Мефистофель спектакль о чем
Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова
Постановка Адольфа Шапиро по роману Клауса Манна
Фото: Архивы пресс-служб
У каждого артиста есть мечта. У кого-то — роль Гамлета, у кого-то — Мефистофеля. Хендрик Хефген (Алексей Кравченко) как раз из последних. Звезда гамбургского театра, он, конечно, называет его провинциальным, а сам грезит Берлином. Об амбициях актера говорит хотя бы то, что в простое немецкое имя Хенрик он втиснул букву «д» — разумеется, чтобы не казаться заурядным. Труппа театра и его директор, Хендрика боготворящие, старательно выговаривают эту букву, чего не скажешь об остальных, — на афишах исправно печатается «Хенрик Хефген». Уже по первой сцене спектакля понятно, что речь в нем идет о 30-х годах, ставших для Германии началом конца. О причастности к эпохе говорят и костюмы с прическами, и слова: Миклас, один из артистов, — член национал-социалистской партии, который не стесняется заводить разговоры про евреев. Иными словами, раскол в театре — раскол в стране. В это же самое время Хендрик готовит оперетту про Россию — с кокошниками, валенками и плясками, а сам, на пару с другом Отто (Артем Быстров), мечтает о театре для рабочих, в котором сможет ставить Брехта. «К черту рампу», — кричит он, утверждая, что искусство обязано выходить за рамки сцены. И вот уже идет репетиция, а актеры оказываются в зрительном зале. Впрочем, несмотря на риторику, буржуазные ценности Хендрику не чужды — он женится на Барбаре, дочери знаменитого писателя, а про театр для рабочих как-то забывает. Пути друзей расходятся — Отто уходит в подполье и создает политическое кабаре «Буревестник», а Хендрик отправляется покорять берлинские подмостки. В день, когда нацисты официально приходят к власти, его зовут на съемки в Мадрид, а Барбара, с которой в последнее время отношения не то чтобы ладятся, уезжает с отцом в Париж. И вот, казалось бы, с режимом его почти ничто не связывает, в страну можно не возвращаться, а вместо этого — в Голливуд (туда зовет знаменитая актриса, о чьей национальности Миклас говорил в начале спектакля). Но в Берлине будут ставить «Фауста», Хендрика зовут на роль Мефистофеля — и вот он не раздумывая мчится назад.
Первый акт с его опереточной легкостью и бесчисленными занавесами, слой за слоем открывающими сцену, явно противопоставлен второму, где она обнажена до предела. Хендрик из просто успешного артиста превратился в нацистского ставленника, но не специально, а как-то вскользь — ради искусства. «Шиллер — вот моя позиция», — говорит он, объясняя свое отношение к правящей власти. Хендрик просит за друга Отто, которого сослали в лагеря, собирает в Берлине гамбургскую труппу и готовится к постановке «Гамлета» — «Шиллер не годен, зато Шекспир стал великим германцем». Разумеется, у Хефгена есть покровитель — бывший летчик, взлетевший при новой власти очень высоко, который приглашает Хендрика на домашние ужины и зовет его Мефисто. Но не зря генерал как-то мимоходом скажет о том, что сам назначает, кто еврей, а кто нет: благосклонность его не вечна. И это Хендрик еще поймет.
Автор инсценировки и режиссер Адольф Шапиро явно ставил спектакль о личном выборе каждого, сохранив при этом весь антураж из романа Клауса Манна, что на театральных подмостках не так-то просто. Костюмы, музыка, декорации и, самое главное, выбранные на роли актеры — все подчинено стройности авторского замысла. Выбор здесь делает не только Хендрик, но каждый из появляющихся на сцене героев: уйти или остаться, промолчать или сказать. Иногда этот выбор совершают за них другие — те, кто может себе позволить приходить без предупреждения. Впрочем, права на финальный монолог отнять не могут даже они.
Пермский Театр «У Моста»
Театр «У Моста» вновь удивляет зрителя премьерой, гостеприимно открывая двери в мистический мир, созданный американским драматургом Доном Нигро в готической пьесе «Мефистофель».
Действие спектакля разворачивается в Лондоне, в 19 веке. Жизнь трех сестер, прекрасных актрис театра «Лицеум», резко меняется, когда в жизни младшей из них – Кэтлин, вновь появляется некто Николас. Тот самый молодой человек «из детства», что жил по соседству. «Призрак прошлого» начинает преследовать героиню, пытаясь овладеть ее разумом, сердцем и волей. Его голос проникает в ее разум, неизбежно запутывая мысли, а холод его призрачного присутствия рождает необузданный страх, наполняя холодеющим ужасом каждую клеточку ее тела и жизни. И вот, его дыхание уже сквозит в каждом ее робком шаге и бравирующем жесте, а его тень мелькает в уголках ее смеющихся губ…
Он – воплощение ее детских страхов и девичьих смятений, искушений и навязчивых тревог, настоящей боли и щемящего стыда. Да он – «настоящий» Сатана! И, казалось бы, не существует такой силы, которая способна остановить его и противостоять безграничному злу… Сумеет ли «Мефистофель» заполучить душу юной и светлой Кэтлин.
«Мефистофель» – это история, в которой иллюзорный, призрачный мир духов оживает и растворяется в реальном, человечном мире. Границы двух миров теряют свои очертания, позволяя выдумке и истине, правде и лжи слиться воедино в общем хаосе, чтобы однажды раз и навсегда расставить все по своим местам. «Мефистофель» – это история не о всесильности зла. Это история о животворящей силе, способной исцелить сердца героев и не позволить червоточинкам, порожденным настоящим злом, произрасти в неискушенных и светлых сердцах – силе Любви.
Сценическое освещение становится одним из самых важных компонентов в обрисовке художественного пространства. Темнота, сползая со сцены, нежно поглощает и обволакивает зрителя, отсекая все лишнее, помогая до конца прочувствовать основной «нерв» спектакля, его смысл – напряженный и натянутый как струна. Трехъярусное пространство воссоздает иллюзию глубины. Cвет, то мерцающий голубой, то искрящийся желтый, акцентирует мизансцены. Запах догорающих свечей погружает зрителя в атмосферу какого-то чарующего магнетизма, заставляя поверить в мистицизм, незамечая искусно внедренных спецэффектов.
Актеры поражают высокой энергетикой и самоотдачей, абсолютным слиянием с персонажем во всем. Особо восхищает исключительная живость игры и мимики Марии Сигаль (Кэтлин Лав), ее способность за одно сценическое мгновение передать целую гамму женских эмоций и чувств. Она то искренне молится о чудесном спасении, создавая впечатление почти неземного и трепетного существа, и тут же – совершенно грубо, не чураясь пошлости, поддается мимолетным искушениям, говорит о низких и постыдных желаниях… Невозможно не отметить точность и выразительность жестов Валерия Митина (режиссер Генри Ирвинг). А игра настоящих «чертей», искрящихся в глазах Ильназа Яруллина (Николас Шофилд), уверенного в том, что он и есть само Зло – Мефистофель, просто поразительна.
«Мефистофель» – это история о бесконечной и вневременной борьбе света и тьмы, борьбе чистоты помыслов и соблазнов и, конечно, о выборе души. Это история о той Силе, которой подвластно изменить ход времени и направления линий судьбы – история об истинной Любви.
Мефистофель, отзыв, театр «У моста», Пермь
Вы любите посещать театры? Мне лично нравится ходить на спектакли, но редко это получается. А были ли вы в театре бесплатно? Недавно мне представилась такая возможность в Перми. Мой сегодняшний отзыв от театре «У моста», спектакль «Мефистофель».
Поход в театр бесплатно?
В театре «У моста» состоялась мировая премьера постановки «Мефистофель», а 14 января 2019 года студенты Пермского государственного института культуры играли этот же спектакль бесплатно. Меня позвала на эту постановку бывшая коллега по работе, и я с радостью согласилась. В театр, да еще и бесплатно? Конечно, хочу!
Билетов у нас не было, поэтому нужно было прийти пораньше, чтобы занять очередь.
Сначала прошли зрители с билетами, а затем уже мы. У нас собралась компания из пяти человек. Мы дождались, пока все рассядутся, и сели на свободные места. Зал был полон, но мест хватило всем. Благо, что всегда в запасе есть откидывающиеся сиденья, правда без спинки.
Ходят бесплатно на такие спектакли родственники, друзья и знакомые студентов, а также те, кто уже знает о такой возможности. Студенты участвуют еще в нескольких постановках, посещение которых также бесплатно! Узнать о студенческих спектаклях можно в группе ВКонтакте «Курс С.П.Федотова’20».
Сюжет спектакля
Автор пьесы американский драматург Дон Нигро, режиссер спектакля Сергей Федотов. Жанр –триллер. Действие происходит в 19 веке в Лондоне. В центре сюжета мужчина, который считает себя повелителем темных сил. Он пытается заинтриговать, влюбить в себя и подчинить своей воле трех сестер. При этом никто не видел его лица!
Данный факт хочет выяснить полиция. Между тем настоящий дьявол, он же Мефистофель, тоже не дремлет и начинает собственную игру. Кто выйдет из неё победителем и возможна ли вообще чья-то победа?
Комната ужасов
В рамках мероприятия «Рождественские встречи» в театре «У моста» зрителей после спектакля еще ждала знаменитая комната ужасов! Принимают участие в качестве главных героев в ней также студенты. Наслышана я об этой комнате. Жутко! Поэтому не хотела туда идти. Адреналина и в жизни хватает! Но остальные члены компании уж очень захотели её посетить. И мне пришлось сдаться!
Запускали по десять человек. И я пошла. Вместе не так страшно! Спустя пару секунд, как зашла в комнату, сразу захотелось сбежать. Как-то жутковато и не известно, что ждет там в кромешной темноте. Чудовища, маньяки? Закрыла уши руками, чтобы не так страшно.
Зрители ходят по темному лабиринту, заходят в несколько мест, где разыгрываются сюжеты-страшилки. Фу, наконец-то вышли! Если бы не закрытые руками уши и мой контроль ситуации, да еще бы по одному запускали… адреналина бы хапнула вдоволь! А так только смеялась, ну и немного пугалась, чего уж там.
Плюсы
Минусы
Резюме
Я не в первый раз посещаю театр «У моста», но впервые на спектакле, который играют студенты. В целом мне очень понравился поход в театр, получила массу положительных эмоций от постановки «Мефистофель». Приятно, что на игру студентов можно приходить смотреть бесплатно. Да еще и был бонус в виде комнаты ужасов!
Мне стало интересно сравнить работу студентов с игрой актеров в постановке «Мефистофель». Насколько будет заметна разница? Если будет возможность, обязательно схожу на спектакль, в котором играют профи. Также интересно посетить еще и другие спектакли студентов, например «Ханума». Очень его хвалят!
|Мефисто|
ЯНВАРЬ
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
ДЕКАБРЬ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»
Режиссер Адольф Шапиро представляет спектакль, созданный по мотивам знаменитого романа Клауса Манна «Мефистофель», повествующего о взаимоотношениях власти и творческой личности. Это история жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства.
Адольф Шапиро: «Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого понять, что ждёт нас завтра? Нас — это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том — быть или не быть. А как жить так, чтобы БЫТЬ, а не существовать».
Спектакль удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Мэтры. Лучший спектакль большой формы» (2015 г.). Финалист московской театральной премии СТД «Гвоздь сезона» (2016 г.).
Отзывы зрителей:
Спектакль о позиции человека в обществе, точнее большого артиста, любимца народа, проще говоря, народного артиста. Его любят, ему верят и подражают и вот наступает такой момент, когда надо показать свою позицию, которая идет в разрез с политикой тоталитарного государства. Партия власти часто «вербует» артистов в свои ряды. Делается это с одной целью — легализовать свою власть. Пока этот артист играет роль свадебного генерала, он нужен власти и как только показывает свой голос, звучит команда:»Заткнись»и он списывается со счетов, как израсходованный материал. Власть ломает многие судьбы, а слабый человек всегда находит оправдания этому. Именно таким оказался главный герой спектакля, он оказался раздавленным этой властью.
Геннадий Усоев
«Мягкое рукопожатие» Хендрика Хефгена (Алексей Кравченко) в большей степени определяет его характер и судьбу, чем талант, либеральная порода и природная актерская изворотливость. Он все время что-то делает, но так, будто на печи сидит и принимает лишь то, что идет к нему в руки по щучьему велению. Инертность, долготерпение — потрясающие. Это не «история одной карьеры», а история человека, на все готового, лишь бы самому ничего не решать и с места не сдвигаться.
Елена Аксенова
Больше всего потрясли совершенно невероятнейшие декорации и художественное оформление спектакля Марии Трегубовой. Шок, погружение в какой-то невозможный, волшебный мир. Фантазия, талант и мастерство Трегубовой поражают воображение. Шикарные приёмы с игрой занавесами, мастерская постановка света (я бы её во все учебники занёс!), создание завораживающих живых картин, постоянная динамика сцены, идея с экраном с тенями и печатным текстом, великолепное управление фокусом зрителя и невероятное создание объёма — от этого зрелища попросту невозможно оторваться! То, что творилось на протяжении спектакля с кулисами — их постоянное движение — танец, можно сказать, объёмная подсветка и создание эффекта кадрирование — такое надо видеть вживую! Ощущения — не передать. В очередной раз убеждаюсь, что порой ходить стоит не на актёров или режиссёра, а именно на художника.
Игорь Тазеев
«Мефисто» – в первую очередь история о сложности выбора. В спектакле поднимается тема наличие и отсутствие моральных принципов, переоценки жизненных ценностей, разочарование в собственных убеждениях, не выдержавших испытания временем. Показывается история о неоправдавшихся ожиданиях и разрушенных надеждах. «Мефисто» – хроника борьбы творческой личности за право творить и существовать вне политики и государственности.
Ольга Завалишина
Бесспорно, это спектакль о взаимоотношениях художника и власти. И главная особенность художника — в степени ответственности. В спектакле совершенно потрясающий финал, передающий всю зыбкость положения человека в тоталитарном государстве: сценография Марии Трегубовой, весь спектакль открывающая перед героем все новые и новые возможности, а во втором действии и вовсе предоставляющая ему полную свободу, лишенную рамок кулис, в конце отчетливо демонстрирует, что свобода эта — мнимая, а невидимый потолок при первом же неверном действии нависнет прямо над головой, в любую секунду готовый прихлопнуть тебя как муху.
Вера Рачкова
О чем «Мефистов»? Да о нас с вами в наши темные времена, спектакль-предостережение: душу дьяволу продать — это вроде бы легко… только вот цена какова. Сидишь, затаив дыхание, слушаешь, и вдруг понимаешь, что слова-то о величии страны и национальном самосознании — все правильные, но… чистой воды спекуляция, пустая декларация, ничего общего с подлинным патриотизмом не имеющая, а только способ приспособленчества ради благ… Но спектакль вовсе не о политике, а о совести и нравственности каждого отдельно взятого человека. И об особой роли людей искусства, моральных авторитетах, — они, несомненно, несут ответственность за моральное состояние современного общества.
Елена Васильева
Драматичная история о выборе: идти к своей мечте, наблюдая, как летят головы тех, кто тебе дорог, или отказаться от всего, что уже добыто тяжелым трудом? Отстаивать свою правду или присягать тем, кто считает, что они правее? Драться за свои идеалы или предавать их и свой талант ради безоблачной карьеры в среде, которая совсем недавно была для тебя неприемлемой? Это практически шекспировское «Быть или не быть?», разве что предмет разговора здесь — «Быть или существовать?»
Oh, Theatre
Купить билеты на спектакль «Мефисто»
Продолжительность: 2 часа 45 минут (с 1 антрактом)
Режиссер: Адольф Шапиро
Актеры: Алексей Кравченко, Артём Быстров, Андрей Бурковский, Николай Чиндяйкин, Лариса Кокоева, Елизавета Мартинес Карденас, Яна Гладких, Юлия Снигирь, Александра Ребенок, Софья Райзман, Михаил Рахлин, Александр Усов.
Коротко о спектакле: История одной карьеры. По роману Клауса Манна
Расписание сеансов и продажа билетов
Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на спектакль Мефисто в МХТ Чехова, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону +7 (999) 836-35-05
— Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
— Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
— 100% гарантия подлинности официальных билетов.
— В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Мефисто в МХТ Чехова даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Мефисто
В данном спектакле не высмеивается власть или тоталитарный режим. Постановка не ограничивается высмеиванием глупого актера, который любой ценой добивался желаемого успеха на сцене. Здесь упор делается на честность человека, на жизненные устои, мораль и ценности. Каждый делает свой выбор в жизни, но какой путь выбран для этого, вот в чем суть!
Постановка великого режиссера Адольфа Шапиро поставлена по известному роману Клауса Манна. Она уникальная, яркая и даже чем-то особенная. На сцене много ярких гламурных декораций, которые создают ощущение кабаре. Но, несмотря на внешний блеск, постановка очень серьезная. И убедиться в этом сможете и вы, если успеете купить билеты на спектакль «Мефисто», который идет в театре имени Чехова.
Спектакль «Мефисто» в МХТ имени Чехова
История одной карьеры
По роману Клауса Манна
Режиссер Адольф Шапиро представляет спектакль, созданный по мотивам знаменитого романа Клауса Манна «Мефистофель», повествующего о взаимоотношениях власти и творческой личности. Это история жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства.
Адольф Шапиро: «Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого понять, что ждёт нас завтра? Нас – это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том – быть или не быть. А как жить так, чтобы БЫТЬ, а не существовать».
Понравился спектакль Мефисто? Расскажите друзьям!