Медицинский туризм в россии что это
Медицинский туризм: россияне открывают новые горизонты
В какую страну лучше поехать лечить онкозаболевание? Где лучше осуществить пластику лица? Что пользуется спросом у иностранных пациентов в России?
О медицинском туризме корреспонденту «Правды.Ру» Анжеле Антоновой рассказала Анна Василец, основатель и президент Группы компаний «Атлас здоровья», председатель клуба «Качественное долголетие», директор департамента по медтуризму РОО «Интернациональный союз женщин».
Самые популярные для России страны медицинского туризма
— Анна, наша сегодняшняя тема — медицинский туризм. Что он собой представляет?
— Вообще, во всем мире медицинский туризм — это такое обширное понятие, и оно включает, конечно же, самое главное — возможность получения качественных медицинских услуг пациентом за рубежом.
Все, что связано со здоровым образом жизни, качеством жизни и ее улучшением.
— Какие страны считаются лидерами по уровню медицины?
— Наверно, у россиян всегда звучит две страны — это Израиль, конечно же, и Германия. Но сегодня на рынок приходят новые ведущие игроки, такие как Южная Корея.
Новички в медицинском туризме для России
— Неужели?
— Да, Южная Корея лидирует по привлечению пациентов по пластической хирургии, эстетической медицине, потому что в стране это направление активно развито.
Южная Корея принимает ежегодно около 800 тысяч иностранных пациентов по пластическим манипуляциям.
Это связано с исторической особенностью Южной Кореи.
Также выходят на рынок такие новые игроки, как Италия, Франция. Конечно же, остается VIP-направление — Швейцария, где наши пациенты получают качественные медицинские услуги. Ну и, конечно же, сейчас стремятся привлекать, в том числе и медицинскими услугами, страны традиционного туризма — Грузия, Греция, Турция и многие другие.
Но для этого нужно активно все-таки вести политику на российском рынке по пропаганде возможностей.
Что привлекает россиян в Израиле
Потому что наши пациенты привыкли ездить в Израиль, привыкли ездить в Германию, и новым направлениям, конечно, непросто на этот рынок зайти. Тем более, если мы говорим об Израиле, то Израиль — это Святая земля, в Израиле в принципе практически отсутствует языковой барьер.
И самый главный, конечно, плюс Израиля — отсутствуют для граждан России барьеры по въезду, то есть виза не нужна.
Соответственно, когда человек болеет, не может ждать, это очень важно. А для онкопациентов каждый день идет обратный отсчет, поэтому важно быстро вылететь в страну, пройти диагностику и назначить адекватное лечение для полного выздоровления.
«Атлас здоровья»: как все работает
— Расскажите, пожалуйста, про вашу компанию «Атлас здоровья». Какова ее история?
— Мы уже более десяти лет работаем на рынке медицинских услуг. Мы сами родом из Сибири. Семь лет мы занимались этим видом деятельности в Красноярске, и вот уже три с половиной года работаем в Москве. Теперь и наш головной офис в Москве.
Мы помогаем не только москвичам, но и всем россиянам в любой точке нашей большой страны, потому что сейчас все посредством онлайн, цифровизации можно делать на расстоянии. Соответственно, к нам обращаются с разных уголков нашей великой страны.
— И вы полностью обеспечиваете выезд в другие страны, организовываете получение визы и все остальное?
— Да. К нам обращается пациент. По определенному запросу, если он считает, например, что ему неверно поставили диагноз, человек хочет пересмотреть свой диагноз в зарубежной стране, он предоставляет определенные медицинские документы. Также если уже диагноз точен и верен, мы должны помочь ему с программой лечения.
Мы прорабатываем все консилиумным мнением с нашими зарубежными специалистами, выбираем то или иное направление и подготавливаем непосредственно весь путь для того, чтобы пациент попал в ту или иную страну.
Поэтому мы находимся на каждом этапе его поездки, сопровождаем. И уже многие пациенты, наверно, стали друзьями нашей группы компаний.
Вот совсем недавно был день нашего рождения. И я была удивлена, что со всего мира летели открытки с поздравлениями. На самом деле здесь надо понимать, что люди тебе доверяют самое важное — свое здоровье.
— Человек, находясь в России, как-то имеет возможность общаться с доктором?
— Да, ситуация получается такая: он предоставляет нам медицинские документы, наш медицинский консилиум в России обрабатывает всю информацию, подготавливает для иностранной стороны, и уже иностранная сторона представляет программу предварительной диагностики и возможности лечения на сегодня по тому диагнозу, который выставлен в России.
На месте пациенту составляют точную программу по лечению и, соответственно, озвучивают необходимые сроки пребывания в стране. Наша задача — отправить к нужному специалисту в нужную клинику.
Но главную роль играет не столько сама клиника, а именно технологии, которые существуют в клинике, и квалификация специалистов. От этого зависит успех лечения.
Читайте продолжение интервью:
Беседовала Анжела Антонова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Медицинский туризм: почему иностранцы лечатся в России, а россияне — за границей
В десятку лучших направлений для медицинского туризма входят Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Индия, Германия, Франция, Южная Корея, Италия и Колумбия.
Здоровы потенциально
Наша страна на 34-м месте. Ее ближайшие соседи — Иордания (33-е), Оман (35-е), Тунис (36-е) и Кувейт (37-е). Всего в рейтинг вошло 41 государство. При этом, по данным Всемирной туристской организации при ООН UNWTO, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире. Но вот по реализации этого потенциала всего лишь 59-е.
Официальной отечественной статистики по медицинскому туризму пока нет. Но, по данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в прошлом году с медицинскими целями Россию посетили более 110 000 иностранцев. Въездной медицинский туризм в России за 2015 год вырос на 21%, за 2016 год — на 56%. И принес России, соответственно, 7–10 млрд рублей и 10–15 млрд рублей, по данным Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.
Кто все эти люди
По данным АОММТ, на лечение в Россию едут состоятельные граждане из стран бывшего СНГ, где получить медицинскую помощь высокого уровня затруднительно. Они могут заплатить немалые, по меркам своих стран, деньги за ЭКО, онкологические операции, коронарное шунтирование. Эксперты отмечают, что за последний год вдвое возросло число медицинских туристов из Китая. Приезжают в Россию также пациенты из Японии, Вьетнама. Они активно посещают города Сибирского федерального округа. В целом жители Средней и Юго-Восточной Азии составляют более 60% медицинских туристов. Спрос на российскую медицину наблюдается также среди граждан Дании, Швеции, Финляндии, Германии и Израиля. Как правило, это наши бывшие граждане и члены их семей.
Самая востребованная медицинская отрасль — стоматология (44% пациентов). Далее следуют гинекология и урология (около 25% в совокупности), пластическая хирургия (10%), офтальмология (10%) и кардиология (5%). Как правило, иностранцы приезжают в Россию за лечением, которое не имеет страхового покрытия (или его недостаточно) у них на родине. А также в случае больших очередей на некоторые виды бесплатного лечения. Относительно низкий курс рубля позволяет иностранцам экономить на получении медицинских услуг до 40–80%.
Эксперты уже высказывают опасения, что приток состоятельных пациентов из-за рубежа поднимет цены на платные медицинские услуги в России и сделает их недоступными для большинства россиян. Эти опасения преждевременны. Чтобы медицина в России стала по-настоящему привлекательной для иностранцев, ей придется срочно решить следующие задачи: повысить уровень сервиса как для пациентов, так и для сопровождающих лиц, научить врачей и средний медперсонал английскому языку, довести уровень реабилитации до мирового уровня. Пока же только четыре клиники в России прошли сертификацию Joint Commission International (JCI). Для сравнения: в Израиле таких больниц насчитывается 31, в Южной Корее — 27.
Дома стены не помогают
Эксперты отмечают, что к 2017 году число медицинских туристов из России достигло докризисного уровня и составляет около 80 000 человек в год. По данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в 2014–2015 годах на лечение за границу отправлялось более 100 000 человек ежегодно. В 2016 году количество таких туристов сократилось до 80 000 человек и держится пока на этом уровне.
Самыми востребованными у россиян странами для лечения последние несколько лет являются Израиль, Германия и Финляндия. Однако быстро растет поток в страны Азии — Турцию и Индию. Цены там на 40–50% ниже, чем в Европе, при сравнимом уровне медицинских услуг.
Что заставляет пациентов из России искать лечения за рубежом? Основных причин пять.
Агрегаторы здоровья
Перед российским пациентом, решившим получить медицинскую помощь за границей, встает проблема выбора страны, клиники и конкретного врача. Вроде бы имеется множество посреднических фирм. Их находят с помощью Google и «Яндекса», опрашивают знакомых и родственников. Как правило, дело заканчивается тем, что человек просто выбирает понравившийся сайт, где обещают помочь быстро и дешево. Однако по неопытности можно сильно ошибиться. Обычно такие фирмы работают как обыкновенные турагентства и не сильно обеспокоены качеством медицинских услуг, которые предоставляют клиники-партнеры.
Поэтому будущее за онлайн-платформами, которые дают возможность пациенту быстро, в режиме реального времени связаться с нужной клиникой и врачом и получить всестороннюю помощь, от перевода медицинских документов на иностранный язык до построения логистики и резервации отеля. Международная аккредитация клиник-партнеров в системе JCI и ISO (международная организация по стандартизации), а также аккредитация в своих странах (Care Quality Commission — в Великобритании, NCQA — в США, Technical Control Unit — в Германии) позволяют обеспечить пациенту безопасность и высокое качество медицинских услуг. Российский рынок медицинского туризма пока не организован и не освоен, а спрос внутри России на лечение за рубежом будет только расти. Сейчас в Европе здравоохранение и сфера медицинского туризма переживают цифровую революцию, но в России пока эти процессы находятся на начальном этапе развития. Однако сравняются ли потоки медицинских туристов «туда» и «обратно» и когда именно, зависит не столько от организации рынка, сколько от платежеспособности российских пациентов.
Лечиться в России. Есть ли перспективы у медицинского туризма
Количество иностранцев, приезжающих в Россию на лечение, за последние два года увеличилось почти в два раза. В 2016 году, по данным Российской ассоциации медицинского туризма, страну посетило почти 20 000 медицинских туристов, столько же — в I квартале 2017 года. Минздрав планирует увеличить это число до 500 000 человек в год. Однако готова ли наша система оказания медицинской помощи к такому потоку иностранных пациентов? И в чем мы значительно отстаем?
Положение стран на рынке медицинского туризма меняется. Если еще лет пять назад лидирующие позиции занимали США, Германия и Израиль, то сегодня уровень популярности этих стран у медицинских туристов сильно упал. Согласно рейтингу Health Care Outcome, в первую пятерку входят Сингапур, Италия, Япония, Швейцария, Австралия. Израиль находится на 10 строчке рейтинга. Активную позицию занимают на рынке восточные страны: Таиланд, Индия, Малайзия. Например, с целью лечения Таиланд в 2015 году посетило более 3 млн человек, а Малайзию — около 1 млн.
Постепенно игроком этого рынка становится Россия. Экспертный портал в области медицинского туризма intmedtourism.com впервые включил Россию в список стран, где можно получить качественную и относительно недорогую медицинскую помощь.
Цена вопроса
По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, интересуют иностранцев в России в основном высокотехнологичные направления в медицине: эндопротезирование суставов, сердечно-сосудистая хирургия, стоматологическое лечение, микрохирургия глаза, экстракорпоральное оплодотворение, онкология. Словом, все те направления, в которых российские врачи добились значительных успехов. Например, эффективность процедуры ЭКО в отечественных клиниках на 40% выше, чем в Европе, да и само лечение доступнее. Так, более половины пациенток прибыло из Италии, где подобные репродуктивные технологии долгое время были запрещены. 20% приезжает из Великобритании, где существуют огромные очереди за донорскими биоматериалами. Много пациенток из Израиля, так как там существуют возрастные ограничения для проведения ЭКО. В России подобных проблем нет.
В основном сюда приезжают пациенты из стран СНГ — их более 70% из всего потока медицинских туристов. Около 13% — это жители Прибалтики и стран Северной Европы, 10% — туристы из Центральной Европы, Юго-Западной Азии и Китая.
Почему мало пациентов из США
Лишь 4% всех приезжих составляют пациенты из США и Великобритании. Это объясняется тем, что в этих странах существует негласный запрет на лечение в России. Как рассказал директор Научного центра сердечнососудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, академик Лео Бокерия, зарубежные врачи ревностно относятся к своим пациентам, особенно если они едут на лечение к российским специалистам: «Ко мне привезли шестилетнего ребенка из Соединенных Штатов Америки. Но когда уже был назначен день операции, пришла мать и сказала, что ей позвонили из дома и в категорической форме потребовали вернуть ребенка домой. Другой пример — одна большая страховая фирма заключила с нами договор на лечение больных из Азии и Африки. Но все заглохло. Как мне объяснили потом, им в Великобритании открыто объяснили, что если они привезут к нам хоть одного больного, то у их бизнеса будут проблемы».
Однако в России, помимо открытой дискредитации отечественных медицинских центров за границей, есть и другие проблемы. По словам президента Российской ассоциации медицинского туризма Константина Онищенко, здесь значительно отстает уровень сервиса. К тому же иностранным пациентам важно предоставить расширенный комплекс услуг, куда будут включены не только лечебно-реабилитационные процедуры для него самого, но и варианты размещения родственников, которые его сопровождают.
Важно, чтобы медицинские специалисты владели английским языком. Однако, по данным Минздрава, только 10–12% врачей говорят на иностранном языке, что сильно ограничивает их возможности по лечению пациентов из других стран.
Минздрав сейчас активно разрабатывает программу по привлечению иностранных туристов. Формируются целевые регионы: московский, северо-западный и новосибирский. Одной из составляющих такой программы является рейтинг медицинских учреждений, которые будут оцениваться по уровню оснащения, квалификации врачей, количеству предоставляемых услуг.
Однако нужно дорабатывать и другие моменты. Важно обеспечить инфраструктуру должным образом, ввести медицинские визы для иностранных пациентов и их родственников. Необходимо взаимодействие с ассистанс-компаниями, которые занимаются организацией лечения, в том числе за границей. Также нужно использовать маркетинговые инструменты — отечественные центры просто не умеют продавать свои медицинские услуги. Решив эти проблемы, можно рассчитывать на приток медицинских туристов. Пока же этот процесс если и будет развиваться, то не столь быстрыми темпами, как хотелось бы.
Медицинский туризм в России: перспективы и прогнозы
Наталья Юдина, исполнительный директор Национального Совета Медицинского Туризма, рассказала НаПоправку о перспективах медицинского туризма в России. Наталья — соавтор разработанных Методических рекомендаций для медицинских организаций по работе с иностранными пациентами, и исследования, проводимого на базе ВШЭ, «Оценка экспортного потенциала системы здравоохранения регионов РФ и разработка предложений по расширению экспорта медицинских услуг».
Национальный проект «Здравоохранение»
В России 1 января 2019 года стартовал пятилетний Национальный проект «Здравоохранение». Одна из его задач — развитие экспорта медицинских услуг. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 гласит, что ежегодный объем экспорта медицинских услуг к 2024 году должен составить 1 миллиард долларов США и 1,2 миллиона иностранных пациентов.
В мае 2019 года начал работу Национальный Совет Медицинского Туризма. Совет объединяет участников рынка медицинского туризма и развивает его на трех уровнях:
Также он поддерживает и помогает медицинским организациям разной формы собственности. Вступить в Совет могут любые медицинские организации, которые планируют работать с иностранными пациентами.
Членство в Национальном Совете
Вступительный взнос для медицинских организаций любой формы собственности – 99 000 рублей. Он вносится ежегодно. За эти деньги учреждение получает:
Совет уже составил два видеокурса («30 каналов привлечения иностранных пациентов» и «Работа с агентствами медтуризма от А до Я»). Раз в 1-2 недели мы выпускаем дополнительные курсы. Осенью планируем запустить курс совместно с Росздравнадзором по системе менеджмента качества. Также планируется курс совместно со страховыми компаниями по страхованию профессиональной ответственности медицинских организаций.
Практическая цель Совета – переориентировать медицинскую организацию на работу с иностранными пациентами и их активное привлечение за 4-6 месяцев, вместо стандартных 2-3 лет. Безусловно, клиники могут развивать медицинский туризм и без Совета. Уже сейчас во многих медицинских организациях есть неорганизованный «поток» иностранных клиентов. Но мы провели аудит и выяснили, что клиники используют лишь 1-3 пассивных канала привлечения иностранных пациентов. Мы же собрали более 30 активных и эффективных. Они помогут больнице нарастить поток пациентов и сделать его организованным.
Направления
Национальный Совет Медицинского Туризма провел интервью с руководителями ведущих центров РФ, уже развивающих направление въездного медицинского туризма. В результате мы сформировали список нозологий, которые пользуются спросом среди иностранных пациентов в медицинских организациях Санкт-Петербурга и Москвы:
Китай, Казахстан и Азербайджан лидируют по количеству обращений в клиники РФ.
Мировая практика
В мире всего 10 стран, имеющих государственную поддержку развития экспорта медицинских услуг.
Из перечисленных выше стран опыт развития экспорта медицинских услуг одновременно в более чем 5 регионах есть только у 4 стран:
Федеральный проект развития экспорта медицинских услуг в России уникален. Впервые в истории в рамках одной страны в проекте участвует 71 регион. И основная доля участников – государственные медицинские организации.
Государственная поддержка
Государство поддерживает медцентры через несколько структур:
В Федеральном паспорте проекта установлены плановые показатели:
2. Министерство экономического развития РФ утвердило стратегию развития экспорта услуг до 2025 года.
3. Федеральное Агентство по Туризму планирует развивать веб-сайт russia.travel, сформировать национальный бренд медицинского туризма и привлекать иностранных пациентов через туроператоров.
4. Российский экспортный центр под эгидой Министерства экономического развития РФ финансово поддержит участие медицинских организаций в международных выставках и получение международных сертификатов системы менеджмента качества (СМК).
Лечение иностранных пациентов приносит клиникам внушительный доход. В “Федеральный проект развития экспорта медицинских услуг” вошли только государственные медицинские организации. Но общий план по объему привлеченных денежных средств и количеству иностранных пациентов составлен с учетом иных медицинских организаций (входящих в структуру ФМБА, а также частных МО и др.).
Мы делим медицинские организации на три категории:
Кому медицинский туризм не нужен
Из 85 регионов РФ в “Федеральный проект развития экспорта медицинских услуг” вошел 71 регион. Например, в Ненецкий АО, который не вошел в федеральный проект, живет 43 тыс. чел. на весь округ, и в нем нет ни одной медицинской организации, которая бы оказывала ВМП (высокотехнологичную медицинскую помощь). Данному региону пока нечего предложить иностранным пациентам, так как ВМП гражданам РФ, живущим в этом регионе, оказывается в соседних регионах.
Каждой медицинской организации стоит трезво оценивать свои силы. Для этого Национальный Совет Медицинского Туризма в течение второго полугодия 2019 года составит рейтинг привлекательности регионов РФ для иностранных пациентов.
С чего начать
Совет разработал практические рекомендации для медицинских организаций. Этот документ вводит специализированную терминологию, дает рекомендации по созданию внутренней и внешней инфраструктуры, регламентируют вопросы визовой поддержки, миграционного учета, тарифной политики, защиты прав иностранных пациентов, доступности и информационной открытости, российского и международного законодательства по обработке, хранению и передаче персональных данных и др.
В международном медицинском туризме есть золотое правило: «Логистика, логистика и еще раз логистика». Пациенты должны легко найти нужную информацию и быстро связаться с клиникой: сайт на иностранном языке, англоговорящий колл-центр, выделенная электронная почта для иностранных пациентов, подготовка предложений по лечению на иностранных языках.
Фрагменты презентации Натальи о развитии медтуризма в МО
Необходимо продумать логистику по организации приезда: визовая поддержка, удобная транспортная доступность, трансфер из аэропорта в медицинскую организацию. Нужна и внутренняя логистика: внутреннее взаимодействие структурных подразделений медицинской организации, указатели на иностранных языках, персонал МО со свободным уровнем владения иностранными языками или переводчики, подготовка выписных эпикризов на иностранном языке. Это и есть дорожная карта подготовки медицинской организации к работе с иностранными пациентами.
Основная ошибка клиник – это желание получить поток иностранных пациентов без дополнительных усилий. МО часто не понимают, кто их целевой иностранный пациент, почему он должен приехать именно к ним, какие нозологии нужно продвигать на зарубежный рынок, как привлекать пациентов. Вторая ошибка – многие медицинские организации боятся работать с иностранными страховыми компаниями по прямым договорам.
Модель компетенций
Мы также разработали модель компетенций. Она позволяет определить готовность медицинской организации к приему и к работе с иностранными пациентами. Модель компетенций состоит из 12 блоков, каждый блок содержит критерии оценки:
Критерии доступны членам Национального Совета и будут использованы при формировании рейтинга регионов РФ по привлекательности для иностранных пациентов.
Будущее
Странам, которые на государственном уровне развивали въездной медицинский туризм (Турция, Индия, Корея), потребовалось около 15 лет на разработку и внедрение стратегии работы с иностранными пациентами. Россия же поставила для себя амбициозную цель реализовать этот проект за 5 лет.
Национальный Совет Медицинского Туризма уже подготовил и направил официальное письмо в Американскую Ассоциацию Медицинского Туризма. Ассоциация ежегодно составляет рейтинг MTI (Medical Tourism Index). В 2017 году Россия занимала 34-е место из 40. В письме перечислены шаги, которые государство предприняло за 2018 год. Мы надеемся, что в ближайшее время рейтинг будет пересмотрен.