Медитативный ретрит что это
Медитативный ретрит не выходя из дома: 6 простых шагов
Нет возможности поехать на выездной ретрит по медитации? Можно устроить его себе самому. Он может быть короткий — например, длиной в воскресное утро, или более длинным — несколько дней (скажем, выходные). Отметьте это время себе в календаре и относитесь к нему как к любой платной программе, на которую вы зарегистрировались и которую оплатили.
Ваша основная цель: минимизировать шум и все, что отвлекает внимание, остаться в тишине и слушать. Себя, свой внутренний голос, свое сердце. И это гораздо проще, чем кажется. Вот несколько наших советов.
Определитесь с намерением
Возможно, самая трудная часть. Когда вы понимаете, зачем вы что-то делаете, то вы уже сделали важный шаг в правильном направлении. Запишите, что вы хотите понять или получить от ретрита. И чем конкретнее, тем лучше.
Запланируйте время и место
Занесите время в свой календарь или органайзер. Если у вас не будет твердого намерения прийти на это свидание с самим собой, ничего не получится. Найдите место, где тихо и никто не будет вас тревожить. Заранее решите, какие практики вы будете делать, чтобы не тратить на это время на ретрите. Тогда вы не будете тратить время и отвлекаться, что поможет уму оставаться более спокойным.
Расчистите пространство для практики, уберитесь в нем, проветрите, настройте идеальную температуру (также будет здорово, если из окна открывается вдохновляющий вид). Определитесь с меню и закупите продукты. Путь пища будет легкой и питательной. Слишком много сахара или углеводов может создавать ощущение тяжести или сонливости. Слишком много фруктов или кофеина затруднит концентрацию. Приготовьте все материалы для практики — коврик, подушку для медитации, свечки, благовония. Если хотите, организуйте алтарь. Иными словами, создайте вдохновляющую окружающую среду — чтобы вам не терпелось сесть на коврик и приступить к медитации.
Скажите друзьям, что вы будете недоступны. Включите автоответчик или отключите телефоны (или отключите звук и спрячьте их в шкаф). Найдите обычные часы или таймер, чтобы следить за временем, но не было при этом соблазна проверять почту или соцсети.
Распечатайте свое расписание
Напишите или распечатайте расписание ретрита и приклейте его на стену. Включите в него формальную практику, время на еду и отдых, прогулки, физические упражнения, размышления, чтение. Расписание должно быть реалистичным — не слишком нагруженным, но и не позволяющим совсем расслабиться. Например:
5:30 – 6:30 Сидячая медитация
6:30 – 7:30 Мягкая йога или прогулка
7:30 – 9:00 Завтрак
9:00 – 12:00 Сидячая медитация с перерывами на медитацию при ходьбе — например, 45 минут сидя и 15 минут ходьбы
12:00 – 1:00 Обед
1:00 – 4:00 Чтение вдохновляющей литературы, ведение записей в дневнике, в перерывах — ходьба и отдых
4:00 – 6:00 Медитация сидя, медитация при ходьбе или мягкая йога
6:00 – 7:00 Ужин
7:00 – 9:00 Сидячая медитация и/или Шавасана
9:00 – 10:00 Ванна перед сном
Сделайте ретрит регулярной практикой
Медитация — основная практика для установления связи с источником мудрости. Она позволяет расслабить и утихомирить ум и повысить вашу осознанность. Периодические ретриты — отличный способ перенастроить свою внутреннюю систему навигации, которая приведет вас к вашему наивысшему потенциалу. Они также исключительно важны для вашего ментального здоровья и благополучия. Если вы относитесь к числу людей, которым нужно оправдание для того, чтобы найти время на себя, считайте, что ретрит — как раз то, что дает вам разрешение расслабиться, обновиться и пересмотреть свою жизнь.
Все что вы хотели знать о ретритах по медитации, но боялись спросить
Возможно, вы уже слышали о ретритах по медитации, во время которых люди друг с другом не разговаривают и медитируют по много часов в день. Уезжают на 10 дней, а потом возвращаются со светящимися лицами и долго рассказывают вам о своих переживаниях, уверяя вас в том, что вы просто обязаны посетить ретрит, что это будет лучшим опытом в вашей жизни.
Вероятно, вы даже знаете слово «Випассана»(и когда вам кто-то говорит, что приехал с ретрита, вы делаете такое понимающее лицо и протягиваете: «аааа випассана», типа вы в теме).
В этой статье я разберу самые щекотливые вопросы о набирающем популярность тренде ретритов по медитации. Я расскажу о том, что такое ретриты по медитации, зачем они нужны, что вы можете от этого получить.
Также я отвечу на такие неудобные вопросы, как:
Вообще, статья длинная и очень подробная. Я не публиковал статьи несколько месяцев, поэтому на теме ретритов меня прорвало. Высказался по теме обо всем, что наболело. Я уверен, что все, что написано, может оказаться для вас полезным. Но если вам лень потратить на подробную статью полчаса вашей жизни, тогда, возможно, ретриты и медитации с их строгой дисциплиной, продолжительными лекциями и длительной практикой не для вас. Возможно, вы лучше проведете время, если пойдете смотреть фото котиков или листать ленту фейсбук.
Всем остальным говорю «добро пожаловать» в эти выстраданные и, можно сказать, «высиденные» в долгой медитации главы.
Но кому-то перспектива погрузится в атмосферу молчания и самопознания кажется устрашающей и даже бессмысленной: «зачем мне туда ехать?»
Кто-то же видит в этом интересную возможность для собственного развития, испытывает любопытство, но все равно пока не может решиться на такое приключение.
Я понимаю, что получить собственное представление о ретрите медитации вы сможете только тогда, когда сами его посетите.
Но все же, в рамках этой статьи я постараюсь сформировать у вас хоты бы примерное понимание того, что такое ретрит и нужно ли вам туда ехать.
Может быть, прочитав эту статью, вы решите провести хотя бы один отпуск своей жизни не на солнечном пляже, не в снежных горах, катаясь на лыжах, а посреди тишины, без гаджетов и интернета, в молчании, уединении и спокойствии.
Я попытаюсь обозначить все то, что вы хотели знать, но боялись спросить.
Насколько это трудно?
С пустыми руками — но держишь мотыгу,
Шагаешь пешком — но на буйволе едешь,
Стоишь на мосту — мост течет,
А река неподвижна
Цитата мастера Чань (Дзен)
«В армии трудно только первые двадцать лет, зато потом…»
Большинство участников говорят о том, что на десятидневных ретритах бывает тяжело первые три дня. Почему так? Если несколько причин.
Одна из причин проистекает из отсутствия привычки долго сидеть. Если вы думаете, что просто сидеть на заднице с прямой спиной – это очень легко, то вы заблуждаетесь.
А большинство людей, которые посещают общедоступные ретриты не имеют опыта медитации, вообще никакого.
Поэтому нет ничего удивительного в том, чтобы слышать рассказы, как на Випассане в первые дни болело вообще все, включая правую часть подушечки мизинца на левой ноге!
Боль перестает быть болью
Учителя на ретритах говорят о том, что боль возникает не только из-за того, что тело не привыкло к практике. А из-за того, что через боль проявляются и «разряжаются» наши психологические травмы, «зажимы», «блоки».
Но, чтобы сгладить впечатление о том, что ретриты – это постоянное страдание, расскажу следующее. Я испытываю очень трогательные чувства, когда в конце ретрита участники делятся своими впечатлениями и говорят о том, как их хроническая боль, которая мучила их уже много лет, разрядилась и исчезла!
И среди таких участников очень много пожилых людей, которые страдают постоянными болями различной тяжести. И медитация помогает им освободиться от этой боли. Такой эффект, кстати, подтверждается и научными исследованиями.
С продолжением многочасовой практики боль перестает восприниматься как боль. А воспринимается просто как нейтральный или даже приятный набор ощущений в теле. Многие участники начинают ощущать физическую боль как приятные, легкие и мягкие вибрации внутри тела.
Моя гипотеза о причине такого восприятия заключается в том, что в силу длительной практики мозг начинает воспринимать болевые ощущения не на уровне интерпретации этих ощущений мозгом («ой, как болит»). Он воспринимает эти ощущения как просто поток нервных импульсов в теле (на самом деле, боль и есть этот поток), которые и создают ощущение такой мягкой вибрациии.
За пределами зоны комфорта
Другая причина, почему в начале ретрита бывает тяжело, заключается в необходимости выйти из зоны комфорта. Еще вчера вы отдыхали в комфортабельном (насколько это возможно в Азии) отеле.
А сейчас, засыпая на жестких, как доска, нарах в своей крошечной келье 2 на 1 метра, вы с чувством благоговения и тоски вспоминаете уже успевший стать родным азиатский комфорт.
Сейчас этот грязный номер азиатского геста, из которого вы выехали еще вчера, кажется вам пышными хоромами, а матрас с клопами – чудной, мягкой периной. И вы ловите себя на мысли о том, что в данный момент вы очень хотели бы сейчас там оказаться.
Но вместо этого вам придется провести на своей искусанной клопами заднице до 10 часов каждого дня.
Не самая приятная перспектива!
Увижу ли я небо в алмазах?
Ах да, ну конечно. Вишенкой на торте страдания является обострение всяческого внутреннего негатива на фоне медитации.
О, неустающий путник и пытливый искатель восточной мудрости! О, бесстрашный ковбой измененных состояний сознания, беспечный наездник фенэтиламиновых флэшбеков и суровый привратник у порога дверей восприятия.
Зря ты думаешь, что несколько часов медитации сразу откроют тебе врата в мир высокодуховной благости и просветления, как это делают любимые тобой вещества.
(Я, ваш покорный слуга, как-то раз был свидетелем разговора в одном из «шепотных» углов Випассаны: «Ну это, конечно, не ЭЛЭСДЭ», оттуда и происходит моя ирония)
Первые дни медитации могут быть связаны со страданием не только физическим, но и моральным. Вместо ожидаемой эйфории, беспредельной любви, может проявится только тупая ноющая боль в теле и горечь, разочарование в душе. А могут и обостриться старые болячки «И зачем все это?» будешь спрашивать ты у себя, о путник, уже продумывая план бегства с этого ретрита в страну дешевой острой еды и еще более дешевых наркотиков.
Но, опять же, не хочу никого пугать. Мой опыт, а также опыт участников ретритов, с которыми я общался, говорит о том, что восприятие психологического страдания также разительно меняется.
На последнем курсе медитации, который я прошел, некоторые студенты говорили друг другу (да, этот ретрит на Шри-Ланке был самым «болтливым» ретритом в моей жизни), что на третий день они испытывали приливы необычайной радости, которая не сравниться ни с чем, что они когда-либо переживали в своей жизни.
А в конце занятий, когда каждый делился своим опытом, было очень много историй о том, как благодаря ретриту изменилась жизнь студентов, как они себя прекрасно чувствуют, как они больше никогда не будут такими, как прежде.
Даже спустя месяцы, представьте себе, участники пишут в общий чат, что это состояние принятия, легкости, какой-то священной простоты до сих пор их не покинуло. И это благодаря тому, что они посвятили 10 дней своей жизни интенсивной, почти монашеской жизни!
Привкус просветления или клинический диагноз?
«Медитация ничего не дает, она только отнимает…»
Учителя Дзен
Я также испытал на третий день последнего ретрита очень глубокий опыт, который даже и описывать боюсь, потому что, если это попытаться облечь в слова, может быть воспринято как симптом какого-то клинического расстройства.
Но на самом деле это совершенно не похоже ни на то, ни на другое (а с настоящими апатией и деперсонализацией я знаком лично).
То, что я тогда почувствовал, было ближе к состоянию глубочайшего удовлетворения, освобождения и даже какого-то вселенского облегчения. Это полное довольство тем, что есть здесь и сейчас, что никуда не надо идти, ничего не надо достигать, все сокровища находятся уже здесь и сейчас.
Я почувствовал, что перестал желать или не желать, чтобы было как-то по-другому. Как будто стерлась разница между различными действиями: сидеть, стоять, есть, ходить, работать – нет разницы, ибо все одинаково удовлетворительно.
Я, действительно, никогда не переживал ничего похожего в жизни.
(Делаю небольшое отступление для тебя, мой маленький любитель психоделиков и ярких опытов измененного сознания. Возможно, длительная медитация не вызовет сочных галлюцинаций в духе «де Квинси», не покажет тебе неба в алмазах, видений дщерей Альбиона. В практике даже самые яркие ощущения являются просто частями постоянно меняющегося потока, а не объектами для чувственного наслаждения и цепляния. И практика осознанности не о том, чтобы что-то достигать. Она о том, что все уже давно достигнуто.)
Понимаешь фразу учителей Дзен: «медитация ничего не дает, она только отнимает». И кажется, что действительно все так и есть.
Усиленная практика смывает все наслоения восприятия, обнажая реальность. Из такого состояния обычная повседневная психика кажется чрезмерно нагруженной и отягощенной разного рода хламом, от которого ее и чистит медитация, смывая слой за слоем. Комплексы, травмы, «невротические хвосты» — это все копиться в сознании и изнутри священного минимализма ретрита кажется ненужным нагромождением.
Конечно, это состояние прошло, оставив после себя приятное эхо. И теперь у меня иногда получается вспомнить о нем и в какие-то минуты дня немного погрузится в него. Память об этом ярком переживании на ретрите мотивирует меня продолжать усердно практиковать, потому что теперь я имею более четкое представление о том, куда это ведет (на самом деле, никуда не ведет) и о том, куда я могу попасть (на самом деле, никуда не могу попасть, все уже есть здесь).
Но придется опять вас спустить на Землю. Я понимаю, что статья становится похожа на какие-то американские горки, и я уже начал увлекаться парадоксами.
Пора вновь вернуться к препятсвиям для практики и к негативному опыту, продолжая обсуждение темы «насколько может быть тяжело на ретрите «.
Хорошая медитация — это плохая медитация
Как говорил наш учитель на последнем ретрите:
«Хорошие ощущения во время медитации опаснее плохих!»
Почему хорошие ощущения опаснее плохих? Потому что они вызывают цепляние и напряжение. Я помню, как на следующий день после того, как я испытал такой космический опыт, мне очень хотелось его повторить. Возникло чувство, возникло желание, возникло цепляние.
И вот следующий день или даже пара дней прошла в такой едва заметной натуге. Я сидел и ждал, когда же наконец это состояние вернется.
И только потом я вспомнил. Что чтобы чего-то достичь при помощи медитации, надо перестать стремиться чего-то достичь. Следует полностью отпустить желание попасть туда, где тебя сейчас нет. Хотя желание остаться там, где ты есть, отпустить тоже надо бы. Всякое желание отпустить.
Настолько интенсивное и яркое переживание, какое я испытал на третий день, так и не повторилось до самого конца ретрита. Но к тому моменту я уже в этом переживании не нуждался. Благодаря тому, что я как-то отпустил цепляние к нему, мне удалось, я разглядел результаты более тонкой работы. И вернулся с ретрита обновленным, отдохнувшим, относящимся к жизненным неурядицам спокойно и легко, как к тому, что просто происходит. Да, ретриты бывают трудными, особенно по-началу, но к концу эта сложность преодолевается, на передний план выходят легкость, радость, освобождение, уверенность.
Ретриты ретритам рознь
Но что я хочу, чтобы вы понимали, что не каждый ретрит проходит одинаково тяжело. Ретриты ретритам рознь. Где-то страдания больше по объективным причинам. Известный образец хардкорных ретритов это приснопамятная Випассана в традиции Гоенка. 11 часов сидячей медитации в день, запрет на разговоры и на то, чтобы встречаться глазами с другими участниками (!), запрет на то, чтобы менять позу во время некоторых практики и еще много веселья!
Но не все ретриты такие. Последний ретрит, который я проходил на Шри-Ланке, был намного легче и гуманнее. Мы иногда разговаривали друг с другом. Медитации было меньше, медитировать можно было лежа, стоя и на ходу. Можно было принять легкий ужин. И общая атмосфера была намного либеральнее, чем на (ох простите меня, адепты традиции Гоенка!)ретритах фашиствующей Випассаны.
И здесь я хочу сделать важный вывод.
По моему личному опыту, хардкорность и строгость ретрита не обязательно пропорциональна результату. Я бы не назвал суровый ретрит в традиции Гоенка опытом, который радикально изменил мою жизнь. А вот 9-ти дневный ретрит на Шри-Ланке, где мы, студенты, тихонько перекидовались шуточками в перерывах (а вовсе не молчали все время), я бы таким опытом мог назвать. И вовсе не из-за шуточек. Моя гипотеза такова, что хардкорность некоторых ретритов может вызывать у многих людей напряжение, внутреннее сопротивление, которые будут мешать погружению и расслаблению, необходимым факторам для достижения «инсайта в истинную природу вещей» (ууууу как это звучит!).
Кстати говоря, вот этот самый ретрит на Шри Ланке отсидели все, никто не убежал раньше времени, не выдержав. А на ретритах в традиции Гоенка несколько людей с потока убегают стабильно, насколько я знаю. Не выдерживают. И это не смотря на всю проводимую там работу, связанную с помощью людям досидеть до конца. «Уйти — это все равно, что прервать операцию..» — постоянно твердят на лекциях, а с теми, кто уже собрал вещи, активно работают служащие, пытаясь вернуть бедолаг в чувство.
Но мне кажется, такие меры были излишними, если бы традиция была чуточку гуманнее.
А ретриты – это религия? А вдруг это секта?
Не заманят ли меня в секту? Не промоют ли мне мозги? Не подмешают ли мне что-то в чай? Не вырежут ли мне почку, когда я погружусь в длительную медитацию? Ретриты, они только для буддистов?
Несмотря на то, что кому-то эти опасения кажутся преувеличенными, они возникают у многих людей. И их можно понять.
Но действительно ли кто-то пытается там промыть мозги?
Смотря что под этим подразумевать. Конечно, ретриты основываются на определенной древней традиции (об этом мы поговорим ниже), и в основе их лежит особая доктринальная система, определенное мировоззрение.
Какие-то традиции преподают основы этого мировоззрения мягко и деликатно. Другие достаточно директивно и авторитарно. Все зависит от ретрита.
Но никакой уважающий себя известный буддистский ретрит не будет промывать вам мозги. Даже Випассану Гоенки, несмотря на ее авторитарный, нетерпимый к другим традициям стиль преподавания медитации, я не смогу назвать сектой. Хотя понимаю тех, кто так считает..
А являются ли ретриты религией?
Да, большинство известных и общедоступных ретритов – буддистские. Хотя я и слышал про христианские ретриты в Европе, суфийские ретриты на Ближнем Востоке, у нас под словом ретрит, как правило, подразумевают именно буддистские ретриты.
А буддизм – это все-таки одна из мировых религий, пусть и достаточно открытая, относительно миролюбивая и «прогрессивная» (Далай-Лама регулярно встречается с учеными и просит подвергать все буддистские истины научной проверке, слышали, да?)
Тем не менее, буддизм все равно остается своеобразной древней традицией со своей символикой, терминологией и телеологией (пониманием цели, к которой надо стремиться).
Но никто не будет на ретрите обращать в буддизм против вашей собственной воли. Да, вас, возможно, познакомят с основами буддизма, потому что эти, казалось бы, теоретические основы «вшиты» в практическую ткань медитации.
Буддизм не является религией в том смысле, который придает религиям западный человек. В ней практика очень тесно связано с теорией, а предлагаемые буддизмом средства направленны, главным образом, на раскрытие потенциала человеческого сознания и на избавление от страдания.
Поэтому на Западе говорят, что буддизм – это философия, а не религия. Правда, с этим я не совсем согласен. Это религия. Просто не та религия, к которой мы привыкли.
И в том, что ретриты являются частью древнейшей традиции, есть свои безусловные плюсы. Об этом ниже.
Не сойду ли я с ума?
«Ты встретишь своё истинное «Я» только тогда, когда вырвешься из этого вонючего мешка мяса и станешь одним целым с вселенной. Для этого тебе нужно сначала твёрдо сесть на свою задницу».
Исследовать свое сознание в состоянии глубокой медитации по много часов в день – та еще задачка. А тут еще и запрет на разговоры, монашеская дисциплина.
Свихнуться можно, в буквальном смысле!
Эти опасения я понимаю. Более того, я сам испытывал такие опасения на своем первом ретрите. Но в конце этого ретрита я написал в своем дневнике фразу следующего содержания:
«Мы все говорим «сойти с ума», имея в виду психическое помешательство. Но это выражение не совсем точное. Следовало бы говорить: «войти в ум», потому что человек, который испытывает, например, паранойю, неразрывно слеплен с собственными мыслями, верит каждой бредовой идее, которую генерирует его ум, раздувая ее до вселенских масштабов. Нет, это не разделение со своими мыслями и рассудком. Это жесткий симбиоз со своим умом: «сумасшедший» находится внутри построений своего ума и не может оттуда выбраться. Поэтому и «войти в ум». И повезло же тем, кому удалось выйти за пределы ума!»
Но даже мы, те, кто называет себя нормальными людьми тоже чуточку сумасшедшие или «вумвосшедшие». Мы забываем, а то и вовсе не знаем, что мысли – это просто мысли. Они не обязаны быть правдой. Но мы верим своим мыслям, даже если они бредовые, как будто они и есть последняя и абсолютная реальность, следуем за ними, сливаясь с собственным умом в симбиозе, который порой принимает страшные формы.
Такие мысли определяют траектории жизней многих людей, влияя на их поведение, подчиняя себе их судьбу.
Для большинства из нас эти мысли являются безусловной реальностью, онтологически наличным бытием, хотя, по сути, это просто мысли, шум работы нашего сознания. Это просто фрагменты информации, проносящиеся в нашем мозгу, которые не являются адекватным отражением реальности.
Сейчас об этом нас учит когнитивная психология, называя такие мысли когнитивными искажениями, ложными установками.
Но за две с половиной тысячи лет до появления первого когнитивного психотерапевта этому учил буддизм.
По сути, каждый из нас является немножко сумасшедшим, так как принимает ум за реальность, хотя не в той мере, в какой это делает шизофреник. А практика направлена как раз на то, чтобы выбраться из этого латентного сумасшествия.
А все таки, не лишусь ли я рассудка?
Прочитав это, вы скажете, «ну, Николай, замудрил, ответь проще, можно ли сойти с ума на ретрите, заполучить нервное или психическое расстройство?»
Лично я не был свидетелями случаев каких-либо негативных необратимых изменений в ходе ретритов у людей. Все участники ретрита скорее выглядели как люди, освобожденные от тяжкого психологического груза прошлых травм и внутренних конфликтов, чем как те, кто приобрел какие-то новые проблемы.
Но тем не менее, ретрит это все равно условия повышенной психологической нагрузки. И какая-нибудь бяка теоретически может вылезти, особенно при наличии истории психических заболеваний – это я вполне допускаю.
И для этого на ретрите и существуют опытные учителя и наставники, которые всегда помогут советом или примут решение о том, чтобы вам завершить практику. Но все равно большую часть ответственности вы берете на себя. Интенсивная духовная практика всегда может быть связана с некоторым риском и это нужно понимать.
Но, возможно, отсутствие интенсивной духовной практики связано с еще большим риском: риском не решить свои внутренние проблемы, не отпустить подавленные эмоции, не научиться преодолевать эмоции и так далее.
Чтобы искоренить свое страдание, нужно встретиться с ним. Постоянно прячась от него, мы, наоборот, его откармливаем.
Как я писал выше, боязнь каких-то негативных эффектов длительной медитации присуща и мне. Но знаете, что меня успокаивает и всегда вселяет веру в медитацию на этих ретритах? Это как раз-таки древность религиозной традиции.
Чем ретриты отличаются от эзотерических кружков
Когда я был на Гоа, я с неприятными чувствами наблюдал распространенность разных духовных шизотерических кружков, возглавляемых сомнительными гуру.
И люди туда идут, вы представляете и, как им кажется, за просветлением. Было бы намного лучше, если бы они признавались себе, что хотят только потрахона. Но не все признаются.
Быть может, они думают о себе как о существах «открытого ума», которые не хотят ограничивать себя конфессиональными рамками религии, считают себя вольными исследователями Истины, которую они по крупицам собирают в грязных углах индийских гестов, вкручивают ее в бумагу для самокруток до мозолей на пальцах, кладут ее под язык или курят.
Но такие несистематические, нечестные, мутные духовные потуги, смешанные с жаждой удовлетворения животных потребностей, при отсутствии опытного учителя и приводят к различным эпизодам сумасшествия: сожжённый загранпаспорт, пустой, остекленелый взгляд.
Вот, как и где люди сходят с ума!
Уважающий себя ретрит – это все-таки последовательная, систематическая, продуманная духовная работа в рамках древней системы. Когда я смотрю на статую Будды в центре зала для медитации, я успокаиваюсь, так как понимаю, что эта система практикуется уже две с половиной тысячи лет! Десятки, сотни тысяч или даже миллионы человек проходили этот путь до меня, кто-то из них достигал высшей реализации.
Мне становится легче и спокойнее от того, что я понимаю, что это не какое-то очередное модное эзотерическое течение, рожденное в философских потугах на прожжённых окурками матрасах индийского геста.
Это древняя и проработанная система, с огромным количеством последователей, это путь, продуманный множеством людей, которые были и умнее и более духовно развитыми, чем я.
Притом духовная работа в рамках такого пути проходит под руководством опытного учителя.
И различные риски сводятся к минимуму.
Отдохну ли я?
Да, безусловно, ретрит – это явный выход из зоны комфорта. Как здесь можно отдохнуть, если придется молчать, сидя по много часов в неподвижной позе, не получая никакой ощутимой сенсорной нагрузки.
Но мой жизненный опыт подсказывает мне, что комфорт вовсе не является необходимым условием любого хорошего отдыха.
Безусловно, человеку иногда требуется поместить себя в приятные условия, лежать колбасой на пляже, ничего не делать.
Но в определенных случаях бывает полезно оказываться в непривычных, даже не самых комфортных ситуациях: пойти в горный поход, ночевать холодными звездными ночами в палатке, отправиться в самостоятельное путешествие по незнакомой стране, минуя услуги туристических фирм.
Такой опыт может хорошо «перезагрузить», эмоционально «обновить» нас, наполнить новыми впечатлениями.
И существует несколько причин, на основании которых я считаю ретрит прекрасным отдыхом и способом «разгрузиться».
Как говорил учитель на моем последнем ретрите, «курс медитации – это каникулы от вашего эго!»
Каникулы от эго
И это действительно так. На ретрите мы отдыхаем от своих бесконечных желаний, притязаний, привязанностей. Отдыхаем от обостренного чувства «Я».
В своей повседневной жизни мы постоянно чего-то желаем, хотим, строим в голове планы о счастливом будущем, когда эти желания будут достигнуты и удовлетворены.
Или же пытаемся избегать какого-то опыта, который нам не нравится.
Это для нас является привычной реальностью, над которой мы даже особенно не задумываемся.
Но если мы становимся чуть более внимательными к тому, как работает наше сознание, то мы можем увидеть, что очень часто сильное желание является источником перманентной неудовлетворенности.
Неудовлетворенности тем, что актуальная реальность не соответствует той действительности, которую мы создаем в своих желаниях.
«Я хочу лодку | У меня нет лодки | Ах как плохо жить без лодки, я буду счастлив только тогда, когда ее получу!»
И эта цепочка «желание-неудовлетворенность» реализуется настолько молниеносно, что мы не успеваем даже ее обнаружить.
В общем, мы сами не замечаем, как мы устаем постоянно желать!
Я помню, как на последнем ретрите я с чувством благодарности и облегчения обнаружил, как же это приятно хотя бы на протяжении 10 дней меньше желать и хотеть!
Отдохнуть от этих бесконечных мыслей и побуждений, чье влияние бывает очень глубоким, но в то же время мы его не всегда замечаем: «Я хочу, МНЕ нужно, БЕЗ ЭТОГО я никак, Я требую, Я считаю, Я, Я,Я МНЕ, МОЕ…»
И это такое приятное, несущее глубокое обновление и главное удовлетворение, чувство, что кажется: «вот чего так не хватало!»
И я уверен, что расслабление, связанное с отпусканием желания, выводит человека на намного более глубокий уровень релаксации, чем тот, который могут представить большинство из современных людей.
И я понимаю, что влияние раздутого чувства «Я», прямую его связь с нашим каждодневным состоянием порой трудно отследить в условиях повседневности, но в ситуации ретрита, когда наше внимание становится острым, как лезвие, и получает феноменальную способность проникать в суть вещей, все эти паттерны вскрываются.
Я никогда не медитировал, подойдет ли ретрит мне?
По моему личному опыту посещения ретритов, 80% студентов, которые туда приезжают, не имеют опыта медитации.
Конечно, это не относится ко всяким «продвинутым» ретритам, курсам медитации в монастырях. Но в отношении более массовых курсов это, безусловно, так.
Люди приезжают, чтобы обучиться медитации. И это действительно очень хороший способ научиться правильно медитировать. Это вполне понятно, учитывая, что на протяжении 10-ти дней студенты только и делают, что в промежутках между едой и сном, медитируют и слушают лекции о медитации. Для многих людей это способ сразу погрузиться в глубокую практику, увидеть, что медитация может на самом деле дать, если практиковать ее интенсивно (на самом деле — ничего… Ах, опять я за свое!). И это может стать ощутимым толчком и мотивацией для каждодневной практики.
Я и так медитирую дома, мне нравится и, кажется, мне хватает, зачем мне многодневное приключение?
Я могу понять такой ход рассуждения.
Я тоже медитирую каждый день, но считаю, что углубленные курсы мне очень нужны. Вообще, это отличный способ улучшить свою практику. С последнего ретрита я вернулся с целой тетрадью заметок о практике. Я понял, какие ошибки я совершаю, какая практика мне лучше подходит, когда более подходящее время для одной техники и когда — для другой.
Да, вы можете попробовать поискать эти советы в книгах и статьях, но лучше вас самих никто не исследует ответы на эти вопросы. Потому что у каждого свои личные особенности.
За счет чего улучшается практика?
«Ты обучаешь людей медитации, а сам…!» — моя старая песня о главном.
Да, я прекрасно знаю, что не надо себя критиковать. Но это происходило так быстро, что я просто не успевал это замечать. Во время длительной практики внимание становится более острым и все эти паттерны вскрываются.
Помимо этого, было еще несколько едва заметных для повседневного внимания ошибок, которые, тем не менее, оказывали негативное влияние на личную практику. Если бы не ретрит, я бы так и продолжал их допускать. Теперь практика проходит намного плодотворнее.
Также последний ретрит сформировал более надежное основание для ежедневной неформальной практики: медитации во время ходьбы, еды и т.д. Теперь мне намного легче поддерживать внимательность во время занятий повседневными делами.
Другая причина получить этот опыт заключается в том, как я уже говорил, что у вас появляется намного более прочная вера в практику и мотивация продолжать ее практиковать.
Вполне возможно, что благодаря длительной, углубленной практике вы испытаете интенсивные переживания медитации. Которые часто являются очень глубокими, обновляющими, пробуждающими, опрокидывающими взгляд на вещи в хорошем понимании этого словосочетания.
Да, эти состояния тоже временные и вряд ли всегда получится получить к ним доступ в рамках ежедневной практики. Но у вас появится понимание того, что вас может ждать. И это будет заряжать вас мотивацией и верой в практику.
То, что я испытал на последнем ретрите относилось, должно быть, к роду самых глубоких и необычных переживаний в моей жизни.
Несколько советов новичку
Если вы никогда не медитировали и едете на ретрит в первый раз, есть смысл хотя бы немного попрактиковать дома перед поездкой. Это поможет получить примерное представление о практике, найти оптимальную позу, изучить ограничения своего организма. Научиться медитировать дома вы можете, пройдя мой бесплатный курс по медитации, на который можете подписаться выше или ниже на странице.
Возможно, вы столкнетесь с тем, что у вас болит спина. И вам потребуется, скажем, не подушка, а скамейка для медитации.
Хотя на многих ретритах есть весь необходимый инвентарь для сидения: и скамейки, и подушки, где-то можно даже лежать (зависит от строгости ретрита), а где-то возникающая боль во время практики не является проблемой, а представляет из себя предмет наблюдения, объект сосредоточения и растворения (как, например, в традиции Випассана Гоенки).
Также обязательно изучите то, что нужно взять на ретрит. Перед поездкой на свое последние затворничество я не очень внимательно читал сайт организации, решив: «это не первый мой ретрит, я все знаю, возьму как обычно зубную щетку, пасту, белье и т.д.»
Но оказалось, что во всем центре не было электричества! И поэтому организаторы просили всех взять фонарики. Фонарик у меня был только в телефоне, который быстро садился. И все бы это вызвало проблемы и ненужное беспокойство, если бы мои доброжелательные соседи из Германии не поделились со мной зарядкой на солнечных батареях.
Также основной момент, на который не помешает обратить внимание: не привязывайтесь к ощущениям во время медитации. Все мы инстинктивно жаждем получить какой- то волшебный интенсивный опыт, все мы чего-то ожидаем от этой практики.
Исходя из того, что я увидел и почувствовал, я считаю, что все ожидания, во-первых, опрокидываются при столкновении с реальным опытом практики, во-вторых, часто эти ожидания мешают с этим опытом столкнуться.
Так происходит, во-первых, потому что желание что-то получить идет вразрез с самой техникой (во время выполнения техники следует отпустить любые желания), а, во-вторых, мешает разглядеть этот непосредственный опыт. Если вы ждете красочных фейерверков и неба в алмазах, то вы можете просто не заметить более тонкие изменения, которые в вас происходят, не уделить им достаточно внимания и уехать с ретрита ни с чем.
Поэтому откройтесь навстречу ко всему, будьте готовы встретить и принять любой опыт, сформируйте намерение просто быть внимательными ко всему, что происходит без оценок и интерпретаций.
Куда ехать то?
Статья получилась очень длинная, но я не могу бросить ее так прям на этом месте. Поэтому в заключение немного напишу, куда вы можете поехать, если хотите провести незабываемые десять дней сидения на заднице.
Внимание! К сожалению, ваш покорный слуга не вездесущий и не может посетить всех ретритов на свете. Поэтому если вы напишете в комментариях краткий, но при этом исчерпывающий отзыв о ретрите, который вы сами прошли, я его с радостью здесь опубликую. Если он мне понравится. И если организация уважаемая. Различные сатсанги, эзотерику, и прочий нью эйдж публиковать не буду.
Ретриты в Москве и других крупных городах СНГ:
Випассана Гоенки. Бесплатно. Сердито. Строго. Отношения к этой организации у меня противоречивые. Я считаю их, с одной стороны, неплохой и доступной возможностью для многих людей получить опыт глубокий медитации, с другой стороны, стиль обучения достаточно авторитарный, а мировоззрение школы какое-то непоследовательное, пытающееся то казаться светским, то обращающаяся к авторитету разных религий. В общем, мешанина. Ужасные песнопения и записанные лекции, которые приходится переслушивать каждый раз, как вы идете на повторный ретрит. Нет достаточных условий для приложения практики в жизнь. Ну научились вы сидеть по 11 часов в день, а дальше что? Создатель этой организации Бирманский бизнесмен, который учился у другого бизнесмена. Более подробный отзыв о посещении Випассаны вы можете почитать здесь.
Сообщество «Барабан Дхармы». Это мои друзья. Иногда проводят буддистские ретриты в Москве, приглашая хороших учителей, которые приняли монашеский сан. Я был на нескольких городских ретритах. Мне понравилась организация этих мероприятий и доступные инструкции по практике.
Тушита. Северная Индия. Неплохая опция для новичков. Место очень живописное со смешными макаками, купающимися в бассейне. Есть разные курсы, но новички обычно идут на вступительный курс по буддизму. Медитации в основном аналитические, под руководством ведущего. В день всего несколько часов практики. Остальное лекции (интересные, на английском), обсуждения. Не такая строгая атмосфера, смесь какого-то оздоровительного лагеря и ретрита. Более подробный отзыв о ретрите в Тушита можете почитать здесь.