Медиаиндустрия что это такое
На пути к глобальному миру: как медиа задают ценности
На финальной встрече в рамках конференции TV2B Петр Шепин, коммерческий директор «Первого канала», специалист по Латинской Америке и историк, и Александр Нечаев, заместитель генерального директора «ВГТРК», программный директор канала «Россия-1», философ, обсудили, как происходит формирование новых экономических ценностей, при чем здесь экономика впечатлений и почему медиа в России уникальны.
Новая парадигма: почему глобальный мир — это утопия
Изменение ценностей — это слишком большой шаг, который кажется почти невозможным в краткосрочной перспективе: история показывает, что ценности меняются только через несколько поколений. Совершить подобный скачок может помочь технологический прогресс. Необходимо углубиться в изучение и разработку искусственного интеллекта, сделав его равным человеку, превратить мысли людей в алгоритмы, которые можно будет хранить в банке данных.
Тем не менее, на короткие сроки ценности могут не только претерпевать изменения, но даже смещаться в противоположную сторону. Сейчас, говорит Александр Нечаев, такое происходит в США: там общество постепенно переходит от индивидуализма и капитализма к справедливому разделению прав и капитала.
В любом случае, современный мир диктует свои правила: ценность приобретает любое мнение, авторитетность постепенно стирается. Нечаев сравнил трансформацию медиа с реформацией Католической церкви, на основе которого сформировалось протестантство. Тогда, согласно тезисам Мартина Лютера, в процессе общения между индивидом и высшим существом не должно быть посредника — сакрализованная каста священников была больше не нужна. Такой взгляд полностью поменял парадигму: оказалось, что человек — хозяин своей судьбы, а хорошей жизни не стоит стесняться. Конечно, в современном мире все обстоит немного иначе, но все-таки посредника между адресатом медиасообщения и его создателем, вроде обозревателя или журналиста, практически нет. Петр Шепин добавил, что, как и в XVI—XVII веках, современное общество атомизировано, и в конечном итоге это приведет к его пересборке.
В начале 2000-х годов люди надеялась на изменение ценностей в сторону потребления и глобального мира. Казалось, что границы между странами сотрутся, а автоматические переводчики нивелируют проблему коммуникации. Но произошел обратный процесс: чем больше люди сталкивались с простым потреблением, тем сильнее становилось их желание определить себя через иные способы идентификации, вроде этнических, конфессиональных, государственных и гендерных в том числе. В то же время нельзя исключать из внимания разрыв в цивилизационном развитии стран, который тормозит появление глобального мира.
Корпоратократия: чем опасна монополизация медиарынка
Может показаться, что современный мир действует по законам корпоратократии. Крупные компании накапливают большое количество материалов и ресурсов, в том числе человеческих, и создают контент, с помощью которого захватывают внимание пользователей. Корпорации становятся больше, покупая другие компании, которые производят контент и работая над расширением уже вместе с ними. Например, Amazon объявил о покупке кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, владеющей франшизой Джеймса Бонда. В связи с этим правительства устанавливают определенные рамки национальных и интересов, а антимонопольные ведомства следят за тем, чтобы рынок оставался конкурентным.
Монополизация информационного рынка может быть опасной. Как только одна компания занимает доминирующую позицию, именно она начинает формировать повестку, создавая «пузырь», из которого людям, потребляющим контент, достаточно сложно выбраться.
В любом случае, никто не знает, как формируется лента новостей, и эта неизвестность — хорошая почва для конспирологов. Когда люди начинают доверять недавно появившимся социальным сетям точно так же, как крупным каналам с большой историей, появляются новые, опасные, инструменты манипуляции. Конечно, это связано и с развитием технологий, позволяющих задействовать дипфейки, нейросеть, синтез речи зачастую в целях создать какой-то конфликт.
Помимо этого, Нечаев считает, что экстерриториальные медийные компании создают среду, в которой процветает унификация: один продукт становится доступен всем. В такой ситуации у людей возникает обратная реакция, происходит толчок к культурному протекционизму. Страны начинают заниматься защитой своих ценностей, культурной самобытности и ментального кода.
Вопрос доверия: почему телевидение остается востребованным
Александр рассказал, что телевидение в России — это площадка, которая за счет контента объединяет жителей многонациональной и большой страны. То есть, телевидение здесь отвечает за формирование общего культурного информационного пространства.
В общем понимании телевидение все еще остается привычным источником информации, который объясняет наглядно и доступно. Это стало особенно заметно в период пандемии 2020 года. Телевидение не только дает картинку и историю, но объясняет, интерпретирует и рассказывает, как дальше с этим жить. Более того, в рамках телевидения действует сильное законодательство, которое регулирует то, что пойдет в эфир. Именно поэтому в ближайшем будущем профессия журналиста или обозревателя никуда не исчезнет — людям все еще нужен человек, которому они будут доверять, считает Александр.
Экономика впечатлений: как реклама работает в России
Слово «реклама» произошло от латинского «reclamo», означающего «громко орать». История глагола связана с тем, что чтобы обратить внимание на свой товар, древним римлянам приходилось привлекать покупателей криком: кто громче описывал преимущества того, что лежит на прилавке, тот получал прибыль. Сейчас никто уже не кричит в классическом понимании, но установка контакт с потребителем все равно считается основной потребностью производителей товаров и услуг. Современному человеку важно, чтобы то, что он получает, органично вписывалось в его повседневность, мировоззрение и соответствовало образу его мышления. То есть, на первый план выходит имидж.
Персонализация становится основным инструментом рекламы. То же происходит со всей медиасредой: контентмейкеры стремятся сформировать свой язык, найти тот самый способ коммуникации с клиентом. Но здесь у России свой путь: как считают эксперты, в нашей стране автоматизация почти невозможна — люди в любом случае будут собираться своими группами, и чем сильнее вызов, тем больше стремление образовать коммьюнити, следовать замыслу.
Проблема инвестиций: уроки ушедших стартапов
Большинство инвестиций в медиа происходят без гарантии на возврат, а все из-за того, что влияние на популярность продукта оказывает аудитория. MeSpace и Clubhouse оказались слабыми проектами для борьбы в цифровом пространстве. Хотя, как считает Шепин, Clubhouse все-таки принес свой вклад в представление об утилизации контента: не обаятельно сохранять информацию в медиапространстве, можно дать ей возможность исчезнуть навсегда. Александр же считает, что в любом случае данные, которые попадают в сеть, остаются там навсегда.
§ 5. Индустрия медиа и индустрия культуры
В прикладном плане сектор коммуникации воплощается в определенных группах организаций, занимающихся сходной экономической деятельностью. Большая их часть относится к индустриям медиа и индустриям культуры. Однако сегодня сфера коммуникативистики настолько широка, что к ней принадлежит подготовка специалистов в сфере конфликтологии для политики и бизнеса, различных «медиаторов» для корпоративного сектора, специалистов по переговорам и т. д.
Мы уже выясняли, что одной из фундаментальных характеристик медиа является репродуцируемость, которая, в свою очередь, влияет на способность символических форм к коммодификации, то есть на превращение в коммерческие блага, продаваемые на рынке. В этом смысле все репродуцируемые медиа в той или иной мере являются продуктами медиаиндустрии, то есть производятся в рамках специфических механизмов разделения труда с применением той или иной технологии специализированными компаниями (фирмами). В связи с тем, что только репродуцируемые медиа относятся к категории «медиаиндустрия», можно считать вполне корректным утверждение, согласно которому продуктом медиаиндустрии являются массмедиа, или массовые коммуникации.
Понятие «медиаиндустрия» и используемое для него понятие «символические формы» требуют также введения термина «культурные индустрии». Данные виды деятельности предполагают через массовое тиражирование – репродуцирование (эта категория становится центральной в понятии индустриализации культуры[23]) – и в рамках организованной институциональной системы фирм производство благ, в которых центральным элементом и потребительной стоимостью становится само нематериальное содержание (творческий замысел) автора. Исторически идея культурных индустрий выросла из индустриализации культуры, то есть превращения культуры из способа самовыражения автора в своего рода бизнес.[24] Таким образом, в эту категорию перекочевали традиционные виды искусств, однако коммодифицированные путем массового производства или подвергшиеся тиражированию. Это такие воспроизводимые виды искусств, как кино, фонографическая индустрия, книгоиздание. Не относятся к культурным индустриям те виды искусств, которые, даже при высоком уровне коммерциализации, не подлежат техническому воспроизводству и, следовательно, не являются произведенными индустриально благами. К ним принадлежат большая часть исполнительских искусств (музыка, театр), в которых каждый раз очередное представление играется «вживую», музеи в части собрания артефактов, тогда как экспозиционная деятельность все чаще подвергается индустриализации и в том числе медиатизируется через тот или иной медианоситель (например, виртуальные музеи), скульптура и живопись, которые в массе своей, даже будучи коммерческими, производятся не индустриально, а преимущественно вручную. Само по себе понятие «культурные индустрии» тесно связано с понятием «медиа». Проблема состоит в трактовке понятия «культура». И если идти не от идей Франкфуртской школы, предполагающих, что традиционная культура как искусство становится воспроизводимой, а от антропологического понимания культуры как некоей разделяемой системы социальных смыслов, то собственно культура и есть те самые символические формы, через которые мы определили коммуникацию. Следовательно, концепты культурных индустрий и медиаиндустрий пересекаются, то есть медиаиндустрия может включать кино, например. Есть еще одно обстоятельство, позволяющее соединять эти концепты. Медиаиндустрии сегодня в значительной степени являются способами дистрибуции культурных индустрий: телевидение – способ дистрибуции кино, а кинопроизводящие компании зачастую производят в том числе и телевизионный контент. Радио тесно связано с музыкальной индустрией. Книгоиздание зачастую реализуется при активной маркетинговой и финансовой поддержке издателей периодической печати. В этом смысле медиаиндустрии шире, чем культурные индустрии, и включают такие сегменты, как телевидение, радио, периодическая печать, индустрия интернет-контента, сегмент видеоигр.
Представители теории культурных индустрий отмечают активное расширение набора отраслей и слияние культурных индустрий с сопредельными. В этом смысле Бернар Мьеж предлагает говорить об индустриях содержания, подчеркивая центральный потребительский элемент всех этих благ – смысл, нематериальную ценность.[25] Сюда, с определенными исключениями, добавляются спортивная индустрия и индустрия фестивалей исполнительских искусств. Филипп Букийон, делая акцент на слиянии фирм – производителей культурных благ, информационных и телекоммуникационных компаний, предпочитает говорить об индустриях культуры и коммуникации.[26] Фирмы-производители становятся важнейшим индустриальным агентом, обеспечивая технологическую инфраструктуру передачи контента через цифровые сети. Говоря о медиаиндустриях, мы в значительной мере будем включать в эту категорию культурные индустрии, однако исключать из нее некоторые виды исполнительских искусств (театр, музыку) и сферу зрелищ (концерты, спортивные соревнования). Данное исключение связано с тем, что в большинстве из этих сфер отсутствует медиум, то есть самостоятельный носитель. Они обращены к массовой аудитории, однако передаются непосредственно, то есть без посредничества медиатизированных каналов коммуникации. Если же спектакль показан по телевизору, а выступление рок-артиста записано и включено в музыкальный альбом, то такие продукты искусства медиатизируются через традиционные виды медиаиндустрий (телевидение, звукозапись).
Таким образом, мы категорически против того, чтобы разделять культурные и информационные индустрии. В первую очередь потому, что массовая коммуникация, вне зависимости от жанров (игровой ли это фильм или информационная сводка), является распространением символических форм, определенных смыслов, подвергающихся интерпретации, хотя, разумеется, каждый из жанров имеет свои средства выражения для передачи этих форм. Наконец, большинство медиа не имеют «чистой» формы, то есть распространяют одновременно и контент, нацеленный на передачу информации или новостей, и контент игрового и развлекательного характера.
Медиа-индустрия — профессии будущего? Что ждёт медиа-сферу в 2021 году и стоит ли идти в нее работать новичкам
Кто-то считает, что медиа-сфера сбавляет обороты. Кто-то — что у неё ещё всё впереди. Многие работники в медиа-индустрии уже переквалифицировались в смежные сферы. А между тем медиа продолжает своё развитие: в будущем профессии станут только сложнее и интереснее.
Что сейчас из себя представляет медиа-индустрия
Медиа-сфера претерпевает существенные изменения. Помимо журналистики и телевидения развивается и интернет с его множеством возможных форматов. Новые популярные площадки появляются каждые несколько месяцев. А узкие направления, с которыми раньше справлялись общие специалисты, выделяют в отдельные вакансии. Появились такие востребованные профессии, как PR-менеджер, гостевой редактор, специалист по антикризисным коммуникациям. Те IT-профессии, которые раньше считались простыми — копирайтер или SMM-специалист — переросли в полноценную профессию пиарщика, который определяет направление продвижения продукта или даже всей компании.
Неудивительно, что вчерашние студенты с дипломом из сферы коммуникаций просто не знают, какую профессию выбрать: выбор действительно широк. Кроме того, развивающиеся профессии из современной медиа-индустрии могут служить началом головокружительной карьере будущего, если сделать правильный выбор.
Профессии в коммуникациях: как в них прийти и что там ждёт
В зависимости от выбранной сферы вас ждут разные перспективы. В медиа-сферу традиционно идут или по призванию, или за хорошим заработком. Везде можно найти свою нишу, но в некоторых случаях путь будет тернистее и длиннее.
Телевидение
Хотя ТВ всё ещё достаточно популярно, оно переживает сложные времена, ищет новые форматы, чтобы и не терять прежнюю аудиторию, и завоевать новую. Однако сфера телевидения всё ещё достаточно большая, поэтому ей постоянно требуются новые специалисты в коммуникациях — продюсеры, редакторы и другие.
Но перспектив здесь, к сожалению, меньше всего. По крайней мере до тех пор, пока не будет произведена глобальная реформа всего телевидения, и оно не станет снова главным коммуникационным каналом страны. Сейчас ТВ всё ещё выполняет функции пропаганды и развлечения. Если вы готовы работать в этих направлениях, то возможностей для работы у вас хоть отбавляй.
Журналистика
Самый успешный журналист — тот, кто успел зарекомендовать себя, сделать себе имя. А значит, для успешной работы в будущем придётся очень постараться в начале пути. У вас есть несколько вариантов, как построить карьеру, связанную с журналистикой.
PR
А это уже реальная перспектива в медиа на хорошую карьеру и работу по душе. Сейчас в PR есть множество направлений: от работы с социальными сетями до общения с клиентами, от внутренних коммуникаций до управления проектами. Выбор будущей профессии зависит только от ваших предпочтений и гибких навыков. Конечно, здесь есть свои сложности:
Но на текущий момент это самая перспективная отрасль медиа. Конечно, со своими оговорками: в крупную IT-компанию вас сразу никто, разумеется, не возьмёт. Начинайте с небольших организаций, чтобы наработать опыт, или стать первым пиарщиком в известной фирме.
Что ждёт новичков в медиа-сфере
Если говорить о самом ближайшем будущем, то новичкам в медиа места ещё много. Судите сами:
Через десять лет ситуация, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Неизвестно, что станет с телевидением и классической журналистикой. Digital-рынок захватывают не только люди с профессией, но и обычные люди. Возможность ребятам из Архангельска работать в Москве, с одной стороны, позволяет им развиваться и больше зарабатывать. А с другой — понижает уровень заработной платы сразу для всех специалистов, ведь соискателей намного больше, чем предложений работы.
Зато впереди нас ждёт развитие технологий и появление новых потребностей и каналов связи. Не за горами вакансии «специалиста по рекламе в виртуальной реальности» или «менеджер по продвижению концепции умного дома». Осталось подождать совсем немного, и работа будущего станет работой настоящего.
Современные медиаиндустрии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Медиа — это средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и/или доставки любых содержательных продуктов аудитории.
Особенности современной медиаиндустрии в европейских странах
Современная Европа, которая состоит из существенно отличающихся друг от друга западной, центральной, северной и восточной части континента, представляет собой несколько региональных экономических блоков и различных экономических систем. Государства формируют потенциально общий потребительский рынок, который насчитывает около 700 миллионов человек. В связи с этим парадоксы европейского медиарынка проистекают из неравного уровня развития отдельных стран, национальных экономик, медиаиндустрий. Крупнейшей страной с точки зрения населения, и значит, размера аудитории, по статистке Международного банка, является Россия. «Большая пятерка» стран (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания) по численности значительно меньше, но уровень развития медиаиндустрии здесь сильно отличается от российского.
Европа является крупнейшим регионом мирового потребления товаров и услуг, а значит, одним из самых крупных рынков рекламы. Поэтому, с точки зрения экономики, Европа является крупнейшим рынком аудиовизуальной продукции. Размер аудитории в Европе, особенности медиапотребления в европейских странах дают объяснение того, почему прогнозы относительно европейской медиаиндустрии, несмотря на кризис, остаются оптимистичными. Европейцы чаще всего тратят средства на медиауслуги (например, видеоигры, доступ в Интернет, лицензионный взнос, подписка на ТВ-программы и т.д.).
Актуальными вопросами современной европейской медиаиндустрии являются:
Готовые работы на аналогичную тему
СМИ производят контент и таким образом формируют аудиторию, доступ к которой предоставляется затем рекламодателям. Это является основой медиабизнеса. Наиболее успешная бизнес-модель, которая основана на продаже рекламы, оказывается источником процесса коммерциализации в средствах массовой информации.
Американская модель медиаиндустрии основывается на рекламе и предполагает соединение информации и развлечений.
В американской телевизионной культуре укоренилось понимание гражданина как потребителя.
В западноевропейской модели используется в качестве ведущего принципа организации медиаиндустрии некоммерческая система общественного вещания.
Развитие коммерческого вещания существенно изменило культуру социально-ответственной журналистики, традиционную для европейских средств массовой информации. А коммерческие мотивы новой телекультуры стимулировали появление в Европе конгломератов по производству инфотейнтмента для цифровой среды. Крупнейшими европейскими медиакомпаниями являются:
Именно эти медиакомпании скорректировали медиаконтент и бизнес-модели для разных платформ, изменили структуры, делая упор на интернет-подразделения для того, чтобы производить больше продукции для обслуживания аудитории, как европейской, так и мировой.
Российская медиаиндустрия
Все существующие в России вещатели, издатели, интернет-компании, распространители, рекординговые, кинематографические, полиграфические фирмы, рекламные агентства образуют отрасль национальной экономики как совокупность предприятий, которые производят и распространяют условно однородный продукт на основании условно однородных технологии. Ряд таких организаций входит в отраслевые ассоциации и гильдии.
К предприятиям медиандустрии относятся государственные и коммерческие организации, которые занимаются генерацией, агрегацией, дистрибуцией медиапродуктов через традиционные медианосители и медиаканалы.
Закон «О средствах массовой информации» наделяют новыми, по сравнению с существовавшими в СССР, характеристиками тип предприятий, которые обеспечивают деятельность СМИ на хозяйственном уровне. Такие предприятия с 1991 года являются издателями всех типов средств массовой информации. Сами СМИ и их редакции не являются субъектами экономической деятельности. Важно обратить внимание на то, что медиаотрасль национальной экономики с юридической точки зрения образуют не СМИ как таковые, а предприятия, которые имеют прямое или опосредованное отношение к СМИ.
В России в рамках медиаиндустрии вся совокупность субъектов экономической деятельности разделяется на две группы:
Особенно это очевидно в сфере теле- и радиовещания. Она образуется не только предприятиями-вещателями, к которым относятся телекомпании, радиокомпании, компании-операторы спутникового и кабельного вещания, но и предприятия, которые производят для вещателей аудиовизуальный контент – продюсерские центры, студии, дизайнерские бюро, рекламные агентства и т.д. Такие предприятия не нуждаются в регистрации СМИ и в получении лицензий, и они не подпадают под действие законодательства о СМИ. В подобном положении оказываются предприятия, которые издают печатные СМИ тиражом менее 1000 экземпляров, кинокомпании, рекламные агентства, полиграфические, дистрибьюторские, рекординговые фирмы. Это обусловливает возникновение существенной проблемы статистического учета предприятий медиаиндустрии – предприятия, которые не имеют зарегистрированные СМИ, в реестрах Роскомнадзора никак не числятся, так как находятся вне его юрисдикции.
Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом
Мировая индустрия развлечений и массмедиа вошла в 2020 год, достигнув потолка роста. Еще осенью 2019 года консалтинговое агентство Accenture выпустило обзор этого рынка, ставший своего рода предупреждением. Рост операционных затрат опережает выручку, падение маржинальности бизнеса воспринимается предвестником скорого кризиса на медиарынке. Для выхода из этой ситуации авторы доклада предлагали участникам рынка сочетать три тактики:
Ключевой задачей аналитики из Accenture назвали составление четкого плана цифровизации компании и определение ею своей модели: будь то кросс-платформенный сервис, вертикально интегрированный или же полностью цифровой.
Со своей стороны эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) отмечают, что индустрия развлечений и массмедиа за последние 20 лет и так пережила несколько цифровых трансформаций. Всего они насчитывают четыре подобные волны:
Однако новые поколения потребителей требуют информации максимально персонализированной, причем когда и где им самим более удобно ее получать. «Цифра» сегодня настолько важна, что грань между медиа и технологиями стала размытой. Это вызов как для традиционных источников информации, так и для полностью цифровых стартапов. «Учитывая, что ежесекундно в интернете появляются гигабиты контента, медиабизнес вынужден клыками вгрызаться в поле потребительского внимания», — пишут аналитики ВЭФ. В будущем, по их словам, индустрию развлечений будут определять три основные тенденции:
О том, что в сфере развлечений назрел переход от экстенсивного развития (вширь) к интенсивному (вглубь), говорит пример американского видеостримингового сервиса Netflix. Во втором квартале 2019 года компания показала падение числа подписчиков в США впервые за восемь лет и самый скромный рост их числа по всему миру за три года.
Комментируя результаты Netflix, за публикацией которых последовал обвал котировок компании на 11% за день, колумнист Forbes Дэниел Ньюман отметил: «2020 год станет поворотной точкой, когда компаниям нужно будет лучше встроить в процессы современные технологии и подготовиться к внедрению технологий будущего вроде ИИ, 5G и виртуальной реальности, оставаясь при этом в прибыли и налаживая контакт с потребителем».
Знал бы Ньюман, насколько он окажется прав.
Упомянутое выше исследование ВЭФ было подготовлено в 2015 году, и за прошедшее время на рынке изменилось немногое. Чтобы подстегнуть процесс цифровой трансформации, индустрии развлечений нужен был серьезный стимул, и она его получила. Пандемия коронавируса за первые месяцы 2020 года охватила весь мир, вынудив правительства многих стран ценой приостановки экономической жизни пойти на беспрецедентные меры: миллиардам людей было предписано неделями оставаться дома. У множества затворников внезапно образовалась уйма свободного времени, что радикальным образом изменило структуру потребления информации.
В период карантина всевозможные офлайн-мероприятия изредка переходят в онлайн (например, домашние концерты поп-звезд), но чаще отменяются. Закрытие клубов и кинотеатров, перенос концертов и спортивных мероприятий — даже те события, которые большинство людей могут спокойно посмотреть в трансляции из дома, просто не могут состояться из-за режима самоизоляции. И дело не в недостатке цифровизации, а в самом характере этих мероприятий. Те же попытки провести футбольный чемпионат без зрителей на трибунах натолкнулись в итоге на усиленные карантинные меры.
В свою очередь провайдеры отмечают рост числа покупок видеоконтента, причем не только в виде длительных подписок (SVoD), но и разовых транзакций (TVoD и EST). Как рассказали РБК в пресс-службе провайдера «ЭР-Телеком» (работает под брендом «Дом.ru»), за две недели с 20 марта по 3 апреля покупать фильмы по системе TVoD и EST стали в два раза больше, даже несмотря на то, что до конца апреля компания открыла своим клиентам доступ к платным сервисам.
За период с 25 марта по 2 апреля по покупкам фильмов на платформе «Дом.ru Movix» лидировали западные новинки:
В просмотре по принципу VoD среди сериалов за тот же период у россиян определилось три явных фаворита:
Запрос на домашнее кино теоретически может вдохнуть новую жизнь в бизнес того же интернет-гиганта Netflix, но тут надо помнить о следующем.
Обозреватель британской Би-би-си Амол Раджан назвал такую ситуацию применительно уже к телевидению «медиапарадоксом». В период карантина запрос на развлекательный контент растет, рейтинги бьют рекорды, но с остановкой производства в какой-то момент придется транслировать повторы и золотую классику, на которых долго не протянешь.
Следом за интересом зрителей вниз поползут рейтинги и прибыль. Но пока телевидение также выигрывает от ситуации: в первые дни вынужденных выходных москвичи смотрели ТВ на 29% дольше; по данным «ЭР-Телеком», показатель телесмотрения на сервисах компании по всей России в конце марта вырос к началу марта на 26%. Ранее о росте рейтингов телеканалов в феврале отчитался Китай, хотя, как уточняют аналитики Nielsen, в период новогодних каникул телесмотрение там обычно падает.
Кроме того, возможности видеосервисов ограничены технически: прокладка новых высокоскоростных кабелей вокруг Земли занимает годы, а удовлетворить возросший спрос нужно сейчас.
По данным компании Sandvine, 60% мирового трафика, который провайдеры предоставляют частным клиентам, — это видео. По 12% всего интернет-трафика приходится на Netflix и YouTube. На мобильных устройствах доля видеостриминга даже чуть выше и достигает 65%. Из-за этого заметно возрастает нагрузка на сеть. По данным «ЭР-Телеком», в марте 2020 года к марту предыдущего года рост интернет-трафика у клиентов компании вырос на 35–40%, в основном за счет как раз видеостриминга. В целом по миру показатели роста нагрузки примерно сопоставимы с российскими, что и вынудило Netflix и YouTube на месяц ограничить качество видео.
Альтернативой кино и сериалам в плане досуга в четырех стенах стали игры — компьютерные и мобильные. По данным Financial Times, за месяц новогодних каникул в Китае, который совпал с вводом карантина сначала в городе Ухань, потом и по всей стране, количество скачиваний мобильных приложений в категории «Игры» выросло на 80% к аналогичному периоду 2019 года. Следом с огромным отрывом идет сегмент «Образование» (20% роста). Мультиплатформенная игра 2012 года Plague Inc., где в задачу входит создание и распространение инфекции с целью уничтожения человечества, возглавила мировой рейтинг AppStore по числу скачиваний, в том числе и в китайском его сегменте, пока не была запрещена в КНР.
Не отстают по популярности и компьютерные игры. В течение марта игровая платформа Steam еженедельно ставила все новые рекорды посещаемости. В воскресенье, 29 марта, сеть Steam побила два исторических рекорда одновременно: число активных пользователей за сутки (23,4 млн) и число одновременно играющих (7,3 млн человек). Хотя онлайн-сервисы позволяют покупать новые игры и дополнения к ним прямо из дома, многие люди предпочли озаботиться своим досугом заранее. Так, на неделе 15—21 марта продажи игр на физических носителях в Британии выросли почти до полумиллиона экземпляров — втрое больше, чем неделей ранее.
Но острая фаза эпидемии рано или поздно пройдет. В том же Китае рост числа зараженных приостановился к середине февраля, и за последующие полтора месяца общественная жизнь возобновилась практически в полном объеме. С чем же выйдет из этого кризиса индустрия развлечений?
Многие эксперты сходятся в одном: ключевым последствием текущего кризиса станет бум виртуальной реальности. Мало засесть дома и посмотреть хорошее кино, послушать любимую музыку — хочется еще побывать на концерте (на Байкале, в Древнем Риме или виртуальном баре — подставить нужное). «Внезапно на участников отрасли свалилась роскошь экспериментировать с VR/AR-технологиями, контентом и подачей, и ведь потребитель при любом раскладе воспримет это с радостью, как лекарство от нарастающей клаустрофобии», — отмечает обозреватель Forbes Нельсон Гранадос.
Рост экономики виртуальной реальности на первое место ставят и аналитики голландской компании TrendWatching в списке «десяти потребительских трендов после вспышки COVID-19».
Топ-10 трендов потребрынка и сферы досуга после пандемии
Наиболее важное событие индустрии досуга в связи с пандемией коронавируса — это решение студии Universal развивать видеостриминг, тот же VoD, уверен Тьяго Ромариз, директор по контенту и общественным связям бразильской финтех-компании EBANX. Если за ней потянутся и другие гранды Голливуда, это может стать сигналом повальной цифровизации поставки услуг в рамках все той же старой схемы отношений производителя и пользователя. Но говорить, что индустрия развлечений изменится до неузнаваемости, пока рано, как рано и судить о том, куда именно будет лежать вектор перемен, добавляет Ромариз.
Тимур Бекмамбетов, продюсер, глава студии BAZELEVS:
«Уже больше пяти лет мы разрабатываем формат киноязыка, который называется screenlive. Это фильмы, действие которых разворачивается на экранах наших компьютеров и телефонов. И как раз сейчас стало понятно, что основная часть нашей жизни, коммуникаций, действий, событий и эмоций происходит на экране, а не в физическом мире, потому что все внезапно оказались в этом screenlive».
Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»:
«Эпидемия и вынужденная изоляция ускорят цифровизацию в самом широком смысле слова. Технологии для удаленных работы и учебы, разного рода облачные решения для дистанционного взаимодействия, интернет-торговля, цифровые видеосервисы и многое другое получили мощный импульс, их использование резко расширилось. Эти сервисы уже навсегда останутся в нашей жизни».
Боб Айгер, президент The Walt Disney Company:
«Я не думаю, что после пандемии нас ждет своего рода «возвращение к нормальности». Не говорю за все компании, но мы в Disney точно не будем вставать на старые рельсы, а станем изучать возможности того, как более эффективно управлять бизнесом в новых условиях К сожалению или к радости, наш новый стриминговый бизнес Disney+ процветает: там, где он уже запустился, и там, где запускается сейчас. Платформа теперь даже более популярна, чем мы недавно смели мечтать, отчасти как раз из-за того, что это фактор отвлечения, разгрузки, приятная альтернатива в плане досуга, учитывая очевидные сейчас ограничения».
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.