Мегавселенная что это такое

План Цукерберга: как человечество будет жить в метавселенной

Когда лидеры техногигантов делают программные заявления по поводу смены стратегии своих компаний, к ним полезно прислушиваться: зачастую заявленные в них перемены рано или поздно коснутся всей индустрии. Можно вспомнить, как Сундар Пичаи, руководитель Google, на конференции I/O 2017 заявил, что IT-гигант переосмысливает все свои продукты с учетом того, что мы теперь живем в AI-first мире. Признание того факта, что Google уже не поисковая компания, а ИИ-компания в те времена стало поводом для заголовков, которые вполне точно определили судьбу всего IT-сектора, а не только Google, на годы вперед, как все мы теперь знаем. Вот только четыре года назад не все быстро осознали масштаб происходящего поворота и то влияние, которое ИИ станет оказывать и на развитие технологий, и на бизнес, и просто на нашу жизнь.

В конце июня 2021 года с программным заявлением перед сотрудниками Facebook выступил Марк Цукерберг, а спустя несколько дней он дал интересные и подробные комментарии журналисту издания The Verge. Подзаголовок этого материала точно передает суть длинных речей Цукерберга: социальная сеть ставит перед собой цель превратиться в metaverse-компанию. Пришла пора знакомиться с этим термином и привыкать к нему.

Метавселенная

Слово metaverse пока что больше известно тем, кто так или иначе соприкасается с игровой индустрией или любит читать фантастику, чем широкой публике или бизнесу. Термин появился в конце прошлого века в романе Нила Стивенсона «Лавина», на русский его перевели словом «метавселенная», не столь изящным как английский оригинал (впрочем, и весь перевод нельзя назвать блестящим). Метавселенная в книге Стивенсона — это переплетенные цифровой и физический миры; события в одном мире могут влиять на жизнь в другом, а провести границу между мирами подчас вообще невозможно. С тех пор, в том или ином варианте, метавселенная регулярно возникает в разных художественных произведениях, она вполне наглядно показана в недавнем фильме «Первому игроку приготовиться».

В период пандемии граница между физическим и цифровым мирами начала становиться зыбкой не только для игроков в компьютерные игры и поклонников фантастики: к нам домой с помощью цифры массово пришли новые и вполне работоспособные (хоть и не без глюков) версии привычного физического мира. Работа или учеба для многих перестала быть связана с перемещением в офис или институт, покупки вполне успешно осуществлялись без визита в торговый центр, радость от просмотра кинопремьеры стала при наличии хорошего домашнего кинотеатра доступна с дивана, а новогодний корпоратив оказался очень эмоциональным мероприятием не в клубе, а на платформе для создания игр Roblox.

Планы Facebook

Чем выделяется заявление Цукерберга на этом уже довольно регулярном фоне упоминаний метавселенной? Во-первых, конечно, масштабом ресурсов, которыми располагает Facebook и вообще влиятельностью этой компании. Во-вторых, комплексностью подхода, который далеко выходит за рамки игр и развлечений (хотя ими никто не собирается пренебрегать). В-третьих, мне как маркетологу импонирует та точка зрения, с которой описывается происходящее. Я не люблю термин «экосистема»: это точка зрения внешнего наблюдателя, препарирующего жизнь, и она не способствует созданию приятного и желанного продукта. А вот метавселенная — это то, что будет дано людям в ощущениях, в чем они будут жить, и этот взгляд продуктивней.

Цукерберг сильно зациклен на устройствах, которые откроют людям богатство ощущений и возможностей в метавселенной, и для него это устройство однозначно является очками или шлемом. Его пафос понятен: современный цифровой мир слишком разнообразен и могуч, чтобы основным интерфейсом к нему являлся маленький параллелепипед с экранчиком на ладони. Смартфон стал тормозом, хотя когда-то дал нам свободу от проводов и тяжелых компьютеров.

Очки, покрывающие изображением все поле зрения плюс объемный звук, безусловно, гарантируют куда более полное погружение в виртуальный мир и позволяют его микшировать с реальностью в любом удобном формате: например, любая реальная поверхность в интерьере вокруг может стать экраном высокого разрешения и рабочим столом, если так уж хочется работать с привычными метафорами цифрового окружения.

Ввод информации тоже не должен ограничиваться клавиатурой или управлением маркером на двумерном экране. Движения тела, мимика, речь — все должно восприниматься и правильно интерпретироваться цифровым миром. Facebook делает серьезную ставку на разработку собственных устройств виртуальной и дополненной реальности, и таким образом он может получить то, чего у него нет сейчас в мире социальных сетей на мобильных устройствах: обладать одновременно своей аппаратной и программной платформами, на следующем уровне повторить успех Google — и там этого конкурента резко обогнать, как и Apple.

Вот хороший и свежий пример того, как идея метавселенной в виде бесшовного соединения двух миров влияет на продуктовую разработку и воплощается в конкретный и важный функционал. Исследователи из лабораторий Facebook недавно представили оригинальное решение — очки виртуальной реальности, на внешней стороне которых находятся экраны, позволяющие отображать глаза пользователя другим людям за пределами гарнитуры. С надевшим ее человеком можно продолжать поддерживать визуальный контакт, он не уходит в виртуальный мир, закрывшись от реального непрозрачным шлемом, он пребывает в суперпозиции миров — в метавселенной.

Другое будущее

Впрочем, возможно, что ставка на новое единое универсальное устройство доступа, которое займет трон, на котором нынче царствует смартфон, не сработает: будущее не всегда повторяет шаблоны прошлого — часто оно просто другое. Поиск и развитие новых интерфейсов для взаимодействия с цифровым миром приносит плоды в разных направлениях, а не только в разработке VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) устройств. Распознавание речи уже сегодня дает возможность управлять умным домом, не пользуясь вообще никакими устройствами. Развитие технологий компьютерного зрения позволяет цифровому миру наблюдать за нами (в меру того, насколько мы это ему позволяем) и все лучше понимать происходящее. Насколько нам важно, чтобы визуальный ответ цифровой стороны метавселенной всегда покрывал все наше поле зрения — вопрос пока без ответа, и может оказаться, что очки, даже сверхлегкие и сверхмощные, не во всех сценариях окажутся идеальными. А ведь еще не прекращаются работы по нейроинтерфейсам, хотя это тоже носимые устройства и не свободны от недостатков, присущих этому классу.

Но эти соображения о деталях нашего доступа в метавселенную не отменяют главного тезиса Цукерберга: метавселенная — это не разработка или продукт одной компании, это описание цифровой среды будущего как целого, это интернет, сошедший с экранов всех размеров и слившийся с остальным миром вокруг нас. В метавселенной присутствуют не только цифровые сущности, не только игровая или рабочая среда, но и живые люди — так же, как сейчас в интернете, только мы будем лучше и полнее ощущать их присутствие. Сложно спорить с утверждением Цукерберга, что мир в первую очередь состоит из людей, а не из приложений, и задача технологий помочь максимально естественному и богатому общению людей вне зависимости от того, где они сейчас находятся: метавселенная при всей своей фантастичности кажется более реалистичным и достижимым решением чем телепорт, о котором все мечтают.

Конечно, метавселенная, как ее ни реализуй, принесет много новых проблем, которых пока мы себе не представляем, и мало кто лучше Цукерберга знает, сколько новых неприятностей и подчас бед порождает по-настоящему массовый продукт с новыми свойствами. Но своим выступлением и своими практическими решениями по переориентации компании Цукерберг явно дал понять, что начинается новая технологическая гонка: в какой метавселенной (или, скорее нескольких) мы будем жить через несколько лет.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Источник

Что такое метавселенная и когда она появится

Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.

В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.

В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.

Курс о больших делах

Что такое метавселенная

Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.

Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.

Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».

На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».

Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.

Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:

Зачем нужна метавселенная

Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.

Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.

Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.

А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.

С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.

В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.

В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.

К каким сложностям стоит готовиться метавселенной

До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.

Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.

Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.

Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.

Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.

Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.

Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.

То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.

Насколько скоро мы увидим метавселенную

Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.

На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.

В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.

Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.

Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.

В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.

В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.

Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.

Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.

До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».

Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *