Медный всадник о чем первая часть
Краткое содержание «Медный всадник»
Всего получено оценок: 13621.
О произведении
Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.
В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медного всадника», выполненное опытным учителем литературы.
Место и время действия
События поэмы происходят в ноябре 1824 года в России, в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Предисловие
Вступление
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I и размышлял о времени, когда здесь будет основан город:
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Часть первая
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
Наступивший день был ужасен:
Часть вторая
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители пошли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Заключение
Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.
После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.
Тест по поэме
Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:
«Медный всадник» А. С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Медный всадник» Краткое содержание
В поэме «Медный всадник» великий русский поэт, главным образом, акцентирует внимание читателя на проблеме маленького человека и трагичности его судьбы на фоне величия окружающего мира. Таким миром в произведении становится главное «детище» Петра I город на Неве Петербург, попавший во власть стихии, в поединке с которой человеку не победить. Наводнение олицетворяет собой власть, а Евгений, потерявший из-за него любимую девушку и вместе с ней смысл жизни, — представителя простого люда. Для доподлинного понимания произведения недостаточно прочтения его краткого содержания, но получить общее представление о сюжете, героях и обстоятельствах, с которыми они сталкиваются, вполне реально.
Очень краткий пересказ сюжета поэмы «Медный всадник»
Наводнение на улицах Петербурга, о котором говорит автор поэмы, было серьёзнейшим испытанием для его жителей за всю историю города. Оно принесло разрушения и гибель множества людей. В числе жертв оказалась невеста скромного чиновника Евгения. Герой на фоне своего горя сошёл с ума. Ему казалось, что оживший памятник Петру преследует его на улицах города. В конце повествования рыбаки находят бездыханное тело Евгения.
Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»
Краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» подробно по частям
Поэма «Медный всадник» включает в себя предисловие, вступление и две части повествования. С их содержанием можно ознакомиться ниже.
Предисловие
Здесь автор объясняет читателю, что его история основывается на реальных событиях, сведения о которых были им почерпнуты из архивов.
Вступление
Читатель знакомится с величественным Петром I, который размышляет о возведении города. Спустя сто лет на задуманном месте вырос молодой и величавый Петербург. Автор искренне восхищен его красотой и признаётся городу в любви: «Люблю тебя, Петра творенье..».
Часть I. Знакомство с Евгением. Наводнение.
Ноябрь. Поздний вечер. Евгений возвращается из гостей. Его одолевают мысли о бедном существовании, долгом пути к выслуге. Погода портится, черные думы сгущаются. Но лучиком в этом «тёмном царстве» для героя становится мечта о будущем рядом с любимой девушкой Парашей. Она живёт на другом конце города, у залива. Из-за непогоды вряд ли Евгений сможет увидеть её в ближайшее время. Герой засыпает с мыслями о возлюбленной.
Часть II. Страшные последствия потопа.
Буря утихла. Вода стала отступать. Евгений спешит к месту, где стоял ветхий домишко его невесты. Но домик смыло страшными волнами. Осознав, что его любимой больше нет, Евгений теряет рассудок.
С наступлением нового дня, жизнь возвращается в город. Люди спешат на службу, открываются лавки. Но для героя поэмы потерян смысл существования. Он бесцельно скитается по городу, он бросает и службу, и дом. Спит где придётся, ест что попало, дети швыряют в него камнями, возницы бьют плетями, прогоняя с дороги.
В конце лета, когда над городом разразилась гроза, Евгений оказался на том самом месте, где был во время потопа. Он видит памятник Петру и винит его в своём горе. Затем герой бросается бежать. Ему кажется, что медный всадник ожил и преследует его по пятам. С той минуты, он в страхе, смиренно опускал глаза при виде памятника. А по весне бездыханное тело Евгения нашли рыбаки на одном из островов. Там беднягу и похоронили, как неизвестного.
Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах
В сюжет поэмы легла реальная история наводнения в Петербурге в 1824 году. Сам автор наводнения не видел, но основывался на показания очевидцев, статьи журналов того времени, архивы. Меньше чем за месяц написал Пушкин свою поэму в 1833 году в Болдино. Однако процесс создания требовал от поэта полной самоотдачи, он переписывал каждый стих чуть десятки раз, добиваясь, таким образом, идеальной формы.
Идея об «оживающем памятнике», возможно, была почерпнута классиком из истории о том, как Александр I помышлял перевезти памятник Петру из города. Он передумал, после того, как ему рассказали о сне одного майора, который видел скачущего медного всадника на улицах Петербурга и слышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: “Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться”. Есть и другое предположение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».
Поэма «Медный всадник» по объёму относится к самым небольшим произведениям великого русского поэта, при этом она вмещает в себя благоговение перед мощью самодержца и его бессмертного творения Петербурга, историю любви, жуткие сцены страшного потопа и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого жестокого мира.
«Медный всадник»: краткое содержание и анализ поэмы Пушкина, 7 класс
Содержание
«Медный всадник». Кратчайшее изложение
«Медный всадник» — поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная осенью 1833 года в Болдине. Вступительная часть посвящена описанию Петербурга, это пушкинское признание в любви городу на Неве.
В поэме рассказывается о печальной судьбе мелкого петербургского чиновника по имени Евгений. Во время наводнения гибнет его невеста, и от горя Евгений сходит с ума. Безумец грозит памятнику Петра Великого, а затем в ужасе убегает: ему кажется, будто всадник сошел с постамента и гонится за ним. Позже Евгения находят мертвым.
Главной темой произведения считается беззащитность «маленького человека» перед неумолимыми силами природы и власти.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Впервые «Медный всадник» целиком был опубликован в 1837 году, после гибели Пушкина на дуэли, но с цензурными правками: чиновники сочли, что в некоторых строках поэт слишком неуважительно говорит о царской власти. Полный авторский текст впервые увидел свет лишь в 1904 году.
Полный текст и аудиокнига
Поэму в формате аудиокниги можно послушать на YouTube. Например, в великолепном исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Благодаря поэме Пушкина название «Медный всадник» навсегда закрепилось за памятником Петру Великому на Сенатской площади в Петербурге. Конная статуя работы Этьена Фальконе была установлена там в 1782 году, при Екатерине II.
В действительности скульптура сделана не из меди, а из бронзы, так что правдивее слова Пушкина не о «медном всаднике», а о «кумире на бронзовом коне».
Пьедесталом памятнику служит гигантский гранитный «Гром-камень», специально доставленный на площадь из окрестностей Лахты.
Памятник Петру I в Петербурге. Фото: Depositphotos
Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»
Вступление
В начале поэмы описывается, как Петр I принял решение заложить новую столицу в устье реки Невы:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Спустя сто лет Петербург обрел имперское величие: «В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами И перед младшею столицей померкла старая Москва».
Автор признается Петербургу в любви:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Он воспевает белые ночи и суровые зимы, шумные балы и торжественные парады.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия.
Однако тут же переходит к воспоминанию об «ужасной поре» наводнения в столице.
Часть первая
Ноябрьская непогода, Нева волнуется. Молодой бедный чиновник Евгений возвращается домой. Он горюет, что из-за разгула стихии пару дней не сможет увидеться со своей невестой Парашей (краткая форма имени Прасковья). Он думает, что нужно жениться и завести семью.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Ветер с моря гонит воду в Неве вспять, и на другой день начинается наводнение, волны смывают все кругом.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Чёлны
С разбега стёкла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесённые мосты,
Гроба́ с размытого кладби́ща
Плывут по улицам!
Народ
Зрит Божий гнев и казни ждёт.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Евгений спасается от воды на каменной фигуре льва. Он боится не за себя, а за невесту: как там ветхий домик, где живут Параша с вдовой-матерью?
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
А над волнами рядом с ним высится памятник Петру I.
И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Часть вторая
Буря утихает, Нева отступает, «насытясь разрушеньем». Евгений спешит к реке. Перевозчик на лодке за гривенник везет его по бурной реке к дому Параши. Евгений бежит по знакомой улице и не может ее узнать из-за разрушений. Кругом лежат тела утопленников.
Он находит знакомые ворота и иву, но дома Параши нет. Евгений ходит кругом и вдруг начинает хохотать…
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
От горя Евгений сходит с ума. С тех пор он начинает скитаться по улицам, спит на пристани, питается подачками. Злые дети бросают ему вслед камни.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек.
Проходит почти год. На исходе лета Евгений просыпается на пристани. Шум волн, дождь и ветер пробуждают в нем страшные воспоминания. Он идет по ночной улице и вдруг оказывается у дома с каменными львами, где когда-то пережидал наводнение.
Безумец узнает это место, львов и памятник Петру — человеку, по воле которого в этом неприветливом месте появился город.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в се́м коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Евгений обходит вокруг памятника «державцу полумира». Вдруг кровь безумца вскипает и он обращается к монументу с угрозой: «Ужо тебе!» («Будет тебе!»), а затем бросается прочь, испугавшись собственной дерзости. Всю ночь Евгению кажется, что его преследует Медный Всадник.
«Добро́, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
С той поры, проходя по Сенатской площади, он словно просит прощения у царя: прижимает руку к сердцу, снимает с головы картуз и, опустив взгляд, идет стороной.
Поэма кончается описанием острова на взморье, куда наводнение занесло ветхий домишко. У порога этого дома и нашли однажды мертвым безумца Евгения — «и тут же хладный труп его похоронили ради Бога».
Анализ поэмы: тема, проблема, герои. Как писать сочинение
В поэме Пушкина очевидна громадная разница между нехитрой фабулой и содержанием, отмечал поэт Валерий Брюсов в статье о «Медном всаднике» в 1909 году. Это не просто история о бедном чиновнике и его злоключениях. О Евгении и его невесте автор говорит мало и даже неохотно. А вот о Петре Великом и Петербурге — много и с воодушевлением. Не зря непропорционально большое место отдано вступлению, где описывается имперская столица.
Видя это противоречие, критики с самого начала видели в произведении противопоставление маленького, частного (это начало символизирует Евгений) и огромного, исторического (это начало воплощает Петр Великий).
Именно на этот конфликт стоит обращать внимание в сочинении по «Медному всаднику» — объяснить его суть и сделать выводы.
Тема и проблематика «Медного всадника»
Тема поэмы — судьба «маленького человека» в конфликте с силами стихии и государства.
Автор поднимает проблему беззащитности, ничтожности простого человека перед лицом природы и истории.
Пушкин в неявной форме ставит вопросы: что важнее — исторические свершения или жизнь и счастье отдельной личности? Оправдан ли прогресс, за который приходится платить сумасшествием и смертью «маленького человека»?
Однозначного ответа на эти вопросы нет, и Пушкин сознает их двойственность. С одной стороны, поэт возвеличивает свершения Петра, отдавая дань его исторической роли. С другой — сочувствует несчастному Евгению.
Герои поэмы, образы Петра I и Евгения
Вся поэма построена на противопоставлении двух героев, отмечал Брюсов: «Пушкин стремился всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более “великим”, а другого — Евгения — сколько возможно более “малым”, “ничтожным”. “Великий Петр”, по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; “бедный Евгений” — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
Петр I был одним из любимых исторических персонажей Пушкина: поэт называл его гением и «чудотворцем-исполином». В то же время Пушкин видел в царе крайнее проявление самодержавия, граничащего с деспотизмом — «жестоким», «варварским» и «тиранским», как писал он в своих заметках.
Петр появляется в первых строках поэмы: он обращает пустынный край в новую столицу, стремится «в Европу прорубить окно». Однако по ходу произведения Петр Великий представлен уже не как реальная историческая фигура, а как символ — памятник, «горделивый истукан», «кумир», почти языческое божество. Бронзовый Петр единственный остается спокоен во время наводнения. Пушкин описывает его так: «властелин Судьбы», «державец полумира», который «Россию поднял на дыбы». Это величественные и страшные слова, как страшен и сам монумент: «Ужасен он в окрестной мгле!»
Евгений в поэме описан, наоборот, предельно скупо и «низким» стилем. Поэт намеренно вычеркнул из черновиков произведения и фамилию героя, и описание его внешности, упоминание о его славных предках. В итоге Евгений — максимально обезличенный бедный чиновник, который «где-то служит», у которого нет ни большого ума, ни денег, ни высоких мечтаний.
О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Единственная радость Евгения — невеста. И именно ее он теряет во время наводнения. Ничтожный герой раздавлен, он теряет рассудок и в безумии скитается по Петербургу, «ни зверь ни человек».
Кульминация поэмы — момент, когда Евгений выходит к памятнику Петру и вдруг понимает, что именно царя можно считать виновником всех его бед. Это Петр велел построить город в месте, где людям постоянно грозит стихия. Тогда Евгений решается на «бунт». И это вдруг возвышает ничтожного героя в глазах автора, поэт начинает писать о нем высоким стилем:
Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь.
Однако мятеж бедного безумца оказывается секундным делом. Евгений зло шепчет «Ужо тебе!» и сбегает, напуганный собственной дерзостью. А Медный всадник будто бы преследует его, заставляя пожалеть о резких словах и подчиниться судьбе. Бунтовщик побежден и вскоре гибнет.
Вывод: в чем суть поэмы
С помощью простой истории о бедном чиновнике Пушкин заставляет читателя задуматься над сложными философскими вопросами. Должно ли стремление к прогрессу, о котором мечтает гениальный император, перевесить счастье «маленького человека»? Может ли обывателя возвысить бунт или его жалкие попытки бросить вызов судьбе заранее обречены на провал?
Размышляя над этими вопросами, Пушкин не выступает ни как консерватор, ни как либерал, ни как революционер. Он признает, что в жизни есть место и великому, и малому — нужны и исторические личности с их громадными свершениями, и обыватели с их простыми мечтами. Пушкин с сожалением констатирует, что в столкновении этих двух начал малое чаще проигрывает большому, обрекая «маленьких людей» на несчастье и гибель.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
А.С. Пушкин «Медный всадник»: сюжет и краткое содержание по частям поэмы
(Иллюстрация Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина 1899-1905 годы)
«Медный всадник» А. С. Пушкина — необыкновенное произведение даже среди шедевров великого поэта. В нём — гимн императору-творцу и неразрешимая трагедия жизни, глубокая философия и горе маленького человека, который любит и страдает.
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…» — и перед нами из самых простых слов вырастает величественная каменная громада северной столицы. Здесь живёт мелкий чиновник Евгений. Небогатый, но трудолюбивый, он мечтает о простом счастье с любимой Парашей (Прасковьей). Но всё рушит стихия — страшное наводнение, случившееся в Петербурге 7 (19) ноября 1824 года. Параша гибнет, и Евгений, будто тронувшись умом, обвиняет в трагедии Петра — Медный всадник, памятник императору-строителю.
В поэме Пушкин преклоняется перед гением и волей Петра, вздёрнувшего «Россию на дыбы», а в истории Евгения изображает судьбу простого человека, хранителя традиций и основ общества, жизнь которого разрушили петровские реформы. Личной волею сломав национальный уклад, царь-реформатор будто впустил хаос в народную жизнь. Решительно нет никакой возможности ответить, на чьей стороне поэт-философ. Потому интерпретация произведения до сих пор — предмет непримиримых споров.
Главные герои
Евгений
Евгений — представитель многочисленной петербургской страты (социальной группы) мелких чиновников. Он живёт в Коломне — районе «респектабельных бедняков», ещё деревянной, с садами и огородами — только в 1761 году Елизавета, дочь Петра, укажет строить в районе из камня. Живёт герой только жалованьем, потому беден. Он — типичный мещанин: мечтает жениться, «трудиться день и ночь готов», чтобы обустроить простой дом, где будет жить с Парашей и детьми — в любви и согласии до самой смерти. Эта «бледность» героя — характеристика петербуржца, простого человека «вообще» — таких тысячи, миллионы.
Евгений — представитель «третьего сословия», обедневших дворян, потерявших достаток, но хранящих культуру, нравственные основы общества. Потому Пушкин даёт ему соответствующее имя: Евгений с греческого — «благородный». Во многом герой напоминает самого Пушкина — обедневший дворянин, жизнь на жалованье, мечта о семейном счастье, не ставшая реальностью
Петербург и Медный Всадник
(Медный всадник. Автор снимка: Usynin)
«На берегу пустынных волн…» — так начинается «петербургская повесть» «Медный всадник». Безлюдные, мрачные северные воды через 1 строфу, словно по мановению руки волшебника, превращаются в «юный град, полнощных стран краса и диво». Так возникает город-призрак, город-миф.
Петербург в поэме — символ империи, власти, силы, победившей стихию — Хаос. Город прекрасен: «громады стройные теснятся дворцов и башен», блистает одетая в гранит Нева, «мосты повисли над водами», словно кто-то спустил их с небес, кругом — тёмно-зелёные сады, богатые пристани, около которых — толпы кораблей со всех концов земли…
В поэме город безжалостен к человеку. Он выстроен на показ, для государства, для блеска и величия. Даже страшное наводнение всего на день ломает его «машину». А через день всё возвращается на места: спешат чиновники, торговцы открывают прилавки, чужое горе никому не интересно.
Вода, поднявшаяся над гранитом, так же бессильна перед властью Петра, как бессилен протест Евгения, пригрозившего памятнику и тут же бросившегося бежать.
Призрачность Петербурга в том, что он не должен стоять на гиблом месте, среди болот. А он стоит — на костях. Так Пётр сломал законы природы, сломал старый народный уклад, надеясь привить европейский. Но если с городом всё удалось, то с человеческой жизнью — нет.
Медный Всадник восседает на вздыбленном коне, и Пушкин сравнивает коня с Россией, которую император поднял «на дыбы».
Сюжет
Евгений служит мелким чиновником в Петербурге, мечтает о свадьбе, семье, детях. В ноябре 1824 года Нева входит из берегов, и в наводнении гибнет любимая героя — Параша. Евгений сходит с ума и целый год бродит по городу.
Однажды осенью он оказывается у памятника Петру Первому — у Медного Всадника. Он вдруг понимает, кто виновен в его трагедии, и грозит «истукану». А потом бросается бежать, слыша за собой «тяжёло-звонкое скаканье».
Весной тело Евгения находят на удалённом острове на пороге домика, разрушенного наводнением.
Краткое содержание по главам
Предисловие
Пушкин сообщает читателю, что всё «описанное в сей повести» — истинно. За подтверждением всякий сомневающийся может заглянуть в «известие, составленное В. Н. Берхом».
Автор намеренно отсылает читателя к Берху Василию Николаевичу — историку российского флота и географических открытий: так Пушкин настраивает на то, что всё сказанное — быль.
Этому же служит и определение жанра, данное самим автором, — «повесть».
Вступление
Пётр Первый стоит на берегу Невы и смотрит вдаль:
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там…
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
(Памятник императору Петру I (Медный всадник). Автор снимка: Aniacra)
Пушкин не называет императора по имени, а говорит «он». И у читателя невольно возникают ассоциации с картиной сотворения мира. Проходит 100 лет, и перед нами — прекрасный город, «полнощных (ред. — северных) стран краса и диво», со стройными громадами дворцов, гранитными берегами Невы, шумными и богатыми пристанями.
Автор признаётся в любви к «младшей столице»: «Люблю тебя, Петра творенье…». Он любуется городом в свете белых ночей, «спящими громадами» улиц, в блеске балов, его военными парадами, ледоходом на Неве.
Часть первая
Ноябрь. Нева, «как больной», мечется в гранитных берегах. Из гостей домой возвращается Евгений. Он долго не может заснуть и мечтает, как женится на любимой Параше, как будет много работать, переживает, что из-за непогоды «с Парашей будет он дни на два, на три разлучен».
Утром непогода усилилась. Над берегами Невы толпился народ, «любуясь брызгами, горами и пеной разъяренных вод». Но случилось страшное:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы…
Река сносит всё — дома, мосты, вымывает гробы из земли, губит людей… Евгений, застигнутый наводнением, спасается на «звере мраморном верхом» — сторожевом льве у дома на «площади Петровой». Он бледен и смотрит только в одну сторону — туда, где дом его Параши и где «вставали волны там и злились, там буря выла…»