Меджлис это что такое в исламе
Что такое маджлис и как себя на нем вести
Жизнь каждого человека тесно переплетается с судьбами других людей, человек стремится к постоянному контакту с себе подобными. Российским мусульманам достаточно трудно найти единомышленников в Российском государстве. Следовательно, маджлисы приобретают для них особое значение.
Маджлис – место сидения; место заседания; помещение для занятий (в мечети, медресе и т. п.) Верующему необходимо знать, как правильно, по законам шариата, посещать мусульманские собрания, как выбирать себе надежного и настоящего друга.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек придерживается таких же обычаев, как и тот, кого он любит, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу!» Человек должен стремиться обладать теми качествами, которые внушали бы желание дружить с ним, истинный друг разумен, благонравен, не является нечестивцем и не стремится только к мирским благам.
Человек обычно общается с теми, благодаря кому он может получить пользу в мирских делах, и с теми, кто помогает достичь мира вечного. Дружба с человеком, жаждущим только мирских благ, является губительным ядом, ибо человек всегда стремится к подражанию, и незаметно для себя перенимает качества того, с кем общается. А поэтому такая дружба может пробудить в человеке алчность. Вот почему лучше иметь другом человека, обладающего знаниями, бескорыстного и честного мудреца.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерегал: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он может либо подарить тебе что-то из своего товара, либо ты купишь что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». Хорошие друзья ведут человека к вершине, плохие способствуют его падению. Благодаря хорошим друзьям можно получить полезные знания и достойные нравственные качества, начать совершать праведные дела. Дурное окружение лишает человека всего этого.
Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда станет кусать себе руки несправедливый, восклицая: ”О, если бы избрал я путь вместе с Посланником! О, горе мне! О, если бы не брал я себе в друзья такого-то! Он увел меня от Поминания (имеется в виду Коран) после того, как оно пришло ко мне!”. Шайтан всегда оставляет человека без помощи» (сура «Различение», 27-29).
Для молитвы, не выполненной своевременно, существует замена – «каза». Для беседы же замены нет, и пользу, какая могла бы быть извлечена из посещения хорошего собрания, потом никак нельзя наверстать. А потому истинно верующий старается посещать собрания мусульман. Если на собрании все делается сообразно с постановлениями шариата, то всякому присутствующему надлежит присоединиться к такому обществу и в словах, и в действиях, не следует избегать его.
Важно искреннее желание присутствовать на собрании. Перед собранием необходимо совершить омовение, предварительно очистив одежду, надушив ее и свое тело, дабы не было неприятных запахов. При входе в дом нужно сказать: «Ас-саляму алейкум!». Во время собрания следует вести себя прилично и сидеть почтительно, наблюдать, чтобы никому не было тесно.
Вежливый человек старается услужить всем присутствующим, но сам не будет затруднять присутствующих, прося услужить себе. Во время собрания не следует отвлекаться и дремать. Нужно остерегаться произносить неприличные слова и стараться не проявлять дурные стороны своего характера. При чихании следует производить как можно меньше шума и прикрывать рот ладонью. Нельзя садиться между двух сидящих рядом людей без их разрешения. Очень важно непрестанно вспоминать о Боге и славословить Пророка.
Если на собрании присутствует высокопоставленное лицо, то присутствующие обращают к нему свои взоры, относятся к нему соответственно его рангу и положению. Людей преклонного возраста следует почитать, как отца и стараться им услужить. С ровесниками лучше обращаться вежливо и почтительно, к младшим относиться со снисхождением. С друзьями и малознакомыми следует обходиться внимательно и доброжелательно.
Во время собрания неприлично пытаться выделиться среди остальных и стараться выказать степень своего духовного совершенства. Не следует в разговоре сильно льстить собеседнику, если же кто-то ведет льстивые речи, то тот, к кому они относятся, должен прочесть молитву: «Боже, направь меня ко благу, сделай меня таким хорошим, каким меня считают люди. Прости мне мои грехи так, чтобы они не знали. Не осуди меня за мои прегрешения, как способны осудить меня люди, ибо они незнающие. Ты же всеведущий».
Не нужно позволять себе много шутить с присутствующими. Воспитанный человек не будет никого осуждать в его отсутствие, не будет и слушать, когда кто-то дурно отзывается об отсутствующем, это грешно. Следует умалчивать о недостатках своего брата, ничего не говоря об этом не только языком, но и сердцем. Даже думать плохо о ком-то грешно, ибо дурные мысли есть хула сердца, а это тоже является запретным для верующего.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!».
Удерживать вас от подобного должны два обстоятельства:
1. Следует повнимательнее приглядеться к самому себе, и, если вы найдете хоть что-нибудь достойное порицания, то снисходительно отнеситесь и к тому, что вы замечаете за другими людьми. Считайте, что они не в силах справиться со своими недостатками, как и вы не в силах справиться со своими, а потому не придавайте слишком большого значения чужим недостаткам.
2. Знайте, что если вы будете искать людей без пороков и недостатков, то вообще останетесь в одиночестве и никогда не найдете себе друга, ибо таких людей просто нет. Лучше стремиться к тому, чтобы достоинства преобладали над недостатками, а большего нельзя и желать. Благородный верующий всегда помнит о достоинствах своих близких. Презренный лицемер же вечно присматривается к недостаткам других людей. Сообщается, что Ибн аль-Мубарак сказал: «Верующий старается найти извинения, а лицемер выискивает ошибки». Аль-Фудайл сказал: «Доблесть заключается в умении прощать ошибки братьев».
Дурной отзыв об отсутствующем человеке дозволен в следующих случаях:
1. Когда потерпевший приносит начальнику или царю жалобу на своего обидчика.
2. Про человека, постоянно занимающегося дурными делами, можно сообщить человеку, в чьей власти наказать виновного.
3. Можно сообщить служителю закона о понесенной обиде, или понесенном ущербе, чтобы узнать, какое наказание по шариату заслужил виновный.
4. Можно открыть дурные дела кого-то, чтобы предостеречь других мусульман от подражания этому человеку.
5. Человека, занимающегося дурными делами, можно осудить и в его отсутствие.
Если во время собрания можно заняться чтением книги, или благочестивым разговором о вере, то лучше всего так и поступить. Если же такой возможности нет, то следует заняться каким-либо другим хорошим делом. Невежливо перебивать говорящего, необходимо дождаться конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить. Не нужно говорить слишком протяжно, или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастаться своим красноречием. Каждый присутствующий должен говорить только о том, что его касается. Говорить о богословских предметах, не зная хорошо этой науки, сеть грех многобожия. Сидя, надо сохранять приличную позу. Если кто-нибудь выходит или входит, всем остальным следует подняться со своих мест. Если во время собрания кто-либо из присутствующих получит приношение, то следует поделиться с остальными. Если один из присутствующих сознается в противозаконном поступке, то остальные должны постараться привести его к раскаянию. Если же кто-то выскажет намерение совершить дурной поступок, то присутствующие обязаны удержать его. Наставления хорошо знающих законы Ислама людей, следует выслушивать со вниманием и усваивать со всем сердцем.
С присутствующими не следует ссориться. Каждый верующий должен знать, что мусульманин не может сердиться на своего единоверца более трех дней. Лучшим из двоих будет тот, кто первым поприветствует другого при встрече после ссоры. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Чего бы ни касалось дело, Посланник Аллаха не мстил за себя лично, если только не нарушались запреты Аллаха, когда же это случалось, он мстил за Аллаха». А в одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха сказал: «…Аллах не добавляет человеку за прощение ничего, кроме славы».
Но если поссорится отец с детьми, учитель с учениками, муж с женой и т. п., то нет греха в том, что ссора продлится дольше трех дней, на этот случай нет определенного срока.
Нельзя забывать и о том, что нужно избегать посещения собраний, на которых совершаются запрещенные Исламом действия. Если же человек оказался на собрании, где слишком много шутили и шумели, то ему лучше покинуть его, перед этим помянув Аллаха, тогда ему простится присутствие на этом собрании.
Человеку, находящемуся на собрании, неприлично с кем-то говорить по секрету, или говорить на языке, который не всем понятен. Если же двое хотят поговорить друг с другом наедине, им лучше отойти в сторону, а всем остальным не следует приближаться к разговаривающим, или стараться подслушать, что они говорят между собою.
В конце собрания желательно произнести: «С восторгом вспоминаю я имя Твое, о Боже, со славословием исповедую, что кроме Тебя нет другого Бога. Каюсь Тебе, прости мои прегрешения и будь милостив к Мухаммаду и другим Твоим посланникам». А потом сказать строки из Корана: «Хвала Господу твоему, Господу славы, не имеющему того, что приписывают ему! Мир посланникам Его! Слава Богу, Господу миров!» (сура «Стоящие в ряд», аяты 37-180, 181, 182).
Мечеть Мадина
г. Уфа ул. Фронтовых бригад, 6/5 Корпус 25, Мечеть «Мадина»
Адабы (правила) проведения МАДЖЛИСА (Корэн ашы)
Понятие «Маджлис» означает любую встречу людей, когда они беседуют, общаются, поминают Аллаха, делятся своими знаниями. В постсоветском пространстве «маджлисом» принято называть традиционные для данной местности застолья, когда собирают гостей, накрывают стол, подают угощения, читаются суры и аяты из Корана, приглашенный мулла читает проповедь (вагаз), делаются дуа. Чтение Корана и определенных молитв-дуа являются важнейшей основной частью собрания. Однако в присутствии людей, у которых лишь поверхностное знание об исламе, вагаз (проповедь) имеет огромное значение, так как на сегодняшний момент у нас чуть ли не единственным местом, где не практикующие мусульмане могут услышать правду об исламе, является именно маджлис.
— Маджлисы устраиваются по разным поводам, вот некоторые из них:
Маджлис по поводу никаха (тагам уль имляк); 2. Маджлис по поводу обрезания (игзар); 3. Маджлис по поводу ожидания ребенка (хур-сун); 4. Маджлис по поводу удачной дальней поездки (накыйга); 5. Маджлис по поводу окончания заучивания Корана (хатм уль-Куран); 6. Маджлис, который устраивается для тех, у кого умер близкий человек; 7. Маджлис по поводу окончания строительства дома (вакира), новоселье; 8. Маджлис по случаю рождения ребенка (акыка); 9. Маджлис по поводу прихода гостей (кыйра); 10. Маджлис после никаха (валима) и другие…
К величайшему сожалению, этнические мусульмане в массе своей воспринимают религию, как свод дога (молитв), когда приглашенный мулла читает «мархумнәрге» (умершим) молитвы в случае, если приснился покойный родственник, если прошло 3, 7, 40 дней или годовщина со дня смерти кого-то из родственников, при этом раздается всем присутствующим садака. То есть, Коран стойко ассоциируется у подавляющей части этнических мусульман со смертью и умершими.
Говоря иначе, они умертвили живое Учение Аллаха. Всевышний же сказал, что Коран ниспослан для живых людей! Аллах в 69-70-ом аятах суры «Ясин» говорит нам: «Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его Слова (вахий) – это не что иное, как напоминание (зикр) и ясный Коран. Они (ниспосланы) для того, дабы предупреждать пребывающих живыми! И чтобы сбылось Слово (Аллаха) относительно неверующих». Эти аяты суры «Ясин» (ирония в том, что ее чаще читают умершим) являются доказательством того, что Аллах ниспослал Коран для предостережения живых! Естественно, когда делается дуа, мы поминаем добрым словом и наших умерших родственников и близких.
Если мы хотим, чтобы маджлис принес пользу его устроителям, приглашенным гостям и тем, за кого делается дуа — получить награду от Всевышнего, необходимо придерживаться определенных правил, которые предписывает нам Ислам.
— 1. Первым делом должно быть правильное намерение. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Устроители маджлиса и гости должны понимать, что все это делается ради довольства Всевышнего и награды от него!
— 2. Приглашать на маджлис следует персонально, т.е. каждого человека в отдельности, или каждую семью, или группу людей, чтобы каждый, кого приглашают смог понять, что именно его приглашают в гости. По единогласному мнению ученых, если тебя приглашают на маджлис, то отказываться нельзя. Уважительные причины для отказа от маджлиса – болезнь, сильная усталость (после дальней дороги, тяжелой работы). Если пригласили, то идти обязательно, однако, что касается еды, то кушать или нет – это личное дело каждого, но лучше будет отведать угощение (даже если постишься), чтобы проявить уважение к хозяевам. Если вы не желаете прерывать пост, вы должны объявить о причине своего отказа от угощения, чтобы не обидеть хозяев. Если, придя на маджлис, мусульманин обнаруживает наличие запретного, тогда он должен попытаться исправить положение, то есть удержать людей от употребления запретного, если это невозможно, то он должен покинуть такой «маджлис». Согласно мазхабу Абу Ханифа на маджлис нельзя идти: а) Если в гости пригласил нечестивец (фасик, то есть мусульманин совершающий грехи), который совершает грехи открыто, не стесняясь, и это все видят. б) Если известно, что большая часть имущества пригласившего заработана запретным путем. в) Если известно, что на этом маджлисе будет спиртное.
— 3. На столе должна быть только дозволенная (халяль) и чистая (тайб) еда. Всевышний Творец повелевает в первую очередь и обращается ко всему человечеству со словами: «О люди! Вкушайте на этой земле что дозволено (Халяль) и чисто (Тайб) и не следуйте по стопам шайтана, подлинно, он для вас явный враг». (сура «Аль-Бакара» аят 168). В 3-м аяте суры «Аль-Маида» говорится: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имени Аллаха (или что было забито не ради Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам». Халяльное мясо – это мясо животного, над котором при забое было произнесено имя Аллаха, и выпущена по максимуму кровь. Вся рыба является халяльной (дозволеной). Чистая (тайб) — эта та пища, которая не была добыта путем обмана, злоупотребления и т.п.
Ниже мы хотим привести наши рекомендации при выборе халяльных мясных продуктов:
б) При покупке мяса птицы, полуфабрикатов и колбасы из нее мы рекомендуем выбирать птицефабрики, где осуществляется ручной забой птицы – например халяльная линия птицефабрики «Челны бройлер» Республики Татарстан и др. В Уфе открыта сеть магазинов «Челны бройлер», по этому телефону 8-987-093-96-46 вы можете уточнить адреса и наличие халяльной продукции.
в) При покупке колбасных изделий, тушенок со штампом «Халяль» мы рекомендуем покупать изделия мясокомбинатов, специализирующихся на производстве только! халяльной продукции. Как например: ООО «Дуслык» — г. Похвистнево Самарская область, ООО «Халяль» Самарская область, Похвистневский район, с. Алькино и др. В нашем микрорайоне «Инорс» Калининского р-на г Уфы, мы рекомендуем Вам специализированную мясную лавку – в ТСК «Яшель» по адресу ул. Глинки д. 2. По адресу ул. Ферина д. 14 – реализуется продукция «Челны бройлер». А также, Вы можете набрать в интернете «Халяль гид Уфа» (или какой-то другой населенный пункт) и узнаете адреса халяльных магазинов, кафе…
Только не надо превращать маджлис в расточительство, стараясь накрыть изобильный стол со множеством дорогих блюд, и усердно угощая гостей едой. Не надо забывать, что главная цель маджлиса – не объедание изысканными блюдами, не соблюдение внешних формальных правил – «чтобы все как принято у людей», не просто встреча родственников, друзей и знакомых, и не просто поминки по умершим родственникам и близким. Еще раз напомним, что все это делается ради довольства Всевышнего и награды от него! А Аллах тогда будет доволен собравшимися людьми, если они будут искренне читать и слушать Коран, успокаивая свои сердца, хоть на время отстранившись от мирской суеты, стараться понять, что в нем сказано, и впоследствии применять узнанное в своей жизни. Если маджлис пройдет как интересная проповедь, просветительская лекция на животрепещущие темы, если люди приобретут полезные знания о том, как правильно жить в этом мире и приготовиться к миру вечному.
«Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова» аят 38). Говоря современным языком, Коран — это программа для жизни. Следуя ей, человек мог бы не ошибаться, и реализоваться полно — стать творцом и созидателем. В общем, жить так, чтобы зло не коснулось его. И тогда он не испытывал бы перед Богом страха за содеянное, и печали от потерь, приходящих в виде Божественного наказания, поскольку исполнял бы свое основное предназначение, данное ему Творцом — достижение Его довольства, через совершенствование разума (акыл).
— 3. На маджлис нужно прийти ритуально чистым т.е. взять Тахарат или Гусль (полное или малое омовение).
— 5. Необходимо мыть рук до приема пищи, а после приема пищи – помыть руки и прополоскать рот.
— 6. В идеале, мужчины и женщины на маджлисе должны сидеть раздельно. Если это не получается, учитывая тесноту наших квартир, нужно постараться максимально отделить мужчин от женщин. Например, мужчины садятся во главе стола, рядом с имамом, а женщины в конце стола, причем там, где мужская половина стола будет соприкасаться с женской, должны сидеть близкие родственники – махрамы (муж-жена, брат-сестра и т.п.).
— 7. Нужно остерегаться использования посуды и столовых приборов из золота и серебра из-за запретности этого. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, сказал: «Не пейте и не ешьте из золотой и серебряной посуды. Поистине, это для неверующих в этом мире, а для вас — в мире вечном».
Принимать пищу только правой рукой, ибо Пророк «мир ему и благословение » сказал, что Шайтан ест левой рукой (здесь есть и психологический момент: левой рукой подмываются (делают истинжа) после туалета)
— 9. Со стола брать то, что находится перед тобой (не тянуться на другой конец стола или на дальнюю сторону тарелки, если кушаете с одной большой посуды).
— 10. Если на посуде разные виды угощения, то разрешается брать с любой стороны.
— 11. По сунне еду, которую едят руками, нужно кушать беря ее тремя пальцами правой руки.
— 12. Не облокачиваться на стол, нельзя дуть на еду (в общих тарелках).
— 13. Не следует перебивать имама во время вагаза (проповеди), все вопросы – после ее окончания. Его задача – за короткое время постараться донести до людей истину о Единобожии (Таухид), предостеречь людей от совершения грехов, призвать людей к покаянию за грехи и соблюдению законов Аллаха. Следует вспомнить о скоротечности и бренности мирской жизни, и о том, что все мы будем отвечать перед Аллахом за свои дела, за свой образ жизни. Если у кого-то возникли вопросы, то их нужно задавать с намерением узнать истину, уважительным тоном, а не с целью самоутверждения в собственных глазах. Такое не примется Всевышним.
— 14. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, никогда не критиковал еду. Если она ему нравилась, то он кушал ее, если же не нравилась, то оставлял ее.
— 15. Проявлять уважение к гостям. Пророк Мир ему и Благословение говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть возвеличивает гостя».
— 16. Остерегаться наиболее распространенного греха на маджлисах, да и вообще в нашей жизни – гайбат – обсуждать недостатки кого-то в его отсутствии, сплетни. За столом не надо сравнивать между собой мечети, «какая красивее, какой хазрат лучше, а вот такой-то сделал то-то и то-то, а сам мусульманин…» и т.п. «Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Сура «Смоковница», аят 8). В хадисе (изречении пророка (с.а.с.)) сказано: «Если кто из вас говорит, пусть говорит благое, или молчит».
— 17. Свою тарелку в конце оставить чистой. Тот, кто желает поступить по Сунне, пусть убирает за собой посуду и помогает хозяевам убрать со стола.
— 18. По окончании приема пищи восхвалить Всевышнего Аллаха и поблагодарить Его. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто, покушав, скажет: “Хвала Аллаху, Который накормил меня этой едой и наделил меня ею, тогда как сам я не обладаю ни силой, ни мощью”, тому простятся его прошлые грехи». В конце маджлиса нужно обратиться к Аллаху с мольбой за хозяев дома, всех присутствующих, и всех мусульман, просить у Аллаха блага в этом мире и мире вечном, и спасения от мучений адского пламени.
— 19. По Сунне садака дается, во-первых, скрытно; во-вторых, нуждающимся. ; в-третьих, давать желательно то, в чем человек нуждается, а не то, что «принято давать» (мыло, чай, полотенца, платочки); в-четвертых, никакой «таксы» для добровольного подаяния не существует – даешь сколько можешь; в-пятых, в Сунне нет «обмена подаяниями» (один дает мыло, тот ему в ответ полотенце, или даешь ему пачку чая, а он тебе десять рублей – прямо торговля какая-то, а не милостыня), в-шестых, милостыню по сунне не требуют, маловато мол, надо добавить…
В 177 аяте суры «Аль-Бакара», Всевышний велит нам раздавать имущество (садака): родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовать на освобождение рабов. В 60 аяте суры «Ат-Тауба» говориться (это больше касается выплаты закята): «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать (обратить в ислам), для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину Аллах Знающий, Мудрый».
Самые лучшие слова – это слова Всевышнего Аллаха. Коран – это слова Аллаха. А раз так, то чтение и осмысление Корана является украшением любого маджлиса. Разве может быть маджлис лучше, чем тот, на котором поминают Всевышнего Аллаха, читают его Книгу, делятся друг с другом знаниями, рассказывают хадисы, изучают жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и извлекают из всего этого пользу?
Меджлис это что такое в исламе
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Роль маджлисов в мусульманском духовном возрождении
Арабское слово маджлис означает «собрание» или «место собраний», однако в другом значении этот термин выступает в качестве «религиозного собрания», которое связано с важными для мусульман датами. Проведение подобных мероприятий стало своего рода традицией, которой придерживается большая часть мусульман России. Однако по отношению к маджлисам существуют различные точки зрения, которые следует внимательно рассмотреть.
Часть мусульманской молодежи относится к проведению маджлисов крайне отрицательно, считая их нововведениями. Правда при этом абсолютно не учитывается то обстоятельство, что по шариату нововведения разделяются на плохие (бид’а саййиа) и хорошие (бид’а хасана). Плохими считаются те, которые приносят Исламу вред, тогда как хорошими – те, которые приносят пользу. Так, например, не все осознают тот факт, что четки, которые были заимствованы у христиан, до сих пор успешно используются всеми мусульманами. Также как и полумесяц, на сегодняшний день являющийся символом Ислама, стал использоваться лишь спустя несколько веков после начала пророческой миссии. Таким образом, не существует никакого шариатского обоснования, запрещающего проведения религиозных собраний, поскольку очевидно, что маджлис, если и является нововведением (о чем можно поспорить), то, конечно же, хорошим.
Другим не совсем верным отношением к этой, бесспорно очень древней, традиции является превращение маджлиса в некое собрание, весь смысл которого сводится лишь к чтению Корана и совершению стандартных молитв-дуа. Это приводит к потере сути маджлиса, поскольку люди, собравшиеся на него, получают очень и очень мало пользы, т.к. незнание арабского языка не позволяет им понимать смысл прочитанных аятов. Происходит это, прежде всего, из-за того, что многие мусульмане не до конца осознают смысл такого мероприятия. Несомненно, что чтение Корана и определенных дуа является важным, поскольку вся награда от этого посвящается умершим. Однако читать Коран можно и без гостей, поэтому очевидным является то, что смысл маджлиса все-таки в другом, а именно – в ва’азе, т.е. проповеди, которая должна быть прочитана имамом или муллой. Причем ва’аз должен быть прочитан таким образом, чтобы все, без исключения, присутствующие могли ее понять и осмыслить. В противном случае пользы от нее будет мало.
Проведение маджлисов в подобном ключе позволило бы проводить хоть какой-то ликбез среди российских мусульман, т.к. повальная безграмотность ведет к утере своей религии, что впоследствии приводит и к потере национального самоосознания. В качестве подтверждения развития опасных тенденций среди наших соотечественников можно привести множество примеров, однако один из них заслуживает отдельного упоминания. Так совсем недавно на одном из маджлисов, который проводился как раз в соответствии с его смыслом, был задан вопрос о том, правда ли, что молитва «Отче наш» является переводом «Аятуль-курсий»?! Через несколько дней, пересказывая это на другом маджлисе, эта тема была неожиданно продолжена – один из присутствующих рассказал о том, что, будучи на экскурсии в одном из монастырей, там ему была предложена эта православная молитва, которую охарактеризовали как русский перевод «Аятуль-курсий»!
Уважаемые братья и сестры мусульмане, имамы и муфтии! На наших глазах происходит потеря Ислама нашими соотечественниками. И если сейчас не начать исправлять эту наметившуюся тенденцию, то мы рискуем оказаться «сапожниками без сапог». Кто будет приглашать нас тогда на маджлисы? Кто будет читать за нас дуа? И как мы будем держать ответ перед Всевышним, когда Он будет спрашивать нас о наших родственниках, соседях и знакомых, потерявших свою религию?
Иногда мы оправдываемся перед собой и другими, говоря, что мусульмане все равно окажутся победившими, и, иншалла, это действительно будет так, но доживут ли до этого наши потомки, а если доживут, то на какой стороне они окажутся? Не пора ли перестать заниматься личными проектами и амбициями, которые никто из нас не возьмет с собой в могилу.
Все вышесказанное имеет прямое отношение к теме, озвученной в заглавии, т.к. на сегодняшний момент единственным местом, где российские мусульмане могут услышать об Исламе является именно маджлис. И если продолжать считать его лишь как простое собрание, где можно хорошо поесть и получить садака, то скоро мы столкнемся не только с вопросами о том, является ли «Отче наш» переводом «Аятуль-курсий», но и с чем-нибудь более опасным. Необходимо не только в корне поменять отношение к ва’азу, который нужно постоянно совершенствовать, но и стараться проводить маджлисы в диалогах с хозяевами и гостями, стараясь разрешить всевозможные вопросы и сомнения. Не в последнюю очередь это зависит и от хозяев, поскольку именно они приглашают на собрание муллу и имеют возможность выбирать. К тому же, они могут сами приготовить вопросы, наиболее актуальные на данный момент времени и попросить имама ответить на них, используя язык, который все понимают.
Также весьма полезным стало бы открытие своего рода курсов для мулл и имамов, где они могли бы повышать свою квалификацию и оттачивать мастерство. Осуществление подобных мероприятий не является простым делом, поэтому в очередной раз хочется поднять проблему создания организации, которая взялась бы за это нужное и актуальное дело. Ей мог бы стать уже неоднократно упоминавшийся «Совет улемов», благодаря которому мусульмане России могли бы решить множество разных вопросов, пока этой идеей не воспользовались другие, преследующие только им известные цели.
«Совет улемов» – это тот, орган, которого так не хватает российским мусульманам, тем более что в исламском мире существует подобная организация – «Международный совет улемов». Представители российского «Совета» могли бы со временем войти в состав «Международного совета», что было бы весьма полезным и нужным.
Статья опубликована в сборнике Форумы российских мусульман, 2007