Медный всадник чему посвящен памятник
Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Аудиогид
Фотографии
Памятник «Медный всадник» на Сенатской площади – один из самых узнаваемых символов, один из самых главных центров притяжения в туристической карте маршрутов по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.
Где находится?
Адрес
Ближайшая станция метро
Как добраться
Краткое описание
Автор памятника – Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор XVIII века, итогом проведённых им 12 лет в России стала именно скульптура конного императора Петра I – «Медный всадник».
Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина II, но скульптор не был приглашён. По какой причине?
Кто изображён?
Памятник, поставленный основателю города, «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга – один из самых известных в России монументов Петру I Великому.
Откуда произошло название?
Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.
Из чего он создан на самом деле?
Открытие памятника Петру I Великому в Санкт-Петербурге состоялось 18 августа 1782 года. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.
В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов в 1909 году написал:
В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума.
Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Что символизирует памятник?
Пётр I Великий изображён Этьеном Фальконе в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь.
Скульптор изобразил Петра Великого в подчеркнуто динамичном состоянии, обозревающего своё детище – город на Неве с высокого пьедестала.
Описывая своё будущее творение, Фальконе сказал:
Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.…
Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.
Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».
Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.
Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.
Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого.
Скульптор написал:
Интересные исторические факты и легенды
Не опора, а балансир
Сегодня, глядя на памятник, сразу создаётся впечатление, что фигура Петра имеет 3 точки опоры. Исследования ХХ столетия показали, что хвост коня, соединённый с изогнутой змеёй, не является опорой, – это балансир. Жёсткий каркас расположен лишь в задних ногах коня.
«Бедный Павел»
В петербургском фольклоре широко распространена легенда о призраке Петра Великого, который привиделся якобы будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».
А случилось это так. Однажды вечером Павел и его приятель князь Куракин прогуливались по улицам Санкт-Петербурга. Внезапно впереди появился человек, закутанный в широкий плащ. Казалось, он их ждал, и когда они приблизились, он пошёл рядом с ними.
Павел вздрогнул и сказал Куракину, что кто-то идёт рядом с ними, на что последний ответил, что никого не видит. Павел пытался убедить в этом великого князя, как вдруг призрак произнёс:
Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.
Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущего памятника. Призрак сказал:
Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
Когда призрак, покидая путников, приподнял шляпу, будущий император Павел I с ужасом разглядел лицо Петра. Вскоре Павел получил письмо, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как «Медный всадник».
Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе
В голове императрицы Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом её кипучего ума. Голубых кровей конь, а на нём величаво восседает сам Петр со скипетром в руках – чем недолжная память о славном предке?
Оставалось найти того, кто мог бы достойно воплотить сию память в жизнь. Ходатаями в вопросе выбора скульптора выступили перед Екатериной не кто-нибудь, а великие Вольтер и Дидро: через князя Александра Голицына они порекомендовали полностью доверявшей их мнению императрице обратить свой взор на Этьена Мориса Фальконе.
Почему именно он? Да потому что в этом фарфоровых дел мастере, по утверждению Дидро, недюжинный ум, интеллект и тончайший вкус мирно уживались с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью. В сентябре 1766 года Фальконе ставит свою подпись под контрактом, согласно которому его награда за работу составляла более чем скромные 200 тысяч ливров (иные мастера брали за подобные труды на порядок больше).
Пётр I только на коне и благодетель
А далее принялись за обсуждение Петрова облика. Что думала по сему поводу Екатерина, уже известно: конь, на нём Пётр, в его руке скипетр или жезл. Главный в то время по искусству в России Иван Бельской отметал присутствие коня – один лишь Великий Пётр и жезл.
В обсуждении принял участие и Дидро: фонтан, обрамлённый фигурами-аллегориями – таковым было его виденье памятника. Дальше всех в своих фантазиях продвинулся некий Штелин – статский советник: по его замыслу (тоже полному аллегорий), несколько статуй, символизирующих добродетели, должны были низвергать статуи «порочные».
Все эти предложения Фальконе категорически отверг, подтвердив мнение о себе, как о человеке простом и бескомпромиссном. Ни аллегорий, ни народной любви, ни собственно, самого народа – лишь Герой. Причём не Герой-полководец, не Герой-победитель, а исключительно Созидатель и Благодетель своей державы. Именно такого Петра стремился показать людям скульптор.
Скакун не был орловской породы
Некоторые источники утверждают, что для позирования использовали скакуна орловской породы. Это ошибочное суждение. Алексей Орлов, русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича, состоял на службе с 1762 по 1775 год.
Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе, начал разводить новую породу рысистых лошадей.
История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов завёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца. А первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Так, что скакун орловской породы никак не мог позировать для создания памятника Петру I.
Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка
На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Из императорской конюшни вывели на свет двух красавцев-орловцев: офицер поочередно взлетал то на одного, то на другого, ставя скакунов на дыбы, а в это время Фальконе делал зарисовки.
Интересен тот факт, что один из элементов памятника никак не давался талантливому скульптору: как ни переделывал тот голову Петра І, все не мог угодить Екатерине.
Исполнение змеи, опоясавшей копыто коня, было поручено русскому скульптору Гордееву. А между Фальконе и Екатериной, впервые пробежала чёрная кошка…
Первая отливка комом
Своего Петра Фальконе задумал настолько массивным и огромным, что ни один из отливщиков не хотел браться за работу – кто требовал неимоверных размеров награду, кто сразу заявлял, мол, отлить скульптуру не удастся и точка.
Но нашёлся-таки охочий помочь парижанину: роль литейщика взял на себя Емельян Хайлов – пушечных дел мастер. И вот первая отливка: по трубе заливается бронза, и труба лопается… Фальконе в отчаянии выбегает из цеха, а Хайлов за доли секунды успевает скинуть с себя армячишко, намочить его водой, обмазать глиной и «залатать» ним трубу.
Таким образом, Емельян не дал воспылать пожару. А ещё сильно обжёг руки и чуть не потерял зрение. Следующих три года ушло на подготовку к новой отливке, которая на сей раз прошла удачно.
Скала и Лахта
Фальконе видел всадника, взмывающего ввысь с постамента-волны. Волной должен был послужить обработанный кусок скалы. Найти в Петербурге глыбу высотой более 11 метров оказалось делом непростым, пришлось даже объявление в газету давать.
Подходящий монолит обнаружил неподалеку деревушки Лахта крестьянин Семён Вишняков, о чём и известил искателей. Несколько тысяч людей вовлекли в транспортировку Гром-камня: до побережья Финского залива его доставили на специальной платформе, ну а далее кораблём (тоже построенным специально для этого случая) глыбу весом в 1 600 тонн по Неве отправили прямиком к Сенатской площади, где заветный «камешек» поджидали уже толпы зевак.
Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить
К 1778 году отношения между Фальконе и Екатериной окончательно испортились, и скульптор на пару со своей ученицей покинул Петербург. Установкой памятника занимались уже без него: руководил процессом Фёдор Гордеев.
В августе 1782-го памятник Петру Великому был торжественно открыт. По знаку императрицы со скульптуры слетело полотно, на набережной под дробь барабанов отчеканили шаги гвардейские полки. Этьена Мориса Фальконе на открытие главной работы всей его жизни даже не пригласили…
Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьёз подумывать о всеобщей эвакуации.
Обеспокоенный Александр I повелел вывезти из города особо ценные произведения искусства. Статс-секретарю Молчанову поручили памятник Петру I отправить в Вологодскую губернию и на это было отпущено несколько тысяч рублей.
В это же самое время майор Батурин встретился с личным другом императора – князем Голицыным, чтобы рассказать ему … о своих сновидениях. Как оказалось, Батурину снился один и тот же сон, в котором майор постоянно видел себя на Сенатской площади.
В сновидениях лик Петра I на памятнике поворачивался, скульптурный всадник съезжал со скалы, разъезжал по петербургским улицам и направлялся к Каменному острову, где тогда проживал Александр I. Потом он въезжал во двор Каменноостровского дворца, из которого выходил к нему навстречу государь. Пётр Великий ему молвил:
Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!
Потом всадник поворачивал назад. Князь Голицын, поражённый до корней волос рассказом майора Батурина, передал сон оного царю. В результате император Александр I отменил указ об эвакуации памятника. «Медный всадник» остался на прежнем месте на Сенатской площади.
Кто-то скажет: дело ясное – легенда. Может, и так, да только известно всем: враг ни разу так и не ступил на земли Северной столицы.
И кто знает, возможно причина этому – взмывающий ввысь Медный всадник, который стоит на берегах Невы и посвящён и Народу и Петру – Победителю, и Народу и Государю – Созидателю с Добродетелью!
Бога гневить не следует. Даже Петру Великому
Свое название – «Медный всадник» – выполненный из бронзы памятник, получил благодаря одноимённому творению Александра Сергеевича Пушкина. Было бы удивительно, если взвивающийся в небо Пётр не оброс легендами.
Одна из таких гласит: вознамерился как-то вседержитель перескочить на резвом скакуне Неву-матушку. Воскликнув «Всё Божье и моё!» и ударив шпорами, царь легко оказался на противоположном берегу. Тем же образом перескочил реку обратно. Хотел, было, перенестись через Неву в третий раз, да только попутал слова, крикнув: «Всё моё и Божье!» Небеса тут же наказали Петра, превратив его в камень.
Змея расположилась не зря
Рассказывают также, что змея расположилась у ног Петрова коня неспроста: однажды в горячечном бреду царю привиделось: наступают, якобы, на Петербург шведы. Вскочил он на коня и хотел, было, взлететь над Невой, чтоб дать бой супостату, да не дала погибнуть ему в речных водах змея, остановившая коня. Так и стоит ныне Медный всадник как дань памяти змее-спасительнице.
Памятник в Великую Отеччественную войну 1941-1945 гг.
В 1941 году «Медного всадника» укрыли бревнами и досками, а также мешками с песком. Постамент засыпали грунтом. Ленинград выстоял и победил!
В 1944 году после снятие защитных приспособлений с памятника появиля новый миф. и Якобы, кто-то нарисовал на груди императора Петра I звезду Героя Советского Союза. Разумеется, её быстро стёрли.
Как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Пётр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.
Памятник в цифрах сегодня
Гром камень, из которого создавался постамент, изначально: длина 13,2 метра, ширина – 6,6 метра, высота 8,1 метра; масса 1600-2000 тонн, около 800 тонн было отколото в месте обнаружения и транспортировки.
История создания
Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, Екатерины II, её великий предшественник, грандиозный деятель и победитель, на российском престоле был бесспорным авторитетом.
И с самого начала своего правления императрица решила подчеркнуть приверженность реформаторским идеям Петра I Великого, которые она всецело разделяла, установкой памятника императору в городе, им основанном.
Екатерина II и памятник Петру I
Сразу же после своего восшествия на престол в 1062 году императрица Екатерина II задумалась об установке памятника своему великому предшественнику. Цель своего правления она видела в продолжении преобразований в России, начатые Петром Великим. Это был единственный способ поддержать принцип наследования престола: если не по родству, то по духу.
Предложения касательно будущей статуи лились рекой. Одни предлагали традиционную скульптуру в полный рост с императорскими регалиями, другие – памятник-фонтан, как в Версале, третьи – изображение Петра в окружении аллегорических добродетелей и пороков.
Царица желала видеть великого человека, восседающего на коне с атрибутами власти в руках. Ей не понравился проект придворного архитектора Растрелли. По совету своих французских друзей философов-просветителей Дидро и Вольтера Екатерина Великая пригласила Этьена Фальконе. Он согласился на гонорар в 200 тысяч ливров.
Скульптор и его ученица
Российский посланник в Париже Дмитрий Голицын подписал контракт с рекомендованным французским скульптором Фальконе в августе 1766 года. Сразу же по приезду мастера в Санкт-Петербург 26 октября 1766 года начались работы по созданию памятника.
Фальконе прибыл в столицу России не один, а с юной помощницей по имени – Мари-Анна Колло, которая по слухам была ещё и его любовницей. Мастерская устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце было приспособлено для жилья Фальконе.
Свою работу скульптор начал с изучения деятельности Петра I – памятник кому он должен был создавать. Фальконе проникся необыкновенным духом и величием деяний русского царя. Поэтому мастер отбросил все аллегорические напыщенные формы и оставил главное – личность государя.
Затем начались зарисовки. Для создания трёхмерного изображения всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжении Фальконе был статный гвардеец, прекрасно управлявший лошадьми, среди которых были Алмаз и Каприз – 2 мощных жеребца из императорских конюшен.
Чтобы мастер мог уловить и зарисовать движение коня в момент его стремительного и грациозного взлёта, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вставшей на дыбы лошади.
О начале работ по созданию памятника Петру Великому в Сенате объявили в 1768 году. Стартовала работа над гипсовой моделью в натуральную величину, которая была завершена в 1769 году.
Итак, спустя год готовый макет из гипса был представлен императрице. Во-первых, Екатерине II не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, императрицу разочаровал тот факт, что зодчий не выполнил её условия относительно атрибутики.
Изваяние головы и лица Петра Великого создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анна Колло. Дело в том, что и все последующие варианты верхней части фигуры государя, сделанные Фальконе, не нравились Екатерине II. Императрица трижды отвергала готовые версии великого француза.
Его помощница тщательно изучила посмертную маску Петра I и сделала макет максимально похожим на подлинное лицо великого русского царя. Глаза в форме сердечек привели императрицу в восторг. И Екатерина распорядилась принять молодую художницу в члены Академии изящных искусств с пожизненной пенсией в размере 10 тысяч ливров.
Остальные объяснения автора по созданию образа Петра Великого были приняты. Потом возникли споры касательно места установки памятника.
«Гром-камень»
Почти сразу же по приезду в Санкт-Петербург у Фальконе появилась идея в качестве постамента использовать огромный природный камень. Екатерине она тоже понравилась. Чтобы ускорить процесс поиска, была объявлена награда для нашедшего.
Подходящую глыбу нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. Это была скала, в которую, по преданию, попала молния, образовав в ней трещину. Монолит поэтому и назвали «Гром-камнем». За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.
Когда камень осмотрели и очистили от земли, он оказался огромным. Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн. Каждый день для работы требовалось 400 человек. Фальконе повелел перевернуть камень на бок, чтобы основание сделать плоским. Благодаря обтёсыванию его вес уменьшился на 600 тонн.
Теперь его нужно было доставить в город. За лето и 2 осенних месяца прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 метров. Затем дождались промерзание земли и в конце ноября 1769 года началась транспортировка «Гром-камня» в Петербург.
Транспортировка в Петербург
Скалу с помощью рычагов загрузили на бревенчатую платформу, которую установили на желоба с металлическими шарами. Конструкцию приводили в движение с помощью 2-х лебедок, каждую из которых крутили 36 человек.
Путь камня до места погрузки на судно в Финском заливе равнялся 7855 метрам. С 26 ноября 1769 по 7 апреля 1770 года длился процесс. Глыбу тащили по ледяной зимней дороге на платформе. В течение дня можно было передвинуть камень на 20-30 саженей (1 сажень = 2,13 метра), иногда меньше, когда он падал с платформы.
Работы по уменьшению массы камня велись также во время транспортировки. Но приехавшая проконтролировать процесс Екатерина II запретила это делать. Императрица хотела поразить иностранцев объёмом камня на заключительном этапе его установки на площади.
Ей хотелось представить глыбу в своём «диком» виде – без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.
Когда камень был доставлен на побережье Финского залива, для его погрузки уже построили пристань. На дне у берега летом соорудили специальное основание из свай, соединённых кронштейнами. Такая же платформа была сделана на Неве в месте выгрузки.
Перевозка глыбы по воде осуществлялась на корабле, построенном также специально для этих целей по чертежу знаменитого корабельного мастера Григория Корчебникова. Водная транспортировка началась только осенью.
Для транспортировки по воде было построено плоскодонное судно, которое притопили рядом с камнем. С помощью лебёдок, установленных на 2-х краерах, со 2-й попытки удалось затащить скалу на корабль. Когда борт был восстановлен и вода откачана, судно плавно всплыло на поверхность. Краера прикрепили к нему по бокам и доставили в Санкт-Петербург.
Гигантский «Гром-камень» прибыл в столицу на Сенатскую площадь 7 октября (26 сентября по старому стилю) 1770 года. Выгрузка происходила в обратном порядке. На берегу Невы использовали ту же технику, что и при погрузке.
Судно было притоплено и село на сваи, предварительно вбитые в дно реки, что позволило переместить камень на берег. Это действо происходило при большом скоплении жителей. Императрица Екатерина II наблюдала за процессом из здания Сената. Празднование было не случайным: 3 октября – годовщина её коронации.
Позже камень был значительно уменьшен, приведён в привычный нам вид.
Отливка скульптуры
Гипсовая модель памятника, законченная в июле 1769 года, в следующем году в ожидании отливки показывалась публике в течение 2-х недель. Фальконе, которому никогда раньше не приходилось самому выполнять подобную работу, отказался делать отливку и ждал приезда французского мастера Эрсмана.
Литейщик в сопровождении 3-х подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе все необходимое для обеспечения успеха: «землю, песок, глину. ». Однако долгожданный мастер не смог выполнить требования скульптора и вскоре был уволен.
Ещё год ушёл на поиски местного мастера. В результате был найден Емельян Хайлов, литейщик пушек. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятнику и механизму заливки материала.
Работы начались в 1774 году. Большая часть из них прошла успешно. Первая отливка скульптуры состоялось 25 августа 1775 года. По легенде, во время работ лопнула труба, по которой лилась бронза, и только благодаря усилиям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника.
Заготовили 1350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, труба не выдержала и треснула, весь металл хлынул на пол, начался пожар. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской, рабочие побежали за ним, и только Хайлов остался на месте.
Рискуя жизнью, он обернул форму своей сермягой и обмазал её глиной, собрал растёкшуюся бронзу и вылил её обратно в форму. Памятник был сохранён, а ошибки, возникшие из-за аварии, позже были исправлены.
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами.
В 1777 году были изготовлены верхние части скульптуры, которые не получились при первой отливке. После аварии образовались многочисленные крупные дефекты в голове коня и фигуре всадника выше пояса. Авторами был разработан дерзкий план спасения статуи, решили дефектную часть срезать и снова долить её, нарастив тем самым форму непосредственно на сохранившейся части памятника.
С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи. Вторую заливку произвели в ноябре 1777 года, и она удалась полностью. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
О Хайлове не было сказано ни слова. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая, он забрал с собой все чертежи и технические расчёты.
Работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Ему помогал Фёдор Гордеев. На камне с двух сторон высекли надпись, с одной стороны на русском, с другой на латинском языке:
Памятник был торжественно открыт 18 августа 1782 года. Фальконе не пригласили на церемонию.
Открытие памятника
Открытие памятника Петру I Великому состоялось 18 августа 1782 года. Мероприятие было приурочено к 100-летию восшествия на престол Петра Алексеевича Романова.
К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие памятника состоялось без него, скульптору прислали лишь памятные монеты, отлитые в честь этого торжественного события.
Праздник приравняли к государственному. Императрица Екатерина II появилась в короне и с регалиями, а после открытия памятника гвардейцы прошли парадным строем.
На одной из складок одежды Петра I скульптор оставил надпись:
Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года.
Надпись на постаменте гласит с одной стороны:
ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.
Надпись на постаменте гласит с другой стороны:
PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.
Этими словами, оставленными в веках потомкам, Екатерина II хотела подчеркнуть свой замысел в установлении преемственности наследия между деяниями Петра Великого и собственным правлением.