Медицинская страховка в формате телемедицины что это значит
Телемедицина: как и зачем пользоваться приложениями для консультаций?
Дистанционные виды взаимодействия врачей с пациентами особенно актуальны в сезон вирусов, ведь поход в поликлинику оборачивается риском «подцепить» грипп от других пациентов. Альтернативным вариантом являются экспресс-консультации через приложение в смартфоне. Когда телемедицина может быть полезна и как сделать общение через приложение более эффективным, объясняют эксперты Роскачества.
Содержание
Телемедицина (врач – пациент) – дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет).
Когда телемедицина может вам пригодиться?
При получении первичной телемедицинской консультации на данный момент следует учитывать, что врач не имеет права ставить вам диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приема. Он может проконсультировать по интересующим вас вопросам, дать рекомендации о том, следует ли явиться на очный прием с вашей проблемой и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать перед тем, как идти на очный прием, может помочь расшифровать анализы, но опять же без постановки диагноза.
Если же вы продолжаете наблюдаться у врача после очного приема, то список его возможностей существенно расширяется: специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать рецепт на лекарственные препараты в форме электронного документа (при условии установления диагноза на очном приеме). На рынке умных вещей для поддержания здоровья в наше время имеется большое количество гаджетов, которые можно подключать к телефону и в режиме реального времени отправлять показания врачу.
Напомним, Роскачество совместно с ФГБУ «Национального института качества» Росздравнадзора оценило мобильные приложения для консультаций с врачом из дома. Во время карантина такие приложения могут стать альтернативой посещения врача.
Несмотря на перспективность телемедицинских консультаций, выбор консультирующей организации и точность передаваемых данных зависят только от вас.
При использовании мобильных приложений для телемедицинских консультаций следуйте этим советам:
Помните о том, что телемедицина не может заменить очный прием у специалиста, и в случаях, когда требуется неотложная медицинская помощь, незамедлительно вызывайте скорую, а не пытайтесь получить экспресс-консультацию в мобильном приложении.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Что включает полис телемедицины: сравнение страховых компаний
В связи с обстановкой в мире услуга телемедицины стала весьма популярна. Из-за пандемии попасть на плановый прием было практически невозможно, да и на срочный нужно было ждать очереди. Все врачи заняты и получить консультацию стало сложнее. Конечно, специалисты из платных клиник практически в обычном режиме продолжили свою деятельность. Но помимо прочего, многие пациенты отказывались от очного приема, из-за возможного риска заражения в людных местах.
Даже государственные учреждения взяли на вооружение использование телемедицины. Некоторые врачи принимали своих пациентов по видеовсязи. Тем не менее, такая практика доступна не в каждом регионе. А посещать больницы по-прежнему опасно, поскольку по статистике наибольший процент заражения происходит в больничных очередях. Особенно это касается пожилых людей, которым не просто ходить в поликлиники даже в обычное время.
Телемедицина в страховании
Сейчас на рынке страхования почти каждая крупная компания предлагает клиентам полис «Телемедицина». Данный продукт постепенно начал появляться в страховании еще 3 года назад, но не пользовался популярностью. Спрос на телемедицину возрос именно в момент пандемии. Услуга стала удобной не только для молодого поколения, но и для пожилых людей, которым объяснили, как можно позвонить доктору и спросить о волнующей проблеме.
Что включает полис телемедицины
Условия полиса отличаются в зависимости от страховой компании и пакета услуг. Далее в статье мы сравним телемедицину у разных страховщиков с примером набора услуг и ценой на страховку. В общих чертах полис включает в себя:
С помощью страховки можно выбрать любого специалиста, который поможет расшифровать результаты анализов, дать оценку предыдущему лечению, проконсультировать по дальнейшим очным действиям. Приобретая услугу, вы получаете доступ в личный кабинет, где хранится вся история болезни, назначения, анализы. При личном обращении в клинику вы всегда сможете открыть документы в онлайн формате и не потерять их.
Сколько ждать ответа врача в телемедицине
Время ожидания зависит от конкретной страховой компании, и от того, с какими клиниками она сотрудничает. Время выхода врача на связь может составить от 5 минут до 30. Некоторые компании осуществляют запись через живую интернет очередь. При таком условии не рекомендуется приобретать самый дешевый полис. Это связано с тем, что бюджетный вариант выберет наибольшее количество людей, соответственно время ожидания в очереди будет значительно дольше.
Можно ли другим членам семьи воспользоваться полисом
В данном случае нужно четко знать все условия полиса. Перед покупкой изучите предложения разных страховых компаний. Некоторые из них допускают, чтобы услугой пользовались дети. Но чаще всего, по полису может обратиться только сам застрахованный. Также есть возможность выгодно приобрести полис на всю семью. Если вы покупаете такой полис, не забудьте вписать в него всех членов семьи.
Сколько стоит телемедицина: сравнение 4 страховых компаний
Приобрести услугу телемедицины у данных страховых можете на ПОЛИС812. На сайте вы можете подробнее познакомиться с правилами страхования и посмотреть образец полиса. Наши специалисты помогут определиться со страховой и ответят на все интересующие вопросы.
Что такое телемедицина?
Что такое телемедицина
Телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг (например, мониторинг состояния пациента и консультации) и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий.
Примеры взаимодействия «врач — пациент»: передача результатов исследований или заключений, а также консультации с врачом.
Примеры взаимодействия «врач — врач»: использование электронной информации, интегрированных цифровых и телекоммуникационных технологий для обмена данными между врачами, а также для управления в сфере медобразования, здравоохранения и медуслуг.
Кому нужна телемедицина?
Какие виды телемедицинских услуг существуют?
Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени. Сеансы могут проводиться где угодно. Пациент и специалист созваниваются с помощью специализированных систем видеоконференцсвязи. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться текстовыми и графическими данными. К примеру, пациент может увидеть свой рентгеновский снимок.
Удаленный мониторинг состояния пациента — второй по популярности вид телемедицины. Часто он необходим для наблюдения за пожилыми людьми, которые не в состоянии дойти до ближайшей поликлиники или не могут сами о себе заботиться. Сервис также напоминает о приеме лекарств.
Кроме того, удаленный мониторинг нужен для контроля здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств.
Все это делается с помощью интернета вещей (IoT) и анализа больших данных (Big Data). Специальные датчики вроде фитнес-трекеров, которые носят многие из нас, анализируют показатели здоровья (уровень сахара в крови, кровяное давление и т.д.) и передают полученные данные в специальное хранилище. Там их вновь анализируют, и в случае потенциальной опасности пациенту и его лечащему врачу подается тревожный сигнал.
С помощью телемедицинских технологий врачи могут экстренно консультироваться друг с другом. При серьезных случаях медикам иногда самим нужна помощь более квалифицированного специалиста. Если такого нет рядом (например, если речь идет о сельских больницах), то единственный выход — это видеозвонок опытному коллеге. Врачи также могут пересылать данные о пациенте друг другу, чтобы ознакомиться с его историей болезни.
Прямые трансляции хирургических операций, во время которых врачи могут задать интересующие их вопросы и дистанционное обучение медиков (конференции и лекции в режиме онлайн) также относятся к телемедицине.
Наиболее популярные направления телемедицины
Во многих странах на Западе врачи могут удаленно ставить диагнозы без очного приема. В России это пока незаконно, однако в конце марта 2020 года депутаты подготовили поправки в закон о телемедицине, согласно которым врачи смогут назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно. По состоянию на январь 2021 года поправки так и не приняты [1]: против них высказался Минздрав.
Зато с 2021 года действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) или «цифровые песочницы» [2]. Они позволяют в ускоренном порядке принимать необходимые законы и поправки, направленные на развитие технологичных отраслей и устранение бюрократических барьеров. Эти режимы будут применяться, в том числе, для телемедицины. Авторы закона рассчитывают, что с помощью ЭПР станет возможным ставить диагноз и выписывать рецепты онлайн, а искусственный интеллект и Big Data будут в этом помогать.
«На самом деле того, что диагноз можно уточнять с использованием телемедицинских технологий и вести удаленное наблюдение за пациентом, уже достаточно. Проблемы здесь возникают только у тех компаний, которые существуют исключительно онлайн и не могут обеспечить первичный прием. Но телемедицина как отрасль прекрасно развивается и в нынешних законодательных условиях».
Средства проведения консультаций
Самые популярные приложения для телемедицины в России, по данным Роскачества [5]:
Самые удобные приложения:
Самые безопасные приложения:
Около 40% участников мирового рынка телемедицины не относятся к сфере здравоохранения. Среди самых популярных приложений в мире — те, которые выпускают производители медицинского оборудования и крупнейшие ИТ-разработчики: AT&T, mQure, Allscripts Healthcare Solutions, Apple Inc., Omron Healthcare Inc., Samsung Electronics Corporation, Philips Healthcare, Bayer Healthcare, LifeWatch AG, Cardionet Inc. и другие.
Подробнее читайте в материале РБК Трендов о том, какими бывают телемедицинские приложения.
Где применяется телемедицина?
Телемедицинские технологии могут применяться почти в любой медицинской сфере, будь то педиатрия (больного ребенка больше не надо вести к врачу), психотерапия (психотерапевты проводят сессии онлайн), дерматология (благодаря изображениям высокого качества дерматологи могут обследовать пациента, страдающего псориазом, экземой, пролежнями и т.д.), неврология (с помощью удаленного мониторинга показатели кровяного давления перенаправляются специалисту) или реаниматологии (в ситуации, когда человека уже нельзя перевозить в другую клинику, срочный видеозвонок более компетентному специалисту может спасти пациенту жизнь).
Cистема PIROGOV.AI с помощью искусственного интеллекта повышает точность диагноза ЛОР-заболеваний до 95% и выше. Система состоит из портативного эндоскопа и ПО, которое можно установить на смартфон. Таким образом, врач первичного звена может проводить диагностику пациента как в поликлинике, так и на выезде на дом.
Телемедицина позволяет пациентам услышать второе мнение врача, не выходя из дома. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые часто вынуждены ехать за вторым мнением в другой город или даже в другую страну.
Телемедицинские технологии также могут применять во время помощи населению в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). Когда ураган «Харви» обрушился на Техас в 2017 году, медицинские работники организовали видеоконференции со специалистами других штатов для тех людей, которые пострадали незначительно. Это позволило разгрузить техасских врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами.
Еще один способ применения телемедицинских технологий — дистанционные медицинские пункты. Например, американский ретейлер Walmart во многих своих магазинах установил точки с компьютерами [6], с помощью которых можно выйти на связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в виртуальную комнату ожидания и консультируется по видео со специалистом.
Что ускоряет развитие телемедицины
«Медучреждения будут лучше готовы к таким чрезвычайным ситуациям, чем прежде. Технологии перейдут на новый уровень развития, а телемедицина станет главным трендом. Изменится и планирование расходов всей системы здравоохранения. Мы все видим, какое влияние пандемия оказывает на экономику страны».
Объем рынка и перспективы телемедицины
По данным исследования «Индекс здоровья будущего-2018», дистанционно консультироваться с врачом хотели бы 82% россиян [9].
В чем недостатки телемедицины?
Самый главный минус — как и любые другие системы, предусматривающие хранение данных, телемединские системы подвержены хакерским атакам. Медицинские организации остаются одной из главных целей для онлайн-преступников, поэтому кибербезопасности уделяют особое внимание.
В сентябре 2020 года хакеры взломали базу одного из крупнейших психотерапевтических центров в Финляндии. Они требовали выкуп в €200-540 с каждого пациента и €450 тыс. (около 40 млн руб.) — с самого центра, угрожая опубликовать личные данные десятков тысяч пациентов, включая записи сессий с терапевтами. Подробнее — в материале «Десять самых громких кибератак XXI века».
Существует и ряд технических проблем. Например, провайдеры должны быть обучены, как правильно обслуживать телемедицинские системы. Кроме того, для регионов цена внедрения телемедицины может быть слишком высокой. Техническая платформа должна отвечать жестким требованиям, работать в условиях многосторонней связи и иметь высокое качество изображения, потому что зачастую от этого зависит жизнь пациента — все это стоит очень дорого.
Что сдерживает развитие телемедицины:
«Главное препятствие для внедрения телемедицинских технологий — естественный консерватизм медиков в отношении новых непривычных технологий и вполне оправданный страх руководителей здравоохранения в отношении еще не проверенных решений».
Как будет развиваться рынок телемедицины?
Миллионы людей пользуются услугами телемедицины, и их количество растет с каждым годом. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать, что телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей — людям больше не придется ездить на консультации в другую страну (как, например, это иногда делают онкобольные).
Пациенты получат доступ к более широкому списку услуг, а время ожидания онлайн-приема у врача сократится, потому что будет больше специалистов, подключенных к программе. Со временем телемедицинская и офлайн-база (то есть данные на бумаге, которые хранятся в обычных поликлиниках) объединятся, и абсолютно вся информация о здоровье людей будет храниться в интернете.
Среди направлений потенциально популярной станет онлайн-психотерапия: лечение депрессии, бессонницы, тревожных расстройств. Еще в 2019 году 30-40% опрошенных положительно высказывались о подобных услугах и были не против ими воспользоваться [10]. Сюда же следует отнести приложения для онлайн-медитаций: к примеру, у приложения Calm в Google Play уже 10 млн скачиваний.
Ожидается, что телемедицина охватит новую аудиторию [11]: если сейчас ей пользуется, в основном, молодежь, то в ближайшие годы вырастет число пациентов среднего и пожилого возраста. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, получат круглосуточный онлайн-доступ к врачам, медсестрам и сиделкам. Это особенно актуально с учетом общемировой тенденции к старению населения.
Что касается технологий, то сервисы телемедицины будут активнее использовать ИИ и большие данные для диагнозов и онлайн-консультаций, а также — умные носимые трекеры для мониторинга жизненных показателей, AR и VR. Это значительно упростит и повысит качество диагностики, а также обеспечит доступ к медицинским картам каждого пациента.
ДМС наполняется технологиями
ДМС традиционно считается источником умеренного, но стабильного роста для страхового рынка. Премии в этом сегменте с 2014 года росли ежегодно в среднем на 5–6%, что соответствует уровню медицинской инфляции. Однако в первом полугодии 2019 года объем премий по ДМС взлетел на 11%, до 116 млрд руб., — это около 15,6% всех сборов страховщиков.
Телемедицина в «коробках»
В Банке России объясняют взрывной рост сегмента популярностью программ по защите от тяжелых заболеваний, недорогих программ контроля состояния здоровья (так называемый чекап), а также распространением полисов с франшизой и развитием телемедицины. На росте премий сказался и сезонный спрос на страхование выезжающих за рубеж и страхование от укусов клещей. Например, число выездов в Турцию увеличилось на 40%, в шенгенскую зону для горнолыжного отдыха — на 5–7%.
Отдельно аналитики указывают на роль банковского канала продаж: через банки продаются «коробочные» продукты, говорит управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. «Коробочные» продукты покупают граждане, у которых отсутствует полноценный ДМС и их не до конца устраивает качество программ по ОМС, поясняет глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. В такие продукты часто встраивают услуги по телемедицине. Особенно популярны подобные полисы среди жителей регионов, для них это почти единственная возможность получить онлайн-консультацию врачей из ведущих клиник в России или за рубежом.
По мнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца, причины увеличения страховых премий в ДМС кроются еще и в росте реальных зарплат и повышении платежеспособности бизнеса на волне небольшого, но устойчивого роста экономики. ДМС в отличие от фонда оплаты труда не подлежит налогообложению, что делает финансирование таких программ более интересным для бизнеса, отмечает он.
ДМС классически считается корпоративным продуктом. Согласно статистике ЦБ, премии по договорам с физлицами составляют 14,5%, остальная часть приходится на страхование ИП и юрдиц. При этом средняя премия по ДМС за шесть месяцев 2019 года составила 12,3 тыс. руб., снизившись на 15,9%. Средняя выплата равнялась 3,1 тыс. руб., снизившись в 2,2 раза. Как говорят в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), снижение средней премии и выплаты связано с ростом доли небольших коллективных договоров. В ЦБ добавляют, что большую роль в снижении выплат и цен на такие полисы играет рост популярности программ с ограниченным наборов рисков, программ диспансеризации, которые не предполагают регулярных посещений врачей в течение года.
Будущее рынка и дальше будет зависеть от программ корпоративного страхования. Как замечает аналитик S&P Виктор Никольский, классическое ДМС имеет очень ограниченные перспективы роста — этот рынок поделен крупными игроками и медицинскими учреждениями. Однако в новых сегментах — чекапах и телемедицине — рост будет продолжаться, в том числе благодаря низкой базе.
Расти будут не только классические страховщики, но и ИТ-сервисные компании. Многие страховщики активно развивают онлайн-продажи ДМС, предлагая различные цифровые медицинские решения: «второе медицинское мнение» — для получения альтернативного заключения по поводу текущего заболевания и лечения, а также различные программы, нацеленные на достижение конкретных результатов с постоянной онлайн-поддержкой коучей (как снизить вес, улучшить свою физическую форму).
Набирают популярность и программы по медицинскому консьержу, в рамках которых предоставляются консультации по оформлению квот, поддержка медицинского юриста, поиск и подбор лекарств. В ВСК также верят в развитие прямых продаж через интернет и мобильные приложения, что отчасти будет способствовать снижению стоимости полиса.
Медицинские экосистемы
В целом аналитики прогнозируют дальнейший рост сегмента ДМС темпами 7–12% в год. Среди клиентов компаний ожидается увеличение доли малых предприятий и купивших полис граждан. В итоге на 8–10% будет прирастать и количество застрахованных по ДМС (по итогам первого полугодия 2019-го держателей таких полисов 9,4 млн человек). Как говорится в исследовании Финансового университета, интерес населения к ДМС по итогам августа вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на страхование от критических заболеваний увеличился за год на 77%.
В перспективе, как и во всем развитом мире, страховая медицина наравне с автострахованием и страхованием жизни станет одним из основных столпов страхового рынка, считает Алексей Зубец. Во Франции, например, ДМС и страхование от несчастного случая являются самым быстрорастущим сегментом страхового рынка: премии за 2018 год выросли по ним на 5,6%, до €24 млрд. Причем почти половина этой суммы приходится на страхование расходов по уходу за людьми с ограниченными возможностями: больными, стариками, инвалидами. Алексей Зубец считает, что эти услуги будут все более актуальны и в России по мере старения населения.
Медицина станет более персонализированной, будут учитываться индивидуальные особенности каждого пациента, точнее ставиться диагноз, а значит, и лечение будет адресным и более эффективным, говорит руководитель Центра добровольного медицинского страхования ВСК Ольга Фортушина. Практика персонализированного подхода в медицине существенно продвинется по мере появления баз генетических данных пациентов, а также технологий «интернета медицинских вещей» — сети подключенных медицинских устройств, собирающих данные и передающих их в ИТ-систему для дальнейшего анализа. Это носимые устройства, мобильные приложения, смарт-кровати, таблетки, «умные» измерительные устройства.
Игорь Юргенс отмечает, что страховые компании уже движутся к концепции маркетплейсов, когда на одной площадке клиент может получить полный спектр услуг по медицине: вызов врача на дом, заказ лекарств, онлайн-консультацию в режиме реального времени. «Мы называем это экосистемой и видим, что в ближайшие три года это будет нормой на нашем рынке», — говорит он.
В свою очередь, главной угрозой для роста рынка продолжает оставаться снижение платежеспособности бизнеса и населения и, как следствие, сокращение корпоративных и частных бюджетов на медицинское страхование. «При заработной плате 20–30 тыс. руб. и росте цен на коммунальные услуги, продукты и транспорт человеку трудно будет выделить из своего бюджета средства на страховку», — поясняет Ольга Фортушина. «ДМС не является обязательным видом страхования, и для его развития необходимо повышать культуру рынка ДМС и формировать доверие людей к этому виду страхования, проводить законодательные и инфраструктурные изменения для интеграции медицинских информационных систем в единую государственную информационную систему», — предлагает она.
Медицинская страховка в формате телемедицины что это значит
Купите ОСАГО онлайн
Простое оформление за 5 минут
Купите ОСАГО онлайн
Простое оформление за 5 минут
Путешествуйте по России и миру
c туристическим полисом
Путешествуйте с комфортом
Год онлайн-консультаций
врачей и психологов за 1800 рублей
Врачи онлайн за 1800 рублей
Антикризисное предложение
опытным агентам
Антикризисное предложение
опытным агентам
Страхование от несчастных случаев
Защитите себя и своих близких
на случай непредвиденных ситуаций
Страхование от несчастных случаев
Добровольное медицинское
страхование
Сохраните здоровье вместе с РЕСО-Гарантия
Добровольное медицинское страхование
АГЕНТ РЯДОМ – найдите своего страхового консультанта
Мы ищем агентов рядом с вами на основе геоданных. Чтобы воспользоваться сервисом, разрешите нам отслеживать ваше местонахождение.
Лента новостей
РЕСО-Гарантия отмечает рост количества обращений в компанию из-за снегопада в столице
РЕСО-Гарантия выплатила 14,3 млн рублей за сгоревший дом в Ленинградской области
Отслеживайте статус страхового случая в приложении РЕСО Мобайл
Автострахование от РЕСО-Гарантия
РЕСО-Гарантия © – универсальная страховая компания. В числе наших приоритетов автострахование (как автоКАСКО, так и страхование ОСАГО), добровольное медицинское страхование, страхование имущества (в т.ч. страхование недвижимости), страхование ответственности (в т.ч. добровольная автогражданка) и грузов. Для определения стоимости страховых полисов на калькуляторах сайта вы можете произвести расчет КАСКО (страхование рисков «Хищение», «Ущерб»), рассчитать стоимость полиса ОСАГО и дополнительного страхования АГО, «Зеленая карта» и таких услуг, как ипотечное страхование, страхование квартиры, страхование дачи, ДМС, страхование путешественников, страхование жизни.