Мечты есть поэтический способ думать ни о чем
Русская адвайта (В.Филатов Эссе 3)
То, что я хочу сказать вам, является поразительно простым – если только слушающий полностью отсутствует.
(Рамеш Балсекар)
Две противостоящие друг другу истины способны породить тысячи видов лжи.
Адвайта — это учение, возникшее на основе Вед — откровений, записанных мудрецами древней Индии. Главное положение этой философии следующее: «Брахман (абсолютное сознание) реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же». Всё, что есть — это сознание, поэтому нет никакого практикующего и ничего, что нужно было бы практиковать, нет никакого ищущего и ничего, что нужно было бы искать. Глубокое постижение этого факта есть «пробуждение». В буквальном смысле «адвайта» означает «не два».
В западной традиции исторически сложилось понимание необходимости выбора одного из двух зол: или-или. Именно так — «Или-или» — озаглавлено основное сочинение Кьеркегора, что сослужило великому датчанину плохую службу, поскольку копенгагенские мальчишки постоянно преследовали чудаковатого философа на улицах, издевательски крича ему в спину: «Или-или!» И действительно, человек западной культуры постоянно находится перед лицом какого-нибудь выбора: материализм или идеализм, добро или зло, ум или глупость, любовь или ненависть, рай или ад, бытие или небытие, и т.п. Восточная традиция в этом отношении более многовариантна и, в хорошем смысле, более терпима. Безоговорочной дилемме «или-или» здесь предпочитается параллельное распространение многочисленных и разнонаправленных интеллектуальных моделей («и это, и то, и многое другое. »), включая совмещение несовместимого, наподобие злого добра и доброго зла. На самом деле, ведь на свете столько зла — к чему же выбирать всего лишь из двух его вариантов? В древности в Китае одновременно распространялись среди различных сословий и в разных исторических областях конфуцианство, даосизм и чань-буддизм. Что касается учения Конфуция, то оно благополучно пережило гонения в эпоху императора Цинь Ши-хуанди, проникло в Японию, где послужило одной из основ кодекса самураев, а в 20 веке повлияло на формирование китайского марксизма. «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — вот лозунг, под которым лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун провёл в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики.
В Древней Индии были представлены самые разнообразные философские школы, в том числе и находившиеся в оппозиции к традиционной мифологии и к авторитету «Вед», например, локаята. При этом функции рая и ада в индийском мировоззрении выполняла и выполняет намного более многовариантная теория реинкарнации. Основатель адвайты Шанкара учил, что истинным существованием обладает только сознание, условным — физический мир, призрачным — сновидения и миражи и, кроме того, существуют совершенно нереальные идеи, скажем — беременный мужчина. Таким образом, даже сводя всё существующее к абсолютному сознанию, индийская адвайта, согласно принципу «и это, и то, и многое другое. » нагромождает массу совершенно ненужных вариантов несуществования. Если западный рационалист из двух зол выбирает одно, то восточный пессимист оказавшись перед аналогичным выбором, добавляет из бесконечного количества зол в целях дополнительного усиления страданий ещё несколько. Заявленный монизм обращается в плюрализм, недвойственность становится — по меньшей мере, тройственностью и майя (иллюзия) в очередной раз торжествует!
«Люди воображают, что они должны каким-то образом измениться, превратив себя из несовершенных человеческих существ в совершенные, известные как „мудрецы“. Абсурдность этого заключается в том, что тот, кто размышляет таким образом, сам является фикцией. Окончательная истина заключается в том окончательном понимании, в котором нет того, кто бы достиг понимания этой окончательной истины. Освобождение – это лишь избавление от идеи того, что есть некто, кто нуждается в освобождении», — прозорливо предупреждает современный учитель индийской адвайты Рамеш Балсекар.
Русский человек мыслит предельными категориями и во все времена остаётся неисправимым мечтателем. Мечты — это поэтический способ думать ни о чём. Мечтать можно даже о том, о чём вообще нельзя думать: если уж мечтать, так ни в чём себе не отказывая.
Поэтому русская адвайта идёт дальше индийской: её смысловое поле заключается в уничтожении возможного путём конструирования невозможного. «Господь создал всё из ничего и этот материал всё время чувствуется», — заметил как-то Поль Валери. Русский мечтатель выбирает подлинное единое — ничего и это ничто оказывается не «по ту сторону», как у Ницше, а принципиально вне пределов досягаемости любых парных категорий, вне добра и зла, которые сами поглощаются ничем. К примеру, когда Достоевский от лица персонажей своих философских произведений выдвигает дилеммы западного образца, сформулированные согласно принципу «или-или», подобные построения имеют лишь видимость дилеммы. Скорее это риторические вопросы, ответ на которые для спрашивающего очевиден:
«Тварь я дрожащая или право имею?» — безусловно, это заявка на обладание правом уНИЧТОжить, по меньшей мере, пару старушек.
«Миру провалиться — или мне чаю не пить?»- ответ однозначен — провалиться, конечно!
Похожую мнимую дилемму встречаем и у Валентина Распутина в романе «Последний срок»:
» Конечно, картошку окучивать или выпивать? – Степан развел руки и брезгливо встряхнул их, показывая, что такого вопроса для него не существовало». Вообще, пьяницы — это люди, которые преодолевают интенсивностью пьянства иллюзию «существования». «Меня сожгут, но это лишь эпизод. Мы продолжим нашу пьянку в вечности», — так, кажется, говорил Мигель Сервет? Не считая текущего мгновения, мир состоит из того, что не существует. Да и это мгновение тоже не существует: где оно? Нет ничего вечного, кроме вечности пустоты. Достаточно напиться до ощущения себя центром несуществующего мира (что герои романа «Последний срок» и делают) для того, чтобы увидеть истину, согласно которой чего нет, то есть, а что есть — того нет. Следовательно, ничего нет. Утверждая принцип: «ни это, ни то и ничто другое — а ничто», наиболее последовательная русская адвайта знаменует долгожданный конец онтологической иллюзии. Сознание перестаёт быть силой, производящей призраки.
Книга практической мудрости, или Как перехитрить Закон Подлости (16 стр.)
МАСТЕРСТВО – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
МАТЕМАТИКА: то, что посредничает между духом и материей.
Чистая математика – это такой предмет, где мы не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим.
МАФУСАИЛ жил 900 лет, но в 600 лет выглядел так молодо, что никто не давал ему больше 350-ти.
МЕДИЦИНА – это искусство делать выводы о симптомах болезни на основании причин смерти.
Медицина: наука, цель которой заключается в том, чтобы люди умирали настолько молодыми, насколько это возможно.
Медицина: кошелек и жизнь.
МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА добавляет годы жизни, но не добавляет жизни годам.
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ – пауза между свадебным маршем и оплатой счетов.
Медовый месяц: пробный период, в который, однако, никакие рекламации не принимаются.
Медовый месяц заканчивается, когда домашние туфли мужу приносит собака, а ворчать начинает жена.
МЕДСЕСТРА – это дама, которая будит вас в два часа ночи со словами: «Пора принимать снотворное!»
Леонард Луис Левинсон
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – это свара с повесткой дня и протоколом.
Международная конференция: встреча, на которой стороны приходят к согласию относительно даты следующей встречи.
МЕЛОМАН: человек, который, услышав мурлыканье девушки в ванной, прикладывает к замочной скважине ухо.
МЕЛОМАНКА
Настоящая меломанка аплодирует мужу даже тогда, когда он, напевая, возвращается домой в четыре утра.
МЕМУАРЫ: повествование о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить.
Мемуары: публичная исповедь в грехах своих ближних.
МЕНЕДЖЕР – человек, достаточно умный для того, чтобы вести ваше дело, и достаточно мудрый, чтобы не иметь своего собственного.
Опытный менеджер – это человек, нанимаемый директором, которому слишком больно увольнять своих сослуживцев.
МЕНЮ: список блюд, которые только что кончились.
Леонард Луис Левинсон
МЕТАФИЗИК – это человек, который в темном подвале ночью ищет черную кошку, которой там нет.
МЕТЕОРОЛОГИЯ: научное обоснование неверных прогнозов.
МЕТРДОТЕЛЬ: единственный человек, которому платят за то, чтобы указывать людям их настоящее место.
МЕТРО: катакомбы, где горожане укрываются от безбожно преследующих их машин.
МЕХАНИК – человек, думающий при помощи гаечного ключа.
Леонард Луис Левинсон
МЕЧТЫ – самый дешевый способ исполнения желаний.
Мечты – поэтический способ думать ни о чем.
Мечты – воспоминания о будущем; воспоминания – мечта о прошлом.
Мечты – это планы в уме, а планы – мечты на бумаге.
МЕЧТАТЕЛЬ сильнее всего ощущает реальность: слишком часто он падает с неба на землю.
МИЗАНТРОП, возможно, когда-то был неудавшимся благодетелем человечества.
МИКРОФОН – ухо общего пользования.
Рамон Гомес де ла Серна
МИЛИЦИЯ – плохо работающая полиция.
МИНИ-ЮБКА: торжество надежды над самокритичностью.
Мини-юбка: никогда еще в истории моды столь малый кусочек материи не поднимали так высоко, чтобы открыть то, что следовало бы как можно тщательнее прикрыть.
МИР – единственный театр, посещаемость которого растет. Как видно, его репертуар все лучше и лучше.
Мир – это тюрьма, в которой одиночная камера приятнее прочих.
Наш мир – как Ноев ковчег: горстка людей и уйма скотов.
МИР – это промежуток между двумя войнами.
Мир – это когда стреляют где-то в другом месте.
Мир – это когда ни в кого не стреляют и никого не убивают. Справедливый мир – это когда наша сторона получила то, чего добивалась.
МИССИОНЕРЫ должны стараться, чтобы язычники не вымерли.
МИСТИЦИЗМ – религия дилетантов.
МИТИНГ – это когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят.
МИФ – это религия, в которую никто уже больше не верит.
Мифы – это состарившиеся сплетни.
Ричард Палмер Блакмур
Мифы – это коллективные сны наяву; а сны наяву – индивидуальные мифы.
МИФОЛОГИЯ: религия минус вера.
Леонард Луис Левинсон
Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии.
Мифология – это то, во что верят взрослые, фольклор – то, что рассказывают детям, а религия – то и другое.
МЛАДЕНЕЦ: громкий шум на одном конце и никакого чувства ответственности на другом.
Роналд Арбатнотт Нокс
МНЕНИЕ – это то, что помогает нам принять решение, когда у нас нет информации.
МНОГОТОЧИЕ может обозначать отсутствие мысли.
МОГИЛЬНЫЕ ПЛИТЫ – письма, адресованные вечности.
МОДА – настолько невыносимая разновидность уродства, что приходится менять ее каждые полгода.
Мода – это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится.
Мода – это то, что выходит из моды.
Мода – это управляемая эпидемия.
Джордж Бернард Шоу
Мода существует для женщин, которым недостает вкуса, этикет – для женщин, которым недостает воспитания.
Мария, королева Румынии
МОЗГ – мой второй любимый орган.
Мозг – поистине изумительный орган; он включается, как только вы просыпаетесь, и продолжает работать вплоть до той минуты, когда вы переступаете порог своего офиса.
Мозг: то, благодаря чему мы думаем, что мы думаем.
МОИСЕЙ: изобретатель десяти наиболее часто нарушаемых законов.
Леонард Луис Левинсон
МОЛИТВА должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской.
МОЛИТЬСЯ – домогаться, чтобы законы Вселенной были отменены ради одного, и притом явно недостойного, просителя.
МОЛНИЯ – блиц-вспышка Господа Бога.
МОЛОДЕЖЬ нынче стала настолько зрелой, что сознательно затягивает стадию инфантилизма.
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ: люди, которые говорят обо всем и никогда не говорят о чем-либо еще.
МОЛОДОСТЬ – недостаток, который быстро проходит.
Иоганн Вольфганг Гете
Молодость – самая старая традиция Америки, ей уже триста лет.
Мечты есть поэтический способ думать ни о чем
Владимир Николаевич Зубков (ред.) Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей
FineReader 6.0 Sprint
«Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей»: АСТ: Астрель: Хранитель; М.; 2010
ISBN 978-5-17-066024-7, 978-5-271-27235-6, 978-985-16-1879-4
В данной книге собрано 12000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещены Именной и Предметный указатели. В Именном указателе в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. В Предметном указателе собраны все определяемые понятия и номера раскрывающих их афоризмов. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.
Книга предназначена самому широкому кругу читателей.
Мудрость тысячелетий от А до Я.Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.– сост. В. Н. Зубков.
В данной книге собрано 12 000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещен Именной указатель, где в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.
За аутентичность цитат ответственность несет автор-составитель.
Книга предназначена самому широкому кругу читателей.
1. Абсолютная справедливость так же недостижима, как и абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть её, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в неё. А. Н.
3. Абсурд — мнение, явно противоречащее тому, что мы думаем на этот счёт сами. А. Бирс.
4. Абсурд — это логика сердца. Ж. деЛеспинас.
5. Автобиография — вымышленная история, написанная человеком, отлично знающим факты. А. Н.
6. Автобиография — редкая возможность поведать всю правду о наших знакомых. Ф. Гедалла.
7. Автоматизация — старания мужчин упростить работу настолько, чтобы её могли делать женщины. А. Н.
8. Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин. Марлен Дитрих.
9. Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. И. Ильф и Е. Петров.
10. Авторитет и дружба — вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство — условие дружбы. В. Белинский.
11. Авторитет церкви заключается в способности служителей Бога с помощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений. П. Гольбах.
12. Агрессивность — чрезмерная активность в чужой сфере интересов. В. Зубков.
13. Ад — место, где десять заповедей преследуются по закону. Г. Менкен.
14. Ад — место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала. Л. Левинсон.
15. Ад — это жизнь с этим телом, которая всё же лучше, чем небытие. А. Камю.
16. Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит. Св. Тереза.
17. Ад — это первая, неудачная попытка сотворения рая. В. Тшаскальский.
18. Адвокат — трупный червь: он живёт чужой юридической смертью. На основании закона так же легко убивают человека, как и по позыву произвола. Только в последнем случае поступок сознаётся как преступление, а в первом — как практика права. В. Ключевский.
19. Адвокат — человек, который помогает вам получить всё, что ему причитается. Л. Питер.
20. Адвокат: человек, способный найти тринадцать лазеек в десяти заповедях. А. И.
21. Администрация — грязная тряпка для затыкания дыр законодательства. В. Ключевский.
22. Азарт — это когда человека бросает то в жар, то в холод от безрассудного поступка. В. Зубков.
23. Азартная игра — это дитя скупости, сестра несправедливости, мать злого умысла. Д. Вашингтон.
24. Акселерация: девочки становятся женщинами, не успев стать девушками. А. Давидович.
25. Аксиома — это истина, на которую не хватило доказательств.
26. Аксиома жизнерадостности: мы не потому смеёмся, что нам весело, а нам потому и весело, что мы смеёмся. У. Джеймс.
27. Акт — аккуратная кража товаров. Российский фольклор.
28. Акт насилия есть жест слабости. И. Бердяев.
29. Актёр подобен скульптору, ваяющему статую из снега. М. Баррес.
30. Актёр — человек, который называет свой истинный возраст только в военное время. П. Виктор.
31. Актёр — это говорящая труба из плоти и костей, через которую автор обращается к публике. М. Сафир.
32. Актёры напоминают детей, остановившихся в своём развитии. И. Аджани.
34. Актёрская техника состоит в том, чтобы актёры не сталкивались друг с другом на сцене. А. Н.
35. Активность и уныние трудно совместимы. К. Боуви.
36. Акцент — это душа языка, он придает ему не только чувство, но и достоверность. Ж.Ж. Руссо.
37. Акционеры — глупый и наглый народ. Глупый — потому что покупают акции, наглый — потому что ещё хотят получить дивиденды. К. Фюрстенберг.
38. Алименты — выкуп, который счастливцы платят дьяволу. Г. Менкен.
39. Алименты — налог на грех. А. Н.
40. Алкоголизм — это визитная карточка безволия. Д. Волкогонов.
41. Алкоголизм — это порождение варварства — мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон.
42. Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В. Бехтерев.
43. Алкоголик — человек, которого губит выпивка и отсутствие выпивки. А. Н.
44. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский.
45. Алкоголь — налог, который устанавливает правительство на недалёких, безвольных граждан. В. Зубков.
46. Алкоголь — поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар.
47. Алкоголь — самый заклятый враг будущности человеческого рода. О. Форель.
48. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь». А. Н.
49. Аллергия — это огромный мешок, в который запихнули десятки разных болезней. Э. Завиша.
50. Алчность есть преступное желание чужого. Цицерон.
51. Алчность есть род близорукости. Г. Форд.
52. Алчность — наиболее яркое проявление синдрома жадности. В. Зубков.