, жалуются родители райцентра Новичиха в Алтайском крае.
Савватеев, который ежегодно посещает полсотни школ по всей России, подтверждает, что география проблемы нехватки учителей весьма широкая. «Заходишь в Слюдянку (город в Иркутской области. – «НГ»), а там куратор из Иркутска включает лекции Павла Виктора, великого физика из Одессы. Заходишь в сельскую школу в Адыгее, а там физрук ведет математику», – говорит он.
«На мой взгляд, дело тут не только в региональной бюджетной политике, но и в том, что в масштабах страны сохраняется высокая дифференциация зарплат врачей и учителей по регионам, – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. – По данным Росстата, в первом полугодии 2021 года средняя зарплата учителя в госшколе в Москве составляла около 100 тыс. руб. в месяц, тогда как в других областях центральной России (за исключением Мособласти) она была ниже в 2–3 раза. Например, в Тамбовской, Ивановской и Орловской областях — 35–36 тыс. руб., в Тверской, Смоленской, Курской областях – 40–41 тыс.».
Такая большая разница в зарплатах и условиях жизни приводит к оттоку кадров из менее развитых регионов и территорий в более развитые, и прежде всего – в крупные города, считает эксперт. Причем уезжают в поисках лучшей жизни в основном молодые и квалифицированные специалисты.
«В случае с врачами и медработниками оттоку кадров из регионов способствовала в том числе пандемия коронавируса, когда столичные власти стали приглашать на работу в ковидные госпитали врачей из регионов и предлагали им зарплату, в разы превышающую их заработки дома», – говорит Киселева.
Заключение
Майские указы президента России Владимира Путина будут выполнены до конца 2021 года. Об этом заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков, передает ТАСС.
«Выполнение майских указов является абсолютным приоритетом для всех, они однозначно будут выполнены до конца текущего года», — сказал Котяков.