Медиапутешествие что это такое
Централизованная библиотечная система города Ельца
Природа начала создавать свои шедевры задолго до того, как человечество приступило к постройке своего первого сооружения. В подарок от нее нам достались прозрачные озера, неприступные скалы, густые леса и хранящие вечное безмолвие пустыни. Спустя тысячелетия, мы не перестаем удивляться этим дарам.
Среди множества природных богатств нашей планеты, встречаются подлинные шедевры — места, поражающие воображение и очаровывающие своей красотой.
В медиа-путешествие «Удивительные места нашей планеты» 2 октября пригласила учеников 7 «Б» класса гимназии № 11 (27 чел.) библиотекарь библиотеки-филиала № 9 Е.С. Майорникова.
Ребята вместе с библиотекарем «посетили» национальный парк «Ленские столбы» в Якутии и уникальные природный бассейны Памуккале, любовались мраморными пещерами Чиле-Чико и водопадами Игуасу, познакомились с легендами о разноцветных озерах вулкана Келимуту и каменных столбах выветривания на плато Маньпупунёр (Печоро-Илычский заповедник), восхищались неземными пейзажами вулкана Даллол и миллионом розовых фламинго на озере Накуру. Многие из этих удивительных мест хранят уникальные образцы земной флоры и фауны, эндемичные и занесенные в Красную книгу.
Во всей своей красоте предстали перед ребятами озера и водопады, острова и вулканы, леса и холмы, пустыни и каньоны.
Наша планета наделена множеством природных достопримечательностей. В ходе медиа-путешествия школьники посетили лишь малую их часть – удивительнейшие места планеты Земля, которые однажды могут просто исчезнуть из-за неаккуратного и пренебрежительного отношения человека. Многие из них находятся сейчас под угрозой уничтожения. Чтобы сохранить эти замечательные уголки почти нетронутой человеком природы, нужно научиться бережно относиться к окружающему миру. И не только к заповедным местам и охраняемым территориям, поражающим воображение чудесам планеты, но и к самым обычным лесам, полям и рекам, деревьям и животным, которые здесь, рядом, стоит только выйти из дома.
А 4 октября в медиа-путешествие по удивительным местам нашей планеты отправились 3 «В» класс (24 чел.) и 3 «Г» класс (26 чел.)
Медиапространство библиотеки: выстраиваем эффективную систему
Что такое медиапространство? Это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок.
В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.
Это пространство не только откликается на события и явления реального мира, но и живет уже и по собственным, внутренним законам, борясь за внимание подписчика группы, пользователя площадки, читателя блога. Открыть для себя эти законы необходимо и библиотеке, представив сущность и структуру медиапространства в единой, стройной системе.
ЛаЛаЛань посвящает новый материал созданию такой библиотечной медиаструктуры, которая позволит библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, привлечь и удержать аудиторию, использовать эффективные инструменты продвижения — и не использовать неэффективные.
Медиапространство, сросшееся с реальностью:
культурный и социальный аспект
Какую роль играет медиапространство в современном мире?
С одной стороны, медиапространство — часть культурной среды : оно выступает как место хранения образов, понятий, ассоциаций, культурных явлений. И речь идет не только о том, что благодаря соцмедиа распространяются, сохраняются или приобретают новое звучание произведения искусства, но и о том, что медиапространство как отражает, так и само порождает явления и жанры.
Например, понятие «мем» — то есть любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и пр., — появилось в 1976 году благодаря эволюционному биологу Ричарду Докинзу. Однако распространение и переосмысление мемы получили в эпоху Интернета, породив новое направление — интернет-мемы.
С другой стороны, медиапространство — неотъемлемый элемент современной социальной среды : медиапространство позволяет взаимодействовать и общаться с другими людьми, воспроизводить существующие социальные структуры или создавать новые — группы, сообщества, — снимать (или увеличивать) нервную и физическую нагрузку.
Выход в медиапространство сейчас не просто важен для библиотеки — он необходим. Именно там, в этой среде соцмедиа, находятся настоящие и будущие читатели библиотеки, с которыми необходимо научиться говорить на их языке и ради которых необходимо выходить на новые интернет-площадки.
Медиапространство и его элементы
В структуре элементов медиапространства для библиотеки ключевую роль играют социальные медиа, то есть совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий позволяют пользователям коммуницировать, воспринимать и создавать пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети.
На какие каналы коммуникаций библиотеке стоит обратить внимание
Какие социальные медиа важны именно для библиотеки? Какие каналы коммуникаций ей необходимо использовать, чтобы обрасти верной и заинтересованной аудиторией?
Перед началом работы над образом библиотеки в соцмедиа лучше всего сформулировать стратегию, разработать контент-план (что, в каком формате, где, когда и с какой периодичностью выкладываем) и, пожалуй, главное — определить, кто этим всем будет заниматься.
Поскольку создание контента и наполнение библиотечных соцсетей, ведение аккаунта библиотеки — это тоже работа, то важно либо привлечь сторонних специалистов, если библиотеке это по силам, либо вовлечь компетентных в этой области сотрудников библиотеки — или тех, кто готов и жаждет учиться и узнавать новое.
Кроме того, цель этой работы в соцмедиа должна быть ясна всему коллективу: это деятельность, которая ведется для продвижения библиотеки, для закрепления ее позиции эксперта в определенных вопросах, для популяризации и эффективного анонсирования тематических, обучающих и развлекательных мероприятий библиотеки: выставок, конкурсов, поэтических вечеров и пр.
Итак, вы нашли человека, который готов заняться созданием библиотечного медиапространства. С чего начать продвижение библиотеки в соцмедиа?
Как сделать работу с соцмедиа по-настоящему эффективной
Теперь, когда работа с соцсетями запущена, необходимо периодически объективно оценивать активность пользователей, эффективность выбранной площадки для той или иной аудитории, качество создаваемого контента.
Только так — выдвигая гипотезы и тестируя новые инструменты, оставляя те, что по-настоящему работают, и отказываясь от неэффективных — можно превратить активность библиотечных соцмедиа в стройную систему, деятельность которой приносит результаты.
На что обратить внимание и каких ошибок стоит избегать?
Надеемся, что данный материал заставит вас начать работу по продвижению библиотеки в соцмедиа. Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнать и о принципах каталогизации, о RFID-системах, и о распорядке дня библиотекаря, и о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать.
Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.
Подробную информацию о выборе каналов коммуникаций, о ведении библиотечных соцсетей, о копирайтинге для библиотек и использовании инструментов для определения эффективности вашей работы в соцмедиа можно получить из онлайн-лекций четвертого учебного модуля «Коммуникации и маркетинг: соцсети, блог и e-mail-рассылки на службе библиотеки».
Вынужденная самоизоляция в очередной раз показала, что практически все можно делать онлайн. Конечно, по мере снятия ограничений многие поспешили вернуться к привычному образу жизни, но опыт, приобретенный за время карантина, еще не раз нам всем пригодится. Одним из открытий этого глобального локдауна можно назвать онлайн-путешествия и экскурсии — формат не совсем новый, но получивший возможности для роста именно сейчас.
Путешествуем, не вставая с дивана
Формат «путешествий», для которых не нужно выходить из дома, изобретен не в 2020 году. Его аналогом можно назвать многочисленные телепередачи — такие, как «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, который выходил еще с 1960-х. Те, кто советские годы не застал, могут вспомнить более современные тревел-шоу: «Шнур вокруг света», проекты Владимира Познера и Ивана Урганта, «Орел и решка». И все же онлайн-экскурсии предлагают более полное погружение и более разнообразный опыт: ты не просто смотришь заранее записанное и смонтированное видео, а вместе с гидом в режиме онлайн проходишь по улицам города. Можно задать вопрос и получить на него ответ в прямом эфире, попросить подойти ближе к заинтересовавшему зданию или табличке. Так что каждая экскурсия отличается от предыдущей «точно такой же».
Новый способ путешествовать пришелся по душе многим. Конечно, наибольший спрос был в период самых строгих ограничений, когда приходилось сидеть дома почти безвылазно. Но у формата есть преимущества, которые позволят возвращаться к нему и после отмены всех ограничений.
«Мы со всеми влюбленными в путешествия пережили непростые времена заточения. Онлайн-экскурсии, выстрелившие как формат в апреле —мае, стали глотком свежего воздуха и своеобразным окном в большой мир. Мы в «Туту Приключениях» отбираем на платформу только самые интересные туристические активности и, конечно, не могли пройти мимо новой тенденции онлайн-экскурсий. Объединив ассортимент двух крупнейших игроков этого рынка — Tripster и Sputnik8, добавив предложения от наших гидов, мы без ложной скромности можем сказать, что собрали самый полный ассортимент онлайн-экскурсий в Рунете. А для тех, кто все еще является апологетом привычных офлайновых форматов экскурсий, мы запустили новый раздел — «Туту Развлечения»», — рассказывает заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина. На вопрос о том, останутся ли востребованными онлайн-экскурсии в постковидном мире, она отвечает: «Скорее, да. В пользу формата играет цена, возможность «попробовать» город, познакомиться с гидом, понять, стоит ли туда ехать. Или поностальгировать по прошлым путешествиям», — говорит Елена.
«Онлайны нравятся нашей аудитории. Многие бронируют онлайн-экскурсии не один и не два раза, а уже сходили на десять экскурсий. Людям нравятся гиды, и они посещают все их онлайны и ждут новых программ. То есть, как и в офлайн-экскурсиях, тут важен человеческий фактор и встреча путешественника с увлеченным рассказчиком, который может показать город так, что захочется продолжать прогулки с ним снова», — рассказывает Алексей Мельчаков, основатель и CEO компании Tripster.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Дмитрий Богданов считает, что онлайн-экскурсии — «очень хорошее дело». «Реальные поездки все равно случаются один-два раза в год, а тут можно очень классно расширить свой кругозор и познакомиться со многими направлениями. Сложность — в продвижении подобного продукта. Это весьма непростая задача», — говорит эксперт.
Еще одна сложность — подготовка экскурсий. Платформы, которые предлагают такой продукт, должны проверить каждый маршрут и работу каждого гида. Экскурсия заранее просматривается, гиды получают рекомендации по улучшению маршрута или подачи. Есть требования и к оборудованию: идеально, если у вашего зарубежного аватара есть стабилизатор, который позволяет добиться более плавного изображения. Для уличных экскурсий пригодится микрофон: он поможет сгладить шумы и влияние ветра. Кроме того, гиды должны позаботиться о переносной зарядке. Разумеется, один из главных факторов — хороший, стабильный интернет. Поэтому, кстати, попасть, не вставая с дивана, получается не во все интересные места: где-то без офлайн-посещения не обойтись.
Один сюжет за раз
У онлайн-экскурсий есть поджанры. Самый распространенный — прогулки по городу. Разумеется, не по всему: есть какая-то тема, которую гид пытается раскрыть за один-два часа. Скажем, маршрут «Королевская Гаага» позволит узнать о том, как жила и живет нидерландская аристократия. «Старый Тбилиси», «Амстердам — только для взрослых», «Тайная жизнь римских достопримечательностей», «Дубровник. Вдоль крепостных стен», «Необычные памятники Петербурга», — название большинства программ говорит само за себя.
Прогулки по разным городам мира в реальном времени — самый востребованный подвид онлайн-экскурсий.«Пока у нас нет возможности пересекать границы, мы можем ходить по самым вдохновляющим точкам мира через экраны телевизоров, смартфонов. И что тут важно — это живые прогулки, а не записи, всегда можно обратиться к гиду, задать ему вопрос в чате. Самые популярные онлайн-прогулки — по местам, куда не все могут добраться, даже если границы открыты: это Нью-Йорк, Камбоджа, Япония, Южная Корея. Ну и, конечно, Европа», — рассказывает Алексей Мельчаков.
Гид Катарина из Лиссабона проводит онлайн-прогулки через Zoom по Синтре — объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также предлагает пройтись до мыса Рока — самой западной точки Европы. «Думаю, что такой формат приживется: не все могут себе позволить осуществить мечту поехать куда-либо. А вот посмотреть могут многие, было бы желание. Гиду, конечно, нужно уметь не только рассказывать, но и показывать места, отвечать на вопросы и следить за устойчивостью интернета», — делится своими ощущениями Катарина.
Есть экскурсии, посвященные только одной локации — например, озеру Комо в Италии, Карлову мосту в Праге или району Монмартр в Париже. Они позволяют сконцентрироваться на одном предмете, избежать утомления и мешанины в голове. Конечно, путешественник лежит на диване или сидит у себя за столом, и ему не грозит ощущение гудящих ног от многочасовой прогулки по городу, но потеряться в цифрах, фактах и деталях на экскурсии по всему городу очень даже можно. Чтобы избежать перегрузки, информацию нужно дозировать. В некотором смысле онлайн-гиды руководствуются принципами классицизма: единство места, действия (сюжета) и времени. Как минимум, двумя из трех за раз. Расширить контекст и углубить свои знания помогут дополнительные материалы. Если обычно экскурсоводы выдают группе какие-то иллюстративные материалы и просят передать их всем по кругу, то здесь это происходит бесконтактно, в духе времени: раздатка выводится на экран. Например, в онлайн-прогулке по Флоренции гид уместно использует генеалогическое древо Медичи, чтобы вы не запутались в исторических деятелях, у которых одно и то же имя, но разные прозвища. Если хочется еще больше информации — это не проблема: большинство гидов присылают до или после дополнительные материалы для погружения в тему: книги, фильмы, рекомендации сериалов.
Вопрос дозирования информации особенно актуален для больших городов. Например, есть онлайн-экскурсии по Нью-Йорку, но этот город в полтора-два часа никак не вместить, и есть смысл «ходить» по нему частями. Например, существует онлайн-прогулка, которая затрагивает только Центральный парк, а это уже немало. Можно увидеть закрытый Метрополитен-музей, зоопарк из «Мадагаскара», замок-метеостанцию и многое другое, а также узнать о том, как развитие парка переплелось с историей Нью-Йорка. Или есть онлайн-прогулка только по финансовому кварталу: предлагают увидеть биржу, федеральный резервный банк, Уолл-стрит, мемориал 9/11, статую быка и церковь Троицы — неоготику среди небоскребов. Еще один маршрут, не претендующий на то, чтобы показать вам весь Нью-Йорк за раз, — онлайн-прогулка по Сохо, в котором уживаются индустриальное прошлое, артистический период и коммерческое настоящее.
Гид Слава сейчас проводит онлайн-экскурсии по Нью-Йорку, а в то прекрасное время, которое мы называем «до коронавируса», водил офлайн-группы. По его мнению, новый формат дает возможность познакомиться с городом или даже целой страной при минимуме затрат. А когда границы начнут открываться активнее и появится больше возможностей для офлайн-путешествий, люди на время забудут о формате онлайн-экскурсий, но смогут возвращаться к нему после — в дополнение к привычным поездкам.
Даже небольшие города гиды стараются подавать частями. Например, знакомство с Венецией можно начать с прогулки по Гранд-каналу, который называют одной из самых красивых «улиц» города. Еще бы — здесь собраны все узнаваемые символы Венеции. Конечно, просмотр видео за компьютером не заменит по ощущениям поездку на гондоле или катере, но что-то интересное и новое узнать позволит. Наталья, одна из участниц такой онлайн-экскурсии, рассказала, что уже была в Венеции, но все экскурсии там у нее были наземными, а по Гранд-каналу она каталась без гида, и онлайн-поездка на катере позволила ей наконец-то узнать, чем примечательны дворцы и дома, которыми во время ее визита в город ей удалось только полюбоваться. Она признается, что изначально скептически отнеслась к идее онлайн-тура, но впечатления превзошли ее ожидания: достичь эффекта присутствия удалось. Возможно, благодаря тому, что Наталья в Венеции уже была, и не так давно.
Еще один вид онлайн-экскурсий — виртуальное посещение музея или архитектурного памятника. Находясь дома, туристы могут попасть в Храм Святого Семейства, галерею Уффици, Лувр, Британский музей. Здесь гиды также предлагают не гнаться за всем сразу, а просвещаться постепенно. Например, изучение экспонатов Третьяковки лучше разбить на несколько этапов: скажем, от Рублева до Айвазовского, от Шишкина до Серова, от Врубеля до Рериха. Или можно сосредоточиться только на одном художнике: есть «европейские» экскурсии, посвященные Ван Гогу, секретам «Тайной вечери» и Леонардо да Винчи, Сальвадору Дали.
«Попадая в музей в реальности, многие путешественники теряются в больших коллекциях, а без предварительных знаний или пояснений гида порой сложно разобраться в том, что тебя окружает. Онлайн-вебинары по главным художникам и шедеврам из коллекций ведущих музеев мира помогают сложить в единую систему разрозненные знания и выстроить логичную цепочку причин, следствий и изменений», — объясняет популярность этого формата онлайн-экскурсий Алексей Мельчаков.
Если прогулкам, в том числе виртуальным, вы предпочитаете еду и возможность узнать о стране через ее кухню, то идеальный выбор — мастер-класс по приготовлению блюд с национальным колоритом. Леонардо из Рима научит вас готовить тальятелле алла боскайола — домашнюю пасту с грибами и сосисками. А заодно расскажет о том, правда ли, что итальянцы могут все время есть пасту и не толстеть, как правильно выбрать пасту и подобрать к ней соус, почему итальянцы раздражаются, когда иностранцы пьют капучино в обед или чем отличаются стандартные рационы римлянина и неаполитанца. А завтра вы уже готовите блюда испанской или французской кухни — и вот у вас дома кулинарная школа, где знания о еде приправлены интересными фактами о стране, культуре и обычаях. По данным Tripster, в основном такие онлайны покупают, чтобы собраться с друзьями на одной кухне и готовить вместе или для корпоративной встречи.
Эффект погружения
Каждая онлайн-экскурсия уникальна, она происходит прямо здесь и сейчас, это не запись. У этого формата есть свои обратные стороны: могут возникнуть лаги в звуке или видео, а внезапный порыв ветра отзовется шумом в наушниках. Несовершенства создают дополнительный эффект погружения: при должной фантазии можно почувствовать ветер на набережной Санкт-Петербурга или услышать шум деревьев в Центральном парке Нью-Йорка. Если смотреть эфир на улице, получится добавить локальные природные впечатления. Но в таком случае потребуются наушники, чтобы заглушить шумы в вашей локации.
Стоит записываться на экскурсию, только если вы уверены, что сможете выделить на нее время и полностью сконцентрироваться на происходящем. Встречи зачастую проводят в Zoom, так что запись просмотреть не получится, да и эффект не тот. Кроме того, у онлайн-путешественника должна быть хорошая связь: если интернет отвалится на самом интересном месте, будет неприятно.
Одна из проблем — это выбор времени. Если забронировать экскурсию с тем же временем, что и в посещаемой стране, тогда, скажем, у вас одновременно будет закат или рассвет, плюс-минус одинаковое освещение, что тоже может добавить атмосферности. Но этот идеальный вариант возможен далеко не всегда.
«У Иркутска пять часов разницы с Москвой. Соответственно, начинать экскурсию нужно вечером. Но после 15:00 по Москве это невозможно: в Иркутске уже сумерки. Соответственно, созваниваться можно только днем по московскому времени», — говорит гид по Байкалу и Иркутску Ксения. Также она отмечает, что ей приходится строить маршрут, исходя из покрытия связи. «Байкал — это, конечно, больше про личное присутствие, запах ветра и шум волн. Тем не менее я очень рада, что у меня получается влюблять зрителей в Байкал и через экраны телефонов и мониторы. Я собираюсь продолжать проводить онлайн-экскурсии. По моему мнению, этот формат только набирает популярность», — уверена гид. Она утверждает: онлайн-экскурсии приживутся и будут популярны у тех, кто любит познавательный туризм или готовится к путешествию и хочет разведать места.
Первое знакомство
Интернет-экскурсии, конечно, не заменят настоящих путешествий. Но даже когда снова можно будет ездить куда и когда угодно, онлайн-встречи дадут более разнообразный опыт и позволят получить новые знания и впечатления о стране, определенном периоде истории или направлении в искусстве. Не захотели во время поездки тратить время на музей и предпочли обойти местные кафе — не беда: вы знаете, что потом сможете посетить его с онлайн-гидом. Понимаете, что вам не хватает исторического бэкграунда, чтобы в полной мере насладиться прогулкой и узнать контекст появления тех или иных достопримечательностей, — можно найти экскурсию, которая позволит определиться с маршрутом и подготовиться к поездке или, напротив, уже после узнать больше об истории улочек, по которым вы бродили.
Гулико проводит онлайн-программу, которая называется «Старый Тбилиси» и позволяет даже через экран почувствовать дух Старого города с его храмами, мощеными улочками, традиционными тбилисскими двориками, где тетушка Нино развешивает белье на резном балкончике. Гид расскажет легенды о городе, покажет Серные бани, торговую площадь и тамаду, у которого для каждого готов свой тост. «Онлайн-формат для нас стал отличной возможностью показать зрителям со всего мира красоту и гостеприимство нашей страны. И хотя живой контакт с гостями города сложно переоценить, я думаю, что онлайн-экскурсии останутся актуальным форматом путешествий для людей и после открытия международных границ», — говорит Гулико.
Майя Котляр, CEO компании MAYEL Travel, занимающейся в том числе индивидуальным туризмом, считает, что в условиях, когда границы открыты, онлайн-экскурсии будут востребованы людьми, которые интересуются конкретным направлением. «Это удобно, если турист хочет изучить город, местность заранее. Это своеобразный поисковик стран. Хорошо, что останутся технологичные разработки онлайн-туров по музеям, виртуальные 3D-туры, которых сейчас огромное количество на разных каналах. Прекрасный опыт приобрели как компании, так и гиды, которые выходили в эфиры социальных сетей и показывали свои знания вживую. Как маркетинговый инструмент онлайн-экскурсии послужат для периодического создания спроса», — считает эксперт.
Равшан, гид по Бухаре, за полтора часа старается показать все сокровища города: площадь Ляби-Хауз, торговые купола, старинные ансамбли Кош-медресе и Пои-Калян и крепость Арк. «Онлайн-экскурсии — пока еще новое веяние в индивидуальном экскурсоведении, но постепенно этот вид туризма приживется. Есть возможность вживую полюбоваться городами, в частности, сидя дома, для тех, кто пока не может к нам приехать. А также это классная возможность показать город туристам и привлечь их к посещению Узбекистана в реальности», — уверен гид.
С этим соглашается Наталья, гид в Барселоне: «Онлайн-экскурсии появились в условиях новых реалий, но я уверена: этот вид развлечений скоро будет привычным и востребованным. Это прекрасная возможность немного полюбоваться миром, сидя дома. Может быть, вы не решили, в какую именно страну хотелось бы поехать, — вот шанс сделать верный выбор. Прогулка поможет спланировать отпуск и попасть в страну своей мечты, при этом узнав много полезной информации от гида и задав ему вопросы. А может быть, вы уже бывали где-то и хотите опять увидеть полюбившиеся места, оживить воспоминания. К тому же это очень оригинальный подарок для друзей и близких — возможность познакомиться с чем-то новым и интересным».
«Развитие формата, конечно, стало последствием пандемии и всеобщего карантина, но, на мой взгляд, это интересное направление и такие экскурсии останутся в обиходе, — убеждена София, гид по Риму. — Это возможность за небольшие деньги и в краткое время побывать в разных уголках родной страны и мира, узнать много нового, наметить маршруты будущих путешествий или просто приятно провести вечер. И все это — с полным погружением, эффектом присутствия и забавными и живыми неожиданностями в прямом эфире».