Меч кладенец что это такое
Меч-кладенец
Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.
Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.
Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.
А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?
В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) — самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.
В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплетения. Она формируется благодаря развитию уверенности человека в том, что он знает кто он есть; создает сильный прообраз воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаивающего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.
Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..
Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.
Свое название ТИМУС получил благодаря растению ТИМЬЯН, благодаря схожести их форм. Но… я лично сомневаюсь, что именно форма была причиной названия этой железы. Может быть у древних было гораздо больше информации по поводу функциональных особенностей наших органов тела? Итак, давайте еще раз заглянем в этимологию уж самого ТИМЬЯНА. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как «дыхание жизни, дух». По третьей версии оно связано с греческим «thyo» — «совершать жертвоприношение».
В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).
P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!
Меч-кладенец
Содержание
Название
Пишется с маленькой буквы через дефис: меч-кладенец.
В «Сказании о Вавилоне-граде» — он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» — так как он мог рубить сам.
А. Веселовский предложил версию, что словосочетание ведёт историю от итал. chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» [3] — переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» — одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Clarenca. (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом). Исследователь отмечает, что ему не знакомы тексты ранее XVIII века, где бы встречался «меч-кладенец», указывает на то, что в белорусских текстах повести о Бове меч назывался кгляденция / кгляренция, и что Фасмер считает, что кладенец — это позднее и чисто русское народноэтимологическое развитие белорусской кляренции.
Место обретения
А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом, А добра коня моего богатырскаго Привяжи к моему гробу. |
Меч под головой
Ответила голова величиной с пивной котёл, промеж глаз целая пядь:
Этот же мотив использует Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила», где Еруслан стал Русланом, а царь Огненный Щит — Черномором. Имя меча, которое настоятельно необходимо богатырю для спасения невесты, уже не называется, да и сама голова настроена агрессивно:
И, сморщась, голова зевнула, Глаза открыла и чихнула.(…) И вслед раздался голос шумный: «Куда ты, витязь неразумный? Ступай назад, я не шучу! Как раз нахала проглочу!» (…) Богатырь вступает с головой в схватку. И степь ударом огласилась; Кругом росистая трава Кровавой пеной обагрилась, И, зашатавшись, голова Перевернулась, покатилась, И шлем чугунный застучал. Тогда на месте опустелом Меч богатырский засверкал.
Меч в стене
отрок показа ему во алтарной стене между керемидами [камнями] скважню, в ней же мечь лежаше. Князь же Петр, видев мечь, нарицаемый Агриков, и взя его. |
Владельцы
В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:
В современной культуре
прикован цепью к железной стойке, витрина тщательно опечатана).
Этимологические предки и родственники
Вот не могу отделаться от мысли, что что-то тут нечисто. Ездили они только вдвоем. И вот Святогор, понимаешь, в гробу, а волшебный меч у Илюшеньки.
Кроме того, общими языковыми корнями «кладенец» родственен словам claideb (староирландский, гэльский) и gladius (латынь). И то, и другое также означает «меч». Просто меч, без «наворотов».
Связи с Западной Европой и Византией у древних славян были.
Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)
Связь меча-кладенца с царством мертвых
И очень часто это место связано с покойниками и смертью. Судите сами:
Прочно связан со смертью меч Святогора, перешедший к Илье и сам «запечатавший» в гробу бывшего хозяина.
Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то.
Иван Царевич в одной из сказок (стихотворный вариант принадлежит Василию Романову) добывает меч в кургане, который охраняется злокозненной нечистью и нежитью. Что есть курган? Могильник.
(с) В. Романов, «Сказ об Иване-царевиче и мече-кладенце»
. Руку правую потешить, сорочина в в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь.
Практические выводы
На могиле приличного человека нечисть селиться не будет. Логично?)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Меч-Кладенец
Содержание
Название
Пишется с маленькой буквы через дефис: меч-кладенец.
Корень данного эпитета — «клад…» — обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной» [1] — возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius.
В «Сказании о Вавилоне-граде» — он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» — так как он мог рубить сам.
А. Веселовский предложил версию, что словосочетание ведет историю от итал. chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» [3] — переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» — одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса. (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом). Исследователь отмечает, что ему не знакомы тексты ранее XVIII века, где бы встречался «меч-кладенец», указывает на то, что в белорусских текстах повести о Бове меч назывался кгляденция / кгляренция, и что Фасмер считает, что кладенец — это позднее и чисто русское народноэтимологическое развитие белорусской кляренции.
Место обретения
А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом, А добра коня моего богатырскаго Привяжи к моему гробу. |
Меч под головой
Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
Этот же мотив использует Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила», где Еруслан стал Русланом, а царь Огненный Щит — Черномором. Имя меча, которое настоятельно необходимо богатырю для спасения невесты, уже не называется, да и сама голова настроена агрессивно:
И, сморщась, голова зевнула, Глаза открыла и чихнула.(…) И вслед раздался голос шумный: «Куда ты, витязь неразумный? Ступай назад, я не шучу! Как раз нахала проглочу!» (…) Богатырь вступает с головой в схватку. И степь ударом огласилась; Кругом росистая трава Кровавой пеной обагрилась, И, зашатавшись, голова Перевернулась, покатилась, И шлем чугунный застучал. Тогда на месте опустелом Меч богатырский засверкал.
Меч в стене
отрок показа ему во алтарной стене между керемидами [камнями] скважню, в ней же мечь лежаше. Князь же Петр, видев мечь, нарицаемый Агриков, и взя его. |
Владельцы
В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:
В современной культуре
прикован цепью к железной стойке, витрина тщательно опечатана).
А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
— впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »
А такое определение дает мифологический словарь:
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о «печах для уклада», «молотах для уклада», о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В «Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче» это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) «КЛАДЕНЕЦ» толкуют как слово, происходящее от слов «клад» или «класть». С прилагательным «укладен» никто его не связывает.