Медиакоммуникации мгу что это
Бакалавриат по направлению «Медиакоммуникации» (42.03.05)
Очная форма (дневное отделение) | |
---|---|
Продолжительность обучения | 4 года |
План приема в 2020 году | 26 бюджетных мест 30 контрактных мест |
Программа ориентирована на подготовку востребованных на рынке специалистов, которым предстоит работать в условиях цифровой среды в учреждениях разного профиля – в коммерческих компаниях, государственных организациях, организациях культурной индустрии (музеях, галереях, театрах и пр.), науки и образования:
— продюсеров мультимедийных проектов,
— контент-менеджеров,
— копирайтеров,
— SMM-специалистов,
— специалистов по визуальной коммуникации,
— трафик менеджеров,
— редакторов сайтов,
— видеографов.
Теоретический фундамент программы разрабатывался в течение трех лет с учетом последних научных исследований цифровых медиа в контексте современных подходов академической среды в зарубежных странах (Западной Европе, Великобритании, США и Австралии).
Образовательный стандарт МГУ по медиакоммуникациям оригинален и учитывает последние тенденции как в академической науке, так и на рынке труда. Программа создана с учетом запроса медиапредприятий на расширение направлений подготовки специалистов в условиях трансформации классической журналистики, сформулированного по итогам экспертных советов на факультете журналистики МГУ.
На I и II курсах обучения студенты в обязательном порядке осваивают базовую часть образовательной программы бакалавриата. Базовая часть образовательной программы, состоящая из дисциплин общенаучного и общепрофессионального разделов, дает студенту гуманитарную подготовку широкого спектра и основную подготовку в области медиакоммуникаций.
На III-IV курсах в рамках вариативной части образовательной программы бакалавриата студент изучает дисциплины профессионального раздела c большим объемом проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды.
Студенты проходят обязательную практику в ведущих СМИ, организациях культуры, науки и образования.
По итогу обучения студенты проходят государственную итоговую аттестацию, которая включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.
Обучение проходит на бюджетной (с 2020 года) и контрактной основе.
Программа испытаний творческой направленности по направлению «Медиакоммуникации»
Цель дополнительного вступительного испытания
Цель дополнительного вступительного испытания творческой направленности – выявление у абитуриента творческих способностей, необходимых для обучения на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по направлению подготовки «Медиакоммуникации».
Место дополнительного испытания творческой направленности во вступительных испытаниях
При поступлении на направление подготовки «Медиакоммуникации» факультета журналистики дополнительное вступительное испытание творческой направленности является обязательными, помимо трех других, которые проводятся в форме ЕГЭ (литература, русский язык, обществознание).
Структура и содержание дополнительного вступительного испытания творческой направленности
Дополнительное вступительное испытание творческой направленности проводится в письменной форме. Абитуриент выбирает одну тему из трех предложенных и излагает своё видение решения проблемы на нескольких страницах упорядоченного текста. Ответ абитуриента пишется в виде сочинения-рассуждения на выбранную тему.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Человек и общество
Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Мышление и деятельность
Потребности и интересы
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Системное строение общества: элементы и подсистемы
Основные институты общества
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Образование, его значение для личности и общества
Искусство
Понятие общественного прогресса
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Социальные отношения
Социальные группы
Этнические общности
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
Социальный конфликт
Виды социальных норм
Социальный контроль
Семья и брак
Социальная роль
Социализация индивида
Политика
Понятие власти
Государство, его функции
Политическая система
Демократия, её основные ценности и признаки
Гражданское общество и государство
Политические партии и движения
Средства массовой информации в политической системе
Избирательная кампания в Российской Федерации
Политический процесс
Политическое участие
Политическое лидерство
Право
Право в системе социальных норм
Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической ответственности
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о выборах
Субъекты гражданского права.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
ЛИТЕРАТУРА
Литература XVIII в.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
Н.А. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Зайцово», «Тверь»)
Литература первой половины XIX в.
В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Роман «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы: «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
В.Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Евгений Онегин»
А.И. Герцен. «Былое и думы» (Глава. «Наши» и «Не наши»)
Литература второй половины XIX в.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Н.А. Добролюбов. «Луч света в темно царстве», «Что такое обломовщина?»
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»
Д.И. Писарев. «Базаров», «Мотивы русской драмы»
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. », «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. », «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое. »), «Природа – сфинкс. И тем она верней. »
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Литература конца XIX – начала XX в.
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Комедия «Вишневый сад»
Литература первой половины XX в.
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
М. Горький. Драма «На дне»
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы. », «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи. », «Низкий дом с голубыми ставнями. »
М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова. », «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие. », «Не с теми я, кто бросил землю. », «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита»
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме. », «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. », «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»
А.И. Солженицын. «Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича»
Литература второй половины ХХ в.
Проза второй половины XX в.
В.П. Астафьев. «Царь-рыба»
В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»
В.М. Шукшин. «Срезал», «Дядя Ермолай», «Чудик», «Одни»
Поэзия второй половины XX в.
В.С. Высоцкий. «Серебряные струны», «Братские могилы», «Охота на волков», «Баллада о любви», «Песня о друге»
Н.А. Заболоцкий. «Гроза идёт», «Не позволяй душе лениться. », «Я воспитан природой суровой. », «Признание»
Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики», «Былое нельзя воротить», «Арбатский дворик», «Полночный троллейбус»
ИСТОРИЯ
Россия в XVIII – середине XIX в.
Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье- бюрократического аппарата.
Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
Северная война. Провозглашение Российской империи
«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
Русское просвещение
Превращение России в мировую державу в XVIII в.
Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов
Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Реформы 1860–1870-х гг.
Общественный подъём 1860-х годов
Политика контрреформ
Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
Русско-японская война
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
Реформы П.А. Столыпина
Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
Переход к новой экономической политике
СССР в 1922–1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. Культурная революция. Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
Причины, этапы Великой Отечественной войны
Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
СССР в антигитлеровской коалиции
Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности социалистической системы
Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Российская Федерация
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе
Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
Современная российская культура
Как устроены ДВИ в НИУ ВШЭ и МГУ
Студентка «Медиакоммуникаций» НИУ ВШЭ о том, как писала ДВИ по Versus Battle и чем отличаются вступительные испытания по журналистике в МГУ и ВШЭ.
NB В этом материале мы рассказываем историю поступления в 2016 году. Об актуальных форматах ДВИ по журналистике можно почитать в этом материале.
поступила на программу «Медиакоммуникаций» в ВШЭ в 2016 году
Изначально я не собиралась сдавать дополнительные вступительные испытания, так как не знала, где хочу учиться. Поступать в Москву я решила внезапно. Поэтому расчет был на удачу, ЕГЭ и на то, что я истинный гуманитарий.
Я рассматривала две специальности: филология и журналистика. Когда подавала документы в Вышку, увидела на сайте загадочную образовательную программу «Медиакоммуникации» с описанием: «смешение технических, гуманитарных и управленческих навыков». Мне стало интересно. Звучало круче, чем журналистика, при этом ДВИ были похожи. Поэтому в Вышку многие подают сразу на обе программы: и на медиаком, и на журналистику.
Как устроены ДВИ
🎓 Вышка
Я поступала в 2016 году. Тогда ДВИ на «Медиакоммуникациях» состояли из двух частей:
1. Письменный тур — написать рецензию на любой медиапроект. Например, многие писали про Арзамас или Медузу. За рецензию давали 70 баллов.
2. Устный тур — собеседование, его оценивали в 30 баллов.
Плюс ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе нужны были минимум по 60 баллов каждый.
Письменный тур. Тему для рецензии сообщали до испытания. Поэтому можно было подготовиться: прочитать всю информацию о медиапроекте и раскрыть её уже на экзамене.
Я решила анализировать шоу Versus Battle. Пришлось изучать, почему проект сейчас популярен, за счет чего они живут и кто ключевые фигуры. Тут нужны были только гугл и желание искать информацию. Честно, я начала поздновато и какие-то вещи дочитывала только в метро по дороге на экзамен.
В прошлом году ДВИ по медиакоммуникациям немного поменялись. Теперь нужно не только проанализировать медиапроект, но и придумать свой.
На ДВИ по журналистике нужно было написать материал по одной из нескольких предложенных тем, неизвестных заранее.
Собеседование. Устное собеседование проходит с комиссией из нескольких человек: обычно это преподаватель с факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» и какой-нибудь практик, например, корреспондент или продюсер.
Устная часть экзамена на журналистике и медиакоме почти не отличаются. Все зависит от того, к кому попадешь: могут проверять знания по истории России или по истории медиа, а могут про любимые спектакли и последние просмотренные фильмы спросить.
Я думаю, цель очного собеседования не в том, чтобы проверить наличие конкретных знаний. Скорее чтобы посмотреть, как человек реагирует и сможет ли быстро что-то сообразить, если тема ему незнакома. А также определить, насколько он замотивирован.
На своём собеседовании в 2016 году я долго объясняла, что такое Versus Battle, и вообще рассказывала про культуру рэп-баттлов. Потом меня стали спрашивать о медиапроектах, за которыми я слежу, их особенностях и структуре. А в конце пришлось читать любимое стихотворение Цветаевой.
Было нервно, и с моей запоздалой подготовкой я ждала 60-70 баллов. Но в итоге выяснилось, что 100 из 100 за ДВИ можно получить, даже если решишь писать рецензию о чем-то не совсем стандартном.
ДВИ на журфак в МГУ очень отличались от вступительных в Вышке. Здесь не было устной части, только две письменных:
1. Журналистский материал на одну из предложенных тем.
2. Эссе по истории, тоже на одну из нескольких тем.
Не скажу, что было сложнее. На очном собеседовании тебя более субъективно оценивает комиссия, а для письменного тура нужно хорошо разбираться в предмете. Все зависит от того, кому как проще себя показать.
Журналистика vs медиакоммуникации
Образовательные программы «Журналистика» и «Медакоммуникации» часто путают. Скорее это смежные специальности, на которых предметы во многом пересекаются. Но разница всё же есть.
На журфаке б ольший акцент делают на навыки работы с текстом. А на медиакоме преподаватели проверяют способность студентов к менеджменту медиапроектов, пониманию продуктов и разных этапов их создания. Иногда нас даже громко называют продюсерами. Будьте к этому готовы.
Разница между ДВИ и ЕГЭ
ДВИ — это не ЕГЭ. На них до конца не знаешь, чего ждать. Даже несмотря на то что все требования прописаны на сайте. К тому же, на устном собеседовании сильнее нервничаешь, потому что надо успеть показать себя за несколько минут. После ЕГЭ ДВИ показались чем-то новым, хотя и более непредсказуемым испытанием. Но этого не избежать на любом творческом экзамене.
В отличие от ЕГЭ, подготовка к ДВИ помогает понять, куда ты идешь и чем примерно будешь заниматься следующие четыре года. За это время можно разобраться, твоя ли это профессия, нравится ли предмет. Я не слишком интересовалась медиа, но после ДВИ захотелось читать и изучать. Хорошо, что хочется до сих пор.
Журфак МГУ запускает учебную программу «Медиакоммуникации»
В базовую часть программы для бакалавров войдут новые для факультета дисциплины: «Основы высшей математики», «Статистика и анализ данных», «Сценические искусства», «Основы программирования» и другие.
Программа ориентирована на подготовку востребованных на рынке специалистов, которым предстоит работать в условиях цифровой среды в учреждениях разного профиля — в коммерческих компаниях, государственных организациях, организациях культурной индустрии (музеях, галереях, театрах и пр.), науки и образования:
• продюсеров мультимедийных проектов,
• контент-менеджеров,
• копирайтеров,
• SMM-специалистов,
• специалистов по визуальной коммуникации,
• трафик менеджеров,
• редакторов сайтов,
• видеографов.
Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Елена Вартанова:
Обучение медиакоммуникациям — это освоение большого объема фундаментальных знаний и выполнение разнообразной проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды. Это не совсем журналистика в смысле создания общественно-значимой повестки дня и освещения актуальных событий, а новый важный сегодня пласт работы по информационному сопровождению и продвижению в цифровой медиасреде самых разных предприятий. Это работа по завоеванию цифрового внимания аудитории, созданию цифровых репутаций компаний и людей и предупреждению цифровых рисков в современном обществе.
Теоретический фундамент программы разрабатывался в течение последних трех лет с учетом новейших научных исследований цифровых медиа в контексте современных подходов академической среды в России и зарубежных странах.
Образовательный стандарт МГУ по медиакоммуникациям оригинален и учитывает последние тенденции как в академической науке, так и на рынке труда. Программа создана с учетом запроса медиапредприятий на расширение направлений высшего образования в условиях трансформации классической журналистики и по итогам экспертных советов на факультете журналистики МГУ.
Для поступления по программе «Медиакоммуникации» необходимы следующие ЕГЭ: русский язык, литература и обществознание. Продолжительность обучения составит 4 года. Подать документы на направление можно будет уже с 20 июня 2019 года.