Меч баклер что это
Рыцарский баклер: почему кулачный щит считался универсальной защитой в Средневековье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Внешний вид баклера не был однородным. Так, на некоторых экземплярах можно было найти выступы рукоятки в форме своеобразных «усов», которые давали дополнительное преимущество в бою: с их помощью появлялась возможность блокировать большее количество ударов противника. Однако щитом с таким «апгрейдом» могли управляться только опытные бойцы.
Изготовлялись кулачные щиты по-разному. Чаще всего из делали из дерева, окаймляли края кожей, а металлическим был лишь умбон. Однако можно найти у другие виды щитов, как, например, полностью кожаные с добавлением отдельных элементов из железа или наоборот, цельнометаллические.
Постепенно техника фехтования мечом и баклером стала приобретать популярность в странах средневековой Европы. Но наивысшей точки расцвета это искусство получило в Испании и Италии. Уже в начале 16 века баклер стал неотъемлемым атрибутом не только обмундирования представителя дворянства, но даже его повседневного образа, наряду с мечом. Кулачный меч также был обязательным элементом в дуэльных поединках между дворянами.
В Испании особенно активно баклеры применяли во время ведения боевых действий. Частые упоминания о таких битвах можно и сегодня найти в исторических источниках. Так, например, Никколо Макиавелли приводил подробности об использовании баклеров в победном для испанцев бою со шведскими наемниками. Отметилось применение кулачного щита и в легендарной битве при Равенне в 1512 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Глава 7 О мече и баклере, и как сьёр де Жарнак сражался на турнире с лордом Шастеньере и поразил его
О мече и баклере, и как сьёр де Жарнак сражался на турнире с лордом Шастеньере и поразил его
В таких боях использовался чаще всего обоюдоострый меч, какой носили в те времена на поясе, как пешком, так и верхом, а средством защиты служил, как правило, «кулачный щит» баклер — небольшой круглый щит дюймов одиннадцати диаметром, с единственной ручкой посередине, которую сжимали в кулаке. Эти предметы были в ту пору постоянными спутниками типичного английского джентльмена в его повседневных делах, и они же служили ему добрую службу во внезапных стычках в тавернах и на улицах, которые были нередкими в то бурное время. Но на более серьезных, заранее планируемых турнирных боях использовался щит большего размера, диаметром в два фута. Он тоже именовался «баклером», вне зависимости от его размера, в случаях, когда был снабжен единственной ручкой; если же к предплечью он крепился двумя стальными прутьями или кожаными ремнями, то такой щит называли «мишенью» или рондашем. Он закрывал кисть и предплечье, но, хотя ввиду своего большого размера защищал также и значительную часть корпуса, в бою был менее удобным, а значит, менее предпочтительным для активного, умелого бойца, чем малый щит.
В 1547 году при дворе короля Франциска I были заметны двое молодых людей. Коломбьер утверждает, что они были ровесники и в той местности, откуда приехали, жили по соседству. Обоих произвели в свое время в пажи королю, а затем его величество принял их на рыцарскую службу, как когда-то их отцов. Они всегда были вместе, и отношения их нельзя было назвать иначе, нежели братскими. Одним из них был Франсуа де Вивонн, лорд Шастеньере, младший сын Андре де Вивонна, главного сенешаля Пуакту. Им восхищались, уважая и ценя не только за то, что он был фаворитом короля Франциска, а впоследствии короля Генриха II, но и за его природную красоту, хорошие манеры и величественную стать, а тем больше — за добросердечность, неукротимый дух и опыт в ратном деле. Второго звали Ги де Шабо, это был старший сын Шарля, лорда Жарнака, Монлье и Сен-Олае. Король Франциск настолько благоволил ему, что называл «Гишо», выражая тем самым свое особенное к нему расположение. При дворе он был известен как сьёр де Жарнак. Титул «сьёр» во Франции, по-видимому, означал старшего сына благородного дома, как в Шотландии — «мастер».
По решению короля Генриха бой должен состояться 10 июля 1547 года на должным образом подготовленной арене в Сен-Жермен-на-Лее, где находилась резиденция его величества. Старый лорд Жарнак, которому сообщили о поступке его сына, весьма им доволен и открыто заявляет, что если бы юноша не решился на выяснение отношений, то он сам бы сразился с Шастеньере. Эти слова крайне воодушевляют молодого Жарнака, который в должное время уже прибыл в Сен-Жермен в сопровождении своего секунданта, гран-эсквайра месье де Буази. Прибыл и его противник, а с ним граф Омаль. Арена возведена рядом с парком Сен-Жермен, согласно указаниям констеблей, распорядителей и адмирала Франции, которые находятся рядом с королем. Герольд оглашает обычное в таких случаях требование к зрителям: никто из присутствующих не должен подавать никому из соперников знаков, которые могли бы обеспечить тому преимущество.
Лорд Шастеньере, уверенный в собственной победе, уже даже произвел некоторые приготовления: построил неподалеку от арены роскошный шатер, в котором был приготовлен великолепный банкет, куда уже заранее пригласил короля и весь двор, чтобы должным образом отпраздновать свою грядущую победу во славу венценосного повелителя. Для этого празднества он заимствовал у своих друзей все, что только те могли предоставить, — золотую и серебряную посуду, доспехи для развешивания на стенах, ковры и гобелены.
Поединок Шастеньере и Жарнака. Рисунок «Удар Жарнака», автор Вюльсон де ла Коломбьер
Вот появляется инициатор поединка в сопровождении секунданта и 300 своих людей, одетых в его цвета — алый и белый. Под звуки барабанов и труб они ведут Шастеньере ко входу на арену, где граф Омаль заводит рыцаря в шатер, разбитый по правую руку от королевской трибуны. Теперь он не выйдет отсюда до самого начала поединка. За ним появляется и ответчик — Жарнак со своим секундантом и отрядом поддержки числом человек в 120. Помимо секунданта, каждому из бойцов полагается взять себе «доверенных лиц» из числа друзей, чей долг — оценивать его потребности и всячески помогать ему, не нарушая правил поединка. Со стороны бросившего вызов — сиры Сансак, Монлюк, Орейль, Фрегоз и граф Берлиншьер, а со стороны принявшего его — сиры Клерво, Кастельно, Карруж и Амбльвиль.
— Ты мне за это ответишь после боя!
На что оруженосец спокойно отвечает:
— То, что останется от вас после того, как с вами разделается мой хозяин, меня вряд ли сможет испугать.
Так оно и случилось. Более того, уже за три часа до начала поединка по Парижу прошел слух, что Шастеньере убит, а лукавый Кайцо слонялся среди ожидающих поединка зрителей и принимал ставки на то, что это произойдет еще до захода солнца.
Церемония окончена, бойцов разводят в противоположные концы арены. Выходит герольд, бойцы встают, секунданты покидают их, и герольд провозглашает начало схватки.
— Верни мне мое доброе имя и проси пощады у Господа и короля за свое злодеяние!
Впоследствии сложилось мнение, что подрез, нанесенный Жарнаком, был не совсем честным приемом, поэтому любой подрез мечом ноги, а в широком смысле — вообще любой «скользкий» прием стали называть coup de Jarnac — «удар Жарнака». Это, конечно, клевета на честное имя Ги де Шабо, который никак не являлся изобретателем приема — ведь техника эта входила в арсенал всех тогдашних учителей фехтования, которые в большинстве своем были, как и Кайцо, итальянцами. Их глава, генерал Ахилл Мароццо, в своем известном труде — первом из ряда себе подобных, обладающих практической ценностью, — весьма страстно отстаивал целесообразность использования такого приема, аргументируя это тем, что задняя часть бедра — практически единственное открытое место закованного в доспехи бойца и что наилучший способ атаки данного участка — именно тот, что избрал Жарнак. Мы располагаем записями и о других дуэлях, где с успехом применялся подобный прием. В том же 1547 году в поединке двух английских джентльменов, Ньютона и Гамильтона, один из них был ранен в бедро; схватка их была во всех подробностях похожа на бой Жарнака и Шастеньере, так что приводить ее описание здесь было бы утомительным повтором.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Смертельная и эффективная техника «Меч и баклер»
«Меч и баклер» – старинная средневековая техника боевого искусства, ставшая известной нам благодаря многочисленным письменным источникам, сохранившимся в библиотеке города Готы (Германия), а также гравюрам разных лет, запечатлевшим различные моменты как мирной жизни, так и военных баталий. Артефакты относятся к XIII-XVI векам и свидетельствуют о том, что техника была весьма популярна во всех ведущих странах Средневековой Европы.
Классический баклер представляет собой круглый (диаметром от 20 до 40 см) щит с выпуклой центральной частью и рукояткой изнутри, предназначенной для удержания. Поскольку воин сжимал щит в кулаке, он получил название «кулачный щит». Его чаще использовали для защиты рук и отражения ударов, т. е. как вспомогательное вооружение в паре со шпагой или мечом. Но при определённых условиях он мог применяться и в атаке.
История
Баклер – изобретение не европейское. Подобными кулачными щитами пользовались воины Ассирии, используя его не для защиты, а для нападения, для чего снабжали щит длинными острыми лезвиями и шипами. Упоминания о применении данного вида вооружения имеются в описании военных подвигов кельтов и франков. В Европу щит, скорее всего, попал из Византии и сразу получил широкое распространение.
Средневековые баклеры
Самого высокого эффекта в применении техники «меч-баклер» добились испанцы, которые на рубеже XV-XVI вв. были сильнейшими в Европе. Например, их противники швейцары в битве при Равенне в 1500 году сделали ставку на пиктинёров, прикрытых крупными защитными щитами, но понесли огромные потери. Испанские солдаты с легким вооружением в виде коротких мечей и баклеров бросались под щиты противника, калеча им ноги или умудрялись пролезать под щитами, а попав в центр вражеской обороны, начинали уничтожать их изнутри. Эта битва на долгие десятилетия стала примером превосходства меча и баклера над пикой.
Техника «меч-баклер» применяась не только в настоящим бою, но и стала широко распространённым развлечением в Италии и Германии ещё в XIV веке. Именно эти игры стали родоначальниками современного спортивного фехтования. Во французском судебном уложении XV века имеется запись о том, что при разрешении конфликтной ситуации дуэлью между простолюдинами должны использоваться дубинки и баклеры. В этот период кулачные щиты использовались даже как элемент модного наряда. Молодые люди подвешивали изысканно украшенные образцы либо к эфесу шпаги, либо закрепляли на ремне.
Применение
Рассмотрим основные направления применения кулачного щита:
Техника меча и баклера
Но изучение техники меча и баклера осложнено слабым вниманием, проявленным к ней учеными, занимающимися средневековыми войнами и историей фехтования. С одной стороны, она настолько вездесуща, что, казалось бы, не имеет большого значения, а с другой стороны по сравнению с рапирным фехтованием искусство меча и баклера выглядит грубым и бесхитростным. К тому же в то время, как другие щиты изменяли размер и форму, баклер оставался неизменным, таким образом не концентрируя на себе внимания историков. Кроме того он не имел геральдической функции, что также исключало его из некоторых областей исследования.
La Petit Defence ( малая защита )
Наследие, прошедшее сквозь века
Популярность баклера во все периоды Средневековья несомненна. В Холкхемской иллюстрированной Библии начала 14 века представлены изображения как конных рыцарей, сражающихся мечами и копьями, так и обычных пехотинцев (le commoune gent), вооруженных топорами, фальшионами, копьями и короткими мечами с небольшими круглыми баклерами (Прествич, стр. 115). В Своде законов шведского короля Магнуса Эрикссона, в главе о тяжких преступлениях, есть изображение людей, один из которых вооружен длинным мечом, а второй – мечом и баклером.
В битве при Айзенкуре в 1415 году единственной документально зафиксированной защитой английских лучников был баклер 1 фута в диаметре (Эдж, стр. 65). Бридпортский призывной лист 1457 года показывает, что множество обыкновенных ополченцев (включая пятерых, что было максимально допустимым числом, женщин) были вооружены мечом и баклером. Аналогично, в описании вооружения солдат Ричарда Глостера (будущего Ричарда III), составленном Домиником Манчини в 1483 году указано: «Меч сопровождается стальным баклером» (Эдж, стр. 128). Одними из главных сторонников такого типа вооружения были испанские пехотинцы начала 16 века. Они сеяли опустошение в битвах по всей Европе, даже среди знаменитых швейцарских пикинеров. Их излюбленной тактикой было приблизиться к строю пик и попробовать поднырнуть под древки, чтобы затем вскочить на ноги посреди вражеских рядов и начать разить противника своими короткими клинками.
Автор Вильбур Прескотт, описывая искусство войны в Испании времен позднего Средневековья, предполагает, что причиной профессионализма испанской пехоты меча и баклера начала 16 века был, как это неудивительно, значительный опыт, накопленный ими в осадных войнах позднего 15 века, в которых много внимания уделялось мастерству ближнего боя с использованием щита (Прескотт, стр. 26).
[2] Итало-английский словарь Флорио 1611 года переводит слова Brocchiero, Broccoliero как «баклер, тарч, щит». Хотя его обычно и описывали как схожий с баклером, тарч ( targe, targa, adarga ) являлся малым деревянным щитом, покрытым кожей, с металлической или кожаной оковкой. На некоторых также присутствовали металлические штыри или шипы. В отличие от баклеров, тарчи носились на руке подобно другим щитам. Обычно они были плоскими, а не выпуклыми. Елизаветинцы (Elisabethians) ссылаются на технику «меча и тарча» («Sworde and targat»). Слово «тарч» (targe) очевидно произошло от слова target, означавшего маленькую мишень, крепившуюся на манекенах для стрельбы из лука. Некоторые формы стальных щитов времен Ренессанса часто классифицируются как тарчи или итальянские ронделлы ( rondella ). Несмотря на то, что обычно они ассоциируются с шотландцами, они были в ходу на территории всей Европы. Пик их популярности пришелся на раннее Средневековье, а шотландцы использовали их последними.
[8] Интересно то, что плащ обернут вокруг руки тем же образом, который стал обычен в 16 веке.
Оружие рыцаря
Эгертон Кастл написал в 1880 году: «История всех старых школ боя сходна в том, что все они возникли в среднем классе общества» (Кастл, стр. 14). Но хотя историки часто ассоциировали технику меча и баклера с обычными пехотинцами, лучниками и конниками, есть прямые доказательства того, что баклер был также орудием рыцарей и использовался в среде высших классов воинского общества Средневековья. Пролог Чосера (Chaucer’s Prologue)1386 года, например, говорит в 588 строке о Миллере «с мечом и баклером у бедра» (A swerd and a bocler baar he by his side), но кроме того в строке 122 описывает и молодого рыцаря с тем же вооружением (“by his syde a swerd and a bokeler”).
Один из кодексов 13-го века изображает молодых людей, фехтующих мечами и баклерами под восхищенными взорами двух знатных дам. Рисунок (14 век) захвата рыцаря Гая де Гревиля в замке д’Эвро во Франции изображает его победителя несущим копье, при этом на бедре у него находятся меч и баклер. В английском псалтыре середины 14-го века на рисунке, показывающем битву Давида с Голиафом Голиаф предстает в виде рыцаря в пластинчатых доспехах того времени с мечом и баклером.
Наряду с длинным мечом, который использовался в пешем бою, конные рыцари часто изображались с короткими мечами и даже луками (хотя ни на этом, ни на других подобных изображениях щитов не видно). Даже сам св. Георгий на рисунках 15 и 16 веков показан в образе крылатого ангела в золотых доспехах с мечом и баклером или в виде рыцаря в пластинчатом доспехе опять же с мечом и баклером. На картине Судного дня 1452 года работы Петруса Критуса (в Gemaldegaleie, Staatlide museen, Берлин) архангел Гавриил в полном доспехе, вооруженный мечом и баклером, бьется с демонами.
Красочное изображение тренировок германских рыцарей (сер. 15 в.), включает в себя борьбу, битву на шестах, поднятие камней и фехтование мечом и баклером. В Der Freydal (1500) император Максимиллиан I изображен фехтующим даже в полной броне. Triumphzug Максимиллиана I также изображает стражников в его процессии вооруженными баклерами и длинными мечами.
Даже в 16 веке меч и баклер используются рыцарями также часто, как и обычными солдатами. Например на ацтекском изображении Кортеса и его рыцарей при осаде Теночтитлана в 1520 году они облачены в полный доспех, и некоторые из них вооружены баклерами и мечами. Знаменитый судебный поединок между придворными Жарнаком и Чатстайжнери также проводился на мечах и баклерах.
О фехтовании мечом и щитом баклером
Основы системы фехтования
Баклеры использовались не только в боевых действиях, они также играли значительную роль в обучении фехтованию. Их ценность как тренировочной системы заключалась в обучении скоординированной работе двумя разными типами вооружения, совместной атаке и защите ими и использовании различных дистанций и техник укола и рубки. Обучение синхронизации, работе ног и судейству также происходило во время таких тренировок.
Рисунок конца 15 века на тему жизни Александра, сделанный Жардином де Вертрю (музуй Дж. П. Х. Гетти, MS. Ludwig XV 8, fol. 41) представляет еще один пример солдата в пластинчатом доспехе с коротким мечом и маленьким баклером на правом бедре.
Хотя можно считать, что баклер играл еще и вспомогательную роль тренировочного инструмента для обучения обращению с большим щитом, так же как малый меч или посох учили обращению с большими версиями, реальных доказательств этому нет. Можно отметить, что умение обращаться с малым, маневренным щитом будет полезно и для обращения с большим, но все же отличия в их возможностях и технике обращения с ними слишком велики. Объем материалов по обращению с баклером намного превосходит количество информации по работе с большим щитом. Одно это указывает на то, что меч и баклер были независимой фехтовальной системой и не могут рассматриваться как инструмент тренировки для чего-либо еще.