Меджлис крымскотатарского народа что
Что такое меджлис народа и почему его запретили в РФ
Что такое меджлис?
Меджлис крымско-татарского народа исполнительный орган Курултая крымско-татарского народа, который претендует на полномочное представительство крымских татар.
Стоит сказать, что Курултай это национальный съезд наиболее уважаемых и почитаемых представителей крымско-татарского народа, их высший представительный орган. В состав Курултая входят 250 человек, срок их полномочий составляет около 5 лет. Этот орган может принимать решения по всем вопросам социально-экономической, общественно-политической, культурной и других сторон жизни народа. Решения, принятые Курултаем, являются обязательными для всего национального самоуправления, в том числе и для меджлиса крымско-татарского народа.
Когда и где был образован меджлис?
Меджлис был образован в Симферополе в 1991 году. Это не зарегистрированная в России организация, которая претендует на статус представительного органа крымских татар. В его задачи входит выполнять решения Курултая в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни крымско-татарского народа.
Кто является председателем меджлиса?
С 1991 по 2013 год председателем меджлиса был Мустафа Джемилев, а с 2013 года эту должность занимает Рефат Чубаров.
Членами меджлиса являются 33 человека. Нынешний и бывший его лидеры депутаты Верховной рады Украины Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев сейчас живут в Киеве. В России против них возбуждены уголовные дела.
ФОТО: ТАСС /Шарифулин Валерий
Почему меджлис запретили на территории РФ?
Лидеры меджлиса входят в число организаторов энергетической и продуктовой блокады Крыма. Кроме того, они не раз заявляли о формировании в Херсонской области некоего добровольческого батальона для военного вторжения на полуостров, жители которого весной 2014 года проголосовали за присоединение к России. Так, об этом заявлял один из организаторов крымской блокады Линур Ислямов.
Бывший лидер меджлиса Мустафа Джемилев недавно сообщил о некоем «батальоне смертников», который будет размещен на границе с Крымом.
ФОТО: ТАСС /Зураб Джавахадзе
Наталья Терентьева, судья: «Суд решил административное исковое заявление прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить и признать объединение, именуемое „Меджлис крымско-татарского народа“, экстремистской организацией и запретить его деятельность».
Процесс по иску Поклонской продолжался около двух месяцев. За это время суд изучил четыре тома материалов, доказывающих деструктивную деятельность организации и ее представителей.
Затаившийся Меджлис
Так ли мирно настроен Меджлис на самом деле?
«Манифест счастья»
Некоторые меджлисовцы в российском Крыму являются главами городов и районов. Например, Бахчисарайским районом руководит Ильми Умеров – ярый противник России и сторонник киевской хунты. Шефство над Бахчисарайским районом возложено на Республику Татарстан и такой подопечный как Умеров более чем устраивает поволжских «шефов». Глава правительства Татарстана Ильдар Халиков обещал Умерову, что поднимет его район на уровень развитого района в шефствующей республике.
Целеполагающая многовекторность
Террористы и союзники
Есть риск, что в своих антироссийских устремлениях Меджлис решится на союз с террористической организацией «Хизб-ут-Тахрир», обосновавшейся в Крыму в начале 90-х годов и укрепившей позиции в разгар нулевых. Как считают многие исследователи крымского ислама, пик активности «Хизб-ут-Тахрир» приходится на период правления Виктора Януковича и донецкого клана. В «хизбах» донецкий клан видел противодействие неконтролируемой самостоятельности Меджлиса и способ давления на Россию в Крыму. Спецслужбам Украины было спущено указание: «хизбов» открыто не поддерживать, но и не препятствовать им. Дошло до курьезов: террористическая организация на Украине проводила круглые столы и общалась с прессой, хотя при этом не имела регистрации в Минюсте Украины. Меджлис видел в «хизбах» своих конкурентов и боролся с ними, но без особого успеха. Исламисты переманивали на свою сторону татар Крыма, особенно молодежь. Слабые позиции и коррумпированность официального мусульманского духовенства Украины, кризис доверия к идеалам предков толкали молодых татар на поиск новых ориентиров. Это не могло импонировать лидерам Меджлиса, очень ревностно относящимся к своему авторитету среди подрастающего поколения.
Отношение Меджлиса к «хизбам» начала меняться к середине прошлого года. Ярко антиисламистская риторика сменилась на нейтральную и даже близкую к положительной. Глава отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзин весной этого года открыто заявил, что не считает «Хизб-ут-Тахрир» террористической организацией. В июле 2013 года, в интервью украинскому изданию «Новоросс.инфо», Хамзин признался, что проповедуемой «хизбами» идеей халифата «больше всего болеют российские политики-шовинисты», а террористами лично он считает русских общественных деятелей Крыма и Украины, которые выдвигают идею восстановления имперского пространства царской России и большевистского СССР под маркой нынешнего евразийского геополитического проекта «. Во время «Евромайдана» Меджлис и «хизбы» оказались по одну сторону баррикад: в начале декабря из Крыма на помощь «Евромайдану» отправилось около ста крымских татар, среди которых было немало радикальных исламистов. После того, как Крым стал российским регионом, позиции крымских радикалов и «хизбов» сблизились еще больше, ведь жесткое антиэкстремистское законодательство России поставило Меджлис и «хизбов» на одну правовую планку. Как ни странно, и те, и другие сроднились по степени равнения на Европу. Джемилев и Чубаров остаются персонами грата для ЕС, в частности, для Великобритании. Как известно, главный штаб «Хизб-ут-Тахрир» располагается в Лондоне.
Завершая исследование, можно сказать: антироссийская активность Меджлиса будет нарастать параллельно разрастанию общеукраинского кризиса. Можно точно сказать, что лидеры Меджлиса в области выбора стратегий не будут отличаться чистоплотностью. Организация Мустафы Джемилева давно действует как величина, отвлеченная от стремлений татар Крыма. В плане выбора союзников меджлисовцы будут верны принципу Бенджамина Дизраэли: нет постоянных союзников, есть постоянные интересы.
Что такое крымско-татарский Меджлис?
Меджлис крымско-татарской общины упорно выступает против аннексии Крыма Россией и продолжает поднимать украинский флаг над своей штаб-квартирой в Симферополе.
Это всего лишь пара примеров «экстремистской деятельности», побудившие нынешние власти в Крыму пригрозить ликвидировать Меджлис.
У Меджлиса крымско-татарского народа — непростая история, которая свидетельствует о непростых межнациональных отношениях на полуострове и об усилиях крымских татар восстановить свое прежнее положение в Крыму после депортации и десятилетий вынужденной эмиграции в России и Центральной Азии.
Хотя Меджлис частенько называют «законодательной властью» крымских татар, на самом деле он является исполнительной организацией. Его состав из 33 человек выбирается из делегатов крымско-татарского Курултая, который является высшим политическим органом крымско-татарского народа. Курултай избирается каждые пять лет. Этот избирательный механизм создан и введен самими крымскими татарами.
Основная функция Меджлиса, согласно его веб-сайту, «ликвидация последствий геноцида, совершённого советским государством в отношении крымских татар, восстановление национальных и политических прав крымско-татарского народа и реализация его права на свободное национально-государственное самоопределение на своей национальной территории».
Заявление прокуратуры аннексированного Крыма:
Меджлис грозят ликвидировать
No media source currently available
НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Меджлис выступает в качестве представителя крымско-татарского народа перед крымской властью, правительством Украины, а также международными организациями.
Созданный в 1991 году Меджлис не является официальным государственным органом, но был признан и легализован в соответствии с указом президента Украины в 1999 году.
— Совет представителей крымско-татарского народа был создан (президентским указом в Украине в 1999 году), состоит из 33 членов Меджлиса и никого больше. Это узаконило Меджлис. И на муниципальном и местном уровне соответствующие советы были также созданы с участием местных меджлисов. Таким образом, система самоуправления, созданная крымскими татарами, стала партнером правительства, и мы, избранные представители, вместе с властями работали над решением проблем, — говорит нынешний председатель Меджлиса Рефат Чубаров.
Основными обсуждаемыми вопросами стали: распределение земли возвращающимся татарам, создание крымско-татарских школ, статус крымско-татарского языка, строительство мечетей и так далее.
В 2010 году президент Украины Виктор Янукович попытался сделать Меджлис подконтрольным Киеву путем его реорганизации и введения членов, назначаемых президентом. Курултай и Меджлис отвергли эти нововведения и отказались иметь отношения с Киевом в рамках этого формата.
Только 20 марта 2014 года, уже после подписания спорного договора о включении Крыма в состав России, украинская Верховная Рада официально признала Меджлис и признала крымских татар «коренным народом Украины».
Отношения Меджлиса с местной крымской властью, в которой всегда доминировало этническое русское большинство полуострова, были еще более непростыми. Группы русских общин и политические партии давно призывали к упразднению Меджлиса как незаконного учреждения.
Видео акции протеста против решения властей аннексированного Крыма не впускать на его территорию Мустафу Джемилева:
Чего на самом деле добивается Меджлис крымскотатарского народа
О создании татарского государства в Крыму
Из уст татарских националистов регулярно звучат требования создать в Крыму татарское национальное государство. Что произойдет при его появлении?
Документы с проектами такого государства существуют, по крайней мере, с начала 90-х годов XX века, и от них никто из лидеров татарского меджлиса не открещивался. Более того: лидер татарского меджлиса Мустафа Джемилев наотрез отказался идти на уступки Президенту Ющенко, когда тот попросил дезавуировать конечные цели меджлис-курултая – создание в Крыму татарского национального государства.
Рассмотрим подробнее принятую в июне 1991 года татарским курултаем «Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа» и предложенный в декабре того же года меджлисом проект «Конституции Крымской Республики», выделяя основное и убирая псевдодемократическую мишуру для недалеких и не внимательных.
Ст.1 «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение… возрождение крымскотатарского народа возможно только в суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымскотатарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».
Ст.3 «Любое противодействие реализации неотьемленого права крымскотатарского народа на самоопределение… рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар… и не признается курултаем…»
Ст.4 «Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, является основой национального богатства крымскотатарского народа… Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского народа…»
Ст.5 «В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных курултаем… Курултай поручает меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу».
Вывод из всего этого простой:
— только татары имеют право на Крым;
— все, что противоречит этому не признается;
— все, что имеется в Крыму, это собственность только татар;
— татары оставляют за собой право любым путем добиваться создания этнократического государства и пример Косово для остальных, т.е. не татар, должен быть набатом, который четко показывает, что с нами будет, если это произойдет.
Под руководством М.Джемилева был составлен и проект конституции Крыма. Не забывая, что тогда количество татар было менее 10% населения, процитируем статьи для остальных 9/10.
Преамбула проекта их конституции гласит:
Не хило, правда! У меня такое ощущение, что с нами не просто не считаются, а нас просто считают илотами. (Илоты – рабское население Пелопонесского полуострова, работающие на господ-спартанцев, которые паразитируя на заваеванном населении, периодически проводили криптии – тайные убийства всех выдающихся представителей илотов. Илоты имели только одно право: работать и угождать господам. Всякое недовольство жестоко подавлялось.)
Ст.1 “Крымская республика – суверенное демократическое правовое государство, объединившее в ходе исторического развития крымский народ, караимов и крымчаков, составляющих коренное население Республики”…
Не хочу даже комментировать этот бред. Где уж нам, убогим, понять высокие идеи демократизма, воспеваемые от лица единственного депутата славянина (?!) Пилунского из Украинского народного Руха состоящего из самих чистокровных украинцев (деле следуют 9 депутатов с татарскими фамилиями).
Ст.5 “Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало,… в том числе более половины избирателей, представляющих коренное население Республики”.
Эта статья 5, словно в издевательство названа “Прямое народовластие” Я вспоминаю роман «Скотный двор» английского фантаста, где описывается, как домашние животные захватили власть на одной ферме. Там тоже была демократия по-свински: “Все скоты равны – но некоторые равнее”.
Ст.9 «… Республика имеет право на изменение своего государственно-правового статуса… Изменение государственно-правового статуса Республики, считается принятым, если за него проголосовало более половины всех граждан Республики, пользующихся избирательным правом,… в том числе более 1/2 избирателей, представляющих коренное население Республик».
Это как если бы в США какой-нибудь штат решал свой статус быть или не быть в составе Федерации голосами индейцев, проживающих в этом штате.
Ст.87 «… избиратель по каждому округу имеет один голос… исключение устанавливается для выборов депутатов в Меджлис».
Ст.88 “Выборы народных депутатов в Республике, за исключением депутатов Меджлиса, являются прямыми: народный депутат избирается гражданами непосредственно”.
Я все думаю, в каком веке мы живем? Неужели с лидерами такой организации, (кстати, меджлис нигде не имеет юридической привязки к законодательству и организациям Украины) якшается верхушка Украины во главе с их Президентом.
Ст.93 “…Парламент состоит из двух равноправных палат – Совета народных представителей и Меджлиса… Совет народных представителей состоит из 100 депутатов… Меджлис представляет коренное население Республики, выражает волю и защищает его права и законные интересы в Верховном Совете Крымской Республики. Меджлис состоит из 50 депутатов…”
Ст.100 “…Закон считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Республики за него проголосовало большинство членов палаты”.
Значит, татары голосуют дважды: вначале в Совет народных представителей, а затем в Меджлис. Вначале выбирают общечеловеческие ценности, потом – узконациональные. Лихо!
Ст.104 Порядок избрания Президента.
«…Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей… в том числе более половины голосов избирателей, представляющих коренное население Республики… если второй тур выходят два кандидата в президенты… кто получит во втором туре наибольшее число голосов при условии, что за него проголосовало не менее 1/3 избирателей, представляющих коренное население Республики».
Хотя тема в настоящее время исчерпана, но идея понятна, особенно учитывая что вице-президента выбирают одни “коренные”.
Ст.109 Вице – президент Крымской Республики.
«Вице – президент Республики избирается Курултаем из числа кандидатов, предложенных им по согласованию с Президентом Республики. Избранным считается кандидат, получивший более 2/3 голосов делегатов Курултая… В случае повторного отказа Президента дать согласие на избрание Вице – президента из числа кандидатов, выдвинутых Курултаем, Курултай самостоятельно принимает решение».
Ст.112 “… Один из Вице – председателей и не менее 1/3 от общего числа членов Кабинета Министров назначается по представлению Меджлиса”.
Ну, этот-то вопрос благополучно разрешен через руководство Украины, кого назначает меджлис, тот и назначается к нам в Крым.
Ст.17 “… Гражданам крымскотатарской национальности … обеспечивается; приоритетное право на получение земельных участков для строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры, общественных, культурных и культовых зданий, хозяйственной деятельности”.
Говоря простым языком, если какой-либо татарин или группа татар пожелают где-нибудь участок для строительства дома, магазина, мечети или даже платного туалета, то согласно этой статье любой другой собственник или желающий иметь этот участок должен отказаться и отдать участок земли, где бы то ни было.
Ст.80 “…Граждане Республики – мусульмане по их желанию могут проходить воинскую службу в отдельных частях на территории Республики”.
Это мы уже имели. Цитирую отрывок из письма Н.Д.Лугового министру иностранных дел СССР А.А.Громыко от 27.07.1987г.: “Готовясь к обороне Крыма, мы сформировали две национальные дивизии преимущественно из татар. Но как только немцы подошли к Перекопу (еще не начав вторжение), обе эти дивизии разбежались,… дезертирство было массовым. Разбежались татары и из партизанских отрядов”. Украинским властям надо быть совсем кретинами, чтобы повторить подобное.
Разобрав документы Курултая и Меджлиса, не вдаваясь в их легитимность как организаций, легко можно сделать следующие выводы:
— создание отдельного татарского государства с лишением инородцев (т.е. не татар) и иноверцев всяких возможностей влиять на политику, законодательство, хозяйственную, культурную и т.д. жизнь, т.к. все будет разрешаться только татарами.
— создания привелигированной прослойки населения имеющий приоритетные права по сравнению со всеми остальными.
Меджлисовская авантюра Мустафы Джемилева терпит крах
Лидеры «Меджлиса» Джемилев и Чубаров уходят с арены
«Меджлис»* крымско-татарского народа был образован еще в 1991 году, до 2013 года его возглавлял Мустафа Джемилев. Лидеры организации никогда не ограничивали себя рамками закона, широко распространив на территории Крыма практику самовольного захвата земли, рэкета, а также силового давления на несогласных.
Хотя депутатский мандат в Раде за Джамилевым пока сохраняется, этот политический ход наглядно показывает, что украинская власть дистанцируется от проблемы крымских татар как инструмента воздействия на международную общественность, и в частности от «Меджлиса крымско-татарского народа». Лидеры организации постепенно выдавливаются из правительственных структур. В 2019 году потерял свой депутатский статус председатель «Меджлиса» Рефат Чубаров, а на Ленура Ислямова, еще одного лидера движения, в СБУ было возбуждено уголовное дело по подозрению в государственной измене.
Не лучшим образом обстоят дела и у подконтрольномо «Меджлису» телеканала ATR, принадлежащего Ислямову и ведущего вещание из Киева. Благодаря частичному возобновлению государственного финансирования и сбору пожертвований на данный момент канал смог возобновил вещание. Однако по словам самого Ислямова, из-за проблем с финансированием канал на 90% сократил производство собственных программ, уволил 45% коллектива, сократил выпуск новостей и прямых эфиров.
Пытаясь использовать вопрос крымских татар в свою пользу в ходе противостояния с Россией, руководство Украины в марте 2014 года официально объявило «Меджлис» высшим представительным органом крымско-татарского народа. Его лидеры и члены получили различные посты во властных структурах, международную известность, а начиная с 2016 года из бюджета выделялись значительные суммы. Только в 2016 году были предусмотрены средства в размере 40 млн. гривен на функционирование «Меджлиса крымско-татарского народа». Также финансирование активно велось из Турции, от частных спонсоров и через гранты США.
Однако лидеры организации во главе с Мустафой Джемилевым использовали сложившуюся ситуацию для достижения исключительно собственных политических и финансово-экономических интересов.
С 2015 года «Меджлис» пытается продавить проект создания «крымско-татарской национальной автономии», причем не только на территории Крыма, но и включающую часть Херсонской области (а в некоторых вариантах и всю область). Автономия должна находиться под внутренним управлением «Меджлиса» и иметь исключительные права внутри унитарного украинского государства.
Сама организация до сих пор не зарегистрирована в Минюсте Украины, полностью отсутствует государственный контроль как за её деятельностью, так и за финансовыми потоками. Это позволяет руководителям «Меджлиса» использовать выделяемые средства в собственных интересах, при том, что какой-либо реальной работы по улучшению условий жизни крымских татар как на самом полуострове, так и за его пределами вообще не ведется.
Крымско-татарский батальон «Аскер» — силовой ресурс меджлисовского рэкета и разбоя
Жители Херсонской области, где базируются подконтрольный Ислямову крымско-татарский батальон «Аскер» и другие сторонники «Меджлиса», постоянно жалуются на произвол аскеровцев и их лидеров. В 2016 году, когда так называемый добровольческий батальон набрал наибольшее влияние, в одном только Геническе, по сообщению правоохранительных органов, регистрировалось до 50 различных правонарушений с участием добровольцев «Аскера». При этом жертвами вымогательств и рэкета в большинстве случаев становятся проживающие в области соплеменники лидеров «Меджлиса», на чью защиту и должна быть направлена деятельность организации.
В 2018 году крымские татары, жители поселка Новоалексеевка Херсонской области, записали видеообращение к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой прекратить произвол членов «Меджлиса крымско-татарского народа». По словам собравшихся, представитель «Меджлиса» прибыл по указу Ленура Ислямова в их населённый пункт, дабы «монополизировать весь район, класть все деньги себе в карман». Местные жители были вынуждены обратиться к президенту Украины, так как у них нет собственного представителя среди крымских татар Херсона, некому защитить их права. Также один из местных жителей рассказал, что сам служил в вооруженном батальоне «Аскер», но был обманут и брошен на произвол судьбы.
Крымско-татарский вооруженный батальон «Аскер», или батальон имени Номана Челебиджихана, подконтрольный лидерам «Меджлиса» и в первую очередь бывшему крупному российскому бизнесмену Ленуру Ислямову, был создан из участников так называемой продовольственной и энергетической блокады Крыма. Изначально блокада осуществлялась меджлисовцами во взаимодействии с радикальными националистическими группировками «Правый сектор»* и «Азов»*. Однако впоследствии даже они отреклись от любого взаимодействия с аскеровцами.
Один из командиров националистического батальона «Азов» Игорь Криворучко в 2018 году заявлял, что «крымско-татарский батальон Ислямова — это этническая маргинальная банда гопников, которые занимаются криминалом в Херсонской области и к войне с Россией не имеют никакого отношения».
По данным СМИ и погранслужбы Украины, основной целью вооруженных крымско-татарских формирований на границе являлось перераспределение потоков контрабанды для получения личной выгоды и незаконных доходов.
В 2019 году бойцы крымско-татарского батальона взяли в заложники руководителя Генического РЭСа, а также совершили вооруженное нападение на сотрудников частного агентства «Азов», занимающихся охраной одного из предприятий региона. Только к началу 2020 года погранслужба все же смогла добиться отстранения «Аскера» от контроля границы с Крымом.
«Меджлис» как орудие репрессий и личного обогащения Мустафы Джемилева
В 1993 году был жестоко забит до смерти Юрий Османов, известный лидер крымско-татарского народа, находившийся в оппозиции к Джемилеву. В 1998 году в ходе внутренних разборок были убиты известные лидеры национального движения Селим Утаев и Дилявер Кучеров.
Ряд членов «Меджлиса» (прежде всего Л. Арифов, С. Керимов, Л. Буджурова и др.) обвинили руководство «Имдат-банка» в систематическом нецелевом использовании средств, большинство из которых не доходило до тех, кому они предназначались. В результате протестующие были исключены из состава «Меджлиса», а Джемилеву были предоставлены самые широкие полномочия. Также под одноименным названием «Имдат» в Крыму действовала этническая ОПГ, участники которой промышляли сбором дани с соотечественников-предпринимателей. Члены ОПГ также приняли активное участие в судакских погромах 1995 года, итогом которых стало укоренение в приморских поселках Крыма бизнеса некоторых предпринимателей, связанных с руководством «Меджлиса». На 2014 год все имущество и недвижимость «Меджлиса» на территории Крыма принадлежало лично Мустафе Джамилеву!
В 1997 году в «Меджлисе» произошел раскол, связанный со скандалом вокруг благотворительного фонда «Крым» и «Имдат-банка», через которые шло все государственное финансирование и пожертвования из других стран на обустройство репатриантов. Фонд «Крым» изначально был общественной организацией, специально созданной для помощи крымским татарам, однако потом он был реорганизован в частный фонд, единоличным владельцем которого стал сам Джемилев.
В сентябре этого года глава региональной национально-культурной автономии крымских татар Эйваз Умеров в своем заявлении подчеркнул, что последние шесть лет международные площадки в крымско-татарском вопросе отдавали предпочтение исключительно гражданам, которые не проживают в Крыму. Лидеры «Меджлиса крымско-татарского народа» Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, а также организатор энергетической блокады Крыма Ленур Ислямов давно перестали выражать интересы своего народа, отметил он.