Мазепин отец чем занимается
Никита Мазепин: «У отца родилась идея дать сотрудникам «Хааса» мотивацию, возможность достичь определенных целей и получить за это вознаграждение»
Пилот «Хааса» Никита Мазепин рассказал, что предложение его отца разработать схему выплат дополнительных бонусов сотрудникам команды, было сделано исключительно из лучших побуждений.
В недавнем интервью Дмитрий Мазепин озвучил предложение финансово стимулировать сотрудников «Хааса» получением бонусов в случае достижения командой определенных результатов – чтобы остановить повышенную текучку кадров.
«Я рассказал отцу, что меня беспокоит ситуация с уходом людей из команды, хороших людей. Понятно, что у разных людей могут быть разные мотивы и мысли, но очень многие уходят из-за опасений за свое финансовое благополучие. И мне очень повезло, что отец меня услышал.
Одно из сильнейших качеств отца – это как раз умение предоставлять все необходимое своим сотрудником, которых в его компании 45000. Он в этом профессионал, а я нет.
И у него родилась идея – нет, не закидывать людей деньгами просто так, – а дать людям мотивацию, возможность достичь определенных целей и получить за это вознаграждение.
Самое главное в этом предложении, что оно сделано абсолютно добровольно. Он не извлечет из этого никакой выгоды – ну, за исключением чувства удовлетворения. Ведь отец, как мне кажется, находится на той стадии жизни, когда он уже добился значительного успеха и хочет давать людям что-то.
Сейчас он действительно заботится о людях, которые действительно хорошо выполняют очень тяжелую работу – в шахтах, на заводах, и о наемных работниках в командах», – рассказал Мазепин.
Также Никита добавил, что схема выплаты сотрудникам дополнительных бонусов в данный момент является лишь предложение спонсора – и что уже от руководства «Хааса» зависит формирование схемы и обеспечение ее работы:
«Я не уверен, что все это в итоге заработает, поскольку предложение включает в себя условия, которые подразумевают то, что команда должна будет предоставить сотрудникам определенный опыт. Это нужно обсуждать с руководством команды, поскольку отец является лишь спонсором.
Могут ли дополнительные средства привести к превышению разрешенного потолка расходов? Насколько я знаю, наш бюджет сейчас в любом случае находится заметно ниже разрешенной отметки. Так что с новой инициативой бюджет просто немного вырастит. И приведет к улучшению жизни людей – и не только их самих, но и их семей. А это, как мне кажется, вообще самое главное, если вы хотите добиться успеха».
🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram
Ходят слухи о покупке команды.
После ухода Даниила Квята из системы «Ред Булл» Россия чуть не осталась без пилотов в «Формуле-1», но ситуацию спасли «Уралкалий» и семья Мазепиных. Никита заполучил место в «Хаасе» в обмен на 20 млн евро в год от химического гиганта (данные Corriere dello Sport) – и американский болид вместе с формой команды даже выкрасили в триколор для красочного обозначения национальной идентичности главного спонсора. Так по невероятной иронии судьбы в цветах российского флага дебютировал и сын семикратного чемпиона «Ф-1» Михаэля Шумахера Мик – причем он рассыпался в комплиментах раскрасу.
«Уралкалий» же вместе с «Уралхимом» принадлежит отцу Никиты Дмитрию – участнику войны в Афганистане, бывшему зампреду Российского фонда федерального имущества, экс-менеджеру «Сибура» и «ТНК» и собирателю одного из главных объединений химкомбинатов страны на данный момент. Именно ему сейчас принадлежит 86 процентов «Уралхима» (который полностью контролирует «Уралкалий»).
Вообще у Дмитрия же давно сложились отличные отношения с менеджментом «Сбера»: именно «зеленый» госбанк финансировал первые сделки Мазепина-старшего по скупке химических заводов. Источники Forbes утверждают, будто все решило личное знакомство с первым зампредом финорганизации на тот момент Аллой Алешкиной: якобы она поверила в бизнесмена, оценив проведенную им эффективную реструктуризацию долгов «Сибура».
Рука «Сбера» присутствует в химконцерне и сейчас: еще в 2019-м финансовым директором «Уралхима» назначили бывшего первого вице-президента госбанка Игоря Буланцева. Его, по сообщению Forbes, внутри компании называют «смотрящим от «Сбера» – и в 2020-м он вошел и в совет директоров «Уралхима». Тогда же одно из кресел занял и старший президент госбанка Александр Базанов. «Мы комфортно приняли эту идею [приход Базарова], так как «Сбербанк» – наш крупный кредитор», – приводит Forbes слова сотрудника «Уралхима».
Благодаря росту выручки поднимется и стоимость заложенных акций – так что источник Forbes прогнозирует «высвобождение части залога «Сбера». Однако планам может помешать рост налогов для горнодобывающего сектора, запланированный Минфином, а также желание банка сохранить контроль над заемщиком. Тем не менее, анонимный топ-менеджер госбанка и сотрудник «Уралхима» говорят: финорганизацию полностью устраивает работа конгломерата.
То есть госбанк вообще не смущают траты крупного заемщика на финансирование родственников в «Формуле-1» – причем объем вложений может даже вырасти: в паддоке не первый год ходят слухи о возможном создании или покупке Мазепиными собственной команды. Вот и в последнем интервью для немецкого «Бильд» Никита совсем не опровергает такую возможность:
«Это была бы интересная опция: он [отец] превращает в золото все, к чему прикасается. Но я лоялен «Хаасу», так что если он купит команду – будет интересно увидеть, как мы с ней посоревнуемся и смогу ли я победить. Буду ли я гоняться за него? Не исключал бы такой возможности. Но, как я сказал, я лояльный и хочу успеха с «Хаасом».
Другие активные акторы российского автоспорта на вопросы о перспективах выхода в «Ф-1» отвечают однозначно: в Гран-при уже есть национальная команда.
«Российская команда в «Формуле-1» уже есть. Посмотрим, как «Хаас» будет развиваться. Успехов Никите Мазепину», – вот так, например, ответил Борис Ротенберг на вопрос о расширения его программы «СМП» на Гран-при. То есть сегмент прочно занят Мазепиными – если уж даже продвигавшая ранее Сергея Сироткина в «Уильямс» и вертикаль с портфолио в виде чемпиона «Ф-3» Роберта Шварцмана не видит пока иных точек входа.
«Мы гордимся нашей страной. Мы часть «Формулы-1», имеем в ней своего гонщика, свои цвета, гордимся ими, – комментировал для «Чемпионата» ситуацию сам Дмитрий. – Видно, что для Никиты быть в «Ф-1» – огромная честь и большая нагрузка. Это первый год, он многому учится, я всячески его поддерживаю».
Сам Никита при этом уверяет, будто «Уралкалий» спонсирует его исключительно по бизнес-мотивам.
«Гарантирует ли спонсорство «Уралхима» место в «Ф-1»? Я получил кокпит, потому что я гонщик и команда видит меня как актив, – объяснил №9 в том же интервью для «Бильд». – Причина спонсорства – потому что команда видит «Формулу-1» как возможность для нового бизнеса. Я – единственный русский пилот, и, конечно, русская компания всегда захочет инвестировать в команду с соотечественником в составе».
Тем не менее, до погашения кредитов (или хотя бы снятия залога с акций) выходит, что русский пилот (опять) гоняет в «Ф-1» на госденьги – хоть и опосредовано.
Деньги решают. Как сын русского миллиардера оказался в «Формуле-1»
Гонщик Никита Мазепин, сын российского миллиардера Дмитрия Мазепина, заключил контракт с командой «Формулы-1» на следующий сезон. Его уже называют рента-драйвером, которому дали место исключительно из-за денег отца. Однако не всё так просто. 21-летний пилот отлично проводит сезон в «Формуле-2» и идёт на третьем месте в общем зачёте.
Фото © Zuma / TASS / Sebastian Rozendaal
Несмотря на то что перспективы Дани Квята остаться в «Формуле-1» с каждой гонкой становятся всё туманнее, российским фанатам всё равно будет за кого болеть. Пилот Никита Мазепин подписал контракт с американской командой Haas, которая избавилась от Ромена Грожана (задолго до той страшной аварии) и Кевина Магнуссена. 21-летний москвич станет уже четвёртым россиянином после Виталия Петрова, Даниила Квята и Сергея Сироткина, который попробует свои силы в «Королевских гонках».
Сначала развод, теперь увольнение. Как лучший гонщик России остался на улице в 26 лет
Многие эксперты ставили на то, что на повышение из «Формулы-2» в следующем сезоне отправится другой россиянин — Роберт Шварцман, который выиграл больше всех гонок в 2020 году. Однако пилота команды Prema Racing, как он сам шутит, пока подписал только детский сад.
Didn’t want to miss out on the trending news 😂
Не хотел пропустить самые свежие новости 😂 pic.twitter.com/QygxFA9zMx
Деньги отца-миллиардера решают
Добиться чего-то в автоспорте без больших денег достаточно сложно, мы это знаем и на примере того же Виталия Петрова, отца которого недавно застрелили в Выборге. Папа Роберта Шварцмана — тоже известный бизнесмен. А вот Сергей Сироткин, например, сын учёного и инженера. Чья карьера развивается успешнее — судите сами.
Сын цветочного магната и будущее Ferrari. В «Формуле-1» ждут чемпиона из Питера
Но вернёмся к новичку Haas. Его отец Дмитрий Мазепин — один из богатейших людей России, в 2015 году Forbes оценивал его состояние в 1,3 миллиарда долларов. Мазепин-старший является владельцем и председателем совета директоров компании «Уралхим», а ещё он очень любит гонки и адски много денег вкладывает в карьеру своего сына. Настолько много, что буквально создал собственную команду для Никиты.
Примерно такая же схема сработала и для «Формулы-1». Haas расстался с Грожаном и Магнуссеном не от хорошей жизни: американцы признались, что по ним мощно ударил коронавирусный кризис. На выручку пришёл Мазепин-старший, который предложил простую сделку: спасительные инвестиции в обмен на место в команде. В итоге все в выигрыше: Haas продолжает жить, а молодой пилот получит шанс в «Формуле-1». Примечательно, что Дмитрий Мазепин в 2018 году уже пытался провернуть подобный фокус с командой Force India, которая в итоге предпочла поработать с семьёй Стролл и превратилась в Racing Point. Тогда это казалось авантюрой, но шаг себя оправдал: в этом сезоне Лэнс Стролл, которого всячески шеймили за деньги отца, даже смог однажды финишировать на подиуме.
Рента-драйвер или реальный талант
На Никиту Мазепина тоже с ходу нацепили ярлык рента-драйвера — гонщика, который просто платит за место в команде, а не пробивается в неё своим талантом. Если бы москвич попал в «Формулу-1» с командой Force India в 2018 году, тогда такие обвинения ещё могли иметь право на жизнь. Но сейчас Мазепин-младший заметно преобразился и мощно прибавил именно как гонщик. Раньше информационный фон вокруг юного гонщика был скорее негативным: драки с другими пилотами, многочисленные аварии и тусовка на фоне траура в Соликамске.
«Формула» Мазепиных: во сколько обошлась отцу карьера сына-гонщика
21-летний россиянин Никита Мазепин – сын владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина – в начале декабря подписал контракт с командой «Формулы-1» «Хаас». Его напарником в 2021 г. будет сын Михаэля Шумахера Мик. Если место в чемпионате сохранит Даниил Квят, а Никиту не уволят за недавний неприличный пост в Instagram, то в сезоне-2021 впервые в истории «Формулы-1» Россию будут представлять сразу два пилота.
Правильный папа
Для успешного развития в автоспорте нужны солидные финансовые вложения – один сезон в картинге в топ-команде может стоить до 500 000 евро и на первом этапе вкладываются родители. Питерский бизнесмен Михаил Шварцман, отец гонщика «Формулы-2» Роберта Шварцмана, рассказывал Forbes, что за 10 с лишним лет потратил на карьеру сына около 5 млн евро.
Нет ничего удивительного в том, что отцы всех четырех российских пилотов «Формулы-1» – состоятельные люди. Виталий Петров – сын крупного предпринимателя из Выборга. Одним из спонсоров Сергея Сироткина в Ф-1 был Национальный институт авиационных технологий, которым руководил его отец. Папа Даниила Квята – бизнесмен и политик из Башкирии.
Несмотря на занятость, Мазепин-старший всегда принимал деятельное участие в карьере сына. «Отец бывал практически на всех гонках, часто посещал тренировки, – рассказывает Павел Гуськов, тренировавший Никиту в московской школе «Столица Карт». – Он приложил немало усилий ради успеха сына в автогонках. И не только финансовых».
Человек-скандал
К началу 2020 г. Никита Мазепин был достаточно известным пилотом, но прославили его не столько победы, сколько скандалы. К примеру, в 2016 г. 16-летний Мазепин на этапе «Формулы-3» ударил англичанина Каллума Айлотта: конкурент помешал россиянину показать быстрое время на практике. После заезда возмущенный Никита предъявил претензии, а потом два раза ударил соперника по лицу – и был дисквалифицирован на одну гонку.
В 2018 г. Мазепин провел удачный сезон в классе GP-3 – выиграл четыре этапа, занял 2-е место в общем зачете – и перешел в «Формулу-2» (выше уровнем только Ф-1). Но дебютный год оказался неудачным: Мазепин ни разу не доехал до подиума и набрал всего 11 очков. Зато снова оказался в центре скандала. На Гран-при Сочи – 2019 Мазепин спровоцировал крупную аварию. Грубо нарушив правила в зоне безопасности, Никита столкнулся с англичанином Джеком Эйткеном, а после врезался в болид японца Нобухару Мацуситы. Из-за аварии гонку остановили почти на час, а Мазепин в итоге получил четыре штрафных балла.
За излишнюю агрессивность вождения Мазепина часто критикуют болельщики, но Гуськов объясняет, что такой стиль родом из детства. «Мы начали с Никитой не с шести лет – чуть позже, – рассказывает тренер. – Ему всегда приходилось догонять соперников по скорости, многому учиться. Плюс у Никиты случались травмы. Приходилось отвоевывать свои позиции в гонках. Возможно, это повлияло на его стиль вождения».
Прорыв года
В 2020 г. Мазепин смог выйти на новый уровень. Прорыву предшествовала смена команды. Никита дебютировал в Ф-2 пилотом ART GP, но в январе 2020 г. список участников серии пополнила британская команда Hitech GP, которую за несколько лет до этого купил Мазепин-старший, – и Мазепин-младший оказался там. Эксперты, опрошенные «Ведомости. Спортом», говорят о «беспрецедентных» вложениях в проект – в материальную базу и специалистов. В итоге ничем не примечательная команда вдруг стала претендентом на призы.
«В первом сезоне в «Формуле-2» Мазепину было тяжело, потому что его напарником был сильный первый пилот Ник де Врис, – считает Гуськов. – Команда работала на него. Возможно, по Никите что-то было упущено. В 2020 г. ему стало комфортнее, поэтому он и смог раскрыться». «Почему поехал Мазепин? Потому что созрел, в голове все встало на свои места, – полагает бизнесмен Александр Смоляр, чей сын, тоже Александр, выступает в «Формуле-3». – Возраст подошел, мотивация появилась, а опыта уже достаточно. Вот Никита и выстрелил».
Мазепин начал сезон-2020 с 10–14-го места, но на третьем этапе в Венгрии пришел к финишу вторым, а затем выиграл гонку в Сильверстоуне. Позже случились победа на этапе в Муджелло, подиумы в Спа, Сочи и Бахрейне. За одну гонку до финала сезона Мазепин шел на 4-м месте в общем зачете, но в итоге опустился на 5-ю строчку – его обогнал другой россиянин, Роберт Шварцман.
Новый русский
Именно Шварцмана, участника программы подготовки пилотов «Феррари» и «СМП рейсинг», в начале 2020 г. называли главным российским претендентом на место в «Формуле-1». Но тут Мазепин его опередил. Слухи о переходе Никиты в «Хаас» появились в середине октября, а официально новость прозвучала 1 декабря. При этом еще осенью немецкая Bild сообщала, что команда может быть продана Дмитрию Мазепину. Ранее СМИ связывали «Уралкалий» с командами «Форс-Индия», «Рено» и «Уильямс», но до оформления сделок так и не дошло.
Руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер опроверг возможность продажи команды, но подтвердил факт встречи с Мазепиным-старшим. «Мы просто выпили вместе кофе», – заявил Штайнер в интервью порталу Sportsmole.
А канадский миллиардер Лоуренс Стролл инвестировал в «Уильямс», за который в 2017 и 2018 гг. выступал его сын Лэнс (сейчас пилот «Рейсинг пойнт»), около 80 млн евро. Бизнесмен вкладывался в программы развития, содержал часть штата команды и оплатил два двигателя Mercedes.
При этом Оксана Косаченко, бывший менеджер первого российского пилота Ф-1 Виталия Петрова, в приглашении Мазепина в «Хаас» видит не только расходы владельца «Уралкалия». «Для российского бизнеса это ворота в элитные гонки, – полагает Косаченко. – Квят выступает под мощным брендом Red Bull. Проникнуть на эту территорию крайне сложно. А у Мазепина нейтральная команда, с ней можно взаимодействовать».
Плохое поведение
Финансовые возможности Мазепина-старшего стали важным фактором успеха Мазепина-младшего, но не единственным. «В «Формуле-1» все с деньгами, с папами, со спонсорами», – объясняет Смоляр. За сезон-2020 Мазепин действительно прибавил, превратившись из аутсайдера в стабильного претендента на подиум. «Мазепин выглядит готовым к Ф-1, – говорит Смоляр. – Правда, есть у него немножко перебор жесткости на трассе. Менеджмент Ф-1 любит умеренность, нужно быть в рамках правил, а Никита едет «по-русски». Да и за пределами трассы Мазепин по-прежнему несдержан. Уже став пилотом «Хааса», Никита успел попасть в неприятную историю с публикацией шуточного, как он утверждает, видео с полуобнаженной девушкой в Instagram. Ни команда, ни болельщики юмора не оценили: на Change.org собирают подписи за «увольнение» Мазепина из «Хааса».
В дебютном сезоне «Формулы-1» Мазепин вряд ли будет претендовать на призы, полагают эксперты. «Опыт Ф-2, тесты, которые были у Никиты в Ф-1, помогут ему быстрее адаптироваться, – уверен Гуськов. – Да, он ездил на прошлогодних болидах, но это все равно помогает освоиться, понять нюансы. Думаю, если в отдельных гонках Мазепин сможет финишировать в десятке, это будет хорошим результатом».
Косаченко считает, что качественная подготовка позволит Мазепину показать достойный результат уже в первом сезоне Ф-1. «Во-первых, «Хаас» выступает на приличном уровне, – говорит Косаченко. – Плюс накат, плюс образование, ведь Мазепин – студент МГУ. Чудес ждать не стоит, но это должен быть достойный сезон. И на перспективу хорошо, что команда будет заниматься разработкой машины для нового технического регламента (он вступит в силу в сезоне-2022. – «Ведомости. Спорт») вместе с молодежью».
Платит за сына в Гран-при и пытается примирить Беларусь.
Как бы ни обернулся сезон-2021 для «Хааса» и всей «Формулы-1» – болид американской команды уже останется в истории самым русским. Причина в титульном спонсоре: химический гигант «Уралкалий» за €20 млн в год (данные Corriere dello Sport) и дополнительные финансовые вливания в команду перекрасил машину, переодел всех механиков и даже Мика Шумахера в триколор.
Мик Шумахер начинает карьеру в «Ф-1» в триколоре как на футболках сборной России. Сын Михаэля назвал цвета «крутыми и дерзкими»
Но откуда же у семьи Мазепиных столько денег на участие в «Формуле-1» – да еще и с оплатой раскраса болида под флаг России? Биография отца Никиты помогает понять, как он заработал миллиард и создал один из крупнейших химических конгломератов Восточной Европы.
Стартовал в «Беларусбанке», взлетел на торговле нефтепродуктами, скупал химкомбинаты за кредиты госбанков
Мазепин-старший родился и вырос в Минске, окончил Суворовское училище и отправился в Афганистан в 86-м военным переводчиком.
Бизнес он запустил в начале 90-х – с участия в организации страховой компании «Инфистрах» и банка «Фалькон». Оттуда же в 93-м на два года перешел в замдиректоры филиала частного «Беларусбанка» и вернулся в «Фалькон» после слияния места предыдущей работы с государственным Сбербанком Беларуси. Тогда же будущий отец пилота «Ф-1» запустил компанию «Белнафта» для торговли нефтепродуктами на территории России – и явно нацелился на переезд.
Все получилось в 96-м – Мазепин-старший транзитом через должность замгендиректора в торгующем металлами «Разноимпорте» оказался вице-президентом свежеприватизированной нефтекомпании «ТНК». Дмитрий хоть еще и не владел значительными активами или капиталом, но оброс связями: благодаря им через два года оказался в зампредах Российского фонда федерального имущества – и работал там до 2002-го.
Оттуда Мазепин перешел в боссы «Сибура», только пережившего масштабный конфликт между акционерами – «Газпромом» и бывшим директором. Дмитрий полгода разгребал последствия, включая закрытие процесса банкротства компании – по его собственным словам, на момент прихода 28 компаний холдинга фактически разорились. После восстановления работоспособности организации Мазепин уступил пост Александру Дюкову (сейчас президенту РФС) и отправился строить химического гиганта.
В деле сбора главных активов отрасли Мазепину помогли накопленные связи: с 2004-го он включился в открытые аукционы РФФИ и скупал по частям на заемные средства заводы вроде Кирово-Чепецкого химкомбината, пермского «Галогена», березниковского «Азота» и так далее. На страницах «Общей газеты» и «Российской газеты» предполагали, будто Мазепин работал на «Газпром» и за деньги экспортного монополиста, но в итоге бизнесмен объединил все скупленные активы в один холдинг – так в 2007-м году и появился «Уралхим».
Тем не менее, кредиты холдинга никуда не делись: в 2013-м «Уралхим» даже выставляли на продажу из-за долгов на все те же 1,4 млрд. Из них 700 млн Мазепин брал у «Сбербанка» только на ВМУ.
Политическая активность: депутат в Кировской области, теперь пытается примирить Беларусь и продвигать Россию в Африке
Мазепин-старший не только бизнесмен: в 2012-м его избрали в Заксобрание Кировской области – но много законов ъпредложить он не успел: сложил полномочия спустя два года из-за «высокой профессиональной загруженности».
Политическая карьера, впрочем, на этом не закончилась: в 2018-м при Торговой палате РФ создали Белорусско-российский деловой совет – и Дмитрий возглавил его со стороны Москвы (Минск представил владелец концерна «Санта» Александр Мошенский, еще в него входят менеджеры «Уралхима», «Сбера», «Ростеха», «КАМАЗа», ВТБ, «Росатома», «Татнефти», «Лукойла» и десятка структур помельче). Особенно ярко и Мазепин, и совет проявили себя после выборов в Беларуси в 2020-м – прямо на сайте Торгово-промышленной палаты 13 августа (сразу после самых жестких дней с бесконечными задержаниями и избиениями в СИЗО и ЦИПе) опубликовали весьма резонансное обращение к Лукашенко с призывом к переговорам для прекращения протестов.
«От лица российского и белорусского бизнеса обращаемся к президенту Лукашенко с просьбой признать очевидные факты протестной напряженности в обществе и, не теряя времени, сесть за стол мирных переговоров, которые должны увенчаться выходом из политической нестабильности. Эта возможность может скоро стать единственной, поэтому она не должна быть упущена», – гласило обращение.
В письме совет также обратился к руководству России с просьбой «не оставаться в стороне от процесса урегулирования конфликтов в Беларуси, чтобы Союзное государство братских народов не было разрушено в пылу непримиримой бессмысленной борьбы».
Следующее заявление в связи с белорусскими протестами Дмитрий сделал уже в ноябре – позвал отчисленных за политику студентов в Россию.
«Хотим запустить инициативу и помочь отчисленным студентам, чтобы они не уезжали в Польшу или Литву, а приехали в Москву или в Питер для того, чтобы обучаться дальше, – заявил бизнесмен. – Мы все-таки живем в Союзном государстве, которое состоит из России и Беларуси, мы это делаем, потому что мы неравнодушны, что будет завтра.
Нас интересует талантливая молодежь, которая желает учиться и развиваться. И нам безразличны ее политические взгляды, главное, чтобы ребята впоследствии работали в интересах отечественных компаний».
По его словам для РБК, Совет рассматривает оказание поддержки 200 лучшим студентам из числа отчисленных из-за протестов – правда, с тех пор о судьбе примирительных инициатив владельца «Уралхима» и «Уралкалия» больше ничего не слышно.
Кстати, примерно ту же роль Дмитрий играет и в Африке – поскольку возглавляет бизнес-совет России и Зимбабве. Правда, там коммерческая структура предпочитает действовать через агрессивное расширение инвестиций еще на Замбию, Анголу и других соседних стран – по расследованию The Guardian, ради продвижения российского политического влияния по всей Африке наравне с присутствием всевозможных ЧВК и подразделений «военных советников».
Контракт с «Хаасом» – далеко не первое появление в «Ф-1» в карьере владельца русских химзаводов. С 2016-го Дмитрий оплачивал частные тесты сына в «Форс-Индии» – и Никита реализовывал возможность на полную: к примеру, в 2017-м он накрутил более 100 кругов только по «Хунгарорингу». Обычно стоимость полной программы резервиста в команде «Ф-1» оценивается в сумму от €3 до €5 млн (данные бывшего менеджера первого русского в «Ф-1» Петрова Оксаны Косаченко), так что годовые затраты Мазепиных можно моделировать такой суммой.
В 2019-м и 2020-м Никита получил полноценные частные программы в «Мерседесе» – и даже выступил за чемпионов на официальных тестах в Барселоне. Сделка с англо-немецкой командой действовала вплоть до конца предыдущего сезона – №9 остался без обещанных заездов на шинных испытаниях после финиша сезона только с объявлением о переходе в «Хаас».
В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына
«Уралкалий» даже судился с британской юридической фирмой, требуя компенсации за срыв покупки – ведь предложение из России документально и официально выглядело привлекательнее. Однако Королевский суд после 10 дней слушаний отклонил иск Мазепиных, поскольку во время процесса выяснилось: внешние управляющие обязались продать команду не по самой высокой цене, а по перспективности новых владельцев для будущего коллектива и организации. И теперь (после развития «Рейсинг Пойнт» в заводской «Астон Мартин») их решение не выглядит предвзятым.
Мазепину пришлось смириться с поражением и вести сына и триколор в «Ф-1» другим путем – спонсорским. Из суммы предложения о покупке «Форс-Индии» понятно: на €20 млн он вряд ли остановится и продолжит вкладывать в карьеру сына и дальше.