Мазекан баба чем болеет
Коксал Баба
Турецкий карлик благодаря своим веселым и драчливым видео быстро обрел популярность во многих странах. Но особенно его любят в странах Америки, Европы и в России. Так кто же этот «агрессивный лилипут» и какой он на самом деле?
Информация
Дата рождения: 10 февраля 1975 года
Место рождения: Арсин, Турция
Рост: 120 см
Инстаграм: https://www.instagram.com/koksalbaba/
Биография
Кёксал Бакташоглу более известный, как Коксал баба, родился 10 февраля 1975 года в селе Арсин. Местечко находится неподалеку от города Трабзон, Турция. С рождения характерной особенностью Коксала служит его приметный рост. К своим сорока с лишним годам мужчина вырос лишь до 120 сантиметров. Удивительно, но голос знаменитого лилипута также с детства остался неизменным.
В 1990 году молодой человек, постоянно гонимый насмешками сверстников, начал профессионально заниматься боксом. Даже стал чемпионом страны в своей категории. После победы Коксал обрел уважение и получил броское прозвище Хулиган (иногда переводят Крестный отец). В это же время его стали часто звать на бандитские разборки из-за отличной реакции и меткого удара. Резкие движения, что часто встречаются на видео с ним, скорее результат врожденной редкой генетической патологии.
Прославился Коксал баба лишь 2010 году, когда полностью отошел от спортивной жизни и ради удовольствия занялся съемкой видео времяпровождения со своими друзьями. Видео лилипута, дерущегося с крепкими «здоровыми» парнями, быстро разлетелось по сети и подарило ему большую популярность. В роликах Koksal baba часто выглядит агрессивным и резким, однако близкие знают его, как приятного и совершенно безобидного человека с невероятным чувством юмора.
Семья
Личную жизнь Коксал баба хранит в строгом секрете. Семья не мелькает ни в социальных сетях, ни на видео. Однако наверняка известно, что исключительный рост карлика обусловлен генетической патологией и не связан с родовой предрасположенностью. Все прямые родственники Коксала имеют средний рост и стандартную комплекцию.
В его профиле в инстаграме часто мелькают лица множества маленьких племянниц и брата. На совместных фото популярный боксер выглядит обезоруженным и очень нежным. Ходят слухи, что ему много раз предлагали вовсе уехать из Турции и построить карьеру, однако родственные связи оказались сильнее. Максимум, на что хватило Коксала переехать в более крупный город (ближайший к родному поселку).
Жизнь Коксал баба сейчас
Настоящий герой покинул свой родной поселок и переехал в апартаменты в ближайший город Трабзон. На данный момент он по-прежнему сохраняет хорошую физическую форму и иногда мелькает на новых видео. Интересы немного изменились и на место классическому боксу, пришел энергичный кикбоксинг. Также увлечения пополнились просмотром футбольных матчей.
В последнее время Коксал часто появляется в концертных залах (часто на концертах современных исполнителей) и в караоке. Близкие утверждают, что лилипут с детства мечтал стать популярным певцом, однако мечта сбылась лишь наполовину – он стал известен, но как веселый боксер.
Работает «хулиган» у своего старшего брата, в хозяйственном магазине. Помимо работы Коксал ведет активную общественную жизнь. Являясь очень верующим человеком, исповедующим традиционный ислам, он старается помочь ближнему.
Он является одним из главных активистов «Общества борьбы за права людей с ограниченными возможностями» и прилагает максимум собственных усилий. Помимо общественной нагрузки, Коксал берется вести тренинги и мотивационные семинары, показывая на своем примере, что генетические патологии не преграда полноценной жизни. Самое главное, несмотря ни на что Коксал не сдается и предлагает следовать его примеру.
Видео
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Женское обрезание в Сомали: девочек калечат опасной бритвой (NRK, Норвегия)
Сомали — Из всех стран мира женское обрезание чаще всего встречается в Сомали. Аша Абди калечит девочкам половые органы уже 15 лет.
Все необходимые для этого инструменты она хранит в желтой сумочке. Сперва Аша Абди достает полупустой флакон одеколона.
«Когда после надреза начинается кровотечение, я останавливаю кровь одеколоном», — объясняет она.
На стекле флакона играет солнечный зайчик.
Корреспондента «Эн-эр-ко» она принимает во дворе своей лачуги в трущобах Харгейсы, столицы самопровозглашенной и никем не признанной республики Сомалиленд.
Ее ремесло — делать обрезание 7-8-летним девочкам традиционным способом, и она очень им гордится.
«Я люблю свою работу, это все, что у меня есть», — признается она.
Всемирная организация здравоохранения признала женское обрезание увечащей операцией — чтобы подчеркнуть жестокость данного вмешательства. В Сомали через него проходят 98% женщин. По данным ООН, это самый высокий процент в мире.
Бритва
Аша Абди расправляет на земле узорчатый платок и достает из желтой сумочки бритвенное лезвие и шприц.
«Чтобы было не так больно», — объясняет она и вытирает иголку пальцами.
Она сминает платок и водит бритвой по мягким складкам ткани, демонстрируя, как делается процедура обрезания.
«Я все делаю осторожно. Сперва я подрезаю половые губы, а затем отхватываю часть клитора, вот так», — бритва скользит по хлопчатобумажной ткани.
Абди описывает самую зверскую разновидность увечья. Это обрезание третьего типа, так называемая инфибуляция, или «фараоново обрезание».
Обрезанных женщин в мире порядка 200 миллионов, но масштабы вмешательства сильно разнятся от страны к стране.
Иголка
Аша Абди прищемляет пальцами складку узорчатой ткани и достает иглу.
«Я сжимаю кожу вот так и оставляю небольшую дырочку. Потом зашиваю», — говорит она, размахивая иголкой вокруг получившегося отверстия размером с карандаш.
Отверстия хватает для выхода мочи и менструальной крови.
Делать обрезание она научилась от мамы и бабушки. Медицинского образования у нее нет, но она уже потеряла счет, сколько девочек прошло через ее руки.
«Такая культура. Пока тебя не обрежут, нельзя молиться. Будешь грязной, все будут дразнить и издеваться», — объясняет она.
Кристине Прэсттун: Вас не мучает совесть за ту боль, что вы причинили юным девочкам?
Аша Абди: Я чувствую их страдания, но такая у нас культура. Я делаю все то же самое, что моя мать сделала со мной.
Врач
Вмешательство настолько обширно, что для половых сношений и родов сомалийских женщин приходится «разрезать» заново.
Акушер Абирахман Авкомбе из родильного отделения больницы в Харгейсе рассказывает о трудностях, с которыми обрезанные женщины сталкиваются во время родов.
«Обрезание снижает эластичность влагалища. Выход плода затруднен, и ребенок часто застревает. Это ставит под угрозу жизнь ребенка и матери», — объясняет врач.
Контекст
Raseef22: избавиться от сатаны при помощи обрезания
Чтобы без похоти и разврата
Почему в Дагестан вернулось «женское обрезание»?
Что положит конец женскому обрезанию?
Каждый день ему попадаются минимум две пациентки с серьезными травмами в области половых органов. Он предпринимает все усилия для борьбы с этой варварской традицией — своих пациенток он фотографирует.
Врач приглашает корреспондента «Эн-эр-ко» в свой кабинет и загружает папку с фотографиями изуродованных гениталий. На одной — влагалище с кистой размером с грейпфрут. На другой половые губы отрезаны целиком, а остальное зашито.
«Я сам сделал эти фото, чтобы запротоколировать масштабы бедствия. Я показываю их религиозным лидерам и другим влиятельным людям. Я хочу, чтобы они очнулись и хоть что-то с этим сделали», — горячо объясняет Авкомбе.
Калечащие операции на женских половых органах опасны для жизни, объясняет он. В прошлом январе от кровопотери умерла десятилетняя девочка. В действительности же смертельных исходов, скорее всего, гораздо больше.
Религия
В Сомали женское обрезание считается мусульманским обычаем, хотя, вероятнее всего, вошло в обиход задолго до принятия ислама.
«В наши дни обрезание считается посвящением Аллаху», — объясняет Абдирахман Осман Гаас, директор организации «Нафис» из Харгейсы.
«Нафис» расшифровывается как «Объединение против женского обрезания в Сомалиленде» и выступает за полный его запрет. По словам Гааса, организация добивается принятия соответствующих законов, но наталкивается на сопротивление.
Он считает калечащие операции серьезным правонарушением и крупнейшей проблемой в жизни сомалийских женщин.
«Мне кажется, нездешним трудно понять, как это у родителей поднимается рука уродовать своих восьмилетних дочерей. Родители вовсе не хотят причинять им вред, они уверены, что того требует ислам», — объясняет он.
Обрезание также помогает контролировать женскую сексуальность, гарантируя, что девушка до брака останется девственницей. Таким образом, вмешательство оправдывается традицией, религией и добродетелью.
Веревка
Аша Абди перевязывает десятилетней девочке бедра веревкой, чтобы показать, что бывает после операции. Веревка стесняет движения: ходить получается лишь крошечными шажками.
«И так семь дней», — поясняет Абди.
Девочку обрезали два года назад, и она хорошо помнит, как это было. В то же время увечье смыло с нее клеймо «нечистой».
«Другие перестали меня дразнить. Это приятно. Я рада, что я теперь „своя», но все равно помню, как было больно», — шепчет она.
Ремесло дает знахарке Абди возможность заработать кусок хлеба собственным детям.
— Что-нибудь может заставить вас бросить ваше ремесло?
— Если выйдет закон, что обрезания запрещены, бритву выброшу не только я, но и сотни других женщин.
В 2018 году в Сомалиленде вышла фетва — религиозный запрет. Но она касается лишь двух видов обрезания, так что до полного запрета еще далеко.
Женское обрезание
Власти, активисты и медицинские круги предпочитают термины «калечащие операции женских половых органов» или «генитальные увечья», чтобы избежать путаницы с мужским обрезанием, процедурой гораздо менее жестокой и болезненной.
Выделяется три типа женского обрезания и одна сборная категория.
Туда входят все виды вмешательства, включающие частичное или полное удаление наружных женских половых органов, а также другие вторжения без медицинских показаний.
Обычно процедуру проходят девочки от младенческого возраста до 15 лет.
Никакой пользы для здоровья женское обрезание не приносит — лишь боль и опасность осложнений в будущем.
Обрезание может привести к сильному кровотечению, инфекциям, проблемам с мочеиспусканием, осложнениям при родах и риску смерти новорожденных.
По данным ЮНИСЕФ, всего через различные формы женского обрезания прошли по меньшей мере 200 миллионов женщин и девочек.
Операция распространена в 30 странах мира. Половина обрезанных женщин живут в Египте, Индонезии и Эфиопии.
Это вмешательство связано с этнической и культурной принадлежностью и обусловлено социальными нормами. Обычай практикуется как мусульманами, так и христианами.
В Норвегии калечить женские половые органы запрещено. Этот обычай также нарушает Конвенцию ООН о правах женщин и Конвенцию о правах ребенка.
Женское обрезание нарушает права девочек, лишая их возможности самим принимать решения в отношении собственного тела.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Все комментарии
armterr
vladt
iron1
armterr
Belskiy
Мехханик
демократор
Дикси
БезянаБога
Open Gamer
Pavlention
в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)
Популярное
Dennik N: Европе нужен газ, но «Северный поток — 2» этой зимой не заработает
Daily Express: этот безобидный симптом сигнализирует о приближении деменции
WeChat: эти четыре повседневные привычки приводят к раку
Болгары о новых КАМАЗах: классный грузовик, потому что из русского у него только надпись (Факти)
Biznes Alert: Польша потребовала антимонопольного расследования против «Газпрома»
Delfi: Литва перестала существовать для Китая
Foreign Policy: русские внушили себе, что украинцы ждут «освобождения»
Немцы об идее объявить Россию изгоем: в прошлый раз это плохо для нас кончилось (Welt)
Dennik N: Европе нужен газ, но «Северный поток — 2» этой зимой не заработает
Россия предупреждает: «прямая угроза» Украины спровоцирует «кошмарный сценарий» войны (The Telegraph)
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Пока женщина лежала в больнице в далекой стране, в России от коронавируса скончался ее зять.
© Предоставлено: Woman.ru
Вот уже два года мир живет в условиях коронавируса. Страны закрывали границы, мировые локдауны парализовывали все процессы.
Но чем больше идет времени, тем понятнее становится: судя по всему, теперь коронавирус постоянный спутник человечества и к нему нужно приспосабливаться.
Мы выходим на улицу в масках, стараемся не пользоваться наличными деньгами и отправляемся на отдых на свой страх и риск. Заболеть коронавирусом в чужой стране — один из самых главных страхов туристов. Мало того, что не всегда уверен в медицине иностранного государства, так и обойдется такое лечение ого-го в какую копеечку.
Именно такая беда приключилась с семьей Шариповых и Татарстана. В Доминикане от коронавируса умерла 63-летняя Рамзия Шарипова, а у близких нет денег, чтобы оплатить счет за услуги клиники и привезти тело россиянки на родину.
С 30 октября по 7 ноября в России объявлены нерабочие дни из-за ухудшившейся ситуации с коронавирусом. Смертность бьет рекорды, «красные зоны» переполнены.
Сразу внесем ясность: в нерабочие дни Шариповы никуда и не ездили, в отпуск в Доминикану семья улетела в конце сентября, а 13 октября уже вернулись домой. Но не все…
Этот отпуск Шариповы планировали давно. В далекую страну отправились все вместе: Алина, ее муж Руслан, маленький сын и мама девушки Рамзия.
Почти сразу после прилета бабушка почувствовала себя неважно, подскочила температура. Сначала решили, что акклиматизация. Врач при гостинице осмотрела пациентку, сделала тест на ковид, который оказался отрицательным.
Но туристку все же решили доставить в больницу Пунта Каны. С Рамзией поехал зять, дочь с внуков остались в гостинице.
Два дня женщина пробыла в госпитале, врачи пытались поставить диагноз.
«У нее выявили ковид Дельта штамм. Затем срочно госпитализировали в больницу Abreu в Санто- Доминго, в «красную зону».
Супруг не смог с ней остаться, так как симптоматики болезни у него не было.
До последнего думали, что ей окажут необходимую мед помощь и к 12 октября (крайний день отдыха) мы сможем забрать ее домой», — делится своей бедой Лина в соцсети.
Надежды семьи не оправдались, Рамзие становилось все хуже. О выписке и возвращении домой 12 октября не могло быть и речи.
«У нее пошли тяжелые последствия в виде обширного поражения легких, кровотечение желудка. Ее перевели на ИВЛ, затем сделали трахоэтомию, но особого результата не дало», — делится Лина.
Вместе с путевкой заканчивалась и страховка, которую семья оформляла, отправляясь на отдых. А это значит, что все дальнейшие траты лягут на плечи семьи.
Каждый, кто отправлялся за границу, знает, что медицина для иностранцев везде непомерно дорогая, так что в больницы лучше не попадать.
«Мы обращались везде. К туроператору Anex tour, страховую компанию „ERV“, Консульство РФ в Доминиканской Республике, Минздрав и МИД РФ. Нам не помогли, а некоторые вовсе проигнорировали наши просьбы о помощи», — пишет Лина.
Тем временем страховщики регулярно напоминали об окончании страхового лимита в 40 тысяч долларов.
«Мы обращались к ним с просьбой пролонгировать или заключить новый договор страхования, чтобы минимизировать финансовые потери, на что они нам ответили, вы сами выбрали данную страховую программу и ничем мы вам помочь не сможем», — говорит девушка.
После завершения путевки финансовый счетчик стал крутиться с неумолимой быстротой.
Каждый день в клинике обходился в 5 тысяч долларов, сумма росла день ото дня. Цифры пугали и были неподъемны для простой российской семьи.
Пока россиянка боролась с коронавирусом в далекой Доминикане, в российской больнице от этой же болезни умер ее зять — муж второй дочери Лие.
«Когда мы прилетели в Россию, какое-то время состояние мамы еще улучшалось и даже тест на ковид был уже отрицательным. Готовились полететь за ней, как только ее будут готовить к выписке», — делится дочь.
Но коварная болезнь оказалась сильнее. 28 октября из Доминиканы пришли дурные вести — россиянка скончалась.
«Андрей тоже умер от ковида. Он был гораздо моложе мамы, здоровый крепкий мужчина. Потому что ему в России должного медицинского лечения не дали!», — напишет после Лина.
За месяц коварная болезнь безжалостно забрала из одной семьи двух человек. Андрея уже похоронили, а вот тело Рамзии не отдадут родным, пока не будет оплачен долг перед клиникой в 30 тысяч долларов.
А еще придется заплатить за транспортировку из Доминиканы до РФ — 13500 долларов. Плюс перевозка тела из Москвы до Азнакаево, где жила женщина — это еще 57 тысяч рублей.
По курсу на 4 ноября получается, чтобы вернуть Рамзию на родину ее родные должны найти более 3 миллионов рублей.
Семья открыла сбор. На просьбу о помощи откликнулись многие: одни пишут упреки, но больше тех, кто неравнодушен к чужой беде. Но пока полную сумму собрать не удалось.
«Приступаем к оформлению документов с ритуальными услугами. Ждем детализацию о лечении со страховой компании, выставления счета из больницы и ритуальных услуг», — сообщила девушка на своей странице в инстаграме.
«При талибах* стало проще»: россиянка — о жизни в захваченном террористами Афганистане
Руслан Давлетшин
Три с половиной месяца назад к власти в Афганистане во второй раз за его историю пришел «Талибан»*. За очень короткое время в условиях эвакуации американских войск военизированным формированиям, признанным террористическими, удалось взять под контроль практически всю страну. Эти события вызвали неоднозначную реакцию как в международном сообществе, так и внутри афганского общества. Мир облетели кадры того, как беженцы пытались покинуть страну, цепляясь за шасси транспортных самолетов НАТО. Люди опасались, что при новой власти со всеми неугодными начнут расправляться, как это было в конце 1990-х годов. Кроме того, часть стран эвакуировали свои дипмиссии из Кабула.
Однако нашлись и смельчаки, которые в столь тяжелое время отправились в Афганистан работать. Среди них оказалась российская журналистка, востоковед-афганист Александра Ковальская. Россиянка приехала в страну в пятый раз и находится тут уже второй месяц, готовит материалы для одного из российских изданий. Также еще год назад она написала об Афганистане целый роман, который пока ищет своего издателя. Александра прямо из Кабула дала «Вечерней Москве» интервью, в котором развенчала некоторые мифы и поведала о том, что изменилось в жизни ее любимой страны при новой власти.
«Настроение растерянности и неуверенности»
— Александра, вы приезжали в Афганистан как при талибах*, так и во время правления проамериканского президента Ашрафа Гани. В чем отличие?
— А что внутри, за пределами визуальной картинки, видной всем?
— Сложно сказать. Многое зависит от того, какое отношение у человека к талибам*. Конечно, есть интеллектуальная верхушка, которая всегда была настроена строго против них. Но большинство из этих людей уехали. А тем, кто остался, конечно, сложно. Они себя в этом новом обществе не видят. Они боятся, что талибы* станут опять проводить жесткий курс, казнить всех с ними несогласных. А люди, которые талибам* симпатизируют, наоборот, говорят, что сейчас лучше, потому что «талибы* — люди честные, хорошие мусульмане, взяток не берут, патриоты, и, если их признают как законное правительство, будет только лучше». Однако в целом ощущается настроение растерянности и неуверенности. Что будет дальше, никому не понятно. Будущее зависит от многих моментов. Но расстрелов на улице нет.
— Чем привлек Афганистан? Почему решили сюда вернуться?
— За время поездок со мной ничего плохого не происходило. Вернее, был один эпизод с местной службой госбезопасности, но не настолько неприятный, чтобы испортить впечатление о стране. Плюс моя специальность позволяет работать только в одной стране. Почему я ее выбрала? Во-первых, мне хотелось быть узким специалистом, который умеет делать то, чего не умеют другие. Во-вторых, я была молодой и глупой, мне хотелось какого-то героизма. Бойтесь желаний своих: они исполняются. Конкретно моя семья никак не связана с Востоком. Когда советские войска воевали в Афганистане, мой отец учился на военной кафедре и записываться добровольцем не спешил. И слава богу.
Фото: из архива Александры Ковальской
«Мифические персонажи»
— Когда первый раз приезжали, предполагали, что талибы* захватят власть?
Политолог рассказал, ждать ли войны между ИГИЛ* и талибами** в Афганистане
— Не верится, что их считают террористами?
«Будущее Афганистана решится за его пределами»
— Могут ли они рассчитывать на международное признание?
— Они считают, что могут. Они считают, что являются полноправными представителями афганского народа, выразителями воли народа, полностью соответствуют желаниям и стремлениям афганцев. Пару недель назад представитель «Талибана»* говорил, что талибы* могли бы представлять Афганистан в ООН и даже рассчитывают на поддержку России в этом вопросе. Но, понятное дело, при признании талибского* правительства мнение самих талибов* вряд ли кто-то будет учитывать. Это большая политическая игра, в которой участвуют региональные игроки, Запад. И будущее Афганистана решится за его пределами.
— Вы лично считаете, каким должно быть будущее у этой страны?
— При самом идеальном варианте это могло бы быть что-то в иранском духе, когда во главе государства стоит духовенство. Оно ведет очень активную региональную политику, взаимодействует с соседями, и вроде как в стране существуют запреты в соответствии с исламом, но никто их слишком всерьез не воспринимает.
«Иранский сценарий для Афганистана»
— Когда я смотрел, сколько в Афганистане народов и культур, мне показалось, что, кроме религии, здесь нет объединяющих факторов. Это правильное утверждение?
— По большому счету — да. Это основное. Правда, есть нюанс: около 15–20 процентов населения страны являются хазарейцами-шиитами. А талибы* в подавляющем большинстве — пуштуны-сунниты. Потому, если смотреть на будущее Афганистана с религиозной точки зрения, это должны быть люди, которые будут представлять интересы шиитов в новом правительстве. И этот вопрос пока туговат.
Американист объяснил, почему США не откажутся от попыток перестроить другие страны
— Что с афганским сопротивлением? Куда делся Ахмад Масуд? Давно не было о нем новостей.
— О нем действительно не было новостей. Несколько месяцев назад он покинул страну. В Панджшере никаких боев не ведется, талибы* официально это подтверждают и настаивают на том, что движение сопротивления существует только в социальных сетях и на бумаге. Я склонна с ними согласиться. Если бы были какие-то бои и сопротивление одерживало победы, об этом бы говорили неизбежно. Таджики как минимум на движение сопротивления очень надеялись, но раз они молчат — новостей действительно нет.
«Воевать за Гани никто не собирался»
— Маршал Абдул Рашид Дустум ведь тоже заявлял о сопротивлении…
— Да. Но дальше слов дело не дошло, потому что стало ясно: без поддержки извне никто в Афганистане воевать не может. В 90-е годы Дустума, (Ахмад Шаха — прим. «ВМ») Масуда и остальных командиров «Северного альянса» поддерживали из-за рубежа. В этот раз за рубежом оказались не заинтересованы ни в финансовой поддержке сопротивления, ни в моральной.
— А почему афганская армия так быстро сдалась талибам*, как только американские самолеты начали массово вылетать?
«Женщин в хиджабах столько же, сколько и было»
— Перед падением Кабула всех пугали и говорили, что женщинам при талибах* будет несладко и им много чего запретят, в том числе появляться на улице в открытом виде. Как относятся к женщинам в Афганистане? Вы лично в парандже ходите или свободно?
— Хожу в джинсах, кожаной куртке, иногда в платке. Причем платок просто держится на волосах. Это не хиджаб, в котором открыто только лицо. Это именно платок, который иногда где-то на затылке. Никаких вопросов пока не возникало.
— Местных женщин видите на улицах?
— Да, много. Их столько же, сколько и было в мой прошлый приезд в январе–феврале. Меньше их не стало. Женщин в парандже тоже примерно столько, сколько и было. Некоторые афганки, более того скажу, одеваются гораздо моднее и ярче, чем я. Но здесь все зависит от социальной группы. В Кабуле образованные девушки, особенно таджички, тоже накидывают символический платок, держащийся на затылке, какое-то пальто, надевают джинсы, иногда туфли с высоким каблуком. И им так комфортно. Талибы* никаких претензий им не предъявляют за внешний вид и открытое лицо.
Умный, но жестокий: физиономист описал нового главу правительства Афганистана
— Удивительно…
— За несколько дней до того, как талибы* вошли в столицу, и в первые их несколько дней у власти в Кабуле взлетели цены на паранджи, на бурки голубые, покрывающие все с ног до головы. Все были уверены, что женщин заставят их носить, как было в 90-е. Но пока никаких ограничений в одежде нет.
— Женщины работают?
— Я вижу их в министерствах, в аэропорту Кабула, школах и больницах. Опять же, некоторые женщины, в основном постарше, за 50, говорят, что при талибах* стало проще. Удивительно, но факт.
«С инфраструктурой и ценами проблемы»
— А социальная жизнь как? Что с ценами?
— Растут. Со времен Гани, с августа, курс доллара поднялся с 73 афгани до 95. И до Нового года он поднимется до 100. Естественно, товары дорожают: еда, дрова, уголь. Все то, что зимой нужно. В Кабуле нет центрального отопления. С зарплатами сейчас плохо, люди их пару месяцев не получали. У многих большое беспокойство и страх перед будущим. Непонятно, что будет дальше, разморозят ли правительственные активы. Если нет, то как талибы* с этим справятся? На фоне растущих цен не исключено, что будут какие-то беспорядки, социальные возмущения. Сейчас все зависит от международного признания и от международных гуманитарных организаций.
— В Афганистане довольно много интересных мест для посещения. Как думаете, когда-нибудь страна откроется для туризма?
— Безусловно, там есть что посмотреть. Это древняя страна. Здесь удивительно красивая природа. Пожалуй, самая красивая, которую я видела среди 36 стран, в которых была. Одна провинция Бамиан чего стоит со своими лазурными озерами. Что касается туризма, то талибы* говорят, что они готовы. Они, в принципе, готовы принимать туристов со всего мира хоть завтра, хоть группами, хоть поодиночке. В стране безопасно. Но как это будет на практике, непонятно. С инфраструктурой так себе обстоят дела. Страна пребывала все-таки в состоянии войны 40 лет, и надо все восстанавливать.
*«Талибан» — организация признана террористической Верховным судом РФ, запрещена в России.