Мектебе и медресе что это такое
Мектебы и медресе в конце ХIХ- начале ХХ вв.
Выкладываю с небольшими сокращениями статью уфимских историков П.Р. Габдуллина и Р.Р. Ибрагимова «Мектебе и медресе Бугульминского и Мензелинского уездов в конце ХIХ- начале ХХ веков»
Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже ХIХ- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии. Между тем в исторической научной литературе, в частности о национальной школе, развитие просвещения среди татар Восточного Закамья практически не затрагивается.
По материалам переписи 1897 года в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения) (1). Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25 % от общего числа населения) (2). К 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужские и женские школы (3). В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета- ключ, Тойметкино и т.д. (4).
Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г. :
«… в Бугульминском уезде Самарской губернии из 270 тысяч населения более половины считаются мусульмане. Этот уезд с давних пор славится своими образцовыми мектебе и медресе. В настоящее время едва ли можно найти такой уезд, где насчитывают несколькими сотнями мусульманских учебных заведений.» (5).
В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебе по Бугульминскому уезду на 1911 г.- 158 мектебе и 8 медресе (в деревнях Тумутук, Чалпы, Альметево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу) (6).
В эти же годы (на 1912- 1913 учебный год в Мензелинском узде работали 351 мектебе и 28 медресе (в деревнях Ново-Алимово, Якши- Карн, Кавзияк, Сарманово, Муртышбашево, Амикееево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старо- Курмашево, Ново- Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряш, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски- Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянчитамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якшибаево, Верхний Такталачук, Шигаево (7).
Характеризуя мусульманские школы следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в дер. Бигашево Бугульминского уезда указано медресе, открытое в 1792 г. (8).
В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в дер. Бигашево не указано, а указаны 2 мектебе, открытые в 1903 и 1905 годах (9). То же самое видно и по многим другим населенным пунктам уезда. Такое положение объясняется различнейшими причинами.
Это и репрессивные меры царского правительства по отношению к мусульманским учебным заведениям (среди закрытых «крамольных» татарских учебных заведений значатся школы в деревнях Альметево, Чупаево, Менлибаево, Чершилы Бугульминского уезда) (10). Это и нехватка денежных средств на содержание школ. Да и многое, видимо, зависело от самих настоятелей мечетей и школ.
Говоря о народном образовании среди мусульман нельзя не коснуться новометодной и старометодной школ. В одном из донесений помощника начальника Самарского губернского жандармского управления по Бугульминскому и Бугурусланскому уездам в 1913 г. говорится, что в этих 2 уездах «школ с преподаванием по старой методе 226 и по новой методе 14». Далее в том же донесении говорится:
«Все мектебе и медресе, где обучаются по новой методе пользуются среди населения большой популярностью, так как по новой методе они скорее изучают все предметы, чем по старой методе.» (11). В Мензелинском уезде в том 1912- 1913 учебном году из 379 мектебе и медресе более 240 составляли новометодные школы (12).
Во всех начальных мектебе обучение велось на татарском языке. В обоих уездах обучение в начальных мектебе было четырехгодичным. Предметы преподавания были следующие: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран (13).
Наиболее известными медресе в Бугульминском уезде являлись байрякинские медресе «Гарабия» и «Гибадия», тайсугановское «соборное» медресе. Первым из них заведовал указной мулла Миннур Салахетдинов (при 1-ой соборной мечети), вторым- ахун Масягут (Мусагит) Габдулгалеевич Губайдуллин (при 3-ой соборной мечети) (14). При медресе «Гарабия» был открыт русский класс, учителем в котором был чуваш Иван Васильев (15). Кроме того, русские классы в 1912 г. были открыты при Альметевском и Тумутуковском медресе. Часть расходов на содержание этих 3 русских классов взяло на себя уездное земство, а прочие хозяйственные расходы взяли на себя местные мусульманские общества (16).
В Бугульминском уезде медресе состояли из 9 классов. Первые 4 класса назывались «Рушдием» (среднее отделение), следующие 5 классов назывались «Игдадием» (отделение выше среднего). В первых 4 классах новометодных медресе преподавались следующие предметы: «Сарфи- араби» (этимология арабского языка), «Наху» (синтаксис арабского языка), «Гильмихал» (обязанности мусульманина), арифметика, «Тадясьуит» (правильное чтение Корана), Алькоран, священная история, география и чистописание, диктовка, чтение на татарском и арабском языках. По окончании всех классов «Рушди» ученики переходили в первый класс «Игдади», который являлся приготовительным курсом перед последней ступенью татарского высшего курса- «Галия».
В 5 последующих классах преподавались «Наху», «Маан- баян- бедис» (арабская словесность), «Мантык» (логика), арифметика и алгебра, география, всеобщая история, «Хадис» (изречения пророка), Алькоран, «Фикх- Шариат» (магометанский закон), «Ахлак» (нравоучение), «Фараиз» (законность наследства), «Калем» (догматика), «Гакаэд» (символ веры), история ислама, история Фатыха, Коран, история магометан, история России, «Тафсир» (толкование Корана) и чистописание (17).
В Мензелинском уезде кроме того, преподавались риторика, педагогика, начальные сведения по алгебре, физике, космографии и химии (18). По возможности, в обоих уездах обучались русскому языку. Ученики, окончившие полный курс «Рушди» и «Игдади» имели право стать мугаллимами в начальных мектебе.
Многие шакирды, обучившись в мектебе и медресе этих 2 уездов продолжали свое обучение в крупнейших мусульманских учебных заведениях России и за рубежом. Так, в уфимском медресе «Хакимия» в 1913 г. обучались Кабир и Фазыл Туйкины из дер. Зай- Каратай, Мухаметгади Фахретдинов, Кутдус Ашрапов (19). В русских учебных заведениях обучались Рахманкулов, учитель Тойметкинского 2- го медресе Сабирзян Ахматгареев (обучался в Казанской татарской учительской школе). Многие из учителей мектебе и медресе Бугульминского уезда обучались в Тайсугановском медресе. Среди них Мухаметвагиз Гильманович Юсупов (из дер. Старый Багряш- Елхово), Мухаметхатып Галлямов и Сарраз Галлямов (из дер. Нижнее Абдулово) (20). В Стамбуле обучался сын байрякинского муллы Муксина Губайдуллина. Мулла дер. Тумутук Миргазиян Ахметлатыпов также получил образование в Стамбуле (21).
Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906- 1907 годах мусульманское прогрессивное общество со штаб- квартирой в дер. Байряки. Общество охватывало в своей деятельности Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-ей соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х годов) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей (этот курс продолжался около 5 месяцев; обучалось на курсе 30 учащихся, которые после окончания курсов были направлены в деревенские мусульманские школы). В том же году 1000 рублей было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей (22).
В отличие от русских школ, татарские национальные мектебе и медресе практически полностью содержались за счет самого мусульманского населения. Ведь согласно различнейшим правилам и инструкциям мусульманские школы могли финансироваться лишь при условии открытия при них русских классов и подчинения их министерству народного просвещения. Мусульманское же население в основном настороженно относилось к русско- татарским школам. Здесь переплелись и боязнь крещения из- за русификаторской политики царского правительства, и агитация местных мулл, и вековое недоверие мусульман к русским властям как к своим колонизаторам. Потому, неудивительно то, что к концу Х1Х в. В Бугульминском уезде не имелось ни одной мусульманской татарской школы, подчиненной либо земству, либо министерству народного просвещения. Так, в 1890-х годах было принято решение об ассигновании 1200 рублей на устройство русско- татарской школы в дер. Альметево Бугульминского уезда, «от каковой население названной деревни отказалось»(23).
Большинство национальных школ были в бедственном положении. В заявлении гласного Бугульминского уездного земства Шакира Латыповича Хакимова 49-му очередному уездному земскому собранию говорится: «Наши дети учатся буквально «на подаяние», в котором принимают участие все решительно слои мусульманского общества: каждый несет свою вольную или невольную лепту. Прежде всего должны платить родители учеников, причем плата колеблется от 25 к. до 1 р. В год с каждого ученика; затем сами ученики, соблюдая невольно установившийся обычай, каждый четверг несут в школу кто 1 коп., кто 2, кто сколько может … сами учителя, если не совсем бесплатно преподают в наших школах, то довольствуются таким небольшим вознаграждением, которое равносильно пожертвованию: … есть школы, где годовая плата учителю 25 руб., есть школы, где преподают муллы совершенно бесплатно потому, что школе нечем платить» (24). Лишь с начала ХХ в. Положение стало изменяться, что было связано с преобразованиями в сфере мусульманского просвещения.
Требования времени, а также успехи и популярность новометодных школ заставляли многих мулл, отказывавшихся до того от земских субсидий, теперь уже самим обращаться к земствам за денежной помощью по содержанию своих школ и об открытии в этих школах русских классов. Так, только в одном 1907 г. было 26 таких прошений по Бугульминскому уезду (25). В прошении указных мулл дер. Минлибаево Бугульминского уезда Мухаметханифа Абдулгалимова и Асылгарея Сахипова говорится: «Желая просвещать детей- мусульман своего прихода русской грамоте, имеем честь покорнейше просить Бугульминскую уездную земскую управу, не найдет ли она возможным открыть при нашей мусульманской школе русский класс на земские средства, кроме школьного здания …» (26). Все эти бесчисленные прошения и заявления заставляли уездные земства обращать внимание на мусульманские школы. Так, в смету на 1908 г. Бугульминским уездным земством было внесено 1600 рублей «на поддержание магометанских школ»(27). В смету на 1914 г. уездная земская управа внесла уже 10000 рублей с условием «чтобы при каждой школе, желающей получить пособие, было избрано два попечителя от общества, в распоряжение которых и под их отчет выдать причитающее по разверстке пособие» (28). По Мензелинскому уезду денежные средства выделенные для татарских школ выглядят так: в 1910 г.- 10000 рублей; 1911 г.- 10000 рублей; 1912 г.- 11960 рублей (29).
Таким образом мектебе и медресе татар Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков в основном повторили тот же путь в своем развитии, что и все народное образование мусульман европейской части России.
Примечания:
1. Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1900, с.ХХ- ХХ1.
2. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания ХХХУ111-й очередной сессии. Мезелинск, 1913, с.586.
3. ГАСО, ф.171, оп.1, д.203, л.48- 51.
4. ЦГИА РБ, ф.295, оп.3, д.5617.
5. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1393, л.18; ЦГИА РБ, ф.187, оп.1, д.412, л.406.
6. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1394, л.387- 393об.
7. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медрессе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензелинск, 1913, с.2- 71.
8. ГАСО, ф.171, оп.1, д.203, л.48.
9. там же, ф.1, оп.1, д.5870, л.29об- 31.
10. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период- Народное образование у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992, с.23.
11. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1792.
12. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.2-71.
13. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1792; Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.77.
14. там же, ф.1, оп.1, д.5870, л.18об- 20.
15. там же, ф.468, оп.1, д.1394, л.387.
16. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания сессий: чрезвычайной- 16 мая, экстренной- 10 сентября и 49 очередной- с 23 октября по 1 ноября 1913 г. Бугульма, 1914, с.220, 222.
17. ГАСО, ф.468, оп.1,д.1792.
18. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.77.
19. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1709, л.40.
20. ЦГИА РБ, ф.187, оп.1, д.522, л.208, 211,212.
21. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1393, л.65.
22. там же, л.23, 29об, 36.
23. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайных на 28 апреля, 11 июля и 18 декабря и ХХХ очередной с 5 по 12 октября. Казань, 1895, с.65.
24. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания. Бугульма, 1914, с.506.
25. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайной на 6 марта и 43 очередной с 16 по 23 ноября 1907 года. Бугульма, 1908, с.646.
26. Журналы с приложениями … Бугульма, 1914, с.433.
27. Журналы с приложениями … Бугульма, 1908, с.662.
28. Журналы с приложениями … Бугульма, 1914, с.509.
29. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания … Мензелинск, 1913, с.588.
В смету 1907 г. на содержание мектебе и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб. (Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. С.-Пб. С.441).
С 1880-х гг. Бугульминская земская управа выделяла ежегодно на высшие татарские школы- медресе в д.Нижние Чершылы, Байряки, Тумутуке, Тайсуганово по 200 руб. на каждую школу. Земская управа отмечала, что «хотя эти школы не имеют определенной программы, но в них преподается чтение и письмо татарское, счетоводство, а главное изучается шариат» (Доклады Бугульминской земской управы ХХ111 очередному Бугульминскому уездному земскому собранию. Бугульма, 1887).
Медресе: история и современность мусульманской школы
Образование в мусульманстве, начальное особенно, организовывается при духовном центре общины, то есть при мечети. Образовательное мусульманское учреждение называется медресе, а для начального образования существует мектеб. В таких начальных школах ранее обучали только мальчиков, но на сегодняшний день это правило изменилось, как и факт принадлежности начальных школ исключительно к мечетям, есть школы или классы для девочек мусульманок.
Об истории развития школьного образования в исламском мире можно посмотреть в данном видео, в котором рассказывается о системе мусульманского школьного и высшего образования для мужчин и женщин в Халифате.
Современные мектебы называют медресе или куттабами, и в них, помимо арабского языка и письменности, изучают арифметику и целый ряд светских дисциплин. Часть таких учреждений на сегодняшний день реорганизовано в школы с полноценным изучением всех дисциплин в соответствие с образовательным стандартом, и изучение Корана является одним из учебных предметов.
Современные мусульманские школы
Как правило, мусульманские школы идут с раздельным преподаванием для женщин и мужчин, в начальных классах допускаются смешанные классы для девочек и мальчиков, но после взросления девушек и парней разделяют, для девушек выделяются специальные женские медресе в отдельных зданиях или разделенных на мужскую и женскую часть.
В мусульманских школах всем этим аспектам уделяется особое внимание. В отличие от обычных школ, они решают также такие проблемы, как школьная форма, поскольку юный мусульманин, находясь в кругу детей-мусульман, не сталкивается с такими психологическими переживаниями, как непонимание со стороны одноклассников в вопросах одежды.
Мусульманские школы в Европе
Современная мусульманская школа для детей в Европе обладает всеми необходимыми образовательными стандартами и является одной из лучших по качеству предоставляемого основного образования. Ниже вы можете посмотреть видео об одной из таких школ в Великобритании.
Мусульманские школы в России
В России мусульманские школы и медресе, также получили популярность и свое развитие, такие школы открыты в Дагестане, Татарстане и Башкортостане, а также других республиках с преимущественным проживанием мусульман, такие школы есть и в крупных городах, таких как Москва. О том чему учат детей в таких школах, вы узнаете из видео ниже, в нем преподаватель медресе рассказывает все аспекты обучения детей-мусульман и образовательных программах в российских медресе.
Образовательная программа в мусульманских школах полностью соответствует традиционной программе образовательного государственного стандарта. Помимо стандартных предметов, в образовательную программу включены такие дисциплины, как изучение Корана, основ Ислама, арабский язык, а также мусульманское право или фикх. На втором году обучения в программу включаются такие предметы, как сира – жизнеописание Пророка Мухаммада ﷺ.
Учебный день продуман до мелочей: школьное питание, включающее завтрак и обед, стандартные уроки и перемены, наличие спортивных секций и кружков, которые по желанию может посещать юный мусульманин. В большинстве учреждений для детей мусульман учебная неделя составляет четыре дня, а пятницу и выходные ребенок проводит дома с родителями.
Воспитательный процесс в начальной школе для детей мусульман организован таким образом, чтобы они учились общаться друг с другом не только на уроках, но и во время общих культурно-массовых мероприятий, праздников, как религиозных, так и светских, в атмосфере дружелюбия, поощрения в добрых делах, взаимоуважения и внимания друг к другу.
На уроках учитель рассказывает и показывает своим поведением пример того, как следует строить свои отношения с окружающими, как должен вести себя мусульманин себя в различных ситуациях, как анализировать и исправлять свои промахи и реагировать на ошибки.
Начальная школа ведет целенаправленную и разностороннюю работу с родителями своих учеников: с родителями проводятся регулярные беседы, чтобы иметь возможность учитывать при организации учебного процесса имеющийся у них религиозный опыт, их взгляды по различным вопросам, обсудить волнующие их вопросы и аспекты, вызывающие сомнение.
Мусульманская школа-гимназия в Киеве
В Украине также функционируют общеобразовательные мусульманские школы, и одной из лучших школ является гимназия в Киеве, которая предоставляет своим выпускникам государственный диплом об окончании обучения. О данной школе, вы можете узнать из данного видео:
Мусульманская школа в Москве
Выбор начального образовательного учреждения для детей – дело важное и ответственное. У мусульман Москвы появилась возможность обучать своих детей в открывшейся в столице первой мусульманской общеобразовательной школе.
В школе «Иман» процесс обучения организован таким образом, что ребенок-мусульманин участвует в полноценном учебном процессе, сочетающем стандартные предметы с изучением Корана, в общении с единоверцами. Воспитательным процессом в школе занимаются учителя с высшим педагогическим образованием и полноценным опытом педагогической работы в хиджабах и няни, которые совершают вместе с детьми намаз, организовано халяльное питание.
Школа открыта по инициативе мусульманской общины «Рисалят» при поддержке своих братьев и сестер, и является полноценным учебным учреждением, в котором обучаются дети всех возрастов периода начальной школы и всех национальностей.
Количество детей в классах – от шести до двенадцати, а всего в школе могут обучаться одновременно пятьдесят учеников. Небольшое количество учеников в классах – важное условие для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного учебного процесса, одного из основополагающих принципов педагогики, от которого напрямую зависит качество образования юного мусульманина. Учитель располагает достаточным количеством времени в течение урока, чтобы уделить внимание каждому ученику, ведь дети усваивают знаний по-разному, в зависимости от своих способностей.
Занятия проходят четыре дня в неделю, а для подвоза детей до школы организован маршрутный автобус.
Обучение в школе «Иман» построено в полном соответствие с ФГОС на базе семейного образования, сочетая в образовательном процессе классические образовательные традиции и новейшие педагогические методики с религиозно-нравственным воспитанием. Современный учебный процесс включает в себя использование компьютерных технологий, интегрированные формы уроков.
Школьная программа грамотно построена на сочетании авторской методики с традиционным преподаванием на основе изучений арабского и английского языков. Русский язык позиционируется здесь как средство общения и укрепления международных связей. Ведется целенаправленная подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ. Для детей организованы дополнительные занятия в мини-группах и по индивидуальному графику.
Организовано религиозное направление в образовании, утвержденное ДУМЕР. Чтению Корана, фикху обучают детей профессиональные преподаватели, так же как и основам нравственности и истории пророков.
Основной принцип работы школы заключается в том, что основная забота верующего мусульманина – это приобретение религиозных знаний. В рамках процесса обучения и воспитательной работы ученики школы регулярно успешно принимают участие в религиозной олимпиаде, конкурсе чтецов Корана, становясь призерами. Для детей организован летний отдых в период каникул в мусульманских оздоровительных лагерях, где в режиме отдыха в сочетании с элементами дополнительного образования, включающего в себя знакомство с вероучением Ислама, рассказами о жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его важной роли в истории человечества, о миссии пророков Аллаха, чтение аятов Корана, и организованным четырехразовым халяльным питанием, а также экскурсионной программой по мусульманским культурным центрам столицы, музеям, панорамам и выставкам, выездами на пикники, они учатся общению друг с другом, уважению к своей культуре и религии, оздоравливаются и готовятся к следующему школьному году.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Из истории духовных образовательных учреждений (мектеб и медресе)
Становление и развитие исламского религиозного образования на Волго-Камье в Средние века происходили под воздействием культурного развития исламского мира, прежде всего Средней Азии, После завоевания Казанского ханства в регионе произошли кардинальные изменения в социальной структуре местного населения. Лишение государственной поддержки, ослабление татарской феодальной прослойки, вынужденное переселение мусульман в сельскую местность и другие факторы способствовали исчезновению учебных заведений, готовящих религиозные кадры.
Медресе представляли собой средние и высшие учебные заведения, готовящие мусульманских духовных лиц, знатоков мусульманского права. Для прохождения полного курса требовалось 10-15 лет. По поводу названии традиционных школ татар известный тюрколог, инспектор татарских, башкирских и киргизских школ в Казанском учебном округе В. В Радлов отмечал, что «у татар восточной России эти названия в разных местах имеют разные значения; так, напр., в Казанской губернии слово мектеб» почти не употребляется, а все школы, и самые маленькие, называются медресами».
Являясь частными или общественными учебными заведениями при мечетях, мектебы и медресе не имели официально утвержденных программ и уставов. За редким исключением в этих школах не было единого определенного курса учения. Каждый мулла-учитель учил тому, что знал сам, и так, как учили его самого. Традиционная программа включала изучение морфологии (сарф) и синтаксиса (наху) арабского языка, логики (мантыйк), философии (хикмат), догматики (калам) и мусульманскою права (фикх). Показателем продвижения шакирда являлись изучаемые книги: учебный курс заключался в изучении в строгой последовательности общепринятых книг, написанных в XI-XVI вв. Основу программы составляло богословие. Общеобразовательных предметов было немного, они носили вспомогательный характер.
Важно отметить, что после присоединения Средней Азии к России авторитет Бухары как центра мусульманской учености резко упал, эталоном для татар стали учебные заведения Османской империи и Египта.
Крупные медресе существовали благодаря или попечению богатых купцов, или вакфам, которые в сельской местности практически отсутствовали. Материальное благосостояние медресе зависело от многих причин: учености мударриса, количества учеников, щедрости благотворителей и т. д. Постоянного и стабильного источника дохода у большинства из них не было. Приходские начальные школы содержались за счет местных жителей, членов поземельной общины.
Татарских девочек, как правило, обучали жены мусульманских духовных лиц, которых называли «остабикэ» или «абыстай». Целью обучения было исключительно религиозно-нравственное воспитание будущих матерей мусульманских семейств, послушных носительниц вековых традиций и нравов ислама- Определенных научно выработанных методов преподавания также не было.
В дореформенный период правительство специально не контролировало мусульманские учебные заведения. Поскольку по закону мектебе и медресе находились «при мечети», они считались в ведении религиозного управления. Ими интересовались исключительно ученые-востоковеды и миссионеры. Поэтому в делопроизводственной документации региональных органов власти дореформенного периода сведения о татарских школах носят случайный и фрагментарный характер.
Лишь после введения «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., установивших правовые основы школьной политики в Казанском и Одесском учебном округах, началось изучение традиционных школ татар. Важно отметить, что татарские школы Волго-Уральского региона в 1874 г. были переданы в ведение Министерства народного просвещения, которое с 1882 г. получило полномочия на контроль их образовательной деятельности. В 1890-е гг. дирекции народных училищ губерний начали собирать статистические и другие сведения о мусульманских школах.
Разработав «Правила» от 26 марта 1870 г., правительство поставило своей целью введение в татарскую национальную систему образования изучение государственного языка и обязало всех детей моложе 16 лет, посещающих мектебе и медресе, обучаться в русских классах при них. Расходы на изучение русского языка предполагалось возложить на самих татар. Предусматривалось также открытие русско-татарских начальных училищ за счет казны. Предполагалось «распространять среди татарского племени русский язык и образование, не порождая подозрений в посягательстве на их веру». Однако полицейские меры при открытии новых школ привели к усилению у местного населения подозрений в искренности намерений правительства. Вмешательство власти в сферу мусульманского образования, которая являлась сокровенной для религиозной общины, способствовали распространению различных слухов. Говорили о намерении правительства сделать обязательным обучение русскому языку для «всех детей мусульман» с последующим закрытием традиционных мусульманских школ. В результате в Волго-Камье русские классы удалось учредить лишь при медресе. Однако когда в 1891 г. был введен русский образовательный ценз для лиц, желающих занять должности имама, хатиба и ахуна, соискатели, как правило, старались заниматься в частных школах, игнорируя русские классы и русско-татарские школы. В начале XX в. в Волго-Камье число русских классов при медресе было настолько мало, что не могло быть и речи о каком-то заметном их влиянии на татарское образование.
В конце XIX в. в Волго-Камье новометодные школы получили распространение главным образом в городах и больших торговых селениях.
Сторонники традиционного обучения считали медресе и мектебе исключительно религиозными школами. Они объявляли ересью не только введение русского языка как учебного предмета, но и замену традиционных религиозных дисциплин другими исламскими науками. С точки зрения старометодистов денежная, организационная и всякая иная помощь конфессиональным школам со стороны немусульманского населения, хотя бы и общественных учреждений, была неприемлема.
Последователи же нового метода призывали единоверцев «осмыслить свою веру, очистить ее от суеверий и невежественных толкований мулл и укрепить свою народность, расширяя область применения родного языка в литературной, научной и религиозной сфере и вообще хлопотать о прогрecce на почве ислама и тюркской народности».
В библиотеках при медресе пытливые шакирды занимались самообразованием, расширяли свои познания. Рукописные книги шакирдов, их конспекты свидетельствуют о том, что они были знакомы с классической литературой Востока, математикой, астрономией, медициной, риторикой, поэтикой, историей, географией. Лучшие медресе обеспечивали высокий уровень подготовки. Из самых крупных и известных медресе Казанской губернии следует назвать Кшкарское медресе в Казанском уезде, Сатышевское медресе в Мамадышском уезде, Акзегитовское медресе в Цивильском уезде.
Медресе в деревне Сатышево располагалось в специально построенном каменном здании. Имелась довольно обширная библиотека, состоящая в основном из рукописных книг. Число шакирдов доходило до трехсот. Медресе в разные годы окончили поэт Миргазиз Забиров (Укмаси), писатель Мухаммед Гали и др.
Медресе в деревне Акзегитово было учреждено в 1870 г. на средства уроженца этой же деревни купца Загидуллы Шафигуллина. Первоначально обучение здесь почти не отличалось от обычных деревенских школ. Но со временем программа преподавания расширилась, в нее вошли, помимо религиозных, и общеобразовательные предметы. Грамота стала изучаться с применением звукового метода, открылся русский класс. Интересен тот факт, что для пропаганды нового метода обучения Шафигуллин устраивал в своем медресе ежегодные публичные экзамены, на которые приглашал почетных мусульман. Результатом явилось открытие нескольких подобных школ в соседних уездах. В медресе обучалось примерно 120 мальчиков. В Акзегитово в также было создано училище для девочек, где преподавались общеобразовательные предметы.
Крупным образовательным центром мусульман было находившееся в деревне Иж-Бобья Вятской губернии новометодное медресе «Буби». В нем преподавались арабский, турецкий и французский языки, всеобщая история, физика, химия, география. Существовал и класс русского я ыка (По словам татар, таких еще центров в России два: один в Казани и )дин в Уфимской губернии». В «Буби» учились и преподавади писатель Наджип Тахтамышев (Думави), поэт, переводчик Даут Губайди, писатель Садри Джалал, педагог, литературовед Джамал Валиди, поэтесса Загира, Байчурина и др.
Именно с медресе «Буби» берет свое начало светское образование девочек. В Волго-Камье это новое социокультурное явление получило распространение, главным образом, в начале XX в. Женские школы были открыты в Чистополе, деревнях Малые Тарханы, Верхняя Корса, Акзегитово, Котаймас (Кышлау) в Казанской губернии, в Бугульме и деревне Каракашлы Бугульминского уезда Самарской губернии.
Последствия политизации «мусульманского вопроса» в начале XX в., официальные обвинения татар в «панисламизме» и «пантюркизме» вызвали действия правительства, направленные против развития новоме-тодных школ, в борьбу с которыми были вовлечены губернская администрация, жандармерия, полиция. Активную поддержку правительству оказывали муллы-кадимисты, православные миссионерские круги. Эти структуры активно участвовали в формировании тенденциозных позиций центральных властей к конфессиональным школам татар и процессу их реформирования.
В годы советской власти мектебе и медресе были закрыты, система религиозного образования была предана забвению.
Из книги «Медресе Казанской губернии второй трети XIX – начала XX в.»