Медиация что это такое простыми словами в образовании
Понятие и суть медиации. Школьная медиация
Понятие о медиации и её суть
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
Области применения медиации
Школьная медиация (или медиация в школе)
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.
Что представляет собой служба школьной медиации?
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
Понятия медиации
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Кто такой медиатор?
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Школьная служба медиации
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ!
В ШКОЛЕ РАБОТАЕТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ)
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Нормативные документы по медиации
Медиация (от лат. mediare — посредничать) — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация основывается на принципах:
Управляемость. В процедуре медиации стороны добровольно заключают соглашение, самостоятельно выбирают медиатора и определяют порядок проведения медиации.
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
Миссия школьной службы примирения
Развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Целью деятельности школьной службы медиации является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена службой:
1. Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2. Сторонам больше 10 лет.
4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
5. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего
На встрече выполняются следующие правила
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
3. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
676268, Амурская обл., Тындинский р-он, п. Юктали, ул. Сосновая, 3
Медиация: альтернативный способ решения споров в образовании
В образовательной среде конфликты возникают нередко, и не всегда педагоги могут справиться с такой ситуацией самостоятельно. Хорошее решение — создание в школе службы медиации.
Нередко в образовательных учреждения возникают конфликты не только между учениками, но и между педагогами и учениками или родителями. Причем последние, обычно, самые острые.
Появление конфликтов нормально и неизбежно, но резко негативное отношение к спорным ситуациям может «разрушить» всю систему изнутри. К счастью, сегодня существует множество способов разрешения спорных ситуаций. К их числу относится, в частности, и медиация.
Что же такое медиация? Тема эта относительно новая и информации по ней пока немного. Давайте разбираться!
Медиация — способ урегулирования конфликтов при помощи третьей нейтральной беспристрастной стороны, медиатора, для достижения взаимоприемлемого решения.
Технология медиации отличается от других тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор не берет на себя ответственность решать споры. Он выступает посредником, предоставляя право выбора решения участникам процесса.
Позиция сотрудничества — это и есть медиация.
Зачем нужна медиация?
Сегодня в образовательных учреждениях решением споров занимаются разные люди — от заместителя директора до психолога. Зачастую все они имеют весьма приблизительные представления о конфликтологии.
Конечно, конфликтные ситуации решаются и сейчас. Но всегда ли в их решении удовлетворены интересы обеих сторон спора?
Процедура медиации же направлена на достижение компромисса, исчерпание конфликта. В процессе внедрения медиации урегулирование конфликтов доверено профессионалам.
Практика показывает, что функционирование службы медиации в образовательной организации позволяет:
Нормативная база
Приступая к организации службы медиации, стоит познакомиться с основными нормативными документами на эту тему.
1 июня 2012 года была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Для реализации стратегии были приняты следующие нормативные документы:
Процедура медиации подкреплена и федеральными законами:
Так же Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации были разработаны « Стандарты восстановительной медиации », в которых определены основные понятия, ответственность, профессиональная компетентность и предложение услуг.
Этапы организации службы медиации
Основные этапы организации службы:
В медиации предполагается несколько фаз от первого контакта со сторонами конфликта до заключения медиативного соглашения. Подробное описание ключевых фаз можно посмотреть в публикации социального педагога Татьяны Шароглазовой.
Кто может быть медиатором?
На непрофессиональной основе медиаторами могут выступать лица, как правило, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки.
Ввиду того, что применение технологии медиации невозможно без предварительного обучения, несколько педагогов в школе, как правило, должны пройти процедуру подготовки.
Подготовка медиаторов из числа учащихся также требует обучения, причем более продолжительного, чем обучение взрослых. Специалисты советуют провести тренинг с обучающимися, где будут показаны процессы медиации, их этапы и способы решения конфликтов.
Служба медиации в образовательной организации состоит, как правило, из следующих лиц:
Важно отметить, что не каждая спорная ситуация может найти свое решение в процессе медиации — особенно, если конфликт требует применения административных или правовых санкций. В образовательных учреждениях должен работать медиатор, который поможет детям научиться решать внутренние личностные конфликты.
Преимущества медиации
Использование технологии медиации полезно для образовательной организации, так как медиация помогает достичь следующих результатов:
Итак, медиация решает сразу несколько важных социальных задач. Несмотря на множество нюансов, связанных с внедрением этой технологии, появление служб медиации в образовательных учреждениях может принести весомые положительные изменения в процедуру решения педагогических и социальных конфликтов.
Трудности и нюансы
Отметим, что в большинстве образовательных организаций служба медиация создается исключительно как формальная структура и фактически не проводит процедуру примирения, или другие восстановительные программы. В таких учреждениях не происходит существенных изменений в способах реагирования на конфликтные ситуации и такую службу нельзя считать действующей. Как правило, такой способ решения конфликтов очень уязвим и нестабилен, поскольку весомое преимущество остается за традиционными способами решения конфликтов. Многие педагоги уверены, что только формирование сплоченного классного и школьного коллектива, возвращение уважения к педагогу могут послужить действенными мерами против конфликтных ситуаций.
Также одной из нерешенных пока проблем остается не всегда объективное вмешательство специалиста в конфликтную ситуацию. Зачастую служба медиации подчинена руководителю учреждения, отсюда и возникают вопросы доверия к специалистам такой службы. Без доверия сторон конфликта к авторитетному специалисту не будет толка.
Как мы видим, у медиации при решении конфликтов в образовательной среде есть плюсы и минусы.
Есть ли у вас в учреждении служба медиации? Как часто в вашем коллективе возникают конфликты? Что вы делаете для их урегулирования? Поделитесь вашим опытом с коллегами на страницах Директории.онлайн в соцсетях!
Еще больше материалов, в том числе образцы необходимых локальных актов, вы найдете в нашей системе «Директория».
Здесь вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.
Медиация: что это такое, ее преимущества и практика применения в России
Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.
Юристы «М16-Консалтинг» рассказывают, что такое медиация, какова роль медиатора в суде и чем привлекательна процедура медиации в бизнесе.
Медиация как способ разрешения конфликтов
Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.
Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.
Основные принципы медиации
Преимущества медиации
Медиация в бизнесе
Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.
Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.
Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.
Правила проведения процедуры медиации
Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.
Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?
Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.
Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.
Медиация часто применяется при семейных спорах
Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:
Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.
Как происходит медиация: основные стадии
Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.
Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.
Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.
Медиация в суде
На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.
Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.
Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.
Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.
Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.
Эксперты «М16-Консалтинг» отмечают, что наиболее эффективной процедура медиации будет в гражданском и арбитражном процессе. В то же время не удастся прибегнуть к услугам медиатора, если результаты данной процедуры могут коснуться интересов третьих лиц, участия в процессе не принимающих.
Медиация в России
Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.
В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.
Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.
«М16-Консалтинг» имеет успешный опыт медиации.
Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге
Не знаете, как эффективно решить конфликтную ситуацию? Профессиональные медиаторы компании «М16-Консалтинг» помогут в быстром и результативном решении спорных вопросов.
Школьная служба медиации
От конфликта — к примирению!
Разгневан — потерпи, немного охладев,
рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади Ширази (около 1181 — 1291)
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.
В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если:
вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
Если вы решили обратиться в службу
С каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя.
Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Состав школьной службы медиации
Педагог- психолог: Демидова Алла Васильевна
Социальный педагог: Денисова Ирина Николаевна
Заместитель директора по УВР: Люфт Елена Валерьевна