Механизм турбийон в часах что это
Что такое турбийон?
Турбийон – это одно из немногих усложнений механических часов, которые предназначены для всеобщего обозрения и никогда не прячутся внутри корпуса. С технической точки зрения, турбийон является вращающейся кареткой со спуском внутри. Она вращается, делая один полный оборот за минуту, и служит для выравнивания погрешности, вызванной силой земного притяжения.
История изобретения турбийона
Переводящийся с французского языка как «вихрь», турбийон впервые появился в механических часах более 200 лет назад. Известный французский часовщик Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент конструкции оформил в 1801.
Интересно, что споры о необходимости и эффективности изобретения Бреге начались уже через несколько лет после внедрения первых турбийонов. Недоброжелатели утверждали, что в горизонтальном положении новое усложнение имеет только отрицательный эффект, так как детали этой конструкции оказывают лишнее сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.
При этом спрос на турбийоны только рос, и совсем скоро изобретение Бреге стало своеобразной игрушкой для богачей. Европейцы с толстыми кошельками заказывали для себя часы с турбийонами, которыми можно было хвастаться сразу по двум причинам. Во-первых, сам механизм таких часов стоил приличных денег, во-вторых, всегда можно было уколоть собеседника тем, что его часы не такие точные.
В 1920 году был спроектирован первый, так называемый парящий турбийон, который крепился к механизму только с нижней стороны. Благодаря такому расположению, на циферблате можно было увидеть каретку и спуск в ходе вращения. В 70-е годы разработки турбийонов несколько застопорились из-за появления кварцевых часов, но уже спустя десять лет компания Audemars Piguet выпустила первые часы с турбийоном с автоматическим подзаводом.
Исторически турбийон считался демонстрацией мастерства часовщиков, а вот его практическая значимость обсуждается до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что он хоть и незначительно, но все же компенсирует действие силы земного притяжения.
Виды турбийонов и особенности их конструкции
Конструкция турбийона предполагает наличие анкерной вилки, баланса и анкерного колеса, которые расположены на каретке – вращающейся площадке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке намертво закреплено колесо, которое отвечает за передачу энергии к балансу.
В зависимости от используемого типа каретки различают традиционные и парящие турбийоны. Первый подразумевает крепление каретки в механизме с двух сторон, второй – только с нижней стороны механизма. Парящий считается более эстетически привлекательным, так как в нем нет перекладины над кареткой, загораживающей обзор. С другой стороны, турбийон, закрепленный всего в одной точке, более чувствителен к механическим воздействиям, да и сложность такой конструкции гораздо выше.
По скорости вращения каретки турбийоны бывают карусельными, минутными и полуминутными. Минутные – самые сложные и распространенные – представлены в коллекциях только топовых производителей механических часов. Карусельный впервые был показан в 1982 году. Такие модели отличаются наличием в каретке промежуточного колеса, создающего зацепление с анкерным колесом. Изготовление турбийона карусельного типа требует меньшей точности и обходится гораздо дешевле. Одним из самых известных производителей является компания Waterbury, в часах которой механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Тридцатисекундный турбийон был показан только компанией Parmigiani.
Турбийоны тогда и сейчас
Прошли времена, когда турбийон был невероятно дорогим устройством, доступным только очень богатым людям. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к снижению их стоимости. Компания STT (ранее Progress) сделала едва ли не самый большой вклад в доступность механизма, поставив турбийоны чуть ли не на массовое производство. В итоге в конце прошлого века стоимость неплохих часов с турбийоном составляла 16-20 тысяч долларов.
Следующий революционный момент случился в 2000 году, когда на выставке в Гонконге были показаны турбийоны китайского производства. Механизм был признан сыроватым, но все же получил удовлетворительные отзывы. Уже через несколько месяцев появились первые такие часы стоимостью около тысячи долларов.
В нынешнем десятилетии модификаций стало только больше. Так, турбийон вращающийся сразу в трех плоскостях, создавался специально для модели наручных часов, в которой часы могут располагаться в любом положении. Производители Frank Muller и Jaeger LeCoultre создали турбийоны с двумя каретками: внутренняя имеет привычную конструкцию, а внешняя дает возможность внутренней вращаться в перпендикулярной плоскости.
Не так давно специалисты Patek Philippe создали уникальные часы с турбийоном с десятидневным запасом хода. В компании сделали акцент на том, что турбийон в их разработке – это не просто украшение, а функциональное устройство, положительно влияющее на точность хода часов. Турбийон даже не разместили на виду, а скрыли под циферблатом. В итоге увидеть его можно только через заднюю крышку.
Говоря о точности хода, современные производители (A. Lange and Sohne, Blancpain, Corum, Omega) указывают, что точность хода составляет +6-4 секунды в сутки, что считается более чем приличным показателем для механических моделей.
Турбийон принято считать одной из сложнейших компликаций механических часов (на уровне с вечным календарем и минутным репетиром). Современный турбийон – это не самое дорогое удовольствие, доступное как для поклонников часов премиум-класса, так и для сторонников бюджетных моделей. Аккуратно и точно сделанный турбийон не только положительно скажется на точности хода часов, но и станет отличным визуальным дополнением, визитной карточкой наручных часов.
Турбийон
Что такое турбийон
Наверняка многие слышали это трудно произносимое слово “турбийон” и задавались вопросом: “Что же это такое?”
Турбийон – это усложнение в наручных часах, принципом работы которого является особая конструкция узла баланса *, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода.
История создания турбийона
Турбийон впервые появился в механических часах более двухсот лет назад. Знаменитый часовой мастер из Франции Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент на конструкцию оформил в 1801 году. В переводе с французского языка tourbillon означает “вихрь”. Забегая вперед, скажем, что всего Бреге собрал 30 подобных “вихревых” механизмов.
Стоит отметить, что, сродни всем изобретениям того времени, через несколько лет после внедрения первых турбийонов начались споры об эффективности новшества Бреге. Противники утверждали, что в горизонтальном положении новое устройство вносит отрицательный эффект, так как детали конструкции оказывают дополнительное сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.
Однако, несмотря на это, спрос на турбийоны постоянно рос, через пару лет изобретение Бреге стало игрушкой для богатых европейцев. Богачи заказывали часы с турбийоном, в основном, по двум причинам. Во-первых, механизм таких часов сам по себе стоил больших денег, во-вторых, в светских беседах можно было невзначай обмолвиться и поррасуждать о точности хода, приковывая к себе внимание.
В 1920 году был спроектирован первый “парящий” турбийон, который находился в нижней части механизма. Благодаря расположению, на циферблате можно было увидеть и каретку и спуск в ходе вращения. В семидесятые годы разработку турбийонов затормозило появление на рынке кварцевых часов, но спустя всего десять лет компания Audemars Piguet выпускает первые часы с турбийоном и автоматическим подзаводом.
Изначально tourbillon был задуман для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Поэтому до сих спорно его эффективность в наручных часах. Каретка классического турбийона вращалась в одной плоскости с вектором тяжести, однако, владелец часто перемещает их в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля. Как тогда турбийон компенсирует погрешности, если позиция заключенных в него деталей не меняется?
Но прогресс не стоит на месте,и в 2003 году швейцарец Франк Мюллер представил миру часы Tourbillon Revolution 2 с единственным в мире двухосевым турбийоном. Он состоит вложенных друг в друга кареток, вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Инновационный турбийон работает при любом положении часов. Совершенный механизм можно наблюдать на циферблате и через прозрачное стекло сзади. Он имеет ручной завод и хороший запас хода в 80 часов.
Уже в 2004 Франк представил часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех плоскостях.
На текущий момент практически все известные мировые бренды имеют в своем арсенале часы с турбийоном.
Не отстают и вездесущие китайцы, запустившие в новом веке массовое производство этих замысловатых устройств.
Конструкция турбийона и принцип работы
Из чего состоит и как работает турбийон? На чем основан принцип его работы?
Турбийон состоит из баланса (1), анкерного колеса (2) и анкерной вилки (3), которые расположены на вращающейся каретке (4). Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке жестко закреплено колесо, которое передает балансу энергию.
В зависимости от типа каретки турбийоны подразделяются на традиционные и “парящие”. В конструкции классического (традиционного) варианта каретка крепится к механизму с двух сторон, парящий же предусматривает крепление только с нижней стороны часового механизма. Это намного более привлекательно, выглядит завораживающе, так как каретка не загораживает обзор, и вы можете наблюдать работу турбийона на видео.
Есть и небольшой нюанс: конструкция турбийона, закрепленного в одной точке, чуть более чувствительна к внешним механическим воздействиям.
По скорости вращения каретки турбийонов подраделяются на карусельные, минутные и полуминутные.
Российские модели наручных часов с турбийоном
Канули в лету те времена, когда турбийон был безумно дорогим устройством, доступным исключительно богачам. Оценить точность и гипнотизирующее действие этого механизма теперь могут и простые любители часов. Купить в настоящее время его не представляет особой сложности.
В России одними из ведущих марок часов с турбийоном по праву можно назвать Petroff, стоит также отметить изделия часовой мануфактуры Константина Чайкина.
Модели, которые подчеркнут ваш статус и просто доставят радость как обычным людям, так и коллекционерам.
Подведем итоги
Турбийон сейчас – это сложный механизм и одновременно эстетическое удовольствие для поклонников механических наручных часов среднего и премиум-класса. Он не только положительно скажется на точности хода, но и станет “сердцем часов”, предметом вашего восхищения и гордости.
Что такое турбийон?
Когда возникла потребность в турбийоне?
Устройство турбийона
В конце 18го начале 19-го века популярностью пользовались карманные часы, которые подолгу лежали в вертикальном положении в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов.
Кто разработал первый турбийон?
Покомпонентное изображение турбийона
Чтобы устранить воздействие гравитации, Абрахам-Луи Бреге, основатель швейцарской часовой компании Breguet, в 1795 году изобрел специальное устройство – турбийон («tourbillon»), что в переводе с французского означает «вихрь». В 1801 году Бреге запатентовал своё изобретение. Оно представляло собой вращающуюся со скоростью один оборот в минуту клетку, удерживающую основные элементы, необходимые для измерения времени. Благодаря турбийону рывки пружины под действием силы тяжести в одном направлении прекратились. Таким образом Бреге исключил влияние гравитации на часовой механизм.
Чем отличается карусель от турбийона?
Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322
В 1894 году часовщик Бэйн Бонниксен из Ковентри, Великобритания, изобрел модификацию турбийона − карусель. Бонниксен разместил в каретке дополнительное промежуточное колесо, которое увеличило скорость вращения клетки. Первоначально скорость вращения составляла 1 оборот раз в 52,5 мин. Впоследствии время оборота новых типов карусели сократилось до 39 минут, а затем до 4-5 минут. Изготовить карусель было проще и дешевле, чем турбийон Бреге. Этим устройством оснащались недорогие часы в начале 20го века. Сегодня принцип работы карусели использует ряд швейцарских часовых компаний, например, Ulysse Nardin в модели Freak, Blancpain в модели Le Brassus Tourbillon Carrousel калибр 2322.
Наручные часы и турбийон
Изначально Абрахам-Луи Бреге размещал турбийон внутри корпуса карманных часов в задней части механизма. С распространением наручных часов необходимость в турбийоне изменилась. Эффективность турбийона в наручных часах спорна, так как естественное движение запястья обеспечивает аналогичный эффект против силы тяжести. Поэтому часовые компании стали устанавливать турбийон на циферблате для демонстрации мастерства и технического превосходства часов.
Турбийон не считается истинным усложнением как, например, указатель фаз Луны или хронограф. Этот механизм ассоциируется с усложнением из-за сложности изготовления, дизайна и романтизма. Зачастую часы с турбийоном выпускают для поддержания имиджа мануфактуры, и далеко не все модели часов ценятся и продаются.
Современные конструкции турбийона
Парящий турбийон и классический турбийон
Дизайн и конструкция турбийона оставались неизменными до 1900х годов, когда появились два новых типа этого устройства: парящий и двухосный. В 1920 году Альферд Хельвиг разработал парящий турбийон. В новой конструкции механизм удерживался только с одной стороны, в отличие от конструкции Бреге, где турбийон поддерживался мостом сверху и снизу.
Двухосный турбийон с цилиндрической спиралью Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon
В 1977 году Энтони Рэндалл изобрел конструкцию двухосного турбийона, а Ричард Гуд в 1980 году создал рабочий образец. Этот дизайн вдохновил Томаса Прешера на создание первого парящего двухосного турбийона для карманных часов, а затем и для наручных часов. Парящий двухосный турбийон вращается вокруг двух осей, каждая из которых совершает один оборот в минуту.
В 2002 году талантливые часовщики Магали Метрейлер и Эрик Кудрей создали первый гиротурбийон, который вращался по нескольким осям. Часы оснащенные гиротурбийоном изготавливала швейцарская компания Jaeger-LeCoultre лимитированными сериями.
Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Asymetrique Platinum
В 2004 году швейцарская часовая компания Greubel Forsey произвела сенсацию, представив двойной турбийон 30 ° (DT30). Созданные часы Greubel Forsey оснастила двумя турбийонами. Первый механизм вращался один раз в минуту на 30 ° внутри другой каретки, которая вращалась каждые четыре минуты. Спустя год Greubel Forsey представила часы Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), в которых независимо использовались два двойных турбийона.
Влияние турбийона на стоимость наручных часов
Цена швейцарских часов с турбийоном класса люкс начинается от 50 тысяч долларов США. Высокая стоимость часов с этим устройством обусловлена сложностью изготовления. Ведь турбийон состоит минимум из 40 деталей, которые размещаются на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Для изготовления требуются специальные инструменты, а из-за малого размера и сложной конструкции на изготовление турбийона уходит много времени и ручного труда.
TAG Heuer Carrera Heuer 02T Tourbillon
Сегодня часовые компании стремятся сделать часы с турбийоном доступными большему числу клиентов. В январе 2016 года швейцарская компания Tag Heuer выпустила хронограф с турбийоном Heuer-02T, стоимость которого составила 16 тысяч долларов. Внутри этого турбийона меньше деталей по сравнению с механизмами, например, A. Lange & Söhne или Patek Philippe. Tag Heuer заявила, что снизила стоимость за счет «безупречного владения производственными процессами и производственными затратами». В итоге, часы Tag Heuer Heuer-02T стали самыми дешевыми швейцарскими часами с турбийоном.
Как ухаживать за часами с турбийоном?
Часы с турбийоном – это серьезный хронометр, который привлекает внимание. Многие коллекционеры считают часы с турбийоном ценными экземплярами часового искусства. Часы, оснащенные этим сложным устройством с 226-летней историей, требуют бережного и тщательного ухода. Часовая мастерская «Секунда» проводит репассаж часов и бесплатно выполняет диагностику механизма для выявления неисправности. В нашей мастерской действует спецпредложение по ремонту часов с турбийоном. По всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (499) 110-00-43 или приходите по адресу ул. 1812 года, 2 в Москве.
Общий раздел
Симпатичная статья про турбийон (не уверен, что правильно оформил тему)
Что такое турбийон?
Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей — несколько коллекционеров — могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.
На всякий случай напомним, что турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.
Система баланс-спираль и детали спуска устанавливаются на вращающуюся платформу, делающую, как правило, один оборот в минуту. Из-за этого асимметричный узел меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля, и возмущения, вносимые земным тяготением в ход часов, взаимно компенсируются.
Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.
Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как «вихрь».
В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают «за красивый глаз», а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много. То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.
О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны. Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus («Сверхточный»).
Число деталей механизма сократилось до 38, цена упала до 2-3 тысяч долларов, а само усложнение могло повторить судьбу, скажем, автоподзавода, которым оснащены 9 из 10 современных механических часов. Так бы все и вышло, не скажи свое веское слово Швейцарская часовая федерация. «Прогрессистам» не дали широко развернуться, но прецедент был создан. Теперь турбийоны присутствуют в марках, от которых еще десять лет назад никто не ожидал такой прыти. А грандам часового дела приходится считаться с тем, что самим фактом наличия турбийона теперь уже никого не удивишь. Раз так, надо удивлять чем-то другим.
Тоньше всех в 2003-м «пошутила» Piaget — продемонстрировала механизм собственного производства калибра 600P толщиной всего 3,5 миллиметра. Это – мировой рекорд, причем не единственный. Драгоценный турбийон на трех титановых платформах весит лишь 1 карат (0,2 грамма). Он состоит из 42 деталей и совершает стандартный оборот в минуту, что позволяет ему «по совместительству» служить еще и секундной стрелкой. Интересно, что верхний мост турбийона получился асимметричным, так как мастера просто не могли не украсить его фирменным инициалом «P».
Правда, за это эстетическое излишество пришлось расплачиваться дополнительной работой по настройке и регулировке механизма, ведь сбалансирован он должен быть просто идеально. Впрочем, не самый простой из существующих типов турбийона был выбран также из соображений элегантности. Таков стиль работы ведущих часовых марок: придумывать себе неразрешимые проблемы, а затем с блеском их решать. Тем более, Piaget давно и успешно возделывает ниву сверхтонких механизмов: достаточно вспомнить калибры 9P толщиной 1,35 мм и 12P с автоподзаводом высотой 2,33 мм.
Понятно, что триумф компании требовалось обставить с имперским размахом, ведь кропотливая работа заняла целых три года. Пришлось и часы назвать под стать механизму —- Piaget Emperador Tourbillon. Всего выпущено 22 экземпляра: по 10 в изогнутых прямоугольных корпусах из белого и розового 18-каратного золота, и еще 2 с обильными украшениями из драгоценных камней.
Выглядят часы достаточно строго, что вполне объяснимо небольшими габаритами и толщиной корпуса. Зато ничто не отвлекает внимания от окна турбийона, занимающего добрую треть площади гильошированного циферблата. Турбийон расположен не совсем традиционно — на отметке «12 часов», а его исконная позиция «6 часов» отдана индикатору запаса хода, составляющему всего 40 часов. Увы, даже миниатюрный турбийон присваивает значительную часть энергии не слишком «накачанного» механизма.
Franсk Muller, в отличие от Piaget, озаботился не столько эстетической, сколько утилитарной стороной турбийонного дела. Хотя представленная им нынешней весной модель Revolution 2, как и всякое по-настоящему изящное инженерное решение, смотрится на редкость эффектно.
Стоило нажать на кнопку, как обе стрелки мгновенно перескакивали в положение «12 часов», а неторопливо вращающийся турбийон, словно чертик из табакерки, выпрыгивал из недр часового механизма к самому стеклу. Часы в это время продолжали идти, и после того как вдоволь покрасовавшийся турбийон отправлялся «отдыхать», стрелки возвращались на положенное им место. Не прошло и года, как прогремела Revolution 2. Теперь для того, чтобы рассмотреть турбийон со всех сторон, не нужно его ни поднимать наверх, ни переворачивать часы.
Как уже говорилось, при горизонтальном положении часов турбийон абсолютно бесполезен, если не вреден. А наручным часам довольно часто, особенно по ночам, приходится отлеживаться. Значит, по хорошему, платформу турбийона надо заставить вращаться вокруг двух осей — горизонтальной и вертикальной, то есть запустить на сферическую орбиту.
Вообще-то идея не нова — запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и даже реализована в экспериментальных карманных часах. Но уместить сей объемный турбийон в корпус наручных часов не удалось никому. Кроме Франка Мюллера.
Собственно, корпус у Revolution 2 вполне привычный — классическая мюллеровская изогнутая «бочка». Лишь на задней стенке часов пришлось сделать небольшую выпуклость (шаровидная конструкция не вписывалась). Необычный турбийон расположился традиционно – на 6-часовой отметке, по обеим сторонам которой разместились два ретроградных индикатора. Левый показывает время оборота шасси турбийона вокруг оси баланса, размечен от 0 до 60 секунд и может считаться, для простоты, секундной стрелкой.
Зато правый имеет восьмиминутную шкалу — за этот промежуток клетка турбийона совершает полный оборот внутри зубчатого обода, перпендикулярного плоскости циферблата. Удивительно, что очертания платформы турбийона точно повторяют форму корпуса Revolution 2. Картина получается завораживающая, как на выставочном стенде: маленькие часики вращаются внутри больших часов.
Несмотря на заоблачную цену в 800 тысяч швейцарских франков, не все желающие смогут пополнить свои коллекции. Мюллер намеревается производить 6 экземпляров в год. В этом сделал два: один решил поносить сам, а второй пока разъезжает по выставкам. Четыре оставшихся проданы еще до своего рождения.
Corum продемонстрировала прозрачную модель Tourbillon Saphir 999. Известная своими дизайнерскими устремлениями компания и раньше создавала прозрачные часы, достаточно вспомнить знаменитый Golden Bridge. Девизом нынешней модели может служить формула «скелетон в квадрате». Если турбийон — самый красивый элемент часов, негоже выставлять его в маленьком окошке циферблата, да и в скелетоне он затеряется среди других деталей.
Не лучше ли все несущие части механизма сделать прозрачными, уподобив турбийон золотой рыбке в круглом аквариуме? Над часами колдовал лично Северин Вундерман. Платины и мосты механизма калибра 372.1.2, произведенного Corum самостоятельно, изготовлены из чистого сапфира и скреплены 11-ю металлическими винтами с синими головками под стать цвету стальных стрелок. Все непрозрачные детали вынесены, по возможности, в верхнюю часть корпуса, а нижний полукруг предоставлен в безраздельное владение турбийона. Обилие свободного места под стеклом лишь усиливает магическое воздействие шедевра часового дизайна.
Надо заметить, что в 1998 году Corum уже показывал схожий прозрачный турбийон La Mysteriuse, но тогда эффект был несколько смазан рельефной формой золотого корпуса. Простой, круглый и гладкий корпус Тourbillon Saphir 999 изготовлен из платины бескомпромиссной пробы 999,99.
Обрабатывать такой металл посложнее, чем сапфир. Правда, к Базельской выставке корпус решили украсить бриллиантами, но и без них часы выглядят ничуть не хуже. Что касается турбийона, то форма его верхнего моста точно повторяет эмблему Corum.
Видимо, за неимением циферблата, на котором обычно располагается знаменитый «ключик». Радует, что логотип симметричен и Corum не пришлось столкнуться с проблемами Piaget. Еще одной особенностью механизма является 110-часовой завод, но этот, сам по себе прекрасный показатель давно не является рекордным. Тourbillon Saphir 999 планируется выпускать не более 25 раз в год и заказы уже сделаны на несколько лет вперед.
Если дизайн часов Тourbillon Saphir 999 призван в первую очередь акцентировать внимание на турбийоне, то Jorg Hysek поставила себе прямо противоположную задачу. Турбийон задумали сделать органичным элементом хайтековского оформления часов, и не более того. Модель X-Ray представляет собой аранжировку старинной мелодии Бреге в стиле «техно». Можно сказать, что турбийон давно напрашивался под циферблат Jorg Hysek, ведь на нем вы не найдете привычной цифры «6», а свято место пусто не бывает.
Тонированный сапфировый циферблат слегка затеняет детали механизма, но для турбийона в нем прорублено открытое окно. Получившаяся сложная игра света и отражений в корпусе часов объясняет название модели: полупрозрачный фон для сияющей клетки турбийона из белого золота. Перфорированные детали платформы соответствуют сходным очертаниям стрелок. Сильно изогнутый и выпуклый корпус часов из такого же 18-каратного белого золота охватывается ремешком из черной резины с двойной золотой застежкой.
Все вышеописанные модели были снабжены ремешками из крокодиловой кожи, но X-Ray позиционируются как водозащищенные до глубины в 30 метров. Вряд ли кому-нибудь из обладателей модели стоимостью в 150 тысяч евро и тиражом 10 штук в год придет в голову в них купаться, а вот декларируемый 100-часовой запас хода — вещь полезная. Традиционная конструкция турбийона претерпела в Х-Ray значительные изменения, но они не сказались на энергоемкости механизма.
Многоточие в длинной поэме во хвалу турбийона поставила Patek Philippe. На вас лукаво поглядывают два небольших круглых циферблата модели Ref.5101P 10 Day Tourbillon. Почему лукаво? Потому что наружность часов ничем не выдает присутствия в них самого совершенного из созданных на сегодняшний день турбийонов. На месте положенного окна разместилась секундная стрелка. Над ней видна шкала запаса хода.
Сам турбийон, впрочем, рассмотреть можно, но только через прозрачный сапфир задней крышки гладкого, анатомически изогнутого платинового корпуса. Спрятать турбийон под циферблат создателей часов заставило, по их заверению, вредное воздействие на систему смазки самого уязвимого узла высокоточного хронометра, оказываемое солнечным светом. Может и так, ведь десятидневный запас энергии сдвоенных заводных барабанов не должен пропадать в борьбе с трением сложнейшего механизма, который разрабатывался целых три года.
Новый калибр 28-20/222 состоит из 231 детали, из них 72 приходятся на турбийон. Между тем, в решении дизайнеров есть и другой, философский смысл. Сегодня часы с турбийоном предлагают десятки компаний, но сделать его невидимым пока не решается никто, кроме Patek Philippe. Но и она не собирается предлагать больше нескольких десятков 10 Day Tourbillon в год.
Как показало бурное начало третьего тысячелетия, турбийону уготована долгая и богатая приключениями жизнь. Пока большинство часовщиков и любителей высокого часового искусства продолжают относиться к нему с пиететом. Как, например, мастера компании Girard-Perregaux, создавшие модель Tourbillon Sois Trois Ponts d’Or: для людей со слабым зрением, которые могут сразу и не заметить один мост турбийона, дизайнеры навели еще два моста из чистого золота.
Однако наряду с предельно пафосным отношением нет-нет, да и проскочит нечто предельно функциональное, как в часах Royal Oak Concept от Audemars Piguet, в которых турбийон крепится к платине не помпезными золотыми мостами, а скромными амортизирующими гармошками. То есть короли минутных репетиров (а именно ими славится АР) считают, что в часах будущего турбийон будет столь же обычным усложнением, как ныне автоподзавод.
На мой взгляд, это точный прогноз. Ведь ничто же не мешает сейчас некоторым часовщикам с величайшим почтением относиться к тому же автоподзаводу и делать ротор из золота или платины. В конце концов, это турбийон создан для человека, а не наоборот.