Медаль нестерова за что награждают и какие
Медаль Нестерова
Медаль Нестерова является одной из современных боевых наград в России, ее учреждение в качестве ведомственной награды произошло в 1994 году. Название этот нагрудный знак получил в память об одном из самых известных русских летчиков Петре Нестерове, который принимал участие в Первой мировой войне. П.Нестеров был известен своим мастерством пилотажа, умением делать сложнейшие пилотажные фигуры, среди которых нужно отметить так называемую «петлю Нестерова» — мертвую петлю. Петр Нестеров погиб в бою, во время применения воздушного тарана, в 1914 году. Кстати, именно им и был впервые применен этот прием.
Кого награждают медалью
Если вас интересует вопрос об обшем числе человек, получивших этот наградной знак, то медаль Нестерова награжденные получили более одной тысячи экземпляров. В интернете есть сведения о некоторых награжденных, особого внимания заслуживает тот факт, что награжденных этим почетным знаком женщин – всего одна. Ей стала второй пилот гражданского самолета «Красноярских авиалиний» Н.В.Литюшкина, награждена в 2007 году. Самым первым награжденным был А.Черняк – 2-ой пилот воздушного судна «Саратовских авиалиний». Кстати, в интернете имеются сведения только о гражданских лицах, получивших данную медаль. В открытом доступе сведения о военных летчиках отсутствуют.
Этим нагрудным знаком повторно или посмертно не награждают.
Внешний вид медали
Медаль Нестерова с 1995 года изготавливается из серебра. Первоначально ее изготавливали из медно-никелевого сплава. Награда по своей форме представляет круг диаметром 32 мм, на аверсе и реверсе медали располагается выпуклый бортик по краю.
Посредством круглого ушка и соединительного колечка нагрудный знак крепится к колодке пятиугольной формы. Она обтянута голубой лентой из муара, с краев ленты находятся узкие полоски желтого цвета. С обратной стороны колодки имеется булавочная застежка.
Носят этот наградной знак слева на груди, а если у награжденного имеются и другие медали РФ, то данную награду полагается размещать следующей после медали Ушакова. Возможно ношение награды на планке, в этом случае правила размещения нагрудного знака точно такие же. Повседневное ношение, а также для особых случаев, возможно в виде миниатюры диаметром 16 мм, при этом медаль Нестерова в мини-варианте следует располагать следующей после миниатюры медали Жукова.
Какие льготы получают награжденные
За медаль Нестерова льготы, как это ни странно, никакие не предусмотрены. Существует приказ Министра обороны РФ Сергея Иванова от 2006 года, в соответствии с которым за медаль Нестерова выплаты военнослужащим осуществляются в размере 5 окладов денежного содержания. Эта выплата производится единовременно, в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 765 от 25 июля 2006 года (пункт 1г). Оклад при этом берется в размере, утвержденном на дату награждения.
История и критерии вручения медали Нестерова
Медаль Нестерова — государственная награда РФ, предназначенная для выделения особых заслуг в области гражданской и военной авиации. Решение о введении награды было принято 2 марта 1994 после вступления в силу Указа Президента РФ №442 «О государственных наградах Российской Федерации». В прилагаемом к Указу Положении о награждении, утверждался перечень лиц, имеющих право удостоиться чести получить награду. На сегодняшний день к ним относятся:
При этом все награжденные должны иметь непосредственное отношение к авиации, иметь опыт в вождении самолетов, обслуживании, владеть технической стороной вопроса. Фактически награда создана специально для авиационных войск.
Медаль Нестерова вручается не только за успешные боевые вылеты, но также и за мастерство, проявленное в управлении самолетом на учениях и в гражданских условиях, успехи в освоении и обслуживании летной техники.
История героя
Петр Николаевич Нестеров — штабс-капитан, известный летчик, участник Первой мировой войны. Заслуга Нестерова перед авиационными войсками состоит в первом применении им особого воздушного маневра ныне известного, как петля Нестерова, или мертвая петля. Суть маневра состоит во введении самолета в вертикальную плоскость и вырисовывания им в воздухе замкнутой петли. Именно Нестерову удалось проделать этот маневр таким образом, чтобы все точки петли лежали в одной вертикальной плоскости.
Наименование «мертвая петля» закрепилось вследствие продолжительного теоретического существования маневра. Возможность его выполнения была рассчитана на бумаге, но вплоть до 27 августа 1913 года никто из летчиков не решался попрактиковаться в его выполнении и довести дело до конца.
В ходе показательных выступлений на Сырецком аэродроме в Киеве, Петр Нестеров произвел удачный маневр и доказал возможность практического выполнения теоретических наработок. Выполнение петли осуществлялось на самолете «Ньюпор-4», мощность двигателя которого составляла всего лишь 70 лошадиных сил.
Следует отметить, что на Западе о заслугах Нестерова перед авиацией известно мало. Связанно это с тем, что выполненный им маневр спустя несколько дней был произведен летчиком французской авиации Адольфом Пегу. Именно он, по мнению западных историков, и является автором «мертвой петли», которая была выполнена им 6 сентября 1913 года в процессе управления самолетом.
Об успехе Пегу в выполнении мертвой петли сообщили газеты по всему миру. При этом о первенстве Нестерова умолчали, что вынудило последнего обратиться в редакции изданий с просьбой о сообщении информации, касающейся его первенства в этом вопросе. После этого француз встретился с русским летчиком и признал его заслуги, но для европейцев именно он был и остается тем, кто осуществил первое выполнение мертвой петли.
8 сентября 1914 года у города Жолква Петр Нестеров осуществил первый в мировой авиации таран. Самолет Нестерова протаранил вражеский самолет под управлением австрийского пилота Франца Малина. Первые самолеты были лишены какого-либо вооружения и потому единственное, что оставалось летчикам, это, вооружившись револьверами, пытаться попасть по пилоту противника. По всей видимости, Нестеров не воспользовался такой возможностью вследствие нахождения самолета в неблагоприятном для выстрела положении.
За время боевых действий Петром Нестеровым было осуществлено 28 вылетов.
Описание награды
Медаль Нестерова является одной из высших наград, наравне с медалью Суворова и медалью Ушакова. Первой награждаются сухопутные войска, а второй — морские. Награда представляет собой овал 3,2 сантиметра, с обеих сторон имеющий выпуклый бортик. На лицевой стороне медали — изображение Петра Нестерова в кителе и фуражке. Верхняя часть медали содержит надпись «ПЕТР НЕСТЕРОВ», нижняя часть украшена таким же рельефным лавровым венком.
Верхняя часть оборотной стороны медали содержит изображение двуглавого орла, меча, пропеллера и горящей гранаты, являющееся эмблемой ВВС России. Внизу медали располагается ее номер.
Награда крепится с левой стороны груди. В порядке очередности располагается за медалью Ушакова после остальных наград. Это же положение отведено и ленте.
Начиная с 1995 года, было произведено более тысячи награждений. Среди удостоившихся чести ношения медали имеется также и женщина — Литюшкина Нина Васильевна. Будучи вторым пилотом судна компании «Красноярские авиалинии», она получила награду в 2007 году.
Медаль Нестерова выполнена из серебра. При помощи стандартного кольца и ушка она крепится к пятиугольной колоде, обтянутой голубой лентой, по краям которой располагаются две желтые полоски. Ширина ленты составляет 2,4 сантиметра, ширина полосок — 0,3 сантиметра.
Первым награжденным России стал второй пилот «Саратовских авиалиний» — А. Черняк, получивший почетный знак отличия в 1995 году.
Последнее вручение медали состоялось в 2015 году. Интересен тот факт, что данные о количестве награжденных доступны лишь в случае, если они касаются гражданских авиалиний.
Сведений о летчиках военной авиации, заслуживших награду, практически нет. Вручение награды производится в обстановке торжественности. Награжденный получает соответствующий документ. Награда крепится как к повседневной, так и к парадной форме. Допускается ношение лишь одной ленты.
Медаль Нестерова можно получить лишь единожды. Посмертное награждение не предусмотрено, что заметно отличает данную награду от многих современных способов поощрения. Ношение медали не предусматривает наличие льгот.
Согласно приказу министра обороны РФ Сергея Иванова, награжденные вправе рассчитывать на единовременную выплату, равную 5 месячным окладам. Конечная сумма при этом рассчитывается исходя из оклада на момент вручения награды. Выплата денежных средств производится в соответствии с Указом Президента РФ № 765 от 25 июля 2006 года. Иных распоряжений и указов на этот счет не имеется, потому выдача награды производится в принятом ранее порядке.
Являясь эффективным методом поощрения летчиков, преуспевших в своем профессиональном деле, награда не имеет предшествующих аналогов.
Боевые награды Российской Федерации. Медаль Нестерова
Медаль предназначена для награждения как военных летчиков, так и гражданских, а также всех лиц, которые имеют отношение к авиации и авиационной промышленности. Медаль логически дополняет ряд наград, предназначенных для награждения военнослужащих разных видов вооруженных сил: медаль Суворова (Сухопутные войска РФ), медаль Ушакова (Военно-морской флот РФ) и медаль Нестерова (ВВС РФ). При этом данная награда не имеет исторических предшественниц.
У многих специалистов вызывает вопросы выбор кандидатуры Петра Нестерова для создания личной медали, особенно в сравнении с Суворовым и Ушаковым. В таком ряду фигура Нестерова, имеющая совершенно другой масштаб, смотрится несколько странно, что никоим образом не умаляет заслуг самого Петра Николаевича Нестерова, который был действительно прославленным российским летчиком. Будучи основоположником высшего пилотажа, он сознательно шел на риск в небе.
27 августа 1913 года в городе Киеве на Сырецком аэродроме он впервые в истории авиации выполнил мертвую петлю, которую позднее назовут в его честь. Погиб штабс-капитан Нестеров в самом начале Первой мировой войны, 8 сентября 1914 года, успев совершить 28 боевых вылетов. Последним подвигом летчика стал первый в истории авиации воздушный таран. Петр Нестеров таранил австрийский самолет, занимавшийся разведкой передвижения российских войск.
Медаль Нестерова изготавливается из чистого серебра, она выполнена в форме круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали расположено погрудное рельефное изображение Петра Нестерова в военной форме — фуражке и кителе. В верхней части медали имеется рельефная надпись «ПЕТР НЕСТЕРОВ» (все буквы заглавные), в нижней расположен рельефный лавровый венок. На оборотной стороне награды, в верхней части, находится рельефное изображение эмблемы военных летчиков России — двуглавый орел с мечом, пропеллером и пылающей гранатой, в нижней части проставляется номер награды.
С помощью кольца и ушка медаль соединяется со стандартной пятиугольной колодкой, которая обтянута голубой шелковой лентой с двумя желтыми полосками по краям. Ширина ленты составляет 24 мм, ширина желтых полосок — 3 мм. Медаль Нестерова носится на левой стороне груди и при наличии других государственных наград Российской Федерации располагается сразу после медали Ушакова.
Первое известное награждение медалью состоялось 29 мая 1995 года. Медаль получил Андрей Черняк, второй пилот авиакомпании «Саратовские авиалинии». Последнее известное награждение состоялось 14 января 2014 года. Медаль была вручена Василию Есеву, пилоту-инструктору летного отряда авиакомпании «Абакан-авиа», за заслуги в освоении авиатехники, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу.