Мдо что это за предмет
Дни МДО как инструмент оценивания УУД обучающихся
Одним из ключевых подходов к организации образовательного процесса Гимназии № 47 является концепция междисциплинарного обучения (далее МДО) детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Данный подход обеспечивает развивающая междисциплинарная программа «Одаренный ребенок», разработанная в лаборатории развития одаренности Психологического института Российской Академии образования ведущим научным сотрудником этой лаборатории, кандидатом психологических наук Н.Б. Шумаковой.
Программа «Одаренный ребенок» позволяет решать следующие задачи:
– развитие у детей глобального мышления и целостной картины мира;
– развитие творческого, критического и логического мышления;
– обучение навыкам исследовательской работы;
– развитие способности к самостоятельному (независимому) учению;
– обучение умениям работать совместно (решать совместно проблемы, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).
Основными методами, применяемыми в технологии междисциплинарного обучения, являются активные методы исследования. Среди них центральными являются методы индуктивного и дедуктивного исследования, а также проблемно-диалогический метод. Эти методы обучения способствуют развитию продуктивного мышления высокого уровня, способностей к исследовательской работе, обеспечивают самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулируют выдвижение новых идей, развивают способности к самопознанию и самопониманию.
Для того чтобы успешно решать эти задачи, в Гимназии проводят дни МДО (Приложение № 1), структура которых соответствует структуре продуктивного мыслительного акта. День, как правило, состоит из следующих этапов: познавательная мотивация – просмотр фильма, позиционирование участников (распределение ролей, проблемно-содержательных блоков), исследование, обмен информацией, формулирование выводов, применение.
Тема дня определяется предварительно, в ходе обсуждения рабочей группы. Готовятся локальные акты (Приложение № 2).
Схема подготовки и проведения дня МДО
Модель дня МДО
Начальной точкой дня является мозговой штурм педагогов по определению темы дня, его организации и проведению (Приложение № 3). На общем листе формируется поле ассоциаций по выбранной теме. Ассоциации разводятся по предметным областям, формируются ориентиры дня. На google-диске формируется папка «День МДО», где размещаются файлы для совместного сбора информации:
— Ассоциации (идеи для тематических минуток на уроках, содержания лабораторий, оформительских работ);
— Интересные факты (материал для дневника участника, оформительских работ);
— Интернет-ссылки на информацию по теме (подсказки обучающимся для заполнения дневника, выполнения итоговой работы);
— Вопросы по теме (информация для дневника участника с целью полного раскрытия темы, организации исследовательской деятельности обучающихся);
— Фразы дня (пословицы, поговорки, цитаты для оформления дневника и образовательного пространства);
— Тематические минутки уроков (обмен идеями между педагогами);
— Учебно-познавательные лаборатории (идеи для организации перемен);
— Кадры фильма (материал для создание мотивационного ролика по теме дня);
— Музыкальные композиции на тему дня (для звонков учебного дня).
Google-материал обрабатывается на втором заседании рабочей группы: отбирается материал для дневника участника (Приложение № 4), оформления образовательного пространства, определяются лаборатории, содержание фильма.
Учебный день начинается с классного часа, где Классный руководитель инструктирует об участие в дне МДО, совместно определяются задачи дня, просматривают мотивационный тематический фильм, после фильма заполняется информационная карта, формируется поле ассоциаций. Совместно с классным руководителем анализируются вопросы (список вопросов приведен в дневнике участника) разной тематики, для каждой пары обучающихся определяется вопрос дня (из обозначенного списка), вопрос записывается в дневнике в отведенном поле, ответ на который ученики находят в течение дня и фиксируют его также в дневнике. Ответ может быть найден самостоятельно в течение дня на уроках, лабораториях, интернет-ресурсах (ссылки на полезную информацию приведены в дневнике), при общении с учителями. В дневники обучающиеся вносят информацию по теме дня полученную на уроках и при участии в учебно-познавательных лабораториях. День завершается классным часом, где обучающиеся обрабатывают всю информацию за день и на её основе выполняют итоговую работы, в которой необходимо отразить все грани и направления темы дня. Итоговые работы представляются на общем стенде, где проходит оценка как жюри, так и обучающимися (Если работа выполняется в интернет-программе, то работы загружаются на google-диск). Ученики оставляют на работах знаки отличия – специальные наклейки для голосования за лучшую работу согласно критериям. После оценки составляется протокол с баллами по каждому критерию и проходит ранжирование баллов. Параллельно в классе подводят итоги по качеству заполнения дневников, и также выявляется лучший участник и лучший класс.
Литература
Междисциплинарное обучение – а у нас такое есть?
Совершенно отсутствует в нашей школе принцип междисциплинарного обучения – МДО. Каждый учебный курс – сам по себе, всё разрозненно, разорвано. У каждого школьного предмета – своя отдельная, ни с чем другим не согласующаяся программа. Вот и получается у наших детей в голове «мозаика» в виде отдельных кусков и фрагментов, а единой картинки не складывается.
Пример с изучением Великой Отечественной войны показывает, что возможно несколько учебных предметов связать тематически и логически. Но, к сожалению, в наших школьных программах отсутствует даже элементарная связь хотя бы между двумя родственными предметами, например русским языком и иностранным.
Работая учителем английского языка более 20 лет, я постоянно сталкиваюсь с тем, что, объясняя ребятам то или иное грамматическое явление в английском языке, обнаруживаю, что они этого ещё не проходили по русскому языку. В такой ситуации я вынуждена приостановить прохождение своей программы (у нас – учителей – ведь у каждого своя программа!) хотя бы на один урок, и сначала объяснить ребятам изучаемое грамматическое явление в их родном русском языке.
А что если скоординировать эти две программы: русский язык и иностранный? Или литературу и историю: изучаем исторические явление и одновременно художественную литературу, их описывающую. Или, скажем, объединяем физику, химию и биологию в единый предмет – Естествознание (Гармония мира, Мир вокруг). А математика, как оказалось, вполне логично вписывается в экономику, экологию, основы предпринимательства и правоведения. Многие трудности для наших учащихся были бы сняты, да и эффективность такого обучения была бы гораздо выше. Есть над чем потрудиться учёным мужам, методистам и составителям школьных программ!
Кстати, отсутствует связь и между школьными и вузовскими программами. Например, выпускники нашей гимназии жалуются на то, что, поступив в университеты и академии на неязыковые факультеты, их почти всегда «освобождают» от занятий по иностранному языку, причём сразу на весь курс обучения, обещая поставить «автомат» на экзамене. Мне, как учителю английского языка, всегда бывает больно это слышать. Да, в нашей гимназии изучение иностранных языков проходит по углубленной программе; да, у наших выпускников уровень владения языком гораздо выше, чем у ребят из обычных общеобразовательных школ. Но, «отпуская» моих бывших учеников со всех занятий по английскому языку, другие преподаватели тем самым перечёркивают всю мою работу и работу моих коллег. Неужели в ВУЗах нечем заняться с хорошо подготовленными студентами? Мне могут возразить, что у них другая программа по иностранным языкам. Так почему мы работаем по разным программам? Почему учебные программы не согласуются и не состыковываются? Почему нет вариантов учебных курсов для разноуровневых студентов? Зачем тогда мы в школе затрачиваем столько усилий на изучение иностранного языка по углубленной программе, выдвигаем перед учащимися высочайшие требования, что называется, «дерём с них три шкуры»? А достойного продолжения этому нет. К великому сожалению, язык очень быстро забывается. И это – очень обидно, причём, в первую очередь об этом говорят сами выпускники.
Или другой пример. Поступая на гуманитарные факультеты разных ВУЗов, наши выпускники бывают неприятно удивлены, что изучать историю России и литературу они начинают с самого начала, как будто никогда этим прежде не занимались. Я согласна с тем, что история – очень сложный и объёмный предмет. Но столько лет ребята изучают её в школе, такой трудный экзамен по истории сдают (знать надо всё – от древнейших времён до нашего времени), многие готовятся с репетиторами. А в ВУЗе, оказывается, начинается всё с начала. Тогда зачем такие сложности и объёмы информации в школе и на вступительных экзаменах в ВУЗ? И вообще (крамольная мысль!), зачем в школе изучать историю России после 1917 года, если взрослые в ней ещё до конца не разобрались? Для сравнения, в США и Великобритании, например, ребята никогда не сдают такой предмет «Вся отечественная история с древнейших времён до современности». У них курс отечественной истории разделён на отдельные периоды и, соответственно, экзамен (зачёт) может быть по какому-то определённому историческому периоду в жизни страны, а не «про всю историю России вообще», как у нас. Мы требуем с детей «объять необъятное», правда, потом в ВУЗе забываем о затраченных усилиях и начинаем всё сначала.
Похожая ситуация и с преподаванием в ВУЗах информатики на гуманитарных факультетах. Всё начинается с самого начала, с элементарных вещей, как будто ребята в школе не изучали информатику несколько лет.
То же и с отечественной литературой. Бесспорно, русская литература – уникальное явление в мировой культуре. Но опять же, школьная и вузовская программы гуманитарных факультетов абсолютно не согласованы. Там начинается всё с начала, как будто ребята об этом никогда не слышали. И рекомендательные списки литературных произведений для чтения студентам раздают почти такие же, как в школе. Может быть, тогда стоит что-то убрать из школьной программы? Можно ли со школьника требовать (а мы именно требуем) глубокого понимания Булгакова, Пастернака, Платонова? Да простят меня учителя литературы, которых я глубоко уважаю за их титанический труд. Кстати, отечественную историю и русскую литературу неплохо было бы ввести в учебные программы всех без исключения вузов, независимо от их профиля. Почему-то считается, что всем детям эти предметы преподавать надо, а разве не надо это будущим специалистам с дипломами о высшем образовании? В состоянии ли школьник освоить и осмыслить весь курс отечественной истории и прочитать и понять такое количество произведений русской классической литературы? Русская литература — настолько глобальное явление в мировой культуре, что можно ли её изучение заканчивать в средней школе, тем более отбивая у школьников желание читать объёмностью и сложностью литературных произведений.
Хотя, коллеги, можем поговорить о многом вот здесь:
Мой блог: http://bikeevaalina.blogspot.com
Всегда ваша коллега по учительскому цеху, соратница, сподвижница и единомышленница, а ещё такой же усталый, но упрямый сеятель, как и вы,
БИКЕЕВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА
Книги Алины Сергеевны Бикеевой для учителей и родителей:
А. С. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
А. С. Бикеева. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
А. С. Бикеева. Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
А.С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.
Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: формирование универсальных учебных действий
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода предполагает организацию специальной деятельности обучающихся. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учеников стала в последнее время одной из центральных задач обучения.
Решению современных задач образования может помочь развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО) в рамках программы “Одаренный ребенок”, автор которого доктор психологических наук, член РАО Шумакова Н.Б. Курс имеет следующую цель: создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
В лицее №135 г. Екатеринбурга данный курс ведется с 2004 года, сначала часы на его изучение были включены в лицейский компонент учебного плана начальной школы, а затем – в учебный план основной школы.
В основе построения содержания и методики курса МДО лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике, в основе которых идеи В.П.Вахтерова о признании принципа единства и неразделенности наук, Л.С.Выготского о значении сотрудничества и кооперации в развитии психического развития ребенка, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе.
Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека является одной из важнейших целей обучения в школе. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.
Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.
Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений:
5 класс: Преемственность;
9 класс: Взаимосвязь;
10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например, Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.
В основе выбора глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.
Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы к целому ряду областей знаний.
На уроках МДО изучение какой-либо проблемы предполагает многомерность, которая складывается из существования разных точек зрения или позиций рассмотрения одного и того же вопроса или проблемы.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети проигрывают разные социальные роли, приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, схем, коллажей, моделей, инсценировок, диалогов, пантомимы и др.
Исследовательские умения неразрывно связаны с формированием коммуникативных компетенций.
С первых дней обучения начинается постепенное знакомство с новой терминологией и усвоение ее учащимися: “словарь исследователя”, “факт”, “гипотеза”, “доказательство”, “индукция”, “дедукция” и другие.
Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.
Исследования на занятиях МДО осуществляются индуктивным или дедуктивным способом.
В процессе исследования, учащиеся заполняют специальные “рабочие листы”, которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать её.
Какие возможности для формирования универсальных учебных действий в свете новых требований ФГОС дает технология МДО?
Определение универсальных учебных действий прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Суть понятия сводится к следующему: это совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Рассмотрим возможность формирования УУД на каждом этапе урока-исследования.
УУД на этапе мотивации
Познавательные УУД: формулирование проблемы; выдвижение гипотез.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Этап представления результатов
Цель этапа:
- сообщить о результатах работы группы
Этап организации информации
Этап связывания информации
Создаются условия для формирования
Приобретаются следующие УУД
Использование технологии междисциплинарного обучения формирует метапредметные универсальные учебные действия, что позволяет выходить на новый результат обучения и новые оценки деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка. На междисциплинарное обучение учителя лицея возлагают большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса, так как использование технологии возможно на уроках разных циклов, и такой опыт применения технологии МДО имеется. В процессе деятельности лицея как стажировочной площадки по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО при Институте развития образования Свердловской области учителя делились опытом с коллегами других регионов. Технология междисциплинарного обучения позволяет повысить результаты обучающихся на трёх уровнях, указанных в стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.
Для слайдов №2-8 использовались материалы из книги “Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Технология междисциплинарного обучения как одно из условий формирования универсальных учебных действий.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология междисциплинарного обучения как одно из условий формирования универсальных учебных действий.
1.Развитие системного мышления и целостного миропонимания.
2. Развитие творческого, критического и абстрактно – логического мышления, способности к решению проблем.
3. Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
4. Обучение сотрудничеству. Решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека.
5. Развитие различных компетентностей, способности к самопознанию.
В своей педагогической деятельности, используя технологию МДО, отбираю нужное содержание, определяю виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, методы и приёмы, которые способствуют формированию УУД.
В своей практике часто использую работу с технологическими картами, в которых отражены этапы урока:
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Постановка учебной задачи (мотивация, постановка проблемы)
Решение учебной задачи (использование групповых видов работы)
Первичное закрепление (обмен информацией)
Самостоятельная работа с самопроверкой (связывание фактов, решение проблемы)
Включение в систему знаний, повторение
Рефлексия (применяю таблицу, где определены баллы и критерии, по которым ученик оценивает свою работу).
В карте обозначена цель, определена деятельность учащихся и результат каждого этапа урока.
Большое значение придаю организации исследовательской деятельности учащихся как основы приобретения новых знаний. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Применение технологии МДО позволяет учащимся использовать знания в нестандартных ситуациях, выходя за рамки одного учебного предмета.
Итогом работы стало успешное участие учащихся в школьных, районных, городских конкурсах «МДО-созвездие», «МДО-калейдоскоп», «Хочу стать академиком», городском экологическом конкурсе газет «Мой город, мой район…», международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эму», «Математика со Смешариками».
Реализация программы МДО на факультативных занятиях и внедрение технологии МДО на уроках способствуют формированию УУД и развитию личностных качеств учащихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Междисциплинарное обучение (МДО). Пояснительная записка к курсу МДО
1. Междисциплинарное обучение (МДО)
Курс МДО в начальной школе рассчитан на 4 ч (возможен вариант и на 2 часа) в неделю специальных междисциплинарных занятий. Специфика методики обучения определяет и особенности распределения учебного времени для осуществления программы. Так, занятия-исследования рассчитаны, как правило, на 2 ч (2 спаренных урока), а занятия-применения — на I или 2 ч.
В связи с тем что курс обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя обладают высокой степенью свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей учеников, а также логики изложения курса МДО. Большие возможности междисциплинарной программы «Одаренный ребенок» в отношении интеграции тем и проблем изучения из разных областей знания позволяют включать изучение содержания таких курсов, как «Москвоведение», «Естествознание», «История» и т. п. Это позволяет избежать перегрузок учащихся, предотвратить разбухание учебного плана и увеличение учебной I нагрузки при повышении образовательного уровня школьников. |
Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и 1 формирование умения оперировать необходимым «словарем исследователя» — такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:
• выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
• рассматривать проблему с разных точек зрения;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
• ставить исследовательские вопросы;
• составлять план работы;
• вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
• планировать и проводить небольшие интервью;
• собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.);
• организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы «Изменение», смысл которой постепенно раскрывается с помощью серии междисциплинарных обобщений. Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности (вплоть до уровня одной узкой темы: Солнечная система, семья или дикие и домашние животные), но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Так, например, в разделе «Полезные и вредные изменения» центральное обобщение — изменения могут быть полезными и вредными. Изучение многочисленных фактов из разных областей позволяет детям не только обосновать эту идею, но и сделать такие дополнительные обобщения: полезные и вредные изменения взаимосвязаны; одно и то же изменение может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения; мимикрия — полезное изменение для одних животных, но вредное для других (тех, кто ими питается) и т. п. Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений — вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами: » временные возможности учебного плана; ® особенности обязательной программы по предметам; ® индивидуальные особенности учащихся (их познавательные
потребности и возможности);
• высокие профессиональные возможности учителя в отноше-нии расширения программы (свободное владение технологией построения занятий по МДО, эрудиция, хорошее знание по-знавательных потребностей и возможностей своих учеников и т. п.), что требует прохождения специального обучения и достаточного опыта работы’.
1) выполняться детьми дома или в школе во вторую половину дня как самостоятельные индивидуальные задания;
2) быть предложены для групповой работы на уроке МДО как задания для этапа применения;
3) составить основу для организации учителем самостоятельного урока-применения.
«Нельзя дважды войти в ту же самую реку», — писал древнегреческий философ из Эфеса еще в VI в. до н. э. Так было сформулировано основополагающее философское обобщение: «Все течет, все изменяется». В настоящем курсе междисциплинарного обучения, предназначенного для учащихся 1—2 классов, это обобщение также является основополагающим.
по курсу «Все цвета, кроме черного»
Пояснительная записка к программе.
Данная образовательная программа по курсу «Все цвета, кроме черного» разработана и подготовлена при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на годы».
Для разработки образовательной программы были использованы следующие материалы:
Основная цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
— формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
— расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
— формирование умения оценивать себя и других людей;
— формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
— пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получение новых знаний;
— просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Рабочая образовательная программа по курсу
«Английский язык ( 1 класс) в начальной школе
Примерная программа по английскому языку разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение.
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях страны начинается с 1-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык»
соответствует природе младшего школьника, воспринимающего
мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать
иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельнос-
ти, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстети
ческую и т. п.) и дает возможность осуществлять разнообразные
межпредметные связи.
Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и мёжкультурное общение с носителями языка. Английский язык как учебный предмет характеризуется:
—межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
—многофункциональностью (может выступать как цель
обучения и как средство приобретения знаний в самых
различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа — носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй — языковые знания и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык».
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
— формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
— развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
— обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
— приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
— формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй — языковые знания и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык».
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мои увлечения. Каникулы. Выходной день (в зоопарке, в цирке).
Времена года. Любимое время года. Погода. Любимое домашнее животное.
Страна/страны изучаемого языка (общие сведения), литературные персонажи популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского фольклора — стихи, песни, сказки.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ)
уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ ее выполнить.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения; небольших простых сообщений; понимание основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрации, языковую догадку).
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации. Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия). Использование двуязычного словаря учебника.
Письмо и письменная речь. Списывание текста; выписывание из него слов, словосочетаний и предложений. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)
Лексическая сторона речи. Лексические. единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи). Начальное представление о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение), предложения типа «Я могу. », «Я должен. »; предложения с глаголом-связкой; предложения с оборотами, типичными для изучаемого иностранного языка (употребление и распознавание в речи).
Правильные и неправильные глаголы, глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени (распознавание, различение, употребление в речи).
Артикли (неопределенный/определенный/нулевой/частич-ный/‘слитный), артикли мужского, женского и среднего рода. Склонение существительных. Наиболее распространенные в речи местоимения, прилагательные, количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20, простые предлоги места и направления (распознавание и употребление в речи).
МЕСТО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
учебный план 424 часа для обязательного изучения иностранного языка на этапе начального общего образования, в том числе во 1—4 классах по 3 часа в неделю (со второй четверти 1 класса). При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% (20—22 часа) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
При обучении иностранному языку на начальном этапе условно выделяются два подэтапа, границы между которыми подвижны и устанавливаются с учетом конкретных условий обучения, что отражено в таблице 1.
Каждый из подэтапов (I и II) обладает своей спецификой.
На первом этапе основное внимание уделяется развивающим аспектам обучения иностранному языку без установки на обязательную динамику в овладении языковым материалом; степень рецептивного владения языком превышает продуктивную; особое внимание уделяется формированию репродуктивных умений, преимущественно на базе стихов, песен, рифмовок, сказок и др.; учащиеся приобщаются к чтению и письму, однако требования к владению письменной речью предельно минимизированы.
На II этапе осуществляется постепенный переход к целенаправленному развитию у учащихся коммуникативной компетенции с целью установления четкой взаимосвязи с содержанием обучения в последующих классах средней школы; расширяется номенклатура речевых актов для реализации определенных коммуникативных намерений в наиболее типичных ситуациях повседневного и игрового общения; уделяется большое внимание развитию у учащихся инициативности и самостоятельности при продуцировании собственных речевых произведений; обогащается словарный запас; в качестве объектов обучения выступают умения говорения, аудирования, чтения и письма; формируются элементарные представления о закономерностях функционирования изучаемого языка.
На указанных (I и II) подэтапах ставятся следующие развивающие и воспитательно-образовательные цели:
— формирование интеллектуальных, речевых, творческих способностей школьников, их способности к речевому и социальному взаимодействию, коммуникабельности;
— воспитание интереса и внимательного отношения к родному и иностранному языкам, культурному и языковому многообразию современного общества;
— расширение представления учащихся об окружающем мире, о культуре своего народа, о взаимосвязи родной культуры с культурой страны изучаемого языка;
— развитие речевой культуры школьников, формирование элементарных умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в устной и письменной речи;
— развитие интереса к учебно-познавательной деятельности; формирование желания изучать иностранный язык.
— По окончанию обучения на начальном этапе уровень владения иностранным языком характеризуется наличием коммуникативной компетенции, достаточнойой для элементарного (в плане содержания и объема воспринимаемых/продуцируемых текстов) общения в типичных повседневных ситуациях, ограниченной самостоятельностью и инициативностью учащихся в процессе речевого общения, ограниченным использованием языковых средств (прежде всего продукции); а также необходимостью дополниетельной помощи в речевом общении.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений — звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
2.Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы — 15% учебного
3.Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы — 10% учебного времени.
4.Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) — 30% учебного времени.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ2 Говорение
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых
в стране изучаемого языка.
1 Распределение часов по темам условно и связано с концентричес
ким изучением тематики во 1—4 классах.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания — 5—6 фраз.
Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов — примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)
Графика и орфография
Все буквы английского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
Грамматическая сторона речи
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым (She speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to play. He can skate well) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and и but.
Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Модальные глаголы can,
Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу, а также исключения) с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения. Местоимения: личные (в именительном и
объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения английского языка ученик должен: знать/понимать:
—алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
—основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
—особенности интонации основных типов предложений;
—название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
—имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
—наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
—понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
—участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
—расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто? Что? Где? Когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
—кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
—составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
—читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
—читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 страницы), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
—списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учеб-
— писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым го
дом).с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
—устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
—преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
—ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском
— более глубокого осознания некоторых особенностей родно
го языка.
— воспитание интереса и внимательного отношения к родному и иностранному языкам, культурному и языковому многообразию современного общества;
— расширение представления учащихся об окружающем мире, о культуре своего народа, о взаимосвязи родной культуры с культурой страны изучаемого языка;
— развитие речевой культуры школьников, формирование элементарных умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в устной и письменной речи;
— развитие интереса к учебно-познавательной деятельности; формирование желания изучать иностранный язык.
— По окончанию обучения на начальном этапе уровень владения иностранным языком характеризуется наличием коммуникативной компетенции, достаточной для элементарного (в плане содержания и объема воспринимаемых/продуцируемых текстов) общения в типичных повседневных ситуациях, ограниченной самостоятельностью и инициативностью учащихся в процессе речевого общения, ограниченным использованием языковых средств (прежде всего продукции); а также необходимостью дополнительной помощи в речевом общении.
Образовательная программа по курсу
«Дружим с математикой» ( индивидуально)
Учебный курс «Дружим с математикой» проводится в1 2, 3, 4 классах в объёме 33 часа в 1 классе и 34 ч во 2-4 классе (1 час в неделю).
Цель: на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.
- формирование понятия арифметических действий; воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу сложения пределах 10 и 20, таблицу умножения, ); выяснение и конкретизация математических понятий: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз, разностное и кратное сравнение, нахождение нескольких долей числа, нахождение числа по нескольким его долям, решение задач, содержащих переменную и др. включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития; развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;
Актуальность указанной программы для начального курса математики определяется тем, что у учащихся еще не сформирован общий способ действий при решении задачи.
Содержание программы курса:
2. Отношения между числами, величинами – решение составных текстовых задач в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
3. Алгебраические представления – понимать различие между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе её числовых значений.
4. Величины – находить долю величины, а также величину по доле; устанавливать связи и зависимости между площадью прямоугольника и длинами его сторон.
5. Геометрические представления – изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения; строить окружность с помощью циркуля.
6. Логические задачи и упражнения – решение упражнений занимательного характера, нестандартных задач, которые требуют от ученика проявления сообразительности
Вместе с линией логико-математических понятий получается шесть линий содержания обучения, которые в курсе тесно взаимосвязаны.
Курс составлен на основе следующих учебных пособий:
1. Я учусь считать 1 класс
2. Кочурова с математикой 2 класс
3. Кочурова с математикой 3 класс
4. Кочурова с математикой 4 класс
Программа курса предполагает изучение таких вопросов как «Числа и вычисления», «Величины», «Отношения между числами, величинами», «Алгебраические представления», «Геометрические представления», «Логические задачи и упражнения».
Такой подбор материала преследует следующие цели:
1. создание базы для развития способностей учащихся;
2. восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
3. на популярном, практическом уровне познакомить учащихся с новыми математическими понятиями.
- формирование умения называть различать, определенные математические объекты, сравнивать; моделировать учебную ситуацию; воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения, сложения в пределах 20); развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
- знать названия и последовательность натуральных чисел от20 до 1000000; уметь записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 1000000; знать наизусть таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания; воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления; знать и использовать письменные приёмы арифметических действий; различать числовое выражение и выражение с переменной, периметр и площадь фигуры, луч и отрезок; сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в», «меньше в»; усвоить структуру задачи.
Учащиеся должны уметь решать учебные и практические задачи:
Образовательная программа по курсу
Пояснительная записка.1 ч в неделю, всего 33ч
Организационно-рефлексивная линия (15 часов)
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Адаптированная структура второго шага учебной деятельности − «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок.
Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов).
Коммуникативная линия (6 часов)
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке.
Правила работы в паре. Правила работы в группе.
Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Познавательная линия (2 часа)
Как исправить свою ошибку.
Правила выполнения домашней работы.
Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать основные правила общения, уметь их применять.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.
Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей
Образовательная программа по курсу
1 ч в неделю, всего 33ч
создание пространства для развития души»
Общие сведения об учебной группе
Количественное ограничение – не более 15 человек в группе. Ограничение определяется необходимостью уделять внимание каждому ученику индивидуально.
Общение детей разного возраста полезно для них самих: дети учатся творческому взаимодействию, не ущемляя ничьих интересов; коллективное выполнение задания «приучает к ответственности и чувству товарищества. Необходимость вносить свои идеи и решения заставляет внимательней относиться к чужим и своим оценкам».
Изъявившие желание заниматься в объединении выполняют испытательное задание. Все, проявившие при выполнении задания такие качества, как терпение, трудолюбие, способность сосредоточиться на поставленной задаче, могут быть приняты.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» составлена на основе типовых программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов и собственного опыта работы. Главным фактором продуктивного взаимодействия человека с действительностью должно стать образование, направленное на формирование технологической культуры.
Занятия направлены на реализацию желания учащихся познавать и творить, развиваться духовно. Сложный процесс изготовления керамических изделий обязывает к точности и аккуратности исполнения и приводит учащихся к пониманию того, что занятые дети работают как мастера.
· Развитие художественных и творческих способностей детей
· Обучение детей основам изобразительной грамоты
· Обучение видам изобразительной деятельности (лепка, роспись)
· Получение первичных знаний о мировоззрении наших предков
· Обучение детей лепке по памяти, представлению и воображению
· Рассказать о наиболее известных народных промыслах
· Научить лепить игрушки и расписывать по мотивам народных образцов
· Развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально-чувствительного отношения к предметам и явлениям действительности.
Образовательная программа по курсу
« Пишу красиво и грамотно».
1 ч в неделю, всего 33ч
Пояснительная записка курса «Пишу красиво и грамотно»
Программа по курсу «Пишу красиво и грамотно» разработана на основе задач стандарта второго поколения, учитывает предметные и метапредметные результаты обучения.
Цель курса – повышение грамотности учеников, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Выбран системно-функциональный подход к изучению данного курса, который означает совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах.
Курс рассчитан на 135 часов и распределён на 4 года
1 класс – 33 часа, 2-4 класса по 34 часа.
Изучение курса представлено следующими темами:
Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности. Выделение признаков текста. Создание простейших видов текста.
Фонетика и графика
Углубление и систематизация знаний по фонетике и графики, полученные детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Родственные слова. Образование новых слов. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные. Их правописание. Способы проверки слов.
Имя существительное. Знание и употребление. Различение имён существительных по родам и одушевлённости/неодушевлённости. Изменение имён существительных по падежам, числам. Различение склонений. Правописание падежных окончаний имён существительных.
Имя прилагательное. Знание и употребление, изменение по родам, числам, падежам. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных окончаний.
Местоимение. Общее представление. Личные местоимения их склонения.
Глагол. Знание и употребление. Начальная форма глагола. Изменение по временам, лицам, числам. Способы определения спряжений.
Предлог. Значение предлога в речи. Отличие предлога от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Словари русского языка.
Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений. Знаки препинания в конце слова. Интонационные особенности предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Связи слов в переложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами П.
В результате изучения курса «Пишу красиво и грамотно» ученик должен:
1) значимые части слова;
2) признаки изученных частей речи;
3) типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
2) различать произношение и написание слов;
3) находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
4) без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов;
5) создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
6) соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
2) работы со словарём;
4) передачи в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
5) овладения нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Образовательная программа по курсу
1 ч в неделю, всего 33ч
Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом стали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Таким образом, целью данного интегрированного курса является развитие познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения, речи в процессе обучения уроков ритмики.
- Формирование представлений об окружающем мире; Знакомство с многообразием культуры разных народов; Научить учащихся работать с дополнительной литературой; Расширение кругозора учащихся.
- Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце); Воспитание чувства коллективизма; Воспитание нравственных качеств; Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
- Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки; Формировать общее физическое развитие учащихся; Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения; Развитие связной речи младших школьников.
Девиз курса – «Движение –это жизнь»
Основными принципами работы по данной программе являются:
- Ориентация на потребность ребенка чувствовать и выражать свои эмоции через танец; Реализация потребности ребенка в движении; Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса:
- Организация занятий преимущественно в форме игры (нестандартные уроки). Речь идет не о применении игры, как о средстве разрядки на уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом; У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление в основном носят конкретно-образный характер. Поэтому танец должен быть связан не только с музыкой, но и с художественным словом, рисунком, пантомимой; Организация практически на каждом уроке творческой деятельности в сочетании с физической и умственной работой, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применять полученные на уроках знания; Общение педагога с ребенком должно осуществляться на позиции «Личность-личность».
Условия, необходимые для реализации программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия: