Медиаобразование что это такое
Медиаобразование что это такое
средняя общеобразовательная школа
Добро пожаловать на наш сайт!
что такое медиаобразование
В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [Федоров, 2001, с.38].
Оксфордская энциклопедия, определяет медиаобразование как «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)»[Dorr, 2001, p.9494].
Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [Aufderheide, 1993, p.1; Dorr, 2001, p.9494].
Медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии [Рекомендации ЮНЕСКО 2002].
Основные направления медиаобразования:
1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;
2. образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;
3. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);
5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;
6. самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).
Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.
С официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве
п. Головтеево, Малоярославецкий район, Калужская область
Медиаобразование
Медиаведение |
Понятия |
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат |
Исследователи |
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук • Александр Фёдоров |
Направления использования |
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация Мониторинг СМИ • Медиаискусство Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг |
Учреждения |
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права |
Медиаобразование (англ. media education ) — изучение средств массовой коммуникации — прессы, телевидения и радиовещания, кинематографа, Интернета — как в рамках профессиональной подготовки работников этой сферы, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных технологий, формирующее медиаграмотность — развитую способность к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, используемых ими кодовых и репрезентационных систем. Медиаобразование включает в себя кинообразование.
Концепция медиаобразования восходит в конечном счете к идеям Маршалла Маклюэна, сформулировавшего принцип «Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения» (англ. The Medium is the Message ). Следовательно, для того, чтобы понять смысл сообщения, необходимо понимать, как именно устроен тот канал, по которому это сообщение приходит, как специфика этого канала воздействует на поступающую по нему информацию.
Основы медиаобразования для школы
Внедрение элементов медиаобразования в решение образовательных задач, в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования является актуальным направлением процесса модернизации современного образования. В данном разделе рассматриваются основополагающие вопросы медиаобразования для образовательных организаций, модели интеграции элементов медиаобразования в реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов, особенности формирования медиакомпетентности педагога и медиакультуры учащегося, как основных результатов медиаобразования.
Основные задачи медиаобразования : подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Маклюэна, А. Моля, С. Френе и других.
Идея международного движения по вопросам медиаобразования возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил медиаобразование как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое понимание отличалось от простого использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин.
В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания «медиаграмотности» с компьютерной грамотностью, так как компьютер можно рассматривать как коммуникационное средство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. В отечественных публикациях термин « Медиаобразование » до 1987 не употреблялся. Хотя ещё в 20-е гг. прослеживаются две основные линии, заложившие основы медиаобразования: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и другие) и детское и юношеское журналистское творчество.
Стратегия развития отечественного образования тесно связана с медиатизацией общества и, соответственно, с интенсивным и качественным внедрением в образовательную практику информационно-телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.
Реализация в ИРО Кировской области программ и проектов, ориентированных на развитие отечественного медиаобразования осуществляется в рамках Государственных программ Российской Федерации: Развитие образования на 2013-2020 гг.; Информационное общество 2011-2020 гг.; Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.; Концепция развития дополнительного образования детей («Развитие дополнительного и неформального образования и социализации детей», «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»); Концепция долгосрочного социально‑экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и других. Согласно обозначенным документам постепенно реализуются возможности медиаобразования в условиях информатизации и цифровизации общего и дополнительного образования детей.
Можно отметить, что Федеральные Государственные образовательные стандарты основного общего образования включают требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность записи, обработки изображений и звука; аудио-видео сопровождение учебных проектов; использование интернет ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности; развитие медиаграмотности посредством кружковых занятий, факультативов и другой внеурочной деятельности.
Анализируя стандарты и существующие подходы в реализации медиаобразования, нетрудно заметить их ориентированность на синтез двух направлений: медиаобразование через систему дополнительного образования детей и медиаобразование через интеграцию его элементов в общеобразовательные программы.
Во многих образовательных организациях области обучающимся уже предоставлены возможности для создания разнообразных медийных продуктов : фото, компьютерной графики, образовательного видео, телевидения, радио, подкастинга, прессы, интернет блогов, сайтов, вики страниц, SMM и других.
В частности, в 157 образовательных организациях Кировской области выпускаются школьные и молодежные газеты, в 29 работают кино-теле-фото-медиастудии. Это отражено на карте медиаточек области.
Процесс создания медиа следует рассматривать как особое направление деятельности, сопровождающееся педагогическим взаимодействием, в котором учащиеся имеют возможность проектировать и реализовать в экранном пространстве собственное видение определенного материала.
Вступая в семиотический диалог с экраном, учащийся вовлекается в изучение общих закономерностей медиа, по которым происходит интеграция аудиовизуальных средств воздействия на аудиторию. В то же время, указанный процесс подчинен общедидактическим принципам и закономерностям и поэтому предусматривает различия в потребностях и предпочтениях учащихся в медийном творчестве, а также предполагает активизацию их ценностного отношения к возможностям медиаэкрана.
Большую роль играет и вовлечение учащихся в различные конкурсы, связанные с медиа; стимулирование их участия в проектах, грантах и стипендиях. Равновесие технической и гуманитарной составляющих медиакультуры личности обеспечивается посредством таких педагогических методов, как метод проектов, КТД, импровизации, моделирования, эмоционального стимулирования и других.
Реализуя стратегию медиаобразования региона, мы ориентируемся на два ключевых вектора:
формирование медиакультуры молодого поколения;
обеспечение медиабезопасности молодого поколения.
Оба вектора требуют специальной программы комплексных действий, направленных на воспитание грамотного, высоконравственного, активного, здорового поколения, также формирование медиакомпетентности педагога в условиях медиатизированного общества.
Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Много лет вопросами продвижения отечественного медиаобразования занималась Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России , издавая с 2005 года издается первый в России журнал « Медиаобразование ». Ряд образовательных программ внедрен в практику школ и обобщен в сборнике МГУ « Медиаобразование в школе ». Вопросам медиаобразования на протяжении многих лет была посвящена деятельность Лаборатории медиаобразования ИСМО РАО.
Медиаобразование в Кировской области в разных формах развивается на протяжении многих лет. Для этого ведется большая работа, как с педагогами, так и с молодежью. Это курсовая подготовка, тематические семинары, совещания, конференции, конвенты, круглые столы, Недели информатизации образования. Большое внимание уделяется организации конкурсов, фестивалей, форумов, олимпиад, связанных с созданием и применением медиа. Материалы по итогам этих проектов обобщены в более 200 публикациях сотрудников ИРО Кировской области.
Активное включение возможностей общественно-государственного партнерства (желательно общественно-государственного и частного) помогает в реализации вопросов медиаобразования. В частности, это региональное отделение Лиги юных журналистов и информационно-медийное направление Российского движения школьников, которые являются надежными партнерами ИРО Кировской области и образовательных организаций в проведении мероприятий по формированию медиакомпетентности педагогов и школьников региона.
Характерным является интеграция как нескольких направлений медиадеятельности, так и взаимодействие различных социальных структур, включенных в данные направления. Например, деятельность «Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» ориентирована на тему « Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие ».
Одинаково широко представлены при изучении, применении и проведении конкурсов различные медиа. В частности, кафедрой предметных областей ИРО Кировской области проводятся конкурсные мероприятия : Международный конкурс учебных видеофильмов на немецком языке «Gesehen. Gefilmt. Gelernt!», Всероссийский конкурс образовательных аудиовизуальных материалов «Начинаем урок», межрегиональная выставка и конкурс школьной прессы, межрегиональный форум школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка», областной открытый конкурс творческих работ «Компьютер в школе», межрегиональный фестиваль по робототехнике и интеллектуальным системам «РоботоБУМ», областной открытый фестиваль юных изобретателей и рационализаторов, областной открытый конкурс «Интерактивная сказка», областной конкурс фотографий и видео «Образование нового века», конкурс лонгридов и видео по темам «Безопасный интернет», «Инженерные кадры современной России», чемпионаты WorldSkills, ЮниорПрофи (JuniorSkills), SchoolSkills по компетенции «Медиакоммуникации» (до 2019 г. «Мультимедийная журналистика»). Также проводятся семинары и круглые столы по вопросам проблем и перспектив реализации медиаобразования в регионе.
Все эти проекты реализуются совместно с партнерами «Лига юных журналистов» и рабочей группой по информационно-медийному направлению регионального Совета РДШ. В свою очередь, проекты регионального отделения Лиги юных журналистов и информационно-медийного направления РДШ могут оценить поддержку школ и ИРО Кировской области (олимпиада юных журналистов, фестиваль юных журналистов, конкурс школьных изданий, парад молодежной прессы и школьного телевидения и другие).
Медиаобразование
Полезное
Смотреть что такое «Медиаобразование» в других словарях:
медиаобразование — сущ., кол во синонимов: 1 • образование (194) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ — (англ. media education; от лат. media – средства). Направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися массовой коммуникации. Основные задачи М.: подготовить учащихся к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Медиаобразование — Медиаведение Понятия Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа •… … Википедия
медиаобразование — ср.; = медиа образование Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
медиаобразование — медиаобразов ание, я … Русский орфографический словарь
медиаобразование — медиаобразова/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Медиаобразование — СМИ играют значительную роль в совр. обществе, поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования совр. гражданина. Многие межд. организации ЮНЕСКО, Совет Европы неоднократно ставили… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Медиаграмотность — Медиаведение Понятия Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа •… … Википедия
Фёдоров, Александр Викторович — Александр Фёдоров Имя при рождении: Александр Викторович Фёдоров Дата рождения: 4 ноября 1954(1954 11 04) (58 лет) Место рождения: Елизово, Камчатский край … Википедия
Федоров, Александр Викторович — Александр Федоров Имя при рождении: Александр Викторович Федоров Дата рождения: 4 ноября 1954(19541104) … Википедия
Лекция «Теоретические основы медиаобразования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Теоретические основы медиаобразования
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.
Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.
Основополагающим понятием в медиаобразовании является понятие «медиа», имеющее в различных национальных школах различное толкование. Подробно на трактовке понятия в своих работах останавливается Ирина Владимировна Жилавская (кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им М.А. Шолохова). По её мнению, «медиа» включают в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех видах и форматах, и теле- или радиопрограмма, это и публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, медиа – это любые каналы доставки контента от источника информации до ее потребителя.
Один из лидеров российского медиаобразования А.В. Федоров в словаре терминов дает следующее определение: «Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)».
Ольга Горюнова – филолог, литератор, медиатеоретик – утверждает, «что традиционное определение гласит: «медиа» – это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиатехнологию особого рода, – впрочем, это вопрос крайне спорный».
Наиболее точно отмечена двойственная трактовка «медиа» Л.М. Земляновой в англо-русском толковом словаре: Media/медиа (множ. число medium средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали. В особую категорию выделяются mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.
В современном медийном дискурсе до сих пор существуют разногласия и в определении понятия «медиаобразование». Особенности национальных языков, социальные, политические, технологические изменения, глобальный характер распространения медиаобразования делают понятийный аппарат этого относительно молодого научного направления вариативным и многозначным. Некоторые из существующих понятий сегодня представляются устаревшими.
На рубеже веков национальными научными школами и отдельными учеными в России и за рубежом были предложены варианты определений, которые отражают процесс эволюции медиаобразования от педагогической обучающей технологии к гражданскому движению за «право знать».
В России принято, что «медиаобразование» (англ. media education,
от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации . Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
По И.В. Кичевой, « медиаобразование – это процесс образования при
помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста».
Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.
1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: Монография / И.В. Жилавская. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 242 с.
(Дата обращения: 11.05.2015 г.).
3. Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.html
(Дата обращения: 11.05.2015 г.)
4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
5. Горюнова Ольга. Медиа. История экспансии. Текст лекций. 2001–2014 гг.
6. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
7. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.