Медицинский пост что это
«У нас же главное — «доступность»
Второй год столичные поликлиники работают по принятому в городе «московскому стандарту». Основные пункты программы: ликвидация регистратуры, сестринские посты для решения оперативных вопросов, обслуживающие вызовы на дом мобильные бригады. Как заверяют в мэрии, внедрение «стандарта» повысило доступность и качество амбулаторной медпомощи, правда, сами горожане этого пока не замечают. О том, как видится ситуация изнутри, МедНовостям рассказала участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина.
Участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина. Фото: из личного архива
Всегда считалось, что поликлиника начинается с регистратуры. Как без нее обходятся?
Сегодня пациент не контактирует с местом, где находятся амбулаторные карты. И это, в принципе, неплохо. Карты перенесены в специальное картохранилище, и его работа нормально налажена. Для пациентов, которые приходят к врачу по предварительной записи, карты подбирают заранее. Если человек записался непосредственно перед приемом, доктор звонит в хранилище, и оттуда сразу приносят карту. А на месте регистратуры на первом этаже сейчас сделали зону комфортного пребывания: там стоят диванчики, аппарат с напитками — это еще одно такое нововведение московского стандарта. Хотя, как мне кажется, это не главная зона в медучреждении, пациенты сидят, в основном, около кабинетов, а не на первом этаже.
И много людей сидит около кабинетов? В городском департаменте здравоохранения говорят о повышении доступности амбулаторной медпомощи.
— Реальная доступность для пациентов, если говорить об исследованиях или консультациях врачей-специалистов, и та картинка, которая отражается в аналитическом центре департамента по системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) — это абсолютно разные вещи. В отчетах у нас все очень красиво, а фактически пациенты заносятся в журналы и ждут очереди по месяцу, а то и по полтора.
Например, наши врачи теперь не имеют право сами никуда записывать пациентов, кроме как на анализ крови, рентген и ЭКГ. И то нас постоянно ругают за то, что мы назначаем много анализов крови. А вот для того, чтобы направить пациента на УЗИ, гастроскопию, суточное мониторирование сердца, исследование функции внешнего дыхания — то есть, на обследования, которые являются стандартными при многих заболеваниях и входят в медико-экономические стандарты, терапевт должен в карточке написать обоснование, подчеркнуть его маркером и отдать заведующей на подпись. Заведующие разбираются в горах карт от всех врачей и вписывают их назначения в журналы, по которым пациенты реально ожидают очереди. Но зато в ЕМИАС отражается запись только на пять дней, а на шестой уже горят свободные места. Такая вот доступность.
То же самое с консультациями специалистов. В городских поликлиниках сегодня увеличился поток пациентов (прошла «оптимизация» стационаров, с переходом на подушевое финансирование закрылись ведомственные клиники). Но амбулаторное звено при этом не усилили вообще никаким образом, более того, у нас тоже прошли сокращения. В итоге, у наших пациентов большая проблема с тем, чтобы попасть, например, к эндокринологу.
Фото: Ольга Никонова
Вот я сейчас перечитала порядки оказания медицинской помощи по профилям, откуда следует, что на прикрепленное к нашему филиалу население должно быть пять эндокринологов, а у нас их два. Начальство ругает нашу заведующую за низкую «доступность» — 300 человек в очереди к эндокринологу (конечно, не в коридоре сидит, а записано в журнал ожидания), и распоряжается распределять пациентов по другим филиалам. Но люди не хотят ехать в другие филиалы, а хотят постоянно наблюдаться у одного врача. А те, кто едут, жалуются потом на то, что они никому там не нужны — своих пациентов хватает.
Когда запускался «московский стандарт», обсуждался и вопрос прикрепления к врачам-специалистам людей с хроническими заболеваниями», то, что раньше называлось «диспансерным учетом».
— В одних случаях это был диспансерный учет, в других просто наблюдение — когда диагноз был не совсем ясен, иногда и такое бывает. Но сейчас руководство всячески это ограничивает: пытаясь искусственным путем повысить «доступность», всех, кто был прикреплен к специалистам, открепили. И теперь, если пациенту требуется повторная консультация, он все равно пойдет сначала к терапевту. Первым шагом к этому было введение трехуровневой системы, при которой пациенты могут самостоятельно записаться в терминале только к врачам первого уровня. Это терапевт, окулист, ЛОР-врач, уролог и хирург. За направлением ко всем остальным специалистами пациенты идут к терапевту.
С одной стороны, логика в этом есть, и руководство постоянно упирает именно на то, что пациенты не знают, что им нужно. Например, человек кашляет и думает, что ему нужен пульмонолог, а на самом деле у него проблема с желудком, откуда идет заброс содержимого в пищевод и возникает рефлекторный кашель. Поэтому ему нужен терапевт, который разберется в причине кашля и будет ее лечить, а если не справится — направит к специалисту.
Но с другой стороны, есть много пациентов, которые должны наблюдаться у специалиста по определенному заболеванию и, допустим, раз в полгода его посещать. Раньше врачи могли прикреплять пациента к своей специальности. Даже когда появилась электронная запись, врач ставил в компьютере соответствующую «галочку», и у пациента открывалась в терминале возможность самому записаться к этому специалисту. Сейчас этого нет.
Еще одно новшество — «сестринский пост», на котором медсестры выполняют процедуры, не требующие участия врача, и где пациенты могут получить рецепты на льготные лекарства, различные справки и результаты анализов.
— На «посту» в коридоре медсестры выполняют справочные функции, выписывают анализы. Если пациенту назначено какое-то стандартное обследование, допустим, для операции, то они тоже без врача занимаются этим — подбирают карточку, вклеивают в нее назначения. Могут сделать обследование для санатория. Так что смысл в таких постах, конечно, есть. Но эти посты действительно помогали бы в том случае, если бы существовали, как дополнение к нашей работе. То есть, врачи с медсестрами вели прием, а на посту работали две-три отдельные медсестры в смену. Но на деле часть приема медсестры сидят с нами, а другую часть работают на сестринском посту. Или стоят внизу у терминала, которым не все могут пользоваться, помогают дежурному администратору, распределяют пациентов у входа.
А ведь еще есть процедуры на дому — анализы или инъекции, на которые медсестры ходят либо в свое свободное время, либо во время приема, если их врач отпустит (они же также по восемь часов в поликлинике работают, как и врачи). Мы у себя в поликлинике периодически бунтуем, и начальство как-то старается сделать «и вашим, и нашим». Но в некоторых поликлиниках медсестер совсем сняли с приема, в результате половина врачей там просто уволилась.
А вот с выпиской лекарств льготникам процесс налаживается хорошо. Только этим занимается не сестринский пост, а кабинет паллиативной помощи. Если пациент стабилен, и ему не нужна консультация врача, а нужен только рецепт на бесплатное лекарство, которое он получает, допустим, по инвалидности, диабету или астме, то он может просто оставить заявку в этом кабинете. И люди говорят, что им это удобно — заявку можно подать заранее и вовремя все получить. Многие пациенты пока все равно ходят к врачам выписывать рецепты, как привыкли. Но бывает и так, что человек приходит ко мне на прием, а на вопрос о выписке рецепта отвечает: «Нет, не тратьте время, я к вам только проконсультироваться».
Увеличив время приема участковых терапевтов, их освободили от ежедневных вызовов на дом, которые обслуживает теперь отдельная выездная служба. Насколько эффективны такие мобильные бригады?
— Бригада — это врач и водитель, который его везет. Причем разговоры о том, что у него есть оборудование для экспресс-диагностики (например, электрокардиограф и глюкометр) — это все сказки. В большинстве поликлиник ничего этого нет. Как были врачи участковые с фонендоскопом, тонометром, фонариком и со своими руками, там они, по большому счету, и остались. Преимущество такой «бригады» перед участковым терапевтом заключается в графике работы: с 9 часов утра до 8 вечера. И если пациент — это молодой здоровый человек, который подхватил простуду, то ему не нужен конкретный участковый терапевт. Выездной врач так же осмотрит его, назначит стандартное лечение и выпишет больничный, который он придет продлевать в поликлинику. Поэтому молодые пациенты обычно не жалуются, их все устраивает.
Проблема возникают с более возрастными пациентами, у которых есть сопутствующие заболевания. И на которые обязательно надо обращать внимание при назначении лечения, даже если они заболевают все той же простудой. Участковый врач, который давно работает на участке и хорошо знает своего пациента, скорее разберется, что же делать в такой ситуации. Ему не надо расспрашивать человека: «чем Вы болеете, есть ли у Вас сахарный диабет, повышается ли давление». А у врача мобильной бригады, у которого по 30 вызовов в день, просто нет возможности расспрашивать обо всем этом пациента. Отсюда ошибки в диагностике и в лечении, назначение препарата, который больному противопоказан, осложнения.
Очень часто «чужие» врачи пропускают какую-то патологию, из-за того, что не знают пациента. Каждый участковый может привести примеры из своей практики, когда пациент жалуется, что ему плохо, а все физические показатели при этом (температура, давление) в порядке. Но если это знакомый больной, ты поймешь, что с ним что-то не так, он как-то изменился. В такие моменты срабатывает врачебная интуиция, и ты по его жалобам понимаешь, что это может быть инфаркт, разрыв аневризмы аорты или что-то еще, требующее срочной помощи, хотя внешне пока еще никаких проявлений нет. Врач «Скорой помощи» или мобильной бригады, который не знает пациента, в такой ситуации может махнуть рукой: «Вы придумываете», и уехать.
К сожалению, так было с одной моей пациенткой (когда мы еще ходили по домам). Она трижды вызывала «Скорую» с жалобами на очень сильную одышку, из-за которой практически не могла ходить. Но на кардиограмме, которую они все снимали, не отражалось никаких изменений. Третья «Скорая» все-таки передала в поликлинику «актив». Я пришла к пациентке, и сразу поняла, что это инфаркт — потому, что видела ее буквально за две недели до этого и могла оценить динамику состояния. Я ее госпитализировала (причем, со скандалом — «Скорая» не хотела ее забирать), в больнице подтвердился инфаркт, но в итоге она скончалась. Если бы первая «Скорая» отвезла эту женщину в больницу, то вполне вероятно, она осталась бы жива.
По московскому «стандарту» маломобильных граждан курируют на дому специально созданные патронажные отделения. А также к ним должен приходить в плановом порядке в свою рабочую субботу и участковый врач.
— Всех маломобильных больных передали тем же выездным бригадам. К тому же, многие хроники выходят из дома, совсем уж не ходячих не так много. Изначально, когда это все начиналось, нам выделялось какое-то время на посещение этой небольшой группы маломобильных пациентов. И в такой ситуации тоже можно было упустить время. Был случай, когда мобильная бригада передала мне: гипертоническая болезнь, коррекция терапии. «Коррекция терапии» — это не острое состояние, и посетить больного полагается планово в течение недели-десяти дней. Но я тогда пошла сразу, и слава богу, потому, что пациентка резко слегла. У нее оказалась застойная двухсторонняя пневмония, и неизвестно, что бы с ней произошло, если бы я ее тогда не прослушала.
Но в последние несколько месяцев нам вообще не выделяют времени на посещение маломобильных пациентов. Сначала у нас на это был один день в неделю, потом один раз в месяц в свое дежурство, а потом это прекратилось вообще. Потому что у нас же главное — «доступность», и начальство следит, чтобы терапевты больше принимали людей за день. А для этого нужно больше времени проводить в поликлинике на приеме, какие уж тут посещения лежачих.
Поэтому сейчас мы все надежды возлагаем на паллиативную помощь, которая только-только начинает развиваться. Она затронет тяжелых хронических пациентов, с онкологией, с хроническими суставными заболеваниями, с болевыми синдромами, а также другие группы маломобильных людей, которые по каким-то причинам не выходят из дома. У нас в паллиативном отделении есть несколько медсестер и фельдшеров, и один врач. Но пока они не в состоянии охватить всех нуждающихся и ходят только в ближайшие дома.
Сегодня КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» информирует жителей об актуальных направлениях работы взрослой поликлиники!
опубликованно в газете «Огни Енисея»,№11 от 13 марта 2020г.
При входе во взрослую поликлинику нас встречает медицинский пост, для чего он создан?
Известно, что любой человек оценивает происходящее в течение нескольких секунд и вырабатывает подсознательно свое отношение к происходящему! Итак, во взрослой поликлинике с первых секунд вас встречает администратор на медицинском посту, который не только сориентирует вас по всем возникающим вопросам, но и проверит температуру бесконтактным термометром, измерит артериальное давление и пульс. Тем самым, своей заботой администратор создаст вам положительный настрой на дальнейшее пребывание в поликлинике!
Администратор при необходимости распечатает для вас из электронной медицинской карты результаты анализов и обследований, а также предложит заполнить анкету по независимой оценке качества. При наличии отклонений от нормы (повышенная температура, давление или пульс), администратор отметит в специальном журнале красным цветом («Обратить внимание!»), сделает отметки в электронной медицинской карте, сообщит заведующему поликлиникой, при необходимости, проводит в кабинет неотложной помощи, в отделение профилактики, в доврачебный кабинет или запишет на плановый прием к терапевту. Пациентов с хроническими заболеваниями направит на занятия в Школу здоровья соответствующего профиля. Таким образом, мы стараемся, чтобы ни один посетитель поликлиники не остался без нашего внимания и роль администратора медицинского поста, как встречающего пациентов, трудно переоценить!
Как изменился внутренний режим работы взрослой поликлиники для повышения доступности медицинской помощи?
Как правило, с чего начинается работа в этом направлении? Ответ прост- с того, что очевидно и не требует каких-либо материальных затрат. Например, в настоящее время, во взрослой поликлинике для удобства работающих пациентов, которым необходимо попасть на первичный приём с утра с минимальными временными затратами, изменена структура приёма участковых терапевтов: первые часы с 8:00 отведены для первичных пациентов, последующие-для приема повторных, в т.ч. по больничным листам. Во вторую смену (вечерний прием) запись первичных пациентов смещена к вечеру до 20:00, что позволяет работающим гражданам посетить врача, не отпрашиваясь с работы. Для соблюдения санитарно-эпидемиологического режима через каждые два часа врачебного приема вводится 15-минутный перерыв. В это время врач и медсестра проветривают кабинет, что наряду с обеззараживанием воздуха (в кабинетах функционируют рециркуляторы) позволяет вести дальнейший прием пациентов в более комфортных и безопасных условиях, как для пациентов, так и для самих медицинских работников. При этом врач и медсестра на время проветривания выходят из кабинета. Соблюдение режима труда и отдыха медицинскими работниками обязательно положительно отразится в целом на работе всей больницы и является частью корпоративной программы укрепления здоровья на рабочих местах и профилактики заболеваний у сотрудников!
Для пациентов, нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи в день обращения, работает кабинет неотложной помощи на 1этаже взрослой поликлиники (№58). Такое распределение потоков пациентов во взрослой поликлинике исключает ненужное ожидание у кабинетов и сокращает временные затраты для пациентов!
Как будет функционировать созданная Единая справочно-информационная служба?
В настоящее время в больнице начала функционировать Единая справочно-информационная служба (ЕСИС). Звонки поступают в ЕСИС, в который имеются необходимые пациенту сведения о приеме специалистов взрослой, детской и стоматологической поликлиник, женской консультации, а также сведения о расписании диагностических услуг и другая информация. Поэтапно, в ведение службы также будут переданы функции по приему вызовов на дом. Основные задачи ЕСИС, чтобы позвонивший пациент мог получить выверенную однозначную информацию. Здесь стоит отметить, что специалистам ЕСИС необходимо будет плотно работать со специалистами регистратур, чтобы информация, доведенная до пациентов специалистами ЕСИС и специалистами регистратур, была выверенной и однозначной. Для этого также на новый уровень будет выводиться и работа названных специалистов по единым стандартам общения. Следующая задача ЕСИС состоит в информировании записавшихся пациентов на плановый прием к врачу в поликлиники накануне приема. Это становится очень важным, например в случае, если меняется расписание, например по причине временной нетрудоспособности врача и пациентов нужно предупредить и перезаписать по имеющейся свободной записи к другим врачам. Единая справочно-информационная служба в будущем должна стать основным связующим звеном между больницей и пациентами!
Что нового в организации выписки рецептов льготной категории граждан?
Пациенты с хроническими заболеваниями получающие базисную поддерживающую терапию, (например пациенты с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью) вынужденные ежемесячно записываться на прием к своему участковому врачу-терапевту только для того, чтобы врач выписал рецепт, поэтапно переходят на новую схему ведения. В рамках которой, пациенту не нужно будет ежемесячно записываться на прием к своему лечащему врачу, а нужно будет плановом порядке обращаться только в доврачебный кабинет по выписке рецептов один раз в месяц в течение квартала. Здесь необходимо отметить и проинформировать жителей, что в соответствии с пунктом 6 приказа Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н (ознакомиться с данным приказом можно в сети интернет) после выписки им в поликлинике рецепта, аптечная организация отпускает лекарственные препараты в течение указанного в рецепте срока его действия (например до 5, 10, 15 дней).
Как это стало возможным? Соответствующим приказом по больнице введена форма врачебного протокола. Данным протоколом лечащий врач (участковый врач-терапевт в данном случае) передает полномочия фельдшеру доврачебного кабинета на право самостоятельного осмотра пациента (при этом фельдшер обязательно должен измерить артериальное давление, бесконтактным термометром измерить температуру тела, пульсоксиметрией оценить частоту сердечных сокращений) и если у пациента отсутствуют тревожные сигналы для необходимости направления его к лечащему врачу, осуществить ему выписку льготных рецептов. Но, пацент, в любом случае один раз в квартал должен обязательно быть направлен на осмотр к своему лечащему врачу, который после осмотра и при отсутствии отклонений по состоянию здоровья у пациента, продлит действие протокола на следующие три месяца.
Это удобно как пациенту, так и лечащему врачу. И что, важно, в записи на прием к врачам во взрослую поликлинику, как мы видим, появляются резервы для свободной записи пациентам на первичный прием по заболеванию!
В поликлинике поэтапно планируется изменить внутренний порядок проведения диспансеризации, с чем это связано?
Итак, когда уже все готово, врач оценивает анкету, анализы и обследования и внимательно осматривает пациента для исключения видимых локализаций различных заболеваний на ранних стадиях. Другими словами участковый врач-терапевт проводит заключительный этап диспансеризации, других профилактических осмотров. Определяет группу здоровья, назначает рекомендации, принимает на диспансерное наблюдение или направляет на второй этап диспансеризации!
Диспансеризация и другие профилактические осмотры играют большую роль в снижении заболеваемости и смертности населения, диспансеризация касается всех! Раз в год каждый житель Дивногорска должен пройти тот или иной вид профилактического осмотра! Для удобства работающих граждан отделение профилактики взрослой поликлиники с февраля 2020 года работает в две смены, с 8-00 до 20-00 и открыто для всех желающих пройти диспансеризацию и другие профилактические осмотры. Также отделение профилактики работает каждую третью субботу месяца с 8-00 до 12-00.
Порядок прохождения диспансеризации и других профилактических осмотров прост: необходимо посетить отделение профилактики, расположенное в правом крыле взрослой поликлиники на втором этаже. В анамнестическом кабинете (№5) вас встретит медицинский работник, который поможет заполнить анкету, выдаст направления на анализы и обследования, разъяснит весь ваш дальнейший маршрут!
Что такое корпоративные программы здоровья на предприятиях?
Доказано, что корпоративные программы укрепления здоровья на рабочих местах и профилактика заболеваний могут улучшить здоровье работников, сократить расходы работодателя на оказание медицинской и социальной помощи, что делает это выгодным как для работников, так и для работодателей. Приводим данные исследования Всемирной организации здравоохранения: меры по охране здоровья на рабочих местах помогают сократить на 27% продолжительность пребывания на больничном и на 26% расходы компаний на медикосанитарное обслуживание.
Укрепляется и имидж работодателя и соответственно повышается привлекательность предприятия для новых кандидатов. По статистике 52% сотрудников считают наличие спорта в компании значительным конкурентным преимуществом среди работодателей. 87% считают работодателя ответственным за здоровье сотрудников. Важным на ряду со спортом является реализация корпоративных программ по направлению профилактики потребления табака.
Работодатели могут ознакомиться с практиками реализации корпоративных программ укрепления здоровья на рабочих местах в следующих материалах:- Всемирная организация здравоохранения: «Здоровье работающих: глобальный план действий», Корпоративные модельные программы «Укрепление здоровья работающих» на сайте КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» во вкладке «Корпоративные программы укрепления здоровья».
В рамках реализации корпоративных программ укрепления здоровья работников на предприятиях, КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» предлагает при прохождении работниками предприятий периодических медицинских осмотров, одновременно проходить и диспансеризацию. При этом, стоимость услуг по периодическому медицинскому осмотру для предприятий снижается, так как отдельные обследования, которые работник проходит по программе диспансеризация, из общей стоимости периодического осмотра работников предприятия исключаются. Мы считаем, что такой вклад больницы в развитие корпоративных программ на предприятиях является взаимовыгодным в общем деле укрепления здоровья работающих граждан и заинтересовывает многих работодателей. А сотрудники отделения профилактики взрослой поликлиники всегда готовы оказать предприятиям методическую помощь в развитии корпоративных программ и оказать содействие в информировании работников предприятий о программе диспансеризации, других профилактических осмотрах, вакцинации, профилактики потребления табака!
И, в заключении, в течение всего года мы будем регулярно информировать жителей нашего города о том, что предпринимается в больнице для повышения доступности и качества медицинской помощи. Мы заинтересованы в повышении привлекательности нашей больницы для новых врачей, фельдшеров, медицинских сестер. Так с конца прошлого года к нам в больницу приехали работать семь врачей различных специальностей: четыре врача стоматолога, врач-хирург, участковый врач-терапевт, врач-инфекционист.
Мы рассчитываем, что все вышесказанные мероприятия по повышению доступности медицинской помощи во взрослой поликлинике найдут поддержку у жителей нашего города и будут успешно реализованы! Будьте здоровы!
главный врач, кандидат медицинских наук В.С. Денисов.