Мдс смета что это
Мдс смета что это
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 2004-03-09
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
ОДОБРЕНА Научно-техническим советом Госстроя России.
ВНЕСЕНА НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
РАССМОТРЕНА Минюстом России и признана документом, соответствующим законодательству Российской Федерации и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10.03.2004 г. N 07/2699-ЮД).
ВЗАМЕН «Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, введенного письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276, «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31, «Указаний по применению ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы» МДС 81-28.2001, «Указаний по применению ГЭСНм-2001 на монтаж оборудования» МДС 81-29.2001, «Указаний по применению ГЭСНп-2001 на пусконаладочные работы» МДС 81-27.2001, Общих указаний по применению ГЭСНр-2001 на ремонтно-строительные работы, а также «Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» МДС 81-30.2002.
Изменения внесены изготовителем базы данных
ВВЕДЕНИЕ
Методика имеет в своем составе общие методические положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы. В Методике освещены основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года.
В Методике учтены требования и положения нормативных правовых методических документов по состоянию на 1 марта 2004 г.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
Разногласия по вопросам применения сметных нормативов подлежат рассмотрению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.
Положения настоящей Методики могут применяться также при определении стоимости реставрационных работ.
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Здесь и далее понятия используются в целях настоящей Методики
2.2. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.
Виды сметных нормативов
2.3. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования исполняемых работ.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении N 1, не производится.
2.4. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
показатели по объектам аналогам;
и другие нормативы.
С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:
изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;
региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях;
Применение и разработка элементных сметных норм и расценок
2.5. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.
Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.
Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.
МДС в сметном деле
Роль МДС в строительстве высока, по существу это методические документы в строительстве. Система МДС полностью регламентирует все сметное дело в строительстве. Конечно же только МДС не заканчивается все нормативные и регламентирующие документы в сметном деле. Есть также приказы Минстроя, Постановления правительства РФ и многие другие, но основу все же закладывают именно МДС.
МДС в сметном деле. Что такое МДС?
Во время составления сметных форм или при изучении какого-то определенного интересующего вопроса часто можно увидеть ссылку на МДС 81-35.2004, МДС 81-33.2004 и т.п. Что такое МДС? Расшифровка МДС — это методические документы в строительстве. То есть МДС в строительстве — это методические указания, касающиеся разных областей строительства, в том числе и сметного дела. При составлении любой сметы МДС является очень важным документом, при помощи которого могут быть обоснованы расценки, коэффициенты или другие показатели сметных форм. Ниже будут более подробно рассмотрены некоторые методические указания, что может помочь составить представление о том, что такое МДС в строительстве.
МДС 81-35.2004
Основополагающими методическими указаниями при составлении смет являются МДС 81-35.2004. Следует также помнить, что важно пользоваться МДС 35 последней редакции при составлении смет по форме №4, локальных смет или локальных ресурсных сметных расчетов. Хотя знать, чем отличается актуальная редакция МДС 81-35.2004 2019 года от актуальной редакции МДС 81-35.2004 2018 года, также не будет лишним.
Итак, на вопрос «Что это — МДС?» данные методические указания дают вполне определенный ответ. Это касается и МДС 81-35.2004 в редакции 2018 года и любых других годов. Можно скачать МДС 35 на специализированных Интернет-ресурсах или обратиться в региональную консультирующую компанию в вопросах ценообразования и сметного дела.
Таким образом, МДС 81-35.2004 дает представление о том, что такое МДС в строительстве, как расшифровывается МДС под данным шифром и что это такое — МДС в общем. В МДС 81-35.2004 рассматриваются такие вопросы, как составление сметной документации, определение стоимости того или иного объекта строительства и т.д.
Данные методические указания структурированы, благодаря чему достаточно легко ориентироваться в тексте документа. В части введения и общих положений даются определения различным строительным терминам и то, как расшифровать МДС, а также для чего предназначены данные указания.
Во второй части МДС81-35.2004 приводятся данные о видах нормативов в смете, которые можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды нормативов
Эти МДС для сметчика могут быть и руководством по составлению любой сметной формы. Как можно понять, существует несколько видов нормативов, которые образуют одну систему. Кроме того, данные нормативы в МДС дают расшифровку аббревиатур сметы, например, ГСН, ТСН и прочих. Во второй части МДС все эти нормативы рассматриваются подробно, а также даются объяснения того, в каких случаях и какие СН нужно применять.
Кроме того, МДС подразделяет нормативы на элементные и укрупненные. К элементным отнесены ГЭСН, а к укрупненным — накладные расходы, временные здания, дополнительные расходы, индексы, содержание технадзора и т.д. Помимо этого, к укрупненным нормативам относится часть действующих МДС по сметной прибыли.
Далее в тексте второй части указаний происходит подробное описание того, для чего применяются ГЭСН. Также уточняется, что ГЭСН определяют необходимое количество ресурсов, как трудозатрат, так и материальных, при выполнении работ того или иного вида. Следует также отметить, что МДС 81-35.2004 предусматривают возможность составления сметных форм на разные виды строительства. То есть данные указания могут быть рассмотрены и как МДС на капитальный ремонт какого-либо объекта, так и как МДС на строительство совершенно нового объекта.
В части 3 МДС 81-35.2004 дается определение сметной стоимости. Также в МДС приводится расшифровка в строительстве различных терминов: что такое новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение и т.д. Помимо этого, рассматриваются виды документов, на основании которых можно составить сметную документацию. Это могут быть проекты, чертежи, ведомости объемов работ и т.д. Также в МДС уточняется, в какой последовательности следует составлять сметную документацию, а именно от более частных, мелких форм к более обширным, охватывающим несколько разделов формам. Таким образом, можно понять, что в составе МДС 81-35.2004 приводятся и описания каждой сметной формы, также как и их примеры. Например, в приложениях к методическим указаниям можно обнаружить образцы МДС сметы по форме №4, объектной сметы, сводного сметного расчета и т.д.
Также в части 3 данных МДС приводятся методы, по которым могут быть составлены сметы. Выделяются в данном случае 4 метода: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный и на основе укрупненных сметных нормативов. Для каждого из методов далее приводятся более подробные описания того, как ведется подсчет и на каких стадиях используется данный метод.
В разделе 4 МДС 81-35.2004 перечислены все основные сметные формы и особенности их составления. На основании информации из этого раздела можно понять, что такое локальная смета, на основании чего она составляется и из чего она состоит. Такая же исчерпывающая информация дана и при определении особенностей объектных сметных расчетов и сводных сметных расчетов.
Помимо прочего, в составе части 4 находятся МДС эксплуатации машин и механизмов, а именно определение затрат на данную статью в составе сметной документации. Из текста данной части можно узнать, что данная статья затрат в смете измеряется в машино-часах и может быть определена как в сметах базисно-индексного уровня, так и в текущем уровне.
Помимо прочего, даются рекомендации в МДС и на монтаж оборудования, а точнее на определение его стоимости. Также приводятся данные и об определении стоимости мебели и инвентаря. В данной части МДС перечислены и затраты на заготовительно-складские расходы, затраты на комплектацию оборудования, расходы на шеф-монтаж и т.д.
В части 4, в которой подробно рассматривается составление такой сметной формы, как сводный сметный расчет, приводятся МДС на непредвиденные работы и затраты. Пункт 4.96 регламентирует порядок учета непредвиденных расходов МДС в составе сводного сметного расчета.
В пункте 4.102 даются рекомендации по включению в состав сметных форм и МДС на пусконаладочные работы. В данном пункте рассматривается лимит средств на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую», а также приводится структура комплекса данного вида работ, фрагмент которой можно увидеть на рисунке 2. Кроме того, существуют несколько МДС на пусконаладочные работы, помимо МДС 81-35.2004. Это могут быть МДС 81-40.2006 или разнообразные методические рекомендации, выпускаемые Минстроем.
Часть 5 МДС 81-35.2004 посвящена предпроектным проработкам. В составе данной части приводятся некоторые рекомендации по составлению различных сметных форм, а также информация о структуре и содержании каждой отдельной сметы.
Заканчиваются МДС сводом приложений, среди которых можно обнаружить, как отмечалось выше, образцы разнообразных сметных форм. Помимо этого, в приложениях МДС 81-35.2004 находятся данные о коэффициентах МДС на стесненные условия при производстве различных видов строительства.
Рисунок 2. Лимит средств на ПНР
МДС 81-36.2004 и МДС 81-37.2004
По сути МДС 81-36.2004 и МДС 81-37.2004 являются методическими указаниями по применению федеральный единичных расценок, только 36 часть рассматривает составление сметной документации на строительные работы, а 37 — на монтажные.
Существуют еще МДС81-38.2004 и МДС81-39.2004 на ремонтные и пусконаладочные работы соответственно. По составу все эти методические указания схожи, различаются только спецификой производства каждого из видов работ.
Все методические указания на ФЕР имеют в своем составе часть с общими данными, в которой говорится об определении сметной стоимости на основании сборников сметных нормативов ФЕР, а также указываются данные, на основании которых разработаны нормативы. Кроме того, в общих положениях МДС приводятся показатели, которые учтены в базах ФЕР, а именно сметные цены на ресурсы, в том числе материалы и трудозатраты.
Во второй части и МДС 81-36.2004 и МДС81-37.2004 приводятся данные о составе сборников ФЕР на строительную и монтажную часть соответственно. Здесь приводится информация о расшифровке расценок из сборников и о том, по какому принципу расценки собраны в сборники, а также информация о структуре таблиц и технической части.
Часть 3 перечисляет случаи, в которых возможно применение коэффициентов в связи с производством работ в условиях труда, отличных от нормальных. Кстати, МДС имеют также приложения, в которых перечислены возможные коэффициенты.
В части 4 говорится об особенностях производства строительных или монтажных работ для каждых методических указаний в отдельности. А пятая часть МДС посвящена такому явлению, как территориальные единичные расценки, или ТЕР, и отраслевые единичные расценки, или ОЭР. В данной части говорится о том, на основании чего разрабатываются данные виды расценок, как их применять при составлении сметных форм, а также данные о коэффициентах.
В части 6 МДС 81-36.2004 и МДС81-37.2004 приводится порядок дополнения ФЕР и условия внесения изменений в сборники. Завершаются указанные МДС приложениями, в которых помимо упомянутых выше коэффициентов, можно узнать о перечне видов работ в составе ФЕР соответствующей части, получить образцы различных форм для расчета коэффициентов, а также ознакомится с примером составления территориальной единичной расценки.
Другие виды МДС в строительстве
На самом деле, существует огромное количество методических указаний в строительстве. Это могут быть и МДС на продолжительность строительства, и МДС на демонтажные работы, и МДС на вахтовый метод. Для специалиста сметного дела важную роль играют все существующие методические указания. Однако следует особенно внимательно отнестись к МДС на накладные расходы и сметную прибыль, ведь данные нормативы являются неотъемлемой частью любой сметы, будь то локальный ресурсный сметный расчет или смета по форме №4.
МДС по расчету накладных расходов в смете являются МДС 81-33.2004. В данных методических указаниях приводится характеристика накладных расходов, из чего они исчисляются и в каком порядке происходит начисление данного вида нормативов. Так, из МДС 33 можно узнать, что НР — это и есть накладные расходы, а вычисляются они в процентах от ФОТ, то есть от фонда оплаты труда. Кстати, краткое указание о начислениях накладных расходов в смете есть и в МДС81-35.2004, в связи с тем, что, как отмечалось выше, НР являются неотъемлемой частью сметной стоимости. Помимо этого, в тексте МДС даются рекомендации о начислении накладных расходов в зависимости от видов строительства, а также приводятся формулы для вычисления размера НР в том или ином случае.
МДС81-25.2001 предназначены для определения сметной прибыли в составе сметной формы. Данные методические указания рассматривают несколько вариантов порядка определения размера сметной прибыли для инвесторов, подрядчиков и проектных организаций. Также в МДС дается общее определение норматива сметной прибыли и указывается на то, что СП (или сметная прибыль) определяется, как и накладные расходы, от ФОТ в процентном соотношении. В составе методических указаний также приводятся формулы, необходимые для вычисления размера сметной прибыли для каждого вида работ. Кроме этого, в составе приложений к МДС81-25.2001 можно обнаружить перечень законодательных и нормативных документов, на основании которых были составлены данные методические указания.
Помимо перечисленных МДС можно еще назвать МДС на монтаж оборудования под номером 81-13.2000, МДС по использованию текущих и прогнозных индексов в сметах — МДС81-9.2000, а также методические указания по использованию ГЭСН — МДС81-28.2001. Хотя, как уже упоминалось выше, существует гораздо большее количество методических указаний и рекомендаций, знание которых необходимо при составлении сметных форм.
Таким образом, можно придти к выводу, что при создании любой сметной формы специалист сметного дела должен не просто обладать знаниями о действующих нормах и указаниях в ценообразовании, но еще и должен уметь правомерно их использовать. От этого будет зависеть и корректность сметной формы, и обоснованность сметной стоимости объекта строительства.
Мдс смета что это
(в ред. Приказа Минрегиона России от 01.06.2012 N 220,
Приказа Минстроя России от 16.06.2014 N 294/пр)
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
ОДОБРЕНА Научно-техническим советом Госстроя России.
ВНЕСЕНА НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
РАССМОТРЕНА Минюстом России и признана документом, соответствующим законодательству Российской Федерации и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10.03.2004 N 07/2699-ЮД).
ВЗАМЕН «Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, введенного письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276, «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31, «Указаний по применению ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы» МДС 81-28.2001, «Указаний по применению ГЭСНм-2001 на монтаж оборудования» МДС 81-29.2001, «Указаний по применению ГЭСНп-2001 на пусконаладочные работы» МДС 81-27.2001, Общих указаний по применению ГЭСНр-2001 на ремонтно-строительные работы, а также «Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» МДС 81-30.2002.