Механизма регуляторной гильотины что это
Механизма регуляторной гильотины что это
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).
Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.
В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.
В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».
Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.
Что такое регуляторная гильотина. Объясняем простыми словами
Регуляторная гильотина — контрольно-надзорная реформа, которая направлена на сокращение административной нагрузки на бизнес.
В 2018 году в России существовало более 200 видов государственного контроля, более 600 разрешений, а понятие обязательного требования не было законодательно определено. Некоторые документы сохранились ещё с советских времен, противоречили друг другу и имели разные трактовки. Формулировки требований, предъявляемых к подконтрольным объектам, не всегда были прозрачными и непротиворечивыми — и даже не всегда были описаны в законодательстве: при проверках контрольно-надзорные органы могли ссылаться на разъяснения Верховного суда и пояснительные письма ведомств.
В 2019 году правительство утвердило план, как снизить избыточные требования к бизнесу. Реформа, направленная на сокращение административной нагрузки на бизнес, получила название «регуляторная гильотина».
2020 год стал знаковым для реализации реформы: 31 июля президент РФ подписал два ключевых закона:
Ключевыми нововведениями реформы стали:
Пример употребления на «Секрете»
«Ничего не произошло — никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас (регуляторную) гильотину уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были».
(Бизнес-омбудсмен Борис Титов — о сокращении проверок малого и среднего бизнеса.)
Цифра
Регуляторная гильотина позволила к 2021 году на 33% сократить количество обязательных требований. Правительственная комиссия отменила 3003 и приняла 447 новых, более современных нормативных актов.
Работа над устранением избыточных требований и формированием новых моделей регулирования шла и продолжает идти в 43 рабочих группах. Можно ожидать, что по различным видам контроля введение риск-ориентированного подхода к проверкам поможет сократить их количество и затрачиваемое время на 10–20% (по оценке РАНХиГС на примере образовательной сферы).
Теперь все требования к бизнесу будут перечислены в специальном реестре (по состоянию на осень 2021 года идёт его формирование и наполнение). Все обязательные требования будут систематизированы как по видам бизнеса, так и по видам контроля, к каждому требованию будет привязан установивший его нормативный правовой акт. Законодательно срок действия каждого требования не может превышать шести лет. Если его не актуализировали и не продлили, оно аннулируется.
Что такое «Регуляторная гильотина»?
Цели реформы
«Регуляторная гильотина» нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она проводится с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.
Результаты
Участники «Регуляторной гильотины»
Ключевые законы
В июле 2020 года Государственной Думой принят федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он предусматривает: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.
Кроме этого данным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В этот же период Государственной Думой принят и федеральный закон об обязательных требованиях. Законом определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в НПА требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности.
Также законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих своё действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.
Оба федеральных закона приняты Государственной Думой 22 июля 2020 года и одобрены Советом Федерации 24 июля 2020 года, 31 июля 2020 года подписаны Президентом Российской Федерации В.Путиным.
Что такое «регуляторная гильотина»?
Со слов премьера, «регуляторная гильотина» необходима России для экономического рывка, а также для снижения нагрузки на предпринимателей. По плану властей государством будут инвентаризованы все действующие и обязательные для бизнеса требования.
Цель проверки – узнать, соответствуют ли требования к бизнесу современным реалиям. Если да, то нормы можно оставить, если же они устарели, то государство их отменит.
Новая попытка
Это не первая попытка правительства привести в порядок нормативно-правовые акты и законы в отношении предпринимательского сообщества, чтобы «нигде не жало, ничего не мешало, старое в утиль, новое на флаги и вперед к развитию экономики».
У многих коммерсантов, как занимающихся крупным бизнесом, так и «ходящих по земле», новые предложения правительства о модернизации требований почему-то вызывают не энтузиазм, а усталость. О необходимости изменений чиновники говорят почти два десятилетия. Бизнес привык к словам о важности снижения административной нагрузки, а также к тому, что после подобных заявлений ситуация меняется, но ненадолго или непринципиально.
С чего начать?
Правительство, стремясь совершить экономический рывок, считает необходимым снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть сложившуюся систему требований. В первую очередь, по мнению премьера, сделать это необходимо в наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. В чем заключается задача, на которой сфокусирован глава правительства?
По словам Дмитрия Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, причем многие из них были созданы еще в СССР. Механизм «регуляторной гильотины» – это масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, которые будут одобрены, изменены или утратят силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. К 1 февраля 2020 года правительство хочет завершить пересмотр всех требований с точки зрения современных реалий.
Один нюанс: чтобы механизм «регуляторной гильотины» сработал, он должен иметь сильную политическую поддержку на самом высоком правительственном уровне.
Исторический процесс
Сам метод «регуляторной гильотины» был разработан еще 15 лет назад международной консалтинговой компанией «Джейкобс, Кордова и Партнеры» (Jacobs, Cordova & Associates). Но и эксперты компании придумывали механизм, основываясь на удачном опыте, проведенном в 1980-е годы в Швеции и Южной Корее, эти государства раньше других прошли путь отсечения устаревших законодательных норм.
На сегодняшний день этот структурированный процесс с французским названием применили в своей практике уже более 100 стран, в том числе Хорватия, Великобритания, Мексика, Вьетнам, Египет и другие. Были заявления о внедрении «регуляторной гильотины» в Украине, Армении, успешнее всего она «заработала» в Казахстане.
Процедура отбора
Каждая норма или административная процедура должна будет пройти через простые фильтры. Для принятия решения о будущем закона аналитики дают ответы на следующие вопросы применительно к каждому закону: законен ли он, есть ли в нем необходимость, благоприятна ли норма для бизнеса, необходимы ли и обоснованы ли платежи и сборы, установленные этим законом.
После такой оценки норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: сохранить, упростить или отменить.
Далее органы законодательной власти – Правительство, Государственная Дума и Совет Федераций предпримут необходимые шаги для устранения ненужных и упрощения запутанных нормативно-правовых актов.
Нормы и административные процедуры, которые в результате этой реформы «уцелеют», будут занесены в действующий реестр, в котором представители бизнеса и граждане страны смогут найти нужную информацию, загрузить необходимые формы и подать заявки на получение разрешений.
Напомню, что в России выход на конечную точку по «регуляторной гильотине» намечен на 1 февраля 2020 года, т. е. через год. В Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 000 актов, в Хорватии – около 1500 тысяч. В нашей стране, напомню, около 9000 актов, устанавливающих обязательные требования. Сколько из них удастся изучить и после изучения подсунуть под «гильотину» к намеченной дате?
Системная трансформация
Если все пройдет успешно, то, как обещают создатели этого механизма, издержки и риски ведения бизнеса будут значительно сокращены, что приведет к повышению конкурентоспособности, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Готовить «дорожную карту» для работы «гильотины» на российской почве поручено аппарату правительства. Я надеюсь, что сотрудники аппарата будут способны преодолеть бюрократические трения и борьбу за полномочия, которые неизбежно возникнут на этапе «отсекай, упрощай и сохраняй». Иначе «гильотина» превратится в очередной эпизод, когда ни одно министерство не захочет «рубить» часть своих полномочий, даже если это будет однозначно выгодно гражданам, бизнесу и стране в целом.
Чиновники планируют новый подход к классификации актов. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, если раньше в России отталкивались от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный, авторемонт и т. д. Если предприниматель захочет открыть бизнес, то он сможет увидеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также будет понятно, какие из них обязательные, а какие – рекомендательные. Такие требования, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, должны быть написаны понятным языком и удобны для предпринимателей.
Мне как юристу, который ежедневно решает проблемы предпринимателей и общается с коммерсантами, видится, что есть три вещи, которые беспокоят бизнес.
Поможет ли «гильотина» в решении этих системных проблем? Я думаю, что на данном этапе – нет. Но если государство сделает прозрачными правила игры для бизнеса на законодательном уровне, избавив компании от «спама» устаревших требований и обязательств, это однозначно «разгрузит» коммерсантов. А любой большой путь по трансформации экономики, как мы все знаем, начинается с малых шагов. Пожелаем удачи властям в освоении французского механизма!
Сергей Катырин: С 1 ноября заработала «регуляторная гильотина»
Благодаря этой реформе, которая получила неофициальное название «регуляторная гильотина», многие правовые акты, которые касаются контроля и надзора бизнеса, будут отменены. А потом каждые шесть лет правовые акты станут заново переоценивать. Если они устареют или станут недейственными, то их отменят.
О том, как все это будет работать, корреспондент «Российской газеты» обсудил с президентом Торгово-промышленной платы РФ Сергеем Катыриным.
Сергей Николаевич, закон ведь с 1 ноября не полностью вступает в силу. Какие нормы пока отложили?
Новые требования будут появляться в реестре на специальном сайте сразу после вступления их в силу. А вот особый порядок исключения требований из реестра будет урегулирован после выхода соответствующего постановления правительства.
У бизнеса есть свои пожелания к этому реестру?
Сергей Катырин: ТПП предлагает, чтобы в реестр включили обязательные требования, которые содержатся не только в подзаконных актах, но и в законах. А также положения актов, которые непосредственно не содержат обязательные требования, но при этом регламентируют процедуру их исполнения (положения, порядки, регламенты и так далее).
Это позволит наиболее полно охватить весь массив правил для бизнеса, сделать эту сферу максимально прозрачной.
Бизнес давно ждал всех этих перемен. Но сначала реформа планировалась не такой глубокой, как сейчас. Что пришлось корректировать?
Сергей Катырин: Действительно, изначально регуляторная гильотина задумывалась с целью отсечь избыточные и устаревшие обязательные требования, многие из которых были попросту невыполнимы на практике.
К примеру, известны случаи, когда проверяющие требовали у предприятия инструкции по пользованию лестницей-стремянкой или просили предоставить акты выполнения работ в открытом космосе.
В сентябре 2019 года вышло поручение правительства об отмене более 20 тысяч актов СССР и РСФСР. В этот документ вошли более 50 документов, предложенных ТПП. Преимущественно в сфере труда и горной промышленности.
А в развитие реформы была начата с участием нашей палаты как раз разработка закона об обязательных требованиях. Ко второму чтению в тексте были прописаны основные принципы для требований. И по нашей инициативе включено положение, что в случае противоречия друг другу нескольких требований предприниматель может соблюдать любое из них.
При этом крайне важно, чтобы при отмене старых требований не образовывался правовой пробел. Когда ни контролер, ни предприниматель не будут иметь представления, какими требованиями они должны руководствоваться.
А что нам, простым потребителям, даст этот закон?
Сергей Катырин: Подзаконные акты в принципе должны стать более понятными, в том числе и для потребителей. Они тоже смогут пользоваться едином реестром и получать из него актуальную информацию.
Отмена многих обязательных требований (в сфере торговли, общепита и так далее) позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей. Они смогут более эффективно развивать свое дело, повысить качество производимой ими продукции и оказываемых услуг.
Справка «РГ»
Когда вступают в силу остальные положения закона об обязательных требованиях:
Она регламентирует, что новые обязательные требования должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября. И, за некоторым исключением, не ранее, чем через 90 дней после дня официальной публикации нормативного правового акта.